С каким праздником связаны события баллады светлана

С каким праздником связаны события баллады светлана

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Лесные озера»

Учитель русского языка и литературы: Позднякова Екатерина Алексеевна

В.А. Жуковский. «Светлана» — первая русская баллада.

Учитель русского языка и литературы: Позднякова Екатерина Алексеевна.

Урок литературы в 7 классе.

Обучающая: познакомить обучающихся с русской оригинальной балладой; подчеркнуть национальный колорит произведения; ознакомить с содержанием и художественными особенностями баллады «Светлана»; рассмотреть структуру баллады «Светлана».

Развивающая : развивать умение анализировать прочитанное.

Воспитывающая: воспитание уважения к традициям своего народа, интереса к творчеству и личности писателя; сделать вывод о гуманистической, и нравственной направленности баллады.

Оборудование: ПК, выставка книг с произведениями В.А.Жуковского, истории создания баллады «Светлана», о святочных гаданиях, оформление доски, портрет В.А.Жуковского, картина К.П.Брюллова «Гадающая Светлана».

I. Вступительное слово учителя.

Поэтом, который проложил дорогу балладе в русской литературе, был Василий Андреевич Жуковский. (На стенде портрет В. А. Жуковского, репродукция портрета художника М. Олешкевича «А. А. Воейкова», репродукция картины А. П. Брюллова «Гадание».)

Я уже говорила, как часто он обращался к балладам западных поэтов и переводил их, стараясь донести до читателя красоту жанра. Бюргеровскую «Ленору», как известно, он переводил трижды: вольным переводом в начале своего творчества, в конце снова вернулся к «Леноре», создав более точный перевод, а в зрелые годы Жуковский в деталях переделал на русский манер сюжет «Леноры» о том, что дочь не послушалась матери и прокляла Бога, за что он и наказал несчастную, послав ей жениха-мертвеца. При этом поэт оставил главный смысл баллад и назвал ее «Людмила».

И вот в 1812 году из-под пера В. А. Жуковского выходит произведение, чем-то опять напоминающее «Ленору», но читателям оно показалось истинным чудом, откровением, все поголовно повторяли удивительные стихи: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали: за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали. ». Все прежнее содержание баллады поэт «упрятал» в сон Светланы. Тревожный сон — зато какое радостное пробуждение. Вовсе не погиб жених и не мертвец он, Светлана! Баллада заканчивается радостью, честны им пиром, свадьбой.

Эту балладу Жуковский посвятил своей племяннице Саше Протасовой, с которой его связывали долгие годы дружбы и взаимного доверия, и подарил ее девушке на свадьбу. Сашу так и стали звать с тех пор Светланой.

II. Анализ произведения.

1) Учитель. Прочитав балладу «Светлана», что вам особенно в ней понравилось? (ответы учеников)

— Что русского, национального в этой балладе? (Обряд крещенских гаданий; голубь — символ Духа Святого, защитника чистой души; снежные заносы, одинокая «хижинка под сне-гом»; утреннее пенье петуха; тройка с колокольчиком; свадебная песня «Многи леты».)

— Расположите события по порядку . (На доске все события даются в произвольном порядке)

Девушки гадают в крещенский вечер.

Подруги просят грустную Светлану спеть, но девушка отказывается. Она опечалена по причине отсутствия весточки от жениха.

Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало.

Светлане является её жених и увозит её венчаться.

Неожиданно жених, сани и кони исчезают, и Светлана оказывается одна у незнакомой хижины.

В избе Светлана видит своего жениха в гробу.

Светлана пробуждается от страшного сна, и милый друг возвращается к ней.

— К какому же типу литературных баллад вы отнесете «Светлану»? Почему?

— Обратим внимание на оригинальность композиции этого произведения. Что интересного вы заметили в построении баллады? (Реальный мир, сон, пробуждение, вывод — прямое обращение автора к героине.

Читайте также:  Тест праздники для всех 2 класс перспектива по окружающему миру

— Что такое экспозиция? Завязка? Развитие действия? Кульминация? Развязка?

