- «Праздник плуга»: история названия и традиции Сабантуя
- Мне казалось, слово «сабантуй» означает шумное веселье, а оказывается, это праздник
- Как определяется дата Сабантуя?
- Если это татарский праздник, значит его отмечают только в Татарстане?
- Как празднуют Сабантуй и какое отношение к этому имеет борьба корэш?
- Праздник первой борозды
- Ну как не выпить за хороший урожай?
- 11 сентября отмечается великий праздник в Православной церкви – Усекновение главы Иоанна
- Программа для 5 класса ОДНКНР
«Праздник плуга»: история названия и традиции Сабантуя
15 июля в Казани будут отмечать национальный татарский праздник Сабантуй. ТАСС рассказывает об истории и традициях праздника, о том, что значит его название и почему разные города отмечают его в разное время.
Мне казалось, слово «сабантуй» означает шумное веселье, а оказывается, это праздник
Действительно, согласно словарю русского языка Ожегова, у этого слова есть такое значение. Но изначально это название праздника, которое происходит от тюркских слов «сабан» (плуг) и «туй» (праздник).
Сабантуй зародился у тюркских народов, занимающихся земледелием, много веков назад. Раньше праздник был приурочен к началу весенних полевых работ и отмечался в конце апреля. Сегодня он отмечает их окончание и празднуется в основном летом.
Как определяется дата Сабантуя?
Единой даты у летнего фестиваля нет. В разных регионах и населенных пунктах праздник отмечают в разное время. Торжества длятся несколько недель, обычно с конца мая по июль.
Так как сегодня в Татарстане праздник имеет статус государственного, дату его проведения назначает президент республики своим указом.
Если это татарский праздник, значит его отмечают только в Татарстане?
Это не так. Сабантуи проводятся и за пределами Татарстана — в регионах с крупной татарской диаспорой, — и даже за пределами страны, в частности в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Берлине, Монреале, Торонто, Праге, Стамбуле и Париже.
С 2001 года в российских городах проходит ежегодный Федеральный Сабантуй. Каждый год место проведения праздника меняется. Первый фестиваль состоялся в Саратове. В 2016 году это был Нижний Новгород, а в 2017 году Федеральный Сабантуй прошел в Астрахани.
В 2010 году впервые состоялся Всероссийский сельский Сабантуй в селе Алькино Самарской области. В этом году место проведения праздника — Средняя Елюзань Пензенской области, самая большая татарская деревня в РФ.
Как празднуют Сабантуй и какое отношение к этому имеет борьба корэш?
В Татарстане Сабантуй проводится в три этапа. Сначала праздник проходит в селах и деревнях республики, затем в крупных городах. Заканчивается фестиваль в Казани, где проходит главный Сабантуй, на который приглашаются почетные гости.
Кульминация праздника — состязания на майдане. Главным и самым популярным соревнованием является национальная борьба на поясах корэш. Единоборство батыров-силачей строго судят седые аксакалы — ветераны. Победителя ждет живой баран.
Сегодня борьба корэш из праздничного развлечения переросла в вид спорта, в котором проводятся личные и командные первенства не только Татарстана, но и России. Для многих известных борцов именно майдан стал началом их спортивной карьеры.
Одновременно с борьбой на майдане соревнуются в подъеме тяжестей, беге, прыжках, устраивают конные скачки, а также состязания певцов и танцоров.
Среди испытаний есть много необычных и забавных. Например, доставание ртом монеты из катыка (кефир), бой мешками, наполненными соломой, разбивание горшков с закрытыми глазами, бег с ведрами, наполненными водой, и ловля руками живой рыбы. Принять участие в состязаниях может любой желающий из числа зрителей.
Во второй половине дня молодежь собирается на вечерние игрища — кичке-уен, или так называемый вечерний Сабантуй.
Дмитрий Медведев на Сабантуе в Казани, 2011 год
© Дмитрий Астахов/ТАСС
В «празднике плуга» в разное время принимали участие все президенты РФ — Борис Ельцин, Владимир Путин и Дмитрий Медведев.
В 1996 году, накануне президентских выборов, праздник посетил Борис Ельцин. В состязаниях на майдане президенту удалось с завязанными глазами с первого удара разбить битой глиняный горшок.
На празднике в Казани в 2000 году Владимир Путин принял участие в соревнованиях — достал из чана с катыком монетку счастья.
