- LiveInternetLiveInternet
- —Рубрики
- —Музыка
- —Всегда под рукой
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Интересы
- —Постоянные читатели
- —Сообщества
- —Статистика
- Что такое праздник. История возникновения праздника. Семейный праздник
- Праздники
- Содержание
- Драматургия праздника
- Праздники России
- Неофициальные праздники
- Государственные праздники религиозного происхождения
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Аватары (2)
- Вкусные рецепты (12)
- Все для Дневника (5)
- Вышивка крестиком (1)
- Вязание (9)
- Здоровье (3)
- Открытки (7)
- Плетение из газет (0)
- Полезности (0)
- Праздники (4)
- Разное (0)
- Скрапбукинг (3)
- Ссылки (2)
—Музыка
—Всегда под рукой
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Что такое праздник. История возникновения праздника. Семейный праздник
Праздники — неизменные спутники народной жизни. Праздники для нас — это возможность доставить радость близким!
Праздник — не календарное понятие. Праздник происходит там, где его чувствуют, где его ждут.
Праздник как феномен культуры — день или дни торжества, установленные в честь или память кого или чего-либо. В сознании человека праздник ассоциируется с «временным вступлением в утопическое царство всеобщности, свободы, равенства и изобилия». Праздник — антитеза будням, обычной жизни, специфическая кратковременная форма человеческого бытия.
Исторические корни праздника уходят в глубокую древность, они тесно связаны с магией, ритуалом, трудовой деятельностью, мировосприятием, образом жизни, ценностными ориентациями. Издревле существовала общечеловеческая потребность в праздниках, выполнявшем важные социальные функции: компенсаторную, эстетическую, нравственно облагораживающую. Праздник выступал как способ духовного единения, коллективного самовыражения и обретения свободы, раскрепощения, снятия груза будничных забот и тревог.
Как бы далеко ни углублялись мы в историю народов России (да и не только России), нам не удастся найти такое время, такой период, в котором не было бы праздников. Начиная от плясок вокруг костра по случаю удачной охоты и кончая Святками, Масленицей, Пасхой, Купальной неделей и прочими календарными торжествами нынешних дней. Со времен первобытных капищ и языческого осмысления природы и своего места и роли в ней народа не упускал случая попеть, потанцевать, поиграть. Славили богов, поклонялись идолам, стремились умилостивить их жертвоприношениям, песнями, танцами, играми. Эта первооснова доживших до наших дней обрядов и ритуалов легко узнаваема, если знать историю формирования и развития нации.
Праздники обладают способностью группового воздействия, утверждают стабильные стереотипы поведения, соответствующие данным общественным отношениям нормы нравственности и ценностные ориентации.
Праздник всегда имеет оптимистичный жизнеутверждающий характер; его содержательная сторона отличается выраженно-духовной направленностью. В нем достаточно ощутима многовековая преемственность духовных ценностей.
С развитием цивилизации праздники становились делом официальным, а с утверждением государственности как формы и средства управления человеческим сообществом еще и регламентированными. Тем же путем шла и церковь. Причем и церковь, и государство очень строго следили за тем, чтобы празднества любого масштаба и содержания не выходили за официально установленные рамки. Эта система жива и сегодня.
Особое значение в праздниках приобретает его эстетическая составляющая: чувственно-эмоциональная насыщенность содержания, выразительность, экспрессивность, алогизм, зрелищность, элементы карнавальности, театрализация. Все эти качества роднят праздник с искусством, но не отождествляются с ним. Праздник — некая пограничная зона между реальной жизнью и художественным произведением.
Типология праздников многообразна: народные (национальные), религиозные, государственные, профессиональные, семейные и др. Народным праздникам свойственна естественность, органичность, самостийность; государственные праздники отличает высокая степень протокольной регламентированности, выраженная идеологическая направленность; религиозные праздники являются отражением той или иной формы верований. Наблюдается определенная близость народных и религиозных праздников, т.к. в этнонациональных культурах религия выступает одной из важных форм ценностной ориентации. Но народные праздники могут не исчерпываться религиозными, т.к. включают в себя и элементы светской культуры (карнавальная культура в рамках средневековья). Существует возможность превращения в перспективе государственных праздников в народные.
Когда же речь идет о семейных праздниках, официальная регламентация теряет свою довлеющую силу. В узком родственном кругу, внутри «ячейки» общества действуют свои правила и регламенты и, независимо от официальных канонов, рождаются, умирают, преобразовываются самые разные — большие и малые — праздники. Не будет преувеличением сказать, что без праздников существование нормальной семьи невозможно, без них нет и самой семьи.
