- Религиозные праздники и их традиции
- Традиции Рождества в православии
- Традиции на Свят-вечер
- Есть ли Рождество у мусульман?
- Главный мусульманский праздник
- Рождество в католической церкви
- Пасхальные обычаи
- Основные обряды на Пасху
- Рождество Богородицы – 21 сентября
- Священные сооружения религий мира
- Приложение 1. Маршрутный лист для путешествия учени ____ 4 класса
Религиозные праздники и их традиции
Праздники в различных религиях выполняют особую функцию как для людей верующих, так и для светских. Для религиозного человека такой день является особенным, так как напоминает о каком-либо значимом событии. Что касается тех, кто предпочитает верить во всевышнего в душе, то для таких людей праздники также важны. Ведь они помогают отвлечься от повседневных забот, на время отдохнуть от трудового напряжения.
Традиции Рождества в православии
Во все времена религиозные праздники играли особую роль. Одним из важнейших торжественных дней для представителей разных религий является Рождество.
В православии этот светлый день отмечается 7 января. Днем, когда происходит усиленная подготовка к празднику, является Сочельник. По строгим правилам православной церкви верующим необходимо отказываться от пищи до появления первой звезды. Рождеству предшествует Великий пост.
Какой религиозный праздник является наиболее важным? Ответить на этот вопрос сложно. Каждый из таких дней обладает особым настроением. А что касается Рождества, то по народным поверьям, в ночь перед Рождеством борются две силы – добро и зло. Одна приглашает людей колядовать и отмечать рождение Спасителя, а вторая – зазывает на шабаш ведьм. Когда-то в этот вечер по дворам ходила коляда – переодетые молодые люди в масках зверей. Они величали хозяев дома, не жалея красивых слов. Разумеется, такие традиции не имели ничего общего с церковными.
Традиции на Свят-вечер
В разных странах этот религиозный праздник отмечается по-своему. Например, в Украине празднование начинается в Свят-вечер, канун Рождества. Перед этим праздником православная церковь также предписывает пост. Одна из отличительных традиций – блюдо под названием «кутя». Это пшеничная или же рисовая каша, в которую добавляются сухофрукты, мед, мак, изюм. Всего на Свят вечер должно быть подано 12 различных постных блюд. В само Рождество люди почти не ходили в гости. Только лишь взрослые женатые дети (с невестками или зятьями) могли посетить престарелых родителей – отвезти «деду ужин».
Есть ли Рождество у мусульман?
А как обстоят дела с празднованием Рождества в мусульманских странах? Для многих этот вопрос очень интересен. Конечно, никто из богословов мусульманства не призывает праздновать данный религиозный праздник. Тем более, у мусульман есть свой «аналог» рождества – день рождения пророка Мухаммада. Отмечается он 12 числа третьего месяца по мусульманскому календарю, и каждый год выпадает на разные праздники. Однако, поскольку Иисус Христос в рамках данной религии также считается пророком, то мусульмане поздравляют своих соседей и близких христиан с этим праздником.
Главный мусульманский праздник
Одним из важнейших религиозных праздников года для всех мусульман является праздник Курбан-байрам. Он начинается через 70 дней после окончания поста Рамадан, и длится 3-4 дня. Главная традиция этого праздника — жертвоприношение барашка. Ритуальный обряд совершается в каждый из дней празднования. Из мяса животного готовятся торжественные блюда, которые съедаются за трапезой, или раздаются беднякам.
Рождество в католической церкви
Во многих странах Рождество является и национальным, и религиозным праздником. В католической традиции Рождество празднуется согласно грегорианскому календарю, с 25 по 1 января. Этому светлому дню предшествует период Адвента – поста, в течение которого верующие люди исповедуются в церквях. Накануне Рождества во католических храмах положена особая Месса, которая начинается ровно в полночь. В домах во время Рождества положено устанавливать и украшать ели. Данная традиция впервые зародилась у германских народов, считавших ель символом богатства и плодородия.
Пасхальные обычаи
Один из наиболее древних религиозных праздников в России – это Пасха. Он является одним из важнейших, и отмечает воскресение Иисуса Христа. Считается, что практически все традиции данного праздника впервые появились в богослужении. И даже народные гуляния всегда связаны с одной из основных традиций – разговением после Великого поста.
Одна из основных традиций на Пасху заключается в специальных приветствиях. Среди православных верующих принято христосоваться — выражать приветствия словами «Христос Воскресе!», «Воистину воскресе!». Слова сопровождаются трехкратным поцелуем. Данная традиция идет еще со времен апостолов.
