Сабантуй праздник окончание посевных работ

Сабантуй

Сабантуй
Тип народный праздник
Отмечается башкирами, татарами и др.
Связан с окончанием посевных работ, земледелием
Сабантуй на Викискладе

Сабанту́й (тат. сабантуй, сабан туе , башк. һабантуй — «праздник плуга») — ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир [1] [2] [3] . Похожие праздники существуют как у народов Поволжья (чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов), так и у некоторых тюркских народов Кавказа (балкарцев и ногайцев), однако они имеют свою специфику [4] .

Имеются и некоторые различия в наименовании праздника и особенностях праздновании сабантуя у различных этнографических групп башкир и татар.

Содержание

Этимология и похожие праздники

Сабантуй переводится с тюркских языков как «свадьба (торжество) плуга» — сабан — «плуг» и туй — «праздник, свадьба» [5] [6] .

В татарском и башкирском языках праздник называется тат. сабантуй, сабан туе и башк. hабантуй соответственно. Также среди татар было распространено название Сабан бәйрәме (бәйрәм также означает «праздник»).

У чувашей имеется похожий праздник, который ранее назывался чуваш. сухат — «пахота» (верховые чуваши) и чуваш. сапан туйĕ — «праздник плуга» или сапан (низовые чуваши), теперь же повсеместно он называется акатуй (чуваш. акатуй ) [7] .

Схожую этимологию имеет марийское название похожего праздника — Агапайрем [8] .

Аналогичный праздник татарстанской мордвы — Балтай [9] имеет татарскую этимологию и означает «праздник мёда».

Похожий праздник под названием удм. Гербер существует и у удмуртов [10] .

Народы Северного Кавказа, балкарцы и ногайцы также празднуют похожий праздник, который они называют сабантой [11] . Этим же словом обозначают аналогичный праздник и казахи [12] .

В современном русском языке название «сабантуй» стало нарицательным и часто обозначает любое (не обязательно праздничное) застолье.

История сабантуя

Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Первоначальная цель этого обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году [13] .

В 1979 году Ф. С. Хакимзяновым в Алькеевском районе Татарстана была обнаружена единственная эпитафия булгарского периода, предположительно 1292 года, содержащая надпись «Saban tuj kon ati» — «День Сабантуя» [14] .

Несмотря на то, что у башкир «Һабантуй» возник в далеком языческом прошлом, как один из древнейших земледельческих праздников [15] , впервые письменно зафиксирован в XVIII веке в путевых записях русского лексикографа, натуралиста и путешественника Ивана Ивановича Лепёхина и немецкого этнографа, учёного Георги Иоганна Готлиба [16] . И. Г. Георги писал: «Башкирцы. Пахатной ихъ праздник (Сабантуй) во всем, кромъ молитвъ, творимыхъ Муллою, сходетствуетъ съ Анга Соареномъ Черемисским. Хотя земледълiе у нихъ и не въ чести; однакожъ въ праздникъ сей съезжается верхомъ всякая деревня, не исключая ни женъ, ни детей, на свои пашни, слушаетъ приносимое Муллою моленiе о плодородiе земли и изобилiе въ травъ, и забавляется потом попойкою, пляскою, пъснями, рыстанiем въ запуски и тому подобными» [17] .

У башкир обряд проходил следующим образом: обливали водой пахарей, поля, двор, траву, скот. Так же известен обряд «Һабан бутҡаһы» («Плужная каша»), целью которой была приготовление каши из злаков и угощение пахарей, стариков, детей [18] .

Празднование сабантуя в прошлом

До конца XIX века сабантуй праздновали в весенне-летний период до начала пахоты после каргатуя.

Празднование сабантуя в общих чертах было одинаковым, но имел ряд особенностей у различных этнографических групп башкир, татар и чувашей. К примеру, если у западных и юго-западных башкир сабантуй устраивали на следующий день после праздника каргатуя, то у восточных проводился после.

