Славянский праздник календарь август

Славянский праздник календарь август

Жнивень, зарев, серпень (август) – этот месяц получил свое название по имени римского императора – Августа.
Коренные древнерусские имена месяца были другие. На севере он назывался «зарев» — от сияния зарницы; на юге «серпень» — от серпа, которым снимают с полей хлеб.
В украинском языке это название августа так и сохранилось, только читать следует через «э» — «сэрпэнь» )))))

Месяцеслов празднований Мокриды, Спаса, Калинника, Вихревея и Житника.

1 зарева
14 августа (1 августа)
. Мокрида .
(Медовый Спас)
Мокрида — это один из весьма важных сакральных дней русской народной традиции. День Мокриды, а в ряде случаев — Мокрины, популярен с глубокой древности и вошёл в историю языческой Руси — как день крещения Руси (в 988 году). Другим названием этого дня является Медовый Спас, равно как и Мокрый Спас (как синоним Мокриды).

Крещение языческой Руси на этот день приходится отнюдь не случайно, а связано с тем, что обрядовая часть дня Мокриды проводится в воде — обязательном условии при проведении такого рода обрядов. То есть, в этот день, крестителям языческой Руси было достаточно просто перекрестить всех купающихся и поставить язычников перед фактом свершившегося крещения, равно как и приурочить крещение желающих принять новую веру — именно к празднованию Мокриды.

Медовым Спасом этот день является в основном только для пчеловодов, которые к этому времени уже во второй раз снимают соты с мёдом. Причиной побуждающей к Спасу мёда является угроза — исходящая от диких пчёл, которые могут разорить опоздавшего с «заломом» (снятием сот). Поэтому, общенародным принято считать Мокрый Спас.

Обряд Мокриды по своему значению близок к купанию на Купалу, но отличается особенностью «обережного купания», так как к этому времени вода начинает преобразовываться и обретает свойства оберега от различных недугов. И если на Купалу нет каких-либо рекомендаций к купаниям, то на Мокриду нужно обязательно окунаться с головой, а также строго соблюдать разделение на мужские и женские группы, так как совместное купание считается вредоносным. Купания на Мокриду имеют не только сакральную суть, но и являются последними в году, так как после этого времени, данные занятия принято считать опасными.

6 зарева
19 августа (6 августа)(
. Спас .
(Яблочный)
Наряду с Мокрым Спасом 1 зарева и Ореховым Спасом 16 зарева, Яблочный Спас приходящийся на 6 зарева, почитаем в народе гораздо больше чем два других — не менее значимых сакральных дней. Предпочтение Яблочному Спасу отдаётся по достаточно простой причине — широкого празднования этого дня и «пира горой», который следует сразу после продолжительного воздержания от потребления плодовых культур. Запрет на потребление плодовых культур был связан с необходимостью сохранения данных культур до этого времени — только в древности, а в настоящее время, в силу развития сельского хозяйства уже не актуален, хотя и сохраняется традицией «постов» в православии. Поэтому, в народной традиции этот сакральный день отмечается как широкое застолье — где главным яством принято почитать яблоко, плоды которого поспевают к этому времени.

Застолье с яблоками на Яблочный Спас — это отнюдь не единственный повод собраться на данный Сакральный День, суть которого заключается в Преображении Природы (в православии — Христа), то есть завершения урожайного Лета и зачина для урожайной Осени.

11 зарева
. Калинник .
(Калинов День)
Вещий Калинов День, или Калинник назван так в честь калинников — красных молний блистающих во время вечерней зарницы. Калинники, которые наблюдаются в этот день, являются средством сбора неприкаянных душ богиней Зарёй и поэтому в этот День, также называемый «Днём привидений» , души не похороненных должным образом или «заложных» покойников проявляют высокую активность — дабы богиня Заря проводила их на Тот Свет (в Ино). Поэтому, Обряд Калинова Дня является Тризной, на которой осуществляются проводы усопших — из числа родных кои небыли преданы Земле (пропавшие без вести или не воспетые).

