- Симхат Тора
- Содержание
- Происхождение праздника
- Обычаи праздника
- Что за праздник Симхат Тора?
- Цель Симхат Тора
- Происхождение Симхат Тора
- Как соблюдается Симхат Тора
- Специальные синагогальные чтения на Симхат Тора
- Вечер (иногда):
- Утро (обычно):
- Обычаи и традиции Симхат Тора
- Симхат Тора в Новом Завете
- Духовное значение Симхат Тора
- Праздник радости Торы — «Симхат-Тора»
Симхат Тора
Симхат Тора ивр. שִׂמְחַת תּוֹרָה | |
---|---|
Тип | Еврейский |
иначе | Радость Торы |
Значение | Завершение годового цикла изучения Торы и начало нового цикла |
Установлен | В период раннего Средневековья (эпоха гаонов) |
Отмечается | евреями |
в период с | 22 тишрей в Израиле или 23 тишрей вне Израиля |
Празднование | синагога |
Традиции | Молитва в синагоге, чтение Торы, акафот. Запрет работы. |
Связан с | Суккот, Шмини Ацерет |
Симха́т-Тора́ (ивр. שִׂמְחַת תּוֹרָה , букв. «радость Торы»; ашкеназ. Си́мхас-То́йрэ) — праздник в иудаизме, празднуемый сразу после Суккот; в Израиле — на следующий день после Суккот (совпадает с Шмини Ацерет), в странах рассеяния — на девятый день (после Шмини Ацерет). В этот день завершается годичный цикл чтения Торы и сразу же начинается новый цикл.
Содержание
Происхождение праздника
Симхат-Тора как отдельный праздник был известен уже во времена Талмуда, в котором этот день называется хафтара [1] . Однако особое празднование этого дня установилось в эпоху вавилонских гаонов (раннее Средневековье), когда трёхгодичный цикл чтения Торы был заменён годичным. С тех пор в этот день читается последний раздел Торы — Ве-Зот а-Браха (33 и 34 главы Второзакония), тем не менее, традиция начинать новый цикл в тот же день появилась позднее.
Обычаи праздника
Симхат-Тора — один из самых весёлых праздников еврейского календаря, его с особой радостью отмечали советские евреи. В 60-х они сделали его своим особым праздником, отмечаемым даже более радостно, чем Песах или Йом-Кипур. Хотя с точки зрения еврейского закона это менее важный праздник, чем Песах и Йом-Кипур, советские евреи были так ограничены в совершении своих ритуалов (или были плохо осведомлены о них), что выбрали самый весёлый из праздников. [2]
Вечером и утром Симхат Тора, в синагогах устраивают Акафот: торжественное шествие со свитками Торы вокруг возвышения в центре синагоги, на котором читается Тора. Акафот сопровождается танцами и всеобщим ликованием, которыми евреи выражают веру и любовь к Творцу — одни из самых светлых в жизни каждого еврея. [3]
В день Симхат Тора, завершая годичный цикл чтения Торы в синагогах по субботам, читают заключительную главу, и, чтобы подчеркнуть непрерывность и вечность Торы, тут же начинают ее с начала. На Симхат Тора принято вызывать к чтению Торы всех без исключения мужчин, даже самых маленьких мальчиков.
Еврейские законоучители приводят несколько причин того, что новый цикл чтения Торы начинается в тот же день, когда заканчивается прежний:
1. В мидраше, описывающем, как царь Соломон (Шломо) устроил праздник в знак дарования ему Всевышним особой мудрости, приводятся слова рабби Элазара,
. мы приходим к выводу о целесообразности устроения праздника в день, когда мы заканчиваем читать Тору, ибо, когда сказал Всевышний царю Соломону: «Я дарую тебе мудрость и чуткое сердце, и подобных тебе не было и не будет», то Соломон тотчас же устроил пир для всех слуг своих, дабы отпраздновать это событие, и это значит, что приличествует устроить пир и празднество в день, когда мы закончили чтение Торы. |
2. С тем, чтобы «не дать возможности Сатане утверждать, что евреи рады завершению чтения, но не жаждут начать читать снова». [4]
Изначально существовал обычай, согласно которому человек, заканчивавший чтение Второзакония, тут же начинал читать книгу Бытия по памяти, поскольку существует правило: «Одному чтецу не дают двух свитков». В дальнейшем возникла практика вызывать к Торе двоих — один заканчивал читать Книгу Дварим, после чего другой начинал читать Книгу Берешит — таким образом, использовались два разных свитка.
Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/379423
Что за праздник Симхат Тора?
Цель Симхат Тора
С имхат Тора означает «радость Торы». В этот день евреи чествуют Тору, — первые пять книг Библии, — отмечают конец годичного цикла чтения Торы и начинают новый. Этот праздник сопровождается большой помпой, включая танцы и пение пиютим (литургических стихов).
Мы можем считать Симхат Тора духовным дополнением к Шавуоту, когда мы празднуем дарование Торы, в особенности Десяти Заповедей. Но в то время, как Шавуот является более торжественным праздником, его брат Симхат Тора — более радостный.
Происхождение Симхат Тора
Симхат Тора в конечном счёте происходит от Шмини Ацерет, «восьмого дня собрания», следующего за Суккотом. Цель Шмини Ацерет всегда была не очень ясной, и особенно после разрушения Второго Храма. Поскольку жертвоприношения, предписанные в Шмини Ацерет, были более недоступны, этот день отличался только дополнительной молитвой о дожде и прекращением работы.
В постхрамовый период раввины старались придумать новую цель этого праздника. «В мышлении изгнанников глубоко укоренился фокус на Торе. Как было переопределено, Тора стала образом жизни народа Израиля. Восьмой день Суккота стал днём радости Торы». Таким образом родился праздник «Симхат Тора», который в конечном итоге затмил собой библейский, но сложный для празднования Шмини Ацерет.
В Талмуде нет ни обсуждений, ни упоминаний Симхат Тора, и самые ранние свидетельства его существования относятся только к средневековью. До того времени еврейские общины читали Тору в соответствии с одним из двух циклов: годичным или трёхлетним. К средневековью преобладал годичный цикл, а трёхлетний в значительной мере устарел, хотя он и до сих пор практикуется к некоторых еврейских культурах.
Согласно раввинской традиции, цикл чтения Торы ежегодно начинается сначала на Шмини Ацерет, который в Израиле является тем же днём, в который празднуется Симхат Тора. В еврейской же диаспоре Симхат Тора следует за Шмини Ацерет. Симхат Тора повсеместно затмила своей важностью Шмини Ацерет.
photo — Gady Munz via the PikiWiki — Israel free image collection project
Как соблюдается Симхат Тора
Число семь имеет важное значение в еврейской традиции. Потому на Симхат Тора уважаемые члены общины берут свиток Торы и проносят его по синагоге семь раз, эта традиция называется hакафот или «круги». Семь hакафот (ед. hакафа) являются заменой семи ежедневных процессий, которыми во времена Второго Храма сопровождалось празднование Суккота.
Процессия hакафот разворачивается с большой помпой. Пение и танцы, будь то народные израильские движения или хасидские хороводы, делают эту церемонию особенно радостной и весёлой. Члены общины прикасаются к Торе, когда её проносят мимо, или пальцами, или сидуром (сборником молитв), которые они подносят к устам и целуют в знак любви и почтения к Божьему Слову. (Интересно, что евреи совершают hакафот и во время других важных событий, включая свадьбу, когда невеста обходит семь раз вокруг жениха, и похороны, когда утративший родственника семь раз обходит гроб покойного.) Традиция hакафот также напоминает историю об Иерихоне, когда Иисус Навин вёл евреев в процессии вокруг города раз в день в течение шести дней и семь раз в седьмой день.
Процессия hакафот совершается во время и вечернего, и утреннего служения. После завершения утренней hакафот происходят особые алиёт (букв. «восхождения»). Во время алиёт уважаемые члены общины, а иногда и многие другие, выходят в переднюю часть синагоги и произносят благословения перед чтением каждого отрывка Торы. Человек, который читает из Второзакония, называется hатан Тора или жених Торы, а тот, кто читает из Бытия, известен как hатан Берешит или жених начала (то есть, Бытия). Иногда для того, чтобы у большего числа людей была возможность для алии, общины разрешают прочитать одну и ту же главу из конца Второзакония несколько раз. У всех, кто удостаивается алии, есть одно общее: они вызываются в переднюю часть синагоги пением особых пиютим, которые говорят о красоте и преимуществах чтения Торы.