В 2011 году президент РФ Дмитрий Медведев на праздновании Сабантуя прогулялся по национальным подворьям, попробовал татарское блюдо чак-чак, примерил тюбетейку, а также в импровизированной кузнице молотом выковал на подкове последние буквы фразы «Кузнецу — счастья народного».
При подготовке материала использованы данные ТАСС-ДОСЬЕ
Источник статьи: http://tass.ru/obschestvo/4406218
Праздник первой борозды
Мир наших предков был живым — от неба до последнего камешка. Все вокруг обладало душой и требовало уважительного обращения. Язычники знали: земля — это женщина. Чтобы она родила хороший урожай, достойный и удачливый человек должен вскрыть ее плугом и бросить семя. Недаром этот обряд кавказцы называли свадьбой поля и оплодотворением пашни. Проводили его не в определенную дату, а когда земля была готова. В старину знатоки определяли это весьма оригинальными способами — например, садились на поле голым задом. Только после множества церемоний крестьяне с уверенностью начинали весенний сев.
Такие обычаи существовали в самых разных уголках Земли. Дагестан пережил и приход ислама, и социализм, поэтому праздник первой борозды сохранился лишь высоко в горах. Правда, отдельные скептики утверждают, что здесь он был заново придуман в пятидесятые годы местным партийным руководством, но мы им верим лишь отчасти — советская власть, наравне с прочими потрясениями, оставила на древнем обряде свой отпечаток, так что теперь это причудливая смесь языческих ритуалов и мусульманских молитв с неистребимым привкусом эпохи строительства коммунизма. Добавьте гремучий кавказский темперамент, удивительные пейзажи и счастье от окончания зимы, длящейся в горах до полугода, хорошенько взболтайте на извилистых дагестанских дорогах, украсьте веточкой яблони, которая зацветает еще под снегом, и вы получите коктейль, отказаться от которого решительно невозможно.
Ну как не выпить за хороший урожай?
В конце марта — начале апреля один из трех районов лакского селения Балхар принимает гостей. Туда приходят мужчины со всего аула. На длинных столах их дожидаются глиняные кувшины с бузой — ячменным хмельным напитком, похожим на квас, пироги-чуду, вареники-кюрзе и бутылки с водкой. Не хватает только праздничного деревца, на котором развешаны вареные яйца, бублики и сладости, — его ставят лишь аварцы и даргинцы. Кавказское гостеприимство похоже на вид спорта, достойный включения в олимпийскую программу. Все пытаются превзойти щедростью и район, дежуривший в прошлом году, и собственных соседей. Иногородних гостей буквально разрывают на части, так что случается завтракать дважды, обедать трижды, а от десятка ужинов и вовсе прятаться, как заправский партизан.
Источник статьи: http://etokavkaz.ru/traditcii/prazdnik-pervoi-borozdy
11 сентября отмечается великий праздник в Православной церкви – Усекновение главы Иоанна
Усекновение главы Иоанна Предтечи, посвященный памяти мученической смерти Иоанна Крестителя, который был ближайшим предшественником Иисуса Христа. Злодеяние, совершенное над ним, потрясло сердца христиан. С ЭТОГО ДНЯ В НЕКОТОРЫХ МЕСТНОСТЯХ НАЧИНАЛИСЬ ОСЕННИЕ ЗАСИДКИ И ВХОД В ОСЕНЬ, КАК УСЕКЛИ ГОЛОВУ ИОАНУ, ТАК И ЛЕТО УСЕКЛИ
Наступает большой поворот и в природе: заканчивается лето, вместе с первыми заморозками приходит осень. «Иван Постный пришел, лето красное увел», — подмечали люди. Существовали и другие поговорки на ту же тему: «С Ивана мужик осень встречает, баба бабье лето начинает»; «Иван Постный — осени отец крестный»; «Иван Предтеча гонит птиц далече». Кстати, по поведению разных птиц в этот день судили о погоде. Если на Ивана Постного летели на юг журавли — это предвещало короткую осень и ранний снег. Если скворцы долго не улетали — ждали сухую осень, а если темными вечерами над землей тянулись стаи грачей — надеялись на хорошую погоду. Также замечали: лебедь летит к снегу, а гусь — к дождю.