Читайте также:  Сценарий праздника улицы праздника дома

Источник статьи: http://wiki2.info/%D0%A1%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%83%D0%B9

Национальный праздник Сабантуй празднуют народы Башкирии и Татарстана 15 июня

Москва, 09.03.2021, 21:18:12, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Инна Мордасова.

Сабантуй — праздник народов Башкирии и Татарстана в честь сбора урожая, демонстрирующий силу и ловкость башкир и татар, пропагандирующий здоровый образ жизни. Он имеет многовековую историю, сохранил свои традиции и сегодня.

Национальный праздник Сабантуй 15 июня, где празднуют

Описание праздника

Слово «сабантуй» происходит от тюркских лексем «сабан» — плуг и «туй» — праздник. Отмечается он в июне в честь завершения весенних посевных работ. Это мероприятие является национальным и любимым, в его праздновании принимают участие и дети, и взрослые.

Сабантуй отмечается каждый год, он не проводился только в те периоды, когда шли войны или были тяжелые времена у народа. Это праздник труда, здоровья, силы и ловкости. Он имеет свои обычаи, обряды, состоит обычно из различных состязаний, сопровождается многочисленными песнями и плясками.

Этот праздник находится под защитой ЮНЕСКО как шедевр устного наследия человечества, ведь он — настоящий драгоценный камень национального единства и дружбы.

История праздника

Считается, что Сабантуй появился чуть ли не тысячу лет назад. Чаще всего его называют татарским праздником, и это правда, но не чужды его традиции также башкирам, чувашам, удмуртам и другим народам.

Сабантуй — слово тюркского происхождения и состоит оно из «сабан», что значит «плуг», и «туй» — то есть, «свадьба», «торжество» или вообще «праздник» в широком значении. Получается такое «торжество плуга» — или день земледельцев. В языческие времена главной его целью было задобрить духов, чтобы осенью всех ждал хороший урожай. Задабривать следовало в конце апреля, перед началом сева. За правильностью проведения обрядов и жертвоприношений следили местные старейшины.

После принятия татарами ислама религиозная составляющая постепенно ушла, и спустя века Сабантуй окончательно стал просто веселым народным гулянием. Заодно сместились и сроки — теперь отмечают не начало, а окончание посевной — когда все весенние работы выполнены, и есть передышка до сбора урожая.

Где именно зародился праздник, ученые до конца так и не выяснили. Одни полагают, что его родина — Волжская Булгария (государство в Среднем Поволжье в X—XIII веках), другие уверены, что традиция пошла от монголов.

Традиции Сабантуя

Сегодня Сабантуй в более-менее классическом виде сохранился в основном в деревнях. Начинается он со сбора подарков. Накануне праздника молодые парни и мальчики-подростки верхом на лошадях объезжают дворы. Их везде встречают не с пустыми руками: хозяева вручают гостям расшитые полотенца, выпечку, самодельные сувениры и посуду. Кто получит больше всего «подношений» — тот молодец, но ничего из собранного ему не достается. Все подарки отправляются в «общий котел», который на следующий день станет призовым фондом на гуляньях в честь праздника на майдане — центральной площади.

Выиграть все это добро можно в разных конкурсах и состязаниях на силу и ловкость. Например, в национальной борьбе куреш, когда свалить противника на спину нужно с помощью закинутого за его пояс полотенца или широкого кушака. Победителя объявляют лучшим батыром и вручают ему главные призы — традиционный (живого барана, которого кладут богатырю на плечи) и полезный (это может быть довольно дорогостоящая вещь, даже автомобиль). Между прочим, куреш давно перерос уровень просто праздничного развлечения, сегодня это вполне себе настоящий вид спорта, по нему проводятся чемпионаты мира.

Читайте также:  Ашан часы работы новогодние праздники 2021

Тому, кто физической силой не блещет, тоже есть где показать себя. На Сабантуй проходит множество шуточных состязаний — бег с коромыслами, бои мешками на бревне. Или вот народная забава — нужно с первого раза с завязанными глазами разбить палкой стоящий на земле глиняный горшок. Обязательны также заезды на лошадях, но это только для настоящих джигитов.

