- РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАЗДНИКОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ
- Просмотр содержимого документа «РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАЗДНИКОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ»
- Методические рекомендации воспитателям при подготовке и проведении праздников и утренников
- Методические рекомендации воспитателям при подготовке и проведении праздников и утренников
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАЗДНИКОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ
Праздники, которые отмечаются в детском саду, имеют свои цели и задачи. 1. Главное — это создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем, сформировать праздничную культуру.
Просмотр содержимого документа
«РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАЗДНИКОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ»
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАЗДНИКОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ
Праздники, которые отмечаются в детском саду, имеют свои цели и задачи. 1. Главное — это создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем, сформировать праздничную культуру.
2. Немаловажное значение имеет личная ответственность малыша за какую-либо часть праздника.
3. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству; на основе этого интереса формируются их моральные и нравственные качества, художественный вкус. Деятельность в предпраздничные дни и в момент празднования какого-либо события сплачивает детей и взрослых, между которыми возникает полезное сотрудничество.
4. Важно, чтобы ребенок не был пассивным созерцателем, наблюдателем и слушателем. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям; способствовать желанию ребят участвовать в играх, танцах, инсценировках, принимать активное участие в процессе оформления зала, группы и других помещений детского сада.
5. При организации праздников следует соблюдать принципы, которые характерны для русского досуга, — душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие их творческих сил, выражение коллективного строя жизни, состояние всеобщей гармонии.
6.Для того чтобы сформировать праздничную культуру, взрослые должны вызвать у ребенка интерес к предстоящему празднику, наметить совместные действия всего коллектива дошкольного учреждения и детей так, чтобы предстоящий праздничный день прошел весело и интересно.
7. В первую очередь следует продумать программу праздника. В ее составлении принимают участие все члены коллектива: музыкальный работник, воспитатель, старший воспитатель, заведующая и т.д.
8. Программу составляют таким образом, чтобы в нее можно было внести изменения. Обсуждается и утверждается программа на педагогическом совете, где уточняются обязанности членов коллектива, выбирается ведущий, который изучает программу праздника, посещает занятия, учит песни и танцы.
9. Ведущий, музыкальный руководитель и воспитатель вместе обдумывают программу праздника, расположение детей, последовательность детских выступлений и сюрпризных моментов. К сожалению, иногда подготовка сводится к бесконечным репетициям, что отрицательно сказывается на ходе самого праздника: у детей пропадает интерес, появляются безразличие и скука. Репетиции, как правило, не нужны, если ведется планомерная последовательная педагогическая работа.
10. Очень важна в процессе праздника роль ведущего. Он как бы объединяет детей и взрослых, создает хорошее настроение, быстро ориентируется в том, что происходит, и оживляет весь праздник. Ведущий должен владеть хорошей литературной речью, уметь шутить и, что особенно важно, быть эмоциональным и находчивым, искренним, веселым, естественным и жизнерадостным. Если в коллективе нет сотрудников, которые могли бы исполнять роль ведущих, то можно составить программу праздника таким образом, что в роли ведущих выступят дети вместе с музыкальным руководителем. Этот вариант, может использоваться в старших группах детского сада.
11. Очень важно привлекать детей к оформлению зала и группы, использовать их рисунки, поделки. Это способствует воспитанию художественного вкуса, развитию интереса к продуктивной деятельности (рисованию, аппликации, конструированию и т.д.).
12. Среди практиков существует мнение, что лучше не приглашать на праздник родителей, так как дети в этом случае чувствуют себя спокойнее. Это спорный вопрос. Лучше всего, если на празднике будут приглашены гости, которые станут активными участниками веселья. Совместные переживания детей и взрослых сближают их; родители узнают о способностях и возможностях своего ребенка и в будущем смогут помочь ему стать интересным и активным школьником. В свою очередь дети чувствуют, что их любят, родители заботятся о них, интересуются ими и стремятся помочь.
13. При оформлении помещения к празднику следует помнить об основных правилах.
-отвечать содержанию праздника, быть художественным и понятным для детей;
-развивать художественно-эстетический вкус;
-создавать радостное настроение, вызывать чувство интереса к предстоящим событиям.