Пророк обличал царя Ирода Антипа в беззаконии – в сожительстве с бывшей женой родного брата Ирода – Иродиадой. За это царь заключил его в темницу. Простой иудейский народ почитал Иоанна и считал его величайшим пророком, поэтому Ирод решил оставить его живым. ДОЧЕРИ ЦАРЯ ИРОДА — ЛИХОМАНКИ В НАРОДНЫХ ВЕРОВАНИЯХ И ИМЕННО ОДНА ИЗ НИХ ПОТРЕБОВАЛА ГОЛОВУ ИОАНА КРЕСТИТЕЛЯ — УСЕКЛА ЛЕТО И ВПУСТИЛА В МИР ОСЕННИЕ И ЗИМНИЕ БОЛЕЗНИ
Во время пира, организованного по поводу дня рождения Ирода, Саломия (дочь Иродиады) исполнила танец, который очень понравился виновнику торжества. За это он пообещал танцовщице исполнить любое её желание. Тогда девушка потребовала принести на блюде голову Иоанна Крестителя. Царю ничего не оставалось, как исполнить её просьбу. В темнице пророку отсекли голову, а Саломия принесла её на блюде своей матери. Иродиада надругалась над отсечённой главой и бросила её в грязное место. Тело Иоанна Предтечи было похоронено его учениками в самарянском городе Севастии.
род опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но из-за гостей и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломии. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери.
Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли (обретение честной главы празднуется 24 февраля). Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние. После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время.
Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы (37-41) и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.
Иоанн Креститель пострадал за истинную веру как добрый воин Небесного Отечества, потому в православных храмах 11 сентября совершается поминовение воинов, погибших, защищая Родину. МОЖНО ПИМИНАТЬ ПОГИБШИХ В ВОЙНАХ, НО НЕ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ, А ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ, Т.Е. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ — НЕТ, ЧЕЧЕНСКАЯ И АФГАНСКИЕ — НЕТ, ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ — ДА. Установлено такое поминовение было в 1769 году в период войны России с Польшей и Турцией.
Иоанну Крестителю молятся об избавлении от головной боли. Молитва этому святому считается самой сильной. Важно помнить, что читать её нужно сердцем и верить в то, что она поможет. Делать это желательно перед ликом святого.
11 сентября: традиции и обычаи дня
Считается, что этот день завершает лето. В народе говорили: «Иван Постный пришел, лето красное увел». Мужики с этой даты в поле без кафтана не выходили. С 11 сентября обычно начинается «бабье лето», которое длится до 22 сентября. По этому поводу существовала поговорка: «С постного Ивана мужик осень встречает, а баба своё лето начинает». Дата 11 сентября отмечена строгим постом. Отсюда и произошло название дня «Иван Постный». В ЭТОТ ДЕНЬ НЕЛЬЗЯ ШИТЬ, ВЯЗАТЬ, РЕЗАТЬ, СТАРАЛИСЬ НЕ БРАТЬ В РУКИ ОСТРЫЕ ПРЕДМЕТЫ. Я КАК ТО ЗАШИЛА ДЫРКУ В ЭТОТ ДЕНЬ И ПОНЕСЛОСЬ — ССОРЫ, ИСТЕРИКИ, ДРАКИ. ОКРОПИЛА ВСЕХ СВЯТОЙ ВОДОЙ, СЪЕЗДИЛА В ЦЕРКОВЬ, ПОМЛИЛАСЬ И ОЛЕГЧАЛО.
До этого времени старались закончить уборку конопли ЕЩЁ В СОВЕСКОЕ ВРЕМЯ КОНОПЛЮ ВЫРАЩИВАЛИ В ПРОМЫШЛЕННЫХ МАСШТАБАХ НА ТКАНИ. МАСЛО, КОРМ ЖИВОТНЫМ, БЫЛ ЗНАЧОК И ЗВАНЕ ПОЧЕТНЫЙ КАНАПЛИВОДЕЦ, ТО ЛИ С 2011, ТО ЛИ С 2014 ЗВАНИЕ ИЗНАЧЕКО ВОЗОБНОВИЛИ. потому что опасались: «Если до Ивана Постного не выберешь коноплю, то весь пост без масла просидишь». В России до середины XIX века практически не высаживали подсолнечник, который был завезен из Северной Америки только в 1829 году. Растительное масло получали из семян конопли и льна. Его употребляли в обычные и праздничные дни.
Если на Ивана Купала собирали травы, то на Ивана Постного было принято собирать коренья. Крестьяне начинали убирать репу. В Архангельской губернии устраивали «репной праздник». НАЧИНАЕТСЯ СБОР КОРЕНЬЕВ.
