Башкирский народный праздник «Сабантуй»
статья
Сабантуй – башкирский праздник труда, силы, ловкости, здоровья. Всеобщее народное гулянье, сопровождаемое разнообразными состязаниями, играми, песнями и танцами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sabantuy.docx | 90.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Пускай на глобусе ты кажешься листком,
Горячим занесенным ветерком, —
Башкирия моя! Твой сын простой,
Я восхищен твоею широтой….
Башкирский народный праздник «Сабантуй»
«Сабантуй» – башкирский национальный народный праздник. Имеет статус федерального праздника, находится под защитой ЮНЕСКО как шедевр устного наследия человечества. Это праздник плуга, обозначающий завершение весенних посевных работ в поле.
Сабантуй называют праздником труда и здоровья, единства и дружбы. На Сабантуе люди желают друг другу щедрого урожая, здоровья, счастья, благополучия.
Национальный праздник Сабантуй – старинный и вечно молодой. Он сочетает в себе традиции народа и нововведения, как:
— награждение передовиков труда и победителей в конкурсах профессий;
— новые виды состязаний: шахматы, велоспорт, армреслинг, волейбол, соревнование на ходулях;
— бега с участием лучших рысаков России и зарубежья.
Как празднуют Сабантуй?
Национальный праздник Сабантуй организуется на специальной праздничной площадке (майдане) в июне, проводится в 3 этапа:
— начинается празднование в деревнях и селах республики в первую субботу после завершения посевной;
— через неделю народные гулянья проходят в городах;
— через 7 дней грандиозное торжество проводят в столице Башкортостана.
Во время проведения празднеств во всех административных районах устраивают, обычно на большом поле – майдане, где проходят различные состязания между настоящими джигитами, выступления мастеров искусств и культуры, народные гулянья. На ипподроме обязательно устраивают скачки. Жители селений демонстрируют силу, ловкость и пропагандируют здоровый образ жизни.
Основные игры и состязания праздника: скачки на лошадях, борьба, соревнования в беге и ловкости.
- Куреш – борьба на поясах, которая проводится между мужчинами разных возрастов.
Цель соревнования – захватить противника за пояс и завалить его на землю. Сначала борьба проводится между мальчиками, потом в бой вступают юноши, третьи пары – мужчины средних лет.
Кульминация состязания – борьба между двумя непобежденными джигитами. Победитель куреша (батыр) получает главный приз – живого барана.
- Конные скачки – проводятся отдельно на ипподроме или устраиваются непосредственно на майдане, причем в последнем случае, расстояние определяется на глаз до какой-либо точки.
Цель соревнования – развитие интереса к лошадям и к их разведению.
- Поднятие камней. В качестве тяжести выступают гири или штанги, вес которых составляет 25 кг.
Цель состязания – поднять камень двумя руками и удержать его в правой ладони, поднятой вверх.
— с яйцом в ложке;
— с полными ведрами воды на коромысле;
— прыжки в мешках;
— парные забеги, когда левая нога одного человека крепко связана с правой другого.
— бой мешками с травой или сеном, который проходит на скользком, неустойчивом бревне;
— с завязанными глазами при помощи палки необходимо разбить глиняные горшки, которые стоят на земле;
— командное или одиночное перетягивание каната, палки;
— лазанье за призом по высокому и гладкому столбу, длина которого может достигать 15 м.
Награждения на празднике :
— полотенца, украшенные вышивкой из национальных узоров;
Угощения на празднике
Веселый народный праздник Сабантуй, еще и очень гостеприимный. Здесь принято угощать мясной и сладкой едой.
На Сабантуе обычно готовят следующие блюда: плов на баранине с добавлением томатной пасты или любых овощей; перемечи – нежнейшие пирожки с мясом, особенностью которых является наличие отверстия сверху булочки; баранина, фаршированная яйцами, сливочным маслом и специями; бэлиш с уткой и рисом в мясном бульоне; чак-чак – традиционное сладкое блюдо, представляющее собой песочные печенья, залитые жидким медом.
Таким образом, Сабантуй – башкирский праздник труда, силы, ловкости, здоровья. Всеобщее народное гулянье, сопровождаемое разнообразными состязаниями, играми, песнями и танцами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник лучше проводить на открытом воздухе, с песнями, стихами, танцами и играми, способствующими развтию национальных чувств.
