Семик
Семик | |
Семик. Обряд кумления. XIX век | |
Тип | народно-христианский |
---|---|
Иначе | Русалчин Велик день, Троица умерших |
Отмечается | славянами |
Традиции | у русских день поминовения «заложных» покойников |
Связан с | 7-й день по Вознесению и 47-й по Пасхе (Велик-дню) |
Семик на Викискладе |
Семи́к (Русалчин Велик день, Троица умерших) — восточнославянский праздник весенне-летнего календарного периода; отмечается на седьмой четверг после Пасхи, за три дня до Троицы. Отличительной чертой Семика было поминовение «заложных» покойников [1] , предшествующий поминовению предков в троицкую субботу (см. Троица, Задушницы). К Семику уже в XVII веке было приурочено погребение погибших, казнённых либо умерших от голода и болезней, в скудельницах, или убогих домах [2] . В православном календаре Семик как день поминовения усопших отсутствует.
Содержание
Другие названия
Велик четверг [3] , Великоденный четверг [4] [ страница не указана 774 дня ] , Тюльпа [5] , белор. Сёмуха , Русалчин Велик день (новг.), Мавский Велик день (новг.), Троица умерших (южно-рус., полес.) [6] , Навская Троица (южно-рус., полес.) [6] , Рипей (азов.), «Сухий четвер» [7] (полес.).
Обряды и поверья
Семик честной, Семик ладужный,
Послал за винцом, на нем семь одеж,
Все шелковые, полушелковые,
Семику да Семичихе — яичко!
Семик баню продает,
Семичиха не дает;
Стряпала, стряпала
В тесто ложки прятала!
В некоторых местностях России считали, что ячмень надо сеять именно в этот день. Аграрные обряды — обходы полей, гуляние и трапезы девушек и молодых женщин на поле, величание ржи, «вождение колоска», качание молодёжи на качелях, проведение круговых игр с мотивами сеяния, роста, созревания мака, льна, проса — были направлены на стимуляцию роста посевов [9] . Белорусы считали, что примета Семика в поле — цветение жита (белор. Прыкмета Сёмухі ў полі — красаванне жыта ) [10] .
Девушки и молодые жёны, не имеющие детей, устраивали в Семик обряд кумления, направленный на получение ими продуцирующей силы, необходимой для деторождения [9] .
Отличительной чертой Семика являлось поминовение «заложных» покойников, то есть погибших не своей смертью («кто не изжил своего века»). Сведения о разнообразных формах их поминовения в Семик имеются из большинства северо-восточных, центрально- и западнорусских областей; на юге России Семик известен мало. День нередко был посвящён поминовению утопленников. На северо-востоке России (Вятский край) считалось, что Семик установлен именно в память об утопленниках; в этот день на кладбище устраивали поминки, переходящие в буйство. На Смоленщине в Переплавную среду и в Семик действовали запреты, связанные с водой: нельзя было ни мыть, ни стирать, ни полоскать, иначе в семье кто-нибудь утонет: «мыть ничова нельзя — заливцы [утопленники] получаюца». В Семик служили панихиду по тем, кто не получил отпевания при погребении [11] .
Поминки проводились обычно в четверг Семицкой недели, в некоторых местах — во вторник («Задушные поминки» [12] ). Считалось, что души заложных покойников возвращаются в мир живых и продолжают своё существование на земле в качестве мифологических существ. Их запрещалось отпевать в церкви, и поминались они отдельно. По народным представлениям, умерших плохой смертью не принимает земля, поэтому они остаются неупокоенными и могут досаждать живым, зачастую находятся в услужении у нечистой силы, а иногда вообще обладают демоническими свойствами. Поминать заложных покойников разрешалось только в Семик, поэтому этот день считался «отрадой» для их душ. В городской традиции до конца XVIII века в Семик хоронили скопившихся за зиму в «скудельницах» заложных покойников, которых запрещали хоронить в другое время. Поминки в Семик проводились дома, на кладбищах, в часовнях, на местах сражений и массовых захоронений. Обязательной была поминальная трапеза с обрядовой пищей (блины, пироги, кисель и т. д.) и пивом (позже — вином и водкой). Поминовение нередко принимало разгульный характер, сопровождалось весёлыми гуляниями и даже кулачными боями. Таким образом, поминовению заложных покойников уделялось очень большое внимание. Связано это с тем, что они, при отсутствии должного почтения, вполне могли наслать засуху или неурожай, тревожить своими посещениями или открыто вредить людям [13] .
