- Сценарий развлечения «Праздник чувашских игр» методическая разработка (средняя группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Сценарий народного чувашского праздника «Акатуй» методическая разработка на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Сценарий чувашского развлечения «Улах» план-конспект занятия (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Сценарий праздника «День чувашского языка» методическая разработка (подготовительная группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий развлечения «Праздник чувашских игр»
методическая разработка (средняя группа)
Материал знакомит детей с чувшскими народными играми,хороводами,стихами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chuvashskie_igry-stsenariy.docx | 118.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 47 «Радужный»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
«ПРАЗДНИК ЧУВАШСКИХ ИГР»
в средней группе «Красная шапочка»
Александрова Тамара Ивановна
I квалификационная категория
Новочебоксарск, 2020 г
Выдающийся советский педагог Н.К.Крупская, говоря о значении игр в формировании личности ребенка, отмечала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже становится рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организованные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства».
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетаются с духовным обогащением детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношенин к культуре родной страны, создается эмоциоально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
Познакомить с чувашскими народными играми, их правилами.
Укреплять и охранять здоровье детей, создать условия для формирования и совершенствования умений и навыков основных движений.
Формировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношенин к культуре родной страны.
Создавать эмоциоально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности своей Республике.
Чувашские национальные костюмы для детей и воспитателя, больших платка, канат, шапочки медведля, 2 петухов,тухья, барабан, большой обруч, произведения по выбору музыкального руководителя.
Дети входят в зал, держась за руки, под чувашскую мелодию песни «çêмêрт çеçки çурãлсан» и встают полукругом.
Вед: Ырã кун, хаклã хãнасем!
Добрый день, дорогие гости!
Сегодня мы вас приглашаем на «Праздник чувашских игр».
Реб: Эпир маттур ачасем,
Пêр ушкãнпа пухãнар.
Выляр, ташлар, савãнар,
Унтан киле саланар.
Реб : Атьãр вãйã пуçлар-и?
Вãйã кêвви калар-и?
Вãйã кêвви пêр сумлãх,
çамрãк êмêр пêр сумлãх.
Хоровод «Илемлê». Взявшись за руку идут по кругу, потом в середину круга, потом зигзагом и садятся на места..
Вед: Мы с вами знаем много русских народных игр. Но у каждого народа есть еще свои игры. Я сейчас предлагаю поиграть в некоторые из этих игр.
Игра «Пÿртле» (Изба). Игроки делятся на 4 команды по 4 человека. На площадке 4 стула, на которых лежат по одному большому платку. Дети под музыку выполняют движения в середине площадки. С концом музыки дети бегут к своим стульям, берут платок за четыре угла и натягивают его над головой. Побеждает та команда, которая быстрее построит «избу».
— На народных праздниках мужчины часто мерились своими силами: поднимали гири, боролись, тянули канаты.
Реб : Эпир вайлã ачасем
Эпир маттур ачасем.
Пурте пêрле тãрãпãр,
Туртãпãр та çêнêпêр.
Вед : И сейчас игра для ловких — для вас, мальчики. Игра «Шыв упи» («Водяной медведь»).
Выбирается медведь, он становится в «яму» (круг из каната). Остальные бегут вокруг ямы, забегая и выбегая из нее. Медведь должен поймать игрока. Пойманный ребенок становится водящим — медведем. Игра продолжается.
-Арçыначасем, тухãр вãйа!
-Ай, маттур, арçыначасем! Молодцы, мальчики!
-А сейчас игра для девочек. Хêрачасем, тухãр выляма!
Игра «Тухья тãхãн» (Надень тухью).
Девочки встают в круг. В средине на стульчике лежит тухья (головной убор девочек). Под музыку девочки двигаются по кругу, танцуя. С концом музыки бегут к стульчику. Кто быстрее возьмет тухью, та исполняет сольный танец.
Вед: Хêрачасем те маттур паян.
— На праздниках не только играют, но и песни поют.
Реб : Я в Чувашии живу,
Я Чувашию люблю.
Любит праздник мой народ,
В праздник пляшет и поет.
Реб : Алла тытрãм параппан , (Берет барабан в руки)
Патлатартãм пур вãйран.
Эй, параппан, янãра,
Эпир кунта вãйãра.
Песня «Параппан» (Барабан). (Поют все дети).
-Так громко играли в барабан, что разбудили и петуха и нашу Машу.
Реб: Автан тус, автан тус!
