- Симёк
- Симек чувашский народный праздник когда
- Симек (праздник)
- Содержание
- Вариации в трактовке термина
- Обрядовая сторона праздника
- Послепраздничное последование
- См. также
- Примечания
- Источники
- Ссылки
- Симек
- Содержание
- Вариации в трактовке термина
- Обрядовая сторона праздника
- Послепраздничное последование
- Примечания
- Источники
- Ссылки
- Смотреть что такое «Симек» в других словарях:
Симёк
Симёк — летний праздник, посвященный поминовению усопших родственников с посещением кладбищ. Соответствует христианской тронце, именуемой русскимн также семик, так как на Руси этот праздннк отмечался в четверг седьмой недели после пасхи. Чувашское симек восходит к этому русскому слову.
Празднование симёк среди чувашей распространилось сравнительно недавно, видимо, не ранее середины ХVIII века. Тем не менее, многие обряды и ритуалы этого праздника восходят к седой старине. Объясняется это тем, что на симёк перенесены многие обрядово-рнтуальные действия, первоначально причаст ные к калам и, отчасти, к юпа. В обрядово-ритуальной стороне праздника симёк можно выделить три основных линии: восходящие к восточнославянскому язычеству, русскому христианству (в его народном проявлении) и чувашскому язычеству.
Несмотря на позднее, в целом христианское происхождение, симёк широко распространился в быту не только крещеных чувашей, но н язычников. В некоторых местах некрещеные чуваши называют этот день виле тухна кун, т. е. «день выхода усопших (из могил)». Возможно, это и есть старое чувашское название праздника, соответствующее русскому семику.
Чувашский симёк начинался спустя семь недель после пасхи, с четверга перед троицей, завершался в четверг троицыной недели. Первый день этой недели назывался асла симек (большой семик), а последний—кёсён симёк (малый семик).
Накануне асла симёк женщины и дети ходили в лес, урочища и овраги, собирали там лечебные травы и коренья. Обычно приговаривали: «На семик надо собрать семьдесят и семь видов разных трав с опушки семи лесов, с вершпн семи оврагов». Из леса возвращались с вениками и ветвями различных деревьев. Эти ветки втыкали к окнам, воротам и дверям строений. Чаще всего втыкали рябиновые ветки, считая, что они предохраняют от злых духов.
Источник статьи: http://shumer.cap.ru/about/info/obichai-tradicii-prazdniki/religioznie-obryadi-i-narodnie-prazdniki/simyok
Симек чувашский народный праздник когда
Симек (чуваш. Ҫимĕк, от рус. Семик) — чувашский народный праздник, посвящённый поминовению усопших родственников с посещением кладбищ. «Когда приближается Симек, девушки начинали водить хороводы» (чуваш. Ҫимӗк ҫите пуҫласан, хӗр пуҫтарӑнать урама)
Этот день еще называют виле тухнă кун «день выхода усопших» (из могил). У чувашей существует мнение, что если потанцуешь на Симек — весь год болеть не будешь.
Есть еще одно старинное название этого праздника «Ҫулçӑ» ]. В это время происходило посвящение в традиционную религию. На места молений вносились ветки, от которых отделялся лист и прикреплялся к новопосвященным[.
Некоторые исследователи склонны считать, что Симек начинался на следующий день после русского Семика (седьмой четверг после Пасхи). По мнению других исследователей, христианская Пасха и связанный с нею Семик являются «плавающими по календарю» праздниками, и потому не может быть точкой отсчета Симека.
Симек начинался через три дня после завершения çинçе (времени появления всходов и детенышей зверей).[
Праздник относится к солярному циклу, которому соподчинен лунный (в среду после новолуния (полнолуния) поминали, а праздник начинался в четверг. Это день летнего солнцестояния (точкой отсчета которого являлось 22 июня), семантически сходный с днем Ивана Купалы русских.[][неавторитетный источник?]
Обрядовая сторона праздника.
