- Иудейская пасха
- Содержание
- Название праздника
- История праздника
- Заповеди
- Кашрут на Песах
- Хамец (квасное)
- Посуда на Песах
- Пост первенцев
- Жертва Песах
- Пасхальный Седер
- Чтение Пасхальной Хаггады
- Четыре чаши
- Выпекание мацы
- Марор
- Праздничная неделя
- Отсчёт дней Омера
- Седьмой день Песаха
- Отличие еврейского Песаха от христианской Пасхи
- Какого числа начинается еврейская Пасха в 2021 году
- Когда и какого числа еврейская Пасха в 2021 году
- История праздника
- Традиции и обычаи иудейской Пасхи
- Что можно и нельзя делать в праздник
Иудейская пасха
Иудейская пасха
Песах ивр. פֶּסַח | |
---|---|
Праздничный стол, приготовленный для пасхального седера. | |
Тип | Еврейский |
иначе | Праздник весны / Праздник свободы |
Значение | Праздник Исхода из Египта |
Установлен | Тора |
Отмечается | евреями |
в период с | 15 нисан |
по | 21 нисан |
В 2008 году | с вечера 19 апреля — вечер 26 апреля |
В 2009 году | с вечера 8 апреля — вечер 15 апреля |
Празднование | синагога, семья |
Традиции | Молитва в синагоге, Галель. Запрет работы в первый и седьмой (а вне Израиля и во второй и восьмой) день. хамец, седер, маца, Хаггада |
Связан с | Шавуот |
Пе́сах (ивр. פֶּסַח , букв. «миновал, обошёл», в ашкеназском произношении — Пе́йсах / Пе́йсох; арам. פִּסְחָא , Пи́сха; по-гречески и по-русски — Пасха) — центральный еврейский праздник в память об Исходе из Египта. Начинается на 15-й день весеннего месяца нисан и празднуется в течение 7 дней в Израиле и 8 — вне Израиля.
Содержание
Тора запрещает евреям в течение праздника употреблять в пищу хлеб и любые другие продукты, содержащие зерновые, которые подверглись закваске (ивр. חָמֵץ , «хаме́ц» — квасное). Также Тора повелевает есть в эти дни мацу (опресноки).
Песах, наряду с Суккот и Шавуот, — один из трёх «праздников паломничества» («Шалош регалим»). В эти праздники в эпоху существования Иерусалимского храма массы еврейского народа поднимались в Иерусалим.
В Израиле Песах — семидневный праздник, первый и последний дни которого — полноценные праздники и нерабочие дни. Промежуточные дни называются словами холь а-моэ́д («праздничные будни»). За пределами Израиля праздник длится 8 дней, из которых первые два и заключительные два — полноценные праздники.
Название праздника
У праздника «Песах» несколько названий:
- Песах — от паса́х (ивр. פֶּסַח , миновал, прошел мимо) — в память о том, что Всевышний миновал еврейские дома, уничтожая первенцев Египта.
- Хаг а-Мацот — праздник опресноков — в память о том, что евреи питались мацой в годы рабства, а также о том, что во время выхода из Египта тесто не успело закваситься.
- Хаг а-Авив — праздник весны, когда отмечается праздник. Месяц нисан также называется месяц авив.
- Хаг а-Херут — праздник свободы — в память об Исходе из Египта.
История праздника
Согласно Пятикнижию (Исх.12:22,23), накануне последней из десяти казней египетских — поражения первенцев — Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью отметить дверные косяки, в результате чего в ночь 15 нисана Бог «прошёл мимо» (пасах) домов евреев и они были спасены.
Заповеди
Кашрут на Песах
Хамец (квасное)
Хаме́ц (ивр. חמץ , ‘заквашенное’, ‘квасное’). Во время праздника Песах (еврейской Пасхи) к обычным правилам кашрута добавляются специфические запреты, связанные с квасным (хамец). Во все дни праздника запрещено не только есть, но и владеть «хамецом» в любом виде. Пригодные для Песаха продукты («Кошер ле-Песах»), можно есть круглый год.