Цель: 1. Продолжать знакомить детей с традициями, культурой и обычаями татарского народа.
Опыт работы по ознакомлению дошкольников с башкирской культурой.
Познакомить детей с народным праздником волжских татар — Сабантуй. Обогащать словарь детей,вызвать интерес к этому празднику, формировать партиотические чувства через художественное слово,музыку, любо.
Сабантуй- праздник народов Башкирии и Татарстана в честь сбора урожая,демонстрирующий силу и ловкость народа и пропагандирующий здоровый образ жизни. Празднуется каждый год в июне.
Сабантуй — это праздник труда, праздник радости и счастья. Сабантуй празднуется в честь окончания весенне-полевых работ.
Опыт работы по теме «Приобщение дошкольников к народной культуре при знакомстве с башкирскими народными праздниками".
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2021/01/04/bashkirskiy-narodnyy-prazdnik-sabantuy
Татарский национальный праздник САБАНТУЙ.
материал на тему
Сабантуй – самый любимый праздник татарского народа, который весело и широко отмечается ежегодно. но не все, наверное, знают, как он появился, и что означает слово «Сабантуй».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tatarskiy_natsionalnyy_prazdnik_sabantuy.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Татарский национальный праздник САБАНТУЙ.
Сабантуй – самый любимый праздник татарского народа, который весело и широко отмечается ежегодно. но не все, наверное, знают, как он появился, и что означает слово «Сабантуй».
Название праздника происходит от тюркских слов: «сабан» и «туй» Слово «туй» означает праздник. А вот слово «сабан» имеет несколько значений. Во-первых, этим словом обозначается сельскохозяйственное орудие труда, плуг. А все остальные значения обозначают время пахоты, пашню, время полевых работ, яровые культуры. В последние годы Сабантуй часто называют праздником плуга. Но это не совсем верное название. Было бы точнее говорить, что это «праздник весеннего сева», «праздник яровых». Поскольку весь ход праздника показывает, что он проводится в честь весеннего сева. Наши древние предки, будучи язычниками, делали жертвоприношения божествам плодородия и духам земли, чтобы задобрить их и обеспечить богатый урожай хлеба.
История происхождения праздника
В глубокой древности, когда еще не существовало официального календаря и деления на месяцы и даты, люди делили год на сезоны в зависимости от конкретных сельскохозяйственных работ (подготовка к посеву, весенние полевые работы, уборка и др.). Такое деление времён года существовало и у наших предков. Кроме того, часто они обозначали времена года названием основной сельскохозяйственной работы, выполняемой в этот период. Например, «урак өсте», “печән өсте” (сенокос) обозначало летнее время, время сбора урожая «сабан өсте» — весну, время начала полевых работ.
Прежде люди верили, что мир духов может помочь человеку в его повседневных делах. Их старались задобрить различными дарами и жертвоприношениями. От хорошего урожая зависела вся жизнь земледельческого общества. Поэтому обряды, призванные поддержать плодородие земли и обеспечить высокий урожай, были особенно важны для древних земледельцев, эти обряды совершались перед каждым посевом зерновых. Со временем они утратили свои первоначальные магические функции и приобрели характер народного праздника. Сабантуй – один из таких праздников.
По поводу происхождения праздника Сабантуй существует несколько версий. Некоторые учёные считают, что Сабантуй к нам пришёл от других народов. Так, у монголов есть похожий на Сабантуй праздник, который называется Наадам. Здесь главными соревнованиями являются борьба, скачки и стрельба из лука. Однако правила народных игр на монгольском празднике отличаются от наших. Другие учёные предполагают, что Сабантуй появился в самой Волжеской Булгарии. Также существуют версии, связывающие Сабантуй с традициями тенгрианства.
Главное состязание Сабантуя – куреш – также имеет древнюю историю. Среди археологических находок, относящихся к III-I вв. до н.э., найдены изображения парных борцов. Кроме того, борьба упоминается в некоторых древних тюркских литературных произведениях. Известно, что у древних тюрков были даже специальные сочинения, описывающие правила борьбы.
