- Бабушкин подарок: для читательского дневника
- Зощенко: Бабушкин подарок: Читательские дневники
- Главные герои рассказа «Бабушкин подарок» и их характеристика
- План пересказа рассказа «Бабушкин подарок»
- Кратчайшее содержание рассказа «Бабушкин подарок» для читательского дневника в 6 предложений
- Главная мысль рассказа «Бабушкин подарок»
- Чему учит рассказ «Бабушкин подарок»
- Отзыв на рассказ «Бабушкин подарок»
- Пословицы к рассказу «Бабушкин подарок»
- Краткое содержание рассказа Зощенко «Бабушкин подарок».
- Анализ рассказа М. М. Зощенко «Бабушкин подарок»: краткое содержание, главная мысль, чему учит (Литература XX века)
- Анализ рассказа Михаила Зощенко «Бабушкин подарок»
Бабушкин подарок: для читательского дневника
Зощенко: Бабушкин подарок: Читательские дневники
содержание, план пересказа, главные герои, главная мысль, отзыв, анализ.
Читательский дневник — 1
Главные герои рассказа «Бабушкин подарок» и их характеристика
- Минька. Маленький мальчик, хотел стать хорошим. Добрый, прислушивается к словам родителей.
- Леля. Сестра Миньки. Завидовала мальчику, потому что бабушка выделяла его, а потому вредничала.
- Бабушка. Добрая, но не очень справедливая.
- Папа. Справедливый, умный, хороший воспитатель.
План пересказа рассказа «Бабушкин подарок»
- Бабушкины подарки
- Бабушка на даче
- Десять монеток
- Леля завидует
- Монетки потерялись в траве
- Взрослые ищут монетки
- Леля на дереве
- Мальчик с рогаткой
- Что сказала бабушка
- Что сказал папа
- Минька делится монетками
- Минька хвастает
- Минька отдает еще монетку
- Леля болеет
- Нужно стремиться быть хорошим.
Кратчайшее содержание рассказа «Бабушкин подарок» для читательского дневника в 6 предложений
- Бабушка любила Миньку больше чем Лелю и всегда дарила ему лучшие подарки и пирожные.
- На даче бабушка подарила Миньке десять монеток, а Леле ничего не дала.
- Леля ударила Миньку по руке и монетки рассыпались.
- Бабушка ругала Лелю, но папа сказал, что и Минька поступил плохо.
- Минька поделился монетками с Лелей, но папа осудил его хвастовство.
- Минька дал Леле еще монетку, она наелась мороженого и заболела.
Главная мысль рассказа «Бабушкин подарок»
Быть хорошим тяжело, но нужно постоянно к этому стремиться.
Чему учит рассказ «Бабушкин подарок»
Рассказ учит не жадничать и делиться тем, что имеешь. Учит не выделять среди детей любимчиков. Учит всем дарить одинаковые подарки. Учит справедливости. Учит не хвастать добрыми поступками. Учит стремиться к идеалу.
Отзыв на рассказ «Бабушкин подарок»
Мне понравился этот рассказ, хотя не очень понравилась бабушка. Мне тоже было бы обидно, если бы меня обделяли подарками. И главное в этом рассказе то, что Минька понял, как важна в жизни справедливость. Ведь тогда не будет повода для ссор и обид.
Пословицы к рассказу «Бабушкин подарок»
- Сила дружбы в справедливости.
- Где справедливость, там и правда.
- Для хорошего человека ничего не жалко.
- Скромность всякому к лицу.
- Коль хорош, так не хвались, тебя и так заметят.
Читательский дневник — 2
У Мини и Лели была бабушка. Она любила внука, и приехав в гости со сладостями, давала внуку их выбпрать, а Леле давала сама. Однажды бабушка приехала с пирожными, без игрешек в подарок. Леля спросила о подарках, бабушка разозлилась и дала Мине 10 монет по 10 копеек, а внучке не дала ничего.