Основные обряды на Пасху
Во время Великой Субботы и непосредственно после пасхального богослужения происходит освящение куличей, яиц, и всей еды, которая была приготовлена к праздничному столу. Пасхальные яйца символизируют появление на свет Спасителя. Существует предание, согласно которому Мария Магдалина отнесла в подарок римскому императору Тиберию яйцо, символизировавшее собой воскресение Христа. Император же усомнился в истории воскресения Христова. Он сказал, что подобно тому, как яйца из белых не могут стать красными, так и мертвые не способны воскресать. В тот же миг яйцо стало красным. Несмотря на то, что сегодня яйца окрашивают в разные цвета, преобладающим оттенком традиционно является красный, символизирующий жизнь и возрождение.
Одной из традиций в предпасхальную неделю является приготовление так называемой четверговой соли, которая обладает прекрасными исцеляющими свойствами. Для этого необходимо в Чистый четверг (последний четверг перед празднованием Великой Пасхи) обычную соль поставить на 10 минут в духовку или в печь. Затем она освящается в церкви. Согласно поверьям, соль не только способна исцелить болезни, но и сохранить мир в семье, избавиться от дурного глаза.
Рождество Богородицы – 21 сентября
Один из крупных религиозных праздников для православных верующих – Рождество Пресвятой Богородицы. Данный праздник отмечается 21 сентября, а установлен он был церковью еще в IV веке. В этот день дни становятся короче, а ночи – длиннее. В зависимости от погоды, которая была на день Рождества Пресвятой Приснодевы, люди определяли, какая будет осень и делали предположения о предстоящей зиме. Например, считалось, что если в этот день птицы поднимались высоко в небо, то зима будет холодной. Если погода была ясной, то считалось, что она продержится до конца октября.
В этот религиозный праздник не разрешалось ссорится. Считалось, что ссоры на Богородицу особенно гневят Господа, поскольку расстраивают Деву Марию. Пить вино в этот день не разрешается. Тот, кто выпьет в этот день, будет страдать целый год. 21 сентября также принято уважительно относиться ко всем женщинам, памятуя об изначальной божьей искре в каждом человеке.
Были и особые традиции в этот православный религиозный праздник. Обычно на Богородицу навещали молодоженов, учили их избегать жизненных ошибок. Хозяйка пекла праздничный пирог и угощала гостей.
Молодые в этот день также навещали родителей. Они одевались в красивые одежды, брали с собой испеченный пирог и отправлялись по селу. Молодая жена прикрепляла к своей прическе ленточку с буквами «Р» и «Б» («Рождество Богородицы»), которая должна была оберегать ее и ее семью от сглаза. В том случае, если ленточка развязывалась, то считалось, что кто-то завидует молодым, не желает добра.
Одним из важнейших религиозных праздников года является Крещение. Он отмечается 19 января. Главная традиция в этот день – освящение воды в храмах. Когда-то бытовало мнение, что любая вода из-под крана в эту дату становится святой. Однако священнослужители подчеркивают, что в любом случае воду нужно освятить в церкви. Этой водой можно лечить раны и болезни. Ее ставят в уголок жилища, чтобы весь год в доме был порядок и мир. Также необходимо помнить о том, что свои полезные свойства святая вода может утратить, если набирая ее или применяя, человек ругается с кем-нибудь.
Источник статьи: http://fb.ru/article/34757/zachem-danyi-nam-religioznyie-prazdniki
Священные сооружения религий мира
Цель урока: познакомиться со священными сооружениями и их предназначением.
Задачи:
- познакомиться с общими чертами и особенностями священных сооружений;
- формировать устойчивый интерес к получению новых знаний;
- отрабатывать умения работать с различными источниками информации;
- способствовать воспитанию глубокого уважения к культурному наследию.
Формы и виды деятельности: рассказ учителя, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, заполнение маршрутного листа, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка экскурсии для членов семьи, участие в учебном диалоге.
Тип урока: технология образовательного путешествия.
Основные термины и понятия:
- Церковь. Алтарь. Иконостас. Колокольня.
- Синагога. Тора. Скиния. Менора.
- Мечеть. Минарет. Михраб. Хауз. Пагода. Ступа.
Дидактическое пространство урока: презентация “Священные сооружения”, учебник Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С.“Основы мировых религиозных культур” — М.: “Просвещение”, 2011, маршрутные листы для заполнения во время экскурсии.