Помимо русских, Семик отмечался и другими православными народами Русской равнины. Обычай посещать кладбище и поминать умерших в этот день отмечен также у коми-пермяков. Поминали чаще всего рыбным пирогом (чери нянь), пекли и другие пироги, например, шаньги из крупы (шыгдöса пирöг) [14] .
Источник статьи: http://wiki2.info/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BA
Семик
Дата в 2021 году: | 17 июня , четверг (четверг перед Троицей) |
Другие названия: | Русалчин Велик день; Троица умерших; Велик четверг; Великоденный четверг; Зеленые святки; Тюльпа; Семуха; Мавский Велик день; Навская Троица; Рипей; Сухий четверг |
Традиции: | Обряд кумления; обряды вокруг березы; поминовение «заложных» покойников |
Народный праздник Семик отмечается в седьмой четверг после Пасхи, за 3 дня до Троицы. В 2021 году он выпадает на 17 июня. Другое название – Русалчин Велик день – праздник получил за то, что в это время совершались ритуалы прощания с весной – Похороны русалок.
История
Праздник представляет собой незримую грань между весной и летом. До христианства Семик считался одним из главных дней в году. К его празднованию готовились заранее. После прихода православного христианства праздник не перестали отмечать. Ведь главным было не столько встретить лето, сколько помянуть умерших, к которым на Руси во все времена относились с особым трепетом и почтением.
«Заложные покойники», которых поминают в этот день – это те, кто умер не своей смертью: закончил земной путь внезапно или от руки убийцы. К ним относят утопленников, висельников, самоубийц, некрещеных, пьяниц, нераскаявшихся грешников, ведьм и колдунов. Они не могут найти упокоение и продолжают ходить по земле. Считается, что именно эти застрявшие между мирами души становятся слугами нечистой силы и обладают демоническими силами.
Сам термин «заложный» происходит от обряда захоронения «нечистых» покойников. Часто их хоронили лицом вниз и закладывали тело ветками и камнями. Существует также версия, что это слово образовалось от положения застрявшей души, которая блуждает по земле как заложник и не может ничего с этим поделать.
Традиции и обряды
В этот народный праздник подросших девочек принимают в компании девушек, проводят обряд кумления (женские посиделки, выбор задушевных подруг) и учат гаданиям на суженого.
Много внимания уделяется березе как символу неисчерпаемого источника жизненных сил. Вокруг нее люди водят хороводы, проводят обряды на плодородие и хороший урожай, завивают на ней венок, который через три дня расплетают. Девушки наряжают березы лентами, платками, бусами и венками из полевых цветов.
После обеда празднование переходит на погост. Люди украшают могилы предков веточками березы и устраивают поминальное угощенье. В этот день (в некоторых областях перед праздником) в первую очередь поминают души «заложных» покойников, затем родственников.
Семик – единственный день в году, когда можно заказать панихиду по «заложному» покойнику, которого церковь по каким-либо причинам отказалась отпевать при погребении.
Приметы
Если посеять в этот день ячмень, он даст хороший урожай.
Нельзя мыть, стирать, полоскать, купаться в этот день и лучше держаться подальше от воды, чтобы не накликать утопленника.
Нельзя шить или затевать большой работы, ходить одному в лес.
Источник статьи: http://my-calend.ru/holidays/semik
Что такое Честной Семик?
Начавшаяся неделя, по счету седьмая после Пасхи, почитается церковью как неделя всех святых, а по древнему языческому обычаю называется Русальной. В народе особо почитаемым днем Русальной недели считался четверг, который носил название — Честной Семик.
Семик праздновался народом в роще, лесу, на берегу реки или пруда так же весело и широко, как и Масленица. К этому дню было принято красить яйца, готовить караваи, печь пироги. На рассвете люди украшали свои дома и улицы веточками березы, которую называли семицким деревом. Главным же обрядом праздника было «завивание венка», совершаемое традиционно в четверг.
Принарядившись, девчата отправлялись в лес, где выбирали понравившиеся березы. Ветви деревьев пригибались к самой земле и сплетались вместе с травой для того, чтобы передать земле жизненную силу березки. Веночки плели, «завивали», не отламывая ветки от дерева. Спустя пару дней девчата возвращались к березам и отделяли от них эти веночки, чтобы пойти с ними к реке и погадать. В какую сторону веночек уплывет — там и суженый найдется.
Завитую березку через некоторое время срубали, украшали ленточками и, величая в песнях, носили по улицам. Кстати, общеизвестная песня «Во поле береза стояла» как раз принадлежит к песням Семика.
