- Физкультурный досуг для детей старшего дошкольного возраста, имеющих зрительные нарушения «Путь к Олимпийской мечте»
- Методическая разработка — физкультурный досуг для детей старшего дошкольного возраста, имеющих зрительные нарушения «Путь к Олимпийской мечте» с использованием ИКТ.
- «Путь к олимпийской мечте». Сценарий досуга по физкультурно – оздоровительной работе в группе старшего дошкольного возраста.
- Подвижные игры для детей с нарушением зрения методическая разработка по физкультуре на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Физкультурный досуг для детей старшего дошкольного возраста, имеющих зрительные нарушения «Путь к Олимпийской мечте»
Анастасия Колбина
Физкультурный досуг для детей старшего дошкольного возраста, имеющих зрительные нарушения «Путь к Олимпийской мечте»
Методическая разработка — физкультурный досуг для детей старшего дошкольного возраста, имеющих зрительные нарушения «Путь к Олимпийской мечте» с использованием ИКТ.
Олимпийское воспитание – это совокупность физического, эстетического и нравственного воспитания детей. Его следует рассматривать как педпроцесс, направленный на более эффективное решение задач физического воспитания дошкольников. Именно поэтому я остановила свой выбор на данной теме.
Начиная свою работу над досугом по физкультурно – оздоровительной работе «Путь к Олимпийской мечте», я наметила пред собой цели – формирование у воспитанников ценностного отношения к Родине; формирование социальной и личностной мотивации детей старшего дошкольного возраста на сохранение и укрепление своего здоровья; привить детям чувство гордости за свою страну, за достижения наших спортсменов.
МБДОУ детский сад № 32 «Дружные ребята» имеет компенсирующую направленность, работает с детьми с нарушением зрения. Особенностями физического развития детей с нарушениями зрения являются:
• нечеткость координации движений,
• трудности при ориентировке в пространстве и выполнении движений на равновесие.
Поэтому в моей работе представлен комплекс эстафет и конкурсов, направленный на компенсацию зрительных недостатков, коррекцию и развитие физических качеств.
С помощью воспитателей групп была проведена предварительная работа с детьми. Она содержала в себе: беседы на тему Олимпийского движения, просмотр презентации об истории Олимпийских игр, рассматривание фотографий по данной теме, проведение дидактических игр «Зимние и летние виды спорта», спортивных игр и упражнений.
Программа заданий отвечает следующим условиям: зрелищность, простота, связь с программами физического воспитания. Дети с разной физической подготовленностью с удовольствием принимали участие в этом празднике, посвященному главному спортивному событию 2014 года – Олимпиаде в городе Сочи.
Программа моего физкультурного досуга содержит спортивные эстафеты «Зажги огонь», «Горнолыжники», «Хоккейная сборная России», «Кёрлинг». Конкурс на развитие логического мышления «Олимпийский флаг». Дидактическую игру «Размышляй — ка»; танцевальный конкурс. По окончании соревнований воспитанники старших групп были награждены дипломами за активное участие в Олимпийских играх МБДОУ детского сада №32 «Дружные ребята», после чего для детей была организована «Дискотека чемпионов», в ходе которой дети с удовольствием танцевали и делились впечатлениями.
Использование ИКТ в ходе досуга способствует тому, что у детей:
• тренируется внимание и память,
• развивается наглядно-образное и теоретическое мышление.
Таким образом, в результате проведения досуга у детей была возможность получить наглядное, яркое, образное представление об истории Олимпийского движения, замечено, что у них появилось желание заниматься спортом и потребность в состязательности.
«Путь к олимпийской мечте».
Сценарий досуга по физкультурно – оздоровительной
работе в группе старшего дошкольного возраста.
Цель: формирование у воспитанников ценностного отношения к Родине, воспитание у детей любви к спорту; воспитание социально значимых личностных качеств посредством знакомства с Олимпийским движением; формирование социальной и личностной мотивации детей старшего дошкольного возраста на сохранение и укрепление своего здоровья; выявление спортивных интересов, склонностей и способностей воспитанников; привить детям чувство гордости за свою страну; формирование чувства коллективизма, взаимопомощи и уважения друг к другу.
Интегрируемые образовательные области: «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Коммуникация», «Познание».
