НАШ ГОРОД НЕ БУДЕТ
Литературный вечер-состязание по книге М.Е.Салтыкова-Щедрина
План вечера разработан с учётом идей, предложенных калининградской лабораторией «Вуз и школа» (П.Е. Фокин и Л.В. Сыроватко). Разумеется, это лишь примерный вариант. Каждая школа (школы), решившие провести вечер, естественно, будут исходить из собственных возможностей, но, хочется надеяться, не сокращать, а развивать и дополнять этот сценарий. Вполне возможно представить на этом вечере несколько команд, превратив его в состязание молодых талантов. Оценки конкурсов в баллах, разумеется, условны.
Главная цель вечера — научиться читать произведения Щедрина как одного из русских классиков, понять своеобразие и смысл его сатиры, которая была направлена не против самодержавия как такового, а “против тех характеристических черт русской жизни, которые делают её не вполне удобною” (письмо в редакцию журнала «Вестник Европы» ).
КОНКУРС ПЕРВОГО БАЛЛА.
Разминка. В зале (на сцене) две команды.
Ведущий задаёт вопрос:
— Как именовался народ, живший “далеко на севере, там, где греческие и римские историки и географы предполагали существование Гиперборейского моря”? Ваш ответ.
У каждой команды есть труба (горн, свисток). После того, как прозвучали слова “ваш ответ”, представитель команды, которая этот ответ (“головотяпы”) знает, должен успеть подать сигнал первым. Эта команда при правильном ответе и получает первый балл. Затем командам по очереди предлагается называть племена, которые соседствовали с глуповцами (их девятнадцать, и они приведены в главе «О корени происхождения глуповцев»). Команда, назвавшая имя племени последней, получает один балл. Если же противоборствующая команда больше не помнит имён, но их знает команда, выигравшая балл, за каждое имя начисляется ещё по 0,5 балла.
РОЗЫГРЫШ ТИТУЛА КОМАНДЫ.
Право отвечать первой получает команда, капитан (представитель) которой подаст сигнал (свистнет в свисток) после того, как будет задан вопрос и прозвучат слова: “Ваш ответ” (так же далее по необходимости в ходе игры).
Вопрос. Известно, что Угрюм-Бурчеев переименовал город Глупов. Но и сам автор, Салтыков-Щедрин, надеялся, что со временем город Глупов будет вновь называться. На какое переименование надеялся Салтыков; как прежде назывался город Глупов? Ответ. Город Умнов (см. «Сатиры в прозе», очерк «Наши глуповские дела»).
Если первая команда правильно даст ответ на вопрос, второй команде задаётся следующий вопрос:
— Как город Глупов стал именоваться при Угрюм-Бурчееве? Полный ответ. “Вечно-достойныя памяти великого князя Святослава Игоревича город Непреклонск”.
Если команда даёт полный ответ, она, получив звание команды глуповцев, зарабатывает два балла (первая команда становится командой градоначальников и получает один балл). Если первая команда, подав сигнал первой, не дала правильного ответа на вопрос об Умнове, она получает титул команды глуповцев без баллов. Второй команде даётся право ответить на первый вопрос, а затем на второй (по одному баллу или: 1+2). В случае равенства очков (1+1) даётся дополнительный вопрос:
— Какой ещё город называет Щедрин как пример для Глупова, пожелавшего стать городом Умновым? Ответ. Город Буянов (0,5 балла).
Как известно, Угрюм-Бурчеев ввёл для глуповцев два праздника. Каких? Команда, вызвавшаяся отвечать первой, должна назвать один праздник. Другая команда называет второй. Если вторая не знает, отвечает первая, получив ещё один балл за правильный ответ.
Затем капитан команды, отвечавшей первой, выбирает один из двух конвертов. Командам предлагается подготовить театрализованные репортажи с празднования «Праздника неуклонности» и «Праздника предержащих властей».
При предварительной подготовке команд к выполнению домашних заданий они могут быть предупреждены об их общем характере — злободневная политическая сатира, нацеленная на критику периода коммунистического правления в России и, особенно, на преодоление последствий коммунизма в России современной. Избегая политиканства, руководители, готовящие вечер-состязание, должны помочь учащимся осознать главенство прав каждого человека, каждой семьи и необходимость подчинения вечным человеческим интересам интересов государства. Следует, используя произведения Салтыкова-Щедрина, показать различие между понятиями “страна” и “государство”, объяснить вечность и неучтожимость России, веками развивающейся как сообщество людей, организованное единством языка и пространства, и внешнюю изменчивость государственных институтов, чаще всего разрушающих традиционный национальный уклад, а не способствующих его развитию и процветанию.