Специальные синагогальные чтения на Симхат Тора
Вечер (иногда):
- Недельная глава Торы: Второзаконие 33:1-34:12 (конец Торы)
Утро (обычно):
- Недельная глава Торы: Второзаконие 33:1-34:12 (конец Торы), за чем следует Бытие 1–6:8 (Берешит, или «В начале»)
- Мафтир (заключительная часть): Числа 29:35-30:1
- Гафтара: Иисуса Навина 1:1–18 (у ашкеназских евреев) или Иисуса Навина 1:1–9 (у сефардских евреев).
Обычаи и традиции Симхат Тора
Симхат Тора занимает особое место в сердцах детей, которые получают конфеты и особые почести в этот день. Во время утреннего служения дети собираются в передней части синагоги, чтобы получить благословение под талитом (молитвенным покрывалом) — честь, которой они не удостаиваются в другие дни. Многие носят с собой маленькие дегелим Симхат Тора (флаги Симхат Тора), украшенные разноцветными мотивами; другие держат яблоки со срезанной верхушкой, чтобы было место для маленький свечи. В некоторых общинах детей вызывают к специальной укороченной алие, которая называется коль hа-нэарим («все дети»).
Симхат Тора — настолько излюбленный праздник, что он простирается на другие дни. Многие хасиды совершают hакафот в Ошана Раба (последний день Суккота, то есть канун Шмини Ацерет/Симхат Тора). И многие евреи в Израиле празднуют второй день Симхат Тора. Во время этого «бонусного круга» торжественные процессии выходят на улицы, и официальные лица и общественные деятели (военные, политики и др.) считают за честь публично участвовать в hакафот.
Симхат Тора в Новом Завете
В Новом Завете нет упоминаний Симхат Тора.
Духовное значение Симхат Тора
Хотя в Симхат Тора главное внимание уделяется Торе, которая, в конце концов, является частью Библии, этот праздник, по иронии судьбы, нигде не упоминается в самом Писании. Тем не менее, его празднование напоминает нам о высочайшем месте Библии на протяжении всей еврейской истории и о том, что Библия является данным Богом руководством для нас сегодня. Агур, малоизвестный персонаж из книги Притчей, говорит нам, что «Всякое слово Бога чисто; Он — щит уповающим на Него» (Притч. 30:5). Новый Завет, упоминая о Танахе, говорит, что:
«Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». (2 Тим. 3:16-17)
В этом году в праздник Симхат Тора, празднуете ли вы его, посещая синагогу, или нет, уделите время тому, чтобы поблагодарить Создателя и Дарователя Торы — и всей остальной Библии!
Источник — jewsforjesus.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее пожертвование: 18.02. Спасибо!
Источник статьи: http://ieshua.org/chto-za-prazdnik-simhat-tora.htm
Праздник радости Торы — «Симхат-Тора»
Где же мы найдем попа? — беспокоились жители казацкой станицы.
После того как советские войска оставили этот район, казаки собрались у закрытой когда-то большевиками церкви и открыли забитые досками двери. Хотели они было объявить о возобновлении воскресной службы, но вот беда, не нашлось там священника. Слух о том, что ищут попа, разошелся по близлежащим деревням, и через несколько дней в станицу вошел человек в рясе попа. Послушали его казаки на первой воскресной службе, и понравились им его речи о любви к ближнему. И предложили казаки попу остаться у них в станице.
Слава о нем разнеслась по окрестным деревням, из которых люди приезжали на телегах или приходили пешком, чтобы послушать его добрые и умные речи…
Эту историю рассказал мне недавно Сергей, работавший много лет кардиологом в Одессе (пользуясь случаем, хочу пожелать ему скорейшего выздоровления). Сергей вместе с родителями скрывался в подвале у одинокой женщины, которая с риском для жизни приютила еврейскую семью. Сергей вспоминает, что после посещения службы их обычно грубоватая хозяйка преображалась и становилась мягче по отношению к своим еврейским гостям.
После того как немцы бежали под ударами Советской армии, хозяйка пришла домой и рассказала о пережитом ею потрясении. В воскресенье, как обычно, толпа народу собралась послушать любимого попа. Однако его все не было. Вскоре к церкви подъехала армейская машина, из которой вышел офицер и направился в церковь. Казаки с изумлением узнали своего попа в форме офицера Советской армии. Тогда офицер-поп обратился к собравшимся и рассказал им, что остался в станице по заданию советского командования, чтобы организовать сопротивление фашистам.