Задачи: развитие быстроты, силы, гибкости, выносливости, ориентировки в пространстве, скоростно-силовых качеств и мелкой моторики у детей. Преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями (скованности, малоподвижности, неуверенности, боязни пространства и др.) Способствовать развитию интереса у детей к физическим упражнениям.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная.
Предварительная работа: беседы инструктора по физической культуре с детьми на тему Олимпийского движения, просмотр детьми презентации об истории Олимпийских игр.
Оборудование: Флаг Олимпиады, мультимедийная установка со слайдами с видами зимнего спорта. Ориентиры, обруч, корзины, 2 листа бумаги (форматом А3, 2 клюшки, 2 шайбы, канат, длинный шнур, кольца, бутафорские свечи, дуга, кегли, обручи, мячи.
На экране слайд «Олимпиада»
Ведущий: Внимание! Внимание! Мы собираемся в путешествие к мечте – Олимпиаде! Приглашаем участников путешествия на спортивную площадку!
Участники (двумя командами) проходят круг по площадке и занимают места согласно разметке.
Ведущий: Всем участникам Олимпиады перед отбытием в путь – наши напутствия:
Вы сильные, вы смелые,
Нет слабых среди вас.
В веселую Олимпию отправитесь сейчас!
Ведущий: Но для начала мы должны учесть, что спортсмены к Олимпиаде очень долго готовятся, так как этот праздник спорта проходит 1 раз в 4 года. Между соревнованиями они тренируются, а перед состязаниями обязательно разминаются.
Дети (под музыку) начинают разминку:
Ведущий: Всем известно, всем понятно,
То что первым быть приятно.
Только надо знать, как ребенку сильным стать!
1. И. П. о. с. Руки вдоль туловища.
1. поднять правую руку вперед.
2. поднять левую руку вперед (7-8 раз)
3-4. вернуться в и. п.
Ведущий: Много силы есть у нас!
Мы наклонимся сейчас,
Полюбуйтесь – ка на нас!
2. И. П. ноги на ширине плеч.
1. наклон вниз, достать правой рукой до носка левой ноги. (6-7 раз)
2. вернуться в и. п.
3-4. повторить в другую сторону.
3. И. П. о. с., руки на пояс
1-3 поочередно встать на пятки (8 раз)
2-4 поочередно подняться на носки
4. И. П. стоя на коленях, руки на пояс.
1. сесть на колени, сгруппироваться, (5-6 раз)
коснуться лбом колен, руки вперед.
2. вернуться в и. п.
5. И. П. лежа на спине, руки вдоль туловища.
1-3 поднять правую- левую ногу вверх, (4-6 раз)
поднять прямые руки, потянуться.
2-4. вернуться в и. п.
Ведущий: Мы — весёлые ребята!
Спортом занимаемся, с болезнями не знаемся.
Раз-прыжок, два — прыжок! Прыгай весело, дружок!
6. И. П. у. с. руки на пояс. (2 раза)
1-15. прыжки на месте на двух ногах в чередование с ходьбой.
Ведущий: Вот мы и размялись, теперь мы стали ближе к нашей мечте – стать настоящими Олимпийцами!
Ведущий: Перед соревнованиями спортсмены дают клятву, что участие будет проходить честно. Вот и я вам, ребята, предлагаю дать клятву.
Ведущий: Кто с ветром может сравниться? Дети: Мы олимпийцы! Ведущий: Кто верит в победу, преград не боится? Дети: Мы, олимпийцы! Ведущий: Клянемся быть честными, к победе стремиться, рекордов высоких клянемся добиться! Дети: Клянемся! Клянемся! Клянемся!
Ведущий: Тогда наши команды отправляются в путь. Я буду вашим тренером. Тренер – это коллега инструктора по физической культуре, только он готовит спортсменов к Олимпиаде. Во время нашего путешествия мы узнаем о различных видах спорта. У меня волшебный обруч, который перенесет нас в город Сочи. (Звучит музыка, командами поочередно пролезают в обруч большого диаметра и становятся в соответствии с разметкой).
Ведущий: Вот мы и в городе Сочи. (2) Как вы уже знаете, этот город находится на берегу Черного моря. Приложите руки к ушам и послушайте шум волн. (3) Олимпиада будет проходить в горах и туда мы доберемся по канатной дороге. (4) (Дети проходят приставным шагом по канату, воспитатели их страхуют.)