14. При подготовке к празднику нужно обеспечить выполнение санитарно-гигиенических правил (уборка помещения, организация праздничного обеда).
15. Кроме того, желательно, чтобы в дошкольном учреждении в этот день были праздничный завтрак, обед и полдник. Это позволит сформировать у детей навыки соблюдения правил этикета праздничного «застолья», в соответствии с которыми положено, чтобы стол был покрыт скатертью, празднично сервирован и т.д.
16. Музыкальный руководитель, воспитатель и руководитель дошкольного учреждения обязательно проводят перед праздником предварительную работу с родителями. В беседах они обращают внимание мам, пап, бабушек и дедушек на то, что не все дети на праздничном утреннике читают стихи: существует очередность, и в течение года каждый ребенок обязательно выступит персонально. Кроме того, часто родители приходят на праздник с видеокамерой и иногда мешают общему веселью своим некорректным поведением.
17. Заведующая детским садом может поручить одному из родителей (сотрудников), владеющему технологией видеосъемок, осуществить видеозапись праздника, а затем остальные родители смогут переписать ее для себя. Родители могут помогать в пошиве костюмов для детей, в приобретении подарков, оформлении зала и т. д.
18. Праздник имеет для детей очень большое значение, поэтому важно серьезно, вдумчиво отнестись к его содержанию. Весь отобранный материал должен быть доступен детям; следует учитывать возможности каждого ребенка и группы в целом и не перегружать праздник трудными произведениями; помнить, что праздник проводится для детей, и они являются его активными участниками.
19. При составлении сценария праздника на любую тему нужно обеспечить:
-яркое и торжественное начало праздника;
-развертывание сюжета праздника, где отражается основная идея,
-предусматриваются детские выступления, инсценирование сказок,
-сюрпризные моменты, игры, песни, танцы, чтение стихов, которые
идут по линии увеличения эмоционального подъема;
-кульминацию, в конце которой, как правило, вручаются подарки,
которые всегда усиливают эмоциональное состояние детей (их следует раздавать быстро, но без суеты, сохраняя хорошее настроение).
20. Музыкальный руководитель, воспитатель или педагог продумывают, где дети будут сидеть, переодеваться, где будут расположены праздничные атрибуты. Все должно быть рассчитано так, чтобы праздник не затягивался по «техническим» причинам.
21. Обычно длительность праздника в старших группах составляет 45-50 минут, в младших группах — 30 минут. Достаточно сложно объединить на утреннике детей разных возрастов (малыши быстро утомляются, им тяжело принимать участие в праздниках, где действие длится 50-60 минут).
22. При составлении сценария и отборе произведений для исполнения следует использовать песни, танцы, игры, которые дети хорошо знают, а при исполнении получают удовольствие.
23. При подборе песен надо учитывать направленность праздника. Сейчас появилось очень много произведений современных композиторов, но не всегда их песни по своей музыкальной фактуре доступны детям, не имеющим достаточных певческих навыков. Целесообразнее подбирать более простые по музыкальной фактуре песни, чтобы дети смогли их исполнить на высоком уровне. Их количество зависит от сценария праздника: в среднем не более 4-5 песен.
24. Особое внимание следует уделить использованию на празднике аудиозаписей. Чрезмерное количество фонограммы отрицательно сказывается на формировании детского слуха, так как нередко записи бывают низкого качества. Кроме того, каждое произведение записано в авторском исполнении, и не всегда дети могут почувствовать, как следует его исполнять, а воспитатель вынужден при помощи счета, движений рук, голосом помогать им. На праздниках лучше всего использовать «живую» музыку. Живое исполнение положительно влияет на формирование музыкального вкуса.
25. Использовать аудиозаписи нужно умеренно, осторожно и грамотно в начале или конце праздника, при выходе сказочных героев, роли которых исполняют взрослые, в сюрпризных моментах. Включая в сценарий праздника выступления взрослых, следует помнить, что праздник — это не спектакль, а общее веселье, где активность принадлежит детям. Воспитатель может исполнить только ту роль, которая недоступна ребенку по своей сложности исполнения.
26. Исполнение роли взрослым должно быть эмоциональным и художественным, чтобы дети получили яркое впечатление от сказочного героя.