Таким образом, Сабантуй является древним тюркским праздником, который появился тогда, когда наши предки только начали заниматься земледелием, и уже позже он окончательно сформировался и стал традиционным народным праздником.
Целей проведения современного Сабантуя несколько: определение батыров – победителей в борьбе, народные развлечения с национальными песнями, плясками и играми, а самое главное – подведение итогов весенних полевых работ и награждение лучших земледельцев. Раньше Сабантуй праздновали до начала весенних полевых работ. И до праздника никто не выходил в поле, не начинал посев. А вместо нынешнего Сабантуя отмечался другой праздник – Джиен.
Точной даты и определённого дня недели проведения Сабантуя не было. Всё зависело от погодных условий, интенсивности таяния снега и степени готовности почвы к севу яровых культур. Обычно это приходилось на конец апреля. Накануне Сабантуя проводили особый обряд «Карга боткасы», который считался начальным этапом праздника.
Обряд празднования Сабантуя состоял из двух частей. Сначала проводили магические церемонии, а потом – состязания, игры и массовые увеселения. Подготовка к Сабантую начиналась за несколько недель до праздника. Как правило, старейшины деревень – аксакалы, — договорившись между собой, определялись с датой и местом проведения праздника. Обычно местом празднования выбирали красивые зелёные луга вблизи рек, озёр и лесов.
Обряд «сөрән салу» или “сөрән” занимал главное место среди других подготовительных обрядов. Его также называют «сөлге җыю», т.е. сбор подарков для победителей состязаний и участников народных игр. Юноши, разъезжая по деревни на украшенных конях, выкрикивали : «Арапә! Арапә! Арапә!» Иногда сбором подарков занимались и пожилые мужчины. Держа в руках деревянный шест (жердь), они ходили по улицам и собирали подарки: вышитые платки, полотенца и отрезы материал и т.д. Вместе с подарками собирали и яйца для Сабантуя.
Как мы уже говорили, перед Сабантуем исполнялся обряд жертвоприношения, где в жертву приносили белого коня, белую утку или гуся. Кроме того, выбирался определённый участок поля, и в день Сабантуя проводилась его обрядовая запашка. В борозду клали крупные куриные яйца, которые затем собирали дети с пожеланиями богатого урожая. Вероятно, в древности таков был обряд культурного кормления духов земли в надежде, что от этого зёрна в колосьях будут такие же крупные , как яйца. Именно это часть Сабантуя прежде была основной, наиболее важной, а игры и состязания лишь украшали и подчёркивали важность праздника. Однако все языческие обряды и жертвоприношения со временем забывались, подвергались изменениям, остались только народные игры, состязания и увеселения.
Со временем состязания, проводимые в праздник Сабантуй, изменились. Однако главными по-прежнему остаются национальная борьба – куреш – и скачки.
До принятия ислама в борьбе могли участвовать и женщины, они даже побеждали мужчин. Например, в XII веке дочка эмира Волжской Булгарии Шамгун-Саина во время борьбы победила своего мужа-батыра.
Главный подарок, который дарят сильнейшему борцу, как известно, баран. Но почему именно баран, а не какой-нибудь другой приз? У древних тюрков баран был священным животным. Считалось, что он охраняет лбдей от злых духов, а некоторые кости животного имеют магическую силу. Поэтому древние тюрки преподносили почётным гостям варёную баранью голову.
Состязания начинали со скачек. Разные конные игры были широко распространены у всех кочевых народов. В перерывах между кочёвками они отбирали лучших лошадей и устраивали состязания в быстроте и ловкости. Это не только помогало выявить наиболее выносливых и сильных животных, но и было хорошей тренировкой для Всадников.
Невозможно представить себе жизнь кочевников без лошади. Лошадь была ближайшим помощником, кормильцем человека, а во время битвы хороший конь мог спасти ему жизнь. Наши предки считали, что божества, так же как и люди, ездят верхом на лошадях. Поэтому и самих лошадей тоже считали священными животными.
Подготовка коней к предстоящим скачкам начиналась так называемым разогревом («ат аягы кыздыру»). Как выезжали верхом на конях и устраивали подобие скачек. Это продолжалось несколько дней. Таким образом, они тренировали коней, готовили к главным соревнованиям.