16 зарева
. Вихревей .
(Ореховый Спас)
В народе было принято 29 августа начинать сбор лесных орехов, а накануне печь хлеб, пироги и булки из муки нового урожая, чтобы с утра пораньше освятить свежую выпечку в церкви. Поэтому третий Спас называли Ореховым и Хлебным.
А еще — Холщовым.
Простые люди по-своему понимали праздник: они считали этот день очень благоприятным для торговли полотнами и холстами. И верили, что 29 августа продажи тканей будут прибыльными, а покупки — удачными. Поэтому в городах и селах, где жили ткачи, на третий Спас устраивали текстильные ярмарки.

Читайте также:  Сценарий праздника природе для детей

А еще в этот день люди старались исполнять особые обряды и обычаи.

Хлебные приметы
Хлеб нельзя на весу резать — нищету накличешь.
Откусил булку, не оставляй, доедай, иначе свое счастье оставишь.
Хлеб нельзя отламывать — дела не пойдут, все будет из рук валиться.

Ореховые суеверия
Если на третий Спас найдешь два сросшихся ореха , левой рукой положи в кошелек — весь год будут деньги водиться.
Первый найденный орех нужно попробовать. Пустой — не жди перемен. Гнилой — к беде. Горький — к измене. Сладкий — к счастливой любви. Спелый — к благополучию. Незрелый — к важным новостям.

‘Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зеленых горах холсты продают’.

29 августа — Праздник последнего снопа. Госпожин день — День Жницы. В день Третьего Спаса по дожиночному снопу гадали о характере урожая следующего года. Из снопа брали три колоса, и зёрна каждого колоса сажали отдельно. Если раньше всходили зёрна первого колоса, в будущем году лучшим будет ранний сев. От второго колоса — средний сев, от третьего колоса — поздний сев.
Гадали в этот день и о погоде. Если в этот день вода в реке и в озере не волнуется ветром, осень будет тихая, а зима — без метелей.

Священный праздник
18 зарева
. Житник .
(Велес Летний)

Русское название месяца Зарев происходит от присущих этому времени ярких зарниц и красивых зорь. Такой акцент на атмосферных явлениях связан с трудом в поле, с утра до вечера — так как это время сбора Урожая.

Латинскому названию этого месяца Августом, послужило переименование италийского секстилилиса (шестого по порядку) в I веке до нашей эры, в честь титула (Август) внучатого племянника Цезаря Октавиана, который в латинском языке обозначает «возвеличенного богами». В Древнем Риме покровительницей этого месяца была Богиня мудрости — Минерва (входившая в древнеримскую триаду — наряду с Юпитером и Юноной). Во времена Римской Империи Минерва обрела функцию аналогичную древнегреческой Афины и стала почитаться Богиней войны и победы.

В русском язычестве как традиции с противоположной (северной) стороны Европы, бытовало существенное различие, не только как «варварской стороны», но и различия полов у Покровителей мудрости и войны, где во времена Варяжской Руси таковым богом почитался Радегаст (Глава Рады — как мирного, так и военного Совета). Атрибутами Радегаста являлись утка (сидящая на голове — как символ Миропорядка) и бычья голова (на груди или щите — как принадлежность к Роду).

В зависимости от обычаев, на Зарев проводятся множество разнообразных обрядов (среди которых все три Спаса). Одним из самых известных в сельскохозяйственном быту обычаев — является обряд связывания колосьев «Велесу на бородку», а также Праздник широких пиршеств и весёлых игрищ — Житник.
Источник: http://www.bujan.ru/kologod/zarev.html

Рекламный блок
Администратор

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 18:50
Сообщения: 31660
Откуда: РФ, Краснодар

maminsite
Администратор

Зарегистрирован: 15 апр 2009, 18:50
Сообщения: 31660
Откуда: РФ, Краснодар

_Виктория_
Главный модератор

Зарегистрирован: 16 апр 2009, 14:19
Сообщения: 9428

Страница 1 из 1 [ Сообщений: 4 ]

Часовой пояс: UTC + 3 часа

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Источник статьи: http://maminsite.ru/forum/viewtopic.php?p=60740