27. Особое внимание следует уделить играм и танцам. Очень интересны для детей игры, в которых присутствуют соревновательные моменты, участвуют взрослые, мамы, папы, старшие сестры и братья. Используя игры, нужно помнить, что они являются частью сценария и должны сочетаться с содержанием праздника. В программу обязательно входят пляски, хороводы, народные и бальные танцы. Их направленность зависит от содержания праздника.
28. В практике работы детских садов часто используются старинные и современные танцы. Используя их, необходимо вести предварительную работу по ознакомлению детей с содержанием танца, его основной идеей и затем — детально отработать движения и продумать костюмы для танцующих.
29. Сольные танцы, которые исполняются взрослыми, будут ярким сюрпризом для детей. На праздниках, как правило, исполняется два общих танца и в зависимости от сценария два-три сольных. Следует помнить, что дети любят играть и танцевать вместе со взрослыми, при этом веселье становится всеобщим.
30. При выборе стихов надо помнить, что длинные, трудные стихотворения не украшают праздник, а чаще всего затягивают его и вносят скуку. Стихи должны быть небольшими, соответствующими содержанию праздника и возрасту детей, высокохудожественными. Использование в праздничной программе инсценированных сказок, рассказов, пьес, стихов вносит в действие элемент театрализации. В театрализованных представлениях обязательно должны участвовать дети. Их непосредственность, искренность и увлеченность исполнения украшают праздник.
НУЖНО ПОМНИТЬ ВСЕГДА, ЧТО ХОРОШИЙ ПРАЗДНИК – ЭТО ПРАЗДНИК ВЕСЁЛЫЙ, ИНТЕРЕСНЫЙ, НАДОЛГО ОСТАВЛЯЮЩИЙ У ДЕТЕЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ.
Источник статьи: http://multiurok.ru/files/riekomiendatsii-piedagogam-po-proviedieniiu-prazdn.html
Методические рекомендации воспитателям при подготовке и проведении праздников и утренников
Методические рекомендации воспитателям при подготовке и проведении праздников и утренников
Подготовка к празднику имеет огромное значение для формирования общей культуры ребенка: он получает знания; знакомится с традициями и обычаями, учится сохранять их; постепенно приобретает навыки и умения в организации праздничного веселья. Для того чтобы сформировать праздничную культуру, взрослые должны вызывать у ребенка интерес к предстоящему празднику, наметить совместные действия всего коллектива дошкольного учреждения и детей так, чтобы предстоящий праздничный день прошел весело и интересно.
Цели организации праздника:
- реализация возможностей каждого ребенка (открыть в себе новые способности и таланты, развивать уже имеющиеся навыки);
- развитие таких психических процессов у детей как активность, уверенность в себе, умение работать в коллективе.
- воспитание моральных, нравственных, патриотических качеств.
Задачи воспитателя при проведении утренника:
Музыкально – исполнительские: знать проблемные для детей места в песнях, стихотворениях (подсказать начало следующего куплета, четверостишия).
Организационные: уметь организовать выход детей на номер, посадку, перестроения, проведение игр и хороводов, вынос-раздачу-уборку атрибутов; уметь выбрать собственную правильную позицию на «сцене» при проведении каждого номера, распределить обязанности ведущего и помощника ведущего.
Эмоционально – речевые: создать воображаемую ситуацию, эмоциональную атмосферу утренника – этому способствует выразительная речь ведущего с разнообразными интонациями, выделением смысловых акцентов. Указания детям даются с повелительной формы глаголов («встаньте», «пройдите», «сядьте», вместо бытующих «встали», «прошли», «сели») — это связано с тем, что дошкольники, особенно младшие, не воспринимают указания в прошедшем времени как обращенные лично к себе.
Коммуникативные: общение взрослого со взрослым (взаимодействие со вторым воспитателем, персонажами, родителями); общение взрослого с ребенком – умение видеть проблемы каждого ребенка и умение оказать вовремя помощь, организация правильного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми, доброжелательное отношение к каждому ребенку, высказывание только положительных оценок.