Гулянья растягиваются практически на весь день и сопровождаются ярмарками с угощениями, на них устраивают танцы, приглашают заезжих звезд.

В Екатеринбурге 15 июня пройдёт Сабантуй: программа

В эту субботу в парке Маяковского пройдёт традиционный праздник Сабантуй. На официальном портале Екатеринбурга опубликована программа данного мероприятия.

С 11:00 начнётся встреча гостей праздника на главном входе национальными подворьями и выступлениями творческих коллективов. Все посетители смогут познакомиться с бытом, культурой и попробовать традиционные угощения.

В 12:45 состоится шествие по центральной аллее парка участников Сабантуя в красочных национальных костюмах, которое послужит торжественным открытием праздника.

После торжественной части в 13:30 главная аллея парка превратится в аттракцион спортивных состязаний и игр. Посетители смогут помериться силами в национальной борьбе и принять участие в народных забавах: гири, наклонный бум, вертикальный столб и многих других.

Основная концертная программа с участием коллективов Свердловской области и гостей из Татарстана и Башкортостана пройдёт с 14:00 до 18:00 на территории под названием «Сад камней» и «Центральная площадь».

Источник статьи: http://pronedra.ru/nacionalnyj-prazdnik-sabantuj-prazdnuyut-narody-bashkirii-i-tatarstana-15-iyunya-389287.html

Вот он какой — Сабантуй!

Поговорим сегодня о таком празднике как Сабантуй. Откуда берет он свои истоки.

Сабантуй – это национальное народное гуляние в честь окончания весенне-полевых работ. Особенно ярко отмечают этот праздник народы Башкирии и Татарстана.

История появления обряда

Слово «сабантуй» переводится с тюркского языка как «Праздник плуга», когда все радуются окончанию весеннего посева, и можно немного расслабиться и отдохнуть.

Он имеет свои исторические обычаи, обряды. Он является любимым праздником и взрослых, и детей.

Изначально это мероприятие проводилось в виде определенного обряда с целью ниспослания хорошего урожая.

Первые упоминания об этом обряде указываются в 921 г. до нашей эры арабским послом, который бывал в то время на башкирских землях.

Народный праздник Сабантуй готовился заранее. Перед праздником по улицам ходили молодые парни с большой палкой и девушки с корзинками и собирали все, что нужно для устройства праздника, украшения для Сабантуя, а также призы. Они ходили с гармошками, распевали песни и плясали, а жители в это время выходили из домов, присоединялись к пляскам и выносили яйца, конфеты, платки, полотенца. Платки и полотенца привязывались на ту самую большую палку.

Состязания и народные игры

В этом празднике устраивались игры, состязания. Такие, например, как ходьба по неустойчивому бревну, борьба на бревне мешками, поднимание гири или тяжелого камня, подтягивание, ношение яйца в ложке, разбивание глиняного горшка с закрытыми глазами, найти монету в миске с катыком, причем окунув лицо в этот самый катык, бег с полными ведрами воды на коромысле; прыжки в мешках; парные забеги, когда левая нога одного человека крепко связана с правой другого.

Лазанье за призом по высокому и гладкому столбу, длина которого может достигать 15 м было одно из экстремальных видов состязаний. Парни готовились задолго до праздника к нему, здесь нужна большая сила и выносливость. Да еще много разных веселых игр и шуточных состязаний. Участвовали все от мала до велика.

Основным состязанием были конные скачки, на которых участвовали не только юноши, но и совсем юные джигиты (были даже 6-7летние мальчишки). Они умело управляли своими скакунами и выигрывали скачки. За победу ребят награждали вышитыми полотенцами, а коней – яркими платками. Интересно, но и проигравших лошадей тоже не обижали, их тоже обвешивали разноцветными платками, т.к. говорят, что лошади понимают, что проиграли скачку, и даже плачут.

