Реализация проекта народные праздники

Реализация проекта «Народные праздники»

Актуальность.

В настоящее время назрела необходимость обращения к истокам народной культуры. Традиции, существовавшие в старину, забылись новым поколением. Поэтому важно познакомить с ними детей, приобщить к истокам народной культуры.

Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство с народными праздниками, исследование современного знания обычаев русского народа среди четвероклассников.

Содержимое разработки

Реализация проекта «Народные праздники»

Учитель начальных классов

МБОУ Бобровская СОШ №1

Целых Надежда Михайловна

В настоящее время назрела необходимость обращения к истокам народной культуры. Традиции, существовавшие в старину, забылись новым поколением. Поэтому важно познакомить с ними детей, приобщить к истокам народной культуры.

Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство с народными праздниками, исследование современного знания обычаев русского народа среди четвероклассников;

Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

Развивать воображение, творческие и актерские способности.

Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.

Дать знания о том, что жизнь предков была тесно связана с природой и строилась на основе народного календаря;

Расширять знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках; о труде и быте крестьян

Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.

Ожидаемый результат: У детей значительно расширятся знания о народных традициях, обычаях, обрядах, народной культуре, праздниках, о том, что жизнь предков строилась на основе народного календаря.

Методы и приёмы:
1. Сбор информации;
2. Работа с литературой;
3. Обработка собранной информации;
4. Творческая работа.

Этапы работы над проектом:

1 этап – подготовительный: определение направлений работы, изучение различных видов источников информации для проекта;

2 этап – исследовательский: поиск накопление и систематизация информации о народных праздниках, традициях их празднования;

3 этап – творческий: участие в мероприятии «Рождественские Святки, колядки», разучивание колядок, народных игр, гаданий, подготовка костюмов и атрибутов к празднику.

4 этап – защита проекта: подготовка презентации проекта, создание печатного проекта, подготовка выступления.

Участники проекта: учащиеся 4 «В» класса МКОУ Бобровская СОШ № 1 и учитель начальных классов Целых Н.М.

Участие в проекте всех учащихся класса и их родителей.

Организация на территории школьного учреждения народного праздника.

Повышение патриотического сознания и интереса к народным праздникам у всех участников проекта.

Привлечение внимания к этой проблеме других людей

1 этап. Подготовительный

Задачи: определение направлений работы, изучение различных видов источников информации для проекта.

Ребята определили направления работы. Они выясняли,, что основными источниками получения информации будут: Интернет, школьная библиотека, городская библиотека, помощь взрослых, особенно, бабушек и дедушек, так как они многое знают о народных праздниках и традициях.

2 этап. Исследовательский

Задачи: накопить и систематизировать информации о народных праздниках, традициях их празднования.

Ребята нашли колядки, информацию о праздниках, сценку для инсценирования « Ожидание Коляды» и распределили роли.

В каждой стране есть общие для всех государственные праздники, но у каждого народа есть свои праздники, которые пришли из глубины веков.

Народные праздники России взаимосвязаны с миром природы, с ее оживанием, расцветанием, сажанием и собиранием щедрого урожая. Все без исключения народные праздники России наполнены традициями, ритуалами, обрядами.

Обычаи, обряды, само проведение праздников передавались из века в век, от старших к младшим, как великая драгоценность, общее богатство, в них русский человек раскрывал свой характер, свою душу, красоту, культуру.

Праздник считался обязательным для всех членов деревенской общины. Праздник предполагал полную свободу от всякой работы. Характерной чертой праздника было многолюдье.

Читайте также:  Серпантин идеи для праздника

В старину на Руси было много различных праздников, большинство из которых были связаны с сезонными изменениями в природе и трудом людей. Издавна год (время, годное для жизни) образно представлялся на Руси в виде круга-колеса, которое движется по ходу солнца. Круг этот делили на 2 половины – зиму и лето.

Лето – пора выращивания урожая, сбора плодов и ягод, сенокос. Самый главный праздник лета – Иван Купала.

Осень – пора сбора урожая, грибов, орехов и ягод – клюквы, брусники. Начинали играть свадьбы. Главный праздник осени – Осенины.

Наступает зима – время вечерних посиделок и работ по дому. Зимой ткали, шили одежду, вышивали, плели лапти, запасали дрова. Главные зимние праздники – Рождество Христово (традиционный праздник)Коляда, Святки, Масленица.

Вот и весна – время весеннего сева. Главный праздник – Радоница. Водили хороводы, проводили девичьи обряды. Среди них был главный праздник, обладавший, с точки зрения крестьян, наибольшей сакральной силой, — Пасха.

Праздники великие: Рождество, Троица, Масленица, Иванов и Петров дни и малые праздники, еще их называли полупраздники, были связаны с началом разного рода крестьянских работ: первый день сева зерновых, заготовка на зиму капусты и другие. К праздникам, не связанным с церковной традицией, относились святки, Масленица, заветные праздники — в память о каком-либо деревенском событии, чаще трагическом, в надежде умилостивить природу, божество, а также различные мужские, женские и молодежные праздники

Рождество Христово — это один из главных церковных праздников.