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • 1 Жизнь без прикрас (9843)
  • О мужчинах. И женщинах 🙂 (1717)
  • Необычное. Природа. Тайны. (1179)
  • 2020 — МИР + МЫ (955)
  • Наука. Образование. (897)
  • как это было (739)
  • 2019 — МИР и МЫ (701)
  • 2018 — Мир и Земля (552)
  • космос (516)
  • 2014 — Мир и Украина (372)
  • 2017 — Мир и Земля (353)
  • 2016 — МЫ и МИР (311)
  • 2015 — Мы, Мир и Украина (268)
  • 2021 — МИР и НАША жизнь (253)
  • Йеллоустоун. Лепестки. Камушки. (222)
  • 2021 про ковид (31)
  • 2 Познание мира и себя (9792)
  • Психология и поиск себя (2518)
  • Работа над собой (2262)
  • Эзотерика, философия (1832)
  • практики, медитации (1312)
  • Тонкий мир (1174)
  • Энергетика и строение человека (723)
  • 3 Мудрость жизни (4544)
  • практические советы (2523)
  • Медики о медицине (497)
  • Мудрый возраст (317)
  • ОНКОЛОГИЯ (275)
  • Лечения: аромо, цвето и др. (210)
  • аптечка: мази и др. (198)
  • 4 Народные рецепты (2803)
  • 1 ЛУКОШКО полезных советов (463)
  • 1 разные общие советы (443)
  • суставы ног, рук, позвоночник (267)
  • голова, нервы, давление (225)
  • сердечно-сосудистые (168)
  • глаза, зрение (146)
  • почки, печень (144)
  • желудочно-кишечный тракт (143)
  • 2 чистка, очищение (140)
  • 2 общее оздоровление (136)
  • уши, горло, нос (109)
  • кожные проблемы (106)
  • женские и мужские проблемы (102)
  • ступни ног, грибок, мозоли, шишки (85)
  • рот, зубы и проблемы с ними (78)
  • 1 ОТ БОЛЕЗНИ ИЗЛЕЧИЛСЯ САМ (72)
  • простуда (60)
  • лёгкие (42)
  • 1 Из древних знаний (2514)
  • славянские практики (677)
  • практики других народов (374)
  • обереги (372)
  • Славянское целительство (273)
  • заговоры (249)
  • 1 Русь. Славяне. (2293)
  • НАШИ ПРЕДКИ (700)
  • История, легенды, сказки (465)
  • БОГИ славян (390)
  • Животный и растительный мир (90)
  • ПЕСНИ птицы Гамаюн (18)
  • ДОМ и КУХНЯ (2119)
  • у нас на кухне (1643)
  • Рецепты разные. Мультиварка. (339)
  • Это интересно (1713)
  • Разное (721)
  • Творчество моих близких (65)
  • Магия (1476)
  • практика (762)
  • Технологии разные (118)
  • Стихии и магия (111)
  • Предсказания. Гороскопы. (1044)
  • Праздники. Новый Год. (435)
  • ПРЕДСКАЗАНИЯ разные (125)
  • Сварожий Круг (20)
  • Обучение (765)
  • Из разных книг (330)
  • космоэнергетика (272)
  • семинары, лекции (90)
  • целительные программы (74)
  • Это видео, музыка (669)
  • Фильмы (28)
  • День космических историй. (24)
  • Русский язык. (366)
  • РУНЫ (253)
  • Это Помощь для блога и компьютера (187)
  • ЭТО ЛИЧНОЕ (72)

Музыка

Поиск по дневнику

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

Славянские праздники августа – на излете лета

Суббота, 04 Августа 2018 г. 19:55 + в цитатник

Как и многие христианские торжества, августовский Спас есть ни что иное, как цикл праздников, посвященных языческому Даждьбогу – именно его славяне считали Спасом, то-есть Спасителем, дающим людям жизнь и благополучие.

«На Маковея лето кончается, осень начинается»

1 августа череда праздников начиналась первым Спасом – Медовым, иначе Маковеем или Спасом на воде.

Накануне в каждом доме хозяйки собирали «маковейный цветок» — букет растений, каждое из которых служило оберегом для какой-либо стороны славянской жизни. Калина увеличивала девичью красоту и нежность, рута и ноготки защищали от болезней, колоски овса обещали обильный урожай, мята благоприятствовала миру и покою в доме. Обязательной частью букета были маковые головки. Собранные растения увязывали красной лентой, и в день праздника освящали на капище, а затем берегли пуще глаза целый год – маковейник считался очень мощным семейным оберегом от несчастий и болезней. Высушенный букет обычно ставили на подоконник, там он и красовался до следующего Маковеева дня.