— В тексте (ученики находят самостоятельно)

Экспозиция — действие происходит в избе в крещенский вечерок. Здесь собрались девушки и гадают на своего суженого.

Завязка – Светлана грустит, она рассказывает подружками своей печали, оставшись одна, садится к зеркалу гадать и вдруг видит своего жениха.

Развитие действия – жених везет ее венчаться. Они едет по заснеженной степи, а когда проезжают мимо церкви, то героиня замечает, что там идет отпевание. Наконец жених привозит ее в уединенную хижину, где она опять видит гроб…

Кульминация – мертвец в гробу – ее жених.

Развязка – Светлана просыпается, и тут жених является к ней живым и невредимым

— Каков символический характер пространства и времени . (Действие происходит между явью и сном. Во время гадания Светлана засыпает, все страхи оказываются сном)

Это тоже было необычным и новаторским.

— Какой же смысл в балладе В. А. Жуковского? Почему он посвятил ее любимой племяннице накануне ее свадьбы? (Смысл оптимистичный, светлый. Пусть все печали и тревоги оста-ются во сне, человек достоин счастья и радости, если он верен своему народу, христианской любви, народным обычаям, если он просто хороший человек.)

Вот такой добрый и дивный подарок получила Александра Протасова, а вместе с ней и все любители русской поэзии.

Светлана стала одним из самых светлых и любимых литературных образов.

2) Лексическая работа.

Все детали русского, национального быта так отчетливо и живописно рисовали русский мир, что «Светлану» без сомнений провозгласили первой русской балладой. К этому еще надо присоединить великолепный русский язык, каким написана баллада.

Ребята, в балладе нам встретилось много устаревших слов: хижинка, избушка, светлица, обитель. Что объединяет эти слова? /их значение — жилище/

А при работе над словами: очи, перси, уста нам поможет «Школьный словарь устаревших слов»

— Интересно узнать своё будущее, хотя сегодня и не святки, но мы с вами тоже сейчас погадаем, помечтаем и отдохнём. Сядьте удобней, расслабьтесь, закройте глаза, руками сделайте домик и поднесите к лицу. Загадайте желание и оно обязательно сбудется.

4) Описание гл. героини

— А сейчас поработайте с текстом: выпишите из баллады все оценочные слова, которые относятся к героине.

— Какие первые фразы вы нашли? («Молчалива и грустна милая Светлана», «Красавица», «Мне судьбина умереть в гру сти одинокой», «Он ко мне не пишет, / Ах! а им лишь красен свет, им лишь сердце дышит!» и т. д.)

Домашнее задание: закончить выписывание цитат, на осно­ве их дать устную характеристику Светланы.

Источник статьи: http://150solsozera.edusite.ru/p109aa1.html

«Светлана» (В. Жуковский)

Цитата: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали. ».

История создания

Жуковский был увлечён романтической поэзией. Особенно ему нравилась баллада Г. Бюргера «Ленора» (история о девушке, которую крадёт жених-мертвец»). Именно этот сюжет и лёг в основу «Светланы». Правда, Жуковский изменил финал: встреча с мёртвым женихом оказывается страшным сном, а жених жив и возвращается к любимой.

Баллада «Светлана» стала свадебным подарком: Жуковский подарил её сестре своей возлюбленной Александре Протасовой, когда та выходила замуж.

Значение произведения

«Светлана» очень быстро приобрела широкую популярность: прежде таких захватывающих историй о любви в русской литературе не было.

Появление имени Светлана и последующее внесение его в святцы исследователи связывают именно с балладой Жуковского. Прежде это имя использовалось преимущественно в качестве названия для кораблей и прочих судов.

Литературное направление: романтизм.

Литературный жанр: баллада.

Баллада представляет собой историю о разлучённых возлюбленных. В ней можно отследить темы верности и судьбы. Итог баллады таков: верь в свою судьбу, верь в Бога, и несчастье покажется лишь страшным сном.