Само понятие праздник, в том числе и семейный, содержание, которое в это понятие вкладывается, трансформируется в зависимости от условий существования каждой отдельной семьи, ее духовных, религиозных, нравственных, политических ориентаций, образовательного и материального цензов.
Семейные праздники очень многообразны, в каждом отдельном случае — свои традиции, нормы, способы их ознаменования, даже свои критерии в определении значимости того или иного события. Но при всем при этом семейные торжества можно разделить на общечеловеческие, общенациональные, общегосударственные и лично-семейные. К общечеловеческим торжествам относятся рождение детей (за редчайшим исключением это всегда радость); нет на земле народа, нации, племени, где рождение новой семьи не воспринималось как бы праздник; не менее важны дни рождения, именины, годовщины супружества.
За последние годы в нашей жизни многое изменилось. Но тяга людей к праздникам, желание как-то по-особому отметить то или иное событие остались неизменными. Более того, потребность в праздниках значительно возросла.
Праздник — своеобразное зеркало социальных противоречий, в нем находят свое отражение ущемление демократических форм жизни общества, забвение национальных традиций, крушение идеалов, политизация духовной жизни, разрыв между официальной идеологией, обществ, сознанием и объективными реалиями действительности. Эти противоречия находят свое воплощение в комическом аспекте праздника, в его юмористических и сатирических формах. Праздник — старейшая и перспективная форма бытия культуры.
Источник статьи: http://www.liveinternet.ru/users/oilk/post118037111/
Праздники
Пра́здник (сравните со словом «праздность») — это запланированное событие, разрывающее повседневную практику и порождающее хорошее настроение.
Социальное время можно разбить на три вида: повседневность (будни), выходные и праздники. Повседневность — это череда практик, повторяющихся изо дня в день. Выходные — это регулярные перерывы в беге повседневности. Повседневность и выходные имеют тенденцию к рутинизации. Чаще всего основным содержанием повседневности является труд. В выходные же преобладает свободное время. В это свободное время может меняться график и содержание питания, индивид может сам выбирать свое окружение. Считается, что в выходные человек должен восстанавливать свои силы после рабочих будней.
Праздник является особым элементом в структуре социального времени. Главная функция праздника — социокультурная интеграция той или иной общности людей. Разные праздники осуществляют разные виды интеграции.
Праздничный спектакль любого уровня строится по образу семейного праздника, при этом делаются попытки усилить интеграцию социокультурных полей, приблизить управляющих к управляемым, главу государства к народу. В общем, сплотить ту или иную социальную общность.
Цель государственных праздников — сплочение граждан вокруг официальных лидеров. Государственные праздники бывают двух уровней: организуемые самими властями и индивидуальные. Второй уровень, это когда государственный праздник сливается с индивидуальным и люди устраивают застолья. В случае первого уровня праздник просто становится дополнительным выходным.
Религиозные праздники обеспечивают интеграцию всех членов данной церкви вокруг ее руководства.
Праздники используются и бизнесом, преследующим ту же цель, что и государство: сплотить потребителей вокруг своей марки. (на пример, праздник Пива)
Семейные праздники выполняют функцию сплочения членов семьи и родственников.
Важную роль в праздничных ритуалах играет потребление. Оно выражается в застолье, подарках и специальной праздничной одежде. Формирование общества потребления превращает бизнес в ключевого участника праздничного дискурса. Праздник — это инструмент маркетинга.
К тому же, праздник выполняет важную функцию релаксации. Праздник делает перерыв в рутинизированной жизни человека.
Содержание
Драматургия праздника
Праздник включает в себя два ключевых элемента:
1. социоструктурный (организационный) компонент, состоящий из формирования набора статусных позиций, полей, определения форм связи между ними.
2. поведение людей, занимающих позиции в пространстве праздника.
Первая структурная предпосылка праздника — разрыв повседневности. Для этого требуется власть над социальным временем.
Структура праздника характеризуется ярко выраженной драматургией. Основное содержание праздника диктуется культурной программой социокультурного поля, часто национального уровня.
Общая матрица драматургического анализа:
Название праздника. Жанр. То есть то, какой это праздник (ироничный, серьезный, …)
Масштаб празднующего сообщества. То есть это может быть семейная пара, а может быть религиозное сообщество.
Сценарий. Это схема празднования того или иного праздника. Это может быть план, который накануне придумал человек, который устраивает праздник (например, именинник), а может быть традиция празднования праздника.
Режиссура. То есть активное участие того, кто координирует ход праздника.
Отбор участников. То есть это те, кто будет играть в спектакле под названием «праздник».
Стимуляция праздничной игры. То есть алкоголь, музыка, то с помощью чего люди поддерживают праздничное настроение.