Другое название праздника – Медовый Спас, поскольку в этот день пасечники традиционно приступали к сбору меда. Считалось, что с этого дня пчелы больше не собирают с цветов мед, и соты в ульях наполняются до краев. Иными словами, приходило время собирать сладкий урожай, освящать его и до отвала угощаться любимым славянским лакомством. Наши предки, впрочем, не только пекли медовые пироги и пряники, но также варили из меда хмельную медовуху, которая использовалась как праздничный напиток. Кроме того, медовуха служила лекарством — ею лечили простуды и некоторые другие хвори.

Еще первый Спас называли Мокрым – потому, что в этот день, по мнению наших предков, приобретала уникальные свойства вода. В Спас на воде непременно полагалось искупаться в реке, озере или пруду – считалось, что в праздник вода обретает целительную силу. Она смывала грехи, болезни и злые наговоры, и на целый год придавала людям здоровье и силы. Именно в это время хорошие хозяева звали волхвов на освящение новых колодцев и очищение старых – от этого вода теряла всю отрицательную энергию и наоборот становилась проводником добрых сил природы. После Маковея купаться было уже не принято, поскольку лето близилось к концу, и те, кто все же решался поплавать в озере или реке, мог заболеть либо даже утонуть.

«На Второй Спас и нищий яблочко съест»

Петр Кончаловский, «Яблоки»

6 августа на славянские земли приходил второй Спас – Яблочный, он же Большой.

Интересно, что до этого дня в славянских общинах запрещалось есть любые фрукты и овощи кроме огурцов. Зато со дня Яблочного Спаса наступало время лакомиться всем, что уродили сады и огороды. Правда, до этого урожай приносили волхвам для освящения – на столах в капище раскладывались собранные плоды, волхвы приносили Матери земле благодарность за плодородие и благословляли фрукты и овощи. Часть урожая члены общины жертвовали нищим, откуда и произошла поговорка: «На Второй Спас и нищий яблочко съест». Считалось, что хозяева, которые не поскупились отдать часть плодов неимущим, в следующем году непременно соберут обильный урожай.

В день Яблочного Спаса готовилось множество блюд из яблок: с ними запекались утки, гуси и курицы, их томили в печи с медом, пекли разнообразные пироги. С этого дня у женщин начиналась настоящая «яблочная страда». Сочные плоды хозяйки заготавливали впрок всеми доступными способами, сушили, вялили, замачивали, квасили.

Со Вторым Спасом в народе связывали надежные приметы – природные и человеческие. Существовало, например, поверье, что если в этот день откусить кусочек яблока от первого урожая и загадать желание – загаданное обязательно сбудется. Верили славяне и в другую забавную примету: если в день праздника человеку на руку дважды сядет муха, то его ожидает необыкновенная удача в жизни. Надо полагать, мухи в день Второго Спаса были в безопасности, как никогда.

Природные приметы касались в основном будущих холодных месяцев: например, если на Яблочный Спас стояла жара – ожидали малоснежной зимы, а если лил дождь – наоборот, опасались, что деревни и поля завалит по самые крыши.

После Второго Спаса ночи делались холодными, близилась осень, и пословица предупреждала: «Пришел Второй Спас – бери рукавицы про запас». Недаром этот день называли также Осенинами, ведь он еще приближал окончание теплых летних деньков.

«Слава Ладе, Ладе-матушке!»

Александр Ягодкин. «Ах, эта красная калина».

17 августа начиналось Ладино полетье – дни, когда славяне чествовали Матушку Ладу, Пречистую Матерь-Землю.

К Пречистой община должна была закончить сбор урожая и приступить к севу озимых, потому что земля уже готовилась к холодному времени и крепкому зимнему сну. А до того, как Мать-Земля уснет, нужно было поблагодарить ее за подаренный урожай. Жрецы в эти дни проводили ритуалы благодарения Земли, удивительные для современного человека: ей исповедовались в помыслах, каялись за кривду, если такая была допущена, катались в утренней росе, освящаясь мощной силой Матери-Лады. Недаром женская богиня Лада и Мать-Земля объединялись в сознании наших предков, ведь одна из них символизировала женскую плодовитость, а другая — вечно возрождающиеся силы природы.

