- Католический календарь на 2021 год:
- Католические праздники, дни памяти в 2021 г.:
- Католические праздники
- Католические праздники
- Главные католические праздники и их описание
- Самые главные католические праздники
- Благовещение
- Великий пост
- Великий четверг
- Вознесение Господне
- Всемирный день мира
- Вход Господень в Иерусалим
- День апостолов Петра и Павла
- День Богоявления
- День всех Святых
- День невинных младенцев
- День непорочного зачатия
- День поминовения усопших
- День святого Антония
- День Святого духа
Католический календарь на 2021 год:
Католические праздники, дни памяти в 2021 г.:
Непереходящие Торжества
(с постоянной датой)
Переходящие Торжества
(каждый год с новой, переменной, подвижной датой)
День Святой Троицы
(воскресенье, 7-й день по Пятидесятнице)
Пепельная среда (Dies Cinerum лат.) — день начала католического Великого поста. Отмечается за 45 календарных дней (1,5 месяца) до праздника Пасхи . В этот день предписывается строгий пост. Соответствует православному чистому понедельнику.
Вход Господень в Иерусалим (Пальмовое воскресенье) (последнее воскресенье перед Пасхой)
Святое семейство — Дева Мария с младенцем Иисусом Христом и супругом Иосифом Обручником. День Святого семейства — католический праздник, отмечаемый в следующее воскресенье после Рождества Христова .
Католические памятные дни:
Непереходящие памятные дни
Переходящие памятные дни
Посты и постные дни:
• 21 ноября 2021 г. (воскресенье),
• 28 ноября 2021 г. (воскресенье),
• 5 декабря 2021 г. (воскресенье),
• 12 декабря 2021 г. (воскресенье).
Адвент (от лат. adventus — приход) — название периода Рождественского поста, принятое в среде христиан Католической церкви и некоторых протестантских деноминаций (например, у лютеран). Адвент — время ожидания, предшествующее празднику Рождества Христова, во время которого верующие готовятся к празднику.
Пятницы всего года (за некоторыми исключениями)
Пятница — Воздержание от пищи перед принятием Причастия
Евхаристический (литургический) пост
О праздниках Католической Церкви
В настоящее время вершиной церковного года в Католической Церкви является Священное Пасхальное Триденствие смерти и воскресения Иисуса Христа (с вечера Великого Четверга до дня Пасхи включительно), кульминацию которого представляет Святая Ночь Навечерие Пасхи. Возвращение Пасхе главенствующего места (как это было в древней Церкви и сохранялось в Восточных Церквах) в церковном календаре латинского обряда последовало только после недавней реформы. До этого господствовала сложившаяся на Западе в средние века традиция почитать в качестве главных праздников Рождество (25 декабря) и связанное с ним Богоявление (6 января, когда праздновались одновременно три события жизни Иисуса: поклонение волхвов, крещение и чудо в Кане Галилейской). Но и теперь по-прежнему на уровне благочестия у большинства католических народов предпочтение пока отдается Рождеству.
В современном календаре латинского обряда различается два уровня праздников: «торжества» (праздники особой значимости) и собственно «праздники». К «торжествам», помимо Пасхи (вместе с 7 следующими за ней днями), относятся: Рождество Христово, Богоявление, Вознесение Христово (подвижный праздник в четверг на 40-й день Пасхи), Пятидесятница (Сошествие Святого Духа на апостолов) (50-й день Пасхи), день Пресвятой Троицы (воскресенье по Пятидесятнице), Пресвятого Тела и Крови Христа (четверг после Троицы), Пресвятого Сердца Иисусова (пятница следующей недели), Христа Царя Вселенной (воскресный день в конце ноября, знаменующий завершение церковного года), Пресвятой Богородицы Марии (1 января), Непорочного Зачатия Девы Марии (8 декабря имеется в виду не бессеменное зачатие Иисуса Христа, а начало земной жизни Самой Богоматери, непричастной, по учению Католической Церкви, первородному греху от момента Своего зачатия), Благовещения (25 марта), Успения (в западной традиции Взятия в небесную славу) Богородицы (15 августа), день св. Иосифа, Обручника Марии (19 марта), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня), день святых апостолов Петра и Павла (29 июня), Всех святых (1 ноября). В число «праздников» входят дни, посвященные воспоминанию ряда других событий земной жизни Христа и Богоматери, а также дни почитания апостолов.
