Роль русских народных праздников

«Значение русских народных праздников и традиций в жизни ребенка»
консультация (старшая группа) на тему

В о все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое.

Скачать:

Вложение Размер
znachenie_russkikh_narodnykh_prazdnikov_i_traditsiy_v_zhizni_rebenka.docx 16.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №64 «Радуга»

Консультация для родителей

«Значение русских народных праздников и традиций

в жизни ребенка»

воспитатель 2 категории

Значение русских народных праздников и традиций в жизни ребенка

В о все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не зря старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Народные праздники были и есть настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей. Обряды отображают нравственные устои русского народа, закрепляют чувство верности к друзьям, развивают эстетические чувства. Это ярко представлено в таких праздниках как Троица, масленица, Крещение, Святочные вечера.

Основные атрибуты празднования Святок – ряжение и колядование. Само слово «коляда» – одни авторы этимологически связывают с итальянским «календа», что означает первый день месяца, другие высказывают предположение, что древнее «колада» означало «круговая еда». Действительно, собранное в «мех» – специальный мешочек – угощение, колядовщики ели совместно по кругу.

Смысл всех святочных действий – попытка заглянуть в будущее, определить, что принесет наступающий год. Люди обращались к природе с молениями о хорошем урожае, здоровья для членов семьи, а девушки еще о замужестве. Как сбудется судьба, пытались узнать через гадание.

В крещенский сочельник пожилые люди не ели до первой звезды или до святой воды. Вернувшись с молебствия со свечами, ставили кресты, либо копотью от свечи, либо мелом «чтобы черт не пролез». В этот день шли (и сейчас ходим) за святой водой. Считается, что эта вода спасение от всех недуг.

Приобщение детей к народным традициям в основном происходит в детских садах и происходит это в форме игр и детских праздников. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.

Следует иметь в виду еще один важный момент: вся жизнь народа была тесно связана с природой. Испокон веков природные явления служили народу средством воздействия на личность ребенка.

А.П. Чехов писал, что люди учились «не по книгам, а в поле, в лесу, на берегу реки. Учили их сами птицы, когда пели песни; солнце, когда заходило, – оставляло после себя багровую зарю; сами деревья и травы». Вот почему так важно, чтобы развивающее окружение ребенка было естественно.

Чтобы все это было донесено до родителей нашей группы, мы всю информацию вывешиваем в уголке для родителей, используем различные ширмы, папки – передвижки. Приглашаем родителей на дни открытых дверей, утренники, дни развлечений. Используем в образовательной деятельности скороговорки, поговорки, заклички, загадки, читаем сказки. Даем задание на выполнение игрушек из ниток, лыка, тряпочек».

  1. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144 с.
  2. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду (этнографический подход). – Барнаул: БГПУ, 2003. – 160 с.
  3. Игра и праздник: Тезаурус по празднично-игровой культуре. — М.: Московия, 2006. — 204 с.
  4. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000. – 304 с.
  5. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О. А., Корепанова О.Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников:
  6. «Мудрость народная». «Младенчество – детство».

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/10/06/znachenie-russkikh-narodnykh-prazdnikov-i-traditsiy

Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям

Ольга Рыбакова
Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям

«РОЛЬ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ В ПРИОБЩЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К

РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ»

«Русский народ не должен терять своего

нравственного авторитета среди

других народов – авторитета, достойно,

завоеванного русским

искусством литературой» Д. С. Лихачев

Мир фольклора – мир народной мудрости.

Песни, игры, сказки, загадки, потешки, прибаутки – все, что есть в фольклоре открывает нам красоту и добро окружающего мира, помогает понять как много мы можем сделать, чтобы с каждым днем самим становиться, хоть чуточку лучше.

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, обладающего базовой культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.

Каждый человек «с молоком матери» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим личность патриота. Чтобы воспитать такую личность необходимо предоставить ребенку условия, в которых он бы ощутил бы духовную жизнь своего народа, принял и полюбил родной язык, историю и культуру нации.

Праздники играли и продолжают играть большую роль в жизни людей. Они способствуют сближению жителей одного села, деревни, города. Праздник способствует и сближению родственников. Одновременно он носит образовательную функцию. Нельзя не согласиться с М. М. Бахтиным, который полагает, что любой праздник является первичной формой культуры. А С. А. Шмаков считает, что культура праздника слагается из культуры игры, культуры слова, культуры движения, культуры музыкального звука, культуры моды, костюма, этикета, обычая, ритуала – словом, из совокупности разных культур.

В нашем детском саду развитие детей на традициях музыкальной народной культуры является одним из главных направлений общего художественно-эстетического воспитания и образования дошкольника.

Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая интересная книга, лучшими страницами которой должны стать праздники. Помочь детям сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка — цель всего нашего коллектива. В последние годы заметно улучшилась тенденция проведения в детских садах народных праздников.

