- Славянский праздник день земли
- Древний славянский праздник Мать-Сыра-Земля-Именинница
- День Матери Сырой Земли
- 10 травня (мая) славяне справляют именины Земли
- Вешнее Макошье или День Земли славяне отмечают 23 мая
- Вешнее Макошье, День Земли, 23 мая славянский праздник
- Традиции и поверья
- Праздник Земли — 9 мая
- Как это было?
- Как праздновали славяне этот великий день?
- Могучая магия Родины!
- И знали, знали славяне о чарах родной Земли!
- Святыня славянского народа
- Заключение
Славянский праздник день земли
В этот день, 10.05, славяне празднуют именины Земли. Нельзя производить никаких земляных работ, нельзя пахать, боронить и втыкать в землю колья, ибо Земля отдыхает. На зачине во вспаханную загодя борозду кладут зерно и льют пиво, приговаривая, став лицом на восток:
Мать-Сыра-Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела.
Повернувшись на запад, продолжают:
Мать-Сыра-Земля! Поглоти ты нечистую силу в бездны кипучия, во смолу горючую.
Обратившись к полудню, произносят:
Мать-Сыра-Земля! Утоли ты все ветры полуденные со ненастью, уйми пески сыпучие со метелью.
На полночь обращаются:
Мать-Сыра-Земля! Уйми ты ветры полуночные с тучами, сдержи морозы с метелями.
После каждого обращения льют пиво в борозду, а затем разбивают кувшин, в котором оно было принесено. Когда-то в старину был и другой обряд с бороздой и зерном, после которого появляются на свет дети, но теперь, в связи с изменениями нравов, обряд ограничен заклятиями на стороны света.
После заклятий жрецы, раскапывая пальцами землю и нашептывая: «Мать-Сыра-Земля, скажи, да всю правду расскажи, на (имярек) покажи», гадают о будущем по приметам, в земле встречающимся. Воины, отложив оружие и положив на голову кусок дёрна, присягают Матери-Сырой-Земле, обязуясь защищать её от ворогов. Зачин оканчивается славлением:
Гой, Земля еси сырая,
Земля матёрая,
Матерь нам еси родная,
Всех нас породила,
Вспоила, вскормила
И угодьем наделила.
Ради нас, своих детей,
Зелий еси народила
И злак всякий напоила
Польгой беса отгоняти
И в болезнях помогати.
Повели с себя урвати
Разных надобьев, угодьев
Ради польги на живот.
После зачина освещённую горсть Земли собирают в мешочки и хранят как обереги. Хмельной пир и игрища завершают праздник.
Источник статьи: http://www.rodnoverie.org/slavjanskie-prazdniki/130-zhivin-den-rusalnyj-den.html
Древний славянский праздник Мать-Сыра-Земля-Именинница
Мать-Сыра-Земля — Небесная Богиня-Покровительца Земли (или Мидгард-Земля, как называлась планета Земля у славяно-арийцев). Богиня плодородия и хорошего урожая. Перед посевом все люди приносят Богине щедрые Дары и Требы.
Эти Дары — бескровные жертвоприношения, состояли из прекрасных цветов, наилучших семян, фруктов и овощей. Поклоняющиеся просили, чтобы все идущее в огонь, прибывало в изобилии. В эту пору массово садятся в подготовленную почву фрукты, овощи, а также сеются злаки.
Жрецы и Жрицы, служащие Матери Сырой Земле, несли Дары на Священный пылающий алтарь, чтобы с тем огнем подношения поднимались в Небеса, в Чертоги Богини.
Навсегда Мать Сыра Земля останется матушкой для обретающихся на ней людей, которые и следующим поколениям неизменно завещают любовь и почтительность к земле родной. Не прожить народу без своей кормилицы, издревле она растит хлеб и кормит свой народ, сдерживает бури и метелицы, останавливает нечистого. Земля без хозяина-земледельца сиротствует, как и пахарь без нее, как без души в теле. Благотворные лучи солнца, обильные дожди пробуждают плодотворность земли, она растит травы, деревья, давая пропитание людям и зверям.
Такие очевидные природные проявления в веках становились мифами о супружестве Земли и Неба, при этом Небо олицетворяет мужское влияние, Земля – рассматривается как женское.
