- Романов с праздник нашего детства
- Дошкольное воспитание
- Журнал Дошкольное воспитание. Каталог статей за 2001 год
- В Министерстве образования Российской Федерации
- Защита прав и достоинства ребенка
- Век просвещенного материнства
- ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
- Работаем по программе «Радуга»
- Работаем по программе «Из детства в отрочество»
- Работаем по программе «Развитие»
- Коррекционно-педагогические проблемы дошкольного образования
- Детский сад и семья
- Вопросы управления
- Идет эксперимент
- В помощь старшим воспитателям дошкольных учреждений
- Воспитателю для работы с семьей
- ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
- В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО
- ПРОФЕССИЯ — ПЕДАГОГ
- В КРУГУ СЕМЬИ
- ЗА РУБЕЖОМ
- НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ
- Литература — детям
- МУЗЫКА И ДЕТИ
- Книжная полка
- Нам пишут
Романов с праздник нашего детства
Новогодняя и рождественская игрушка
Пахнет хвоей, за окнами мягко падает снег. С антресолей достают запылившуюся за год коробку с елочными игрушками. Вся семья начинает наряжать елку. Прекрасная ежегодная церемония.
Давайте поговорим о вещах, про которые вспоминаем раз в году, более того, под занавес года, — о елочных игрушках. Любимые всеми, они абсолютно беззащитны: каждый следующий Новый год любая из хрупких вещичек может не пережить. В результате многие игрушки, которые помнят теперешние папы, мамы, бабушки и дедушки, исчезли: разбились, потерялись, «ушли». Но до сих пор они живут в рассказах.
Было время, когда елочных игрушек не существовало вовсе — да и не могло существовать, ведь елку подвешивали к потолку «вверх ногами»! Чем наряжали? Сластями, фруктами. В назначенный час распахивались двери, дети врывались в комнату и . обдирали елку как липку. Уже на следующий день ствол с помятыми ветками выбрасывали. Со временем стали ставить одну большую елку, которую украшали весьма скромно: цветами, яблоками, орехами. Легенда гласит, что первый елочный шар появился благодаря неурожаю яблок. Однажды к Рождеству запасы фруктов закончились, и стеклодувы небольшого немецкого городка решили вместо круглых яблок изготовить шары.
Традиция украшать елку игрушками возникла лишь в XIX веке . Вешали обычные мелкие безделушки, и лишь в тридцатые годы в Европе появились специальные елочные украшения. До России эта мода добралась еще лет через десять-пятнадцать. Тогда елочные игрушки делали из картона, соломы, тряпочек, бумаги. Вешали на елку яркие коробочки, кулечки, кувшинчики с сюрпризами — откуда можно было вытащить конфету или маленькую игрушку, а контейнер повесить обратно.
Самыми любимыми и многочисленными на протяжении многих лет были игрушки-сладости. Их выпекали из песочного теста и оборачивали в золотую, серебряную и цветную фольгу. Особым украшением елок были маленькие свечи.
В середине XIX появились стеклянные елочные украшения , их привозили из Богемии. Электрические гирлянды и бенгальские огни, бусы и ангелочки. Постепенно и в России стали возникать небольшие мастерские стеклодувов, артели, товарищества. А в Санкт-Петербурге начал работать завод елочных игрушек.
Поначалу игрушки из стекла были очень тяжелые: толщина стенок достигала 7 мм. Были они в основном зеркальными, покрытыми изнутри тонким слоем серебряного порошка, сверху их расписывали цветной глазурью, а петелька для подвески изготавливалась в виде цветка неописуемой красоты. Первые шары выдувались штучно, только в конце XIX века стеклодувы стали применять формы на поток. Но все равно стеклянные игрушки долго оставались дорогими.
На рубеже веков елки начали украшать с определенным шиком. Первоначально в России продавались немецкие игрушки. Затем местные кустари в небольших артелях стали выпускать игрушки из ваты, ткани, папье-маше, стекла. Ватная игрушка обладала удивительным обаянием, мелкое слюдяное крошево сверкало, словно снег, прихваченный крепким морозцем.