Этапы работы по организации праздника:
- Работа над сценарием
- Предварительное знакомство детей с утренником
- Репетиции
- Проведение утренника
- Подведение итогов
Работа над сценарием
Работа над праздником начинается со сценария. Педагог работает по готовому сценарию, предложенному музыкальным руководителем. Но во время болезни музыкального руководителя, он может и сам активно и творчески участвовать в составлении сценария, подбирать произведения для инсценировок, спектаклей, стихи, переклички и даже музыкальные произведения к данному сценарию. Творческий педагог использует сценарий по своему, глубоко осмысливает, анализирует, пропускает «через себя», используя свой опыт, дополняя уточнениями, собственными разработками и импровизациями.
Предварительная работа
Следующим этапом является предварительная работа: чтение произведения, по которому будет происходить инсценировка или театрализация, обсуждаются характеры персонажей. Ребенку важно создать мотивацию для того, чтобы появилась потребность в реализации своих творческих возможностей.
Затем воспитатель проводит пробы детей на различные роли, распределение ролей. Необходимо не перегружать детей, не навязывать своего мнения, предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных. Огромное значение имеют конкурсы на лучшее проигрывание той или иной роли. Составляя сценарий, опытный педагог заранее может разглядеть в ребенке того или иного персонажа. В группе всегда есть дети, которые легче и быстрее других усваивают программный материал. Таким детям можно давать более сложные стихи или роли, а также индивидуальные номера.
Репетиции
Весь репертуар воспитатель разучивает с группой детей (песни, стихи), чтобы в случае болезни ребенка, другой смог его заменить. ЗАПРЕЩЕНО раздавать стихи родителям воспитанников для их заучивания с детьми дома, т.к. проведение утренника – совместная работа воспитателя, музыкального руководителя и др. Не стоит перекладывать работу воспитателя на родителей воспитанников.
При выборе стихов надо помнить, что длинные, трудные стихотворения не украшают праздник, а чаще всего затягивают его и вносят скуку. Стихи должны быть небольшими, соответствующими содержанию праздника и возрасту детей, высокохудожественными.
После распределения ролей начинается индивидуальная и коллективная работа с детьми:
— над выразительным прочтением стихов
— по заучиванию текстов песен
— над отдельными эпизодами.
Речевая деятельность совершенствуется посредством чтения стихотворений, исполнения песен, театральной деятельности (разыгрывания сценок, сказок), способствует развитию воображения, творчества, обогащению словарного запаса.
В структуру праздника, утренника обязательно включаются различные сюрпризные моменты, игры. Для того чтобы поддерживать внимание детей важно давать им возможность поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей.
Чтобы у малышей не угас интерес к празднику, не стоит проводить несколько полномасштабных репетиций, лучше всего отшлифовать программу утренника по номерам, и только в преддверии самого праздника провести генеральную репетицию. Так у детей не будет ощущения, что уже все было.
Педагог не должен приходить на репетицию не подготовленным. Воспитатель знает ход сценария, знает слова песен, последовательность танцевальных движений. Чтобы обучить педагогов, музыкальный руководитель проводит индивидуальные консультации.
Младшие воспитатели – активные помощники в подготовке утренника и на репетициях.
Проведение праздника
Утренники проходят в музыкальном зале, который украшен в соответствии с конкретным праздником. Имеют основу (это может быть сказка или путешествие) и программу (чтение стихов, различные представления, песни, танцевальные номера, награждения, чаепитие и т.д.) но, несмотря на схожесть, все, же все праздники разные, разные дети год от года, и готовиться к ним нужно по-разному.
Работа с родителями
Пожалуй, ничто так не сближает родителей и детей, как традиционные совместные праздники и утренники. Серьезные лица родителей изменяются, они на время возвращаются в детство. В зале слышен смех, и все счастливы — дети, родители, сотрудники.
Общение между родителями и воспитателем в процессе подготовки к утреннику происходят регулярно:
— обращается за помощью по пошиву и изготовлению костюмов;
— родители предлагают свои идеи по костюмам, атрибутам;
— активно участвуют в оформлении группы и зала к праздникам;
— участие родителей в роли персонажей, а т.ж. в конкурсах, в играх непосредственно на утреннике;
— последнее время стало необходимым напоминать родителям о культуре поведения на утреннике (не опаздывать в зал, иметь при себе сменную обувь и др.).