Далее в течение игры командам предлагается ещё несколько творческих конкурсов. Если домашнее задание может представлять собой театральное состязание, нижеследующие конкурсы также дадут возможность молодым людям проявить свои художественные задатки и интеллектуальные возможности.
«Топография города Глупова». Здесь проверяются не только знание произведения и умение рисовальщиков, но и их способность остроумно прокомментировать созданный план-рисунок города Глупова. К этому конкурсу может примыкать конкурс лучшего шаржа как на участников вечера, так и на известных деятелей истории и современности.
Как известно, один из градоначальников, Двоекуров, создал сочинение «Жизнеописания замечательнейших обезьян». Участникам конкурса (один-два человека) предлагается представить свой вариант этого произведения.
Участники из разных команд без слов изображают градоначальников так, как они представлены в «Описи градоначальникам». Противоборствующая команда должна угадать изображаемый персонаж. Каждая команда может представить по три-пять персонажей. Можно предусмотреть вариант, по которому состязающиеся будут вынуждены изображать одного и того же градоначальника. Это поможет сравнить пластические возможности и фантазию разных участников.
“Градоначальник должен действовать чрез посредство мероприятий” (Василиск Бородавкин).
В основе этого состязания — знание современной политической жизни в России и в мире. Здесь может быть проведён конкурс «Обмен цитатами», где капитаны назовут самые нелепые и абсурдные цитаты, прозвучавшие из уст политических, общественных деятелей, идолов рок- и поп-культуры, просто известных людей. Здесь же может быть установлен абсолютный победитель, которому может быть выписана соответствующая грамота-поздравление о награждении призом “Золотой Василиск” (внешний вид этого приза может быть установлен тоже по конкурсу).
Капитаны вызываются на конкурс «Фантастическое мероприятие», где им предлагаются названия и короткие характеристики реальных мероприятий (указы, документы, распоряжения, акции), которые связаны с новейшей российской историей (можно, разумеется, отыскать их и в прошлом) и выглядят, мягко говоря, нелогично, экстравагантно или попросту нелепо. Это, например, многие постановления Думы, правительственные акты, связанные с налоговой, таможенной и тому подобной политикой. Капитанам предлагается дать художественную характеристику такого мероприятия (в виде эпиграммы, сценки, пародии и тому подобное), представить, что произошло бы, будь это мероприятие осуществлено в реальности (как правило, народ умеет их обходить, разумеется, с потерями — нравственными и материальными).
Конкурс «Диссертация». В последнее время защита докторских диссертаций превратилась, к сожалению, в моду, знак престижа. Многие современные политические деятели, депутаты в короткое время стали докторами наук, в основном — политологии, философии, иногда экономики. Капитанам предлагается назвать возможные темы диссертаций, которые могли бы представить к защите политики (например, Геннадий Зюганов, Иван Рыбкин, Владимир Шумейко, Юрий Батурин, Анатолий Чубайс, Виктор Черномырдин, Сергей Ястржембский, Александр Лившиц, другие лидеры политических партий и движений).
В завершение вечера все его участники (по возможности, не только победители) могут получить как памятные подарки издания книг Салтыкова-Щедрина.
Источник статьи: http://lit.1sept.ru/article.php?ID=199702601
Литературное состязание «Наш город не будет Глуповым»
Урок литературы в 10 классе.
Литературное состязание «Наш город не будет Глуповым»
60-летию родного города посвящается…
Цель : научить читать произведения М.Е. Салтыкова- Щедрина; понять своеобразие и смысл его сатиры, которая была направлена не против самодержавия как такового, а «против тех характеристических черт русской жизни, которые делают ее вполне удобною».
Подготовка : класс делится на 2 группы-команды, получает домашнее задание (подготовить театрализованное представление репортажа с праздника; создать план-рисунок г. Глупова и его остроумно прокомментировать; изобразить градоначальников так, как они представлены в «Описи градоначальникам»)
Команды приветствуют друг друга.