В первые годы после революции 1917 года власть не замечала исходившей от елки идеологической угрозы, но в 1927 году развернулась антирелигиозная компания . А раз так — долой старые праздники! И на елку — рождественское дерево — начались гонения. Рождество и елку стали называть «прихотью буржуазии», клеймили в руководящих документах, в газетах: «Гуляет по белу свету несуразная Рождественская елка, состряпанная в угоду паразитам услужливыми лапами мракобесов на горе и унижение угнетенных и обездоленных тружеников, издевательство и надругательство над ними». По зубам дали и елочным игрушкам. Единственная фабрика елочных игрушек в Питере была закрыта. Перестали поступать игрушки и из Германии. Началось подпольное производство: кустарные шарики и морковки. Появились и самоделки: игрушки из яичной скорлупы, слюды, пробок, спичечных коробков. Все эти игрушки — некрасивые, не яркие — быстро ломались.
В 1935 году елку перестали связывать с буржуазным образом жизни и религиозным праздником Рождества. Запрет на елки был снят — началась эра советской елочной игрушки . Теперь же в советских артелях возобновился выпуск новогодних игрушек: вручную из ваты «лепили» парашютистов, элегантных дам, воздушных акробатов, клоунов, персонажей сказок Андерсена, хрупких балерин, веселых детей; выдували из стекла самовары и дирижабли с надписью «СССР». Появились шпили — пятиконечные звезды, пирамиды из ватных физкультурников: трое внизу, двое у них на плечах, а один стоит на вершине. Украшением елки стали бесчисленные пионеры, женщины в красных косынках, парашютики. Любопытные рисунки на шарах: дирижабли Осоавиахима летят над Спасской башней; советские пионеры идут по матовому стеклу: впереди горнист, за ним — барабанщик.
Только в под новую инициативу партии — были выпущены шары с изображениями Сталина, Ленина, Маркса и Энгельса. Вероятно, ради таких политических игрушек Наркомпрос выпустил циркуляр, регламентирующий, куда и что следует на елке вешать. Пособие называлось «Елка в детском саду». Наркомпросовцы позаботились о том, чтобы дети знали своих героев. Рядом с ватными зайчиками предлагалось вешать картонную игрушку, которая изображала героя-пограничника с собакой. Красноармейцев и пионеров следовало вывешивать «на передовую» — в средний ярус елки.
Циркуляр умалчивал, куда следовало помещать стеклянную копию Дзержинского, хотя известно, что такая игрушка была. Популярной была и тема освоения Заполярья — белые медведи с закутанными первопроходцами изображались не иначе как с красным знаменем с надписью «СССР». Часто сюжеты и образы героев художники и ремесленники черпали из речей вождя. Например, хоккеисты и циркачи появились на советских елках после выступлений товарища Сталина, который обмолвился о важности соответствующих занятий.
В основном елочные игрушки того времени делали из прессованной ваты и картона (так называемые дрезденские: плоские двусторонние блестящие картинки впервые появились именно в этом городе). Но были и свои, сугубо советские изобретения: перегоревшие лампочки раскрашивали и вешали на елку, а самодельные снежинки обрастали инеем в соляном растворе. На довоенной елке такие дешевые игрушки могли соседствовать со стеклянными шарами, которые по тем временам стоили очень дорого.
Что ж, есть спрос — будет и предложение! Оживилась промышленность. Появились фабрики и артели по изготовлению игрушек
Елочные игрушки продолжали выпускать и во время Великой Отечественной войны. Их ассортимент был ограничен, да и особой яркостью они не отличались. Есть свидетельства, что на военных елках висели миниатюрные пистолеты, парашютисты и красноармейцы. Даже в самые трудные годы ритуал облачения елки пусть в самодельный, зачастую неуклюжий наряд обязательно соблюдался — как своего рода гарантия возможности возврата к нормальной мирной жизни, как ключ к исполнению одного на всех желания — победить.