Зимой Земля бесплодна от холода, с приходом весны Небо заключает ее в объятия и ласкает, как жену, разогревает жарким солнцем, насыщает теплыми дождями и Земля «принимается за свой род». Словами народа «Не Земля родит, а Небо», то есть земля не может дать урожая без небесного благотворного воздействия.
По мнению славян, живших на юге, земля плоская и имеет форму круга, а по краю небесный свод стыкуется с ней. Земля удерживается буйволом на одном роге, и землетрясения происходят, когда он устанет и перекидывает Землю на второй рог. После сотворения земля была ровной, а горы и возвышенности получились, когда создавались реки и моря. Под землей мир устроен подобно верхнему: живут люди, звери, произрастают растения.
У западных славян покровительницей Земли была Девица-Земина. В праздник для поднесения даров для нее варилось пиво, выпекался хлеб: «Земина… зацвети житом, пшеницей, ячменем и всяким злаком».
В своем повествовании древнеримский историк Тацит описывает жизнь славян — жителей острова Рюген: славяне поклоняются богине земли, уверены, что она приходит к ним и принимает участие в жизни людей. В девственном лесу стоит священная колесница, к которой позволяется прикоснуться только жрецу. Он знает, когда богиня снисходит и с благоговением провожает колесницу, которую везут коровы.
У богини Зимины был и мужской образ — бог Земенник (Потримп). Это веселый бог плодородия в зеленом венке. На алтаре ему оставляли полный сосуд с зерном, в другом сосуде спит его священная змея, ее нужно было поить молоком. Осенью, после сбора урожая, пировали в знак почитания бога Земенника. Странствующие люди рассказывали, как происходил этот праздник. Народ сходится в одно специальное всеобщее место, где стоят столы, покрытые травой, сверху кладется хлеб и ставятся сосуды с пивом. Также приводят домашний скот, птицу, и приносят по паре в жертву богу, приговаривая слова благодарения Земеннику и просьбы об охранении от врагов, огня и смертельных болезней. Мясо животных готовят, отрезают по куску от каждого, бросают под столы, лавки, углы в доме со словами сердечной просьбы Земеннику отведать, потом едят приготовленное, празднование продолжается.
День Матери Сырой Земли
В поверьях поклоняющихся природе славян Земля представляется живым существом, подобным человеку. Зеленая пышная растительность — травы, цветы, кустарники – это волосы; кости — это каменные скалы («скала», «скелет» — созвучно); корни деревьев — это жилы, а кровью земли были подземные воды.
Как истинная женщина, она рождает земные плоды, ощущая не одно только материнское счастье.
Она стонет от страданий в бурю, содрогается от страха и сердится во время землетрясений. Пьет дождевую воду, когда ее мучает жажда и умирает во время засухи. Отходит ко сну в морозную студеную зиму, накрываясь снежным покрывалом. И просыпаясь с первым вздохом весны, смеется с солнышком и дарит людям красу и благодать.
У нее, как у настоящей матери человек ищет расположение и поддержку у нее. Как в сказках сказано: как прильнет богатырь к земле — исполняется свежих сил; а ударенным о землю копьем вернутся погубленные к жизни, земля впитает черную кровь змея.
Наши предки знали — если не чтить землю-матушку, и она не будет жаловать хлебом. Если не кланяться земле, как матери родной, будет она не пухом — тяжестью лежать на крышке гроба.
В далекое путешествие надо брать с собой горсточку родной землицы, иначе не увидеть более родной стороны.
10 травня (мая) славяне справляют именины Земли
Возбраняется всякая земледельческая работа: орать, разрыхлять бороной землю, копать, пользоваться какими-либо орудиями труда, нельзя тревожить Землю, она почивает от трудов.
В начале празднества в подготовленную землю бросают зерно, поливают пивом, обращаясь со словами в сторону востока:
«Мать-Сыра-Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота, Оборота и лихого дела».
Источник статьи: http://slavculture.ru/prazdniki/272-mat-syra-zemlya-imeninnitsa.html
Вешнее Макошье или День Земли славяне отмечают 23 мая
Москва, 10.03.2021, 06:03:25, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Инна Мордасова.