Это важно с точки зрения воспитания у дошкольников представлений о разнообразии национальной культуры, развитию интереса к русским народным традициям.

Праздники, которые отмечаются в детском саду, имеют свои цели и задачи. Конечно, самое главное – это создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем, сформировать праздничную культуру: рассказать им о традициях праздника, его организации, гостевом этикете. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству; на основе интереса формируются их моральные и нравственные качества, художественный вкус.

Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву,на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе школьника, где ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию.

При проведении старинных русских праздников, радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Музыкально — фольклорный материал направлен на то, чтобы помочь детям выразить свои чувства, переживания через песни, танцы, стихи, потешки, прибаутки. Основу музыкального репертуара составляет фольклор. Сценарии праздников составляются так, чтобы каждый ребенок стал участником праздника, чтобы у каждого была своя, пусть даже небольшая роль. Праздники пронизаны духовной мудростью нашего народа, они знакомят детей с народными традициями и позволяют ребятам принять активное участие в празднике. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и хороводы — прекрасный материал для эмоционально — эстетического и нравственного воспитания детей.

Декорации и детали сливаются на празднике в единое целое. Народные праздникиразнообразны по форме: вечера игр – игротеки, спортивные развлечения, театрализованные представления.

К праздникам готовимся всем коллективом. В родительских уголках помещается информация об истории праздника, обычаях, угощениях. Родители помогают приготовить костюмы, русские кушанья.

Дошкольников веселит мягкий юмор потешек, успокаивает лирическая народная песня, вызывает радость задорная пляска, частушка. Проявляется уверенность в своих силах, ощущение радости.

Основная направленность праздников — формирование детско-взрослой нравственной общности. При правильной работе взрослых с детьми по организации праздниковв сознании ребенка появляется различие: понимание данной ребенку жизни — и исторической жизни народа; представление о государстве и народе, и понимание его собственной жизни, жизни семьи, товарищей, группы.

Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу. Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению государственного самосознания, принципиального для сохранения самобытности общества, сохранение истории нашей Родины.

Какие же народные праздники мы отмечаем в нашем детском саду?

Народные праздники делятся на: календарные, религиозные, фольклорные, семейные. Как вы думаете, какие праздники относятся к календарным? Это Новый год, Рождество, святки, 1апреля. Народные – Масленица, Троица, Покров, Кузьминки, Никола Зимний, Солнцеворот, Ивана Купалы. А религиозные – Рождество, Пасха, День Ильи Пророка.

Вот и в нашем саду проходят такие праздники как «Осенины на Руси», «Ярмарка», «Посиделки» «Новый год за собой рождество ведет», «Святки», «День славянской письменности», «Масленица», «Троица». В «Рождество Христово», дети ходили со звездой — славили Христа; «Святки», дети ходили и поздравляли детей другой группы колядкой и раздавали угощение – «козульки»; встречали и провожали Масленицу; зазывали весну, закликали птиц; «ПАСХА» исконно русский праздник, праздник полностью был пропитан русскими песнями, танцами.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. И поэтому был составлен еще один праздник «Праздник народных игр», на котором дети вспоминали и играли в русские народные игры с мячом, с канатом. Все были довольны и веселы.

Каждый праздник в старину имел свои обычаи и традиции, свой «сценарий». Своеобразие традиций зависело от идеи праздника, его значимости для общества, поэтому у каждого праздника были свои главные и второстепенные действующие лица, атрибуты, песни, заговоры, специфические блюда, игры, хороводы и, самое главное, особенные ритуалы в церковном богослужении

Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских музыкальных инструментах. Ребят старшего возраста знакомим с другими народными инструментами, такими, как дудка, трещотка, гусли, балалайка.Для фольклорного ансамбля нам удалось сделать простейшие шумовые инструменты из подручного материала: ложки с бубенцами, полешки, погремушки и др. Знакомство с этими инструментами, исполнение под аккомпанемент песен, плясок способствует музыкальному развитию детей.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

Русские народные праздники по своей природе педагогичны, они включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям старшего дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом. “Народные праздники имеют функции социальной терапии отношений внутри общности, обыгрывание норм этих отношений” (Д. Фрезер, М. Мид)

Через народные праздники происходит приобщение детей к истокам русской народной культуры, истории, вхождение в них.

Я всем желаю крепкого здоровья, добрых начинаний, крепкой и дружной семьи. А чтобы семья стала крепкой и дружной ей нужны добрые традиции, которыми могут стать традиции наших предков, связанные с главными православными праздниками, земледельческим народным календарём, обычаями русского народа.

Масленица Одним из основных направлений работы детского сада является нравственно- патриотическое воспитание, приобщение детей к национальной культуре,.

Приобщение дошкольников к национальной культуре Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое,.

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/-priobschenie-doshkolnikov-k-ruskim-narodnym-tradicijam.html

Читайте также:  Праздник день автомобилиста сценарий
Оцените статью
Adblock
detector