Кроме того, Семик, так же как и Красная Горка, был днем поклонения душам умерших, почитания предков. Следуя старинным дедовским обычаям, с самого утра в субботу русальной недели люд шел на кладбище, чтобы помянуть отошедших в мир иной родственников.
После посещения могил усопших предков народ заводил песни и хороводы. В языческие времена целью хороводов было прогнать зиму, заручиться помощью природы для хорошего урожая, открыть сезон сватанья и свадеб. Исполнение хороводных песен сопровождалось хождением по кругу, «посолонь» — по движению солнца. Поэтому хоровод в своем исконном значении символизирует движение солнца.
После песен и хороводов березку торжественно несли на берег реки и топили ее, это действо должно было обеспечить достаточное количество дождей и влаги на весь земледельческий период.
Наряду с завиванием березы в Семик девчата совершали еще один обряд, получивший название кумления. Его можно сравнить с обрядом побратимства у юношей. Покумившиеся подруги становились сестрами и клялись друг другу дружить всегда.
Под пение «кумитных» песен девицы подходили к березке, конец одной из веточек которой закручивался в форме веночка, и трижды целовали друг дружку через него, а затем снимали с шеи крестики и обменивались ими. Покумившись, жили как сестры. Еще в конце XIX века к этому обряду относились очень серьезно, и кумовство сохранялось на всю жизнь.
Иногда обряд кумления дополнялся еще одним магическим действом, которое носило название «крещение кукушки». Смысл этого действа заключался в том, что женщины разного возраста делали кукушку и несли ее в лес, крестили ее и кумились, а затем хоронили.
Кукушку делали по-разному. Иногда из разноцветных лоскутов, иногда использовали траву, которая называлась «кукушкины слезы». Кукушку было принято наряжать в сарафан и платок.
Крещение кукушки совершалось следующим образом: на нее вешали крестик и устраивали на ветке, под которой кумились. Затем кукушку зарывали в землю, а через некоторое время снова отрывали, что символизировало умирание и воскрешение природы.
Исполнялся обряд, когда нужно было стимулировать рост растительности. Помимо того, траве «кукушкины слезы» приписывалась магическая сила — сохранять любовь мужа.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник статьи: http://nespeshnyrazgovor.mirtesen.ru/blog/43847170962/CHto-takoe-CHestnoy-Semik
Семик
Семик | |
---|---|
«Семик». Лубок. XIX век. | |
Тип | народно-православный |
иначе | Зелёные Святки, Русалии |
Отмечается | восточными и южными славянами, православными народами России |
Дата | с четверга 7-й недели после Пасхи, по День воды |
В 2012 году | с 18 (31) мая по 23 мая (5 июня) |
В 2013 году | с 7 (20) июня по 12 (25) июня |
Празднование | хороводы, молодёжные гулянья |
Традиции | посещение кладбищ, поминальные трапезы, установка и украшение берёзы, кумление |
Связан с | Троицей |
Семи́к (Зелёные Святки) — славянский народный праздничный комплекс весенне-летнего календарного периода, называемый так по главному дню, и распространённый у восточных славян повсеместно. Отмечается с четверга (в иных местах со вторника [1] ) седьмой недели после Пасхи по вторник восьмой недели после Пасхи [2] (в иных местах по Троицын день). Праздник знаменует окончание весны и начало лета.
Также, Семик — седьмой четверг или седьмое воскресенье после Пасхи, откуда и название. День поминовения «заложных» покойников, то есть умерших неестественной или преждевременной смертью. Во многих местах с этого дня в сёлах ставили берёзки («Троицкое дерево»), а девушки «кумились». Открывает обрядовый комплекс троицко-семицкого празднества. В течение столетий древние обряды Семика постепенно переносились на Троицу. В одних местах этот процесс к XIX в. полностью завершился: Троица (Троицкая суббота и воскресенье) впитала в себя всю обрядность Семика. В других — обрядовые действия раскладывались на Семик и Троицу. В Белоруссии (белор. Сёмуха ) и на юге России Семик отмечали в воскресенье, считая название «Троица» церковным.
Содержание
Другие названия
Праздничный комплекс: Зелёные Святки, Русалочья неделя [3] , Русалии, Великая неделя [4] , польск. Stado [5] , чеш. Králový týždeň [6] .
Главный день: Велик четверг [7] , Великоденный четверг [7] , Тюльпа [8] , белор. Сёмуха .