Как наименовался народ, живший «далеко на севере, там, где греческие и римские историки и географы предполагали существование Гиперборейского моря»? (Головотяпы)
Назовите племена, которые соседствовали с глуповцами. (Их 19, гл. «О корени происхождения глуповцев»)
( команды называют племена по очереди, выигрывает команда, назвавшая имя племени последней )
Как наименовался народ, живший на 301-м километре от столицы России в царстве в недалеком прошлом знаменитых Муромских лесов в юго-западной части Приокского низинного полесского края, примыкающего к нижнему течению реки Оки? (Мордовщиковцы)
Назовите племена, соседствовавшие с этим краем. (Муром, Кулебаки, Выкса)
1. Известно, что Угрюм-Бурчеев переименовал город в Глупов. Но и сам автор надеялся, что со временем город Глупов будет называться… Как? (город Умнов)
2. Как город Глупов назывался при Угрюм-Бурчееве? (Непреклонск)
3. Какой еще город называет С.-Щедрин как пример для Глупова, пожелавшего стать городом Умновым? (г. Буянов)
4. Как известно, Угрюм-Бурчеев ввел для глуповцев два праздника. Каких? (праздник неуклонности и праздник подтверждающих властей)
4. Театрализованное представление: репортаж с праздника (каждая команда представляет репортаж с одного праздника)
5. Конкурс архитекторов .
Задание: создать план-рисунок города Глупова и остроумно его прокомментировать.
Игроки из команд изображают градоначальников так, как они представлены в «Описи градоначальникам» — другая команда должна угадать изображаемый персонаж.
7. Конкурс капитанов ( они назовут самые нелепые и абсурдные высказывания, прозвучавшие из уст политических деятелей города Глупова и деятелей современной России)
Учитель: Спустя полвека после выхода «Истории одного города» в свет, М. Горький писал: «Необходимо знать историю города Глупова, — это наша русская история о вообще невозможно понять историю России во второй половине 19 века без помощи Щедрина – самого правдивейшего свидетеля духовной нищеты и неустойчивости…»
8. Мы живем в городе, история которого началась в каком году? ( 1957 )
Викторина: Знаешь ли ты историю своего города?
23 декабря 1957 года районный центр – рабочий поселок Мордовщиково становится городом районного подчинения и получает название город Навашино. Почему? Не Мордовщиково или Липня, а Навашино? (ответ в «Очерках об истории Навашинского района» 1994г. стр. 5-6)
Красота нашего края воспевалась в стихах местных поэтов. Кто они? (Г. Корчин, Л. Мысова, А. Бакулин)
За годы с 1959 по 1966 построено сколько школ? (1959 г. — №3, 1963 -№2, 1966 -№4)
За время существования города кто им управлял? (руководителей района было немало. Заметный след оставили И.Я. Щеглоа, А.И. Самарин, Н.Ф. Терешкин, Е.А. Затулий, А.В. Зубарев, А.И. Орлов) (ответ в «Очерках об истории Навашинского района» 1994г. стр. 133-138)
Как менялся город с момента его основания?
(градообразующее предприятие – судостроительный завод; рос завод – вместе с ним разрастался город: строились не только школы; в 1960 году был открыт Дворец культуры им. Ленина; 1972 г. – пущен в эксплуатацию хлебозавод, открываются аптеки, библиотеки, строится комбинат бытового обслуживания (1977 г.), Дворец спорта «Судостроитель» (1979), строятся детские сады, районный узел связи, с 1987 по 1994 – медико-санитарная часть завода «Ока», Дом творчества юных, музыкальная и художественная школы, Ледовый дворец)
Кем гордятся жители города? (Герои Советского Союза – М.И. Бахтин, И.Ф. Пигин, В.И. Шмаков, Н.П. Богатов, А.И. Попков.); Лауреаты Ленинской премии А.А. Котов, И.А. Дычко, А.А.Фадеев.
9. Конкурс писателей . Создать эссе на тему «Когда я думаю о городе…»
10. Подведение итогов.
Учитель: Наш город не будет Глуповым. В нем живут талантливые, трудолюбивые люди. Нам есть, чем гордиться, что помнить и беречь.
Любите край наш сердцем и умом,
Живет любовь пусть в каждом человеке,
Храните в нем поля, леса и реки,
Стремитесь, хорошел чтоб с каждым днем –
Мы с вами не последними живем_
Жить будут люди в двадцать первом веке.
Такое завещание оставили своим потомкам те, кто строил и облагораживал наш город.
