Сабантуй праздник или акатуй

Сабантуй

Сабантуй
Тип народный праздник
Отмечается башкирами, татарами и др.
Связан с окончанием посевных работ, земледелием
Сабантуй на Викискладе

Сабанту́й (тат. сабантуй, сабан туе , башк. һабантуй — «праздник плуга») — ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир [1] [2] [3] . Похожие праздники существуют как у народов Поволжья (чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов), так и у некоторых тюркских народов Кавказа (балкарцев и ногайцев), однако они имеют свою специфику [4] .

Имеются и некоторые различия в наименовании праздника и особенностях праздновании сабантуя у различных этнографических групп башкир и татар.

Содержание

Этимология и похожие праздники

Сабантуй переводится с тюркских языков как «свадьба (торжество) плуга» — сабан — «плуг» и туй — «праздник, свадьба» [5] [6] .

В татарском и башкирском языках праздник называется тат. сабантуй, сабан туе и башк. hабантуй соответственно. Также среди татар было распространено название Сабан бәйрәме (бәйрәм также означает «праздник»).

У чувашей имеется похожий праздник, который ранее назывался чуваш. сухат — «пахота» (верховые чуваши) и чуваш. сапан туйĕ — «праздник плуга» или сапан (низовые чуваши), теперь же повсеместно он называется акатуй (чуваш. акатуй ) [7] .

Схожую этимологию имеет марийское название похожего праздника — Агапайрем [8] .

Аналогичный праздник татарстанской мордвы — Балтай [9] имеет татарскую этимологию и означает «праздник мёда».

Похожий праздник под названием удм. Гербер существует и у удмуртов [10] .

Народы Северного Кавказа, балкарцы и ногайцы также празднуют похожий праздник, который они называют сабантой [11] . Этим же словом обозначают аналогичный праздник и казахи [12] .

В современном русском языке название «сабантуй» стало нарицательным и часто обозначает любое (не обязательно праздничное) застолье.

История сабантуя

Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Первоначальная цель этого обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году [13] .

В 1979 году Ф. С. Хакимзяновым в Алькеевском районе Татарстана была обнаружена единственная эпитафия булгарского периода, предположительно 1292 года, содержащая надпись «Saban tuj kon ati» — «День Сабантуя» [14] .

Несмотря на то, что у башкир «Һабантуй» возник в далеком языческом прошлом, как один из древнейших земледельческих праздников [15] , впервые письменно зафиксирован в XVIII веке в путевых записях русского лексикографа, натуралиста и путешественника Ивана Ивановича Лепёхина и немецкого этнографа, учёного Георги Иоганна Готлиба [16] . И. Г. Георги писал: «Башкирцы. Пахатной ихъ праздник (Сабантуй) во всем, кромъ молитвъ, творимыхъ Муллою, сходетствуетъ съ Анга Соареномъ Черемисским. Хотя земледълiе у нихъ и не въ чести; однакожъ въ праздникъ сей съезжается верхомъ всякая деревня, не исключая ни женъ, ни детей, на свои пашни, слушаетъ приносимое Муллою моленiе о плодородiе земли и изобилiе въ травъ, и забавляется потом попойкою, пляскою, пъснями, рыстанiем въ запуски и тому подобными» [17] .

У башкир обряд проходил следующим образом: обливали водой пахарей, поля, двор, траву, скот. Так же известен обряд «Һабан бутҡаһы» («Плужная каша»), целью которой была приготовление каши из злаков и угощение пахарей, стариков, детей [18] .

Празднование сабантуя в прошлом

До конца XIX века сабантуй праздновали в весенне-летний период до начала пахоты после каргатуя.

Празднование сабантуя в общих чертах было одинаковым, но имел ряд особенностей у различных этнографических групп башкир, татар и чувашей. К примеру, если у западных и юго-западных башкир сабантуй устраивали на следующий день после праздника каргатуя, то у восточных проводился после.

Читайте также:  Сценарий праздника работников легкой промышленности

Источник статьи: http://wiki2.info/%D0%A1%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%83%D0%B9

Акатуй и сабантуй как земледельческие календарные праздники Текст научной статьи по специальности « Прочие социальные науки»

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Каримова О. Н., Бахор Т. А.

В статье выявляется мифологическая основа чувашского Акатуя и татарского Сабантуя, определяется роль отдельных компонентов этих народных праздников.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Каримова О. Н., Бахор Т. А.

