Центр культуры коренных народов Прибайкалья
История и основные традиции праздника Белого месяца — Сагаалган
Праздник Белого месяца — Сагаалган – самый важный праздник монголоязычных народов, который приурочивается к началу Нового года по лунному календарю. Это праздник белой молочной пищи, почитания старших, символ обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий
Встреча Нового года – не в полночь, как во всем мире, а рано утром, на рассвете, в конце зимы – начале весны. Раньше он проводился осенью. Во всех странах он насыщен разным мифологическим и ритуальным содержанием. Дату встречи Нового года по лунному календарю ежегодно высчитывают по астрологическим таблицам.
У монгольских племен как народа с кочевым скотоводческим бытом новый годовой цикл начинался в то время, когда скот, принося приплод, вступал в осень. Этот праздник у монголов назывался «Сагаалган». Распространение буддизма повлияло на перенос времени празднования Нового года с осени на конец зимы.
Сагаалган имеет многовековую историю. Это традиционный праздник для монголо-язычных народов, но и у бурят он считается главным. Под собой Сагаалган имеет буддийскую традицию. До конца XVII века в Прибайкалье не было государственных границ. Разные племена могли свободно передвигаться в пределах от Байкала до пустыни Гоби. Именно это стало основой для своеобразной и самобытной культуры Бурятии.
Празднование Белого месяца принадлежит к древнейшим народным обычаям Центральной Азии, временам, предшествовавшим эпохе Чингисхана. После самой темной ночи последнего зимнего месяца, стыка старого и нового, «бутуу удэр», или по-монгольски «лавай», наступает самый светлый и самый добрый праздник – Новый год по лунному календарю. Этого праздника ждали и маленькие дети, и старики.
В этот праздник проводятся особенно торжественные богослужения, в дацанах всю ночь читают молитвы богине Лхамо. После всех обрядов начиналось празднование, принимались поздравления и гости. На угощения приглашаются все родные, соседи и друзья. Если дети живут отдельно от родителей, в этот день обязательно нужно посетить родительский дом и поздравить старших с праздником. В первый день Нового года все должны только праздновать и ничем больше не заниматься. Первый гость и встреча с ним имеют большое значение, желательно чтобы это был мужчина.
Праздник длится весь месяц. Проводится целая серия обрядов, посвященных 15 чудесам Будды. Многие ритуалы связаны с ожиданием появления великой защитницы Учения Будды, небесной богини Палден Лхамо. Покровительница всех живых существ в ночь перед этим днем обходит вселенную с особой ревизией. В этот день желательно всем находиться дома, среди своей семьи.
Перед праздником необходимо провести уборку в доме. В старину в каждой юрте наводился безупречный порядок. Мужчины обновляли основной символ и свою гордость – коновязь. Женщины шили новые наряды. Необходимым ритуалом в Сагаалган считался обмен подарками. Подарки – это, прежде всего, хадаки – прямоугольные платки из шелка. Хадак подносили мужчине, а женщине дарили шелковый платок. Старику подносили зажженную трубку, набитую отборным табаком. Тем, кто родился в год с соответствующим циклическим знаком, обязательно дарили фигурку животного из войлока или дерева. Малышам помимо вкусностей и игрушек дарили деньги. Этот обычай сохранился и по сей день.
Пища Сагаалгана – это, прежде всего, ритуальная пища, ей придавалось магическое значение, как способной содействовать процветанию и долголетию людей. На столе приветствуются продукты белого цвета, предпочтение отдается молочным. Белый символизирует покой и благополучие в доме. Даже название праздника Сагаалган означает «белый, светлый».
Прежде чем приступить к трапезе, хозяева совершали обряд «далга» — подношение угощений хозяину очага. Он сопровождался словами: «Отзвенел старый год, наступает Новый. Совершаю жертвоприношение грудинкой белой овцы. Пусть в доме будет тепло и светло. Да исчезнут смерть и страдания, да установится счастье и благополучие, да прибавится жизненная сила». При этом отрезали три кусочка мяса, брали по три куска со всех яств со стола и бросали в огонь, капали три раза молочной водкой. Число три в данном случае имело древний магический смысл: Гал гурбан хубуутэй – у огня три сына. Огонь – символ жизни, символ возрождения, измеряющийся понятием, что у нас есть наши предки – это наше прошлое, есть настоящее и наши дети и внуки, как символ будущего.