Читайте также:  Сочинение мои любимые праздники день рождения

Еще одно большое состязание — куреш (борьба на поясах), которая проводилась между мужчинами разных возрастов. Цель соревнования — захватить противника за пояс и завалить его на землю. Сначала борьба проводится между мальчиками, потом в бой вступают юноши, третьи пары — мужчины средних лет. Кульминация состязания — борьба между двумя непобежденными джигитами. Победитель куреша – батыр – получает главный приз – живого барана.

Современный статус праздника

Это народное гуляние имеет свои неугасаемые обряды и традиции, но с современными тенденциями в его проявлении. Сегодня очень распространено не только в городах и селах Башкирии и Татарстана, но и в других населенных пунктах по всей России. Он широко проводится в Москве и в Санкт-Петербурге.

Сабантуй официально имеет статус государственного праздника, он проводится в выходные дни. По нему издаются указы и распоряжения о дате, месте его проведения, назначаются ответственные лица, продумывается сценарий, оформление праздника, приглашаются мастера искусств и культуры, а также официальные гости.

Проводится награждение передовиков труда и победителей в конкурсах профессий. Введены новые виды состязаний: шахматы, велоспорт, армреслинг, волейбол, соревнование на ходулях и другие.

Угощения на празднике

Веселый народный праздник Сабантуй также полон традиционных яств. На Сабантуе обычно угощают татарским пловом на баранине, перемечами — нежнейшие пирожки с мясом, особенностью которых является наличие отверстия сверху булочки; бэлишем, а также чак-чак — традиционное сладкое блюдо, представляющее собой песочные печенья, залитые жидким медом.

А у вас проводят этот праздник и принимаете ли вы участие в нем?

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5ede8efef7ccae3c3f4ae2ef/vot-on-kakoi-sabantui-5f70aa7efde6297ce3558211

Сабантуй праздник окончание посевных работ

На йыйынах подводились итоги прошедших событий, выявлялись лидеры из разных родов, наиболее сильные, смелые и ловкие батыры, выбирались военачальники и вожди, устраивались пиршества в связи с каким-либо событием. Иногда даже свадьба становилась поводом для йыйына – конечно, если торжество проводил очень знатный человек, хан или бий. Неудивительно, ведь новое родство сулило новые возможности, новые перспективы.

Таким образом, издревле этот праздник имел не только развлекательную, но и общественно-политическую функцию. Выражаясь современным языком, первая часть праздника была деловой, в результате которой достигались определенные договоренности. А вторая часть праздника была творческой – здесь на первый план выдвигались ловкие и сильные батыры, остроумные сэсэны, талантливые музыканты и певцы, народные умельцы.

Яркий пример йыйына описывается в истории башкирской народной песни «Урал», которая по-другому называется «Ете ырыу» («Семирод»). На этом йыйыне, где приняли участие представители семи башкирских родов, обсуждалась вражда разных башкирских племен между собой. На йыйыне был заключен мир на «вечные» времена, а после заключения договора были организованы празднества, скачки, борьба, а также состязания певцов, музыкантов и танцоров.

Йыйыны обычно были связаны с названиями родов или определенными территориями. До нас дошли названия башкирских йыйынов: Торатау йыйыны, Барда йыйыны, Кубэлэк йыйыны. Местом для празднества выбиралась красивая, хорошо просматриваемая и удобная для проведения состязаний поляна на ровном месте или на горе. По описанию ученых, праздничная площадь оформлялась в виде круга, который, вероятно, символизировал равенство членов рода. Обязательной частью йыйына становилась и совместная трапеза, сохранившая черты первобытного уклада. Угощение из одного котла, распитие кумыса из одной чаши, пущенной по кругу, paздача мяса тоже подчеркивали равенство собравшихся.

Многие исторические сведения о йыйынах хранятся в эпических произведениях народного творчества. Информацию из них черпают ученые.

Источник статьи: http://kitaplong.ru/sabantyu

Оцените статью
Adblock
detector