Большинство праздников латинского обряда обнаруживает прямое соответствие в календаре Православной Церкви, однако есть специфически западные праздники, часть которых совсем позднего происхождения, например, Тела и Крови Христа (установлен в 13 в.), Христа Царя Вселенной (в 1925) и др. Праздник Крещения Господня в последние десятилетия отделен от Богоявления и празднуется в следующее за ним воскресенье.
В поместных Церквах и отдельных епархиях, а также в монашеских орденах и конгрегациях в ранг «торжеств» и «праздников» возведены и другие даты церковного календаря.
Существенным для католического благочестия является понятие «предписанных праздников», т. е. тех дней, в которые каждому католику подобает участвовать в Мессе: это все воскресенья года (в их число, соответственно, входят Пасха, Пятидесятница и ряд других праздников, всегда попадающих на воскресный день), Рождество Христово, торжества Богоявления, Вознесения, Пресвятого Тела и Крови Христа, Пресвятой Богородицы Марии, Непорочного Зачатия Девы Марии, Успения Богородицы, святого Иосифа, святых Петра и Павла, Всех святых. Во многих традиционно католических странах дни предписанных праздников официально являются выходными. В настоящее время разрешается ради удобства верующих переносить большинство праздников (кроме Рождества Христова и нескольких других) с буднего дня на ближайшее воскресенье.
Источник статьи: http://www.tamby.info/calendar/calendar_catolicheski.htm
Католические праздники
Католицизм – самое большое по количеству верующих направление в христианстве. Распространено в странах Северной и Южной Америки, Юго-Западной Европе, Австралии и некоторых государствах Центральной Африки. По мнению католической церкви, ее основателем был Иисус Христос. В наше время ее возглавляющий – Папа Римский, находящийся в своей резиденции в Ватикане.
Значительными событиями в жизни католика являются праздники. Они тесно связаны с традициями и обычаями народа, поскольку до появления христианства их относили к домашнему хозяйству и ко всем сезонам года (отмечали приход весны, лета, осени и зимы). А ко дню солнцестояния причислялись самые важные праздники.
Католические торжества – это даты богослужебного года, относящиеся к памяти сына Господнего Иисуса Христа и его матери – Богородицы, а также к другим святым личностям и историческим церковным событиям. Во время торжественных дней ведутся важные обряды и литургии. Цель католических праздников заключается в воспоминании и почитании благих действий к людям Божьего сына и остальных святых. Вместе с этими целями церковные события показывают человечеству о несовершенстве мира, а активное участие и подготовка к праздникам позволяет почувствовать сплоченность между верующими.
Празднования католиков разнятся от православных тем, что, во-первых, события проводятся по Григорианскому календарю, то есть даты праздников стоят по новому стилю, а разница между старым стилем равняется 13 дней. Во-вторых, главное мероприятие в году католиков – это Рождество Христово, после него по значимости идет Пасха. Вообще дни, связанные с деяниями сына Господа, верующими почитаются превыше всего.
У католиков существуют постоянные и подвижные виды праздников. Когда дни закреплены в календаре и проходят из года в год в одни и те же даты, они называются постоянными. Подвижные праздники ежегодно изменяются в календаре и чаще всего выпадают на весну. Их определение зависит от проведения Пасхи, которая сама является подвижной и вычисляется по лунному календарю.
Совокупность религиозных праздников за все 12 месяцев называется литургическим годом, сформулированным римской католической церковью. Этот год берет начало в последних числах ноября, как раз с начала Адвента, представляющего из себя время предрождественского поста. Длиться он четыре недели, в течение которых проводятся служения в церкви. Каждое воскресенье Адвента литургии посвящены памяти Иисуса Христа и приближенных к нему людей. Заканчивается Адвент на Рождество Христово (25 декабря).