Символика праздника
Семик, как и Троица считался девичьим праздником. Девочек-подростков принимали в компанию девушек и они могли «невеститься», гадать о суженом и принимать участие в осенне-зимних посиделках. Также и в природе Мать — Сыра Земля готовилась к плодоношению — на пролетье колосились рожь и овёс:
— «Семик, Семик, Троица,
Пресвятая мать Купальница,
Ты на чём приехала?»
— «На овсяном зерночке,
На оржаном колосе!»
Как и другие большие праздники, перед Семиком (Троицей) поминали умерших.
Русалии
Русалии, русальные дни — праздник в память умерших у древних славян [9] , поминальные дни [10] . По свидетельству Стоглава, на Русалии сходились «мужие, жены и девицы на нощное плещевание и на бесчинный говор и на бесовские песни и на плясание, и на скакание». Праздник Русалий, будучи чисто языческим по содержанию, носит христианское название, или, по крайней мере, отпечаток греко-римского влияния. Праздник Русалий отмечался не только восточными славянами, но и южными — в Сербии и Болгарии, и само название Русалии появилось именно на Балканах. Согласно Этимологическому словарю Макса Фасмера, слово Русалия (ст.-слав. рѹсалиѩ , др.-серб. и др.-рус. русаліа , болг. русалия , сербохорв. русаље ) образовано путём заимствования из лат. rosālia — «Розалии, праздник роз» — языческого праздника древних римлян, обряда поминовения предков [11] . Слово русалка произошло от названия праздника [11] . В то же время Т. Д. Златковская ставит под сомнение возможность заимствования древнеримской обрядности восточными славянами [12] .
На Семик или в Троицын день (в иных местах с Вознесенья) русалки выходят из воды и пребывают на земле [13] . Считалось, что на Семик, то есть в мае-июне, когда становится тепло, русалки появляются на берегах рек и озёр, в лесах и рощах и качаются на ветвях деревьев (ср. у Пушкина: «Русалка на ветвях сидит»). В течение всего периода русалки находятся в непосредственной близости от человека, так что даже могут вступать с ним в контакт. С Семика действовали многочисленные запреты и обычаи, например, повсеместным был запрет на большие работы, нельзя было ходить в лес поодиночке, водить туда скот, полоскать бельё и заниматься шитьём. Один из древних обычаев, связанных с этим праздником, — это запрет на купание в реке, особенно в полдень и в полночь. Существовало поверье, что русалки утаскивают утопленников к себе. В Русальную неделю следовало задабривать русалок — тогда можно было рассчитывать на их помощь.
Русалии на Руси отмечались в канун Рождества Христова [14] и Богоявления [15] (зимние Русалии), на неделе после Троицы [15] (Русальная неделя) или в летний Иванов день (Иван Купала [14] ). Судя по летописям, главным сроком Русалий был летний, привязанный уже в XII веке к христианской Троице, и завершавшийся строго фиксированным днём летнего солнцестояния — днём Ивана Купалы.
Киевская летопись второй половины XII века называет «Русальной неделей» седьмую неделю после Пасхи, завершаемую праздниками Троицы и Духова дня.
Поминальная обрядность
Отличительной чертой Семика являлось поминовение «заложных» покойников, то есть погибших не своей смертью («кто не изжил своего века»). Поминки проводились обычно в четверг Семицкой недили, в некоторых местах — во вторник («Задушные поминки» [1] ). Считалось, что души заложных покойников возвращаются в мир живых и продолжают свое существование на земле в качестве мифологических существ. Их запрещалось отпевать в церкви, и поминались они отдельно. По народным представлениям, умерших плохой смертью не принимает земля, поэтому они оставаются неупокоенными и могут досаждать живым, зачастую находятся в услужении у нечистой силы, а иногда вообще обладают демоническими свойствами. Поминать заложных покойников разрешалось только в Семик, поэтому этот день считался «отрадой» для их душ. В городской традиции до конца XVIII века в Семик хоронили скопившихся за зиму в «скудельницах» заложных покойников, которых запрещали хоронить в другое время. Поминки в Семик проводились дома, на кладбищах, в часовнях, на местах сражений и массовых захоронений. Обязательной была поминальная трапеза с обрядовой пищей (блины, пироги, кисель и т. д.) и пивом (позже — вином и водкой). Поминовение нередко принимало разгульный характер, сопровождалось весёлыми гуляниями и даже кулачными боями. Таким образом, поминовению заложных покойников уделялось очень большое внимание. Связано это с тем, что они, при отсутствии должного почтения, вполне могли наслать засуху или неурожай, тревожить своими посещениями или открыто вредить людям. [16]
На сегодняшний день практически повсеместно поминальная обрядность с собственно Семика перешла на Троицкую родительскую субботу.