После войны игрушки становятся более выразительными. Они отличались филигранной росписью, образностью, скульптурностью: клоун с дудочкой, слон на шаре, мишка с гармошкой, зайка с барабаном. В 1949 году к со дня рождения А. С. Пушкина были выпущены игрушки с изображением персонажей пушкинских сказок: на прищепке «град на острове стоит», князь Гвидон, царевна Лебедь, тридцать три богатыря, шамаханская царица.
В начале годов начали выпускать игрушки по новой технологии — на прищепках , появились новые темы, сюжеты. Например, набор елочных украшений «15 республик — 15 сестер» включал фигурки девочек в национальной одежде. Еще в после выхода на экраны страны фильма «Цирк» в продаже появились негритята, в к ним добавились представители других рас. Так на елке отражались идеалы братства между республиками и идеи интернационализма. В период недостатка продуктов, изготавливалось из ваты много «съедобных» игрушек: самых разных ягод и овощей. На елке поселились сказочные герои: Дед Мороз и Снегурочка, Красная Шапочка, Айболит, забавные зверюшки. Непременным украшением елки были стеклянные бусы.
Грандиозное событие освоение человеком космического пространства нашло отражение в елочных игрушках: появляются спутники, ракеты, космонавты. Фильм «Карнавальная ночь» подарил советской елке одну из самых любимых игрушек — часы, на которых всегда было без пяти двенадцать. Одновременно при Хрущеве стала популярной сельскохозяйственная тема — на хвойных ветках покачивались початки кукурузы.
В 1970-1980-е годы игрушки приобретают абстрактную форму: зачастую ребенку приходилось напрячь фантазию, чтобы определить, что же за зверь, столь обтекаемой формы, появился на елке? Почти в каждой семье на елке висели олимпийские мишки.
В годы выпускаются шары с переводными изображениями животных — символов года (отражение моды на различного рода гороскопы). Появляется большое количество импортной елочной продукции не очень высокого качества.
Игрушки нового века имеют тенденцию возврата к доброму прошлому. Сейчас в моде елочные игрушки ручной работы: шары с тщательно выписанными пейзажами, миниатюрные фарфоровые фигурки, украшения в стиле «винтаж» .
- Анисонян М. Как новый год к нам пришел. / М. Анисонян // Природа и человек (Свет). — 2005. — № 12. — С. : ил.
- Близнюк А. Новогодняя и рождественская игрушка / А. Близнюк // Наука и жизнь. — 2003. — № 12. — С. : ил.
- Мушкина Е. Елка из кондитерской / Е. Мушкина // Родина. — 2007. — № 1. — С. : ил.
- Петулько Т. Чудо-праздник / Т. Петулько // Мой кроха и я. — 2006. — № 12. — С.154-156 : ил.
- Романов С. Праздник нашего детства / С. Романов // Дошкольное воспитание. — 2001. — № 12. — С. : ил.
- Стравинская М. Меры украшения / М. Стравинская // Коммерсантъ. Власть. — 2006. — № 51. — С. : ил.
наверх
Источник статьи: http://www.publiclibrary.ru/readers/kaleidoskop/goods-rozhdestvenskaja-igrushka.htm
Дошкольное воспитание
Журнал Дошкольное воспитание. Каталог статей за 2001 год
В Министерстве образования Российской Федерации
Арапова-Пискарева Н. Лучший опыт работы дошкольных образовательных учреждений России — 2000 // № 3. — С. 16.
Всероссийское совещание-семинар «Развитие новых форм российского дошкольного образования» // № 3. — С. 8.
Об организации контроля за деятельностью дошкольных образовательных учреждений // № 2. — С. 2.
Оверчук Т. Планы на 2001 год // № 1. — С. 5; Информация // № 4. — С. 40.
Перечень учебных изданий, рекомендованных МО РФ на 2001/2002 учебный год // № 5. -С. 2.
Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений // № 8. — С. 2.