Все состязания, проводимые на Сабантуе, непременно что-то обозначали и символизировали. Например, стрельба из лука не просто тренировка будущих воинов и охотников. В далёком прошлом умение стрелять из лука обозначало достижение юношей совершеннолетия. Лук символизировал также первые солнечные лучи.
Дети также пробовали свои силы в различных играх: в лазанье на шест, беге в мешках, перетягивании каната.
Итак, вы узнали, что Сабантуй, который начали праздновать ещё кочевники, затем превратился в праздник земледельцев, а до нас дошёл уже просто весёлым народным гулянием. Это один из национальных праздников, который, подвергаясь изменениям, меняясь вместе со временем и людьми, дошёл из глубокой древности до наших дней.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2017/11/22/tatarskiy-natsionalnyy-prazdnik-sabantuy
Индивидуальный проект «Татарский праздник Сабантуй»
БОУ «Больше-Туралинская СОШ »
Татарские национальные праздники
Выполнила : Юсупова Юля
2.1. История возникновения праздника Сабантуй…………………. 6
2.2. Сабантуй в настоящее время………………………………7-8
2.3. Изменение традиций………………………………………8-9
2.4. Сабантуй как государственный праздник……………….9-10
2.5. Порядок проведения Сабантуя…………………………. 10-13
2.6. Татарские национальные праздники………………. 14-17
4. Список использованной литературы………………………………19
У каждого народа есть свои национальные праздники, с удивительными традициями и обычаями. Многие из этих праздников родились ещё в древности — несколько столетий или даже тысячу лет назад. Всё вокруг: деревни и города, вещи, одежда, профессии, природа меняются, а народные праздники продолжают и продолжают жить…. Знаешь почему? Потому что такие праздники — это праздники сердца, души народа.
Цель моего проекта познакомить людей с традициями и праздниками татарского народа.
Задача — Расширить представление о национальной культуре татар, познакомить с народными традициями. Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.
Актуальность — Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Следовательно, мы являемся частью культуры и призваны творить ее. Проблема формирования общей культуры очень востребована в наши дни, поэтому мы должны проявить интерес к культуре и праздникам своего народа.
Гипотеза — Изучив национальные праздники татарского народа, мы более полно и содержательно узнаем об истории и культуре своего народа.
Татарские народные праздники всегда восхищают своей красотой и чувством благодарности и почтения людей к природе, к обычаям предков, друг к другу.
У татар же есть два слова, означающие праздник. Религиозные мусульманские праздники называются словом гает ( Ураза гаете — праздник поста и Корбангаете — праздник жертвы). А все народные, не религиозные праздники по-татарски называются б ә йр ә м . Учёные считают, что это слово означает «весенняя красота», «весеннее торжество». Пожертвование и весеннее торжество — вот какой смысл у татарского праздника! Религиозные праздники татар-мусульман включают в себя коллективную утреннюю молитву, в которой раньше участвовали все мужчины и мальчики. Потом полагается пойти на кладбище и помолиться возле могил своих близких. А женщины и помогающие им девочки в это время готовят дома угощения. В праздники (а каждый религиозный праздник раньше длился по несколько дней) с поздравлением обходили дома родственников и соседей. Особенно важным было посещение родительского дома. По возможности старались порадовать друг друга подарками, угощением, устраивали званые обеды. В дни Корбангаете — праздника жертвы старались угостить мясом как можно больше людей, столы оставались накрытыми два-три дня подряд и каждый входящий в дом, кто бы он ни был, имел право угощаться сколько ему угодно… Весна — время пробуждения природы, время обновления и ожиданий. Хорошая весна — быть хорошему урожаю, а значит и благополучной жизни.
По старой-престарой традиции татарские аулы и города располагались на берегах рек. Поэтому первыйб ә йр ә м — «весеннее торжество» для татар связано с ледоходом, смотреть на вскрытие льда на реках. Праздновать первую оттепель. Называется этот праздник бозкарау , боз багу — «смотреть лёд», бозозатма — проводы льда, зин киту — ледоход.
