Сценарий чувашского народного праздника

Содержание
  1. Сценарий развлечения «Праздник чувашских игр» методическая разработка (средняя группа)
  2. Скачать:
  3. Предварительный просмотр:
  4. Сценарий чувашского развлечения «Улах» план-конспект занятия (старшая группа) на тему
  5. Скачать:
  6. Предварительный просмотр:
  7. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  8. Сценарий народного чувашского праздника «Акатуй» методическая разработка на тему
  9. Скачать:
  10. Предварительный просмотр:
  11. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  12. Сценарий праздника «Чувашский наш край»
  13. Сценарий праздника «Чувашский наш край»
  14. 1. Песня «В Чебоксарах мы живем»
  15. 2. Игра «Узнай по голосу» (чувашская народная игра)
  16. 3. Игра с платочком под музыку песни «Вайа»
  17. 4. Песня «К нам пришла весна»
  18. 5. Ручейки (Юхан шывсем)
  19. 6. Чувашский танец
  20. 7. Чувашская игра «Кам маларах лкрет»
  21. 8. Песня «Чебоксары, любимые мои»
  22. 9. «Хоровод дружбы»

Сценарий развлечения «Праздник чувашских игр»
методическая разработка (средняя группа)

Материал знакомит детей с чувшскими народными играми,хороводами,стихами.

Скачать:

Вложение Размер
chuvashskie_igry-stsenariy.docx 118.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 47 «Радужный»

города Новочебоксарска Чувашской Республики

«ПРАЗДНИК ЧУВАШСКИХ ИГР»

в средней группе «Красная шапочка»

Александрова Тамара Ивановна

I квалификационная категория

Новочебоксарск, 2020 г

Выдающийся советский педагог Н.К.Крупская, говоря о значении игр в формировании личности ребенка, отмечала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже становится рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организованные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства».

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетаются с духовным обогащением детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношенин к культуре родной страны, создается эмоциоально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

Познакомить с чувашскими народными играми, их правилами.

Укреплять и охранять здоровье детей, создать условия для формирования и совершенствования умений и навыков основных движений.

Формировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношенин к культуре родной страны.

Создавать эмоциоально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности своей Республике.

Чувашские национальные костюмы для детей и воспитателя, больших платка, канат, шапочки медведля, 2 петухов,тухья, барабан, большой обруч, произведения по выбору музыкального руководителя.

Дети входят в зал, держась за руки, под чувашскую мелодию песни «çêмêрт çеçки çурãлсан» и встают полукругом.

Вед: Ырã кун, хаклã хãнасем!

Добрый день, дорогие гости!

Сегодня мы вас приглашаем на «Праздник чувашских игр».

Реб: Эпир маттур ачасем,

Пêр ушкãнпа пухãнар.

Выляр, ташлар, савãнар,

Унтан киле саланар.

Реб : Атьãр вãйã пуçлар-и?

Вãйã кêвви калар-и?

Вãйã кêвви пêр сумлãх,

çамрãк êмêр пêр сумлãх.

Хоровод «Илемлê». Взявшись за руку идут по кругу, потом в середину круга, потом зигзагом и садятся на места..

Вед: Мы с вами знаем много русских народных игр. Но у каждого народа есть еще свои игры. Я сейчас предлагаю поиграть в некоторые из этих игр.

Игра «Пÿртле» (Изба). Игроки делятся на 4 команды по 4 человека. На площадке 4 стула, на которых лежат по одному большому платку. Дети под музыку выполняют движения в середине площадки. С концом музыки дети бегут к своим стульям, берут платок за четыре угла и натягивают его над головой. Побеждает та команда, которая быстрее построит «избу».

— На народных праздниках мужчины часто мерились своими силами: поднимали гири, боролись, тянули канаты.

Реб : Эпир вайлã ачасем

Эпир маттур ачасем.

Пурте пêрле тãрãпãр,

Туртãпãр та çêнêпêр.

Вед : И сейчас игра для ловких — для вас, мальчики. Игра «Шыв упи» («Водяной медведь»).

Выбирается медведь, он становится в «яму» (круг из каната). Остальные бегут вокруг ямы, забегая и выбегая из нее. Медведь должен поймать игрока. Пойманный ребенок становится водящим — медведем. Игра продолжается.

-Арçыначасем, тухãр вãйа!

-Ай, маттур, арçыначасем! Молодцы, мальчики!

-А сейчас игра для девочек. Хêрачасем, тухãр выляма!

Игра «Тухья тãхãн» (Надень тухью).