Ликвидация хамеца
Религиозные еврейские семьи обычно проводят недели до праздника в интенсивной домашней уборке. Цель — ликвидировать все следы квасного (хамеца) изо всех шкафов и углов в доме. Поиск хамеца часто превращается в генеральную уборку, детские комнаты и кухни обыскиваются в поисках остатков в буфетах, под кроватями и т. д. Даже в нерелигиозных семьях Песах — повод провести генеральную уборку. Хоть Галаха требует ликвидации кусков «хамеца» размером крупнее оливки, многие вычищают хамец до последней крошки.
Параллельно семья старается доесть к началу праздника все наличные запасы «хамеца» (хлеб, макароны, печенье, суповые смеси).
Продажа хамеца
«Хамец», который представляет материальную ценность (например, спиртные напитки, изготовляемые из злаков), разрешается продать перед Песахом нееврею. Продажа «хамеца» организуется местным раввином, который становится «агентом» всех евреев общины, через процедуру, называемую «мехират хамец» (продажа). Как агент, раввин «продаёт» весь хамец нееврею по цене, которая должна быть согласована после праздника, а до того нееврея просят уплатить символический начальный взнос, при условии доплатить остаток после Песаха. Когда праздник заканчивается, раввин связывается с неевреем, чтобы выкупить «хамец» общины обратно.
Такая «продажа» считается обязательной согласно Галахе, причём каждый хозяин должен сложить весь «хамец», который он продаёт, в коробку или ящик и предполагать, что в любой момент праздника нееврейский покупатель может прийти забрать или воспользоваться своей долей. Аналогично, евреи — владельцы магазинов продают весь свой «хамец» нееврею, полностью осознавая, что новый «владелец» может затребовать свою собственность.
В восточноевропейских местечках евреи, которые часто содержали кабаки, продавали весь свой «хамец» соседям-неевреям с риском, что последние просто зайдут в их погреба и выпьют всю водку на законных основаниях, что те часто и делали.
Формальный поиск хамеца («Бдикат хамец»)
После наступления темноты 14 нисана проводится формальный поиск квасного («Бдикат хамец»). Глава семьи при этом читает специальное благословение «о ликвидации хамеца» (על ביעור חמץ — аль биур хамец), после чего переходит из комнаты в комнату, чтобы проверить, что нигде не осталось крошек. Существует обычай выключать в обыскиваемой комнате свет и проводить поиски, используя свечу, перо и деревянную ложку: свеча эффективно освещает углы, не отбрасывая тени, перо может выметать крошки из труднодоступных мест, а деревянную ложку, которой собирают крошки, можно сжечь на следующий день вместе с «хамецом».
Существует также традиция перед поиском прятать в доме тщательно завёрнутые в алюминиевую фольгу или пластиковую плёнку десять кусочков хлеба. Это гарантирует, что глава семьи найдёт какой-нибудь «хамец», и его благословение не пропадёт даром.
Сжигание хамеца («Биур хамец»)
Наутро все квасные продукты, найденные при поиске, сжигаются («Биур хамец»).
Глава семьи объявляет любой «хамец», который не был найден, «недействительным» «как прах земной». Если же «хамец» будет во время Песаха действительно найден, его необходимо сжечь или сделать непригодным для пищи.
Посуда на Песах
Из-за строгого отделения «хамеца» на Песах, в религиозных еврейских семьях, как правило, есть полный комплект посуды специально для Песаха. Ашкеназские семьи, которые покупают к празднику новую посуду, сначала погружают её в кипяток, чтобы убрать любые следы масел или материалов, которые могли содержать «хамец» (агалат келим). Некоторые сефардские семьи, использущие на Песах те же стаканы, что и в течение всего года, тщательно их перед этим моют.
Пост первенцев
В утро накануне Песаха начинается пост мужчин-первенцев в память о спасении первенцев Израиля во время «Казни первенцев», десятой из казней египетских.
Однако, фактически, большинство первенцев постятся лишь до окончания утренней молитвы в синагоге. Согласно традиции, тот, кто принимает участие в трапезе по поводу радостного события, освобождается от необходимости поститься. Поэтому перед Песахом существует распространённый обычай заканчивать изучение раздела Мишны или Талмуда и в честь этого устраивать в синагоге праздничную трапезу в утро перед Песахом. Таким образом, все участники этой трапезы освобождаются от поста.