Источник статьи: http://infourok.ru/literaturnoe-sostyazanie-nash-gorod-ne-budet-glupovim-1703193.html
Репортаж с праздника неуклонности салтыков щедрин
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Житие Никанора Затрапезного, пошехонского дворянина[1]
Я, Никанор Затрапезный, принадлежу к старинному пошехонскому дворянскому роду. Но предки мои были люди смирные и уклончивые. В пограничных городах и крепостях не сидели, побед и одолений не одерживали, кресты целовали по чистой совести, кому прикажут, беспрекословно. Вообще не покрыли себя ни славою, ни позором. Но зато ни один из них не был бит кнутом, ни одному не выщипали по волоску бороды, не урезали языка и не вырвали ноздрей. Это были настоящие поместные дворяне, которые забились в самую глушь Пошехонья, без шума сбирали дани с кабальных людей и скромно плодились. Иногда их распложалось множество, и они становились в ряды захудалых; но по временам словно мор настигал Затрапезных, и в руках одной какой-нибудь пощаженной отрасли сосредоточивались имения и маетности остальных. Тогда Затрапезные вновь расцветали и играли в своем месте видную роль.
Дед мой, гвардии сержант Порфирий Затрапезный, был одним из взысканных фортуною и владел значительными поместьями. Но так как от него родилось много детей – сын и девять дочерей, то отец мой, Василий Порфирыч, за выделом сестер, вновь спустился на степень дворянина средней руки. Это заставило его подумать о выгодном браке, и, будучи уже сорока лет, он женился на пятнадцатилетней купеческой дочери, Анне Павловне Глуховой, в чаянии получить за нею богатое приданое.
Но расчет на богатое приданое не оправдался: по купеческому обыкновению, его обманули, а он, в свою очередь, выказал при этом непростительную слабость характера. Напрасно сестры уговаривали его не ехать в церковь для венчания, покуда не отдадут договоренной суммы полностью; он доверился льстивым обещаниям и обвенчался. Вышел так называемый неравный брак, который впоследствии сделался источником бесконечных укоров и семейных сцен самого грубого свойства.
Брак этот был неровен во всех отношениях. Отец был, по тогдашнему времени, порядочно образован; мать – круглая невежда; отец вовсе не имел практического смысла и любил разводить на бобах, мать, напротив того, необыкновенно цепко хваталась за деловую сторону жизни, никогда вслух не загадывала, а действовала молча и наверняка; наконец, отец женился уже почти стариком и притом никогда не обладал хорошим здоровьем, тогда как мать долгое время сохраняла свежесть, силу и красоту. Понятно, какое должно было оказаться при таких условиях совместное житье.
Тем не менее, благодаря необыкновенным приобретательным способностям матери, семья наша начала быстро богатеть, так что в ту минуту, когда я увидал свет, Затрапезные считались чуть не самыми богатыми помещиками в нашей местности. О матери моей все соседи в один голос говорили, что Бог послал в ней Василию Порфирычу не жену, а клад. Сам отец, видя возрастание семейного благосостояния, примирился с неудачным браком, и хотя жил с женой несогласно, но в конце концов вполне подчинился ей. Я, по крайней мере, не помню, чтоб он когда-нибудь в чем-нибудь проявил в доме свою самостоятельность.
Затем, приступая к пересказу моего прошлого, я считаю нелишним предупредить читателя, что в настоящем труде он не найдет сплошного изложения всех событий моего жития, а только ряд эпизодов, имеющих между собою связь, но в то же время представляющих и отдельное целое. Главным образом я предпринял мой труд для того, чтоб восстановить характеристические черты так называемого доброго старого времени, память о котором, благодаря резкой черте, проведенной упразднением крепостного права, все больше и больше сглаживается. Поэтому я и в форме ведения моего рассказа не намерен стесняться. Иногда буду вести его лично от себя, иногда – в третьем лице, как будет для меня удобнее.
Детство и молодые годы мои были свидетелями самого разгара крепостного права. Оно проникало не только в отношения между поместным дворянством и подневольною массою – к ним, в тесном смысле, и прилагался этот термин, – но и во все вообще формы общежития, одинаково втягивая все сословия (привилегированные и непривилегированные) в омут унизительного бесправия, всевозможных изворотов лукавства и страха перед перспективою быть ежечасно раздавленным. С недоумением спрашиваешь себя: как могли жить люди, не имея ни в настоящем, ни в будущем иных воспоминаний и перспектив, кроме мучительного бесправия, бесконечных терзаний поруганного и ниоткуда не защищенного существования? – и, к удивлению, отвечаешь: однако ж жили! И, что еще удивительнее: об руку с этим сплошным мучительством шло и так называемое пошехонское «раздолье», к которому и поныне не без тихой грусти обращают свои взоры старички. И крепостное право, и пошехонское раздолье были связаны такими неразрывными узами, что когда рушилось первое, то вслед за ним в судорогах покончило свое постыдное существование и другое. И то и другое одновременно заколотили в гроб и снесли на погост, а какое иное право и какое иное раздолье выросли на этой общей могиле – это вопрос особый. Говорят, однако ж, что выросло нечто не особенно важное.