Защита прав и достоинства ребенка
Доронова Т. Защита прав и достоинства ребенка в дошкольном учреждении и в семье // № 8. — С. 6;
Право на охрану здоровья // N° 9. — С. 3;
Право на образование // № 10. — С. 3;
Право на защиту и помощь // № 11. — С. 2;
Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребенка в семье // № 12. — С. 3.
Век просвещенного материнства
Ашиков В. «Планета сказок» // № 6. — С. 7.
Ашикова С. Что мне делать? Он уходит. // № 3. — С. 5;
Песни мира // № 4. — С. 4; Раскрытие цветка. // № 5. — С. 8;
Золотой ключик, или От чего надо защищать детей? // № 6. — С. 3;
Радость — прививка здоровья! // № 7. — С. 3.
ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
Агарева Е. Очковый медведь очки не носит, а лунный — по ночам не воет // N° 11. — С. 57.
Азбука из Дарвиновского музея // № 10. — С. 58.
Аксенова Н. Малые Олимпийские игры // № 6. — С. 46.
Ашиков В. Путь к Экологическому Человеку // № 7. — С. 9.
Ашикова С. Век просвещенного материнства // № 1. — С. 9.
Баряева Л. и др. «Родник» — программа социокультурного развития детей // № 2. — С. 33.
Вдовкина С. Юмор как средство борьбы с дурными привычками детей // № 5. — С. 24.
Верклеенко Л., Калинина Н. Декоративное плетение // № 8. — С. 52.
Герасимова 3., Козачек Н. «Родной свой край люби и знай» // № 12. — С. 47.
Гусакова М. Своими руками // № 6. — С. 38.
Гутникова Л. Спорт + игра = радость // № 12. — С. 36.
Егоров Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми // N° 12. — С. 10.
Желуницына М. Развиваем восприятие цвета // № 2. — С. 4.
Живешьева И. О работе ДОУ № 18 «Дюймовочка» // № 9. — С. 57.
Загребина Н. Дошкольное образование Усть-Илимска // № 9. — С. 55.
Зайчикова А. Занятия по развитию логики // № 10. — С. 41.
Замотаева Н. Организация физкультурных занятий по принципу круговой тренировки // № 5. — С. 36.
Зиновьева М. «Малыш» для малышей // № 11. — С. 84.
Иванова В. Шедевры архитектуры как средство художественного воспитания // № 6. — С. 34.
Кайзер О. Чемпионат по играм в клеточку // № 10. — С. 46.
Киреева Т. На зарядку — становись! // N° 12. — С. 23.
Коровина Г. Возвращение в детство // № 12. — С. 60.
Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста // № 8.с.34;
№ 9.с.23
Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста // N° 11. — С. 29.
Кузнецова М. Контрастное закаливание // N° 12. — С. 34.
Куцакова Л. Год Змеи // № 1. — С. 26;
Год Лошади // № 12. — С. 68.
Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // № 8. — С. 57.
Лилина Т. Встречи с буквами // № 10. — С. 50; № 11. — С. 40.
Меренков А., Буйлова Т., Кленова Н. Формирование нравственных качеств как важнейший аспект подготовки к школе // № 8. — С. 27.
Мешкова Н., Николаева С. Медведи // № 9. — С. 33.
Мешкова Н. Медведи // № 10. — С. 62.
Мусиенко С. Праздник дарит любовь к математике // № 10. — С. 25.
Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой // № 2. — С. 15.
Николаева Т. Задачки на удивление // № 2. — С. 20; № 3. — С. 39; № 4. — С. 8; № 5. — С. 28; № 6. — С. 19; № 7. — С. 57; № 8. — С. 49; № 9. — С. 42; № 10. — С. 73; № 11. — С. 55; № 12. — С. 67.
Постоногова Л. Творческие задания для детей 5-6 лет // № 4. — С. 21.
Прокопович О. Цвет как средство выразительности детского рисунка // № 6. — С. 21.
Ревенок Т. Программа «Весточка» по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа // № 4. — С. 24.
Рогаткина Т. «На что похоже солнышко?» // № 5. — С. 32;
Изоэкология // № 7. — С. 35;
Шерстяные елочки // № 12. — С. 64.