С Рождества (7 января) по Крещение (19 января) на Руси праздновались Святки.
Зимние святки начинались с колядования. Молодежь рядилась и обходила все дома в деревне со святочными песнями. Коляда и Овсень — мифологические персонажи песен — должны были принести крестьянам обильный урожай и домашнее счастье.

Пожалуй, самым веселым праздником на Руси можно назвать Масленицу.

Масленичные обряды очень необычны и интересны, так как они сочетают в себе завершение периода зимних праздничных ритуалов и открытие нового, весеннего периода праздников и обрядов, которые должны были способствовать получению богатого урожая. Масленицу справляют целую неделю перед Великим постом. Причем каждый день Масленичной недели был посвящен особым ритуалам.

Понедельник — встреча. Встречали Масленицу. Наряжали ее чучело и возили по улице. Начинали выпекать первые блины.

Вторник — заигрыш. Устраивались различные игры и забавы. Молодежь каталась с гор и ходила по утрам в гости на блины. Женихи присматривали невест, заигрывали с девушками.

Среда — лакомка. Тещи приглашали зятьев к себе на блины.

Четверг — перелом, разгул, широкий четверг. В этот день по обычаю устраивались кулачные бои или «стенка на стенку».

Пятница — тещины вечерки. Зятья зовут на блины своих тещ, стараются угостить их как можно лучше.

Суббота — золовкины посиделки. Молодая невестка одаривает золовок подарками, приглашает в гости родню мужа.

Воскресенье — проводы и целовальник.

22 марта, в день весеннего равноденствия, не было такого уголка в России, где не пеклись жаворонки, чувильки и другие печенья в форме птиц, закличками и печеными жаворонками призывали приход весны.

Иван Купала — это главный летний праздник народного календаря. Он отмечается 7 июля. В старину наши предки шли купаться в реки, пруды, озера. Считалось, что вода избавляет от всего злого, вредного, нечистого. Затем разводили костры, устраивали хороводы, собирали лечебные растения.

В Купальскую ночь искали заветный цветок – папоротник, который цвел в эту ночь всего 3 минуты и на нем распускалось три цветка.

3 этап – творческий: участие в мероприятии «Рождественские Святки, колядки», разучивание колядок, народных игр, гаданий, подготовка костюмов и атрибутов к празднику.

Учащиеся хорошо подготовились к мероприятию.

Первая группа подготовила рисунки о народном празднике.

Вторая-разучила колядки, третья — рассказала историю празднования этого праздника и его традиции.

Читайте также:  Праздник от всей души для пожилых людей сценарий

Четвёртая группа разучила и провела с ребятами игры, в которые традиционно играл наш народ на Колядки.(Приложение №1.Описание игр.)

Пятая группа показала сценку «Ожидание Коляды». Все ребята, с помощью родителей, активно и творчески подошли к процессу.

Праздник получился ярким и запоминающимся

Мы провели анкетирование учащихся 4 классов, с целью выяснения знаний о народных сезонных праздниках и их традициях.

Были заданы вопросы:

1.Какие народные праздники вы знаете?

2. Когда они празднуются?

3. Что вы знаете о традициях этих праздников?

В результате анкетирования получились следующие результаты:

Самым известным народным праздником является Масленица

О традициях народных праздников ребята знают немного.

О времени празднования не знает практически никто из опрошенных

В своём классе мы тоже провели анкетирование до праздничного мероприятия и после него.

Работая над проектом мы осознали для себя, что малая Родина, это не только ее география, история, экономика, но и обычаи, традиции, обряды, что принято называть, — духовная жизнь народа.

Народные сезонные праздники зависят от времени года.

Чтобы полюбить свой народ, чтобы понять смысл вековых традиций и обычаев надо изучать ее истоки.

Если мы не будем изучать и почитать традиции своих предков, то через несколько десятков лет просто потеряем свою культуру, а значит и уважение других народов.

Игра «Золотые ворота»

Из участников игры выбираются двое. Они будут «солнцем» и «луной» («месяцем»). Затем «солнце» и «месяц» становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». Дети, изображающие «ворота», говорят:

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй раз – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто остался в них. Чтобы не быть пойманным, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива.

Попавшегося спрашивают, на чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Игрок выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и игра продолжается до последнего. Когда все распределены, группы устраивают перетягивание каната.

Выбирается Яша. Он встаёт в центр, ему завязывают глаза.

Все идут по кругу и поют:

-Сиди, сиди, Яша под ореховым кустом,

Грызи, грызи, Яша, орешки калёные,

Далее говорят, хлопая в ладоши:

-Где твоя невеста, и в чём она одета?

