Татарский национальный праздник САБАНТУЙ.
материал на тему
Сабантуй – самый любимый праздник татарского народа, который весело и широко отмечается ежегодно. но не все, наверное, знают, как он появился, и что означает слово «Сабантуй».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tatarskiy_natsionalnyy_prazdnik_sabantuy.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Татарский национальный праздник САБАНТУЙ.
Сабантуй – самый любимый праздник татарского народа, который весело и широко отмечается ежегодно. но не все, наверное, знают, как он появился, и что означает слово «Сабантуй».
Название праздника происходит от тюркских слов: «сабан» и «туй» Слово «туй» означает праздник. А вот слово «сабан» имеет несколько значений. Во-первых, этим словом обозначается сельскохозяйственное орудие труда, плуг. А все остальные значения обозначают время пахоты, пашню, время полевых работ, яровые культуры. В последние годы Сабантуй часто называют праздником плуга. Но это не совсем верное название. Было бы точнее говорить, что это «праздник весеннего сева», «праздник яровых». Поскольку весь ход праздника показывает, что он проводится в честь весеннего сева. Наши древние предки, будучи язычниками, делали жертвоприношения божествам плодородия и духам земли, чтобы задобрить их и обеспечить богатый урожай хлеба.
История происхождения праздника
В глубокой древности, когда еще не существовало официального календаря и деления на месяцы и даты, люди делили год на сезоны в зависимости от конкретных сельскохозяйственных работ (подготовка к посеву, весенние полевые работы, уборка и др.). Такое деление времён года существовало и у наших предков. Кроме того, часто они обозначали времена года названием основной сельскохозяйственной работы, выполняемой в этот период. Например, «урак өсте», “печән өсте” (сенокос) обозначало летнее время, время сбора урожая «сабан өсте» — весну, время начала полевых работ.
Прежде люди верили, что мир духов может помочь человеку в его повседневных делах. Их старались задобрить различными дарами и жертвоприношениями. От хорошего урожая зависела вся жизнь земледельческого общества. Поэтому обряды, призванные поддержать плодородие земли и обеспечить высокий урожай, были особенно важны для древних земледельцев, эти обряды совершались перед каждым посевом зерновых. Со временем они утратили свои первоначальные магические функции и приобрели характер народного праздника. Сабантуй – один из таких праздников.
По поводу происхождения праздника Сабантуй существует несколько версий. Некоторые учёные считают, что Сабантуй к нам пришёл от других народов. Так, у монголов есть похожий на Сабантуй праздник, который называется Наадам. Здесь главными соревнованиями являются борьба, скачки и стрельба из лука. Однако правила народных игр на монгольском празднике отличаются от наших. Другие учёные предполагают, что Сабантуй появился в самой Волжеской Булгарии. Также существуют версии, связывающие Сабантуй с традициями тенгрианства.
Главное состязание Сабантуя – куреш – также имеет древнюю историю. Среди археологических находок, относящихся к III-I вв. до н.э., найдены изображения парных борцов. Кроме того, борьба упоминается в некоторых древних тюркских литературных произведениях. Известно, что у древних тюрков были даже специальные сочинения, описывающие правила борьбы.
Таким образом, Сабантуй является древним тюркским праздником, который появился тогда, когда наши предки только начали заниматься земледелием, и уже позже он окончательно сформировался и стал традиционным народным праздником.
Целей проведения современного Сабантуя несколько: определение батыров – победителей в борьбе, народные развлечения с национальными песнями, плясками и играми, а самое главное – подведение итогов весенних полевых работ и награждение лучших земледельцев. Раньше Сабантуй праздновали до начала весенних полевых работ. И до праздника никто не выходил в поле, не начинал посев. А вместо нынешнего Сабантуя отмечался другой праздник – Джиен.
Точной даты и определённого дня недели проведения Сабантуя не было. Всё зависело от погодных условий, интенсивности таяния снега и степени готовности почвы к севу яровых культур. Обычно это приходилось на конец апреля. Накануне Сабантуя проводили особый обряд «Карга боткасы», который считался начальным этапом праздника.