Рунова М., Пукинская М. Неделя здоровья // № 4. — С. 11;
Активный отдых — физкультурные праздники и досуги // № 12. — С. 30.
Рыжова Н. О проекте «Стратегии экологического образования в Российской Федерации» // № 6. — С. 18;
Аквариум в детском саду // № 7. — С. 12.
Серова З. Нестандартные задачники для дошкольников // № 10. — С. 29.
Соловьева Е. Ребенок с синдромом Дауна // № 9. — С. 60;
Логический класс // № 10. — С. 34; № 11. — С. 51.
Степанова М. К вопросу о приеме в школу детей 6 лет // № 9. — С. 53.
Стеркина Р. Развитие новых форм дошкольного образования: итоги и перспективы первого этапа всероссийского эксперимента // № 6. — С. 11.
Судакова Л. Экологическое воспитание: региональный подход // № 7. — С. 20.
Филиппова С. Путешествие в Олимпию // № 6. — С. 41.
Хамзина Т. Теремок с цифрами // № 10. — С. 44.
Харитонова Л. Исследовательская деятельность дошкольника // № 7. — С. 32.
Целищева И. Как растения помогают освоить азы математики // № 7. — С. 40.
Чанчикова Н., Сергеева Л. «В лес за приключениями» // № 2. — С. 11.
Чернова Е. Вера в свое «Я» // № 3. -С. 21.
Шанина Л. Плавание — «крепость здоровья» // № 6. — С. 47; № 8. — С. 43.
Шибанова И. Кто ты, малыш // № 3. — С. 31.
Якобсон С, Липовская Г., Зотова Н. К программе морального воспитания детей 2—4 лет // № 8. — С. 20.
Работаем по программе «Радуга»
Гризик Т. Познаю мир // № 5. — С. 15; № 8. — С. 12; № 9. — С. 10; № 11. — С. 7. I
Доронова Т. Занятия по изобразительной деятельности с детьми 6—7 лет // № 1. — С. 13; № 2. — С. 28; № 3. — С. 34.
Карельская Е. Поможем Буратино заговорить! // № 1. — С. 32.
Скворцова В. Об использовании приемов глобального чтения // № 1. — С. 23.
Соловьева Е. Планирование занятий по математике в разновозрастной группе (2—4,5 года) // № 1. — С. 16; № 4. — С. 17.
Работаем по программе «Из детства в отрочество»
Ерофеева Т. Немного о математике и не только о ней // № 10. — С. 7; И в шутку и всерьез // № 10. — С. 18.
Работаем по программе «Развитие»
Маврина И. Художественная литература о природе // № 10. — С. 70; № 11. — С. 22; № 12. — С. 53.
Коррекционно-педагогические проблемы дошкольного образования
Петрова Е. Театрализованные игры // № 4. — С, 32.
Сергеева Т. Логопедические сказки-помощницы // № 2. — С, 40; № 5. — С. 61; № 10. — С. 75; № 12. — С. 70.
Смирнова Л., Ткаченко Г. Коррекционно-развивающие игры // № 3. — С. 52.
Юганова И. О предупреждении отклонений в познавательной деятельности детей раннего возраста // № 6. — С. 53.
Юртайкин В., Жиянова П. Адаптация детей с отклонениями в развитии к дошкольным образовательным учреждениям // № 1. — С. 37; № 3. — С. 43.
Детский сад и семья
Ашикова С. Школа от рождения // № 2. — С. 22.
Голубева Л., Прилепина И. Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей // № 1. — С. 44.
Леонтьева А., Лушпарь Т. Работа микроцентра социально-педагогической поддержки семьи и ребенка // № 9. — С. 93.
Манина И., Рожкова Т. Дети — воспитатели — родители // № 1. — С. 48.
Моторин В. Об использовании компьютера в педагогическом процессе // № 12. — С. 42.
Вопросы управления
Троян А. и др. Маркетинг в ДОУ // № 9. — С. 45.