С вечера варились яйца (верили, что умерший ребенок этими яйцами играет). Обязательным считалось соблюдение ритуальной чистоты, а потому перед обрядами мылись в бане. Предкам посвящалась среда, поэтому мытье в бане могло приходиться на вечер вторника, в четверг же проходили главные действия праздника.
Надевали светлые праздничные одежды и после обеда проводили обряд жертвоприношения духам предков (хывни). Этот день еще называют «виле тухнă кун» («день выхода усопших из могил»).
В Башкирии в Стерлитамакском районе среди чувашей был распространен следующий обряд. В çимěк, во время возвращения с кладбища люди брались за руки и трижды обходили вокруг деревни. Этот обряд назвался вăрăм туттăр. После чего люди собирались в середине деревни и плясали до утра. В этот же день проходили состязания на лошадях.
В селе Орбаши Аликовского района в этот день проводилась ярмарка. На площади раскидывались цветы и к вечеру здесь начинались танцы. У чувашей существует мнение, что если потанцуешь на Çимĕк — весь год болеть не будешь.
В çимěк после 5 вечера зажигается в «красном углу» свеча, расставляются жертвенные яства и поминаются предки. В ночь на çимěк нужно было собрать 41 траву и запарить в горячей воде, а затем ополоснуть себя этим настоем, тогда человек будет здоров весь год.
Источник статьи: http://vk.com/topic-135580128_35597869
Симек (праздник)
Симек (чуваш. Ҫимӗк ) | |
---|---|
Тип | народно-православный |
Иначе | Семик |
Отмечается | чувашами |
Дата | непосредственно перед Троицей, семь дней после 21 июня первый четверг после полнолуния или новолуния |
Празднование | народные гуляния |
Традиции | посещение кладбищ, поминальные трапезы |
Связан с | Троицей |
Симек (чуваш. Ҫимӗк , от рус. Семик ) — чувашский народный праздник, посвящённый поминовению усопших родственников с посещением кладбищ. «Когда приближается Симек, девушки начинали водить хороводы» (чуваш. Ҫимӗк ҫите пуҫласан, хӗр пуҫтарӑнать урама ) [1] .
«Вырьас Симекьа» (чуваш. Вырӑс Ҫимĕкĕ ) — попытка православных миссионеров ассимилировать праздник с Троицей [1] . «Ҫимĕк курӑкĕ» — горицвет, чина весенняя (бот.). «Ҫимĕк пулли» — ситнявка (рыба) [1] .
Содержание
Вариации в трактовке термина
Этот день еще называют виле тухнă кун «день выхода усопших» (из могил). У чувашей существует мнение, что если потанцуешь на Симек — весь год болеть не будешь.
Есть еще одно старинное название этого праздника «Ҫулçӑ» (лист) [2] . В это время происходило посвящение в традиционную религию. На места молений вносились ветки, от которых отделялся лист и прикреплялся к новопосвященным [3] .
Некоторые исследователи склонны считать, что Симек начинался на следующий день после русского Семика [1] (седьмой четверг после Пасхи). По мнению других исследователей, христианская Пасха и связанный с нею Семик являются «плавающими по календарю» праздниками, и потому не может быть точкой отсчета Симека [3]
Симек начинался через три дня после завершения çинçе (времени появления всходов и детенышей зверей). [4]
Праздник относится к солярному циклу, которому соподчинен лунный (в среду после новолуния (полнолуния) поминали, а праздник начинался в четверг. Это день летнего солнцестояния (точкой отсчета которого являлось 22 июня), семантически сходный с днем Ивана Купалы русских. [3] [ неавторитетный источник? ]
Обрядовая сторона праздника
- С вечера варились яйца (верили, что умерший ребенок этими яйцами играет). Обязательным считалось соблюдение ритуальной чистоты, а потому перед обрядами мылись в бане. Предкам посвящалась среда, поэтому мытье в бане могло приходиться на вечер вторника, в четверг же проходили главные действия праздника.