1. Актуализация знаний
Доброе утро, ребята!
Мы живем в городе, где есть люди разных национальностей и разных религиозных культур.
Только в нашей школе обучаются дети более 40 национальностей.
— Подумайте, что объединяет людей различных религиозных культур?
Людей различных религиозных культур объединяет вера в то, что человек не одинок в этом мире. В своих мыслях и чувствах он может обращаться к Богу.
Для обращения к Богу люди собираются в различных местах, которые считаются священными. — Какие священные сооружения Вы знаете?
— Кто из вас посещал такие сооружения?
— Как вы думаете, почему верующие люди с особой заботой и любовью относятся к священным сооружениям?
Целью нашего урока будет знакомство со священными сооружениями людей разных религиозных культур. Наша задача, выяснить, что особенное характерно для этих сооружений и что общего в них. Для этого мы с вами совершим заочное путешествие. А чтобы мы не затерялись в пути, каждый из вас получает маршрутный лист, который нужно будет заполнить в течение урока. Напишите свою фамилию и имя.
Итак, отправляемся в путь!
Постановка проблемы. Открытие новых знаний.
Учитель: — Что вы знаете о священных сооружениях?
— Что бы вы хотели узнать о них?
На основании предположений учащихся составляется план:
— особенности строения (внутренние и внешние);
— особенности в одежде и поведении людей в священных сооружениях
Что называют священным сооружением? (работа с ключевым словом на стр. 30).
Священное сооружение – сооружение, связанное с религиозным культом, относящимся к богослужению. Выполните в маршрутном листе задание №1. (Приложение №1).
Священные сооружения могут быть разными по своему внешнему и внутреннему виду, но назначение у них всегда одно – совместное участие в ритуальных действиях.
Рассказ учителя и беседа с учащимися по вопросам.
Уже в далёкой древности люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам и приносить им жертвы. Первые священные места наших предков имели вид палатки или шатра. Скиния — переносный храм в шатре, который был у древних евреев. Либо были сделаны святилища из камня, такие как Стоухендж в Англии.
— Почему считают, что Стоухендж это не просто нагромождение камней, а священное сооружение?
— Почему именно у еврейского народа для молитвы использовался шатер или палатка?
(Сооружение ориентировано четко по четырем сторонам света.
Так как единственный храм евреев Храм Единого Бога в Иерусалиме был разрушен, а евреи расселились по разным странам, то они использовали для совместных молитв и чтения священного писания синагоги).
Слово синагога означает “дом собраний”. Синагоги являеются священными сооружениями для иудеев. Но главным священным местом для них является Стена Плача, единственная стена, оставшаяся от древнего храма. Синагога строится так, что её фасад всегда обращён к Израилю, к городу Иерусалиму, где стоял Храм (то есть на восток). Стена, у которой стоит шкаф со свитками Торы, всегда направлена в сторону Иерусалима, и в любом месте земного шара еврей молится, обратясь лицом к нему. Синагога обычно имеет прямоугольную форму, для мужчин и женщин есть раздельные помещения. У входа помещается раковина, где можно помыть руки перед молитвой. Внешне синагоги выглядят как обычный дом. Внутри они тоже выглядят очень скромно. Евреи считают, что, красивое убранство отвлекает и мешает сконцентрироваться на молитве. В синагоге всегда есть хорошая библиотека.
Работа с учебником с.31. Внутреннее устройство синагоги.
— Что означает слово синагога?
— Какие священные предметы находятся в синагоге?
— Почему фасад синагоги всегда обращен на восток?
— Почему в синагогах практически нет никаких украшений?
— Почему синагога не считается у иудеев храмом?
Отметьте в маршрутном листе, в задании №2 те слова, которые относятся к священным сооружениям иудейской культуры.
Позднее люди стали строить храмы, посвященные богам. Во всех древних государствах существовали такие храмы. Как правило, их посвящали отдельным богам. С развитием общества люди стали приходить к единобожию, появились мировые религии и храмы, посвященные им.