Хêрлê çêлêк, ылтãн пуç.
Мêншêн эсê ир тãран?
Мана ирех вãратан?
Игра «Автансем» (Петухи). На полу круг из каната или из большого обруча. Играют 2 ребенка . Надевают шапочки петухов. Стараются вытолкнуть друг друга плечом со «двора», руки у детей за спинами. Победитель кукарекает.
— А теперь приглашаю вас на танец.
Реб: Взяться за руки нам нужно,
Танцевать мы будем дружно.
Танец наш для всех друзей.
Реб: Акã вãл, акã вãл,
Ача ташши çакã вãл.
Ача ташша тухнã чух,
Алã çапни питê чух.
Общий танец. (Группа мальчиков встают напротив группы девочек ).
— Здорово танцевали наши дети.
А теперь еще одна игра «Й ê ппе ç ип» («Иголка и нитка»).
Дети встают в круг, берутся за руки. Два игрока – иголка и нитка бегут по кругу: нитка ловит иголку. Если иголка вбегает в круг, то дети не пускают туда нитку. Если же нитка успеет войти в круг или поймает иголку, то игра начинается с начала, но уже с другими игроками.
_-Ай, маттур, ачасем! М ê нле лай ã х выля ççê !
-Долго мы играли. Понравилось вам играть? А теперь нам и домой пора.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2020/04/05/stsenariy-razvlecheniya-prazdnik-chuvashskih-igr
Сценарий народного чувашского праздника «Акатуй»
методическая разработка на тему
Знакомство дошкольников с народной культурой не обходится без проведения народных праздников. С этой целью был разработан данный сценарий, для участия в нем детей всех возрастных групп детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_prazdnika_akatuy_-_kopiya.docx | 1.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник был проведен с целью приобщения детей к истокам народного творчества, с целью развития художественно-эстетического вкуса у детей через декоративно-прикладное искусство.
Формирование целостного представления о культуре чувашского народа.Знакомство с традициями, обычаями, обрядами чувашского народа.
Пьеса для детей подготовительной к школе группы.
Сценарий драматизации чувашской народной сказки«Почему сосна и ель вечнозеленые».
Потомки первых переселенцев проводят обряды, поют, танцуют и готовят собственное пиво Традиционный праздник, который отмечают все народы без исключения, — День урожая. В этот день на селе проход.
Сценарий народного праздника в детском саду«СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группаЦель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихо.
Сценарий драматизации чувашской народной сказки«Почему сосна и ель вечнозеленые».
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2016/11/15/stsenariy-narodnogo-chuvashskogo-prazdnika-akatuy
Сценарий чувашского развлечения «Улах»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Сценарий чувашского развлечения предназначен для музыкальных руководителей ДОУ и рекомендован к проведению с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posidelki_ulah.odt | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: воспитывать любовь к народному творчеству.
Задачи: -продолжать знакомить детей с обычаями и традициями чувашского народа;
-развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;
-дать представление о различном характере чувашских песен, танцев, игр,хороводов;
-доставить детям радость.
В старину люди после трудового дня собирались вечерами вместе на веселые посиделки: пели песни, водили хороводы , рукодельничали. Тихо кружила прялка. С песнею и работа спорилась.
Хозяйка: ( ждет гостей ).
Ох-ха, без вечерок плохо.
Приготовлена изба: чисто выметена,
А хозяюшка принаряжена,
А вот и гости уже у ворот стучат.
У ворот стучат, себя веселить велят.
Под чувашскую народную музыку входят гости.
Гости: Ыра кун пултар! ( Кланяются)
Хозяйка: Ыра кун пултар, ханасем!
Гости: Здравствуйте, хозяюшка! ( Кланяются)
Хозяйка: Здравствуйте, гости! Доброго вам здоровьица! Проходите, проходите, будьте и вы гостями. Народ собирается, посиделки начинаются. Садитесь на лавки, да не делайте давки!
Песня «Мулкач ларать»
Ребенок: Мастерицы хороши,
Вышивают от души,
Ну и мы не отстаем,
Мы сейчас стихи прочтем.
Идет перекличка между гостями:
- Как у нашего соседа весела была беседа.
- Гуси в гусли, утки в дудки, тараканы в барабаны.
- Атте паян пасартан илсе килче параппан,
Пан-пан параппан, пантартатать пит аван.
- Как у нас-то козел, что за умный был,
Сам и по воду ходил, сам и кашу варил,
Сам и кашу варил, деда с бабой кормил.
