- История России до 1917 года
- МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ
- Праздники и традиции на Руси XV-XVI столетий
- Культура и быт России в 16 веке — основные вехи развития
- Быт, одежда, еда, развлечения
- Появление книгопечатания
- Памятники общественно-политической мысли
- Живопись и зодчество 16 века
- Расцвет науки и техники
- Церковно- -философские течения
История России до 1917 года
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ
Праздники и традиции на Руси XV-XVI столетий
Праздники были временем отклонения от обычного порядка по ежедневной жизни и сопровождались разными обычаями, укоренившимися в домашней жизни. Благочестивые люди вообще почитали приличным ознаменовать праздничное время делами благочестия и христианского благотворения. Ходить в церковь к установленному богослужению была первая потребность; кроме того, хозяева приглашали к себе духовенство и служили в доме молебны, и считали долгом кормить нищих и подавать милостыню. Таким образом цари учреждали трапезы на нищих в собственных хоромах и, покормивши их, из собственных рук раздавали деньги, отправлялись в богадельни, посещали тюрьмы и давали милостыню заключенным. Такие благотворительные путешествия происходили особенно пред большими праздниками: пред Пасхою и Рождеством Христовым, также на масленице; но совершались и в другие господские и богородичные праздники. Обычай этот наблюдался повсеместно знатными господами и вообще зажиточными людьми. Алчных кормить, жадных поить, нагих одевать, больных посещать, в темницы приходить и ноги умывать — по выражению времени, составляло самое богоугодное препровождение праздничных и воскресных дней. Были примеры, что за такие благотворительные поступки цари повышали в чины, как за службу. Дни праздничные считались приличнейшим временем для пиров […]. Законодательство русское помогало церкви, возбранявшей отправлять житейские труды в праздничное время; запрещало судить и сидеть в приказах в большие праздники и воскресные дни, кроме, впрочем, важных, нужных государственных дел; торговые люди должны были прекращать свои занятия накануне воскресного и праздничного дня за три часа до вечера; и даже в будни, по случаю храмовых праздников и крестных ходов, запрещалось работать и торговать до окончания богослужения; но эти правила исполнялись плохо, и несмотря на строгую подчиненность церковным формам в жизни, несмотря на то, что русские даже время считали не иначе, как праздниками, к изумлению иностранцев, они торговали и работали и по воскресеньям, и по господским праздникам. Зато простой народ находил, что ничем так нельзя почитать праздника, как пьянством; чем больше был праздник, тем ниже был разгул, тем более выбиралось в казну дохода в кабаках и кружечных дворах, — даже во время богослужения пьяницы уже толпились около питейных домов: «Кто празднику рад, тот до свету пьян», — говорил и говорит народ великорусский. […]
Все, что в настоящее время выражается вечерами, театрами, пикниками и проч., в старину выражалось пирами. Пиры были обыкновенной) формою общественного сближения людей. Праздновала ли церковь свое торжество, радовалась ли семья или провожала из земного мира своего сочлена, или же Русь разделяла царское веселие и славу победе — пир был выражением веселости. Пиром тешились цари; пиром веселились и крестьяне. Желание поддержать о себе доброе мнение у людей побуждало каждого порядочного хозяина сделать пир и созвать к себе добрых знакомых. […]