- Надевали светлые праздничные одежды и после обеда проводили обряд жертвоприношения духам предков (хывни). Этот день еще называют «виле тухнă кун» («день выхода усопших из могил»). [5]
- В Башкирии в Стерлитамакском районе среди чувашей был распространен следующий обряд. В çимěк, во время возвращения с кладбища люди брались за руки и трижды обходили вокруг деревни. Этот обряд назвался вăрăм туттăр. После чего люди собирались в середине деревни и плясали до утра. В этот же день проходили состязания на лошадях.
- В селе Орбаши Аликовского района в этот день проводилась ярмарка. На площади раскидывались цветы и к вечеру здесь начинались танцы. У чувашей существует мнение, что если потанцуешь на Çимĕк — весь год болеть не будешь.
- В çимěк после 5 вечера зажигается в «красном углу»свеча, расставляются жертвенные яства и поминаются предки. В ночь на çимěк нужно было собрать 41 траву и запарить в горячей воде, а затем ополоснуть себя этим настоем, тогда человек будет здоров весь год.
- В марийских деревнях во время поминовения усопших зажигали три свечи на краю блюда с яствами в честь ««начальника» подземного мира (киямат тőра), для его помощника (киямат савус) и для душ умерших родственников [6]
- У лакцев в день летнего солнцестояния принято было подниматься на вершины гор и возносить молитвы о сохранении полей от засухи и градобития. На вершине горы ВацIилу люди проходили узкий каменный коридор с целью очищения [7] (Шихсаидов,). Это обряд перекликается с чувашским обрядом очищения — çěр хапхи (земляные ворота).
Послепраздничное последование
- Через 2 недели после Симека, в период созревания хлебов, справляют Мăн чÿк[4] — «великое жертвоприношение», во время которого народных гуляний не бывает. В источниках встречается дата проведения великого жертвоприношения 12 июля (Петров день), у марийцев это Сÿрем или Кÿсő [8]
- Марийцы проводят его раз в два года. Перед обрядом марийцы три дня соблюдали пост, не пили и не курили. На следующий день после обряда Сюрем в марийских деревнях собирался большой отряд всадников и изгонял из деревень нечистых духов, издавая шум криками и колотушками (Фукс) [9] В это время «устраивались собрания служителей культа — картов, на которых обсуждались вопросы проведения традиционных молений [10]
См. также
Примечания
- ↑ 1234 Чувашско-русский словарь / Под ред. М. И. Скворцова. М.: Русский язык, 1985. С. 417.
- ↑ Чувашско-русский словарь / Под ред. М. И. Скворцова. М.: Русский язык, 1985. С. 423.
- ↑ 123Мадуров Д. Ф.Традиционное декоративное искусство и праздники чувашей
- ↑ 12Ашмарин Н. И. Словарь чувашского языка. Чебоксары: ЧГИ, 2000. т. 1-17.
- ↑ Егоров Н. И. Праздники и календарные обряды. Чебоксары, ЧКИ,1994,с.198
- ↑ Попов Н. С. Календарные праздники и обряды марийцев // этнографическое наследие. Вып.1: сб. материалов. — Йошкар-Ола: МарНИИ, 2003. — с.83.
- ↑ [Шихсаидов А. Р. Сельскохозяйственный календарь народов Дагестана, Махачкала, Институт истории, языка и литературы им. Г. Цадасы,1974,с.208. ]
- ↑ Калинина О. А. Весенне-летние праздники и обряды. Этнографическое наследие. Вып. 1: сб. материалов. Йошкар-Ола: МарНИИ, 2003. С. 19.
- ↑ Попов Н. С. Календарные праздники и обряды марийцев // этнографическое наследие. Вып.1: сб. материалов. — Йошкар-Ола: МарНИИ, 2003. с.85-93
- ↑ Калинина О. А. Весенне-летние праздники и обряды. Этнографическое наследие. Вып.1: сб. материалов. — Йошкар-Ола: МарНИИ, 2003.с.20
Источники
- Ашмарин Н. И. Словарь чувашского языка. — Ч.: ЧГИ, 2000. т. 1-17.
- Егоров Н. И. Праздники и календарные обряды // Скворцов М. И. Культура чувашского края. — Чебоксары: ЧКИ, 1994, Ч.1.