Обряд празднования Сабантуя состоял из двух частей. Сначала проводили магические церемонии, а потом – состязания, игры и массовые увеселения. Подготовка к Сабантую начиналась за несколько недель до праздника. Как правило, старейшины деревень – аксакалы, — договорившись между собой, определялись с датой и местом проведения праздника. Обычно местом празднования выбирали красивые зелёные луга вблизи рек, озёр и лесов.
Обряд «сөрән салу» или “сөрән” занимал главное место среди других подготовительных обрядов. Его также называют «сөлге җыю», т.е. сбор подарков для победителей состязаний и участников народных игр. Юноши, разъезжая по деревни на украшенных конях, выкрикивали : «Арапә! Арапә! Арапә!» Иногда сбором подарков занимались и пожилые мужчины. Держа в руках деревянный шест (жердь), они ходили по улицам и собирали подарки: вышитые платки, полотенца и отрезы материал и т.д. Вместе с подарками собирали и яйца для Сабантуя.
Как мы уже говорили, перед Сабантуем исполнялся обряд жертвоприношения, где в жертву приносили белого коня, белую утку или гуся. Кроме того, выбирался определённый участок поля, и в день Сабантуя проводилась его обрядовая запашка. В борозду клали крупные куриные яйца, которые затем собирали дети с пожеланиями богатого урожая. Вероятно, в древности таков был обряд культурного кормления духов земли в надежде, что от этого зёрна в колосьях будут такие же крупные , как яйца. Именно это часть Сабантуя прежде была основной, наиболее важной, а игры и состязания лишь украшали и подчёркивали важность праздника. Однако все языческие обряды и жертвоприношения со временем забывались, подвергались изменениям, остались только народные игры, состязания и увеселения.
Со временем состязания, проводимые в праздник Сабантуй, изменились. Однако главными по-прежнему остаются национальная борьба – куреш – и скачки.
До принятия ислама в борьбе могли участвовать и женщины, они даже побеждали мужчин. Например, в XII веке дочка эмира Волжской Булгарии Шамгун-Саина во время борьбы победила своего мужа-батыра.
Главный подарок, который дарят сильнейшему борцу, как известно, баран. Но почему именно баран, а не какой-нибудь другой приз? У древних тюрков баран был священным животным. Считалось, что он охраняет лбдей от злых духов, а некоторые кости животного имеют магическую силу. Поэтому древние тюрки преподносили почётным гостям варёную баранью голову.
Состязания начинали со скачек. Разные конные игры были широко распространены у всех кочевых народов. В перерывах между кочёвками они отбирали лучших лошадей и устраивали состязания в быстроте и ловкости. Это не только помогало выявить наиболее выносливых и сильных животных, но и было хорошей тренировкой для Всадников.
Невозможно представить себе жизнь кочевников без лошади. Лошадь была ближайшим помощником, кормильцем человека, а во время битвы хороший конь мог спасти ему жизнь. Наши предки считали, что божества, так же как и люди, ездят верхом на лошадях. Поэтому и самих лошадей тоже считали священными животными.
Подготовка коней к предстоящим скачкам начиналась так называемым разогревом («ат аягы кыздыру»). Как выезжали верхом на конях и устраивали подобие скачек. Это продолжалось несколько дней. Таким образом, они тренировали коней, готовили к главным соревнованиям.
Все состязания, проводимые на Сабантуе, непременно что-то обозначали и символизировали. Например, стрельба из лука не просто тренировка будущих воинов и охотников. В далёком прошлом умение стрелять из лука обозначало достижение юношей совершеннолетия. Лук символизировал также первые солнечные лучи.
Дети также пробовали свои силы в различных играх: в лазанье на шест, беге в мешках, перетягивании каната.