Жертва Песах
Пасхальная жертва также называется «корба́н пе́сах» (в русском варианте — «пасха»). Согласно Пятикнижию [1] , каждая семья (или группа семей, если они в отдельности слишком малы для съедания целого ягнёнка) должна отведать одного ягнёнка в ночь на 15 нисана. Ягнёнок не мог быть убит тем, во владении кого есть квасное. [2] Ягнёнок должен был быть зажарен [3] и съеден вместе с мацой и маро́ром [4] . Нельзя было ломать у жертвы кости. [5] До утра от жертвы не должно было ничего остаться. [6]
Позднее, во время существования Иерусалимского храма, пасхальная жертва съедалась во время пасхального седера 15 нисана. Однако после разрушения Храма жертвы уже не приносились, поэтому рассказ о «корбан-песах» пересказывается на пасхальном седере, а на блюде седера её символически представляет «зро́а» — жареная баранья голень, куриное крыло или ножка, которые не употребляются в пищу, но участвуют в ритуале.
Пасхальный Седер
Центральное событие праздника — пасхальный вечер (лейл а-седер или седер-песах, или просто се́дер / се́йдер).
Проведение Седера тщательно регламентировано и состоит из множества элементов. В эту ночь евреи должны прочитать пасхальную Хаггаду, где рассказывается об Исходе из Египта, и провести пасхальную трапезу в соответствии с традицией.
Чтение Пасхальной Хаггады
В первый вечер Песаха (за пределами Израиля — в два первых вечера) каждый еврей должен читать рассказ об Исходе из Египта.
Четыре чаши
Во время Седера существует обязанность выпить четыре чаши вина (или виноградного сока). Это относится и к мужчинам, и к женщинам. Согласно Мишне [7] , их должен выпить даже самый бедный человек. Каждая чаша служит вступлением в следущую часть Седера.
Заповедь предписывает съесть на седере по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку. Ритуал седера предусматривает за вечер несколько моментов, в которые съедается маца.
Выпекание мацы
Маца для праздника выпекается в течение предпраздничных недель. В ортодоксальных еврейских общинах мужчины традиционно собираются в группы для совместного ручного выпекания специальных листов мацы, называемых маца шмура («сохраненная маца», имеется в виду, что пшеница охраняется от контакта с водой со дня срезания летом до выпекания мацы для последующего Песаха). Маца должна выпекаться за 18 минут, иначе начнётся процесс брожения и маца станет некошерной на Песах.
Марор
В течение седера в различные моменты ритуала предписывается попробовать горькую зелень (от хрена до листьев салата) — маро́р.
Праздничная неделя
Отсчёт дней Омера
С ночи второго дня Песаха начинается отсчёт дней Омера. Во времена Храма днём первого дня приносили туда сноп («омер») пшеницы из нового урожая. До принесения омера в Храм евреям запрещалось пользоваться новым урожаем. После разрушения Храма запрещено есть новый урожай до вечера второго дня Песаха.
Отсчёт дней Омера ведут в течение 49 дней, после чего на 50 день празднуется Шавуот (Пятидесятница). При счёте считают как дни, так и недели: например, на первый день говорят «сегодня первый день по Омеру», а на 8-й — «сегодня 8 дней, которые составляют неделю и один день по Омеру».
Седьмой день Песаха
Всевышний повелевает: «в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте» (Лев.23:8). Однако, не указывается причина праздника. Согласно традиции, в этот день воды Красного моря расступились перед евреями и поглотили преследовавшего их фараона (Исх.14:21–29). В память об этом в этот день читают отрывок из Торы, посвящённый данным событиям, включающий «Песнь на море».
Существует обычай идти к морю, реке или другому водоёму (в крайнем случае к фонтану) и петь там «Песнь на море».
Отличие еврейского Песаха от христианской Пасхи
Христианская Пасха посвящена воскресению Иисуса Христа и не связана с Исходом евреев из Египта. Жертва пасхального ягненка в христианском богословии рассматривается в качестве прообраза добровольного самопожертвования Иисуса для искупления грехов мира.