- Калинина О. А. Весенне-летние праздники и обряды / Попов Н. С. Календарные праздники и обряды марийцев / этнографическое наследие. Вып.1: сб. материалов. — Йошкар-Ола: МарНИИ, 2003. — 286 с.
- Мадуров Д. Ф. Традиционное декоративное искусство и праздники чувашей. — Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 2004. — 288 с.
- Чувашско-русский словарь / Под ред. М. И. Скворцова. — М.: Русский язык, 1985.: Ордена «Знак почета» НИИ языка, литературы и экономики при СМ ЧАССР.
- Попов Н. С. Календарные праздники и обряды марийцев // Этнографическое наследие. Вып.1: сб. материалов. — Йошкар-Ола: МарНИИ, 2003. — 286 с.
- Салмин А. К. Народная обрядность чувашей. — Чебоксары, ЧГИ, 1994. с.85-89.
- Салмин А. К. Жертвенные дары у чувашей. Чебоксары.
- Салмин А. К. Семантика дома у чувашей / А. К. Салмин; отв. ред. С. А. Арутюнов; Чуваш, гос. ин-т гуманит. наук. — Чебоксары: Изд-во ЧИГН, 1998. −63 с.
- Шихсаидов А. Р. Сельскохозяйственный календарь народов Дагестана сс.183-212 // Гаджиев В. Г. Вопросы истории Дагестана, Махачкала, Институт истории, языка и литературы им. Г. Цадасы, 1974. — 225с.
Ссылки
- Мадуров Д. Ф.Традиционное декоративное искусство и праздники чувашей
- Чувашские народные праздники
- Салмин А. К.Народная обрядность чувашей
- Афанасьева Л. А.Терминология похоронно-поминальной обрядности чувашей и других народов Урало-Поволжья: опыт сравнительно-сопоставительного и этнолингвокультурологического исследования
Что такое wiki2.info Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.
Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.
Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. wiki2.info является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).
Источник статьи: http://wiki2.info/%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BA_(%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA)
Симек
Ҫимĕк | |
---|---|
Тип | народно-православный |
иначе | Семик |
Отмечается | чувашами |
Дата | семь дней после 21 июня первый четверг после полнолуния или новолуния |
В 2012 году | 3 июня (1 июня) |
Празднование | народные гуляния |
Традиции | посещение кладбищ, поминальные трапезы |
Связан с | Троицей |
Симек (чуваш. Ҫимĕк , от рус. Семик ) — чувашский народный праздник, посвященный поминовению усопших родственников с посещением кладбищ. Ҫимӗк ҫите пуҫласан, хӗр пуҫтарӑнать урама: «когда приближается Симек, девушки начинают водить хороводы» [1]
«Вырӑс Ҫимĕкĕ» — попытка православных миссионеров ассимилировать праздник с Троицей [1] . «Ҫимĕк курӑкĕ» — горицвет, чина весенняя (бот.). «Ҫимĕк пулли» — ситнявка (рыба) [1] .
Содержание
Вариации в трактовке термина
Этот день еще называют виле тухнă кун «день выхода усопших» (из могил). У чувашей существует мнение, что если потанцуешь на Симек — весь год болеть не будешь.
Есть еще одно старинное название этого праздника «Ҫулçӑ» (лист) [2] . В это время происходило посвящение в традиционную религию. На места молений вносились ветки, от которых отделялся лист и прикреплялся к новопосвященным. [3]
Некоторые исследователи склонны считать, что Ҫимёк начинался на следующий день после Семика [1] и связывают название этого древнего праздника с русским названием христианского праздника Семик (семь недель от Пасхи). По мнению других исследователей, христианская Пасха и связанный с нею Семик являются «плавающими по календарю» праздником, и потому не может быть точкой отсчета Çимěк [3]
Çимěк начинался через три дня после завершения çинçе (времени появления всходов и детенышей зверей). [4]
Праздник относится к солярному циклу, которому соподчинен лунный (в среду после новолуния (полнолуния) поминали, а праздник начинался в четверг. Это день летнего солнцестояния (точкой отсчета которого являлось 22 июня), семантически сходный с днем Ивана Купалы русских. [3]
Обрядовая сторона праздника
- С вечера варились яйца (верили, что умерший ребенок этими яйцами играет). Обязательным считалось соблюдение ритуальной чистоты, а потому перед обрядами мылись в бане. Предкам посвящалась среда, поэтому мытье в бане могло приходиться на вечер вторника, в четверг же проходили главные действия праздника.