«Я говорил вам о любви к ближнему, и я не лгал, и сегодня я призываю вас любить людей. И я хочу, чтобы вы знали: я — еврей!» — сказал он потрясенным казакам, которые, мягко говоря, не выделялись особой любовью к еврейскому народу.
Мы можем лишь догадываться, почему этот офицер посчитал необходимым объявить прихожанам, что он еврей. Возможно, он хотел, чтобы местные казаки перестали ненавидеть евреев. Во всяком случае, хозяйка, приютившая Сергея и его родителей, утверждала, что ему это удалось…
Эта история чем-то напомнила мне рассказ Торы об Йосефе, который открылся своим братьям со словами: «Я Йосеф!»
«И не мог Йосеф сдержать себя …И издал он голос свой в рыдании… И сказал Йосеф своим братьям: Я Йосеф. Жив ли еще мой отец? И не могли его братья ответить ему, ибо затрепетали пред ним» (Берешит 45:1—3).
Братьям казалось, что египетский министр издевается над ними, принося им боль и страдания. Они пришли в Египет в поисках хлеба в связи с голодом, поразившим их страну. Однако министр не поверил им, обвинив их в том, что они лазутчики вражеской страны. По прошествии времени братья уже начали понимать, что это не случайная ошибка. Они были готовы признать свой грех, понимая, что неудачи преследуют их из-за того, что они проявили жестокость, продав в рабство своего брата Йосефа.
И вдруг кажущийся им жестоким египетский министр открылся перед ними любящим и простившим их братом, который готов спасти их от голодной смерти. «И сказал он: Я Йосеф, брат ваш, которого вы продали в Египет. А теперь не печальтесь, и да не будет досадным в ваших глазах, что вы продали меня сюда, ибо для того, чтобы поддержать вашу жизнь, послал меня Всевышний пред вами» (Берешит 45:4—5). В этот момент браться осознали, что все прошлые страдания имели смысл, ибо все, что ни делается, — к лучшему!
«Точно так же, придет время и Всевышний откроется перед всем миром, и тогда мы затрепещем и возрадуемся, осознав, что все страдания в нашей истории и нашей жизни были частью великого замысла», — учили мудрецы Талмуда. Мы возрадуемся, переосмысливая прошлое и осознавая, что все то, что приносило нам слезы и боль, в действительности было для нашей же пользы.
Каждый еврейский праздник не только отмечает событие нашей истории, но и несет в себе особое благословение праотцев нашего народа. Праздник Исхода, с которого начинает свой отсчет история нашего народа, несет благословление первого еврея Авраама. Праздник дарования Торы несет в себе благословление Ицхака. Праздник Суккот, отмечающий чудо существования евреев в пустыне и во всех изгнаниях, несет в себе благословление Яакова.
Мудрецы утверждают, что праздник Симхат-Тора несет в себе благословление Йосефа. Почему благословление Йосефа дарит нам радость?
После разрушения Храма, 9 Ава, в еврейском календаре отмечается семь недель утешения и три недели Судных дней — от Рош-Хашана до Хашана Раба, последнего дня праздника Суккот. Но еврейский народ не мог утешиться, пока не наступил праздник Симхат-Тора, позволяющий нам переосмыслить прошлые разрушения и изгнания, осознав, что и они были для нашей пользы. В отличие от всех других праздников, отмечающих события прошлого, Симхат-Тора, это праздник будущего прихода Машиаха. Уже сегодня мы предвкушаем триумф победы справедливости и добра над злом.
Но как можем мы предвкушать и праздновать события будущего? — удивится читатель. Однако человеческая душа является частью вечности. Вспоминая, она перемещается в прошлое; предвкушая и предчувствуя, душа способна заглянуть в будущее.
Что ж, может быть великая тайна неисправимого еврейского оптимизма и заключается в том, что в любых, даже самых сложных обстоятельствах, мы продолжаем ждать прихода Машиаха. Несмотря на окружающую нас тьму, мы продолжаем видеть свет в конце туннеля, свет будущего, который вдохновляет нас радостью и дает нам силы преодолеть все препятствия, стоящие перед нами сегодня.
Источник статьи: http://toldot.ru/articles/articles_8806.html