Читайте также:  Пожелания с праздником иоанна крестителя

Краткое содержание

Все девушки гадают на жениха, а Светлана грустит: её жених уехал и не даёт знать о себе. Девушка решается на гадание с зеркалом, и в процессе гадания за её спиной появляется жених Светланы. Он увозит девушку: «Поп уж в церкви ждёт. / Хор венчальну песнь поёт».

Они едут по степи. Ночь. Светлане страшно. Светлана с женихом проезжают мимо церкви, где идёт отпевание покойника. Жених Светланы необыкновенно бледен и молчалив.

Сани с женихом и невестой останавливаются у избушки. И тут же жених вместе с санями и лошадьми пропадает. Светлана решается войти в строение. В комнате на столе стоит гроб. Светлана молится. Мертвец начинает стонать и шевелиться, но прилетает белый голубь, садится на грудь мёртвого и тот затихает. Светлана с ужасом узнаёт в мертвеце своего жениха.

Кричит петух, и Светлана просыпается. Однако сон напугал её: не вещий ли? Светлана садится у окна и видит сани, которые везут её жениха — живого и здорового.

Метрика

  • Размер: четырёхстопный хорей.
  • Рифма: перекрёстная (абаб).

Тропы и фигуры речи

Эпитеты: радостные эпитеты реальной жизни «звонкий», «статный», «сладостный», «милый»; мрачные эпитеты дурного сна: «унылый», «одинокий», «чёрный», «страшный».

Олицетворение: жалобно кричит сверчок, жутко каркает ворон, петух радуется наступлению утра.

Параллелизм: у Светланы неспокойно на душе — в природе снежная буря, ей радостно — светит солнце.

Риторические вопросы: «Что, подруженька, с тобой?», «Где, в какой ты стороне?», а также многочисленные междометия, которые помогают придать балладе живость.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Какого волшебства ждут в балладе «Светлана» подруги главной героини, гадающие в святки?

Ответ. Они ждут замужества.

Какие два цвета многократно упоминаются в балладе?

Ответ. Белый (снег, луна, бледная кожа Светланы, белая скатерть, белый голубь) и чёрный (чернота вдали, чёрный ворон). Такой контраст соотносится с представлениями о дне и ночи, добре и зле. Светлана соприкасается с миром тёмного и мистического, но сама она представляет светлое начало, что и обусловливает счастливую развязку.

Источник статьи: http://sitekid.ru/literatura/analiz_proizvedenij_i_kratkoe_soderzhanie/laquosvetlanaraquo_v_zhukovskij.html

Анализ стихотворения «Светлана» Жуковского

Одним из лучших примеров раннего русского романтизма по праву считается баллада Василия Андреевича Жуковского «Светлана». Произведение является отражением национальной ментальности, в ней присутствуют разнообразные фольклорные элементы: приметы, гадания, народные сказки и обрядовые песни. Предлагаем к разбору краткий анализ «Светлана» по плану, который будет полезен ученикам 9 класса при подготовке к уроку литературы и ЕГЭ.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Светлана.

История создания – Произведение написано в 1812 году. В его основе лежит произведение немецкого поэта Августа Бюргера «Ленора», однако Жуковскому удалось так мастерски передать народный колорит, что русская версия во многом отличается от немецкого оригинала.

Тема стихотворения – Страшный сон во время рождественского гадания и утреннее пробуждение, принёсшее облегчение и радость. Также в произведении автором раскрыты темы судьбы, счастья, верности, сомнений и душевных переживаний.

Композиция – Композиция баллады построена на антитезе – противопоставлении фантазии и реальности, жизни и смерти, дня и ночи. Главная особенность композиции – мистический сон Светланы.

Жанр – Баллада.

Стихотворный размер – Хорей с перекрестной рифмой.

Метафоры – «мёртвое молчанье», «свет-судья лукавый».

Эпитеты – «милый», «статный», «тайный».

Сравнения – «мчат, как будто на крылах», «в ней душа, как ясный день».

Олицетворения – «тяжко ноет грудь», «крикнул жалобно сверчок».

Гиперболы – «тьма людей во храме», «от копыт их поднялась вьюга под ногами».