Все собравшиеся члены семьи должны были есть досыта и обязательно попробовать все кушанья. Обильное застолье также имело магическое значение. Полагали, что оно способно содействовать процветанию и долголетию людей, богатому урожаю и приплоду скота.
Раньше говорили, что в этот вечер в каждую юрту заходит Саган убгэн (Белый старец). Если кто–то не насытился, он может обидеться, недовольный тем, что люди живут плохо и бедно, хотя он много заботиться об их благополучии. И чтобы не обидеть его, во все праздничные дни в доме должно быть обилие еды. Спиртное в этот вечер не пили. Вдоволь насытившись, люди пораньше ложились спать, чтобы утром подняться с рассветом. На ночь ставили за дверью (за окно, на балконе) чистую воду.
Считалось, что Хозяйка нижнего мира – Лхамо с рассветом объезжает землю, ведет пересчет живых душ (людей, животных), вода при этом применялась как чернила.
В старину у бурят было принято угощать любого гостя, зашедшего в дом. На стол ставились в первую очередь подносы, тарелки и блюда с молочными продуктами – сметаной, творогом, пенками, саламатом, позже хлебом, печеньем, чашки с чаем и молоком, которые подавались в руки гостя. Подавать чай и тарелку следовало стоя, обеими руками или правой рукой, поддерживая ее левой. Затем хозяева жестом приглашали гостя отведать пищу, повернув кисти рук ладонями вверх.
В каждый такой праздник обновления буряты желают себе и близким только хорошего. Они верят, что именно в этом году их ждет удача, ждет счастье и успехи…
Источник статьи: http://etno.pribaikal.ru/istoriya-i-osnovnye-traditsii-prazdnika-belogo-mes
История и основные традиции праздника.
Сагаалган («Белый месяц») — самый важный праздник монголоязычных народов, который приурочивается к началу Нового года по лунному календарю.
У монгольских племен как народа кочевого с кочевым скотоводческим бытом новый годовой цикл начинался в то время, когда скот, принося приплод, вступал в осень. В это время монголы прибавляли год возраста и себе и скоту. Праздник этот у монголов назывался «Сагаалган». Распространение буддизма повлияло на перенос времени празднования Нового года с осени на конец зимы. Как известно, по всему востоку год исчисляется по лунным месяцам, буддизм здесь не исключение.
Празднование нового года было перенесено на февраль внуком Чингисхана Хубилаем в 1267 году. Он является символом обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий. В этот праздник проводятся особенно торжественные богослужения, 30 числа последней зимней луны в дацанах всю ночь читают молитвы богине Лхамо. Во время праздника люди поздравляют друг друга, произносят благопожелания, делают подарки, обмениваются угощениями. Хорошая встреча нового года по народным поверьям способствует долголетию, изобилию пищи и приплода.
Праздник Сагаалган длится весь месяц. Проводится целая серия обрядов, посвященных 15 чудесам Будды. Многие ритуалы связаны с ожиданием появления богини Палден Лхамо.
Одним из наиболее значимых моментов праздника является проведение обряда «Дугжууба» , который проводится за два дня перед днем Нового года. Дугжууба-это своеобразный обряд очищения от всего плохого, специальный ритуал для устранения всех помех, для того, что бы в новом году человек обрел благополучие, мир и спокойствие. Дугжууба считается особо эзотерическим ритуалом, её запрещено проводить в местах проживания людей. В этот день необходимо провести уборку в доме. В старину в эти дни доставалась и перетряхивалась вся одежда, готовились особые наряды из самого дорогого шёлка и парчи всем — от мала до велика. Готовили подарки, чистили и обновляли трубки, чтобы поднести старшим зажженную трубку в праздник. В знак уважения так же готовили хадаки — своеобразные прямоугольные платки из шелка. Начинали готовить праздничные угощения.