Не менее важным событием является Великий пост перед Священным Пасхальным Триденствием, представляющий собой вершину литургического года. Триденствие – это три дня на Страстной неделе перед самой Пасхой – Великий Четверг, Великая Пятница и Великая Суббота. Они символизируют этапы страданий и смерти Иисуса Христа. Сама же Пасха – день его воскрешения, приносит радость для всех верующих мира. Этот день отмечается с песнями, обрядами, развлечениями с крашеными яйцами.
Помимо Пасхи и Рождества, у католиков существуют еще и другие не менее важные торжества. Для верующего человека эти дни – прежде всего чувство душевного спокойствия, очищение с помощью молитв от тяжелых мыслей и получение хорошего настроения.
Источник статьи: http://kakoj-segodnja-prazdnik.com/katolicheskie-prazdniki
Католические праздники
Религиозные католические праздники, как и христианские праздники в целом, являют собой сложное переплетение христианской обрядности и народных традиций. Дохристианский календарь в своей основе имел аграрно-скотоводческие праздники, которые соответствовали разным временам года, их наступлению и проводам, а также приурочивались летнему и зимнему солнцестоянию. Церковь же всеми силами стремилась прикрепить существующие народные обычаи к христианскому календарю и дням памяти святых.
В итоге, в католических странах появились дни празднования определенных дат и памяти святых, празднуемые особенно пышно в церквях, при этом сделавшись не просто церковными традициями, но и вехами сельскохозяйственных работ и смены времен года.
Главные католические праздники и их описание
Все постоянные и подвижные церковные католические праздники сочетаются по-разному. Начинается литургический год с так называемого Адвента – периода перед рождественским постом. В это время все верующие должны готовиться ко второму пришествию Христа, вспоминают пророчества Иоанна Крестителя. Это время считается временем всеобщего покаяния.
Далее в числе католических церковных праздников стоит дата 8 декабря – День непорочного зачатия Марии. Это – один из основных богородичных праздников.
Рождество – несомненно, один из важнейших христианских праздников, в том числе и у католиков. Во всех странах распространена традиция изготовления вертепов с небольшой нишей, где при помощи деревянных или керамических фигурок изображаются сцены из истории о рождении Иисуса Христа.
Рождество – это обязательный и широко празднуемый католический семейный праздник, накануне которого (в сочельник) по традиции семейный обед состоит исключительно из постных блюд. И только в первый день Рождества начинается подача праздничной пищи – индейки, гуся, ветчины и проч. Принято накрывать столы с большим изобилием и дарить друг другу подарки.
Празднование Рождества 25 декабря началось только в 4 веке. А ранее христиане праздновали его 6 января. Среди обычаев, приуроченных к празднику Рождества – дни воспоминания уничтожения младенцев по приказу царя Ирода, день Св. Сильвестра, Новый год.
Источник статьи: http://womanadvice.ru/katolicheskie-prazdniki
Самые главные католические праздники
Адвент — в Католической церкви название периода Рождественского поста. Первый день Адвента в римском обряде определяется как четвертое воскресенье до Рождества. В амвросианском обряде Адвент длится 6 недель, и его первым днем является первое воскресенье после дня Мартина Турского (11 ноября). В Католической церкви первого дня Адвента начинается литургический год. Каждое воскресенье Адвента имеет определённую тематику, которая находит отражение в воскресных евангельских чтениях: первое повествует о пришествии Христа в конце времён; второе и третье рассказывают о переходе от Ветхого к Новому Завету; четвёртое посвящено евангельским событиям, предшествовавшим Рождеству.
Во время Адвента верующим рекомендуется приступить к таинству исповеди. Церковь особо призывает верующих к совершению милосердных дел. Одна из наиболее известных традиций, связанных с Адвентом это венок из еловых веток с вплетенными в него четырьмя свечами. Такими венками украшаются как церкви, так и дома верующих.
Благовещение
Благовещение — христианский праздник в честь возвещения архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении от неё Иисуса Христа. Евангелист Лука повествует о том, что архангел Гавриил был послан Богом возвестить Деве Марии, обрученной с Иосифом, что ей предстоит зачать от Духа Святого и родить младенца Иисуса, который станет Мессией и наречется Сыном Божьим.