Девочка расстроилась, ударила брата по руке, монетки рассыпались. Все родственниуи сбежались помогать, но одну монетку не нашли. Боясь выговора, Леля сидела на дереве. Отец объяснил Мине, что если кто-то остался без подарка, с ним надо делиться. Тогда мальчик подарил сестре две монетки и рассказал о том папе. Отец в ответ сказал, что добрыми делами не надо хвастаться. Тогда Миня подарил еще одну монетку. Леля нашла потеряную монетку, купила на все деньги мороженое, и неделю проболела.
Этот случай показал герою, что надо делать добрые дела, не ожидая за них благодарности.
Главная мысль рассказа Зощенко «Бабушкин подарок» заключается в том, что следует внимательнее оценивать поведение детей. Бабушка обратила внимание на несдержанность Лели и лишила ее подарка, отдав все деньги Миньке. Но Минька, по мнению его папы, не заслужил этих денег. Папа постарался объяснить сыну, кто может считаться лучшим мальчиком, и что для этого следует делать.
Рассказ учит быть сдержанным и не завидовать другим. Если бы Леля была более сдержанной, она бы тоже получила подарок от бабушки.
В рассказе мне понравился папа Лели и Миньки, который посоветовал сыну поделиться подаренными монетками с сестрой и при этом не хвастать окружающим подобным деянием.
Какие пословицы подходят к рассказу Зощенко «Бабушкин подарок»?
- Чем больше терпения, тем умнее человек.
- Берут завидки на чужие пожитки.
- Собой не хвастай, дай наперед похвалить себя людям.
Читательский дневник — 3
Краткое содержание рассказа Зощенко «Бабушкин подарок».
Бабушка очень любила Миньку и часто дарила ему подарки. При этом бабушка не любила Лелю и давала ей подарки много хуже. В тот день бабушка приехала на дачу и принесла пирожные. Но Леля огорчилась, и спросила про другие подарки. Тогда бабушка назвала Лелю жадной девочкой и подарила Миньке десять монет. Леля дождалась, пока бабушка уйдет и выбила монеты из рук Миньки. Сбежались взрослые и стали ругать Лелю, а та залезла на дерево.
Бабушка сказала, что не будет больше приезжать на дачу и пусть лучше к ней привозят хорошего мальчика Миньку. Но папа сказал, что Миньке не очень хороший, потому что он не поделился монетами с сестрой.
Минька отдал Леле две монеты и стал хвастать, что он очень хороший. Все ахали, но папа сказал, что хороший мальчик не стал бы хвастать.
Тогда Минька отдал Леле еще монету, а еще одна та нашла в траве. Леля купила мороженого, объелась и у нее боле живот.
В читательский дневник можно записать такое краткое содержание:
- Бабушка выделяла Миньку и дарила ему лучшие подарки.
- Она подарила Миньке десять монет
- Леля выбила монеты и взрослые их искали.
- Минька узнал, что хороший мальчик поделился бы с сестрой.
- Он отдал Леле две монеты и стал хвастать.
- Но оказалось, что хорошие мальчики не хвастают и тогда Минька отдал сестре еще монету и никому про то не сказал.
Главные герои небольшого рассказа под названием»Бабушкин подарок», написанного автором Зощенко мальчик, Леля и Минька, которые являются сестрой и братом, а также бабушка. Леля старше брата. Она искренняя, непосредственная девочка. Она все, что хочет, делает, говорит правду всегда. Бабушка ее брата больше девочки любила, баловала его.
Привезя угощение (пирожные), она сначала разрешала Миньке выбирать лучшие. А что оставалось, отдавала Леле. Это очень обижало девочку. Когда бабушка подарила Миньке монеты, Леля повела себя нехорошо, стукнув его по руке. Лишь когда папа объяснил сыну, что нужно делиться с сестрой, он поступил правильно. Рассказ содержит главную мысль о необходимости равного и справедливого отношения к детям. И еще рассказ учит делиться с другими.
Читательский дневник — 4
Коротко о содержании рассказа:
Автор рассказывает о том, как у одной бабушки были внуки Минька и Леля, но почему-то бабушка любила Миньку больше, чем Лелю. Бабушка всегда дарила внуку подарки лучше чем девочке.
Однажды бабушка на вопрос Лели о том привезла ли бабушка им подарки очень рассердилась и сказала что привезла подарки только Миньке, потому что он не задаёт лишние вопросы. Девочку очень обижало то, что бабушка их подразделяет и больше любит Миньку.
