Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Спиридон-солнцеворот»
Минжунова Наталья Анатольевна
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Спиридон-солнцеворот»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим миром
в подготовительной к школе группе
Занятие проводится 25 декабря, день Спиридона-солнцеворота.
Тема: «Спиридон — солнцеворот»
Цель. Формировать представления детей о традициях и обычаях русского народа на основе земледельческого народного календаря.
— знакомить детей с закличками, которые наши предки произносили в день Спиридона-солнцеворота.
— обсудить с воспитанниками элементарные правила профилактики обморожения.
— учить детей отгадывать загадки, объяснять правила и пословицы.
Интеграция: речевое развитие, социально-коммуникативное. развитие,
Оборудование: у центральной стены уголок русской избы (печка, лавки, стол с самоваром). На боковой стене деревенский зимний пейзаж.
Материал: Русский народный земледельческий календарь «Погодой год припоминается», иллюстрации с изображением зимних явлений природы, макет солнца с лучами, картотека загадок, пословиц и поговорок.
Ход занятия:
Вводная часть: Воспитатель. В старину люди на Руси представляли зиму в виде старухи, считали, что бродит она в медвежьей шкуре по полям. А за нею вереницей идут метели и просят себе дела. В день Спиридона-солнцеворота зима понемногу начинала отступать. Дети выбегали в этот день на улицу и просили солнце повернуть на лето,произносили заклички:
Красно солнышко, в дорогу выезжай
Зимний холод забывай!
Спиридон – свет-поворот,
Стоит прямо у ворот,
Колесо в руке несет.
Красно солнышко зовет,
Ко святой Руси ведет,
Разгорайся солнце, красно,
Ты на свете не погасло.
Основная часть:Люди в этот день говорили: «Солнце на лето – зима на мороз». Про мороз и загадок много придумали. Ну-ка подумайте, о чем они? Объясните их содержание.
Воспитатель загадывает ребятам следующие загадки:
Дедушка без топора мост мостит.
Вырос лес белый весь.
Пешком в него не войти.
На коне не въехать
(Морозный узор на стекле).
Без рук рисует, без зубов кусает
Старик у ворот тепло уволок
Старик шутник на улице стоять не велит,
За нос домой тянет.
Дети разгадывают загадки, объясняют их значение.
А вот какие придумал народ поговорки. Давайте попробуем их объяснить.
В зимний холод — всякий молод.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Береги нос в большой мороз.
Воспитанники объясняют содержание поговорок.
Воспитатель: Вы, наверное, ребята обратили внимание на то, что нос на улице замерзает самым первым. Многие закутывают лицо шарфиком до самого носа, а это совсем ни к чему, дышать на улице надо стараться через нос. В носу есть ворсинки. Проходя через них. Воздух немного согревается и в легкие, которыми мы дышим, попадает более теплым, чем, если бы мы дышали через рот. К тому же шарфик от дыхания на морозе намокнет, потом снова замерзнет, и уже будет больше не греть, а холодить лицо. Чтобы не мерзли ноги и руки на морозе, нужно больше двигаться- кататься на санках, лыжах, бегать по ледяной дорожке, метать снежки. Если же ноги, руки или лицо сильно замерзли, следует уйти в помещение. Если вы увидите у своих друзей в мороз на лице белое пятно
(например, на кончике носа или щеке, возможно, это обморожение, нужно посоветовать им немедленно уйти в теплое место и обратиться к взрослым за помощью. После прогулки развешивайте сушиться рукавицы и носочки. И выходите гулять в сухих одежде и обуви, тогда и мороз вам не страшен.
Заключительная часть:Воспитатель: сейчас ребята я предлагаю вам игру «Дед Мороз». Дети, взявшись за руки, идут по кругу,поют:
Дед Мороз, дед Мороз
Через дуб перерос,
Прикатил подарков воз
(показывают, рисуют руками большой круг)
(похлопывают себя по плечам)
(подняв обе руки вверх, бросают кисти сверху вниз)
(Качают обеими руками из стороны в сторону)
И метели дружные
(выполняют моталочку-вращают кисти рук)
На реке мост намостил
Холод стужу напустил
(идут по кругу поют)
1 О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург. Издательство» Детство-пресс»., 1998
2 Николаева С. Р., Катышева И. Б. Народный календарь. План-программа. Конспекты занятий.Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Издательство «детство-пресс», 2004
Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с окружающим миром и аппликации в подготовительной группе «Защитники Отечества» На тему: «Защитники Отечества» Программные Задачи: • формировать понятие «защитники Отечества», представления детей о Российской армии.
Конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром в подготовительной логопедической группе «День знаний» Задачи: Образовательные. Уточнить и систематизировать знания детей о празднике 1 сентября. Закрепить понятия «школа», «ученик», «учитель»,.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Моя семья» в подготовительной группе Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Моя семья» (подготовительная группа) Задачи: Образовательные: продолжать уточнять, расширять.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Овощи» в подготовительной группе Цель. Обобщение и систематизация знаний детей об овощах. Задачи: — закрепить у детей знания об обобщенном понятии «овощи»,названия разных.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Дружная семья» Цель: обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге).
Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в страну фруктов» Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомление с окружающим миром «Путешествие в страну фруктов» Цель: Систематизировать знания.
Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром «Страна времени» Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с использованием ИКТ «Страна Времени». Цель: Развитие основных.
Конспект занятия «Зимушка-зима» по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: «Зимушка-зима». Аверкина И. А Цель: Обобщить.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Пермская архитектура И. И. Свиязева» в подготовительной группе Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №96» г. Перми Конспект НОД по ознакомлению с окружающим.
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Детям о русском Севере» Цель: — познакомить с понятием «Север»; объяснить какие природные территории составляют северную часть России; — познакомить с природой.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-spiridon-solncevorot.html
Русский народный праздник «Спиридон Солнцеворот»
Зайцева Ольга Ивановна
Русский народный праздник «Спиридон Солнцеворот»
Русский народный праздник «Спиридон Солнцеворот».
ЦЕЛЬ: Развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству.
1. Познакомить детей с русским народным праздником Спиридоном Солнцеворотом.
2. Знакомить детей с народными играми и игрушками.
3. Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности.
4. Формировать исполнительское мастерство и выразительность движений.
Музыкальный руководитель: 25 декабря издавна на Руси праздновался праздник зимний Солнцеворот.
Слайды картинок Спиридона – Солнцеворота, Снежной бабы, народных гуляний на празднике зимнего солнцестояния.
Спиридон – Солнцеворот держит в руках колесо, которое символизирует солнце. Солнце дает всем жизнь, радость, питает все живое. Спиридон – Солнцеворот помогает управлять в доме хозяйством. Такую куклу — оберег изготавливали из лыка – коры липы. А от липовой коры идет свой особенный запах, который очищает воздух в доме. Куклу Спиридона Солнцеворота дарили мужчинам, чтобы в доме всегда был порядок. Считается, что Спиридон – Солнцеворот поворотом колеса может изменить жизнь в нужную сторону.
Праздник проводили на улице, в лесу, зажигали костры в честь солнца, скатывали с горы горящее колесо, лепили Снежную бабу, водили хороводы вокруг нее. Давайте поиграем в веселую русскую народную игру «Снежная баба».
Проводится русская народная игра «Снежная баба».
Выбирается «Снежная баба». Она садится на корточки в стороне от детей. Дети идут к ней, притоптывая.
Баба Снежная стоит,
Утром дремлет, днями спит.
Вечерами тихо ждет,
Ночью всех пугать идет.
На эти слова «Снежная баба» просыпается и ловит детей. Кого поймает, тот становится «Снежной бабой». Игра повторяется.
Музыкальный руководитель: А сейчас я превращусь в бабушку Арину и еще научу вас разрисовывать новогодние козули! Вы не знаете что это такое? Потерпите, всему вас научу! Одеваю русский народный платок, фартук.
Ребятки посмотрите за окошко, еще день, а солнышко уже спряталось,
И, кажется, что наступила ночь. Это такие длинные зимние вечера. Но вот с 25 декабря день начнет прибывать, хоть на маленький воробьиный шажок, но все, же солнышко уже повернет на весну! Вот в честь зимнего праздника Спиридона Солнцеворота я напеку праздничных пирогов!
В народе говорят – золотые ручки, не испортят мучки!
Слайды русской избы, печки, кухонной утвари.
Вои и я над квашней сижу,
Будь, как я скажу.
Уродись квашня и пышна и хороша!
Тесто замесила, сахар не забыла!
Сейчас печку растоплю, в нее пирог свой посажу!
Пока пирог готовится, ребятки,
Давайте поиграем в цапки!