На следующий день (канун нового года) верующие встречают великую защитницу Учения Будды- Палден Лхамо-небесную богиню. Покровительница всех живых существ в ночь перед этим днем обходит вселенную с особой ревизией. В этот день –бутуу удэр, желательно всем находиться дома, среди своей семьи. В этот день проводятся обряды поклонения домашним божествам и хозяину огня. В доме у божницы зажигались лампады-зула, воскуривались благовония, преподносились различные угощения.
На следующий день верующие отмечают Новый год-проводится хурал в честь наступившего нового года. В первый день нового года глава семьи должен первым поприветствовать восход солнца дарами от семьи, обязательно преподносились дары и духу местности, с просьбой о благополучии для всех близких.
После всех обрядов начиналось празднование, принимались поздравления и гости. На угощения приглашаются все родные, соседи и друзья. В этот день нельзя экономить, обмен подарками обязателен. Если дети живут отдельно, все равно в этот день надо посетить родительский дом и поздравить старших с праздником. Обычно первыми посещали самых старших и уважаемых родственников. Первый гость и встреча с ним имеют большое значение, желательно чтобы это был мужчина.
В течение 15 дней во всех дацанах проходят хуралы, посвященные 10-и грозным защитникам, божествам долголетия. В эти дни верующие посещают лам-астрологов, которые каждому желающему составляют его индивидуальный гороскоп.
Новогодний этикет приветствия.
Одним из важнейших элементов Сагаалгана является ритуал «Золгохо» или «Золголго». Среди бурят он известен еще как «Золгохо ёhо» или ритуал поздравления с праздником белого месяца. Суть его заключается в особом отношении к поздравлению, когда это не просто формальность, а ритуал, где мы проявляем уважение к близким, родственникам, желаем им успешного вхождения в новый годовой жизненный цикл. Эти поздравления индивидуальны и идут в определенно логической последовательности. Поздравляют друг друга по старшинству и по степени родства, т.е кто старше, того в первую очередь, и так далее по нисходящей. Младшие поздравляют старших, а не в коем случае наоборот. Поздравляющий начинает ритуал со слова «Золгое», тем самым подавая своеобразную команду о начале ритуала и обращая на себя внимание старшего, которому адресовано поздравление. Тот, в свою очередь, протягивает поздравителю обе руки на уровне груди и от груди на расстоянии 30-40см. после этого поздравитель подходит лицом к старшему, под его руки подставляет свои, и как бы поддерживает старшего по возрасту. Одновременно младший подставляет по очереди обе щеки к щекам старшего. У Агинских бурят ритуал дополняется еще одной деталью: младший подходит к старшему, держа на вытянутых руках хадак, возлагая его на кисть правой руки младшего, и лишь после этого оба совершают «Золгохо». Женщины не получали хадак , а платок, и при совершении обряда, в отличие от мужчин, они не снимают головные уборы.
После проведения ритуала поздравления «Золгохо» все родственники и гости садятся за праздничный стол, угощают друг друга теми традиционными блюдами, которые готовят на кануне, т.е в «Бутуу удэр». Традиционно у кочевых монгольских народов застолье продолжается недолго, поскольку необходимо обойти и поздравить всех старших родственников. Перед уходом родственников и гостей хозяева дома обязательно дарят каждому подарок, так называемый «Сагаан сарын бэлэг». Что кается подарков, то близким родственникам, таким как родители, родные братья и сестры, делают более существенные подарки, например, преподносят одежду или обувь. В давние времена женщинам дарили отрез ткани на бурятский дэгэл. Мужчинам не возбраняется презентовать, например, рубашку. Также можно передать архи, только бутылка без другого приложения может быть воспринята как оскорбление. Но нужно помнить, что дарить пустую посуду не принято, надо в этом случае обязательно положить на дно что-то из еды, например, конфету, а можно монетку. Это означает, что не прервется пополнение добра, богатства.