Ещё этот день связывали с активностью нечистой силы. Считалось, что по селениям могут ходить колдовки и выпрашивать что-нибудь. Чтобы они не смогли войти в дом и даже во двор под воротами или под порогом зарывали мак с семенами. ЕЩЕ ОДНО ПОДТВЕРЖДЕНИЕ МАКА КАК ОБЕРЕГА
Прописной текст — материалы, предоставленные татьяной Громовой, заглавный — мои комментарии
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5cb93efb85567b00af091aac/11-sentiabria-otmechaetsia-velikii-prazdnik-v-pravoslavnoi-cerkvi—useknovenie-glavy-ioanna-5d89b057fe289100afcb5c3e
Программа для 5 класса ОДНКНР
Рабочая программа по учебному предмету
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1.1. Личностные планируемые результаты
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное)
1.1. Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России
Формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности
1.2. Осознанность своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества
Знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве
1.3. Сформированность гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества
Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию
1.6. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира
Формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности
2.1. Сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию
3.1. Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края , России и народов мирамира
3.2. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества
3.3. Сформированность морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
3.5. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи
Знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве
Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества
1.2. Метапредметные планируемые результаты
Универсальные учебные действия
Типовые задачи применения УУД
Регулятивные универсальные учебные действия
Р 1 Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание)
Р 1.1 Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты
Р 1.2 Идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему
Р 1.3 Выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат
Р 1.4 Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей
Р 1.5 Формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности
Р 1.6 Обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов
Постановка и решение учебных задач
Технология формирующего (безотметочного) оценивания
Р 2 Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование)
Р 2.1 Определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения
Р 2.2 Обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач
Р 2.3 Определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи
Р 2.4 Выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов)
Р 2.5 Выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели
Р 2.6 Составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования)
Р 2.7 Определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения
Р 2.8 Описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса
Р 2.9 Планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию
Постановка и решение учебных задач
Организация учебного сотрудничества
Р 3 Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция)
Р 3.1 Определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности
Р 3.2 Систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности
Р 3.3 Отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований
Р 3.4 Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата
Р 3.5 Находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата
Р 3.6 Работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата
Р 3.7 Устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта
Р 3.8 Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно
Постановка и решение учебных задач
Поэтапное формирование умственных действий
Организация учебного сотрудничества
Технология формирующего (безотметочного) оценивания
Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на саморегуляцию и самоорганизацию
Р 4 Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения (оценка)
Р 4.1 Определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи
Р 4.2 Анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи
Р 4.3 Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий
Р 4.4 Оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности
Р 4.5 Обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов
Р 4.6 Фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов
Организация учебного сотрудничества
Технология формирующего (безотметочного) оценивания
Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на саморегуляцию и самоорганизацию
Р 5 Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция)
Р 5.1 Наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки
Р 5.2 Соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы
Р 5.3 Принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность
Р 5.4 Самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха
Р 5.5 Ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности
Р 5.6 Демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности)
Постановка и решение учебных задач
Организация учебного сотрудничества
Технология формирующего (безотметочного) оценивания
Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на формирование рефлексии
Познавательные универсальные учебные действия
П 6 Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД)
П 6.1 Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства
П 6.2 Выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов
П 6.3 Выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство
П 6.4 Объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления
П 6.5 Выделять явление из общего ряда других явлений
П 6.6 Определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений
П 6.7 Строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям
П 6.8 Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки
П 6.9 Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи
П 6.10 Самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации
П 6.11 Вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником
П 6.12 Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения)
П 6.13 Выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ
П 6.14 Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными
Учебные задания, обеспечивающие формирование логических универсальных учебных действий
Стратегии смыслового чтения
Метод ментальных карт
П 7 Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково-символические / моделирование)
П 7.1 Обозначать символом и знаком предмет и/или явление
П 7.2 Определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме
П 7.3 Создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления
П 7.4 Строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения
П 7.5 Создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией
П 7.6 Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область
П 7.7 Переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот
П 7.8 Строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм
П 7.9 Строить доказательство: прямое, косвенное, от противного
П 7.10 Анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата
Постановка и решение учебных задач, включающая моделирование
Поэтапное формирование умственных действий
Метод ментальных карт
П 8.1 Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
П 8.2 Ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
П 8.3 Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
П 8.5 Преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
П 8.6 Критически оценивать содержание и форму текста.