Текст научной работы на тему «Акатуй и сабантуй как земледельческие календарные праздники»

ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

АКАТУЙ И САБАНТУЙ КАК ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Каримова О.Н., Бахор Т.А.,

кандидат филологических наук, доцент Лесосибирский педагогический институт -филиал Сибирского Федерального университета г. Лесосибирск, Россия

В статье выявляется мифологическая основа чувашского Акатуя и татарского Сабантуя, определяется роль отдельных компонентов этих народных праздников.

В рамках молодежного исследовательского проекта студентов филологического факультета Лесосибирского педагогического института — филиала СФУ «Семейные ценности, воплощённые в народных верованиях, обрядах и обычаях представителей этносов, проживающих Красноярском крае» (май- декабрь 2009 г.) было опрошено более 200 человек, из которых более 50% — 19-25 лет, около 30% — 40 лет и старше. Источником информации стали публикации в местных периодических изданиях («Заря Енисея», «Вовремя»), и также материалы фондов Енисейского краеведческого музея, Казачинского краеведческого музея, Лесосибирского городского музея, фондов городских библиотек Лесосибирска и Енисейска.

Из национальных праздников более всего тюркоязычные информанты вспоминают татарский Сабантуй и чувашский Акатуй.

Акатуй — национальный весенний праздник чувашей, посвященный земледелию. Об этом говорит и этимологическое значение названия: «Акатуй» происходит от чувашского слова «ака», «акать», что значит «сеять», а вторая часть названия праздника («туй») в переводе означает «свадьба». Как видим, в названии праздника содержатся указания на брак и посев, который у древних земледельцев воспринимался как священный брак земли. Об этом свидетельствует и семантика плуга — символа оплодотворяющего начала, зарождения жизни в земле.

Акатуй до сих пор сохранил свою отчетливо выраженную обрядовую основу. Особое значение в сакральном пространстве праздника приобретают праздничные столы, огороженные декорациями так, стол находится внутри «дома», он окружен с двух сторон стенами «дома» и огорожен забором. Состав национальных блюд (зерновые, мясо, мука) также знаменует собой подобную «огороженность». Как столы сокрыты декорациями, так мясо и зерно сокрыто в тесте, как в недрах земли.

Растительный орнамент на женских рубашках (дерево, трава, цветы) и на мужских (конь и солнце) вполне соответствует приведенной выше трактовке праздничного действа как массового поклонения солнцу. Оно же представлено и в головном уборе женщин в виде дисков нашитых на шапочке монет.

Типологически Акатуй соотносится с Сабантуем, одним из важнейших татарских национальных календарных праздников, который в настоящее время воспринимается большинством его участников только как весёлое народное гуляние. Выявление мифологической основы состязаний, включенных в программу Сабантуя, позволяет увидеть древнюю сакральность этого праздника.

Сабантуй переводится с татарского как «Праздник плуга». В основе этого календарного обряда — языческие жертвоприношения богу Солнца и неба Тенгре, отражающие стремления древних людей к продолжению рода, обеспечению плодовитости скота и плодородия земли. Мотив одаривания, заменивший жертвоприношение, является в наше время основой сбора подарков на Сабантуй.

Перед совершением обряда жертвоприношения проводится ряд состязаний. Самое важное из них — это борьба на полотенцах «Керэш» («Куреш»): перед схваткой борющиеся обвязывают руки отрезом ткани. На наш взгляд, это ритуальное действие символизирует нерушимое единство двух противоположных («борющихся») начал. Элемент обвязывания рук отрезом ткани встречается только у татар. В настоящее же время мало кто знает об истинном смысле этого компонента

обряда. В целом же поединки на майдане демонстрируют не только силу, ловкость, мастерство, мужество батыров, но и их спортивное благородство, уважительное отношение к сопернику.

Издавна главной составляющей Сабантуя являются конные скачки, чаще всего они устраивались вокруг холма и имитировали ход солнца по небу, прокладывание первой борозды и сев как оплодотворение земли. Иногда на Сабантуе встречается и такое соревнование как бег в гору (тау-га чабыш), в котором участвуют и мужчины и женщины. В настоящее время утратилось понимание этого действа как поклонения духу горы, сакральному центру мироздания. Связь Сабантуя с культом рождающей земли отражается и в том, что подарки победителям вручает самая молодая замужняя женщина. Так издавна подчёркивалась взаимосвязь женщины с плодородием земли.