В этот день отмечается Святодень, когда древние славяне признавали именинницей Мать Сыру-Землю. Считалось, что в это время земля должна была отдохнуть, поэтому под строгим запретом оказывались все процедуры, связанные с ней. Копание, пахота и боронение старались перенести на другой срок. Кроме этого, в этот период в язычники часто обращались с молитвами к Макоши и Велесу, которые считались земными заступниками. Наступало время в поле выходить волхвам. Они ложились на траву и прислушивались к Земле.
Вешнее Макошье, День Земли, 23 мая славянский праздник
Целую зиму Мать-Земля отдыхает, чтобы запастись новыми силами. После прихода весны она пробуждается ото сне. И 23 мая принято отмечать ее именины.
Чтобы день пробуждения земли прошел удачно, следовало готовиться к нему заранее. Согласно славянскому календарю, приход весны был возможен благодаря чествованию нескольких ответственных за это богов. Нужно было взывать к божеству, которое покровительствовало солнцу, теплу, возрождению, новой жизни. Лишь после того, как нужное количество молитв было прочитано, весна постепенно вступала в свои права, чтобы подарить человечеству огромное буйство ее силы. Следовало чествовать Матушку-Землю, чтобы та обеспечила хороший урожай в текущем году. Как только Земля пробуждалась — глаз радовался происходившим чудесам. На полях и лугах зеленела трава, зацветали цветы и деревья, поля ждали всходов. Природа дарила славянам множество приятных запахов и красок, которые казались непривычными после зимы. Народ уже начинал приготовления к масленице.
Традиции и поверья
Чтобы урожай был хорошим, в этот день старались положить зерно в борозду, вспаханную заранее. Нужно было встать лицом в к востоку и проговорить следующий заговор:
Мать Сыра-Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела.
Затем следовало развернуться в другую сторону и продолжить заговор:
Мать Сыра-Земля! Поглоти ты нечистую силу в бездны кипучие, во смолу горючую.
Обернувшись на южную сторону, продолжали следующими словами:
Мать Сыра-Земля! Утоли ты все ветры полуденные со ненастью, уйми пески сыпучие со метелью.
Когда же разворачивались на юг, читали последние слова заговора:
Мать Сыра-Земля! Уйми ты ветры полуночные с тучами, сдержи морозы с метелями.
По завершении обращения следовало в борозду налить немного пива, и разбить кувшин, в котором оно было доставлено до поля. Волхвы после окончания ритуала копали землю пальцами, и при этом вновь говорили магические слова: «Мать-Сыра-Земля, скажи, да всю правду расскажи, на (имярек) покажи». В общении с ней можно было узнать о будущем. Поэтому волхвы обращали внимание на различные приметы, связанные с землей. Солдаты в этот период откладывали оружие, после чего клали на землю частице дерна, чтобы присягнуть на верность Матери Сырой-Земле. В ответ на ее благосклонность воины обещали защищать от врагов.
Зачин оканчивается славлением:
Гой, Земля еси сырая,
Земля матерая,
Матерь нам еси родная,
Всех нас породила,
Вспоила, вскормила
И угодьем наделила.
Ради нас, своих детей,
Зелий еси народила
И злак всякий напоила
Польгой беса отгоняти
И в болезнях помогати.
Повели с себя урвати
Разных надобьев, угодьев
Ради польги на живот.
После проведения обряда нужно было взять с собой горсть освященной земли и расфасовать ее по маленьким мешочкам, которые в течение следующего года будут использоваться в качестве оберегов. Праздник завершался традиционно у язычников — устраивалось хмельное застолье и игрища. У волхвов существовала традиция в этот день прикладывать голову с сырой земле. Таким образом, они пытались прислушиваться к шепоту молодых корней, чтобы понять, какого урожая придется ждать в этом году.
Ритуальную борозду использовали, чтобы провести обряд на хорошую погоду. Горсть праздничного грунта, которая использовалась в качестве оберега, с течение года хранилась славянами. Каждый мужчина любого возраста клялся перед Землей, что при необходимости станет на ее защиту. Молодые девушки в то же время плели венки, привлекая теплую весну. Взрослым хозяйкам предстояло приготовить кашу с использованием талой воды. Этим блюдом угощали всех домочадцев, а остатками делились с Сырой Земле. Молодежь вечером собиралась у костров, чтобы выслушать рассказы стариков и волхвов, которые делились с окружающими воспоминаниями о былых временах. Такие беседы часто прерывались играми и употреблением пищи.