П 8.7 Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах
П 8.8 Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов)
П 8.9 Заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты
Стратегии смыслового чтения
Метод ментальных карт
П 10 Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем
П 10.1 Определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы
П 10.2 Осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями
П 10.3 Формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска
П 10.4 Соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью
Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на, использование
Коммуникативные универсальные учебные действия
К 11 Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение (учебное сотрудничество)
К 11.1 Определять возможные роли в совместной деятельности
К 11.2 Играть определенную роль в совместной деятельности
К 11.3 Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории
К 11.4 Определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации
К 11.5 Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности
К 11.6 Корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен)
К 11.7 Критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его
К 11.8 Предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации
К 11.9 Выделять общую точку зрения в дискуссии
К 11.10 Договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей
К 11.11 Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.)
К 11.12 Устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога
Организация учебного сотрудничества
Технология формирующего (безотметочного) оценивания
Метод проектов (групповые)
К 12 Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация)
К 12.1 Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства
К 12.2 Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.)
К 12.3 Представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности
К 12.4 Соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей
К 12.5 Высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога
К 12.6 Принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником
К 12.7 Создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств
К 12.8 Использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления
К 12.9 Использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя
К 12.10 Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его
Организация учебного сотрудничества
Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на коммуникацию
К 13 Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность)
К 13.1 Целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ
К 13.2 Выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации
К 13.3 Выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи
К 13.4 Использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.
К 13.5 Использовать информацию с учетом этических и правовых норм
К 13.6 Создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности
Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на использование ИКТ для обучения
1.3. Предметные планируемые результаты
обучающийся получит возможность научиться
Нравственные ценности российского народа
характеризовать значение нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
раскрывать на примерах нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.);
оценивать поступки реальных лиц, героев произведений искусства, высказывания известных личностей с позиций «нравственно» / «безнравственно»
высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека
Религия и культура
объяснять смысл понятия «духовно-нравственная культура»;
характеризовать вклад российского народа в развитие мировой культуры;
различать культовые сооружения и произведения искусства различных религиозных традиций России и Южного Урала ;
раскрывать роль религий в развитии культуры и образования, в становлении гражданского общества и российской государственности;
сравнивать нравственные ценности разных народов России и Южного Урала , представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях.
сравнивать основные идеи литературных, фольклорных и религиозных текстов;
оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики, народными традициями
2. Содержание обучения
Раздел 1. В мире культуры
Величие российской культуры . Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры . Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
« Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна . Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. Память о героях – защитниках Отечества.
В труде – красота человека . Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).
« Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины ( землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр. ).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России, Южного Урала.
Семья – хранитель духовных ценностей . Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры . Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Храмы Южного Урала. Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама . Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Мечети Южного Урала. Исламский календарь.
Иудаизм и культура . Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Синагоги в Челябинске и Троицке. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма . Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей . Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников России и Южного Урала , связанных с разными религиями.
Хранить память предков . Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России и Южного Урала .
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир . Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
5 класс 35 часов
Наименование учебника: Основы духовно-нравственной культуры народов России
Авторы: Виноградова Н. Ф., Власенко В. И., Поляков А. В.
Т ема с учетом НРЭО
Текущий контроль успеваемости
В мире культуры (2 часа)
Величие многонациональной российской культуры
Человек – творец и носитель культуры
Нравственные ценности российского народа (15 часов)
«Береги землю родимую, как мать любимую»
Жизнь ратными подвигами полна
Наши земляки – защитники Отечества
В труде – красота человека
«Плод добрых трудов славен»
Практическая работа № 1
Наши знаменитые земляки – труженики
Бережное отношение к природе
Как древние люди относились к природе?
Зачем нужны заповедники на Южном Урале?
Семья – хранитель духовных ценностей
Почему следует гордиться своей фамилией?
Практическая работа № 2
Контрольная работа. Нравственные ценности российского народа
Контрольная работа № 1
Религия и культура (13 часов)
Роль религии в развитии культуры
Культурное наследие христианской Руси
Православные храмы Южного Урала
Духовная музыка. Послушаем звон колоколов
Культура ислама. Образование и наука
Мечеть – часть исламской культуры.
Практическая работа. Можно ли праздник посвящать плугу?
Практическая работа № 3
Иудаизм и культура. Пятикнижие Моисея
Синагоги в Челябинске и Троицке
Иудейская история в произведениях живописи
Культурные традиции буддизма. Священные сооружения
Буддизм в России. Буддийский календарь
Практическая работа. Что за праздник – Цаган Сар?