В Римско-католической Церкви Благовещение имело статус «праздника», который был более низкий по сравнению с «торжество». Лишь в 1895 году Благовещение официально включили в число «торжеств». В латинском обряде Благовещение, которое приходится на одно из воскресений Великого поста, переносят на ближайший понедельник. Если праздник выпадает на Страстную неделю или Пасхальную неделю, то на понедельник второй недели Пасхи. В византийском обряде Благовещение может приходиться на различные дни Великого поста или на начало Пасхального периода. В амвросианском обряде Благовещения празднуется в последнее воскресение Адвента, в мосарабском — 18 декабря.
Великий пост
Великий Пост — это время подготовки к празднованию Пасхе, понимаемой как Страсти, Смерть и Воскресение. Центральный момент празднования — участие в Пасхальной Вечере, связанное с обновлением завета в крещении. В Католической церкви Великий пост длится 40 дней, начиная с Пепельной Среды до Пасхи, исключая воскресенья. Литургия Великого Поста сконцентрирована на следующих темах:
— бодрствование — как битва с сатаной (I и III недели),
— покаяние и обращение (Пепельная Среда и большинство будних дней),
— крещение (воскресные дни, особенно III, IV и V недели),
— Страсти Христовы (Вербное воскресенье и последующие дни Страстной Недели).
Во время Великого поста предписывается воздержание от мясной пищи и соблюдение количественного поста в Пепельную Среду и Страстную Пятницу. Местный Ординарий может дать освобождение вплоть до его аннулирования от обязанности соблюдать воздержание от мясной пищи в пятницу.
Великий четверг
Великий четверг (Страстной четверг, Чистый четверг) — в христианстве четверг Страстной недели (Великой седмицы), в который вспоминается Тайная вечеря и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии. В католических кафедральных соборах утром епископами служится месса освящения мира и благословения елея (Ad Missam Chrismatis). Во время мессы священники обновляют свои обеты, принесённые ими при рукоположении. Вечер Великого четверга открывает Пасхальное триденствие. Во всех католических храмах совершается месса воспоминания Тайной Вечери, на которой празднуется установление Христом таинства Евхаристии, а также совершается обряд омовения ног. После мессы воспоминания Тайной Вечери может служиться особое богослужение Страстной недели «Tenebrae» (Тёмная полунощница), которое сейчас является необязательным.
После начальных обрядов и входного песнопения в сопровождении колокольного звона исполняется гимн «Слава в вышних Богу». После окончания гимна замолкают орган и колокола, которые не используются до самой мессы навечерия Пасхи вечером Великой субботы.
Вознесение Господне
Вознесение Господне — христианский праздник, отмечаемый в сороковой день после Пасхи в честь вознесения Иисуса Христа на небо, совершившегося на Масличной горе близ Вифании, и обетования о Его втором пришествии. Праздник всегда приходится на четверг. Событие Вознесения Господнего описано в Деяниях апостолов. Самое раннее упоминание об этом празднике относится к 5 веку.
В Римско-католической церкви Вознесение Господне относится к числу великих праздников и отмечается всенощным богослужением. В этот праздник проводятся особые обряды, включающие благословение бобов и винограда во время мессы, тушение пасхальной свечи, торжественные процессии. В некоторых римско-католических церквях на праздник совершается поднятие статуи Христа до самого потолка храма, которое символизирует Вознесение Иисуса Христа на небо.
Всемирный день мира
Всемирный день мира (День всемирных молитв о мире) — международный праздник, во время которого верующие призывают Бога прекратить все войны и ниспослать людям мир. Праздник отмечается ежегодно 1 января.
Всемирный день мир был установлен главой католической церкви Римским Папой Павлом VI 8 декабря 1967 года. 17 декабря 1969 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила праздник официальным. Главный лозунг, под которым проходит Всемирный день мира гласит: «Прости, и ты обретешь мир». В этот день понтифик обращается в своей предпраздничной речи к верующим, обращая их внимание на необходимость каждому внести свой вклад в дело мира.