- Савак кунсем ситсессен, саванма та пелмелле,
Сак синче шутлемелле, сак айенче йемелле.
- Патоку с имбирем варил дядя Симеон,
Тетушка Арина кушала-хвалила.
А дедушка Елизар все пальчики облизал.
- Кукамипе кукаси кукаль песерессе.
Кукаль песерессе сар супа серессе.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
А сороки прилетели
И тебе водить велели.
Игра «Узнай по голосу»
В середине круга стоит мальчик или девочка с завязанными глазами, дети взявшись за руки, ходят по кругу и говорят:
Ларать, ларать, Мишша ларать
Шешке теме айенче.
Сиет, сиет, Мишша сиет
Шешкен сара майарне.
Вахат ситсен тарас пулать,
Ятне терес калас пулать.
По окончании стихотворения дети останавливаются. Один из играющих подходит сзади к водящему и произносит его имя, тот должен отгадать по голосу, кто это говорит.
Хозяйка: А теперь ребята, отгадайте загадки ( тупмалли юмахсем).
Пер самхана пин йеп чикне.
В один клубок воткнуто тысяча иголок.
Хелле шура, сулла сара.
Зимой белый, летом серый.
Кам сухалла суралать?
Кто рождается бородатым?
Урла ура утаман.
Сулла та, хелле те пер сар.
Зимой и летом одним цветом.
Хырпа чараш. Елка.
Кайак килче, сунат сарче,
Семерт йывас кусне усре.
Прилетела птичка, расправила крылья,
Черемуха глаза открыла.
Сар ачи килет- сар хер пытанать, сар хере килет- сар ачи пытанать.
Светлый юноша придет- светлая девушка спрячется, светлая девушка придет- ссветлый юноша спрячется.
Уйахпа хевел. Солнце и луна.
Гости: Сейчас мы посмотрим, кто сильнее- Солнце или Луна?
Игра «Солнце и луна»
В зал входит дед со связкой лаптей на плече. Злоровается со всеми.
Хозяйка: Мучи, эсе аста кайма пустаранна? Дед, куда ты собрался? Присядь, расскажи, как живешь?
Дед: Я на ярмарку тороплюсь, лапти продовать.
Хозяйка: Хороши лапти ( рассматривает ). Почем продаешь?
Дед: ( загадочно и лукаво улыбаясь ).
Мои лапти хороши,
Плел я их от души.
Отдам не за десять, не за пять,
А мастеру поиграть.
Хозяйка: Что ж, ребята, эта цена нас устраивает, давайте поиграем с лаптями.
Хозяйка: Славно мы повеселились,
А теперь пришла пора
Угощать вас, детвора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий развлечения о Родном крае.
Сценарий театрализованной деятельности по мотивам чувашского рассказа И,Я.Яковлева «Мышонок на прогулке» с детьми младшей группы.
Знакомство дошкольников с народной культурой не обходится без проведения народных праздников. С этой целью был разработан данный сценарий, для участия в нем детей всех возрастных групп детского .
Сценарий праздника предназначен для детей подготовительной к школе группы. В празднике могут участвовать дети всех подготовительных групп дошкольного учреждения.
Тĕллевсем: ачасене Тӑван ҫӗр-шыва юратма,Чӑваш енпе мухтанма, тӑван чӗлхене, культурине аталантарасси; ачасем Чӑваш Республики ҫинчен мӗн пӗлнине ҫирӗплетесси; туслӑха упрама, пӗр-пӗрне пулӑ.
Сценарий чувашской народной сказки «Пылающий огонь».
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2016/05/02/stsenariy-chuvashskogo-razvlecheniya
Сценарий праздника «День чувашского языка»
методическая разработка (подготовительная группа)
Материал развлечения «День чувашского языка» может быть полезен для воспитателей, музыкальных руководителей ДОУ.
Праздник организуется с детьми 6-7 лет. Изучая чувашский язык, ребенок приобщается к культуре народа, его духовным ценностям, в нем зарождается чувство любви к родному краю, уважения к национальным традициям, обычаям чувашского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_chuv_yaz_pukane_2019.docx | 32.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Пукане» комбинированного вида
города Ядрин Чувашская Республика
День Чувашского языка
Воспитатель Тувалева Л. В.
Ядрин, апрель 2019.
Сценарий «День Чувашского языка»
ЦЕЛЬ: Воспитывать патриотические чувства; любовь к родному краю; вызвать чувство восхищения и гордости.