Музыкальный руководитель и воспитатель обязательно проводят перед праздником предварительную работу с родителями, что не все дети на празднике читают стихи: существует очередность, и в течение года каждый ребенок обязательно выступит персонально.
Педагог и родители готовят основную часть костюмов, необходимых для выступления на празднике. Если заранее не выяснить, чьи родители не смогут присутствовать на утреннике и помочь детям в переодевании, то можно оказаться в очень неприятной ситуации, когда большая часть детей путается в костюмах и теряет от них какие-то части. Кроме того, воспитатель выясняет, из каких деталей состоит костюм ребенка. Сейчас стало модно приходить на новогодний бал в костюмах Человека-паука, Бетмена и пр. Ребенок ужасно себя чувствует в маске, накладных деталях. В зале, где собралось много народу он может упасть в обморок. Помните, что воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье детей и на утреннике. Кроме того, нелепо выглядит «Черепашка Ниндзя» читающий стихотворение.
Проведение утренника также проходит при участии родителей: создаются видеозаписи, фотоальбомы. В книге отзывов родители могут записать свои впечатления, пожелания. В конце года, на выпускном вечере, дети, игравшие роли в утренниках чаще всего, интереснее, награждаются дипломами.
Если ребенок прирожденный актер, ему все равно необходимо родительское внимание и бурные аплодисменты.
Оформление зала:
— отвечает содержанию праздника, понятно для детей;
— развивает художественно – эстетический вкус;
— создает радостное настроение, вызывает чувство интереса к предстоящим событиям.
Методика подготовки воспитателя к проведению утренника включает три этапа.
1-этап: «воспитатель как ребенок» (первые 4-5 недель подготовки к утреннику). Музыкальный руководитель учит, а воспитатель делает то же, что и дети: разучивает мелодию и тексты песен, движения и перестроения в танцах, правила игр, партии оркестра. Времени на это у воспитателя -4 занятия, или 2 часа. Цель – понять изнутри музыкально-исполнительские трудности детей, чтобы успеть вовремя оказать им помощь на утреннике.
2-этап: «воспитатель как ведущий» (6-7 неделя подготовки утренника). Воспитатель знает весь репертуар, распределяет детей по подгруппам на занятии, руководит построениями- перестроениями, т.е. готовит себя и детей к проведению утренника. Цель – понять и решать организационно-сценические и коммуникативные проблемы.
3-этап: «воспитатель как актер» (за неделю до утренника). Музыкальный руководитель может давать новый, не связанный с проведением репертуар (чтобы праздничный репертуар не надоел детям), работая больше с подгруппами детей. Воспитатели осваивают без детей методику проведения утренника, распределение обязанностей, взаимодействие с персонажами. Цель – работа над решением собственных сценических, речевых организационных проблем. На этом этапе надо обязательно вслух проговорить всю свою роль, особенно стихотворные тексты и инструкции-указания, адресованные детям. На репетиции двух воспитателей перед утренником необходимо определить, что и куда положить из атрибутов, кто и что будет раздавать, кто и где будет стоять, как перемещаться, где разложить «подсказки» в зале.
Если на всех трех этапах воспитатель проявляет внимание, заинтересованность во время музыкальных занятий, видит перспективу возможных проблем и пути их решения, тогда праздник пройдет без стресса как для детей, так и для воспитателей и, конечно же, для музыкального руководителя.
Подведение итогов
О подготовке утренника можно судить по разговорам детей после утренника, по их рисункам, по тому, как долго дети вспоминают персонажей инсценировки, те или иные песни.
Можно провести после утренника с детьми обсуждение понравившихся и непонравившихся моментов. Многие дети видят огрехи в своем выступлении и отмечают плохое поведение других. Главное, чтобы обсуждение утренника велось в радостном ключе и у ребенка сохранилось ощущение праздника.
Вывод
В идеале утренник должен быть итогом занятий музыкального руководителя, воспитателей и младшего воспитателя, а т.ж. всех специалистов, работающих с детьми данной группы – тогда это станет подлинно «кровным» делом каждого.
Источник статьи: http://pinaeva-ds4himki.edumsko.ru/articles/post/932731