Итак, вы узнали, что Сабантуй, который начали праздновать ещё кочевники, затем превратился в праздник земледельцев, а до нас дошёл уже просто весёлым народным гулянием. Это один из национальных праздников, который, подвергаясь изменениям, меняясь вместе со временем и людьми, дошёл из глубокой древности до наших дней.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2017/11/22/tatarskiy-natsionalnyy-prazdnik-sabantuy
Сабантуй
Любимейший праздник татарского народа Сабантуй — одновременно древний и новый, праздник труда, в котором сливаются воедино красивые обычаи народа, его песни, пляски, обряды.
Название праздника происходит от тюркских слов: сабан — плуг и туй — праздник. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же — в честь их окончания (в июне).
Этот древний праздник еще в 921 году описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгары послом из Багдада.
В старину празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки, молодые женщины готовили подарки – ткали, шили, вышивали. Весной, перед началом праздника, молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии. Аксакалы, своего рода совет Сабантуя, назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний. Кульминацией праздника был майдан — состязания в беге, прыжках, национальной борьбе — керэш, и, конечно, конные скачки.
Постепенно Сабантуй сделался праздником всеобщим и межнациональным – сегодня он отмечается в селах, поселках, районах, городах, столице Татарстана, Москве, Санкт-Петербурге и во многих других регионах страны, а также в разных уголках мира, где проживают татары.
В настоящее время Сабантуй приобрел статус государственного праздника: издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования. Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.
В Республике Татарстан Сабантуй проходит, как правило, в июне, в три этапа. В первую субботу по окончании весеннего сева праздник проводится в селах и деревнях республики, через неделю — в крупных городах Татарстана, а еще через неделю в столице республики г.Казани проходит главный Сабантуй. Во всех административных районах города организуются майданы для проведения состязаний, площадки для выступления мастеров культуры и искусств Татарстана, народные гулянья. На центральном ипподроме города проводятся скачки.
Во время своего визита в Казань в июне 2003 года Генеральный директор ЮНЕСКО К.Мацуура поддержал инициативу по выдвижению татарского национального праздника Сабантуй, являющего собой живую традицию и пользующегося искренней любовью народа, в число претендентов на включение в Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО.
С 2001 года в различных городах России проводится Федеральный Сабантуй. В 2010 году впервые состоялся Всероссийский сельский Сабантуй, который прошел в с.Алькино Самарской области.
Источник статьи: http://tatarstan.ru/about/sabantuy.htm
Праздник Сабантуй
С раннего утра площади городов тонут в весёлом шуме. Играет громкая музыка, звучат национальные песни, танцующие не жалеют ног. Мужчины борются прямо на земле, пытаясь свалить противника на спину при помощи обычного полотенца. Кто-то лезет на столб, кто-то катается на лошади, кто-то пытается с завязанными глазами разбить глиняный горшок. Словом, гуляют от всей души, как будто в последний раз. Это праздник Сабантуй, который каждый год с нетерпением ждут татары.
Где и как зародился праздник Сабантуй, установить трудно, он имеет тысячелетнюю историю. Одни исследователи предполагают, что его начали отмечать в Среднем Поволжье, другие находят схожесть с монгольскими традициями. Известно, что слово «сабантуй» – тюркского происхождения и состоит из «сабан + туй» – «плуг + торжество /праздник». Это главный праздник для всех земледельцев. В языческие времена его отмечали в конце апреля перед началом посевных работ. Предки современных татар и башкир были заинтересованы в богатом урожае осенью, поэтому главной целью праздника было задобрить духов. Гуляния проходили строго по регламенту и с соблюдением всех традиций, за чем бдительно наблюдали старейшины. Принятие ислама повлияло на культуру народов Поволжья, и спустя века Сабантуй изменился – ушла культовая составляющая, но остались весёлые гуляния. Чтобы было меньше параллелей с языческими обрядами, сместились и сроки – теперь Сабантуй отмечается как окончание посевной – когда все весенние работы выполнены, и появляется передышка до сбора урожая.