Практическая работа № 4
Как сохранить духовные ценности (2 часа)
Забота государства о сохранении духовных ценностей
Хранить память предков
Твой духовный мир (3 часа)
Что составляет твой духовный мир
Твоя культура поведения
Повторительно-обобщающий урок. Религия и культура
Контрольная работа. Религия и культура
Контрольная работа № 2
4. Требования к оценочным материалам
ПО ОСНОВАМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
1. Контрольная работа
Контрольная работа – оценочный материал, позволяющий определить уровень достижения предметных планируемых результатов по изученным темам. Каждое задание базового уровня в контрольной работе оценивает конкретный предметный планируемый результат, ряд заданий позволяет оценить не только предметные, но и метапредметные планируемые результаты. Оценивается контрольная работа по принципу сложения, то есть отметка определяется по проценту набранных баллов от максимально возможного.
Требования к контрольной работе
Оценочный материал включает текст контрольной работы в 2-х вариантах и спецификацию. Текст контрольной работы включает задания двух уровней сложности:
задания базового уровня сложности ,
задания повышенного уровня сложности.
Формулировки заданий обеспечивают применение учащимися универсальных учебных действий.
Спецификация стандартизированной контрольной работы включает:
цель, отражающая планируемые результаты, достижение которых проверяется в работе;
краткую характеристику заданий в табличной форме
В работу могут быть включены задания разного типа, определяемого требуемой формой ответа: с выбором одного или нескольких правильных ответов; задания со свободным кратким или развернутым ответом.
План стандартизированной контрольной работы
Планируемые результаты обучения
Макс. балл за задание
Содержание и значение нравственных ценностей российского народа и социальных норм, веры и религии в жизни человека, семьи и общества – задание на соотнесение
Примеры ситуаций, регулируемых нравственными ценностями и социальными нормами – задание на обращение к социальным реалиям
Содержание и значение нравственных ценностей российского народа и социальных норм, веры и религии в жизни человека, семьи и общества – задание на анализ письменных источников
Примеры ситуаций, регулируемых нравственными ценностями и социальными нормами – задание на анализ двух суждений
Примеры ситуаций, регулируемых нравственными ценностями и социальными нормами – задание на обращение к социальным реалиям
Содержание и значение нравственных ценностей российского народа и социальных норм, веры и религии в жизни человека, семьи и общества – задание на анализ изобразительных источников
Примеры ситуаций, регулируемых нравственными ценностями и социальными нормами – задание на анализ суждений
Классификация и определение ключевых понятий (культура, нравственность)
Примеры ситуаций, регулируемых нравственными ценностями и различными видами социальных норм – задание на обращение к социальным реалиям
Оценка поведения людей с точки зрения нравственных ценностей и социальных норм – задание на обращение к социальным реалиям
Всего заданий – 10; по уровню сложности: Б – 7; П – 3.
Общее время выполнения работы – 45 минут .
Максимальный первичный балл – 17 .
*Примечание. Задания с развёрнутым ответом оцениваются по отдельным критериям.
инструкцию по проверке и оценке работ в табличной форме.
Инструкция по проверке и оценке работ
способ определения итоговой отметки в табличной форме
Примерный вариант оценивания на основе «принципа сложения»
* базовый уровень считается достигнутым, если учащийся набрал от ¼ до от максимального балла за задания базового уровня сложности (целесообразно соотнести данный процент с процентом выполнения заданий за всю работу, в этом случае ученик может справиться с работой за счет выполнения заданий повышенного уровня сложности)
стандартизированной контрольной работы
1 шаг. Определение перечня проверяемых планируемых результатов.
Перечень планируемых результатов составляется на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования.
2 шаг . Определение количества заданий по разделам программы на основе перечня планируемых результатов.
3 шаг. Разработка заданий, параллельно с разработкой заданий сразу заполняются таблицы «План стандартизированной контрольной работы» и «Инструкция по проверке и оценке работ», определяется максимальный балл за работу.
4 шаг. Определение способа расчёта итоговой отметки.
5 шаг. Разработка инструктажей, оформление контрольной работы и спецификации в соответствии с требованиями.