Ибо хотя старая злоба дня и исчезла, но некоторые признаки убеждают, что, издыхая, она отравила своим ядом новую злобу дня и что, несмотря на изменившиеся формы общественных отношений, сущность их остается нетронутою. Конечно, свидетели и современники старых порядков могут, до известной степени, и в одном упразднении форм усматривать существенный прогресс, но молодые поколения, видя, что исконные жизненные основы стоят по-прежнему незыблемо, нелегко примиряются с одним изменением форм и обнаруживают нетерпение, которое получает тем более мучительный характер, что в него уже в значительной мере входит элемент сознательности…
Местность, в которой я родился и в которой протекло мое детство, даже в захолустной пошехонской стороне, считалась захолустьем. Как будто она самой природой предназначена была для мистерий крепостного права. Совсем где-то в углу, среди болот и лесов, вследствие чего жители ее, по-простонародному, назывались «заугольниками» и «лягушатниками». Тем не меньше по части помещиков и здесь было людно (селений, в которых жили так называемые экономические крестьяне, почти совсем не было). Исстари более сильные люди захватывали местности по берегам больших рек, куда их влекла ценность угодий: лесов, лугов и проч. Мелкая сошка забивалась в глушь, где природа представляла, относительно, очень мало льгот, но зато никакой глаз туда не заглядывал, и, следовательно, крепостные мистерии могли совершаться вполне беспрепятственно. Мужицкая спина с избытком вознаграждала за отсутствие ценных угодий. Во все стороны от нашей усадьбы было разбросано достаточное количество дворянских гнезд, и в некоторых из них, отдельными подгнездками, ютилось по несколько помещичьих семей. Это были семьи, по преимуществу, захудалые, и потому около них замечалось особенное крепостное оживление. Часто четыре-пять мелкопоместных усадьб стояли обок или через дорогу; поэтому круговое посещение соседей соседями вошло почти в ежедневный обиход. Появилось раздолье, хлебосольство, веселая жизнь. Каждый день где-нибудь гости, а где гости – там вино, песни, угощенье. На все это требовались ежели не деньги, то даровой припас. Поэтому, ради удовлетворения целям раздолья, неустанно выжимался последний мужицкий сок, и мужики, разумеется, не сидели сложа руки, а кишели, как муравьи, в окрестных полях. Вследствие этого оживлялся и сельский пейзаж.
Равнина, покрытая хвойным лесом и болотами, – таков был общий вид нашего захолустья. Всякий сколько-нибудь предусмотрительный помещик-абориген захватил столько земли, что не в состоянии был ее обработать всю, несмотря на крайнюю растяжимость крепостного труда. Леса горели, гнили на корню и загромождались валежником и буреломом; болота заражали окрестность миазмами, дороги не просыхали в самые сильные летние жары; деревни ютились около самых помещичьих усадьб, а особняком проскакивали редко на расстоянии пяти-шести верст друг от друга. Только около мелких усадьб прорывались светленькие прогалины, только тут всю землю старались обработать под пашню и луга. Зато непосильною барщиной мелкопоместный крестьянин до того изнурялся, что даже по наружному виду можно было сразу отличить его в толпе других крестьян. Он был и испуганнее, и тощее, и слабосильнее, и малорослее. Одним словом, в общей массе измученных людей был самым измученным. У многих мелкопоместных мужик работал на себя только по праздникам, а в будни – в ночное время. Так что летняя страда этих людей просто-напросто превращалась в сплошную каторгу.
Прошу читателя не принимать Пошехонья буквально. Я разумею под этим названием вообще местность, аборигены которой, по меткому выражению русских присловий, в трех соснах заблудиться способны. Прошу также не смешивать мою личность с личностью Затрапезного, от имени которого ведется рассказ. Автобиографического элемента в моем настоящем труде очень мало; он представляет собой просто-напросто свод жизненных наблюдений, где чужое перемешано с своим, а в то же время дано место и вымыслу.
Источник статьи: http://www.litmir.me/br/?b=70041&p=23