Вход Господень в Иерусалим
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье, Пальмовое воскресенье) — христианский праздник, отмечаемый за неделю до Пасхи, в шестое воскресенье Великого Поста. Праздник символизирует с одной стороны признание миссии Иисуса Христа, а с другой — прообраз входа Сына Человеческого в Рай.
В Католической церкви перед началом службы традиционно проводится шествие вокруг храма или в самом храме. Участники хода держат в руках ветви (в южных странах — пальмовые, в северных — обычно вербные) и горящие свечи. Во время этого шествия поются праздничные антифоны и гимн Христу-Царю. Процессия символизирует выход людей навстречу Спасителю во время Входа Господня в Иерусалим. Месса в этот праздник включает в себя чтение Страстей Господних, которые читаются кроме этого дня только в Великую Пятницу. По традиции, освящённые на богослужении ветви хранятся в домах верующих до следующего Великого поста. Также существует обычай получать пепел для службы Пепельной среды сожжением этих ветвей.
День апостолов Петра и Павла
День апостолов Петра и Павла — христианский праздник, отмечаемый в честь святых апостолов Петра и Павла ежегодно 29 июня (12 июля). Этот праздник известен со времён раннего христианства и отмечался в Римской Империи, как на Востоке, так и на Западе. Праздник апостолов Петра и Павла сначала возник в Риме, епископы которого считаются преемниками апостола Петра, а затем распространился и в других христианских странах.
Петр был рыбаком. Вместе с братом Андреем он был призван Иисусом Христом в апостолы. После смерти Иисуса Христа Петр занимался проповеднической деятельностью. Впоследствии он стал «основанием» церкви Христа. Павел первый из христианских писателей, чьи сочинения сохранились до наших дней. Его воззрения сыграли немаловажную роль в формировании учения христианства. Оба апостола были казнены в один день (67 год н.э.) в Риме. Павел был обезглавлен, Петр распят на кресте.
День Богоявления
День Богоявления (Эпифания, День трех царей) — католический праздник, завершающий зимний цикл святочных праздников. Праздник Крещения Господня или Богоявления, как и Пасха, является древнейшим христианским праздником. Праздник посвящен крещению Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан. Согласно христианскому вероучению, именно после Крещения Иисус начал просвещать людей. В западной церкви праздник получил название Богоявление (греческое Эпифания, Теофания), поскольку во время Крещения Иисуса произошло особое явление всех трех лиц Божества: Бог Отец с небес свидетельствовал о крещаемом Сыне и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая Слово Отца. Праздник Богоявления вошел в церковный календарь в середине II века. Сначала он отмечался вместе с Рождеством Христовым. В IV веке празднование Рождества перенесли на 25 декабря, а за праздник Богоявления отмечали в прежнюю дату — 6 января.
В католической церкви центральным содержанием Дня Богоявления является церковное сказание о поклонении младенцу Иисусу языческих королей — магов Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. В память о явлении Христа язычникам и поклонении трех королей совершаются молебны. В День Богоявления верующие посещают торжественную мессу в костеле и устраивают семейный ужин после полуночи. В праздник Богоявления совершается освящение воды, ладана и мела, которым католики пишут у входа в свои дома начальные буквы имен волхвов: К+М+В. Считается, что эти буквы защищают живущих в этом доме от злых сил и злых помыслов.
День всех Святых
В Католической церкви День всех святых первоначально отмечался 13 мая, в этот день в 609 году (по другим данным в 910 году) папа Бонифаций IV освящал римскую ротонду, посвященную Богоматери и всем великомученикам церкви. В начале XI века папа Григорий ІІІ перенес этот праздник на 1 ноября. В те времена этот день посвящался тем святым, у которых не было своего праздника в течение года.
День всех святых в Католической церкви имеет высший статус — «торжество». Он также является одним из так называемых «обязательных дней», в которые посещение мессы для верующих обязательно. Литургические одеяния священнослужителей — белые. На следующий день, 2 ноября празднуется День всех усопших верных.
