Религиозные праздники конспект урока

Конспект урока ОРКСЭ «Календари религий мира. Праздники в религиях мира»
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)

Конспект урока ОРКСЭ «Календари религий мира. Праздники в религиях мира» для 4 класса

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka.docx 22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока ОРКСЭ «Календари религий мира. Праздники в религиях мира»

Цель урока : ознакомление с особенностями праздников разных религиозных культур.

  • Организовать работу с разными источниками информации для углубленного знакомства с традициями религозных праздников. Проанализировать схожесть некоторых праздников с точки зрения происхождения, традиций празднования, современной интепретации.
  • Создать условия для самостоятельного планирования и выбора альтернативных путей решения творческого задания.
  • Развить навык работы с пользовательским компьютером, навыки стендовой презентации, театрализации и интервью.

— Посмотрите фрагмент мультфильма и дайте ему название. (Мультфильм «Смешарики. Красный день календаря»)

— Подумайте, как праздник может быть связан с нашим предметом?

У каждого свое есть бога почитание.

Один спешит в мечеть поклоны бить.

Другой, отправить Будде жаркие воззвания.

А третий всех богов готов за все молить.

И люди те, какие верят свято,

Ждут праздника и жертвуют собой.

У каждого из них, запомните, ребята,

Религия своя, и праздник тоже свой.

— Попробуйте сформулировать тему нашего урока .

— Какие религиозные праздники вы знаете?

— Вы назвали в основном христианские праздники. А знаете ли вы праздники других религий?

— Зачем нам знать праздники разных религий?

2. Открытие новых знаний

Предлагаю узнать о самых главных религиозных праздниках в традиционных религиях.

— Для этого мы раделились на 4 группы. Собрав разрезной символ, вы поймете, о празднике какой религии вы сегодня узнаете.

-1 группа: Иудаизм

— 2 группа: Христианство

— 4 группа: Буддизм (символы на слайды)

— О чем можно узнать при ознакомлении с религиозными праздниками? (кластер на доске)

— Откуда мы можем на нашем уроке узнать об особенностях праздников?

— Действительно, источники информации могут быть разные.

1. Так, группа буддистов узнает о традициях своего праздника, просмотрев видеоролик.

2. Группа христиан попробует с помощью иллюстративного материала и, опираясь на свой жизненный опыт, узнать особенности вашего праздника.

3. Третья группа иудеев познакомится с презентацией из интернета и узнает традиции своего праздника.

4. Группе мусульман предстоит ознакомиться с традициями из письменных источников.

— Ну, а если случится так, что информации недостаточно, то вы можете обратиться в «скорую помощь» — GUGL, сказав волшебные слова «ok gugl»

— Распределите в вашей группе роли, кто о какой особенности праздника будет рассказывать. Старайтесь кратко, но понятно сформулировать полученную информацию. Напомните, на какие особенности праздника нужно обратить внимание.

— Оказывается, не только найти информацию, но и представить ее можно по-разному.

— Так, группа буддистов попробует представить себя корреспондентами и продемонстрировать рассказ о своем празднике в форме интервью или репортажа.

— А группа христиан представит нам свой рассказ в виде стендовой презентации, создав афишу, используя иллюстративный материал.

— Иудеи подготовят самопрезентацию своего праздника.

— Группе мусульман предстоит сегодня разыграть миниспектакль, поведав нам о своем празднике.

— Прочитайте инструкцию к выполнению творческой работы. Время для ее выполнения 5-7 минут.

3. Представления творческих проектов

-1 группа : Иудаизм – ПЕСАХ (слайд)

— Напомните, в честь какого события появился этот праздник?

— Ребята, а что вас особенно поразило или удивило в традициях этого праздника?

— 2 группа: Христианство – ПАСХА (слайд)

— Почему вы рассказывали именно об этом празднике?

— Назовите главный символ Пасхи и пасхальное приветствие.

Физминутка : (пасхальная игра с движениями)

Словно яркая раскраска,
К нам домой явилась пасха.
Принесла в своём лукошке,
Яйца, булочки, лепёшки,
Пироги, блины и чай.
Пасху весело встречай!

— 3 группа: Буддизм – САГААЛГАН (слайд)

— Какова особенность продуктов к праздничному столу в Сагаалган?

— Что для вас было трудным при подготовке интервью?

— 4 группа: Ислам – КУРБАН-БАЙРАМ (слайд)

— Что вам особенно понравилось в выступлении ваших одноклассников?

4. Этап первичного закрепления

Мы узнали о четырех праздниках религий России. Давайте проверим, как вы запомнили их, предлагаю поиграть в игру «Угадай праздник». Посмотрев на слайды, определите праздник и покажите сигнальными карточками, к какой религии он принадлежит.

— Что отличает все эти праздники?

— Что их объединяет?

— Почему, мы жители России говорили сегодня праздниках разных религий?

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,

Русский, татарин, башкир и якут.

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы друзья.

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые трудности мы осилим

И только в единстве сила России.