И когда она щедро одаривала людей своими плодами, самое время было выказать ей почет и уважение. В день Первой Пречистой начинали заготавливать калину – особое растение. Славяне почитали ее не только за отменно вкусные ягоды, которые использовали в наливках, вареньях, при лечении простуд, но также за ритуальную роль в свадебных и похоронных обрядах. В семьях, где входили в возраст юные невесты, активно запасались калиновыми гроздьями, поскольку каждому было известно: туда, где под крышей развешаны пучки калины, можно смело являться со сватами.

Коллективные походы девушек за калиной устраивались на Ладино полетье едва ли не каждый день. Это простое хозяйственное занятие в среде веселой молодежи превращалось в настоящее приключение. Придя в лес, девицы находили первый калиновый куст и принимались водить вокруг него хороводы, петь и играть. Лишь потом наступала пора сбора ягод, из которых первые следовало съесть немедленно, а пока жуешь их, загадать на суженого. Юноши в это время устраивали засаду на полпути от деревни, и едва сборщицы ягод приближались, пугали их и пытались отобрать полные корзинки. В процессе перепалки молодежь разрисовывала друг другу лица ягодным соком, что служило признаком взаимной симпатии. Затем все вместе возвращались в село, и девушки отдавали собранную калину матерям, а те говорили: «Будь, доченька, и ты красной и здоровой калиной, непорочной и чистой к венцу!»

Несколько веток с ягодами развешивали в доме, а остальное помещали под крышей, как знак, что в доме есть невеста. С этих дней начинались по деревням сговоры, смотрины да обручения, чтобы осенью играть свадьбы, чтобы не прерывалась живая нить жизни в славянских племенах.

«Третий Спас хлеба припас»

Николаев Юрий, «Хлеба».

На следующий день после Пречистой праздновался последний, Третий Спас. У него также было несколько названий: звался он Хлебным, Ореховым и Холщовым.

В Хлебный Спас пеклись хлеба из муки нового урожая. Тесто на караваи замешивали старшие женщины в роду, заговаривая одновременно всех домочадцев на здоровье. Хлеба пекли в основательно протопленной печи, если они хорошо поднимались, считалось, что болезни целый год будут обходить дом стороной. Готовые караваи относили для освящения к волхвам, и лишь после славлений, в которых принимала участие вся община, наступало время семейного застолья. Глава семьи благодарил богов за обильные урожаи, а затем проводился ритуал угощения первым хлебом. Старший мужчина в роду должен был угостить самого младшего мальчика, чтобы род не прервался, и произнести при этом: «Боги дали урожай богатый, пусть пребудут все дети рода нашего во здравии и сытости». После этого вся семья приступала к угощению. На столы в Третий Спас ставились хлеб и пироги из новой муки, яблоки, мед, орехи, мясные и рыбные блюда. Считалось, что нужно отведать хотя бы понемногу от каждого блюда, и тогда удача, здоровье и благополучие никогда не покинут дом.

Другое название Третьего Спаса – Спас на холсте или Холщовый — было связано с тем, что на этот день обычно назначались ярмарки, где бойко торговали полотном и холстами. И если уж член славянской общины попадал на торжище – полагалось прикупить хоть что-то, иначе он рисковал весь год провести в нищете.

Еще Третий Спас называли Ореховым, поскольку к этому времени как раз поспевали орехи. Интересно, что из орешника славяне делали банные веники – согласно поверью, такой веник моментально выгонял из тела любую хворь, вот только хранить их следовало отдельно от других веников, чтобы не потеряли свою чудесную силу.

По народной примете, обильный ореховый урожай обещал, что на будущий год так же хорошо уродится на полях рожь. Другая примета обещала, что если улетели в теплые края последние стаи журавлей и ласточек, то к Покрову уже ударит мороз. Если же август оказывался богат на грозы, осень ожидалась долгая и теплая. Последний Спас означал, что до осени осталось совсем немного, да и холодные зимние дни тоже не за горами.

Рубрики: Предсказания. Гороскопы./Праздники. Новый Год.

Метки: славяне праздники август

Процитировано 4 раз
Понравилось: 7 пользователям

Источник статьи: http://www.liveinternet.ru/users/4061666/post438686580/

Оцените статью
Adblock
detector