- Надевали светлые праздничные одежды и после обеда проводили обряд жертвоприношения духам предков (хывни). Этот день еще называют «виле тухнă кун» («день выхода усопших из могил»). [5]
- В Башкирии в Стерлитамакском районе среди чувашей был распространен следующий обряд. В çимěк, во время возвращения с кладбища люди брались за руки и трижды обходили вокруг деревни. Этот обряд назвался вăрăм туттăр. После чего люди собирались в середине деревни и плясали до утра. В этот же день проходили состязания на лошадях.
- В селе ОрбашиАликовского района в этот день проводилась ярмарка. На площади раскидывались цветы и к вечеру здесь начинались танцы. У чувашей существует мнение, что если потанцуешь на Çимĕк — весь год болеть не будешь.
- В çимěк после 5 вечера зажигается в «красном углу»свеча, расставляются жертвенные явства и поминаются предки. В ночь на çимěк нужно было собрать 41 траву и запарить в горячей воде, а затем ополоснуть себя этим настоем, тогда человек будет здоров весь год.
- В марийских деревнях во время поминовения усопших зажигали три свечи на краю блюда с яствами в честь ««начальника» подземного мира (киямат тőра), для его помощника (киямат савус) и для душ умерших родственников [6]
- У лакцев в день летнего солнцестояния принято было подниматься на вершины гор и возносить молитвы о сохранении полей от засухи и градобития. На вершине горы ВацIилу люди проходили узкий каменный коридор с целью очищения [7] (Шихсаидов,). Это обряд перекликается с чувашским обрядом очищения — çěр хапхи (земляные ворота).
Послепраздничное последование
- Через 2 недели после çимěк в период созревания хлебов справляют Мăн чÿк [4] . Мăн чÿк — Великое жертвоприношение, а не праздник, здесь нет народных гуляний. В источниках мы часто встречаем дату проведения Великого жертвоприношения 12 июля (у христиан это Петров день) у марийцев это Сÿрем или Кÿсő [8]
- Марийцы проводят его раз в два года. Перед обрядом марийцы три дня соблюдали пост, не пили и не курили. На следующий день после обряда Сюрем в марийских деревнях собирался большой отряд всадников и изгонял из деревень нечистых духов, издавая шум криками и колотушками (Фукс) [9] В это время «устраивались собрания служителей культа — картов, на которых обсуждались вопросы проведения традиционных молений [10]
Примечания
- ↑ 1234 Чувашско-русский словарь / Под ред. М. И. Скворцова. М.: Русский язык, 1985. С. 417.
- ↑ Чувашско-русский словарь / Под ред. М. И. Скворцова. М.: Русский язык, 1985. С. 423.]
- ↑ 123Мадуров Д. Ф.Традиционное декоративное искусство и праздники чувашей
- ↑ 12Ашмарин Н. И. Словарь чувашского языка. Чебоксары: ЧГИ, 2000. т. 1-17.
- ↑ Егоров Н. И. Праздники и календарные обряды. Чебоксары, ЧКИ,1994,с.198
- ↑ Попов Н. С. Календарные праздники и обряды марийцев // этнографическое наследие. Вып.1: сб. материалов. — Йошкар-Ола: МарНИИ, 2003. — с.83.