Однажды бабушка подарила Миньке монетки а Леле нет и папа сказал бабушке что зря она балует Миньку, ведь если бы Минька был хорошим мальчиком, то поделился бы монетками со своей сестрой, Минька тогда подарил сестре две монетки и похвастался родителям. Отец опять сделал замечание сыну о том, что сделав кому-то что-то хорошее не стоит хвастаться и Минька подарил сестре ещё одну монетку и никому об этом не рассказал. Минька на всю жизнь запомнил урок, который преподал ему отец.
Главные герои рассказа:
- Минька, мальчик который был любимцем бабушки, мальчик очень добрый был и внимательно прислушивался к словам родителей.
- Леля, сестра Миньки — обычная девочка, которая обижалась на бабушку за то, что она больше любит брата, чем её и поэтому вредничала.
- Бабушка Лели и Миньки, которая была очень добрая, но очень нехорошо поступала в отношении внучки.
- Папа Лели и Миньки, очень справедливый человек, рассудительный и правильно воспитывающий своих детей.
план рассказа «Бабушкин подарок»
- Бабушка не любит Лельку, а Лелька сердится на брата.
- Бабушка назвала Лельку невоспитанной и не подарила ей подарок
- Лелькина месть.
- Как папа пристыдил бабушку.
- Папа не считает Миню лучшим мальчиком на свете
- Минька понял папин урок.
Бабушка в рассказ «Бабушкин подарок» очень злая женщина, разжигает ненавись и зависть, она любит Миньку, но не любит его сестренку Лельку, это из-за бабушки дети ругаются Рассказ учит не завидовать чужим подарком, главная мысль рассказа «Бабушкин подарок» заключается в словах папы, хорошими делами не хвастаются, хороший человек о хороших делах молчит.
Пословица к рассказу «бабушкин подарок» такая Доброе дело самом себя хвалит, потому что Лелька подружилась с Минькой, когда он ей просто так отдал монетки, Лелька поняла, что брат не жадничает и хочет сделать ей хорошее, дарит не для того, чтобы все увидели. а дарит просто так.
Читательский дневник — 5
Главные герои рассказа «Бабушкин подарок»:
- Минька. Маленький мальчик, который очень хотел быть хорошим. Узнал, что быть хорошим очень трудно. Добрый и отзывчивый, любит похвастать, готов поделиться с сестрой тем, что имеет, но только после того, как узнал, что это хороший поступок.
- Леля. Старшая сестра Миньки. Старше мальчика на два года. Хитрая и умная, ловкая, пронырливая, умеет за себя постоять. Решительная и смелая. Подвержена приступам зависти и злости. Ревнует брата к бабушке и обижается, когда ее обделяют подарками.
- Бабушка. Больше любит Миньку. Несправедливая, имеет любимчика. Любит порядок и спокойствие.
- Папа. Добрый, умный, говорит правильные вещи назидательным тоном.
- Мама. Просто добрая и очень любит своих детей.
Главная мысль рассказа.
Быть хорошим очень трудно, но зато необыкновенно приятно.
Источник статьи: http://zoshhenko.ru/chitatelskij-dnevnik-4.html
Анализ рассказа М. М. Зощенко «Бабушкин подарок»: краткое содержание, главная мысль, чему учит (Литература XX века)
Краткое содержание: рассказ ведется от лица мальчика Миньки и самого автора. У Миньки была сестра Леля, старше его. Однажды к ребятам на дачу приехала бабушка и привезла пирожные. Миньку она любила больше, давала ему выбрать те пирожные, которые понравились, а Лельке давала оставшиеся. Леля из-за этого была в обиде и очень переживала.
Миньке бабушка подарила десять монеток, а Лельке ничего не дала.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Обидевшись, Леля ударила брата по руке и все монеты упали. Мальчик начала плакать, тут же прибежали родители, а Лелька с испугу забралась на дерево. Бабушка возмутилась поведением Лельки и была за Миньку, говорила какой он хороший, а папа объяснил, что надо делиться с сестрой, если ей не досталось подарка. Минька подарил сестре две монетки и сразу же рассказал об этом взрослым, но папа его не похвалил. Он сказал, что совершая добрые поступки, не надо всем об этом хвастаться. Минька подарил сестре еще одну монетку и не стал никому об этом рассказывать.