Отличительная черта русского пиршества была — чрезвычайное множество кушаньев и обилие в напитках. Хозяин величался тем, что у него всего много на пиру — гостьба толсто-трапезна! Он старался напоить гостей, если возможно, до того, чтоб их отвести без памяти восвояси; а кто мало мил, тот огорчал хозяина. «Он не пьет, не ест, — говорили о таких, — он не хочет нас одолжать!» Пить следовало полным горлом, а не прихлебывать, как делают куры. Кто пил с охотою, тот показывал, что любит хозяина. Женщины, в то же время пировавшие с хозяйкой, также должны были уступать угощениям хозяйки до того, что их отвозили домой без сознания. На другой день хозяйка посылала узнать о здоровьи гостьи. — «Благодарю за угощение, — отвечала в таком случае гостья, — мне вчера было так весело, что я не знаю, как и домой добрела!» Но с другой стороны, считалось постыдным сделаться скоро пьяным. Пир был, в некотором роде, война хозяина с гостями. Хозяин хотел во что бы то ни стало напоить гостя допьяна; гости не поддавались и только из вежливости должны были признать себя побежденными после упорной защиты. Некоторые, не желая пить, из угождения хозяину притворялись пьяными к концу обеда, чтобы их более не принуждали, дабы таким образом в самом деле не опьянеть. Иногда же случалось на разгульных пирах, что заставляли пить насильно, даже побоями. […]
Русский народ издавна славился любовью к попойкам. Еще Владимир сказал многознаменательное выражение: «Руси веселие пити: не можем без того быти!». Русские придавали пьянству какое-то героическое значение. В старинных песнях доблесть богатыря измерялась способностью перепить других и выпить невероятное количество вина. Радость, любовь, благосклонность находили себе выражение в вине. Если высший хотел показать свою благосклонность к низшему, он поил его, и тот не смел отказываться: были случаи, что знатный человек, ради забавы, поил простого, и тот, не смея отказываться, пил до того, что падал без чувств и даже умирал. Знатные бояре не считали предосудительным напиваться до потери сознания— и с опасностию потерять жизнь. Царские послы, ездившие за границу, изумляли иностранцев своею неумеренностью. Один русский посол в Швеции, в 1608, в глазах чужестранцев обессмертил себя тем, что напился крепкого вина и умер от этого. Как вообще русский народ был жаден к вину, может служить доказательством следующее историческое событие: во время бунта в Москве, когда были убиты Плещеев, Чистов и Траханиотов, сделался пожар. Очень скоро дошел он до главного кабака… народ бросился туда толпою; все спешили черпать вино шапками, сапогами; всем хотелось напиться дарового вина; забыли и мятеж; забыли и тушить пожар; народ валялся пьяный мертвецки и таким образом мятеж прекратился, и большая часть столицы превратилась в пепел. До того времени, как Борис введением кабаков сделал пьянство статьею государственного дохода, охота пить в русском народе не дошла еще до такого поразительного объема, как впоследствии. Простой народ пил редко: ему дозволяли сварить пива, браги и меда и погулять только в праздники; но когда вино начало продаваться от казны, когда к слову «кабак» приложился эпитет царев, пьянство стало всеобщим качеством. Размножились жалкие пьяницы, которые пропивались до ниточки. Очевидец рассказывает, как вошел в кабак пьяница и пропил кафтан, вышел в рубашке и, встретив приятеля, воротился снова, пропил белье и вышел из царева кабака совершенно голый, но веселый, некручинный, распевая песни и отпуская крепкое словцо немцам, которые вздумали было сделать ему замечание. Эти случаи были часты и в Москве, и в городах, и в деревнях — везде можно было видеть людей, лежащих без чувств в грязи или на снегу. Воры и мошенники обирали их, и часто после того зимою они замерзали. В Москве, на масленице и на святках, в земский приказ каждое утро привозили десятками замерзших пьяниц. […]
Случалось, что люди порядочного происхождения, то есть дворяне и дети боярские, запивались до того, что спускали свои поместья и пропивались донага. Из таких-то молодцев образовался особый класс пьяниц, называемый кабацкие ярыги. У этих удальцов не было ни кола, ни двора. Они жили во всеобщем презрении и таскались по миру, прося милостыни; они толпились почти всегда около кабаков и в кабаках, униженно вымаливая у приходящих чарочку винца, Христа-ради. Готовые на всякое злодеяние, они составляли при случае шайку воров и разбойников. В народных песнях и рассказах они представляются искусителями молодых неопытных людей. […]
Духовенство не только не отличалось трезвостью, но еще перещеголяло другие сословия в расположении к вину. На свадьбах священнослужители до того напивались, что надобно их было поддерживать.