Читайте также:  Происхождение всех русских праздников

История создания

В начале творческого пути Василий Андреевич Жуковский во многом подражал английским и немецким поэтам. Он искренне считал, что отечественным писателям есть чему поучиться у западных коллег, и не стеснялся перенимать у них опыт. Однако в своих работах Жуковский всегда брал во внимание особенности русского менталитета. В результате даже переводные произведения отличались удивительной самобытностью и мало походили на первоисточники.

Одним из примеров подобного подражания стала баллада «Светлана», в основе которой лежит произведение известного немецкого поэта Бюргера «Ленора». Переложив первоисточник на свой манер, в 1812 году Жуковский подарил русским читателям прекрасную балладу, открывающую двери в мир сказок, мистики, легенд и преданий.

Невольно встаёт вопрос, кому посвящено столь мистическое и загадочное произведение, написанное Жуковским с большой любовью? Свою балладу Василий Андреевич посвятил родной племяннице и крестнице А. Протасовой. Это был своеобразный свадебный подарок девушке, которая выходила замуж за лучшего друга поэта, А. Воейкова.

В центре сюжета баллады – рождественское гадание на суженого, которое в старину пользовалось большой популярностью среди незамужних девушек.

Поэт мастерски изображает трепет и тревожное ожидание чуда главной героини. Истомившись в ожидании жениха, Светлана решается приоткрыть завесу тайны над будущим. Но вместо столь долгожданных свадебных колоколов перед её глазами встают страшные видения: панихида по усопшему, заброшенный дом, гроб с мертвецом.

И только вера и искренняя молитва помогают Светлане освободиться от уз кошмара. Баллада имеет счастливую концовку в виде свадьбы и полного отрицания суеверных страхов. Так Жуковский выразил основную мысль произведения – истинная любовь и непоколебимая вера способны устранить любые страхи и сомнения. С их помощью можно преодолеть все жизненные проблемы и невзгоды, именно вера и любовь придают силы, наполняют уверенностью и внутренней гармонией душу человека.

Композиция

Композиция произведения базируется на таком художественном приеме, как антитеза. В балладе автором отображена борьба любви и смерти, ночи и дня, реальности и фантазий. Благодаря этому приёму Жуковскому удалось продемонстрировать противоречия внутреннего мира человека, взаимодействие его души и реальности окружающего мира.

Композиция «Светланы» отличается стройностью и лёгкостью восприятия. В основе сюжета лежит мистический сон лирической героини – девушки по имени Светлана. В этом заключается главная особенность композиции баллады.

  • Экспозиция – описание святочного гадания русских девушек.
  • Завязка – Светлана в одиночестве смотрит в зеркало и засыпает. Появление жениха, который настойчиво просит её обвенчаться.
  • Развитие событий – стремительная дорога сквозь метель и вьюгу к церкви, в которой проходит панихида по усопшему. Вмиг всё исчезает, и Светлана оказывается в избе, где видит гроб с покойником.
  • Кульминация – в покойнике Светлана узнает своего возлюбленного и в ужасе просыпается.
  • Развязка – пробуждение Светланы, её встреча с женихом.
  • Эпилог – автор от всей души желает девушке счастья.

При определении жанровой принадлежности произведение Жуковского часто путают с поэмой, однако оно написано в жанре баллады, поскольку излагается мелодичным слогом, а лирический герой оказывается в гуще загадочных, мистических событий.

Особую лиричность и напевность балладе придаёт размер произведения – хорей. Подобный эффект звучания ещё больше усиливается перекрёстной рифмой.

Средства выразительности

Баллада отличается большим разнообразием средств художественной выразительности. Так, автор использует метафоры (« мёртвое молчанье», «свет-судья лукавый »), эпитеты (« милый», «статный», «тайный »), сравнения (« мчат, как будто на крылах», «в ней душа, как ясный день »), олицетворения (« тяжко ноет грудь», «крикнул жалобно сверчок »), гиперболы (« тьма людей во храме», «от копыт их поднялась вьюга под ногами »).

Источник статьи: http://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/zhukovskiy/svetlana.html

Оцените статью
Adblock
detector