Леля на все подаренные деньги купила мороженое и так наелась, что к вечеру у неё разболелся живот. Ей пришлось несколько дней пролежать в постели.
Главные герои произведения: мальчик Минька и его сестренка Леля.
Главная мысль рассказа «Бабушкин подарок»: взрослые не должны показывать неравное отношение к своим детям. Это может вызвать лишь обиды, слезы и злость. Давая угощение одному человеку на глазах у другого, надо помнить, что ему станет обидно. Всегда нужно делиться.
О совершенных добрых поступках не надо хвастаться, они говорят сами за себя.
Произведение учит быть добрым, уважать старших и не жадничать.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id44473
Источник статьи: http://www.kritika24.ru/page.php?id=44473
Анализ рассказа Михаила Зощенко «Бабушкин подарок»
Анализ рассказа Михаила Зощенко «Бабушкин подарок»
История создания произведения
Прежде чем говорить об истории создания рассказа «Бабушкин подарок» хотелось бы немного рассказать о жизни этого удивительного человека и писателя. Родился он в Санкт-Петербурге, учился в гимназии №8, учился плохо, однажды на экзамене по русскому языку он получил единицу, но уже тогда хотел быть писателем. Затем – Петербургский институт, юридический факультет, откуда через год был отчислен из-за неуплаты. Начал трудиться. В 1914, когда началась Первая мировая война, решил поступить на военную службу. Воевал, участвовал во многих сражениях, был отравлен газами, получил ранения, награждён четырьмя орденами за боевые заслуги. После революции – Красная Армия. Сердечный приступ. Демобилизация. Петроград. С 1918 по 1921 год сменил 10-12 профессий, был даже агентом уголовного розыска. Пишет сатирические рассказы. В 1939-1940 годах Михаил Зощенко создал серию произведений для детей под названием «Лёля и Минька», в которую, кроме рассказа «Бабушкин подарок», включены рассказы «Золотые слова», «Ёлка» и другие. Их объединяет образы главных героев. Это маленький Минька и Лёля, его сестра.
Повествование ведется от лица рассказчика. Это взрослый человек, который вспоминает поучительные и комические эпизоды из своего детства. Автор и рассказчик похожи друг на друга, но полного совпадения нет. Речь рассказчика отличается от авторской. Такая форма повествования называется литературным сказом.
Трудно в это поверить, но написаны были эти рассказы человеком, который постоянно подвергался гонениям: сатирические журналы, с которыми он сотрудничал, закрывали. Его исключили из Союза советских писателе, в котором он восстановился только после смерти Сталина. Особенно тяжелым был для Зощенко 1946 год, когда вышло постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград», поводом к которому … детский рассказ «Приключения обезьяны» (власти увидели намёк на то, что в советской стране люди живут хуже обезьяны).
Но самое страшное случилось 5 мая 1954 года: на встрече с английскими студентами М. Зощенко открыто заявил, что не согласен с обвинениями в свой адрес. После этого имя писателя перестало упоминаться. За него вступились К. Чуковский, Каверин, , Н. Тихонов. Зощенко удалось выпустить в 1957 году сборник «Избранные рассказы и повести». Но здоровье было подорвано, и 22 июля 1958 года писателя не стало. Даже тело его после смерти подверглось опале: не разрешили хоронить в Ленинграде. Прах писателя покоится в Сестрорецке.
Я всегда удивлялась тому, как удалось Зощенко сохранить чистоту и доброту души в то трудное время. Эти качества необходимы, чтобы писать для детей. Цикл рассказов «Лёля и Минька» (именно в него входит «Бабушкин подарок») появился в 1937-1940 гг. Автор обращается к детской аудитории, восприимчивой, впечатлительной. Разумеется, для своих рассказов Зощенко привлёк собственные воспоминания детства. На это указывает и название, и время, и характерные черты его детства и жизни семьи. Рассказчик взрослый, говорящий о своём детстве в прошедшем времени и обращающийся к детской аудитории. Автор надеется, что его опыт научит маленьких читателей, как стать в будущем добрыми, правдивыми и нравственно здоровыми. Главная цель: желание преподать юным читателям основные правила жизни.