Идет эксперимент
Данилина Т., Соловьева Е. Модель работы группы кратковременного пребывания детей // № 2. — С. 38.
В помощь старшим воспитателям дошкольных учреждений
Арушанова А. Организация диалогеского общения дошкольников со сверстниками // № 5. — С. 51.
Воспитателю для работы с семьей
Виноградова Л. Чувство успеха // № 5. — С. 49.
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
А.В. Запорожец и его научная школа // № 2. — С. 49.
Арушанова А., Дурова Н., Рычагова Е. Истоки диалога // № 1. — С. 53.
Горлова Н. Раннее обучение иностранным языкам: проблемы и пути развития // № 4. — С. 42; № 5. — С. 73.
Кудрявцев В. Дошкольное и начальное образование — единый развивающий мир // № 6. — С. 58; № 8. — С. 61.
Парамонова Л. Творческое конструирование: психологические и педагогические основы его формирования // № 3. — С. 66.
Поддьяков А. Развитие комбинаторных способностей // № 10. — С. 90.
Поддьяков Н. Проблемы психического развития ребенка // № 9. — С. 68.
Рыжова Н. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы // № 7. — С. 61.
Тарасова К., Рубан Т. Основа системы музыкального воспитания // № 11. — С. 63.
Токмакова И. Аля, мистер Блот и буква Z // № 4. — С. 49; № 5. — С. 80;
Станем грамотеями, или В гостях у Мудрослова // № 6. — С. 72; № 8. — С. 72.
В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО
Барутчева Е. «Что за прелесть эти сказки!» // № 2. — С. 71.
Ваня Солнцев. Инсценировка по повести B. Катаева // № 6. — С. 86.
Зурабов А. Разыгрываем сказку // № 2. — C. 74.
Зурабова К. Живое чудо сказки // 4. — С. 68;
Дидактика подвига, или Рассказы о приятных людях // № 5. — С. 93;
Честное слово (инсценировка) // № 5. — С. 98;
Золотая пыль, или Темы для изложения // № 7. — С, 71;
Воробей и Золушка // № 7. — С. 74;
Опыт духовной гимнастики // № 10. — С. 99;
Ты еще не видел чуда. // № 10. — С. 103.
Приходько В. Лукоморье Бориса Заходера // № 3. — С. 79;
Посылаю тебе сказку, как ты просил // № 8. — С. 81;
Николай Носов: он любил детство в людях // № 11. — С. 73.
Протасова Е. Разыгрываем сказки-самоделки // № 4. — С. 74.
Разыгрываем сказки // № 1. — С. 80.
Рождественская Н. Про Иванушку-дурачка // № 8. — С. 87; Незнайка-поэт // № 11. — С. 79.
Светлов А. Привередница (инсценировка по сказке В. И. Даля) // № 9. — С. 82.
Светлова Г. «Солнце нашей поэзии закатилось. » // № 2. — С. 66;
Итальянский сказочник Джанни Родари // № 4. — С. 63;
Валентин Катаев о детях и для детей // № 6. — С. 80;
Замечательный собиратель русского слова // № 9. — С. 76.
Токмакова И. Английская классика для детского чтения // № 1. — С. 76;
К нам весна шагает // № 2. — С. 59;
Земля — наш дом родной // № 7. — С. 81;
Разговор Ветра и Осинок. Ели. Где спит рыбка // № 7. — С. 85;
Осенний подарок // № 9. — С. 120.
Цветик-семицветик. Сценки по одноименной сказке В. Катаева // № 6. — С. 83.
ПРОФЕССИЯ — ПЕДАГОГ
Абрамцева Н. Сказка про щенка и старую тапочку // № 8. — С. 96.
Афонина И., Барсукова Л. Некоторые подходы к организации исследовательской деятельности студентов // № 8. — С. 91.
Афонькина Ю. Организация самовоспитания студентов в процессе изучения психологии // № 1. — С. 62.
Барсукова Л. Совместная деятельность преподавателя и студента в учебном процессе // № 6. — С. 97.
Власова Н. Как мы выбирали, или Зачем нужны педагогические курсы // № 7. — С. 92.