Знаете ли вы, что первые христиане не имели храмов и молились в подземных гробницах – катакомбах? Как вы помните, первых христиане подвергались преследованиям, так как в Римской империи, эта вера была запрещена. Только позднее, когда христианство стало государственной религией, было разрешено строить храмы и церкви. Христианские храмы очень красивые и очень разные, но есть общие правила для всех. Храм должен быть расположен так, чтобы алтарь находился на востоке. Если посмотреть на храм сверху, то можно увидеть, что он имеет форму креста или прямоугольника. Храм обязательно имеет купол или купола и колокольню. Кровлю христианского храма венчает крест. Внутри христианских храмов много икон, изображающих лики святых. Они располагаются везде. Но особенно украшена иконами та часть, которая отделяет среднюю часть храма и алтарь, куда могут заходить только священнослужители. Эта стена называется иконостас. В центре храма находится амвон – специальное возвышение. (Аналой – это подставка с пологой доской для удобства чтения возложенного на него Евангелия). У входа в храм располагается притвор. В притворе, как правило, находится место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных предметов. В притворе стоят люди, получившие соответствующую епитимью (наказание) от духовника, а также люди, которые сами по тем или иным причинам почитают себя недостойными в данное время проходить в среднюю часть храма.
Внутреннее строение храма показано в учебнике.
Работа с учебником с.31. Внутреннее устройство православного храма.
— Как называется место в храме, предназначенное для чтения Священного Писания?
— Какое место в христианском храме считается самым священным?
— Почему некоторые верующие стоят в притворе храма?
— Как нужно вести себя в храме?
Отметьте в маршрутном листе, в задании №2 те слова, которые относятся к священным сооружениям христианской культуры.
Продолжаем наше путешествие.
Первые мечети, молитвенные здания мусульман, появились уже после смерти пророка Мухаммада. Мечети, так же как и христианские храмы могут иметь различный внешний вид. Но есть общие правила построения. Обязательно рядом с мечетью строится башня — минарет один или несколько, с которого мулла призывает всех верующих совершить молитву. В каждой мечети обязательно есть ниша – михраб, обращенная в сторону Мекки, священного города для мусульман. Молитвой в мечети руководит имам. В мечетях нет изображений живых существ. Они украшаются орнаментом или надписями из Корана на арабском языке. Обязательно в мечети или перед ней есть источник – хауз – где верующие могут совершить омовение.
Поведение в мечети описано в учебнике.
Работа с учебником с.32. Как нужно вести себя в мечети.
— Для чего рядом с мечетью обязательно есть минарет?
— С какой целью в мечетях находится ниша, обращенная в сторону Мекки?
— Почему в мечетях не изображаются живые существа?
— Знаете ли вы, как нужно вести себя в мечети?
Отметьте в маршрутном листе, в задании №2 те слова, которые относятся к священным сооружениям исламской культуры.
Наше путешествие продолжается.
Буддийские храмы называются пагоды – высокие многоярусные строения с поднятыми вверх краями крыш. Но начали их строить не сразу. Первоначально местом поклонения буддистов были ступы. Ступы — это специальные сооружения, в которых хранится прах Будды. Сначала ступ было восемь. Но затем появлялись все новые и новые сооружения, в которых хранятся священные продметы. Считается, что если ты просунешь палец в отверстие ступы и загадаешь желание, то оно обязательно исполнится. В буддистских храмах и около них много украшений. Особенно много изображений Будды и священных животных. Внутри и снаружи храмы украшены цветами, лентами, флажками, фонариками. Внутри храма находится алтарь, на котором расставлены различные ритуальные предметы. Заходя в буддийский храм, люди снимают головной убор. Во время молитвы они могут сидеть или ходить, но обязательно по ходу солнца, а не наоборот. В буддистских храмах могут находиться школы, где ведется обучение послушников. Некоторые храмы превращаются в учебные заведения. Например, Иволгинский дацан в Бурятии. (Дацан – монастырская школа).
Работа с учебником с.33. Как нужно вести себя в буддистском храме.
— Как вы думаете, почему крыши буддистских пагод поднимаются вверх?
— С какой целью люди просовывают пвлец в отверстие ступы?
— Почему в буддийских храмах всегда присутствуют 12 животных?
— Как нужно вести себя в буддистском храме?
Отметьте в маршрутном листе, в задании №2 те слова, которые относятся к священным сооружениям буддистской культуры.
Первичное закрепление знаний.
Учитель. Наше путешествие подходит к концу. В каких священных сооружениях мы с вами побывали? Отметьте в маршрутном листе, выполнив задание №3. (Приложение№1)
Предлагаю проверить задание №2 Таблицу “Священные сооружения религий мира”.