2. Практическая работа
Практическая работа – оценочный материал, направленный на проверку сформированности у обучающихся метапредметных и специальных умений (наблюдать, анализировать, обнаруживать связь явлений, фактов, использовать имеющиеся знания в новых ситуациях, устанавливать причинно-следственные связи) на основе предложенного материала в соответствии с поставленной познавательной задачей. Главная цель проведения практической работы заключается в выработке у обучающихся практических умений, связанных с обобщением и интерпретацией тех или иных научных материалов. Кроме того, ожидается, что результаты практических занятий будут впоследствии использоваться учащимся для освоения новых тем. Практические работы содействуют конкретизации и закреплению знаний школьников, развития познавательных сил и самостоятельности учащихся обеспечивают связь теории и практики в обучении.
Содержание и приёмы выполнения практических работ обусловлены спецификой учебного предмета. В обучении ОДНКНР практические работы носят тренировочный и контрольный характер. Эти работы содержат учебные действия, повторяющиеся в изменённых условиях. Практическая работа связана с анализом текста, с развернутым ответом на вопросы по его содержанию. В ходе практической работы обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи на основе анализа фрагментов документов, трудов мыслителей, научно-популярных текстов, карт, иллюстраций, приобретают навыки исследовательской деятельности.
Алгоритм проектирования лабораторной работы
1 шаг. Определение перечня проверяемых планируемых результатов.
2 шаг. Составление инструкции для учащихся (при необходимости).
3 шаг . Подбор текстового материала и инструментария для выполнения работы.
4 шаг . Разработка заданий для проверки уровня сформированности планируемых результатов и универсальных учебных действий.
5 шаг. Описание способа выставления итоговой отметки.
Устный ответ – один из видов текущего контроля на уроке. Устные ответы обучающихся на уроках ОДНКНР могут быть различными по содержанию (устный рассказ на заданную или свободную тему, сообщение, доклад по духовно-нравственной и культурно-исторической тематике, устное монологическое высказывание в публицистическом стиле), по развёрнутости (например, краткий ответ на вопрос и развёрнутое связное высказывание-рассуждение), по степени самостоятельности суждений и речевого оформления высказывания (ответ требует только воспроизведения отдельных положений учебника или самостоятельных поисков – анализа, сопоставления социальных явлений.
В процессе работы над различными по тематике высказываниями обучающиеся осваивают нормы отношения к себе, обществу и миру (нравственные, эстетические и др.), научным знаниям, развивают умение словесно выразить эмоционально-оценочное отношение к тому, о чём идёт речь в высказывании.
Устные высказывания могут быть различными по жанру в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: устный рассказ, отчёт, сообщение, доклад, публичное выступление.
Устный рассказ – монолог устной формы разговорного языка. Рассказчик повествует о происшедшем с ним самим или с другим (рассказ об увиденном, услышанном). Повествование ведётся чаще от 1-го лица, реже от 3-го лица.
Отчёт – это монологическое устное высказывание с элементами официально-делового и публицистического стиля. В таких высказываниях большое значение имеет изложение фактического материала. На основе его анализа в отчёте делаются выводы, ставятся задачи на будущее.
Сообщение, доклад – выступления учеников, тематически связанные с изучающимся учебным материалом. Этим высказываниям присущи особенности монолога устной формы научного (научно-популярного) языка.
Публичное выступление – монологическое высказывание устной формы публицистического стиля. В публичных выступлениях большую роль играют средства выразительности, т.к. основная задача публичного выступления – воздействовать на слушателя.
Устный развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему. Устный ответ следует оценивать, учитывая полноту и правильность содержания высказывания, логику построения, степень осознанности, понимания изученного и речевое оформление.
Лист оценки устного ответа
Ответ включает вступление, основную часть и выводы. Последовательность изложения основной части в основном выдержана.
ИЛИ Последовательность изложения в основном выдержана, учащийся самостоятельно сформулировал выводы после напоминания.
В ответе нарушена последовательность изложения основных вопросов
Устная речь грамотная, соответствует нормам литературного русского языка. Отсутствуют слова-паразиты, жаргонные выражения.
Ответ в основном выдержан в соответствии с нормами литературного русского языка. Допущены одна-две ошибки в ударениях и согласовании слов
Ответ косноязычный, допущено много просторечных выражений, ошибок в ударениях и согласовании слов
Полученные обучающимся баллы за ответ по всем критериям и показателям суммируются. Суммарный балл переводится в отметку по пятибалльной шкале с учётом рекомендуемой шкалы перевода:
Источник статьи: http://infourok.ru/programma-dlya-klassa-odnknr-3895050.html