Читайте также:  Сценарий праздника ребята нашего двора

Только развлекательным признаётся современной молодёжью и следующее состязание: покорение тёсаного столба, на вершине которого прикрепляются призы. Утрачено представление о столбе как о фаллическом символе, знаке священной Оси Мира, божественной силы, земной и космической жизненной энергии, восхождения, устойчивости, прочности и постоянства [1].

Все проводимые состязания нацелены на выявление самого сильного человека, батыра, которому затем будет поручено проведение главного действия праздника — жертвоприношения. Жертвой, предназначенной богам, является главный приз Сабантуя — баран, символизирующий огонь, солнечную энергию, пылкую страсть и т.д.[2] Чаще всего право оросить землю кровью жертвенного барана, «полить» брошенные накануне в землю зерновые предоставлялось победителю в борьбе «Керэш». Без осуществления этого финального действия «Праздник плуга» как свадебный обряд не может быть завершенным, а значит, не может обеспечить будущий урожай, появление приплода у животных, рождения здорового (угодного богам) потомства у людей

Анализ данных опроса информантов — чувашей и татар самых разных возрастов и социального положения свидетельствует о том, что при осмыслении праздника Акатуя и Сабантуя все чаще теряется его глубинное сакральное значение. Молодёжь воспринимает эти праздники как чисто декоративные. Люди средних возрастов начинают задумываться о глубинном смысле праздничного действа. Люди старших возрастов более других склонны философски осмыслять обряд поклонения солнцу и земле, лежащий в основе указанных календарных праздников.

Выявление и распространение знаний о мифологической основе этих праздников необходимы человеку. По мере взросления и социализации он «осознает», как оригинально проявляются и индивидуально выражаются в его личности родовое и народное начала, этнические особенности и черты национального характера. Только на основе этого сознания происходит самоидентификация с «родным» этносом, а впоследствии вырабатывается самосознание «человека вообще», представителя «человечества» или «земной планетарной цивилизации».

1. Энциклопедия символов /Сост. В. М. рошаль.- М., 2007.- С. 286.

2. Энциклопедия символов. С. 844.

ОСОБЕННОСТИ ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ПОВСЕДНЕВНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРАКТИКАХ МОЛОДЕЖИ

Кобызева В.О., аспирант

Ставропольский государственный университет г. Ставрополь, Россия

Описаны основные характеристики виртуального общения в молодежной среде, его роль и место в молодежной культуре.

Описывая основные характеристики виртуальных коммуникаций в молодежной среде, мы будем рассматривать данную тему в двух аспектах. Во-первых, особенностью современной молодежной культуры можно считать распространенность так называемого «домашнего» досуга — когда молодые люди предпочитают свободное время проводить в своей комнате, сугубо индивидуальном мире, а развлечением для них в такой ситуации является компьютер, как правило, с доступом в интернет. С другой стороны, виртуальная коммуникация более, чем любое другое опосредованное взаимодействие индивидов, оказывает влияние на культурную социализацию молодежи, на жизненные установки, привычки и отношение к реальному миру вообще.

Источник статьи: http://cyberleninka.ru/article/n/akatuy-i-sabantuy-kak-zemledelcheskie-kalendarnye-prazdniki-2

Шумбрат, Сабантуй, Акатуй. В Ульяновске наступила пора народных праздников

Чем похожи и чем отличаются эти традиционные события, мы расскажем в нашем кратком обзоре.

САБАНТУЙ

Сабантуй или праздник плуга имеет древние корни. Это народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир. Похожие торжества проходят и у других национальностей – чувашей, мордвы, марийцев, удмуртов. Однако у всех свои особенности.

Традиционный Сабантуй тесно связан с трудом. После удачного сева хлеборобы устраивают себе отдых, собираются вместе и отмечают окончание весенних посевных работ. В этом празднике переплетаются радость от удачного труда и надежда на хороший урожай, общение с расцветающей природой и удальство джигитов.

Первоначальная цель этого обряда заключалась в задабривании духов плодородия, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же – в честь их окончания (в июне).