Девочки встают в круг. В средине на стульчике лежит тухья (головной убор девочек). Под музыку девочки двигаются по кругу, танцуя. С концом музыки бегут к стульчику. Кто быстрее возьмет тухью, та исполняет сольный танец.

Вед: Хêрачасем те маттур паян.

— На праздниках не только играют, но и песни поют.

Реб : Я в Чувашии живу,

Я Чувашию люблю.

Любит праздник мой народ,

В праздник пляшет и поет.

Реб : Алла тытрãм параппан , (Берет барабан в руки)

Патлатартãм пур вãйран.

Эй, параппан, янãра,

Эпир кунта вãйãра.

Песня «Параппан» (Барабан). (Поют все дети).

-Так громко играли в барабан, что разбудили и петуха и нашу Машу.

Реб: Автан тус, автан тус!

Хêрлê çêлêк, ылтãн пуç.

Мêншêн эсê ир тãран?

Мана ирех вãратан?

Игра «Автансем» (Петухи). На полу круг из каната или из большого обруча. Играют 2 ребенка . Надевают шапочки петухов. Стараются вытолкнуть друг друга плечом со «двора», руки у детей за спинами. Победитель кукарекает.

— А теперь приглашаю вас на танец.

Реб: Взяться за руки нам нужно,

Танцевать мы будем дружно.

Танец наш для всех друзей.

Реб: Акã вãл, акã вãл,

Ача ташши çакã вãл.

Ача ташша тухнã чух,

Алã çапни питê чух.

Общий танец. (Группа мальчиков встают напротив группы девочек ).

— Здорово танцевали наши дети.

А теперь еще одна игра «Й ê ппе ç ип» («Иголка и нитка»).

Дети встают в круг, берутся за руки. Два игрока – иголка и нитка бегут по кругу: нитка ловит иголку. Если иголка вбегает в круг, то дети не пускают туда нитку. Если же нитка успеет войти в круг или поймает иголку, то игра начинается с начала, но уже с другими игроками.

_-Ай, маттур, ачасем! М ê нле лай ã х выля ççê !

-Долго мы играли. Понравилось вам играть? А теперь нам и домой пора.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2020/04/05/stsenariy-razvlecheniya-prazdnik-chuvashskih-igr

Сценарий чувашского развлечения «Улах»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Сценарий чувашского развлечения предназначен для музыкальных руководителей ДОУ и рекомендован к проведению с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

Вложение Размер
posidelki_ulah.odt 21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: воспитывать любовь к народному творчеству.

Задачи: -продолжать знакомить детей с обычаями и традициями чувашского народа;

-развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;

-дать представление о различном характере чувашских песен, танцев, игр,хороводов;

-доставить детям радость.

В старину люди после трудового дня собирались вечерами вместе на веселые посиделки: пели песни, водили хороводы , рукодельничали. Тихо кружила прялка. С песнею и работа спорилась.

Хозяйка: ( ждет гостей ).

Ох-ха, без вечерок плохо.

Приготовлена изба: чисто выметена,

А хозяюшка принаряжена,

А вот и гости уже у ворот стучат.

У ворот стучат, себя веселить велят.

Под чувашскую народную музыку входят гости.

Гости: Ыра кун пултар! ( Кланяются)

Хозяйка: Ыра кун пултар, ханасем!

Гости: Здравствуйте, хозяюшка! ( Кланяются)

Хозяйка: Здравствуйте, гости! Доброго вам здоровьица! Проходите, проходите, будьте и вы гостями. Народ собирается, посиделки начинаются. Садитесь на лавки, да не делайте давки!

Песня «Мулкач ларать»

Ребенок: Мастерицы хороши,

Вышивают от души,

Ну и мы не отстаем,

Мы сейчас стихи прочтем.

Идет перекличка между гостями:

  • Как у нашего соседа весела была беседа.
  • Гуси в гусли, утки в дудки, тараканы в барабаны.
  • Атте паян пасартан илсе килче параппан,

Пан-пан параппан, пантартатать пит аван.

  • Как у нас-то козел, что за умный был,

Сам и по воду ходил, сам и кашу варил,

Сам и кашу варил, деда с бабой кормил.

  • Савак кунсем ситсессен, саванма та пелмелле,

Сак синче шутлемелле, сак айенче йемелле.

  • Патоку с имбирем варил дядя Симеон,

Тетушка Арина кушала-хвалила.

А дедушка Елизар все пальчики облизал.

  • Кукамипе кукаси кукаль песерессе.

Кукаль песерессе сар супа серессе.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

А сороки прилетели

И тебе водить велели.