Вы не знаете, как играть?
Сейчас научу, ничего не утаю!
Игра «Цапки»
Дети встают рядом с бабушкой. Бабушка вытягивает вперед руку ладонью вниз. Каждый играющий ставит свой указательный палец под бабушкину ладонь.
Бабушка: Под моею крышей собралися мыши, белки, заяц да лиса,
Цап тебя за волоса!
На последние слова все должны успеть убрать свой палец, чей палец схвачен, тот выбывает из игры.
Бабушка: Ну вот, пирог в печи, пора и козули разукрашивать! Вы не знаете, что такое козули? Сейчас расскажу, ничего не утаю!
Слайды русских козулей – разукрашенных пряников.
Козули – это плоские пряники, да не простые, а в виде разных новогодних фигурок – зайчиков, птичек, елочек, Деда Мороза. Снежинок, лошадки, домика.
Вьется тонкая нить глазури, разукрасим свои козули!
Разукрашиваем картонные козули – елочки, Деда Мороза, зайчика карандашами.
Бабушка: показывает разрисованного зайчика.
И ушаст и глазаст,
И пугаться горазд,
Заберется в куст и спит,
Кочерыжку съел и сыт!
Проводится народная игра «Зайцы и попрыгунчики».
На полу расчерчены две линии — на расстоянии. За линиями стоят команды. По сигналу «Зайчики» — дети должны присесть, руки положить на колени и прыгать к другой полосе – меняться домами. Кто быстрее! На сигнал Попрыгунчики – прыгаем на одной ноге, снова меняемся домами. Кто скорее?
Бабушка: Вот козуля Дед Мороз, красный нос, в белой шубе расписной песню ждет от нас с тобой!
Песня «Дед Мороз» по выбору музыкального руководителя
Бабушка: Падай, падай, белый снег!
Радуй, радуй всюду всех!
Падай, падай на село,
На гусиное крыло.
Поле белым укрывай –
Будет летом каравай!
В хоровод скорей вставайте зиме песню запевайте!
Хоровод «Как на тоненький ледок»
Бабушка: Всех песен нам с вами сегодня не перепеть,
Добрых слов всех не сказать,
Край старинный наш чудесен,
Как и вся Россия — мать!
Будьте здоровы, милые ребята! До новой встречи!
Дидактическая игра-раскраска по номерам «Русский народный костюм» Перед вами — черно-белые раскраски, но по мотивам русского народного костюма! Можно их просто раскрасить, а можно, придерживаясь определенных.
Русский народный праздник «Святки-Колядки» На праздник мы хотели пригласить родителей, но многие не смогли и решили пригласить старших детей. Они вместе с нами участвовали в конкурсах,.
Фотоотчет «Русский народный костюм» В нашем детском саду мы стараемся уделять большое внимание истокам русской культуры. Огромное значение в сознании дошкольников имеет изучение.
Конспект НОД для детей старшей группы «Русский народный костюм» Цель: Познакомить с русским народным костюмом. Образовательная задача: • Формировать знания об истоках русских народных традиций, знакомить.
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Русский народный инструмент балалайка» Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию на тему: «Русский народный музыкальный инструмент-БАЛАЛАЙКА» в подготовительной группе.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/ruskii-narodnyi-prazdnik-spiridon-solncevorot.html
Сценарий праздника «Спиридон Солнцеворот»
Данный сценарий был разработан и воплощён в жизнь мною в рамках учебной сессии. Возможное использование — в виде театрализованного пролога или отдельного фрагмента массового праздника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spiridon_solntsevorot._v._maksimova.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий народного праздника Спиридон-Солнцеворот
17 декабря 2019 г.
Показ второй подгруппы учебной гр. 261 (з)
Автор – В. Максимова
Звучит шум ярмарочной площади, затем музыка – появляются Скоморохи:
Скоморох1: Собирайся, народ! У нас праздник у ворот!
Скоморох2: Солнце поднимается, ярмарка открывается!
Затем появляются музыканты, следом – девушки, женщины и лотошники
Вкусные, на меду,
Давай в шапку накладу!
Гривенник за пару!
Иголки не ломки,
Скоморохи дразнят и задирают друг друга, народ смеётся.