Обряды с берёзой
На Семик девушки шли в лес «завивать берёзу» [17] (ср. песню «Во поле берёза стояла»). Выбрав деревья, девушки завивали их — связывали верхушки двух молодых берёзок, пригибая их к земле [18] . Из веток заплетали венки [19] . При этом пели песни, водили хороводы, а под берёзками ели принесённую с собой еду (при этом обязательно должна была быть яичница). При завивании венков девушки кумились, то есть совершали обряд кумления [20] : на связанные в виде круга ветви берёз вешали крестик, девушки попарно целовались через этот венок, менялись какими-нибудь вещами (кольцами, платками) и после этого называли друг друга кумой (посестримство). Специалисты объясняют этот обычай как пережиток древнейших обрядов, отмечавших половую зрелость девушек и принятие их в особую половозрастную группу.
Когда заканчивались чисто девичьи обряды, к участницам гуляний присоединялись парни с угощением и выпивкой. Песни и хороводы затягивались далеко заполночь, и гуляния нередко приобретали разнузданный характер. Поэтому Церковь к подобным праздникам относилась крайне отрицательно: к примеру, Стоглавый собор 1551 года резко осуждал подобные гуляния:
Русальи о Иванове дни и в навечерии Рождества Христова и Крещения сходятся мужи и жены и девицы на нощное плещевание, и на безчинный говор, и на бесовские песни, и на плясание, и на скакание, и на богомерзкие дела. И бывает отроком осквернение и девам растление. И егда мимо нощь ходит, тогда отходят к реце с великим кричанием, аки беси, и умываются водою. И егда начнут заутреню звонити, тогда отходят в домы своя и падают, аки мертвии, от великого клопотания. [21]
Берёзонька белая,
Берёзонька кудрявая
На чём приехала?
На ковре, на золоте,
На атласе, на бархате.
У кого же ты гостила?
У отца, у матери,
У роду, у племени,
У красных девушек.
Хотят берёзоньку срубить,
И её в речке утопить.
Завиванием и кумлением обряды с берёзой не ограничивались. Берёза — это вообще центральный объект в Семик и Троицу, ей посвящено множество обрядов. Берёзу выбирали в лесу, завивали, вырубали и украшали, носили по деревне, вокруг полей, водили вокруг неё хороводы, устраивали рядом с берёзой гуляния. В Троицу берёзовыми ветвями украшали церкви, избы и даже улицы. После праздников берёзу разрывали и разбрасывали ветки по полю, или кидали в реку. [17]
Причина такого повышенного внимания именно к берёзе заключается в том, что молодую берёзу считали средоточием магической плодородной энергии. Эта энергия важна и полям, которые жизненно нуждаются в плодородии (см. также ниже), и людям и скоту, которым необходима энергия плодовитости. Поэтому и поля, и людей старались приобщить к этой живительной энергии берёзы. [17] [23] Кроме того, берёзу в её ритуальной роли можно сравнить с «майским деревом» западноевропейских народов. Оба этих явления своими корнями восходят к древним тотемическим представлениям [24] .
Семик честной, Семик ладужный,
Послал за винцом, на нем семь одеж,
Все шелковые, полушелковые,
Семику да Семичихе — яичко!
Семик баню продает,
Семичиха не дает;
Стряпала, стряпала
В тесто ложки прятала!
Семик у нерусских народов
Помимо русских, Семик отмечался и другими православными народами Русской равнины. Коми-пермяки в этот день ходят на кладбища, чтобы помянуть своих умерших. Поминают чаще всего рыбным пирогом (чери нянь), пекут и другие пироги, например, шаньги из крупы (шыгдöса пирöг). В селе Юрла Пермского края в этот праздник все жители, в подавляющем большинстве русские, идут на могильник и поминают своих усопших. Они настилают на могилы скатерти и накрывают их. Затем они окуривают могилу зажжённой свечой или лампой с ладаном и после этого принимаются за трапезу, которая начинается с варёных куриных яиц.
Подобные обычаи встречаются и у других финно-угорских народов России, в том числе у мордвы, марийцев (Семык) и удмуртов, а также чувашей (Симек). В отличие от русских у них, как и у коми-пермяков, праздник носит преимущественно и почти исключительно поминальный характер.
Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/140137
Adblockdetector