-Как её зовут и откуда привезут?

Яша в это время крутится на месте, по окончании идёт наугад, выбирает кого-нибудь и выводит в середину. Необходимо узнать, кто перед ним, назвать имя.

Игра «Веселые музыканты»

Под любую мелодию из двух частей дети играют на музыкальных инструментах (погремушках, румбах, колокольчиках и др.) Водящий дирижирует. С окончанием первой части дети, положив инструменты на пол, бегут по кругу. Водящий становится в общий круг и бежит вместе с детьми. По окончанию музыки играющие быстро разбирают инструменты. Дирижером становится тот, кому инструмента не досталось.

Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра.

Игра «Гори-гори ясно» («Горелки»)

Чтобы не погасло

Дети берутся за руки, образуя пары. Пары стоят одна за другой «ручейком».

Читайте также:  Научные праздники во 2 классе

Впереди «ручейка», в нескольких шагах, стоит ведущий с платком в руках. По окончанию песни дети, стоящие последней парой размыкают руки и разбегаются вдоль «ручейка».

Бегут поодиночке к ведущему стараясь выхватить платок. Первый, кому это удалось сделать, остаётся с платком в роли ведущего, а двое остальных (бывший ведущий и тот, кто не успел выхватить платок) образуют пару и становятся первыми в ручейке. Игра продолжается со следующей парой детей.

Источник статьи: http://compedu.ru/publication/realizatsiia-proekta-narodnye-prazdniki.html

Межпоселенческий проект « Народные праздники»

Муниципальное учреждение культуры

« Троицко — Печорский районный дом культуры»

Название проекта – Народные праздники

Проектная линия — Сохранение и развитие народных праздников

Исполнители проекта — МУК Троицко — Печорский РДК, структурные подразделения

Срок выполнения проекта – 2014-2015гг

География проекта — муниципальный район «Троицко-Печорский»

Введение. Актуальность проекта ………………………стр 2 Цели и задачи проекта ……………………………………стр 3 План реализации проекта ………………………………. стр 3 Прогноз результатов ……………………………………..стр 6

В богатейшем наследии народов мира особое место занимают народные праздники, отражающие стройную систему народных верований, мифологические представления, выражающие незримые связи между человеком и природой.

Праздники, обряды, обычаи, танцы, музыка и другие аспекты национальных культур помогают людям постигать не только собственную историю, но и секреты человеческого мышления, многовековые сокровенные чаяния народов. Они играют огромную роль в становлении духовного развития человека.

Культура народного праздника воспитывает каждую личность и весь коллектив, учит людей умению выражать чувство солидарности. Праздник поднимает настроение, концентрирует творческую энергию масс, выражает коллективные эмоции. Аккумулируя их, праздник раскрывает истинные, идеальные устремления людей. Здесь каждый человек — исполнитель и зритель, творец и участник особой жизни со своими формами коллективного поведения, обусловленного традициями, обычаями, ритуалами, церемониями и обрядами.

1. Актуальность проекта.

Народные сельские праздники были освещены вековыми традициями. В силу объективных и субъективных причин большая часть духовного наследия и предметов народной праздничной культуры оказалась утрачена. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейших пластов народной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохранения традиций народных праздников приобретает важный характер.

Без прошлого – нет будущего. И мы, работники культуры, обязаны сохранять, приумножать традиции, обряды своего народа. И доносить в доступной форме людям разных национальностей и возрастов на доступных населению ресурсах.

Сегодня для нас становится очевидным, что необходимо в корне изменить отношение к позитивному духовному наследию предшествующих поколений. Заложенный в традиционных обычаях и обрядах огромный гуманистический потенциал может стать фундаментом нравственного и духовного воспитания молодежи, привития ей устойчивых моделей поведения и общения, культурных норм и ценностей. Одним из способов достижения этих целей может быть проведение народных, обрядовых праздников, что будет способствовать пробуждению интереса и внимания к ним подрастающего поколения, передаче духовных ценностей от одного поколения к другому

Необходимо также информационное сопровождение этого вида деятельности через размещение информационных материалов и статей в печатных и электронных средствах массовой информации. Развитие современных технологий в практике работы учреждений культуры позволит создать электронные каталоги и фонды информационных материалов о культурных процессах, происходящих на территории района.

2. Цели задачи проекта

* Изучение, сохранение и развитие культурного наследия посредством проведение работы по исследованию основных направлений, видов, жанров и форм региональной народной художественной культуры. Популяризация ее при проведении народных праздников.

* Приобщение населения к сохранению нематериального культурного наследия, повышение интереса к народным праздникам, возрождению традиций и обычаев.

* Расширение знаний о традиции празднования традиционных народных праздников;

* Развитие элементов русского национального характера, основ национального самосознания, духовности, пробуждение чувства национального достоинства;

Источник статьи: http://pandia.ru/text/80/453/94794.php

Оцените статью
Adblock
detector