Чтоб положить границы неистовому пьянству в кабаках, правительство, вместо их, завело кружечные дворы, где продавали вино пропорциями не менее кружек, но это не помогло. Пьяницы сходились в кружечные дворы толпою и пили там по целым дням. Другие охотники до питья покупали не только кружками, но ведрами, и продавали тайно у себя в корчмах.
Более всего пристанищем самых отъявленных негодяев были тайные корчмы или ропаты. Под этим названием разумелись еще в XV и XVI веках притоны пьянства, разврата и всякого бесчинства. Содержатели и содержательницы таких заведений получали вино в казенных заведениях или курили тайно у себя и продавали тайно. Вместе с вином в корчмах были игры, продажные женщины и табак. Как ни строго преследовалось содержание корчем, но оно было до того выгодно, что многие решались нанего, говоря: барыши, полученные от этого, до того велики, что вознаграждают и за кнут, которого можно было всегда ожидать, коль скоро начальство узнает о существовании корчмы.
Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XV и XVII столетиях.СПб., I860. С. 149-150, 129-133, 136-138.
Миниатюра: Л. Соломаткин. Танец
Источник статьи: http://russiahistory.ru/prazdniki-i-traditsii-na-rusi-xv-xvi-stoletij/
Культура и быт России в 16 веке — основные вехи развития
На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с важнейшими достижениями культуры России в 16 веке. Быт — это нечто налаженное, то, что складывается веками, то, что складывается под воздействием внешних факторов, поэтому он не любит резких революционных перемен.
Быт, одежда, еда, развлечения
В 16 веке люди по-прежнему жили в деревянных домах, хотя в городах появлялись уже первые каменные строения, купеческие и боярские. Одевались очень целесообразно, и вместе с тем красиво. Холщовые рубахи, поверх армяки, зипуны, а потом в зависимости от сезона, либо опашини, либо шубы. Существовала, даже, своего рода иерархия шуб. Если ты бедный человек, то носить тебе овчину. Если ты дворянин, служилый человек, тебе полагалась кунья шуба. Если богатый боярин, мог себе позволить шубу из лисицы. Ну а если царь-батюшка, то из горностая. В любом случае, внешняя сторона шубы обшивалась в зависимости от достатка владельца, либо холстом, либо шелком.
Питались очень просто. Щи, каша, пареная репа, рыба. В дни скоромные могли позволить себе мясо. В богатых, знатных домах на столах не переводились рыба семейства осетровых, пироги, меды, рецепт которых сейчас, кстати, уже утерян.
Если рассказывать о развлечениях, то они в те времена были тоже весьма и весьма незамысловатые. Начнем с того, что любимое развлечение горожан была драка или, вернее сказать, кулачный бой. Бояре развлекались более замысловато. Как правило, при боярском доме проживали музыканты. Все без исключения сословия очень любили зрелища, позорища как тогда говорили. С большой охотой смотрели на балаганные представления с петрушкой, который нам знаком с детства. Иван Грозный сам не чурался развлечений. При его дворе проживало несколько музыкантов, а сам он является автором нескольких произведений духовного жанра.
Появление книгопечатания
В 16 веке появилось книгопечатание. В 1564 году Иваном Федоровым и его помощником Петром Мстиславцем была напечатана первая книга с выходными данными «Апостол» Впоследствии, вынуждено переселившись в Литву, Иван Федоров напечатал там букварь с грамматикой. Печатное дело еще только пробивало себе дорогу, большая часть книг переписывалась от руки. Московские летописцы составили «Лицевой летописный свод». Это был сборник с 16 тысячами иллюстраций, и содержал он в себе рассказы о князьях русских со времен Рюрика и до Ивана Грозного. Еще один летописный памятник — «Степенная книга». Само название происходит от ступени.
Дело в том, что именно так называлось время правления каждого из представителей княжеской династии, как по ступеням восходила Русь и развивалась при каждом из Рюриковичей. Великие «Четьи-минеи» — это произведение было составлено под руководством митрополита Макария и предназначалось для внебогослужебного чтения. Включало оно в себя житийную литературу. Как правило, каждому дню было уделено внимание и после каждого дня следовали обязательно поучения или соответствующие рассказы о том или ином святом.