Христианство | Иудаизм | Ислам | Буддизм |
1. 5. 6. 9.16. | 2. 4. 13. 15. 16 | 7. 8. 11.14.16. | 3. 5. 10.12. 16 |
1. Церковь 2. Синагога 3. Пагода 4. Менора 5. Алтарь 6. Иконостас 7. Минарет 8. Михраб
9. Колокольня 10. Ступа 11. Хауз 12. Будда 13. Тора 14. Мечеть 15. Скиния 16. Правила поведения.
— Что общего у священных сооружений религий мира?
(- Это особо святые места, в которых люди общаются с Богом
— Чем они отличаются друг от друга?
(- Правилами построения, убранства и поведении. Они традиционны для каждой религии)
Для того, чтобы проверить, как вы запомнили новые слова, встречающиеся сегодня на уроке, решите филворд в маршрутном листе. Проверьте, привильно ли вы заполнили филворд
Мы совершили с вами путешествие. Вы узнали, какие священные сооружения существуют в различных религиозных культурах.
- Охарактеризуйте священные сооружния при помощи прилагательных.
- Как нужно относиться к таким сооружениям? Почему?
- Можем ли мы в одном городе увидеть разные священные сооружения?
- В каких случаях это может быть?
Вывод: В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу.
Разные народы могут взаимно обогащаться, изучая обычаи и традиции друг друга.
Учитель. Любая дорога начинается с первых шагов, здание – с фундамента, а человек становится человеком, только познавая историю своей Родины, традиции своего народа, своей семьи. Изучая историю культуры, человек тем самым присоединяется к обрядам той религии, которую исповедует и которой интересуется. Тот народ богат, который чтит свою историю, культурное наследие, а так же уважает и сохраняет традиции других народов.
Домашнее задание. В вашем маршрутном листе 5 заданий. Мы выполнили 4 из них. Пятое задание вы выполните дома. Составьте экскурсию по какому-либо священному сооружению. План экскурсии – у Вас на маршрутном листе.
Всем спасибо за урок. До свидания!
Список литературы.
- Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.
- Кураев А.В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010. Также издано Электроное приложение к учебному пособию “Основы православной культуры, 4-5 классы” (CD). — М.: Просвещение, 2010. ISBN 978-5-09-024069-7.
- Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы исламской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.
- Чимитдоржиев В.Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.
- Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы иудейской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.
Приложение 1. Маршрутный лист для путешествия учени ____ 4 класса
Фамилия Имя Отчество _____________________.
Тема: Священные сооружения. Урок 12-13. с.30 – 33.
Задание №1. Объясни значение слова.
Священные сооружения -_________________________________________.
Задание №2. Заполните таблицу “Священные сооружения религий мира”.
Христианство | Иудаизм | Ислам | Буддизм |
1. Церковь 2. Синагога 3. Пагода 4. Менора 5. Алтарь 6. Иконостас 7. Минарет 8. Михраб 9. Колокольня 10. Ступа 11. Хауз 12. Будда 13. Тора 14. Мечеть 15. Скиния 16. Правила поведения.
Задание №3. Ответь на вопрос.
Как называют священные сооружения?
Иудеи ________________. Христиане ___________________.
Мусульмане ______________. Буддисты ___________________.
Задание №4. Филворд. Найдите слова, которые вы узнали на уроке и выделите их.
1 | У | И | М | Е | Ч | Е | Т | Ь | Ж | Е | Г | М |
2 | П | Ц | Е | Р | К | О | В | Ь | С | О | О | Д |
3 | Ф | Ц | Я | Ь | С | И | Н | А | Г | О | Г | А |
4 | П | А | Г | О | Д | А | З | Б | У | Д | Д | А |
5 | Ё | С | Ъ | М | Х | Б | А | Л | Т | А | Р | Ь |
6 | Р | Ю | М | Е | Н | О | Р | А | Э | Ж | Ч | И |
7 | М | И | Н | А | Р | Е | Т | С | Т | О | Р | А |
8 | Ц | В | З | И | К | О | Н | О | С | Т | А | С |
9 | Л | Х | К | О | Л | О | К | О | Л | Ь | Н | Я |
10 | Ж | А | Р | О | С | К | И | Н | И | Я | Д | Б |
11 | Ё | С | Т | У | П | А | Б | Х | А | У | З | Т |
12 | К | Р | М | И | Х | Р | А | Б | Э | Я | О | В |
Задание №5. Составьте экскурсию по какому-либо священному сооружению.
План экскурсии.
- Название священного сооружения.
- Внешний вид священного сооружения.
- Внутреннее устройство священного сооружения.
- Правила поведения при посещении священного сооружения.
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/657091