Советские открытки с праздниками

Советское ретро – история советской открытки.

Советское ретро – история советской открытки.

Поскольку я занимаюсь скрапбукингом, а точнее кардмейкингом, т.е. изготовлением открыток ручной работы, мне всегда было интересно, как открыточное дело развивалось в СССР. А недавно одна хорошая девушка выслала мне в подарок полкило советских открыток))). Я решила про них рассказать и показать кое-что из подаренного, а также найденного на просторах Интернета. Материал этой статьи собран с разных сайтов.

Художественная открытка, почтовая карточка уже давно вызывает интерес исследователей и коллекционеров как произведение изобразительного искусства и как средство коммуникации. Филокартии посвящены научные исследования и художественные альбомы.

Примечательно, что массовый выпуск советской поздравительной открытки был налажен в 1953 году. Вот новогодняя открытка того периода:

1954. С Новым годом! (О284)

Художник Э. В. Стрелкова

Издание Министерства Связи СССР. Ш 04653 25/X 1954 г. Моск. Печ. Ф-ка Гознака. Зак. 4179.

Однако и до этого люди стремились посылать открытки. Поэтому на территории СССР бытовала нелегальная, изготовленная кустарным способом фотооткрытка, которая в советское время могла являться предметом внимания правоохранительных органов, поскольку ее производство и продажа считались незаконной коммерческой деятельностью.

После военных лишений открытка вошла в жизнь непривычной красотой, ее использовали для украшения дома, мастерили вазочки и шкатулки — красочная полиграфия и картон хорошего качества были редкостью, которую надо было сохранить. Чем старше открытка, тем лучше ее качество, интереснее сюжет и стиль исполнения.

Художник Е.Н.Гундобин.1959 г… Издание Министерства связи СССР. Моск.печ.ф-ка

Художники И.Знаменский и В.Арбеков.1955 г.ИЗОГИЗ.

Так и хочется назвать изображение на ней не картинкой, а картиной. Самыми яркими и живыми были открытки 50-х годов. Они в основном печаталось на «Гознаке».

Художник М.В.Мыслина.1960 г.

Издание Министерства связи СССР.Моск. пе. ф-ка Гознака.

Сегодня в спецфонде «Гознака» хранится, наверное, самая полная и уникальная коллекция советских новогодних открыток. Их рисовали лучшие художники «Гознака».

1958. С Новым годом! (О286)

Художник И. Знаменский.

На рубеже 50-60х годов появляются открытки с тиснением и фольгированием – выпуклые цветы и листочки и блестящие золотом или серебром поздравительные надписи.

60-70е годы ознаменовались аполитичными зимними пейзажами и космической тематикой: Дед Мороз не едет на тройке, а летит на самолете или космической ракете, мальчик дарит девочке на 8е марта звезду и др.

Калининский полиграфкомбинат Главполиграфпрома.

Художник Б.Пармеев.1974 г.

Издание Министерства связи СССР.

Художник К.Рудов.1974 г.

Художники Е.Емельянов и Р.Достян.1966 г.

Издательство «Советский художник» Ленинград.

В годы освоения северных территорий нашей Родины на открытках появляются пингвины на льдинах с красным флагом, дети в национальной одежде северных народностей. Пропагандируется национальное равенство и братство.

Читайте также:  Рисунки детей весенний праздник

Художник А.Игонин.1965 г. Тип. «Художник РСФСР» Росглавполиграфпрома.

Художник Э.Раппопорт.1966г. «Советский хдожник» Москва.

Часто встречается сюжет с окном, стройки, многоквартирные дома для «счастливых советских семей». А также пропагандируются иные достижения научно-технического прогресса.

Издание Министерства связи СССР.

Не редкость – Новогодние балы, где танцуют и «культурно отдыхают» красиво одетые девушки и молодые люди. А Дед Мороз со Снегурочкой выступают на эстраде.

Художник М.Папулин. 1973 г.

Издание Министерства связи СССР

В качестве пропаганды здорового образа жизни на открытках появляется молодежь в спортивной одежде на лыжных прогулках или отдыхающая на природе в лесу.

Художник Д.И.Денисов.1964 г. Издание Министерства связи СССР.

Художник Т.Сазонова. 1957 г. Полиграфкомбинат, г.Калинин.

Появляются детские открытки со сказочными персонажами: лесными зверями, Дедом Морозом и Снегурочкой (кстати, это чисто русское изобретение, ни в каких других странах у дедушки нет внучки).