Памятники общественно-политической мысли
16 век оставил замечательные памятники общественно-политической мысли. Известны челобитные Ивана Пересветова Ивану Грозному, в которых Пересветов просит царя править так, как положено самодержцу, не опираясь на изменников бояр, а, наоборот, на преданных ему служилых людей. Вопросы управления государством рассматриваются и в переписке между Иваном Грозным и Андреем Курбским. Но здесь оппоненты не пришли к согласию. Дело в том, что Иван Грозный видел идеал правления в деспотической власти, в то время, как Андрей Курбский увещевал царя и говорил, что нельзя нарушать права подданных, более того править следует, опираясь на мудрых советников.
Ярким и весьма своеобразным памятником литературной мысли Руси 16 века является «Домострой», автором которого был священник Сильвестр. Еще одно интереснейшее произведение 16 века «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. Судьба забросила его в Иран, а затем и в Индию. Там он познакомился с обычаями и традициями этих стран и самым тщательным образом записал их в своем произведении.
Живопись и зодчество 16 века
Теперь несколько слов о живописи. На рубеже 15 — 16 веков творил прекрасный живописец Дионисий. Его фрески радостны, легки, ими украшен Успенский собор в Москве. Однако, вершиной творчества Дионисия является Ферапонтов монастырь на Белоозере.
В 16 веке появляется парсуна. Само слово произошло от искаженного слова «персона». Это первая попытка живописных портретов. Хотя в этих портретах еще необыкновенно сильно влияние иконописной школы.
В конце 15 века центром зодчества стала являться Москва. По приглашению Ивана III Аристотель Фьораванти возводит Успенский собор. Марк Фрязин перестраивает стены кремля и возводит Грановитую палату. Архитектор Ольвиз Новый руководит возведением Архангельского собора. Именно в 16 веке появляется новый архитектурный шатрово-купольный стиль. Самым ярким, самым прекрасным памятником этого стиля является церковь Вознесения в селе Коломенском.
К 16 же веку относится одно из самых величайших архитектурных произведений мира. Речь идет о церкви Покрова Богородицы на Рву. Нам она больше известна, как храм Василия Блаженного. Авторы Барма и Постник.
Расцвет науки и техники
16 век — это время расцвета науки и техники. Особенных вершин достигло литейное дело, и самым ярким, самым прекрасным памятником является, безусловно, царь-пушка, которая была создана в 1586 году. Автор Андрей Чёхов. Его произведение до сих пор украшает собой красную площадь в Москве.
Церковно- -философские течения
На рубеже 15 — 16 веков возникают церковно- -философские течения, которые весьма и весьма близки по своей сути западноевропейской реформации. Речь идет о противостоянии иосифлян и нестяжателей. Иосифляне — это сторонники учения Иосифа Волоцкого, настоятеля Волоколамского монастыря. Он утверждал, что церкви для того, чтобы нести идеи божьи, обязательно нужно богатство, обязательно нужны земли. Нил Сорский, основатель течения нестяжателей утверждал, что церкви не нужно ничего, и учение божье совсем не нуждается в таком имущественном подкреплении.
Сначала Иван III радостно поддержал Нила Сорского, постольку поскольку, предвидел для себя большие выгоды, кому должны были отойти церковные земли, но потом, общественность церковная настояла на том, чтобы, все-таки, церковь двигалась вслед за иосифлянами. Церковь становилось все более самостоятельной. Ее земельные владения росли. Самостоятельной она стала настолько, что в 1589 году главой русской церкви был уже не Константинопольский патриарх, а русский патриарх Иона.
Подводя итоги следует сказать, что 16 век — это отнюдь не только век Ивана Грозного, который утвердил свое деспотическое правление над всем российским государством. Это еще и век величайших культурных достижений в области архитектуры, живописи, зодчества, общественной мысли.
Источник статьи: http://zapolni-probel.ru/istorija-rossii-7-klass/kultura-i-byt-rossii-v-16-veke.html