Рассказ носит, на первый взгляд, очень простое название: «Бабушкин подарок». Но если вдуматься, окажется, что не всё так однозначно.
Зощенко всегда с особенным психологизмом обращался к детству и молодости. Детство в представлении Зощенко – это выбор пути.
— В каком направлении будет развиваться человек?
— Что станет ориентиром для чуткой души ребёнка в таком впечатлительном и ранимом возрасте?
— Как сохранить детскую непосредственность и непредвзятость на протяжении всей жизни?
Ответ на эти и другие вопросы содержат в себе рассказы для детей Михаила Зощенко.
Но вернемся к рассказу «Бабушкин подарок». Бабушка – самый близкий после родителей человек. И так уж устроена жизнь, что бабушки балуют своих внуков. Бабушка Мини и Лёли тоже никогда не приезжает с пустыми руками. Но почему-то (может быть, не совсем справедливо) она больше любит Миньку. Может быть, потому, что Лёля всегда говорит то, что думает, а Минька благоразумно (или из хитрости) молчит. Конечно, у бабушки намерения самые добрые: она хочет видеть Лёлю воспитанной особой.
Подарок – это вещь, которую подарили. Вспоминается пословица «Дарённому коню в зубы не смотрят». Но это не о Лёле, которая в отличие от Миньки, получающего то, что хочет, всегда недовольна подарками.
Случай, описанный в этом рассказе, несомненно оставил глубокий след в жизни рассказчика: он понял, что нельзя быть жадным, завистливым, нельзя кричать всему миру о совершённых добрых поступках. То же самое, наверно, поняла и Лёля. И всё это произошло благодаря бабушкиному подарку.
Композиция рассказа.
Композиционное построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его содержание.
Композицию рассказа М. Зощенко «Бабушкин подарок» можно назвать событийной. Писатель рассказывает о ряде событий, в результате которых герой – рассказчик стал другим человеком. Завязка рассказа – приезд бабушки с подарками. Далее события развиваются таким образом, что конфликт между Лёлей и Минькой обостряется. Кульминацией же рассказа, наверно, можно назвать эпизод, когда Минька отдал монетку Лёле и ничего не сказал об этом взрослым. Все эти события стали хорошим уроком и для Миньки, и для Лёли.
В рассказе автор использует диалог, чтобы через реплики героев ярче показать их характеры: Бабушка – строгая, может быть, не всегда справедливая, но любящая своих внуков; Лёля – лидер, искусительница, подстрекательница, подруга; рассказчик – добрый, но иногда хвастливы, но стремящийся быть хорошим.
Этот рассказ – воспоминание по композиции можно назвать совершённым, так как в нём ничего лишнего. Автор ненавязчиво говорит о том, каким нужно быть, к чему надо стремиться. Это рассказ для детей, и дети, прочитав его, поймут, что хотел донести автор.
Система образов: мир взрослых и детей в произведении.
В рассказе М. Зощенко два мира: мир взрослых (бабушка, мама, папа) и мир детей (Лёля, герой-рассказчик, соседский мальчик Павлик). Но по мути это один мир, так как между героями существует тесная связь, и не только родственная.
Бабушка – старая, но добрая, особенно к герою-рассказчику, но и Лёлю она любит (например, она не позволила соседскому мальчику Павлику «стрельнуть из рогатки» в Лёлю).
Папа – справедливый, строгий, не умиляется поступкам детей, а объясняет, как надо поступать.
Мама занимает пассивную позицию 6 помогает искать рассыпавшиеся монетки и «ахнула», когда Минька подарил Лёле две монетки.
Главный герой – рассказчик, от лица которого ведётся повествование, его зовут Минька. Мальчик, любящий подарки (да и кто их не любит), сначала он ведёт себя эгоистично, но в конце рассказа, благодаря своевременному наставлению отца, меняется в лучшую сторону.
Лёля – сестра Миньки, очень непосредственная девочка, никогда не притворяется, всегда говорит правду, делает то, что хочет, искренняя. А то, что она завидует Миньки, так это можно понять, ведь бабушка не очень-то её любит (или хочет, чтобы Лёля стала другой).