Праздничные костюмы. Человек подчеркивает свое участие в празднике по средствам праздничной одежды.
Декорации. Эта часть праздника, как и костюм подчеркивает отличие праздника от повседневности.
Игра участников. Праздник предполагает эмоциональную работу. Участники праздника должны демонстрировать хорошее настроение и праздничный настрой. Если этого нет, то праздник превращается в фарс и перестает быть праздником для его участников.
Календарное принуждение. Праздник вытекает из ключевых характеристик социокультурного поля. Это поле принуждает людей праздновать.
Праздники России
Все праздники можно разделить на группы:
1. государственные праздники, нагруженные идеологией исторической символикой.
2. общественные праздники, идеологический и религиозный компонент которых для большинства населения выветрился или вообще не имел места.
3. религиозные праздники, организуемые церковью и пронизанные мифологией соответствующей концессии.
4. частные праздники, маркирующие даты из жизни отдельных людей или семей.
5. корпоративные праздники.
Грань между этими группами размыта, потому что один и тот же день разные люди отмечают вкладывая в него разные смыслы.
Ярким примером можно назвать 7 ноября. Для коммунистов это начало новой светлой эпохи, для антикоммунистов это начало подавления свобод, для остальных просто выходной. Этот праздник долго пытались приспособить к действительности путем его переименования, но Путин его отменил.
Аналогичный дискурс существует и вокруг праздника 1 мая. Этот праздник тоже часто переименовывали, и теперь в сознании людей осталось просто «1 мая». Для кого-то это действительно, праздник с застольем, а для кого-то просто удачный повод съездить на дачу.
Для праздника, который будет выполнять консолидирующую функцию 7 ноября власти нашли 4 ноября. Но не понятно, что именно нужно праздновать. Поэтому он пока остается просто дополнительным выходным.
Еще существует 12 июня. Изначально его назвали Днем Независимости, но не понятно от кого. Его преимущество в том, что он празднуется летом, что сделало его поводом для летних массовых развлечений.
Единственным понятным государственным праздником остался День Победы 9 мая. Он является государственным и общественным праздником с заметным проникновением на уровень частной жизни. 8 марта и 23 февраля изначально были государственными праздниками. Но они обрели новые смыслы и проникли в частную жизнь.
Религиозные праздники имеют тенденцию выходить за пределы религиозного сознания и становятся светскими праздниками.
В 1990-е годы в Россию стал проникать День Святого Валентина. Он не является ни государственным ни религиозным, и его празднуют далеко не все.
Самым признанным из общественных праздников является Новый Год. Его празднуют почти все. Он включен в систему маркетинговых инструментов продвижения товаров и услуг.
В советское время день ангела был вытеснен столь привычным сейчас днём рождения. Этот процесс завершился примерно в 1930-е годы. Рождество сохранило свое значение преимущественно для верующих людей.
В фонде общественного мнения (ФОМ) проводилось исследование того, какие праздники празднуют россияне.
«Респондентов спросили: «Какие праздники Вы обычно празднуете в течение года?» Был предложен список с перечислением 16 праздников — государственных и негосударственных, православных и светских. В таблице представлено, сколько процентов жителей России празднуют тот или иной праздник.»
Праздники 2003 День защитника Отечества (23 февраля) 47 % Старый Новый год 40 % свой день рождения 85 % дни рождения взрослых членов семьи 61 % Женский день (8 марта) 70 % «При чем, чаще других отмечают праздники жители обеих столиц, респонденты с высшим образованием и лица моложе 35 лет. В частности, молодые (возраст — до 35 лет) заметно чаще пожилых отмечают Старый Новый год (43 % — против 22 % среди людей старше 50 лет), Валентинов день (соответственно 24 % и 8 %) и День независимости России (соответственно 17 % и 8 %). Заметим, что «женский праздник» — 8 марта — равно привлекателен и для мужчин, и для женщин (соответственно 63 % и 65 %), тогда как «мужской праздник» — 23 февраля — отмечают главным образом мужчины (43 %) и заметно реже — женщины (29 %).» Официально установленные праздничные дни, которые объявлены дополнительными выходными днями (в соответствии с Трудовым кодексом): Официально установленные рабочие праздничные дни (не являются дополнительными выходными, но в эти дни проводятся торжественные мероприятия): Кроме праздничных дней, в России официально установлены памятные даты, памятные дни, дни воинской славы России и профессиональные праздники. Неофициальные праздники
Государственные праздники религиозного происхожденияПередвижные праздники — Курбан-байрам, Ураза-байрам, Пасха и т. д. Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1104606 Adblockdetector |