Меняется музыка, и за ширмой появляется Петрушка, бьёт скомороха по шапке и скрывается снова
Скоморох1 (схватившись за голову и шатаясь) . – Ох! Да кто ж это меня так погладил, славную шишчонку на головенке наладил? Говорите, Петрушка? Ах, вот оно что! Ла — адно! Ну, ухвачу я потом этого поросенка – или за пятачок или за колпачок!
Как только Скоморох отворачивается, Петрушка снова появляется и снова бьёт Скомороха по шапке, но уже другого
Скоморох1: Та-ак. А вот подросла и сестренка – малюсенькая, вторая шишчонка!
Скоморох2(Сердито) Эй, Петрушка! А ну, кончай хулиганить!
Выскочил Петрушка: – А я вовсе не хулиганю – я стихи в честь праздника сочиняю! Вот послушай! «Как у леса на опушке танцевали две лягушки… Нет. У Петрушки на макушке целовались две лягушки…Опять нет. Две лягушки на макушке ели сладкую ватрушку…Да не, не, не то все…Двум чудесным лягушам настучали по ушам».) (Сердится). Ррр! Не выходит!
А может… раздаётся звук балалайки
Балалайка, балалайка,
Нам веселое сыграй-ка!
Ведь теперь, на этот раз
Про Петрушку наш рассказ.
Скоморох2:
Ох, ты Петрушка, пустая головУшка! Всё ты перепутал! Нынче большой праздник у ворот – встречаем мы Солнцеворот!
Скоморох1:
Скоро солнышко поднимется, темень скоро отодвинется!
Петрушка:
Что-то ты не дело тут брешешь! Что ты мне тут языком чешешь?
Скоморох2:
Да ты что?! Не знаешь разве?! Праздник часом к нам идёт, солнце катит и несёт!
Скоморох1: А давайте для Петрушки пропоём мы все частушки?
Частушки:
Спиридон-Солнцеворот.
Много у него забот:
Солнце Красное он будит,
Веру, свет подарит людям.
Род Ваш начал процветать:
Спиридон помог опять.
Людям благо он несёт,
Счастье, радость в Новый год!
Красно Солнышко проснулось,
Спиридону улыбнулось;
И, в повозку посадя,
К лету он везёт, любя.
Спиридон-Солнцеворот.
Много у него забот.
Встань пораньше, посмотри:
Солнышко в лучах зари!
Петрушка:
Спиридон-Солнцеворот? Вот так поворот! А это еще кто? А на кого он похож?
Скоморох2:
Так на тебя, весёлого Петрушку, он и похож! Нос крючком, шевелюра торчком, на голове колпак, правда, не дурак!
Петрушка: Таак… (с угрозой)
Скоморох1: Да ну тебя, дуралей, хватит болтать, давай праздник продолжать!
Старые люди в этот день говорили:
Народ, передавая колесо:
Стоит прямо у ворот,
Колесо в руке несет,
Красно солнышко зовет,
Ко святой Руси ведет.
Разгорайся, Солнце красно,
Ты на свете не погасло. »
Скоморохи берут колесо-солнце
Скоморох2: Выходи честной народ, заводи нам хоровод.
Скоморох1: Хороводом солнце славим, к нам его сейчас заманим!
Музыка. Танец- хоровод.
Скоморох1:
Вот какой Спиридон-Солнцеворот! Когда он приходит – так и новый год начинается. А уж весной Ярило-Солнце наберет силу.
Скоморох2: Вот и получается: круглый год. Оттого он и круглый, что на солнышко похож!
Петрушка: Понял-понял. А то ты совсем меня запутал (к скомороху)
Петрушка: А давайте соревноваться? В шутках, прибаутках упражняться?
Скоморох2, указывая на народ со своей стороны: Вот это моя половина!
Скоморох1: А вот это, чур, моя!
Звучит музыка, народ:
Со Спиридона — чуть поболе
Уже становится денёк,
Хоть и немногим, чем дотоле —
На воробьиный малый скок.
За то и днём Солнцеворота
Он назывался нараспев,
Что шире в лето щель ворота
Приоткрывали, заскрипев.
С утра коль солнце, как монисто,
Вдруг заиграет в синеве, —
То и на Святки так лучисто
Оно порадует зиме!
Но если хмурь да непогода
На Спиридона портят вид,
То та же самая невзгода
И в новогодье предстоит.
За ветром также наблюдали
Уже из древности веков:
«Из коей ветер дует дали —
Так дуть ему до Сороков.