Символом единства для всех религий и народов является круг

Так давайте и мы встанем в большой круг и возьмемся за руки! (под песню «Так давайте устроим большой хоровод»)

— Ребята, я благодарю вас за работу на уроке!

5. Домашнее задание

А для тех, кто хотел бы на следующем уроке рассказать о других религиозных праздниках, я приготовила их названия.

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2021/01/27/konspekt-uroka-orkse-kalendari-religiy-mira-prazdniki-v-religiyah

Методическая разработка урока по теме «Календарь и религиозные праздники» (ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс)
методическая разработка (орксэ, 4 класс) по теме

Знакомство с солнечным, лунным и юлианским календарями ; с празднованием Нового года в разных мировых религиях.

Скачать:

Вложение Размер
план-конспект урока 65.5 КБ
Презентация 2.38 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю «Основы мировых религиозных культур».

Автор: учитель начальных классов, Демидова Ирина Николаевна.

Тема урока: «Календарь и религиозные праздники»

  • Формирование образа мира как единого целого и целостного при разнообразии культур, национальностей и религий.
  • Познакомить с новыми понятиями (солнечный, лунный и юлианский календари).
  • Проследить различия в праздновании Нового года в разных религиях;
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.

1) что такое солнечный, лунный и юлианский календари ;

2) о праздновании Нового года в разных мировых религиях;

1) Информационная компетенция: ученик умеет самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

2) Коммуникативная компетенция: ученик владеет способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

3) Учебно-познавательная: ученик умеет организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

4) Личностная компетенция: ученик осознаёт ценность культуры и религии, с уважением относится к её лучшим традициям, проявляет позитивное отношение к культуре и религии разных народов и стран.

I . Организация деятельности учащихся

Приветствие детей.
– Здравствуйте, ребята! Сегодня нас с вами ждет очень интересный урок. Давайте мысленно пожелаем успеха друг другу.

II . Актуализация знаний учащихся

— Какой сегодня день?

Откуда вы знаете какой сегодня день и месяц?

-Какие календари известны вам?

Предполагаемый ответ:
– Из календаря
– Лунный, для садоводов, православный.

III. Сообщение темы, целей урока

– Сегодня на уроке мы познакомимся с историей возникновения календарей и узнаем, как в разных религиях празднуется первый день нового года.

Календарь – это способ счёта времени.

-Как произошло слово календарь? Найдите в учебнике на стр. 139 ответ на этот вопрос.

-Какой календарь был у древних египтян и мая? Найдите ответ в учебнике.

Древнеегипетский солнечный календарь содержал 360 дней и имел 12 месяцев. В каждом месяце было по 30 дней.

Но самые древние календари на Земле – лунные. Как только наши предки стали создавать зачатки цивилизации, они создали и лунный календарь. По луне считать дни было гораздо проще, так как наблюдать за ней можно было каждую ночь. Представители какой веры до сих пор пользуются лунным календарём?

Первый лунный календарь появился в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне. Тогда же была введена и семидневная неделя. Это «священное» число чрезвычайно вдохновляло жрецов, которые знали на небе 7 ярких «божественных» светил: Луну, Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер, Сатурн и Солнце, Каждый день семидневки можно было посвятить одному из небесных светил. Названия дней недели изменились. Назовите их.

Иудейский календарь –попытка согласовать продолжительность лунного месяца и солнечного года. Это лунно-солнечный календарь.

Во времена зарождения христианства (I в. от Р.Х.) официальным календарем Римской Империи был солнечный календарь, называемый юлианским. Солнечный календарь был органично соединен с календарем лунным. Это был крайне важный момент в определении сроков празднования Пасхи. В 325 году состоялся первый Вселенский (Никейский) Собор Христианской Церкви, который утвердил юлианский календарь для использования во всем христианском мире.
Календарь, введенный римским папой Григорием ХIII, григорианский календарь (новый стиль), был в том же, 1582м, году принят в Италии, Франции, Испании, Португалии и других католических землях.

Протестантские страны долго не признавали такое нововведение и перешли на этот календарь только в ХVIII веке.

В 1873 году григорианский календарь принимается в Японии, в 1911 году – в Китае.

В России григорианский календарь был принят в 1918 году Однако русская православная церковь не перешла на новый стиль, сохранила юлианский календарь.

-По-латыни слово калере выкликать, провозглашать.

-В Древнем Египте был солнечный календарь.

-В исламе принят лунный календарь.

— Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воскресенье.

Слайд 10
Слайд 6

IV. Основной этап занятия

Для дальнейшей работы я предлагаю вам работу в группах

– Перед вами лежит напечатанный текст. У каждой группы свой текст.
Задание: Прочитайте текст. Постарайтесь определить в нём главное и подготовьте выступление для других групп.

— Новый год — самый древний из всех существующих праздников.

1 группа Древний Египет, Рим и Вавилон.

2 группа Россия. Православие..

4 группа Китай. Буддизм.

5 группа Иран. Мусульмане.

6 группа Италия. Католицизм.

Новый год во всех странах – это большой народный праздник, считающийся испокон веков переломным моментом, границей между годом прошедшим и годом наступающим. При всем многообразии новогодних празднеств в разных странах можно отыскать в них и общие черты.