Если в населенном пункте проживала женщина, которую оболгали, она в этот день могла обелить себя. Для этого ей плелся большой венок, в центре которого она становилась сама и приглашала всех, кто в народе оговаривал ее. Согласно поверьям, те люди, которые очерняли женщину, моментально подвергались наказаниям со стороны Матери Земли. На праздник Вешнего Макошья разрешалось уже выводить лошадей на пастбища. В этот день повышался шанс слепых на исцеление. Девушки могли обращаться к Земле, чтобы попросить счастья и красоты. Даже мысленно следовало прославлять Матушку Землю. В этот день рекомендовали ходить босиком по земле и прислушиваться к подсказкам природы.
Источник статьи: http://pronedra.ru/veshnee-makoshe-ili-den-zemli-slavyane-otmechayut-23-maya-479485.html
Праздник Земли — 9 мая
Посредине стречи Даждьбога, девятого мая у Богини — Матери сырой Земли праздник — День рождения, праздник Земли! Поздравим же её, как делали это наши предки!
И как любая мать, даёт нам Мать сыра Землясвои щедрые дары просто потому, что мы – дети её, плоть от плоти. Добрые или злые, благодарные или нет, мы в равной степени изначально одинаковы перед её материнской любовью. И вот ещё что — её, как любую мать можно жестоко обидеть, забыв поздравить с днём рождения. Не совершите этого тяжкого проступка, поздравьте с этим праздником Мать — Сыру Землю 9 мая, ибо в этот день, в праздник Земли, как известно по легендам, что сохранило язычество древних славян, Род сотворил Землю.
Конечно, у нас остались только легенды – будто бы сотворена была Земля из Млечного Молока, взбитого в сметану. Возможно, это только прекрасный поэтический образ, а, может быть, и акт творения, имевший под собой реальные галактические события.
Как это было?
Род, Отец Всего Сущего, с высоты недавно созданного им Мира любовно осматривал ещё одно своё творение — Землю, и прикидывал, всё ли он сделал, как нужно. Долго любовался её горами и лесами, реками и полями, радуясь, что создал такую красоту.
Как происходило создание Мать сыра Земля, так, как описывается здесь или как-то иначе, можно только догадываться. Но думается, именно при появлении Земли и Неба над ней, Род понял, что возникло начало Порядка. Праздник Земли был одним из первых.
Как было дело нам, конечно, уже в точности не узнать, но ведь действительно когда-то это случилось! А вдруг, и правда, посредине Стречи Даждьбога, когда празднуется приход сияющего солнечной короной могучего божества Дневного Света, и случилось рождение нашей красавицы Матушки-Земли?
Как праздновали славяне этот великий день?
В праздник земли разделялись обряды на мужские и женские. Плодоносящая сила, подобная силе матерей славянских, чествовалась в этот день особым образом. Язычество древних славян подсказывало правильные действия. Снимали обувь, мешающую прямому общению и босиком, по утренней заре, отправлялись женщины поздравлять и кормить Землю-Матушку, просить её о силе женской для себя, детей красивых да здоровых, да урожая хорошего, чтобы было чем кормить семью свою большую.Устраивали складчину, расстилали скатерти на земле, часть блюд прямо во время трапезы носили по полю, угощая землю.А старшая женщина, познавшая радость материнства, проводила обряд кормления – приподнимала небольшой плат земли осторожно, клала кусочки еды с просьбой дать щедрый урожай. И наливала их Мать сыра Земля, от щедрот своих прекрасных, волшебной силой плодоношения.
Мужчины же, раздевшись, ступая босыми ногами по тёплой и влажной, согласно древнему обычаю и естественному закону, в этот день целовали землю и бросали в неё семена, и было это красиво и правильно.
Могучая магия Родины!
Попробуйте уехать далеко-далеко от матери своей. И, вроде бы ничего особенного, так и случается со взрослыми людьми.Можем жить где угодно, лишь изредка вспоминая родительский дом.Но вдруг занеможется — затоскуется и потянет к родному крову, к защите материнской, вечной и изначальной, так сильно, что бросишь все дела, побросаешь вещи в сумку, и скорей к ней, пока есть еще силы!И эта материнская любовь, накрыв тонкой прочной пеленой, даст, наконец, передышку, защиту и вернет светлую детскую веру в то, что все будет хорошо!И это великое материнское чародейство есть в каждой женщине. Это чудесное наследство, доставшееся от Великой чародейки Мать сыра Земля.