Есть еще Павлик, соседский мальчик, эпизодический образ. Когда ему не разрешили стрельнуть в Лёлю из рогатки, он рассердился на всех и стрельнул из рогатки в бабушку. Видно, что мальчик невоспитанный.
Героев, как видим, немного. Но именно это делает рассказ прозрачным и действующим для понимания.
Речь героев, её особенности.
М. Зощенко был материалистом в области сказа. Это такие повествования, когда рассказчик обычно – участник событий, такая манера помогает точно передать индивидуальную характеристику героем, их речь, жесты. В рассказе «Бабушкин подарок» рассказчик — мальчик Минька, но уже ставший взрослым. Но поскольку речь идёт о детских годах, то автор использует и просторечные, разговорные слова: «стою как дурачок», «стрельнуть», потому что именно так рассказывал бы мальчик.
Лёля – старшая сестра, и речь у неё рассудительная, серьезная. Показано, что она обижена на бабушку, которая обделяет её подарками.
Речь бабушки – речь образованного, пожившего жизнь человека, правильная речь. Она любит Миньку («славный мальчик Миня»), но недолюбливает Лёлю («завистливая особа», «злодейка»).
Папа, судя по речи, человек строгий, серьезный, заинтересован в том, чтобы его дети выросли достойными людьми. Он не поддерживает бабушку, когда она с матерью восхищается поступкам Миньки, и говорит: «Нет, лучший мальчик на свете тот, который сделает что-нибудь хорошее и после этим не будет хвастаться». И эти слова Минька запомнил на всю жизнь. Как это важно: сказать вовремя нужные слова!
Последние шесть предложений звучат из уст уже взрослого человека. В них – мораль, нравоучение о том, что нужно стремиться стать хорошим.
Средства художественной выразительности, их роль в произведении.
Из средств художественной выразительности прежде всего хотелось бы отметить парцелляцию – намеренное разделение предложения на несколько отдельных частей. Ведь рассказывает мальчик-подросток, а для них и характерна такая манера речи: «У меня была бабушка. И она меня очень горячо любила.»
Использовано многосоюзие (часто повторяется союз И) – тоже характерная черта речи детей: «И мы с Лёлей…», «И тогда моя сестренка…»
В речи бабушки встречаются антонимы: невоспитанный-благовоспитанный, чтобы показать, что она по-разному относится к Лёле и Миньке.
В тексте несколько раз встречается слово «лучший» (лексический повтор), чтобы показать, что и родители хотят, чтобы дети у них были хорошие, и Минька к этому стремится.
Много предложений с однородными членами, например, «И тогда я побежал в сад, нашёл свою сестру и дал ей ещё монетку», которое показывает разнообразие действий. В тексте много глаголов которые придают тексту динамичность: принадлежала, дарила, приносила, подпрыгнули…
Благодаря этим средствам художественной выразительности текст рассказа М. Зощенко получился ярким, динамичным, убедительным.
Авторская позиция и способы её выражения в рассказе.
Авторская позиция – авторское понимание жизни и её оценка, в частности оценка изображаемых характеров. Существуют разные способы выражения авторской позиции.
В рассказе М. Зощенко авторская позиция уже выражена в заглавии, ведь именно подарок бабушки привёл к тому, что герой стремился стать очень хорошим. К тому же заглавие создает интригу: ждёшь чего-то интересного, необычного.
Рассказ написан чётко, ясно, чтобы он был понятен детям, с использованием в основном коротких, легких предложений.
В конце рассказа автор напрямую обращается к юным читателям, как бы ведя с ними беседу, призывая их к хорошим поступкам и делам, а также показывая, какая расплата бывает за дурные вещи (вспомним Лёльку, которая неделю пролежала в постели). Зощенко напоминает о важных нравственных истинах: не нужно хвастаться, не надо быть жадным.
Так как Зощенко был писателем не только о детях, но и для детей, то авторская позиция в его рассказе выражена ясно, чётко, конкретно: «Нет, мне, может быть, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно, но к этому, дети, я всегда стремился».
Источник статьи: http://pandia.ru/text/81/120/3678.php