Читайте также:  Сценарий праздника детский сад у нас хорош

Традиционно перед Сабантуем выделялись сборщики подарков, которые на подводах объезжали дома, в первую очередь те, где были невесты. Оттуда сборщики выносили расшитые полотенца, платки, домотканые ковры-паласы. Разноцветные легкие подарки привязывали к длинным шестам, а большие вещи укладывали на телеги, и окруженная шумной веселой толпой процессия шла по деревне.

Веселые сабантуи проводятся и сейчас. Чаще всего для их проведения выбирается поле или луг. Торжество длится целый день, но главное в Сабантуе – состязания. Здесь молодые джигиты показывают свою силу и ловкость. Каждая национальная борьба имеет свои особенности. В башкирской, например, противники обвивают друг друга кушаками и, притянув противника к себе, пытаются перебросить его через голову.

Сегодня Сабантуй является международным национальным татарским торжеством, он стал государственным в Татарстане, федеральным праздником в России и официальным городским во многих городах мира. Кроме того, по инициативе местных татарских общин, сабантуи проводились в частном порядке в таких городах, как Вашингтон, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Берлин, Ташкент, Монреаль, Торонто, Прага, Стамбул и других.

АКАТУЙ

Акатуй – один из самых важных национальных праздников чувашского народа, посвященный окончанию весенних полевых работ. Так же, как и Сабантуй, этот обряд воспитывает любовь к родной земле и нелегкому крестьянскому труду. Главными персонажами на символической «свадьбе» — соха и земля, «повенчавшиеся» во время весенней страды. Издревле чуваши в этот день собирались для того, что поздравить друг друга с приходом лета, встать в общий хоровод и спеть любимые песни. Мужчины устраивали спортивные соревнования: борьбу на поясах, бег, скачки. В день Акатуя готовили национальные блюда — пиво, творожную запеканку чакат и национальный суп шурпе. Обильное угощение должно было способствовать такому же урожаю хлеба.

Для завершения ритуальной части праздника каждая семья выходила в поле. С собой брали каравай пшеничного хлеба, круг сыра, яйца, пшеничные или ячменные колобки, пироги. В поле читали молитву, каждый из присутствующих в честь духов земли отливал несколько капель пива и разбрасывал крошки хлеба и сыра. Все верили в силу обряда, думали, что таким образом можно повлиять на будущий урожай. Вечером молодежь разъезжала по деревне с длинным шестом, к которому молодушки привязывали свои лучшие вышитые полотенца и тканые пояса. Главным событием вечера становились состязания — бег, скачки, прыжки, стрельба из лука. Самым популярным видом соревнования является борьба на поясах, как и у татар.

ШУМБРАТ

Шумбрат – праздник молодой, его отмечают в России около 20 лет. В Мордовии это слово означает приветствие — «здравствуйте». Праздник, по этимологии похожий на татарский Сабантуй и чувашский Акатуй, есть в календаре мордвы – это праздник меда балтай. Однако сейчас повсеместно отмечают Шумбрат.

Главная идея этого узаконенного фестиваля – сохранение национальной культуры, народных традиций, развитие самодеятельного художественного творчества.

Ульяновский Шумбрат уже в третий раз собирает представителей мордовского народа со всей страны. Идея его возникновения появилась в 2012 году на форуме «Все мы — Россия» в Саранске в рамках празднования тысячелетия единения мордвы с народами Российского государства. Праздник проходит ежегодно во всех регионах нашей страны с компактным проживанием мордвы.
Фестиваль Шумбрат направлен на укрепление не только культурных связей с Республикой Мордовией, но и национальных традиций народа, проживающего в нашем регионе.

Из года в год пришедшие на праздник становятся гостями мордовских подворий, участвуют в конкурсе «Играй гармонь» и в выставке изделий народных мастеров. Важными составляющими фестиваля становятся соревнования по национальным видам спорта, мастер-классы по народным ремеслам, а также конкурсы чтецов.

В отличие от традиционных Сабантуя и Акатуя, в этом празднике главное – не спортивные достижения, и он не имеет прямого отношение к крестьянскому календарю. Это искусственно созданный праздник, возникший как повод для гордости мордовского народа.

Источник статьи: http://mosaica.ru/news/2016/05/30/shumbrat-sabantui-akatui-v-ulyanovske-nastupila-pora-narodnykh-prazdnikov?from=topnews

Оцените статью
Adblock
detector