Игра «Узнай по голосу»

В середине круга стоит мальчик или девочка с завязанными глазами, дети взявшись за руки, ходят по кругу и говорят:

Ларать, ларать, Мишша ларать

Шешке теме айенче.

Сиет, сиет, Мишша сиет

Шешкен сара майарне.

Вахат ситсен тарас пулать,

Ятне терес калас пулать.

По окончании стихотворения дети останавливаются. Один из играющих подходит сзади к водящему и произносит его имя, тот должен отгадать по голосу, кто это говорит.

Хозяйка: А теперь ребята, отгадайте загадки ( тупмалли юмахсем).

Пер самхана пин йеп чикне.

В один клубок воткнуто тысяча иголок.

Хелле шура, сулла сара.

Зимой белый, летом серый.

Кам сухалла суралать?

Кто рождается бородатым?

Урла ура утаман.

Сулла та, хелле те пер сар.

Зимой и летом одним цветом.

Хырпа чараш. Елка.

Кайак килче, сунат сарче,

Семерт йывас кусне усре.

Прилетела птичка, расправила крылья,

Черемуха глаза открыла.

Сар ачи килет- сар хер пытанать, сар хере килет- сар ачи пытанать.

Светлый юноша придет- светлая девушка спрячется, светлая девушка придет- ссветлый юноша спрячется.

Уйахпа хевел. Солнце и луна.

Гости: Сейчас мы посмотрим, кто сильнее- Солнце или Луна?

Игра «Солнце и луна»

В зал входит дед со связкой лаптей на плече. Злоровается со всеми.

Хозяйка: Мучи, эсе аста кайма пустаранна? Дед, куда ты собрался? Присядь, расскажи, как живешь?

Дед: Я на ярмарку тороплюсь, лапти продовать.

Хозяйка: Хороши лапти ( рассматривает ). Почем продаешь?

Дед: ( загадочно и лукаво улыбаясь ).

Мои лапти хороши,

Плел я их от души.

Отдам не за десять, не за пять,

А мастеру поиграть.

Хозяйка: Что ж, ребята, эта цена нас устраивает, давайте поиграем с лаптями.

Хозяйка: Славно мы повеселились,

А теперь пришла пора

Угощать вас, детвора.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения о Родном крае.

Сценарий театрализованной деятельности по мотивам чувашского рассказа И,Я.Яковлева «Мышонок на прогулке» с детьми младшей группы.

Знакомство дошкольников с народной культурой не обходится без проведения народных праздников. С этой целью был разработан данный сценарий, для участия в нем детей всех возрастных групп детского .

Сценарий праздника предназначен для детей подготовительной к школе группы. В празднике могут участвовать дети всех подготовительных групп дошкольного учреждения.

Тĕллевсем: ачасене Тӑван ҫӗр-шыва юратма,Чӑваш енпе мухтанма, тӑван чӗлхене, культурине аталантарасси; ачасем Чӑваш Республики ҫинчен мӗн пӗлнине ҫирӗплетесси; туслӑха упрама, пӗр-пӗрне пулӑ.

Сценарий чувашской народной сказки «Пылающий огонь».

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2016/05/02/stsenariy-chuvashskogo-razvlecheniya

Сценарий народного чувашского праздника «Акатуй»
методическая разработка на тему

Знакомство дошкольников с народной культурой не обходится без проведения народных праздников. С этой целью был разработан данный сценарий, для участия в нем детей всех возрастных групп детского сада.

Скачать:

Вложение Размер
stsenariy_prazdnika_akatuy_-_kopiya.docx 1.56 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник был проведен с целью приобщения детей к истокам народного творчества, с целью развития художественно-эстетического вкуса у детей через декоративно-прикладное искусство.

Формирование целостного представления о культуре чувашского народа.Знакомство с традициями, обычаями, обрядами чувашского народа.

Пьеса для детей подготовительной к школе группы.

Сценарий драматизации чувашской народной сказки«Почему сосна и ель вечнозеленые&raquo.

Потомки первых переселенцев проводят обряды, поют, танцуют и готовят собственное пиво Традиционный праздник, который отмечают все народы без исключения, — День урожая. В этот день на селе проход.

Сценарий народного праздника в детском саду«СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группаЦель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихо.

Сценарий драматизации чувашской народной сказки«Почему сосна и ель вечнозеленые&raquo.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2016/11/15/stsenariy-narodnogo-chuvashskogo-prazdnika-akatuy

Сценарий праздника «Чувашский наш край»

Анна Саушина
Сценарий праздника «Чувашский наш край»

Сценарий праздника «Чувашский наш край»

Цель и задачи: расширение кругозора и знаний детей по истории чувашского края; развить познавательный интерес детей к традициям чувашского народа; выявить знания детей.