Художник Стриженов. 1964 г.

Калининский полиграфкомбинат Главполиграфпрома.

Художник И.Дергилев. 1973 г.

Издание Министерства связи СССР.

Во все советские времена одним из главных сюжетов становится Москва, с ее кремлевскими башнями, звездами, курантами и памятником Пушкину.

Художник В.В.Пименов. Издание Министерства связи СССР

Издание Министерства связи СССР.

В эти же годы набирает обороты фотооткрытка. Популярны фото цветов и композиций. Многие начинают собирать открытки с розами, например. Такие открытки часто продаются на почте.

Издание Министерства связи СССР.

Фото Г.Костенко.1975 г.

Издание Министерства связи СССР

В 80-е она уже вытесняет рисованную. На новогодних фотооткрытках в основном еловые ветви с игрушками и бутылка шампанского, а в середине 80-х годов во время антиалкогольной кампании с открытки исчезает вино, вместе с бокалами. Открытка теряет свою индивидуальность и оригинальность.

В 21веке в открыточной промышленности наблюдается резкий всплеск. Появляются открытки огромных форматов (А4, А3) которые дарят на свадьбы и юбилеи. Становятся популярными открытки с «приколами», фотоокрытки, открытки сложной формы. Снова появляются открытки «С Рождеством» и «С Рождеством и Новым годом». Появляются персонифицированные открытки – не просто «Поздравляю!» а «Любимому папе», «Лучшей подруге», распространяются открытки с цифрами на каждую годовщину. Казалось бы с быстрым развитием научно-технического прогресса и появлением современных средств связи век бумажной почтовой открытки завершается и уходит в историю, а на смену бумажной приходит электронная открытка, но тут филокартия совершает новый виток – появляется посткроссинг, в моду входят открытки ручной работы, которые несут в себе частичку души мастера. И у человека, взявшего ее в руки, рождается ощущение праздника, детства и чуда.

Источник статьи: http://www.livemaster.ru/topic/115646-sovetskoe-retro-8211-istoriya-sovetskoj-otkrytki

Советские открытки как отражение истории страны

Открытки советского периода — это не только те яркие, красивые сюжетные карточки, которые люди посылали друг другу по почте накануне каких-либо праздников. Да, они были очень милыми, особенно те, что выходили из-под кисти художников В. Зарубина или В. Четверикова — эти открытки любили все, и дети, и взрослые.

Читайте также:  Удмуртский праздник гырон быдтон

Были очень красивые фотокомпозиции; встречались открытки с использованием кукол; нередко можно было увидеть и футуристические сюжеты, вплетаемые в советскую действительность. Но все эти открытки относятся ко второй половине XX века, и чтобы приобрести такую сюжетность, превратиться в элемент искусства и неотъемлемую часть какого-нибудь праздника, открытке пришлось проделать довольно сложный путь.

Первые открытки раннего СССР

Так, самыми первыми советскими открытками искусствоведы считают ту серию фотографий 1917 года, которые были сделаны в Москве фотографом А. Дорном во время знаменитых октябрьских событий. Чуть позже, в 1918 году, появились открытки-портреты, и конечно же, первое место среди сюжетов занимал портрет В.И. Ленина и его ближайших соратников.

В 1919 году был образован литературно-издательский отдел в управлении Реввоенсовета, который начал издавать открытки, уже имеющие государственный герб и эмблему издательства. Ну а тематика открыток была, конечно же, агитационной или антирелигиозной. Открыточная «Лениниана» тоже пополнялась сериями портретов Вождя.

Открытка становится почтовой карточкой

В 20-е годы эти открытки приобретают новый статус — почтовой карточки. Карточки изначально предназначались для внутренней корреспонденции (хотя чуть позже были выпущены и открытки для международных сообщений), а иногда продавались по двойному тарифу — это означало, что на этой же открытке можно было написать ответ, и он уже был оплачен.

И если сначала сюжетная линия была сосредоточена исключительно на портретах Ленина и его сподвижников, то в 30-е годы появились открытки с репродукциями картин из Третьяковской галереи. Но, конечно, такое отступление от основного сюжета было скорее исключением, и ленинская тема продолжала преобладать в карточках: сначала это были траурные открытки, посвященные кончине Ленина; потом была издана серия «Мысли Ильича»; подборка «Мавзолей Ленина», включающая открытки с видами деревянного (временного) и постоянного мавзолея с очередью из жаждущих туда попасть.