Весеннее пробуждение природы всегда радовало земледельца и скотовода, ибо удалось пережить долгую зиму. Старинный татарский весенний праздник проводов льда. Весеннее торжество, связанное с ледоходом. Символизирует уход зимы, приход весны и тепла. Все жители наряжались и выходили на берег реки смотреть ледоход. Музыканты играли и пели песни. С сумерками на льдинах раскладывали солому, а на одну из последних льдин ставили чучело, затем поджигали и пускали вниз по течению, что символизировало утверждение весны и тепла. Во время ледохода в воду бросали специально изготовленные куклы, монеты и даже окунались в ледяную воду по поверью что весенняя река уносит недуги, при этом приговаривая – «Аныборып-борып баш очыннансугаташлаганнар».
В наше время праздник ледохода утратил былую популярность.
История возникновения праздника Сабантуя
Зато вновь становится повсеместным и любимым весенний праздник татар Сабантуй. Это очень красивый, добрый и мудрый праздник. Он включает в себя различные обряды и игры ы. Дословно «сабантуй» означает «Праздник Плуга» (сабан – плуг и туй – праздник).
Истоки празднования Сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Первоначальная цель этого обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов п лодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году.
Раньше он праздновался перед началом весенних полевых работ, в апреле, сейчас сабантуй устраивают в июне – по окончании сева.
Исследования последних лет показывают, что Сабантуй состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной — с первого таяния снега до начала сева. Бытовал этот праздник в большинстве татарских деревень ибольших татарских общинах по всему миру. В проведении его наблюдались локальные различия, вызванные наличием или отсутствием отдельных обрядов. Сабантуй в настоящее время
Веселый, мудрый Сабантуй – непревзойденное изобретение татарского народа. Возникнув в глубине веков, он дошел до наших дней как праздник, обладающий волшебным свойством постоянно обновляться и обогащаться, вбирая в себя материальные и духовные достижения общества на данном этапе. Сабантуй как истинно массовый праздник дает каждому человеку, какой бы он национальности, вероисповедания и возраста ни был, возможность повеселиться, поучаствовать в играх-состязаниях или побыть просто зрителем.
За последние несколько десятилетий Сабантуй еще больше укрепил свою позицию все татарского праздника, отмечаемого наряду с Татарстаном и во многих странах дальнего и ближнего зарубежья, где проживают татары.
Он приобретает характер, можно сказать, всероссийский, привлекая с каждым годом все больше представителей разных наций и народов России.
Сабантуй является любимым и повсеместным народным праздником. Поэтому он празднуется с давних времён по сегодняшний день, прерываясь только во время войн и других тяжёлых периодов жизни. Однако по возвращении мирной жизни празднование сабантуя возобновлялось.
Со временем традиции сабантуя изменились. Постепенно исчезли местные различия, стали едиными сроки его проведения: сабантуй теперь празднуетсялетом по окончании весенних полевых работ и перед началом косовицы во время перерыва в сельскохозяйственных работах.
В целом для Татарстана наблюдается поэтапное проведение сабантуя: сначала его празднуют по отдельным селам и деревням, колхозам, через неделю проводится районный (или в субботу — по деревням, а в воскресенье — в райцентре) сабантуй. Завершает празднование сабантуй в крупных городах и столице Татарстана — Казани. Ранее сабантуй не был привязан к определенному дню неделии праздновался селянами в удобный для себя день, а ныне для празднования сабантуя назначается общепринятый выходной день — воскресенье.
Со временем оформилась общая форма праздника, чего не было в традиционном быту, исчезли ряд этапов и устаревшие обряды. Постепенно стал преобладать третий вариант сабантуя, который заключался в сборе подарков, майдане и вечерних молодежных играх.
Сабантуй как государственный праздник
В настоящее время Сабантуй приобрел в Татарстане статус государственного праздника: он проводится практически в каждом населённом пункте, издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования.
Главный Сабантуй устраивается в столице Татарстана Казани посёлка . Сабантуи проводятся также за пределами Татарстана в местах со значительным татарским населением. Также ежегодно попеременно в одном из регионов России с крупной татарской диаспорой официально проводится Федеральный Сабантуй.