Газина О. Профессиональная готовность к эколого-педагогической работе с дошкольниками // № 7. — С. 86.
Голдаева Г. Педагогика переживания // № 6. — С. 95.
Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // № 9. — С. 98.
Курочкина И. Деловая игра как форма организации воспитательно-образовательного процесса // № 5. — С. 103;
Отношения «студент — преподаватель в педагогическом вузе» // № 7. — С. 91.
Михайлова А. Перечитаем заново // № 1. — С. 66; № 2. — С. 85.
Найденова Е. Этнографический музей в дошкольном учреждении // № 3. — С. 92.
Опаловская Л. Новое время — новая профессия: социальный педагог // № 11. — С. 89.
Поздняк Л. Факультету — 80 лет // № 12. — С. 93.
Помораева И. Современные подходы в подготовке студентов к работе с дошкольниками // № 4. — С. 93.
В КРУГУ СЕМЬИ
Волкова Е. Готов ли ребенок к школе? // № 8. — С. 99.
Дворникова 3. Русский строительный материал. Радует, развлекает, развивает // № 5. — С. 112.
Ерофеева Т. Где живут 140 почему, или О вопросах, дающих интересные ответы // № 2. — С. 77;
Включенное чтение и беседа // № 4. — С. 83.
Новикова Е. Морозный день. Мечта // № 12. — С. 87.
Мещерякова С. Можно ли избаловать младенца // № 11. — С. 82.
Павлова Л. Мамина школа // № 1. — С. 70; № 3. — С. 84.
Пикулева Н. Уговорушки // № 5. — С. 109.
Райнпрехт X. Воспитание без огорчений // № 4. — С. 90; № 6. — С. 113.
Романов С. Праздник нашего детства // № 12. — С. 84.
Сивоконь С. Сохраняйте спокойствие! // № 4. — С. 88.
Соболева Л. Семь шагов по радуге // № 4. — С. 83.
Теплюк С. С малышом на даче // № 7. -С. 96; № 8. — С. 102;
Осенняя прогулка с малышом // N° 9. — С. 86.
Усатова Е. Разговор с лесом // N° 7. — С. 94.
Фонарева С. Как купать ребенка // № 10. — С. 112.
Ширяева И. Летний отдых с ребенком // № 6. — С. 106.
ЗА РУБЕЖОМ
Протасова Е., Тростянская Г., Чилингарова М. «Калинке» — десять лет // № 2. — С. 89.
НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ
Ладодо К., Дружинина Л. Роль витаминов в детском питании // № 6. — С. 101.
Соколова В. Юридическая консультация // № 9. — С. 103; № 10. — С. 108; № 12. -С. 88.
Юридическая консультация // N° 1. — С. 121.
Литература — детям
Бредис В. Сторона родная // № 1. — С. 43.
Герасимова Л. Нарцисс. Ландыш. Мать-и-мачеха. Гладиолус // № 6. — С. 10;
Подснежники // № 7. — С. 56;
Весенняя игра. Лютик // № 7. С. 90.
Запорожец В. Солнышкина школа // № 9. — С. 111.
Заходер Б. Строители. Переплетчица // № 3. — С. 83.
Локтев А. Радуга // № 2. — С. 127.
Мигунова Н. Мышонок // № 5. — С. 48;
Стихи // № 5. — С. 115;
Мой друг // № 6. -С. 94;
Пчелка // № 7. — С. 34;
Колокольчик. Храбрый заяц // № 7. — С. 127.
Рыжикова Н. Колокольчик. Умелый паучок. Загадка. Росинки // № 8. — С. 89.
Скребицкий Г. Четыре художника // № П. — С. 16.
Степанов В. Посмотри вокруг // № 10. — С. 33; Мало или много // № 10. — С. 49.
Чанчикова Н. В деревне. Весна-волшебница // № 1. — С. 61.
МУЗЫКА И ДЕТИ
Асеева В. Дарите людям доброту // № 2. — С. 122.