Ведущий: А теперь мы посмотрим, что вы знаете об Олимпиаде 2014?
Ведущий: Что означает пять переплетенных колец на олимпийском флаге? (5) (Дети отвечают) Символы олимпиады 2014? (Дети отвечают) (6). Молодцы, ребята! Вы правильно ответили на вопросы! И теперь мы можем начать наши соревнования!
Конкурс на развитие логического мышления «Олимпийский Флаг».
Ведущий: (7) У каждого из вас по одному цветному кольцу. Ваша задача: расположить кольца так, как они располагаются на олимпийском флаге.
Спортивная эстафета «Зажги огонь»
Ведущий: А теперь пора зажечь Олимпийский огнь. На Олимпиаде факел с Олимпийским огнём знаменитые спортсмены передают друг другу, а затем его торжественно зажигают. (8) Наши команды тоже будут передавать друг другу олимпийский факел. (Дети поочередно бегут со свечой в руках до стойки, оббегая её, бегут обратно и передают свечу следующему игроку, в итоге у победившей команды свечу следует зажечь).
Спортивная эстафета «Горнолыжники»
Ведущий: Продолжим наши соревнования. Познакомимся с некоторыми видами зимнего спорта. (9) Посмотрите, вот предгорье. Это значит – место перед горами. (10) А вот и горы. Кто это так стремительно спускается к нам с горы? Дети: Лыжник. Ведущий: Правильно, но это непросто лыжник, а горнолыжник. Он спускается с горы на специальных горных лыжах. Посмотрите, как он ловко управляет лыжами. Давайте и мы изобразим горнолыжника. (Дети изображают, как горнолыжник спускается с горы — слалом. Прыжки из обруча в обруч с палками в руках, оббегают стойку и возвращаются обратно, передавая палки следующему игроку).
Спортивная эстафета «Хоккейная сборная России»
Ведущий: (11) Посмотрите, а как называется вот этот вид спорта и что же делают спортсмены? Дети отвечают.
(На линии установлены кегли. Шайбу необходимо вести клюшкой между кеглями змейкой туда и обратно.)
Интеллектуальная пауза «Размышляйка»
(12) «Найди одинаковых снеговиков».
(13) «Найди отличия».
Спортивная эстафета «Кёрлинг»
Ведущий: А еще не так давно к Олимпийским видам спорта прибавился кёрлинг. (14) Кёрлинг – это командная спортивная игра на ледяной площадке. В игре участвуют 4 человека. У них есть снаряды, похожие на утюжки — камни. Капитан команды разгоняет их по льду так, чтобы камень докатился до мишени, которую спортсмены называют «домом». (15) Другие игроки команды трут щетками перед камнем, чтобы он скользил быстрее. Побеждает команда, чей камень оказался ближе всего к центру «дома». И мы попробуем поиграть в эту игру и посмотрим, кто у нас самый меткий! (Дети прокатывают мяч под дугу, с целью сбить кегли).
Ведущий: (16) Молодцы, пора подвести итоги. Так как наши Олимпийские игры были дружественными, то и победила Дружба! Ура!
Ведущий: (17) Вот и закончился наш долгий путь к мечте – стать Олимпийцами. После участия в этих соревнованиях каждый может по праву считать себя Олимпийцем. А чтобы никто не сомневался, все участники получат настоящий диплом, подтверждающий этот гордый статус! (18) К награждению приглашается….
Пора возвращаться. Сейчас мы пройдем через волшебный обруч и окажемся в детском саду. (Звучит музыка, командами поочередно пролезают в обруч большого диаметра).
Ведущий: Ну, вот и все! Давайте поаплодируем друг другу и порадуемся завершению Олимпийских игр! А в награду приглашаю всех участников на «Дискотеку чемпионов»! (Звучит гимн Олимпиады 2014, дети танцуют вместе с воспитателями и инструктором по физической культуре).