Порядок проведения Сабантуя
Старые традиции сабантуя постепенно дополняются современными, тем не менее, основной порядок проведения праздника сохраняется. Как правило, в городах сабантуй празднуется один день на майдане, а в селе он состоит из двух частей — ритуального сбора подарков и майдана. Сабантуй на селе является временем приема гостей: родственников и друзей, поэтому к нему заранее готовятся: в доме убирают и белят, готовят угощения для гостей.
Сабантуй начинают готовить накануне праздника в субботу или даже в пятницу. Один из этапов — сбор подарков — ә йбер җ ыю , яулык җ ыю . В некоторых сёлах, например, Лениногорского, Мензелинского районов для сбора подарков седлают до 50 и больше самых лучших коней. Юноши с песнями разъезжают из одного конца деревни в другой, собирая полотенца, платки, отрезы материи и т. д., которые прикрепляют к уздечкам коней. Чем больше собрано подарков, тем богаче украшена лошадь наездника, и поэтому юноши стараются получить как можно больше подарков, договариваясь о них заранее со своими соседями, родными, знакомыми. Если лошади нет, то юноши обвязываются крест-накрест через плечо двумя полотенцами, на которые и вешают подарки. В некоторых деревнях под Казанью подарки собирают старики-аксакалы, которые обходят дома и подвешивают подарки к шесту на плече. Чаще всего хозяин или хозяйка сами выносят подарки и ждут сборщиков у ворот. Юноши благодарят одаривающих песнями, а в конце сбора проезжают по селу с песнями, музыкой, показывая всем, сколько было собрано вещей. В былые времена к сабантую готовились долго и тщательно – девушки ткали, шили, вышивали национальным узором платки, полотенца, рубашки; каждой хотелось, именно ее творение стало наградой самому сильному джигиту – победителю в национальной борьбе или в скачках. Обязательным является подарок молодой снохи — яшькилен , которая по традиции дарит вышитое полотенце. Лучшее полотенце в дальнейшем дарилось победителю состязания сабантуя, что было большой честью, как для батыра сабантуя, так и для девушки, вышившей полотенце. В последние годы ввиду исчезновения домашнего производства тканых полотенец для сабантуя начали дарить рубашки.
Одно из собранных полотенец (традиционные полотенца с красными узорными концами — кызылбашлы с ө лге все ещё встречаются среди собранных подарков) вывешивают на длинном шесте при въезде в село как оповещение о предстоящем сабантуе.
Сохранилась традиция ритуального сбора яиц, которые дают как с подарком, так и вместо него. Часть яиц продают, а полученные деньги используются для покупки нужных для сабантуя вещей. Остальная часть яиц используется на майдане при проведении шуточных состязаний: их пьют борцы и т. д.
Место проведения праздника назначают и оборудуют заранее. Майдан очищают от камней и разравнивают, иногда на него устанавливают трибуну. Часто место для майдана является постоянным, и сабантуй на нём празднуется из года в год. В день сабантуя на майдане ставят стол с призами и подарками для победителей, здесь же работают торговые палатки, буфеты.
Открывает сабантуй, поздравляя собравшихся с национальным праздником, один из руководителей района или города, а на главном сабантуе в Казани — Президент Татарстана.
После торжественного открытия праздника начинается развлекательная часть: выступают певцы, танцоры, которыми являются участники художественной самодеятельности или же профессиональные деятели искусства.
После окончания концерта объявляют место и время для проведения состязаний. Ввиду большого стечения народа и большого числа желающих принять участие в состязаниях их невозможно провести на майдане, однако призы победителям вручаются только на майдане.
Одним из самых популярных видом состязаний на сабантуях по-прежнему остается национальная борьба — к ө р ә ш . Соревнования начинают два юных мальчика (иногда два старика), а затем поочередно состязаются мальчики-школьники, юноши, мужчины среднего возраста.
Кульминационным моментом борьбы и всего сабантуя служит борьба батыров — победителей в предварительных схватках и, наконец, двоих финалистов. Поединки на майдане показывают силу, ловкость, мастерство, мужество батыров, а также их благородство и уважительное отношение к сопернику. Победителю состязаний достаётся самый ценный подарок сабантуя, в наши дни довольно значительный: автомобили, дорогая бытовая электроника, ковры, стиральные машины и т. д. По традиции победителю как приз дают живого барана и с ним на плечах совершает круг почета.