— Формировать у ребенка мотивационно — ценностного отношения к родному краю.
— Обогащать представления детей о жителях, прославивших наш край
— Продолжать знакомить детей с чувашскими народными играми и песнями.
— Развивать желание и стремление к изучению чувашского языка.
— Воспитывать любовь к родному краю через музыкальные произведения чувашских
— презентация «Край родной»
— национальные чувашские костюмы
Дети заходят в зал под музыку «Илемлĕ».
Ведущий: Знаете ли вы страну такую древнюю и вечно молодую.
Где коль праздник – от души ликуют, где работа – гору дай любую.
Знаете ли вы такой народ, у которого 100 тысяч слов,
У которого, 100 тысяч песен и 100 тысяч вышивок цветет?
Дети: Да. Это Чувашия
Ведущий: В этот светлый день, прославляя край Родной, мы должны вспомнить Ивана Яковлевича Яковлева. (колокольный звон). Посмотрите на портрет.
По широкой Руси, нашей матушки, колокольный звон разливается.
Иван Яковлевич Яковлев за труды свои прославляется!
Он вывел наш народ дорогой знаний из беспросветной темноты на свет.
Нет в мире благороднее деяний и цели в мире благородней нет!
Русский алфавит переработал, он создал Чувашский алфавит.
Корни закрепил у двух народов, ведь чувашский алфавит почти такой на вид.
Ведущий: Ребята, а вы знаете чувашский язык?
Чăвашла паян юрлатпăр
Чăвашла сăвă калатпăр
Чăвашла тум тăхăнатпăр
Чăвашла та ак ташлатпăр.
Ребенок: Эп — чăваш ачи, саватăп
Юратап юрра- сăвва та,
Купăса та кĕслене.
Чăвашла та вырăсла.
Ик чĕлхе вăл – ик ăс маншăн
Эп пуласшăн ик ăслах.
Стих «Ҫеçпĕл» Валерьян Ашкеров, читает ребенок.
Валерьян Ашкеров. Ҫеçпĕл.
Хура вăрман варринче
Ҫӳллĕ – çӳллĕ хырсем пур.
Ҫав хырсен сĕмлĕхĕнче
Ҫеçпĕл ятлă курăк пур.
Ир килсессĕн çуркунне
Кăвак чечек кăларать,
Кая юлнă çулхине
Шупка хĕрлĕ вăл пулать.
Ведущий: Живет в самом сердце России, среди вековых дубов, полей и озер, небольшой, но удивительно самобытный народ – Чуваши. Чувашия – край звучных песен, поэтических легенд и героических сказаний. В них вся душа народа – доброго, трудолюбивого, искусного.
Ведущий: Чувашия, Чувашия, край ты мой чудесный.
Трудом ты славишься, плясками и песней!
П есня «Алăсем», слова Н. Ыдарая, музыка Ильи Степанова.
Акă вăл, акă вăл,
Алă тени çакă вăл.
Ҫӳрет икĕ ятпала.
Пĕрин ячĕ – сулахай,
Пур ĕçе те пăлахай.
Тепри хăйне сылтăм тет,
Кашни ĕçшĕн хĕпĕртет.
Сылтăм пĕлет ĕç тума,
Сулахай ма ун пек мар?
Ай-хай, тусăм сулахай,
Ан пул эс тек пăлахай!
Ĕçлĕх вăя ӳстерет,
Ӳркев хала пĕтерет.
Ведущий : Наша республика по размеру небольшая, но о ней знают во всем мире. Прославляли ее наши выдающиеся, знаменитые земляки. Сегодня нельзя не вспомнить о великом поэте К.В. Иванова, который написал поэму «Нарспи». Он был учеником И Я Яковлева.
Стих. «Силпи ялĕнче», читают дети.
Пуш уйăхĕн вĕçĕнче
Хĕвел пăхрĕ ăшăтса.
Силпи чăваш ялĕнче
Юр ирĕлчĕ васкаса.
Килчĕ ырă çуркунне
Килчĕ ячĕ ăшăтса.
Хĕвел савать тĕнчене
Хĕл ыйхинчен вăратса.
Ведущий: Славлю край родной любимый,
Славлю край неповторимый.
Лип цветущих аромат, шелковых лугов наряд!
Славлю я поля родные, славлю берега крутые,
Край Чувашский, край Родной!
Расцветай над Волгою рекой!
Самое дорогое и любимое слово для каждого человека – «мама», «анне».