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/fizkulturnyi-dosug-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-imeyuschih-zritelnye-narushenija-put-k-olimpiiskoi-mechte.html
Подвижные игры для детей с нарушением зрения
методическая разработка по физкультуре на тему
Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребёнка. Психологической основой игры является господство чувств в душе ребёнка, свобода их выражения, искренние смех, слёзы, восторг, то есть та естественная эмоциональная сущность ребёнка, которая ищет выражения как в физической, так и в психической сферах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry.docx | 20.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Подвижные игры для слепых и слабовидящих
Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания слепых и слабовидящих детей. Слепой ребёнок любит играть и совершенно так же, как и зрячий, может играть почти в любую игру, только слепого нужно научить играть, помочь ему овладеть игрой.
Игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям слепого ребёнка. Важным условием организации игр со слепыми и слабовидящими детьми является чёткое взаимодействие родителей, педагогов, врачей. С помощью медицинской диагностики слепых и слабовидящих детей следует установить, какие игры противопоказаны каждому конкретному ребёнку, а какие нет.
Потеря зрения на основе органических нарушений замедляет физическое формирование ребёнка, затрудняет подражание и овладение пространственными представлениями. У ребёнка со зрительной патологией из-за страха пространства ограничена двигательная и познавательная деятельность, нарушена координация движений.
Поэтому для организации игровой деятельности необходимо учитывать состояние остроты зрения ребёнка, его предыдущий опыт, особенности осязательно-слухового восприятия, наличие остаточного зрения, уровень физической подготовленности, возрастные и индивидуальные возможности ребёнка, место и время проведения игры, интересы всех играющих детей, а иногда и их настроение.
Общие требования к проведению игр
Выбирая инвентарь для игры, взрослый должен: для слепых-использовать озвученную атрибутику ( озвученный мяч, свисток, бубен, колокольчик, метроном, погремушки и др.);для детей с остаточным зрением и слабовидящих-подобрать яркий и красочный инвентарь, учитывая контрастность предметов (как правило, используются красный, жёлтый, зелёный, оранжевый цвета).
Весь используемый инвентарь должен быть безопасным!
Большое внимание уделяется выбору и подготовке места, где будет проводиться игра. Необходимо убедиться в безопасности игровой площадки, определить её размеры, установить ограничительные ориентиры (канавки, засыпанные песком чуть выше уровня всей площадки, линия из гравия или травяного покрова, асфальтированная дорожка, резиновые коврики, шнур, натянутый по периметру площадки, и другие рельефные, осязательные обозначения). На площадке не должно быть пней, ям, кустарника.
Ведущий тем или иным сигналом должен ориентировать играющих. Звук лучше всего улавливается ребёнком, если его источник установлен на уровне лица.
В процессе игры (эстафеты) взрослый ведёт постоянное наблюдение за самочувствием детей. Чтобы избежать переутомления, ведущему необходимо знать основные данные о физическом и психическом развитии каждого ребёнка, а именно:
-рекомендации врачей: офтальмолога, ортопеда, педиатра, психоневролога;
-общее состояние здоровья ребёнка (перенесённые инфекционные и др. заболевания);
-состояние опорно-двигательного аппарата и его нарушения;
-наличие сопутствующих заболеваний;
-состояние зрительного дефекта (устойчивая или неустойчивая ремиссия);
-способность ребёнка ориентироваться в пространстве;
-наличие предыдущего сенсорного опыта;
-состояние и возможности сохранных анализаторов;
-состояние нервной системы.
Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.
Количество игроков-10-12 человек.
Инструкция: Площадку для игры следует обозначить осязательными ориентирами. Из числа играющих выбирают две пары водящих. Одному из игроков дают в руки колокольчик. Игрок с колокольчиком убегает от водящих, а те стараются окружить его, сомкнув руки. Это может сделать одна или обе пары водящих.
Игрок с колокольчиком в момент опасности имеет право передать (не бросить) колокольчик кому-либо из участников игры.
Пойманный игрок и тот , от которого он перед этим принял колокольчик, заменяют одну из пар водящих. Колокольчик вручают наиболее ловкому игроку, и игра продолжается.
Вариант(игра для слабовидящих и зрячих):
Вместо колокольчика используется колпак на голову. Ловить можно только того, у кого колпак на голове. Такая игра будет называться «Берегись, Буратино!»
-Пары следует комплектовать так: незрячий и ребёнок с остаточным зрением; зрячий — незрячий.
-Играющим нельзя выходить за пределы площадки.