- ↑ [Шихсаидов А. Р. Сельскохозяйственный календарь народов Дагестана, Махачкала, Институт истории, языка и литературы им. Г. Цадасы,1974,с.208. ]
- ↑ [Калинина О. А. Весенне-летние праздники и обряды. Этнографическое наследие. Вып.1: сб. материалов. — Йошкар-Ола: МарНИИ, 2003.с.19]
- ↑ Попов Н. С. Календарные праздники и обряды марийцев // этнографическое наследие. Вып.1: сб. материалов. — Йошкар-Ола: МарНИИ, 2003. с.85-93
- ↑ Калинина О. А. Весенне-летние праздники и обряды. Этнографическое наследие. Вып.1: сб. материалов. — Йошкар-Ола: МарНИИ, 2003.с.20
Источники
- Ашмарин Н. И. Словарь чувашского языка. — Ч.: ЧГИ, 2000. т. 1-17.
- Егоров Н. И. Праздники и календарные обряды // Скворцов М. И. Культура чувашского края. — Чебоксары: ЧКИ, 1994, Ч.1.
- Калинина О. А. Весенне-летние праздники и обряды / Попов Н. С. Календарные праздники и обряды марийцев / этнографическое наследие. Вып.1: сб. материалов. — Йошкар-Ола: МарНИИ, 2003. — 286 с.
- Мадуров Д. Ф. Традиционное декоративное искусство и праздники чувашей. — Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 2004. — 288 с.
- Чувашско-русский словарь / Под ред. М. И. Скворцова. — М.: Русский язык, 1985.: Ордена «Знак почета» НИИ языка, литературы и экономики при СМ ЧАССР.
- Попов Н. С. Календарные праздники и обряды марийцев // Этнографическое наследие. Вып.1: сб. материалов. — Йошкар-Ола: МарНИИ, 2003. — 286 с.
- Салмин А. К. Народная обрядность чувашей. — Чебоксары, ЧГИ, 1994. с.85-89.
- Салмин А. К. Жертвенные дары у чувашей. Чебоксары.
- Салмин А. К. Семантика дома у чувашей / А. К. Салмин; отв. ред. С. А. Арутюнов; Чуваш, гос. ин-т гуманит. наук. — Чебоксары: Изд-во ЧИГН, 1998. −63 с.
- Шихсаидов А. Р. Сельскохозяйственный календарь народов Дагестана сс.183-212 // Гаджиев В. Г. Вопросы истории Дагестана, Махачкала, Институт истории, языка и литературы им. Г. Цадасы, 1974. — 225с.
Ссылки
- Мадуров Д. Ф.Традиционное декоративное искусство и праздники чувашей
- Чувашские народные праздники
- Салмин А. К.Народная обрядность чувашей
- Афанасьева Л. А.Терминология похоронно-поминальной обрядности чувашей и других народов Урало-Поволжья: опыт сравнительно-сопоставительного и этнолингвокультурологического исследования
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Симек» в других словарях:
Гребной слалом на летних Олимпийских играх 1996 — Гребной слалом на XXVI летних Олимпийских играх На олимпиаде в Атланте в соревнованиях по гребному слалому впервые принял участие российский спортсмен Антон Лазько (К1 м). Содержание 1 Медалисты 2 Страны 3 Результаты … Википедия
Чавес, Уго — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Чавес. Уго Рафаэль Чавес Фриас Hugo Rafael Chávez Frías … Википедия
Гавана (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Гавана (значения). Гавана Havana … Википедия
Умереть заново (фильм) — Умереть заново Dead Again Жанр … Википедия
Сборная США по футболу — Прозвища Team USA (Команда США) The Yankees (Янки) The Stars and Stripes (Звёздно полосатые) Конфедерация КОНКАКАФ … Википедия
Семик — Эту статью предлагается разделить на несколько других статей. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К разделению/4 августа 2012. Возможно, она слишком велика или её содержимое не имеет логической связности, и предлагается разнести… … Википедия
Золотой кубок КОНКАКАФ 2007 — 2007 CONCACAF Gold Cup Подробности чемпионата Место проведения … Википедия
Гребной слалом на летних Олимпийских играх 1992 — Гребной слалом на XXV летних Олимпийских играх Содержание 1 Медалисты 2 Страны 3 Результаты 3.1 … Википедия
Донован, Лэндон — Лэндон Донован … Википедия
Ховард, Тим — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ховард. Тим Ховард … Википедия
Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1866605