Анне! Ҫак ят чи çывăх,
Чи чаплă çĕр çинче.
Пурнать вăл ĕмĕр сывă
Кашни çын чĕринче.
Звучит песня «Анне», слова и музыка А.Петрова.
Эпĕ хамăн аннене
Чӳк уйăхĕн кунĕнче
Сан çинчен юрлатăп.
Эсĕ пирĕншĕн пĕрре.
Пул эс сывă яланах,
Ан чирле, ан ватăл.
Эп сана, анне, чăнах
Ведущий: Наша республика находится почти в центре России и расположилась на берегу великой русской реки Волги.
Волгу на Руси называют матушкой, а чуваши называют эту реку – батюшка – атте.
Волны Волги ластятся к нам, корабли плывут по волнам.
Мы живем на Волге – можете завидовать нам!
Любит пляски наш народ, в праздник пляшет и поет.
Чувашские наигрыши играет оркестр.
Ведущий: Но Чувашские поэты писали не только на чувашском языке, но и на русском. Послушайте стихотворение Раисы Сарби «Песенка о песенке»
Я о солнышке пою, о земле родной –
О земле, что пахнет льном, медом и дымком,
О земле, где никогда не быть одной,
Где с друзьями хорошо бегать босиком!
И чувашский мой напев ты услышишь вдруг,
И вплетешь свои слова в песенку мою –
Облетит она тогда всю страну вокруг,
Ну а завтра я еще для тебя спою.
Песня-танец «Вăйă», «Тух-ха, Ванюк пирĕн ума».
Эс чипер те, эп чипер,
Санран чипер тата пур,
Сик тух, чиперри!
Ведущий: Стихотворение Владимира Андреева «Пĕчĕк мечĕк» читает ребенок.
Владимир Андреев. Пĕчĕк мечĕк.
Ӳкрĕ вăл сĕтел çине.
Вĕçрĕ çеç шыв витрине.
Лектерет атту анне.
Физкультминутка (со всеми)
Мы живем Чувашии
Есть у каждого свой дом
Есть работа, есть друзья,
Мама, папа, есть и я.
А наши ребята, еще любят играть в чувашские игры.
ИГРА «Ларать Миша»
В нашей республике живут не только чуваши, но и люди другой национальности: татары, марийцы, украинцы, русские и многие другие.
Все они живут в мире, в дружбе и в согласии. Вместе все работают, вместе и отдыхают, песни поют и весело танцуют.
И всем им очень нравится наш край, наш любимый, милый город Чебоксары.
Город Чебоксары – столица Чувашии. Чебоксары по чувашски — Шупашкар, что означает крепость.
Ведущий: Ребята, а вы в каком городе живете?
— Любите свой город?
Ведущий: Пирĕн садри ачасем
Пурте туслă-çке вĕсем
Туслăх пирĕн хушăра
Питĕ пысăк вырăнта
Инсценировка сказки «Колобок» на чувашском языке.
Ведущий: Я вижу, ребята, что вы любите свой родной Чувашский край, много знаете о нем, о его народе. И помните:
«Земля талантами богата, земля талантами сильна!»
И если вы, ребята, будете хорошо учиться, заниматься, стараться узнавать что-то новое, петь, рисовать и танцевать, наш край будет жить и развиваться. Ну, а нам пора прощаться с вами. Сывă пулăр! До свиданья! (Ребята с песней «Илемлĕ» выходят из зала).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тĕллевсем: ачасене Тӑван ҫӗр-шыва юратма,Чӑваш енпе мухтанма, тӑван чӗлхене, культурине аталантарасси; ачасем Чӑваш Республики ҫинчен мӗн пӗлнине ҫирӗплетесси; туслӑха упрама, пӗр-пӗрне пулӑ.
Сценарий развлечения, написанный на чувашском языке, для детей 4-5 лет, посвящённый «Международному Дню детской книги». Цель данного материала: создание радостного и праздничного настроения .
Пьеса для детей подготовительной к школе группы.
Сценарий для 2 младшей группы «Новый год» на чувашском языке.
Состав участников: средняя, старшая и пдготовительная к школе группы, коллектив ДОУ.Место проведения: музыкальный зал. Оформлен как чувашская деревня: забор, домик, скамья, деревья; на центральной сте.
На праздник к детишкам приходят Мухомор со своим другом .
Сценария развлечения «Вырма» («Жатва») написана на чувашском языке.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2020/02/26/stsenariy-prazdnika-den-chuvashskogo-yazyka