Эта страница отредактирована пользователем admin в 2015/02/12 13:06:34.
Источник статьи: http://www.toonto.ru/%D0%A1%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B0%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D0%BD
Cагаалган: история праздника
Россия страна многонациональная, а это значит, что у каждого народа есть свои традиции и праздники. Отмечать праздники россияне очень любят, причем разные: семейные, национальные, религиозные, профессиональные или народные. Последние особенно ценят, потому что они редко меняются даже со сменой политического строя в государстве. Есть народные праздники, известные всем, но есть и такие, о которых большинство даже никогда не слышали, зато они очень популярны и почитаемы у определенного народа.
Cагаалган: история праздника
Именно к таким праздникам и относится бурятский Новый год — Сагаалган. История праздника очень интересная, ведь это один из древнейших праздников, своими корнями уходящий во времена великого правителя Чингисхана.
Откуда пошло это необычное название – сагаалган? Давно известно, что основной пищей кочевников-скотоводов всегда являлись молочные продукты, а главным среди них был продукт под названием «сагаан эдеэн». И когда буряты предлагали дорогому гостю попробовать его, то произносили «сагаалагты». Историки предполагают, что, возможно, от этого слова, или от слов «сагаан» (белый), «сагаан сар» (белый месяц) и произошло название этого праздника.
Изначально сагаалган отмечали в начале осени, именно тогда, когда у скотоводов было в изобилии молока, сметаны, творога. Много веков спустя праздновать его стали уже в конце зимы, но точную дату и причину переноса сагаалган история праздника не сохранила. Так как времяисчисление идет по лунному календарю, который не совпадает с календарем современным, поэтому каждый раз Новый год отмечают в новую дату, она колеблется в период от середины января и до конца марта.
В наше время Сагааланг является официальным праздником Республики Бурятия, но так было не всегда. Власть Советов не признавала религию, считала ее вредной для народа, поэтому наравне с другими религиозными праздниками, оказался под запретом и Сагаалган. История праздника сохранила множество примеров того, как НКВД арестовывало и сажало в тюрьмы людей только за то, что они продолжали придерживаться свих вековых традиций. Повсюду закрывались дацаны (буддийские монастыри), а ламы подвергались жестоким репрессиям.
С 1946 года начинается история возрождения праздника. Сталин высоко оценил сделанные во время войны ссыльными ламами большие пожертвования в казну, и после победы разрешил строительство двух дацанов: Иволгинского и Агинского. А вместе с возрождающимися храмами в республику вернулся и праздник Сагаалган. История праздника с тех пор начала свою новую, современную жизнь. Сегодня в Бурятии это самым любимый национальный праздник. В детских садах, в школах, в театрах, на улицах и площадях проходят народные гуляния, концерты, конкурсы и проводятся различные акции.
Накануне праздника у бурят принято посещать дацаны, в которых читаются новогодние молитвы, а на специальных ритуальных кострах сжигаются кусочки теста, символизирующие то плохое, что накопилось за прошедший год.
Обязательным в дни праздника Белого месяца является хождение по гостям. Местные жители верят в то, что чем больше гостей придет к ним в дом в дни праздника, тем счастливее и удачливее у них сложится наступающий год. Поэтому в доме заранее наводится чистота и готовится много разнообразных молочных блюд, таких как ааруул (сушеный творог), хурууд (домашний сыр) и топленое масло. Сагаалганскую пищу принято считать ритуальной, поэтому ей придается огромное магическое значение.
Сагаалган — «праздник белого месяца», а у монголоязычных народов белый цвет всегда ассоциировался с добротой, честностью, верностью, счастьем и благополучием. Праздник несет в себе большой глубокий и духовный смысл. Он не только предвещает приход весны, времени, когда природа просыпается и обновляется, но и призывает людей становиться лучше, чище, светлее и чаще обращаться со словами благодарности к матушке-природе.
Источник статьи: http://otvetikus.ru/sobytiya/cagaalgan-istoriya-prazdnika/