Майдан послужил началом спортивной карьеры для многих известных борцов, а татарская борьба к ө р ә ш стала видом спорта, в котором проводятся личные и командные первенства Татарстана и России.
На майдане соревнуются в подъеме тяжестей: гири (пудовой, двухпудовой), иногда штанги.
Широко распространены шуточные соревнования, которые также проводятся на майдане. Это различные состязания в беге: бег с ложкой во рту с положенным на неё яйцом, бег с ведрами на коромысле, наполненными водой, бег в мешках, бег по двое, когда левая нога одного привязана к правой ноге другого. Соревнуются в бой мешками, набитыми сеном, травой, который ведут на скользком бревне; состязания в игру, во время которой нужно с завязанными глазами разбить палкой глиняный горшок, стоящий на земле. Также пользуются популярностью перетягивание каната, палки, лазанье на высокий гладкий столбспризом наверху. В качестве приза используют живого петуха в клетке, сапоги и т. д. .
Проводят соревнования певцов, чтецов, танцоров; организуют хороводы, танцы.
Обычно майдан продолжается с 10—11 утра до 2—3 часов дня. И какой же праздник без угощения! Там и тут можно отведать шашлыка, плова и традиционных татарских угощений: “ө чпочмак ”, “бишбармак”, “чәк-чәк”, “бәлеш”, “пәрәмәч”.
На нём продают сладости и другие вкусности, часто устраивают семейные чаепития за самоваром. После общего сабантуя на майдане веселье продолжается в домах и обязательно приглашают гостей, ведь праздник без гостей у татар считается признаком необщительности. А вечером молодежь собирается на вечерние игры — кичке уен (вечерний сабантуй) — на краю села, на лугах, на месте дневного майдана или в клубе. Здесь также проводят соревнования певцов, танцоров, чтецов.
НАРДУГАН БАЙРАМ (Возрождение света)– древнийтатарский праздник, день зимнегосолнцестояния.
К празднику пекут » бавырсак » и другие лакомства и угощения. Дети и взрослые наряжаются обязательно до неузнаваемости, ходят из дома в дом, поют веселые песни, танцуют, дарят подарки, кормят голодных, символически «будя» людей и распевая куплеты с благими пожеланиями. Один из куплетов переводится так: «Пусть будет счастливым для вас Новый год, Пусть пшеница и рожь хорошо растет, Корова пусть много молока дает, И теленка пусть принесет!» Одним из атрибутов праздника является гадание » Йезек салу «: Молодёжь собирается вечером, как стемнеет в доме, в основном девушки на выданье, а иногда и парни. Одна из девушек идёт к проруби, зачерпывает ведром воду, несёт её в дом, не оглядываясь назад. Затем девушки опускают в воду свои кольца или пуговицы и распевают гадательные куплеты. В это время самая молодая участница гадания наугад вынимает кольцо или пуговицу. По содержанию слов песни определяется «судьба» хозяйки вынутого колечка или пуговицы.
КАРГА БОТКАСЫ (Воронья каша) — древний татарский праздник, который проводят ранней весной в конце марта, когда прилетают врановые птицы. Символизирует единение татар с природой и благодарность птицам. В древности было поверье, что весну на кончиках своих крыльев приносят вороны — тогда так называли всех врановых птиц. И ещё врановые уничтожали вредителей урожая и являлись естественными сторожами для жителей сёл при приближении врага или стай опасных хищников. И как только таял снег, появляются первые ручьи и начинают прилетать грачи, галки и вороны, в честь их прилета и устраивают праздник. В это день красиво одевают детей, и отправляют их собирать с каждого дома крупу, молоко, масло, сахар, яйца, выражать хозяевам благопожелания и зазывать стихами и песнями всех на праздник. Затем люди собираются на возвышенности, зажигают костер, и в большом казане готовят кашу из собранных продуктов. Пока каша варится,все поют, танцуют и веселятся. После шумного веселья всех зовут к казану, и начинают раздавать кашу. Первая порцияполагается земле с пожеланием всем мира, покоя и богатого урожая. Вторая – воде, чтобы вода смогла сохранить живность на 6 земле. Третья – небу, чтобы было много солнечных дней, и вовремя шли дожди, а четвертая – воронам в благодарность за принесенную весну. Кашу раскладывали на столбы заборов, ворот, приговаривая: « Кара каргагаашбулсын, ала аргагаташбулсын » — пусть пищей будет грачу, а вороне – камнем. После этого каша раздаётся всем, кто присутствует на празднике. Остатки каши разбрасывали в поле и в лесу для птиц. Птицы налетают на оставленную им кашу и восстанавливают свои силыпосле долгого перелета к родным местам.