И знали, знали славяне о чарах родной Земли!
И брали с собой горсть родной земли в дальнее путешествие, плели науз с ладанкой, и носили как мощный оберег от злых сил. «Мать — Сыра Земля, покрой меня кровом своим и крылома своима и огради меня ризою своею от колдуна и от колдуницы, от ведуна и от вещицы, и от всякого злаго человека, и от всякой злой притчи на воды и на земли.Если приходилось остаться на чужбине, высыпали землю из ладанки, ступали на нее босыми ногами и заклинали: «по своей земле хожу», и становилась от этого чужбина чуть роднее, благосклоннее, гостеприимнее.
А если случалось рану получить, то знали, что, смоченная в слюне, родная земля кровь остановит. «Как здорова земля, так и я был бы здоров».И силы чародейные были столь велики, что непременно это случалось. Только кланяйся на четыре стороны, да упрашивай: «Прости сторона, Мать Сыра Земля». И даже, если ушиб какой приключился, надо вернуться на то место и отмолить у Земли себе прощение. А если, и того больше, болезнь тяжелая случалась, и ничего уже не помогало, надо было провести обряд, называемый «предавание Земле».Топили баню, распаривали больного, и прикладывали к земле: «Мать сыра Земля, здоровья давай или к себе принимай».
А детей – то лечить любовью матери Земли в самый раз! Нужно только сходить на перекресток, взять землю в чашку три раза со словами: «Земля с места, родимец на место».Вот чему научили знахари: Сделать ложкой восемь кругов в кастрюле и девятою вылить в чашку с землей.Затем водой из чашки умыться три раза, слева направо попрыскать воду из кастрюли. Вылить со словами: «От людей пришло, иди к людям». Выливать в три приема.
Святыня славянского народа
Всю жизньМать сыра Земля растит — питает на благо народное хлеб насущный, унимает полунощные ветры с тучами, сдерживает «морозы со метелями», силу нечистую поглощает.Остается она всегда матерью для живущего ею на ней народа.Как траве-мураве не расти без земли, так и славянскому народу не прожить без земли — кормилицы.Как без пахаря — хозяина и добрая земля-горькая сирота, так и он без земли — что без живой души в своем богатырском теле!
Мать сыру Землю славяне неустанно благодарили каждый месяц, особенно в день рождения, в праздник Земли, 9 мая, пели в честь нее песни, вышивали ее изображение виде лосих – Рожениц, в виде фигурки с «рогами», или просто женской фигурки в окружении оленей и уточек, почитали и благодарили, в обмен на материнскую любовь Земли – Матушки.
Священная, требующая соблюдать правила поведения с ней и наказывающая за нарушение предписанных запретов. Нельзя тревожить Мать — Сыру Землю в этот день – копать, разбивать комья, вбивать в нее колья. Неминуема кара на этот запрет – засуха, неурожай, голод и смерть! Язычество древних славянтвердо на этом настаивает!
Заключение
Каждый выбирает, как ему относиться к Родине, Земле и Миру, в котором живешь. Можно рассматривать их с разных позиций – научной, мифологической, религиозной.И это правильно! Мир вокруг нас велик и многомерен, и, боюсь, не в полной мере познаваем нашим человеческим умом.
Но вечная Душа, что бьется прекрасной легкокрылой бабочкой в каждом живущем ныне, знает не умом, а чем-то большим, что Земля – это не просто небесное тело, диаметром 12742 км, с эллипсоидной орбитой вокруг звезды типа «желтый карлик».
Что есть у Земли, как и у нас, Вечная Душа, волшебная Красота и огромная Любовь. Такая огромная, что хватит на нас всех. Неужели мы останемся равнодушны?Неужели не ответим мы благодарностью Земле, из которой пришли, и в которую уйдем?
Поблагодарим же Землю 9 мая, сделаем праздник Земли, пусть это будет лишь малым ответом на то, что мы получаем от Матери нашей. С днем рождения, Мать сыра Земля, щедрая красавица славянская!
Источник статьи: http://slawa.su/bogi/slavyanskie-prazdniki/3209-prazdnik-zemli-9-maya.html