-Всем играющим на площадке можно надеть озвученные браслеты ( с колокольчиками и т. П.).
-Если водящие пары разомкнут руки, убегающий игрок считается непойманным.
«Коршун и наседка»
Цель: развитие быстроты, координации движений и умения ориентироваться в пространстве.
Количество игроков-не более 10-12 человек.
Инвентарь: два озвученных браслета или колокольчика, верёвка или канат.
Инструкция: Из играющих детей назначаются коршун и наседка, все остальные-цыплята. Цыплята становятся в колонну в полушаге друг от друга и берутся одной рукой за общую верёвку или за пояс впереди стоящего игрока. Наседка становится первой, коршун надевает на руку браслет (колокольчик) и встаёт лицом к наседке на расстоянии 1-2метра.
По сигналу взрослого коршун старается обежать колонну игроков и поймать последнего цыплёнка. Наседка мешает коршуну, преграждая ему путь. Последний цыплёнок считается пойманным, если коршун коснулся его рукой. Независимо от того, удалось коршуну поймать цыплёнка или нет, через 40-50 секунд игра останавливается, и назначаются новые коршун и наседка.
-«Цыплятам» нельзя отрывать руку от каната.
-По заранее оговорённому сигналу игроки прекращают игру.
-«Наседка» не имеет права хватать «коршуна» за руки.
-Следует напомнить игрокам, чтобы они крепко держались за канат или пояс впереди стоящего игрока и соблюдали тишину.
-Игра отличается большой интенсивностью, поэтому она не должна быть продолжительной.
Игры на развитие сенсорных систем
Цель: развитие мелкой моторики рук, осязания, тактильной чувствительности.
Количество игроков-5-10 человек.
Инвентарь: мешок из плотной ткани, 8-10 небольших предметов разной формы.
Инструкция: В тёмный мешок из ткани складывается 8-10 небольших предметов: ножницы, авторучка, пробка от бутылки, напёрсток, катушка ниток, ложка, теннисный шарик и т. п. Ребёнок должен на ощупь через ткань мешка отгадать, что в нём лежит. Выигрывает тот, кто за 20-30 секунд определит больше предметов.
-Ткань мешка не должна быть слишком грубой или слишком тонкой.
-Игроков следует заранее ознакомить с предметами, помещёнными в мешок.
Цель: развитие зрительной памяти, тренировка умения ориентироваться на плоскости.
Количество игроков-4-10 человек.
Инвентарь: бумага, карандаши, стирательные резинки.
Инструкция: На листе бумаги участники игры рисуют по «рожице». Затем, закрыв глаза повязкой, игрок должен стирать в той последовательности , и только те фрагменты рисунка, которые назовёт ведущий (например: сначала левый глаз, затем правое ухо, подбородок, нос, волосы и т. д.).Выигрывает тот, кто точнее выполнит задание.
Методические указания: Это игра для слабовидящих и нормально видящих детей.
Цель: развитие быстроты и ловкости, глазомера.
Количество игроков-6-15 человек.
Инвентарь: обручи по числу играющих детей.
Инструкция: Для игры обозначают стартовую линию, в 5-6 метрах от неё контрольную, а в 8-9 метрах от стартовой — финишную. Две-три команды выстраиваются у стартовой линии, в руках у каждого игрока обруч. По первому сигналу стартующие участники делают замах обручем, по второму выполняют бросок обруча так, чтобы он катился. Как только обруч достигнет контрольной линии, бросивший выбегает и старается догнать обруч, прежде чем тот докатится до финишной линии. Побеждает тот, кто несколько раз был первым.
Методические указания: Падение обруча считается ошибкой.
Цель: развитие равновесия и точности движений, ощущения пространства при отсутствии зрительного контроля.
Количество игроков может быть любым.
Инвентарь: волейбольный мяч.
Инструкция: В шести шагах от игрока помещается волейбольный мяч. Водящему завязывают платком глаза. Затем, поле поворота на 360◦, он должен подойти к мячу и ударить по нему ногой. Играют по очереди несколько раз. Выигрывает тот, кто большее, количество раз, попал по мячу.
Методические указания: Место для игры следует подобрать ровное, без канав, кустарника и пней.
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/fizkultura/2013/07/25/podvizhnye-igry-dlya-detey-s-narusheniem-zreniya