КАЗ ОМЭСЕ (Гусиное перо) — древний татарский молодежный праздник, проводится в начале зимы с наступлением устойчивых холодов. Праздник совмещает полезное с приятным — заготовку на зиму гусиных тушек и молодёжные посиделки. Молодёжь выщипывает гусей, а затем старшие женщины их потрошат и засаливают, делая запасы на зиму. Молодые люди за работой — совместным ощипыванием гусей — присматривались друг к другу для того, чтобы в дальнейшем строить отношения и создавать семьи.
ЭМЭ (Праздник помощи) — древний татарский праздник начала строительных работ и взаимопомощи. До нынешних дней сохраняется в татарских селениях традиция помощи — эмэ. Их организовывали во время начала всех крупных работ по строительству и ремонту: при закладке и строительстве нового дома и общественных зданий. Нередко в таких мероприятиях участвовали все односельчане, а в крупных населенных пунктах — соседи с одной улицы. Совместная работа завершалась трапезой и гуляниями. В наши дни подобные мероприятия организуются реже, и в них участвует меньшее число людей.
Праздник Сабантуй является очень значимым для моего народа и для нашего города. Этот праздник — неотъемлемая часть в культурной жизни Нижнекамска. Сабантуй помогает нам ощутить себя сопричастными к истории и культуре татарского народа, воспитывает у нас патриотические чувства и помогает более глубоко изучить народные традиции, обряды и быт татарского народа. Ежегодно наша семья выезжает на городские, областные праздники Плуга и Труда, что позволяет нам вновь и вновь возвращаться к своим истокам.
Татарский национальный праздник Сабантуй празднуют по всему миру.
Этот праздник является международным национальным татарским праздником, который стал государственным в Татарстане, федеральным праздником в России и официальным городским во многих городах мира.
Во время своего визита в Казань Генеральный директор ЮНЕСКО поддержал инициативу о выдвижении татарского национального праздника «Сабантуй», являющего собой живую традицию и пользующегося искренней любовью народа, в число претендентов на включение в Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО.
Сабантуй внесен в Золотой Фонд Культурного Наследия Человечества.
Словом, в недрах Сабантуя происходили и происходят процессы развития, которые радуют нас и одновременно заставляют серьезно переживать за сохранение его самобытности и оригинальности. И только от нас зависит сбалансированность традиций народного праздника с новшествами, продиктованными временем, а значит, его дальнейшая судьба [8].
Список использованной литературы
Уразманова Р. К. Современные обряды татарского народа (Историко-этнографическое исследование). — Казань: Татарское кн. изд-во, 1984, С.52.
Уразманова Р. К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл. XIX — нач. XX века). Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань: Изд-во ПИК «Дом печати», 2001. С. 50.
Галеев Э. Х., Ханбиков Я. И. Татарские народные игры и праздники. Казань, Тат.кн. изд-во, 1985г., — 153 с.
Нигматов З. Г. Использование народных традиций в воспитании учащихся: Уч. пособие. Казань:Изд-во Казанского гос. пед. института 1985г.,- 259с.
Нигматов З. Г. Традиции воспитывают//Я и моя семья. – Казань: Тат.кн. изд-во, 1984г., — 186 с.
Преемственность народных традиций: Материалы докладов 5-ой международной научно-практической конференции/ Под ред. З. Г.Нигматова. – Казань, Н. Челны, 1998, — 311 с.
Сахипова Р. А Обучение и воспитание на основе народной педагогики (на тат.яз.). Казань, Тат кн. изд-во, 2005,- 254 с.
Ренат Харисов, Народный поэт Татарстана. Газета “Республика Татарстан”, 25 мая 2006 г.
Источник статьи: http://infourok.ru/individualnyj-proekt-tatarskij-prazdnik-sabantuj-4221646.html