Ведущий: Здравствуйте ребята! Ыра кун пултар ачасем!

Знаете ли вы страну такую древнюю и вечно молодую.

Где коль праздник – от души ликуют,

Где работа – гору дай любую.

Знаете ли вы такой народ, у которого 100 тысяч слов,

У которого 100 тысяч песен и 100 тысяч вышивок цветет? (слайд)

Ведущий: Город Чебоксары – очень красивый город. Он находится на берегу великой и могучей реки Волги. (слайд)

Волны Волги ластятся к нам,

Корабли плывут по волнам.

Мы живём на Волге,

На великой Волге.

Ребенок: Славлю край родной любимый,

Славлю край неповторимый.

Лип цветущих аромат,

Шелковых лугов наряд!

Ребенок: Славлю я поля родные,

Славлю берега крутые,

Край Чувашский, край Родной!

Расцветай над Волгою рекой!

1. Песня «В Чебоксарах мы живем»

Ребенок: Анла Атал херринче

Чи илемле сарт щинче

Саралса выртать хула –

Вал мана ченет щула.

Ведущий: Чувашский народ очень трудолюбивый. Не зря говорится в пословице: «Маленький чуваш одной ногой в колыбели, другой на пахоте». Дети, вы знаете чувашские пословицы и поговорки о труде? (слайд)

— Умелые руки найдут себе работу.

— Работа к рукам не пристаёт.

— Кто хочет есть калачи, лежать не будет на печи.

— Труд человека прославляет.

— Нет на земле такой работы, которую бы человек не сделал.

— Глаза боятся, да руки делают.

Ведущий: Вот спасибо, сколько пословиц и поговорок о труде вспомнили. Да, действительно, чувашский народ издавна выполнял разную работу: строил дома, выращивал хлеб, пас скот. А после трудового дня умели весело отдыхать, пели звонкие песни.

2. Игра «Узнай по голосу» (чувашская народная игра)

Ребенок: Пуранащ Чаваш Енре

Харсар чунла улапсем.

Куллисем щут шевлерен –

Щер щинчи щут щалтарсем!

Ребенок: Живёт тут удивительный народ,

Способный веселиться и трудиться,

Который очень нежно бережёт

Жемчужины преданий и традиций.

3. Игра с платочком под музыку песни «Вайа»

(Дети образуют хоровод и идут по кругу, внутри круга противоходом идет мальчик, в руке у него платок. С окончанием песни мальчик с поклоном отдает платок девочке, около которой он остановился. Мальчик и девочка встают в центре круга спиной друг к другу. На счет 1,2,3 поворачивают головы. Если они смотрят в одну сторону, то игра завершается свободной пляской)

Ведущий: Чебоксары – город, имеющий многовековую историю. Здесь жили и живут добрые, талантливые люди. В республике много известных людей. Один из них – И. Я. Яковлев, великий чувашский педагог – просветитель. (слайд) Его имя знает не только каждый чуваш, но и каждый просвещённый россиянин. Именно И. Я. Яковлев написал первый чувашский букварь, открыл чувашскую школу. Его именем назван Чувашский педагогический институт, где учились или учатся родители многих из вас. Также в городе есть сквер, который назван в честь И. Я. Яковлева. (слайд)

Ведущий: Один из лучших учеников И. Я. Яковлева – К. В. Иванов. Он известный чувашский поэт. На Красной площади (слайд) находится Чувашский академический драматический театр, который носит его имя. За свою короткую, но яркую жизнь поэт написал много стихов, в которых прославил чувашский народ. Предлагаю вам послушать стих о весне, который написал К. Иванов. (слайд)

Стихотворение К. Иванова «Весна».

4. Песня «К нам пришла весна»

Ведущий: Недалеко от железнодорожного вокзала находится сквер, названный именем В. И. Чапаева, героя Гражданской войны. (слайд)

Родился он в нашем чувашском краю,

Крестьянский простой человек.

Он здесь возмужал, чтоб прославить в бою

Родную сторонку навек.

Ведущий: В сквере находится музей, посвящённый герою, а рядом – памятник В. И. Чапаеву: он на коне, в бурке, с саблей. (слайд)

Ведущий: Чувашский народ всегда любил и любит играть в разные игры.