День невинных младенцев
Согласно Евангелию от Матфея (2:16), царь Ирод, узнав о рождении Мессии, Иисуса Христа, приказал убить всех невинных младенцев возрастом до двух лет. Ирод хотел устранить Иисуса Христа как потенциального претендента на свой трон. Однако, младенец Иисус избежал смерти, так как святой Иосиф ушел с семьей в Египет.
Верующие христиане почитают святых младенцев как мучеников, так как считают, что всякий, кто был убит из ненависти к Иисусу Христу, должен рассматриваться как мученик. В Католической церкви День памяти святых младенцев приходится на 28 декабря.
День непорочного зачатия
Непорочное зачатие Девы Марии — католический догмат, согласно которому Дева Мария была зачата от обычных родителей, Анны и Иоакима, но на неё не перешёл первородный грех. Наиболее раннее свидетельство доктрины Непорочного зачатия Девы Марии в сформулированном виде содержится в трактате Эдмера, биографа святого Ансельма Кентерберийского (XII в). Однако эта доктрина отклонялась некоторыми богословами, которые не соглашались с утверждением о благодатной защите её от первородного греха во время зачатия, усматривая в этом противоречие с учением об искуплении Иисусом Христом всех людей. Противоречия были устранены в трудах Уильяма Уэрского и блаженного Иоанна Дунса Скота, который полагал, что Мария была освобождена от первородного греха в предвидении будущего искупления Иисусом Христом.
Споры на эту тему продолжалась еще долгое время. В 1661 году Александром VII было зафиксировано всеобщее церковное почитание Непорочного зачатия специальной буллой. Версия о зачатии без греха девы Марии была официально закреплена догматом Папы Пия IX 8 декабря 1854 года. Праздник Непорочного зачатия девы Марии отмечается 8 декабря и является в Католической церкви одним из главных богородичных праздников, имеющий статус «торжества».
День поминовения усопших
В Католической церкви День поминовения усопших отмечается один раз в год. Этот день относится к литургическому году, и если он выпадает на воскресенье, то переносится на следующий день.
День поминовения усопших был установлен в 998 г. аббатом Одило Клюнийским. Поминать усопших католики начали уже в раннее средневековье. День поминовения усопших быстро распространился во Франции, Англии, Германии, и в XIII веке установился в Италии. По традиции верующие в этот день отправляются на кладбище, приводят в порядок могилы, ставят горящие свечи, читают молитвы.
День святого Антония
Святой Антоний известен не только как прекрасный священник, проповедник и богослов, но и как великий чудотворец. Антоний совершал миссионерское путешествие в Северную Африку, которое вынужден был прервать по причине тяжелой болезни. Он отправился в Италию. Глубокое знание библейских текстов и красноречие собирали на его проповеди множество народа. Святой Антоний преподавал богословие в Болонье, Монпелье, Тулузе и Падуе, и стал одним из первых организаторов системы образования в Ордене. Последние годы Антоний прожил в Падуе, где и скончался 13 июня 1231 г. В 1232 г. он был причислен Папой Григорием IX к лику святых.
Уже в XIII в. верующие стали обращаться в молитвах к Антонию как к чудотворцу и помощнику в обретении утраченных ценностей, а также как к покровителю в семейных делах. В Падуе возникла традиция почитания святого по пятницам (в день его смерти) и по вторникам (день погребения). Его мощи находятся в Падуе, в базилике, воздвигнутой в его честь и ставшей одной из известнейших на весь мир святыней, которую ежегодно посещают миллионы паломников. Католическая Церковь празднует День памяти святого Антония 13 июня.
День Святого духа
День Святого духа (Пятидесятница) — христианский праздник, отмечаемый в Католической церкви в пятидесятый день после праздника Пасхи. Празднуется в воспоминание сошествия Святого Духа на учеников Христовых. Событие сошествия Святого Духа на апостолов описано в Деяниях святых апостолов. В пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа апостолы находились в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».
В литургии Римско-католической церкви День Святого духа по своему значению приравнивается к Пасхе. Литургически праздник посвящается прославлению Святого Духа. Ко всенощной службе этого дня обычно приурочиваются массовые крещения.
Источник статьи: http://www.sunhome.ru/holiday/22