Со второй половины 20-х гг. издавать открытки начинают множество музеев и картинных галерей, ассоциации художников, книгоиздательства и различные художественные комитеты и общества. Тут уже начинается настоящее разнообразие сюжетов: репродукции картин, портреты деятелей искусства, антирелигиозная пропаганда, виды городов, строительство заводов-гигантов. Увидела свет серия «Колхозы и совхозы», начался выпуск комсомольских, пионерских и просто детских открыток, много сюжетов посвящалось Красной Армии и Флоту.

Открытки военного времени

В годы блокады ленинградцы находили в себе мужество не только бороться за жизнь, но и делать посильный вклад в искусство. Именно в блокаду были изданы сотни открыток, показывающих быт горожан в это суровое время. А уже в 1944-1945 гг. в Ленинграде были изданы открытки с 33 сюжетами-репродукциями картин советских художников.

Ну и конечно же, основная тема открыток того времени — Победа, причем, зачастую в сюжетной линии нередко использовалась сатирическая составляющая. Немного новогодних открыток того времени можно посмотреть ЗДЕСЬ .

Читайте также:  С праздником военно морского флота плейкаст

Пропаганда искусства в послевоенных открытках

Послевоенные открытки отражали картину мира того времени: сначала это были сюжеты, посвященные восстановлению разрушенных войной городов, а чуть позже, когда жизнь постепенно вошла в привычное русло и по стране прокатилась война гигантских строек, вдохновение советских художников переключилось на эти объекты.

Перекрытие Енисея, строительство Братской ГЭС, домны Тагила, покорение целины — эти сюжеты в открытках того периода были так же популярны, как и фронтовая тема, в которой основной идеей была мысль «Это не должно повториться».

Открытки 60-70-х гг.

Во второй половине 60-х все советские издательства начали массированный выпуск открыток с репродукциями лучших произведений советских и зарубежных художников. Также издательства не обошли вниманием и отечественную литературу: издавались серии открыток, посвященные произведениям знаменитых русских писателей. Такие подборки часто использовались в качестве наглядных пособий на уроках литературы в школах и вузах.

Космонавтика, конечно же, тоже не была лишена внимания издательств: были подборки открыток с портретами летчиков-космонавтов; пользовалась популярностью серия «Космические фантазии»; в каждом доме можно было найти открытку с портретом Юрия Гагарина.

Ближе к 70-м открытки затронули и декоративно-прикладное искусство: издавались отдельные серии, посвященные гжельской керамике, хохломской росписи, изделиям Палеха и Федоскино, дымковской игрушке, новгородской вышивке и пр. Также приобретают особенную популярность и видовые открытки, с которыми советские граждане посылали друг другу приветы с курортов или из городов, которые посещали с туристической целью.

Коммунистическое воспитание юного поколения тоже хорошо отражено в открытках того времени: тут и серия «Законы юных пионеров», и «Пять правил юных октябрят», «пионеры-герои» и прочие патриотическо-воспитательные подборки. Ну а в 1970 году, когда страна отмечала 100-летний юбилей В. И. Ленина, каждое уважающее себя издательство посчитало необходимым выпустить тематические подборки открыток, посвященных этой знаменательной дате.

Ну и наряду с этими тематическими подборками параллельно шло развитие простой художественной открытки, которая использовалась в таком «легкомысленном» деле, как поздравление с праздниками. Изначально этому направлению в «открыточном деле» уделялось довольно мало внимания — все же это не наглядное пособие, не пропаганда каких-то идей, не знакомство с ценностями мирового искусства, а просто красивая картинка.

Но когда издательства обнаружили, с какой охотой и в каком количестве советский человек покупает эти «легкомысленные картинки», направление поздравительной открытки было принято во внимание и продолжило свое развитие наравне с остальными художественными открытками.

Хотя, конечно, без сложностей и в этом деле не обходилось: так, художник В. Четвериков вспоминал, что для утверждения сюжетов по его рисунку собиралась огромные комиссии, и нужно было очень постараться, чтобы убедить этих людей, что его симпатичные зверюшки на открытках — это не подражание Западу (Диснею), а просто такая индивидуальная рисования.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/reportaji_ussr/sovetskie-otkrytki-kak-otrajenie-istorii-strany-5e32b6407870732c40558a12

Оцените статью
Adblock
detector