5. Ручейки (Юхан шывсем)

(Правила игры: игроки делятся на 2-3 команды и строятся друг за другом в разных частях площадки. На сигнал «Ручейки!» все бегут в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Большая Волга!» игроки соединяются в одну колонну. Игрокам следует крепко держать впереди стоящего за пояс. Игроки бегут друг за другом, не выходя из своей колонны. Игроки строятся в одну колонну только после сигнала «Большая Волга!»)

Ведущий: Самое дорогое и любимое слово для каждого человека – мама, анне. Самые лучшие творения люди посвящают своим самым близким людям – матерям и отцам. Предлагаю послушать стихотворение «Анне» в исполнении Онегиной Ксюши.

Стихотворение Сентти в исполнении Матросовой Арины.

Ведущий: На площади Республики стоят красивые здания педагогического университета и сельскохозяйственной академии. В глубине площади стоит Дом правительства. В этом доме работают президент и его помощники – министры. Отсюда они руководят Чувашской Республикой.

А сейчас я предлагаю послушать гимн Чувашской республики. (видео)

Ведущий: Мы в чуваши живем

В краю озер и пашен

По чувашски мы поем

По чувашски пляшем

6. Чувашский танец

Ведущий: Имя А. Н. Николаева в Чувашии знает каждый. Это один из первых космонавтов, уроженец Чувашской республики. В его честь названа в городе улица. (слайд)

Ведущий: Чувашский край передо мною,

И гордый голос все слышней.

Я славлю песней молодою

Восход его высоких дней.

Чувашский край, С какой любовью

Ты с малых лет меня растил,

И душу радует сыновью

Размах твоих растущих крыл.

7. Чувашская игра «Кам маларах лкрет»

Ведущий: В нашей республике еще много и знаменитых артистов, музыкантов и композиторов: Воробьев, Хирбю, Асламас, Лукин, Лебедев, и другие.

Ведущий: Ходит слава по свету недаром

Про твою величавую стать –

Славный город, мои Чебоксары,

Мне сегодня тебя не узнать.

Ребенок: Люблю я синедолье,

А петь – одно раздолье,

Здесь Родина моя!

Ребенок: Хороша чувашская столица!

Много песен сложено о ней.

И она, счастливая, гордится

Славною историей своей.

8. Песня «Чебоксары, любимые мои»

Ведущий: Мы на волжском берегу крутом,

Как семья единая живём.

Край чувашский устремлён всегда вперёд,

Славен доблестным трудом своим народ.

В светлый праздник, как к друзьям

Приезжайте в гости к нам.

9. «Хоровод дружбы»

Ведущий: Вот и подошел наш праздник к концу. Спасибо всем, кто пришел на наш праздник, кто участвовал. До новых встреч!

1. Праздники на земле Улыпа. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Под ред. Р. Б. Кузьминой – Чебоксары: Изд-во Л. А. Наумова, 2006. – 204 с.

Сценарий праздника «Край, в котором мы живем. Ямал» Дети входят под музыку в музыкальный зал. Их встречает ведущая в национальном костюме. Ведущий: Ребята, я хочу пригласить вас в путешествие.

Сценарий праздника «Мой край родной — Дагестан!» Цель: Формировать патриотические чувства у детей дошкольного возраста, через любовь к родному краю. Ход ООД (дети заходят под гимн.

Сценарий праздника «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!» «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!» Дети заходят в зал под песню «Как пойду я на быструю речку» (исполняют хоровод) Вед: У.

Конспект занятия «Югра — наш край родной» Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в cтаршей группе по теме «Югра – наш край родной» Интеграция образовательных областей: «Познавательное.

Сценарий тематической программы «Край наш кубанский — родная земля!» Сценарий тематической программы «Край наш кубанский – родная земля!» Цель: -воспитание любви к родному краю, обычаям, традициям; -расширение.

КВН «Наш край родной» КВН. «Наш край родной» • Закрепить знания детей о животном и растительном мире занесенными в Красную книгу, проживающими на территории Кемеровской.

Фотоотчет «Мастер-класс «Любимый край — родной наш край» 20 октября 2018 года наш родной Хабаровский край отмечал юбилей — 80-летие. Мы с воспитанниками подготовительной группы провели непосредственную.

Наш край родной, любимый! Дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления.

«Наш город, наш край, наша Родина». Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 43 «Сказка» города Смоленска Программа дополнительного.

Сценарий праздника ко Дню города Миасса «Край родной — земля уральская!» «Край родной – земля уральская!» Цель: воспитание патриотизма; формирование у детей чувства любви к родному краю, своей малой родине. Задачи:.

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-prazdnika-chuvashskii-nash-krai.html

Читайте также:  Михалков праздник непослушания викторина с ответами
Оцените статью
Adblock
detector