Ученики по желанию разбиваются на группы.
Ученики читают предложенные им тексты.

Жители Древнего Египта праздновали начало Нового года примерно в конце сентября, во время разлива реки Нил. Согласно традиции, в течение месяца статуи бога Амона, его жены и сына ставили в лодку. Лодка плавала по Нилу, а египтяне сопровождали ее танцами и пением. Жители Древнего Рима и Вавилона отмечали Новый год в начале марта. Во время праздника царь на несколько дней покидал город, а народ веселился и делал все, что хотел. Однако, когда царь возвращался обратно в город, народ приступал к работе. Так каждый год люди начинали жизнь«с чистого листа». В этот праздник люди делали подарки не только своим родным и близким, но и должностным лицам.

В древней Руси новый год начинался в марте. Его встречали как праздник весны, солнца, тепла, ожидания нового урожая. По указу . царя Петр1 Новый год стали праздновать1 января. После перехода на григорианский календарь в России празднуют два Новых года — по новому и старому стилю. После указа Петра 1 пришел в Россию Новый год, с елочными украшениями, огнями, кострами (которые по указу Петра устраивались по ночам с 1 по 7 января с помощью зажигания смоляных бочек), поскрипыванием снега на морозе, зимними детскими забавами — санками, лыжами, коньками, снежными бабами, Дедом Морозом, подарками. Раньше в ту пору был другой праздник Святки. Веселые карнавалы, проделки ряженых, катание на санях, полночные гадания и хороводы вокруг елки — хорошо вписались в ритуал встречи Нового года.

Еврейский Новый год — Рош-hаШана (глава года) отмечаетсяспустя 163 дня после Песаха(не раньше 5 сентября и не позже 5 октября). Это — святое время, день молитв , когда люди думают о совершенных грехах, и обещают искупить их в следующем году добрыми делами. Детям дарят новую одежду. Едят особую пищу: яблоки с медом, гранат, рыбу, как символическое выражение надежд на приходящий год. Каждая трапеза сопровождается короткой молитвой. В основном, принято есть сладкую пищу, и воздерживаться от горькой. В первый день нового года принято идти к воде и произносить молитву Ташлих.

В Китае сохранилась новогодняя традиция купания Будды. В этот день все статуи Будды в храмах и монастырях почтительно омывают в чистой воде из горных источников. А сами люди обливаются водой в тот момент, когда другие произносят в их адрес новогодние пожелания счастья. Поэтому в этот праздничный день все ходят по улицам в насквозь промокшей одежде. Судя по древнему китайскому календарю, китайцы входят в 48 век. Согласно ему эта страна вступает в 4702 год. На григорианское летоисчисление Китай перешел лишь в 1912 году. Дата китайского Нового Года каждый раз варьируется в промежутке от 21 января до 20 февраля.

В мусульманские страны в начале мая приходит с подарками свой старичок по имени Хызыр Ильяс. Носит он красный колпак, обвитый зеленым шарфом и зеленый халат, на котором вышиты цветы. В отличие от европейской встречи Нового года, Ноуруз принято встречать днем, но все так же в кругу семьи. В Иране на новогоднем столе традиционно располагают семь предметов, название которых начинается на букву «с». В их число обязательно входит зелень проросших зерен (сабэн), хлеб (сангак), тарелки с крашеными яйцами и сосуд, в котором плавают рыбки. Обязательно готовят ритуальное блюдо самани из сока зерен проросшей пшеницы и гату (разновидность печенья) с магической бусинкой счастья. Кому попадется бусинка, тому весь год будет сопутствовать удача и счастье.

В Италии Новый год начинается шестого января. Согласно поверьям, в эту ночь на волшебной метле прилетает добрая Фея Бефана. Она открывает двери маленьким золотым ключиком и, войдя в комнату, где спят дети, наполняет подарками детские чулки, специально подвешенные к камину. Тому, кто плохо учился или шалил, Бефана оставляет щепотку золы или уголек. В Италии считается, что Новый год надо начинать, освободившись от всего старого. Поэтому в Новогоднюю ночь принято выбрасывать из окон старые вещи. На новогоднем столе у итальянцев обязательно присутствуют орехи, чечевица и виноград — символы долголетия, здоровья и благополучия. В итальянской провинции издавна существует такой обычай: 1 января рано утром домой необходимо принести воду из источника. Считается, что вода приносит счастье.

Прежде всего, это прощание с уходящим годом, ожидание благоприятных перемен. Переход из старого в новый год – это последний рубеж, отделяющий прошлое от грядущего. Для того, чтобы распрощаться с прошлым, праздник сопровождают традиционные обряды и обычаи, слова-приветствия, особо приготовленные блюда.

– Раскрасьте тот смайлик, который соответствует вашим достижениям на уроке.

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2014/07/04/metodicheskaya-razrabotka-uroka-po-teme-kalendar-i-religioznye

Читайте также:  Праздник семейных пар сценарий
Оцените статью
Adblock
detector