Когда отмечают Сабантуй
Чёткой даты для начала веселья нет – окончание посевной зависит от сезона и многих погодных факторов. Важно и то, чтобы праздник не выпадал на дни священного месяца Рамадан. Как правило Сабантуй устраивают в конце июня – начале июля, причём каждый регион устанавливает свои даты. Например, в 2019 году Казань гуляла 23 июня. В Набережных Челнах праздник был на неделю раньше, а в Москве – 6 июля. Отмечают «торжество плуга» и в Вашингтоне, Париже, Стамбуле – словом, везде, где есть татарские общины. Ежегодно в России устраивают и Федеральный Сабантуй с самыми пышными торжествами, причём каждый раз он проходит в разных городах – в 2019 году выбор пал на Новосибирскую область.
Соблюдение всех традиций Сабантуя сохранилось в основном в татарских и башкирских деревнях. Накануне молодые крепкие парни объезжают на лошадях дворы. Их встречают не с пустыми руками: хозяева вручают им выпечку, расшитые полотенца, посуду и другие с любовью подготовленные подарки. Кто из наездников соберёт больше всех подношений, тот молодец, однако из собранного никому ничего не достаётся. Всё отправляется на центральную площадь в «общий котёл», чтобы на следующий день стать призовым фондом. Выиграть это добро можно, победив в соревнованиях на силу и ловкость. Например, в одном из национальных видов борьбы – куреше. Смысл состязания состоит в том, чтобы уложить соперника на обе лопатки с помощью закинутого за его пояс кушака или полотенца. Задача не из простых, и победителя тут же объявляют лучшим батыром и вручают дорогостоящие подарки. В деревнях обычно на плечи водружают барана, а в городах богатырям могут и автомобиль презентовать. Кстати, ЮНЕСКО внесла куреш в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, и по нему даже устраивают чемпионаты мира.
Необязательно блистать силой, чтобы показать себя – ловкость тоже в почёте. На Сабантуй обязательно устраивают бег с коромыслом и в мешках, с ложкой и яйцом, бои подушками на бревне. Можно с завязанными глазами разбить палкой лежащий на земле глиняный горшок, достать ртом монету из кефира или залезть за призом на гладкий высокий столб. Словом, поводов продемонстрировать свои умения будет предостаточно! Гуляния длятся до позднего вечера, сопровождаясь песнями, танцами и шумными ярмарками. А главное лакомство праздника – это, конечно, сочащийся мёдом чак-чак.
Разумеется, такой праздник не мог не обрасти кучей счастливых примет. Главная из них касается молодого поколения, ведь на шумных гуляниях можно встретить свою судьбу. Так вот, образовавшиеся в этот день пары водой не разлить, а заключённые во время праздника Сабантуй браки – самые крепкие. А в русском языке сабантуй стал синонимом весёлой встречи с друзьями по случаю получения премии или в честь дня рождения.
Фестиваль «Многоликая Россия» в ЭТНОМИРе
Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
В России проживает 193 народа, и у каждого – богатая культура, традиции, обычаи, поэтому концертная программа фестиваля искрит необычными нарядами, песнями и танцами. Разные лица, пластика, голоса: в ЭТНОМИРе в эти дни собираются самые лучшие фольклорные коллективы.
На фестивале «Многоликая Россия» опытные ремесленники, мастера своего дела, обучают всех желающих тонкостям традиционного рукоделия, учат плести венки, делать обереги, народных кукол. А ещё можно поучаствовать в приготовлении кулинарных шедевров: рецепты популярных в разных уголках России национальных блюд раскрывают Хранители культуры, приглашая на дегустации.
Для детей организуются весёлые игровые зоны с конкурсами и забавами, проверенными временем и поколениями.
Приезжайте в ЭТНОМИР и узнайте много интересного о разнообразии этнического колорита России!
Источник статьи: http://ethnomir.ru/articles/prazdnik-sabantuy/