Белоусов А., Карасева Е. Город-герой // № 4. — С. 114.
Боброва В., Ефименко О. Праздник царицы Осени // № 9. — С. 116.
Бородина Е. Щедрый вечер // № 12. — С. 118.
Губанова И. Свою маму берегите, дети // № 1. — С. 95.
Давыдова А. Снеговик. Емеля // № 11. — С. 117.
Девочкина О., Поляк Л. Прогулка // № 7. — С. 120.
Дементьева Л. Устами младенца // № 1. — С. 99.
Дорофеева М. Сказочная ярмарка // № 5. — С. 119.
Зайцева Г. Хлеб всему голова // № 8. — С. 117.
Коки на Н. Наши защитники // № 1. — С. ПО.
Кондратова М. Веселое лето // № 6. — С. 119.
Космачева Т. Радость творчества // № 2.- С. 108;
День Победы // № 4. — С. 97.
Лядова Л., Ходосов Г. Новогодняя полька // № 11. — С. 123.
Матвеев Ю., Аким Я. Грибной лес // № 7. — С. 115.
Мерзлякова С. Отвечаем на письма // № 7. — С. 114.
Мурашко Л. Материал к утреннику, посвященному Дню 8 Марта // № 1. — С. 97.
Назарова Э., Мартыненко М., Маркова Е. Путаница-перепутаница, небывальщина да неслыхалыцина // N° 3. — С. 114.
На клавиатуре из картона. Музыкальная биография Анны Луговской // № 10. — С. 125.
Науменко Г. Гори, солнце, ярче! // № 1. — С. 104;
Березынька // № 7. — С. 105.
Одношевная И. Царевна-лягушка // № 2. — С. 93.
Олифирова Л. С дедом на парад // № 4. — С. 110.
Парцхаладзе М., Соловьева Н. Море, море // № 7. — С. 116.
Петрова В., Сорокина Т. Материал для музыкальных занятий с детьми // № 11. — С. 99; № 12. — С. 99.
Протасов М., Орлов В. Песенка утят // № 7. — С. 119.
Романова М., Тимофеевский А. Новогодняя песенка // № 11. — С. 126.
Рябинина В. Лукоморья нет на карте // № 3. — С. 119.
Стоцкая М. Здравствуй, гномик Погуляй-ка! //№ 10. — С. 117.
Токмакова И. Осень // № 9. — С. 120.
Тютюнникова Т., Боровик Т. Ночной урок // № 4. — С. 117;
Праздник — это чудо общения // № 5. — С. 117.
Чурилова Э. Путешествие в Страну Знаний // № 3. — С. 99.
Шеремет Л., Малков В., Некрасова Л. Что нам осень принесет? // № 10. — С. 124.
Эйлазова Л. Страна счастья // № 2. — С. 99; День знаний // № 8. — С. 113.
Юдина С, Лешко Е. Мама, мамочка // № 1. — С. 102;
Частушки-хохотушки // № 3. — С. 126;
В садик мы ходили // № 7. — С. 118.
Книжная полка
Гриценко З. Пришли мне чтения доброго // № 8. — С. 94; № 9. — С. 108; № 11. -С. 93.
Лямина Г. Сделайте прогулку удивительной и неповторимой // № 7. — С. 123;
Сохранить особенное, индивидуальное в ребенке//№ 11. — С. 95.
Нам пишут
Белая Л. Экологические макеты // № 7. — С. 125.
Вас поздравляет бабушка // № 12. — С. 120.
Галиуллина В. Зимние забавы // № 12. — С. 119.
Глад и лова Л. Нам 20 лет! // № 6. — С. 127.
Данилова А. «Солнечный зайчик» // № 1.- С. 29.
Паславский А. Аппликации из осенних листьев // № 10. — С. 127.
Тихова В. «И сплетем мы сто чудес, не обидев пальцем лес» // № 7. — С. 126.
Чубур А. Город снежных построек // № 1.- С. 90.
Источник статьи: http://www.ckofr.com/doshkolnoe-vospitanie/142-zhurnal