Следят отныне — как погода
Двенадцати грядущих дней? —
«Каков был день — жди месяц года!» —
Определяли все по ней.
Втыкала серп в крыльцо хозяйка,
Хозяин — также свой топор:
«Теперь, нечистый, твёрдо знай-ка —
Пройдёшь не дальше, чем во двор!»
Петрушка громко зевает
Скоморох1: Тебе что, не понравилось?
Петрушка: Да что-то не очень! Вам что, медведь на ухо наступил?
Скоморох2: Какой медведь?
Петрушка: А вот эээээтот!
Музыкант: А сейчас зиме и нам на удивление медвежье представление!
Номер с медведем и балалайкой
Скоморох1:
Зима-то не уходит, руки — ноги познобило, холод- стужу напустила. Что тут делать? Беда! (Раздает девочкам ветки вишни)
Девочка:
А что это у тебя за прутики какие-то? Уж не нас ли бить?
Скоморох2:
Нет! Надо ветки вишни от снега отряхнуть, да сказать слова обережённые: » Спиридоньев день, подымайся вверх! Подымайся вверх — подымай нас всех!»
1 девочка:
А зачем?
2 девочка:
А я знаю! Коли зацветут они на Рождество- то в следующем году урожай будет на садовые плоды.
Девочки ставят ветки в горшок и повторяют:
Спиридоньев день, подымайся вверх!
Подымайся вверх — подымай нас всех!
Ставят под музыку.
Девушка с платком:
А правда ли, что Солнце с этого дня наряжается в праздничный сарафан, да кокошник, садится в телегу и едет в теплые страны?
Скоморох1:
Правда! Солнце Светлозарное, ходит оно по белу свету, чтоб снова к нам вернуться с теплом, да с добрым урожаем.
Скоморох2: А мы ему помогаем – добрым словом и жарким сердцем!
Звучит музыка, девушки проводят обряд «Ловля солнца» — берутся за углы большого платка, идут по кругу и говорят:
Солнце, солнце красно,
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Приходи ко мне в платок, тебе будет закуток! (2 раза)
Расходятся, раскрывают и опускают платок, затем сворачивают платок как рушник, выходит женщина с караваем
Женщина с караваем:
А вот и хлеб готов, да с румяной корочкой. А в старину на Солнцеворот хлеба катали, да слова такие приговаривали!
Идёт с караваем мимо народа, все кланяются
«Катись, катись по белу скатерти,
Как по снеговой замети,
Катись с пути не сбивайся,
Катись, да не спотыкайся,
Катись к Егорушке, сынку моему,
Чтоб сердце его не остывало,
А держало надобу обо мне.
Все:
Катись к родной матушке,
Чтоб сердце её не остывало,
И держало надобу обо мне.
Затем звучит музыка, народ выскакивает и встаёт в ручеек, образуя коридор, а скоморохи выходят в этот коридор и выносят солнце
Скоморох1:
Ну что, Петрушка, навострил ушко?
Скоморох2:
Посмотрел представленье всем на загляденье?
Петрушка:
Посмотрел, посмотрел, чай, высоко сидел! Потешили вы меня, повеселили, уму-разуму научили! Хочу праздновать опять, теперь тоже хочу и петь, и плясать!
Скоморох1:
Скоро солнышко скроется, скоро наше представление закроется!
Скоморох2:
Пожелаем зрителям удач да успехов!
Петрушка:
Вкусного хлеба и звонкого смеха!
Все присутствующие поют песню и заводят хоровод, а скоморохи тем временем закрепляют солнце на ширме
На гулянье были мы,
Представленье видели.
Ой, люли, были мы,
Ой, люли видели.
Красно солнце славили,
Красно солнце славили.
Ой, люли, славили,
Ой, люли, славили.
Мы видали парочку,
Скоморохов парочку,
Ай, люли, парочку,
Ай, люли, парочку.
Скоморохи, поклонитесь,
Скоморохи, улыбнитесь,
Ой, люли, поклонитесь,
Ой, люли, улыбнитесь.
Ты, Петрушка, поклонись,
Добрым людям улыбнись.
Ой, люли, поклонись,
Ой, люли, улыбнись.
На гулянье были мы,
Представленье видели.
Ой, люли, были мы,
Ой, люли, видели.
Источник статьи: http://nsportal.ru/kultura/narodnaya-khudozhestvennaya-kultura/library/2020/08/13/stsenariy-prazdnika-spiridon