Следует отметить, что пасхальный ужин (седер — ритуальное вкушение жертвенного ягненка в ознаменование исхода из Египта) Иисуса с учениками получил название Тайной вечери и стал прообразом «таинства» евхаристии (причастия). Во время вечери Иисус сравнивает себя с пасхальным ягненком и, произнося традиционное благословение над вином (Киддуш), уподобляет вино своей крови.
Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/945915
Какого числа начинается еврейская Пасха в 2021 году
Слова «Пейсах» и «Пасха» так созвучны, что можно подумать, будто это названия одного и того же праздника в разных языках. Правильнее сказать, что это одно слово, «пасха» – искаженное «пейсах», его произношение на латыни. В обиходе Пейсах принято называть «еврейской Пасхой», но ничто кроме названия эти праздники не связывает и посвящены они совершенно разным событиями. Эти два дня не имеют пересечений, воскрешение Христа случилось вовсе не в день Пейсаха, как можно подумать. Что же означает этот праздник для иудейской религии и как он пересекается с христианским каноном?
Когда и какого числа еврейская Пасха в 2021 году
Пейсах – это 8 праздничных дней, начинается он в канун 15 дня месяца нисана, а точнее после захода Солнца 14 дня. Нисан – первый месяц в лунно-солнечном календаре, действующем в Израиле наравне с гражданским. В григорианском календаре нисан соответствует периоду примерно со второй половины марта до середины апреля, но даты начала и конца месяца каждый год сдвигаются.
В 2021 году 14 день нисана выпадает на 27 марта (субботу). В этот день в Иерусалиме Солнце зайдет в 17:56 по местному времени. После этого те, кто исповедует иудаизм, могут начинать отмечать. В Москве в этот момент будет 18:56, а Солнце сядет минутой позже. Праздник продолжается до ночи 21 дня нисана. В 2021 году он закончится 4 апреля (воскресенье).
История праздника
События Пейсаха описаны в Ветхом завете и касаются обстоятельств Исхода иудеев из Египта. Фараон не желал отпускать рабов на свободу даже после девяти несчастий, которые наслал Бог на его страну. И только последняя «казнь египетская» заставила его разрешить евреям покинуть страну. В ту ночь умерли все первенцы египтян и наследник самого фараона, погибли даже детеныши домашнего скота. Но дети израильтян остались целы, божий гнев прошел мимо их домов, отмеченных кровью ягнят. Именно так переводится слово «пейсах» или «писах» на арамейском – «миновал», «прошел мимо». После этого иудеи ушли под предводительством Моисея. День Пейсаха посвящен торжеству по поводу освобождения израильского народа.
То есть «еврейская Пасха» не имеет ничего общего с христианским праздником, отмечающим воскрешение Христа, победу духовного начала над смертью. Но на пасхальном богослужении читают библейские тексты, описывающие Исход из Египта. В год смерти Иисуса Пейсах прошел за три дня до воскресенья, в четверг. Именно его отмечали Христос и апостолы, собравшись на Тайной вечере. Когда Христос, исполняя традиционное благословение трапезы, называет вино своей кровью, он делает отсылку к событиям Исхода, уподобляя себя жертвенному ягненку, кровь которого защитила детей верующих. Добровольная искупительная жертва Христа за человечество защищает души.
Традиции и обычаи иудейской Пасхи
В 15 день нисана во всех синагогах проходят праздничные богослужения. Вечером еврейские семьи собираются на самый торжественный ужин в году – седер. Его повторяют и в последний день праздничной недели. Кроме родственников принято приглашать одиноких людей и тех, кто оказался далеко от семьи.
Праздничный ужин строго регламентирован. Сначала на стол подают только ритуальную еду, имеющую символическое значение.
Традиционные блюда седера:
- Маца. Пресный хлеб, которым питались иудеи в пустыне.
- Зроа. Жареное мясо на косточке. Символизирует пасхального агнца, кровь которого спасла еврейских первенцев. Это блюдо не едят.
- Марор. Горькие травы, которые напоминают о горькой участи раба. Иногда в этом качестве используют натертый корень хрена.
- Карпас. Любая зелень (петрушка, сельдерей и т.д.), которую едят, обмакивая в соленую воду. Это одновременно символ моря, которое пересекут во время Исхода евреи, и слез, пролитых ими в неволе. Также карпас – указание на скудность питания в египетском рабстве.
- Бейца. Запеченные яйца – символ разрушенного в Иерусалиме храма.
- Харосет. Смесь тертых яблок с орехами, корицей и вином, что изображает глину, из которой иудеи в рабстве строили дома для египтян.
На стол ставят самую лучшую посуду, желательно новую, серебряные приборы и кошерное вино. Зажигают свечи. Сначала семья ест мацу, потом пьют вино. За вечер нужно опустошить четыре бокала, каждый из которых символизирует одно из обещаний, данных Богом избранному народу. Дети пьют виноградный сок. После этого нужно съесть немного горького марора. Глава семьи читает вслух Агаду – книгу, которая рассказывает о чудесном освобождении евреев. Чтение заканчивается хвалебными псалмами. На этом ритуальная часть ужина завершается. Вторая часть трапезы проходит менее формально, на стол подают обычную для современного израильтянина еду – запеченное мясо, фаршированную рыбу, куриный суп и др.
Второй седер, который устраивают в завершающий день праздников, проходит примерно так же. Но он уже посвящен событиям разделения Красного моря. Египетский фараон пожалел, что отпустил евреев, и отправил в погоню войско, но волны моря расступились и пропустили беглецов, а когда солдаты бросились за ними, вода накрыла их. За столом читают рассказ об этом событии в Торе. Также в этот день ходят к любому водоему, в крайнем случае, к фонтану, и поют «Песнь моря» из Торы.
Что можно и нельзя делать в праздник
Главный запрет на Пейсах – нельзя есть выпечку, приготовленную на дрожжевом тесте или закваске, и всю квасную еду. К ней относятся продукты из пшеницы, ячменя, овса и ржи, включая макаронные изделия, пиво, виски, пшеничная водка, маринованные овощи, если в маринад был добавлен солодовый уксус, горчица.
Запрет установлен в память о событиях Исхода. Евреи, опасаясь, что фараон передумает, так торопились покинуть Египет, что не дождались, когда поднимется тесто. Поэтому в пустыне они ели пресную мацу. Сейчас мацу, которую готовят на праздник, делают так, чтобы от начала смешивания муки с водой до конца выпекания проходило не больше 18 минут. Иначе может начаться процесс брожения и такой хлеб уже не годится для седера.
Накануне праздника тщательно очищают и обдают кипятком всю посуду, которой могли коснуться квасные продукты. По этой же причине блюда стараются подавать в новой посуде, не бывавшей в употреблении. Некоторые семьи держат специальные наборы для праздника. Нельзя не только есть квасное, в доме не должно остаться даже его крошки. Поэтому проводят тщательную уборку, осматривая все углы. Подготовку начинают сразу после Пурима, чтобы успеть хорошо очистить дом. Все запрещенные продукты стараются доесть или продать, а все, что осталось, сжигают утром накануне Пейсаха.
В первый и последний дни Пейсаха нельзя делать никакой работы. Оба имеют статус официальных выходных в Израиле.
Также евреям нельзя есть пищу из зерен нового урожая до вечера второго дня Пейсаха. Правило соблюдают не только в дни праздника, а с момента сбора урожая. В древние времена разрешение получали уже в первый день Пейсаха, сразу после традиционного внесения в храм в Иерусалиме снопа пшеницы нового урожая. Но после разрушения храма в знак сожаления об этом срок воздержания увеличили еще на сутки.
Пейсах – главный праздник иудаизма, знаменующий освобождение еврейского народа от рабства. Для христианина Пейсах интересен тем, что причастие и события Тайной вечери дают его нам в новом прочтении. Изменилась философия, изменилось послание – от спасения одного народа через жестокие кары для другого до добровольной жертвы Бога во имя всего человечества.
Источник статьи: http://bloghozyajki.ru/evrejskaya-pasxa