Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста «Секреты бабушкиного сундука»
Анастасия Маюшкина
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста «Секреты бабушкиного сундука»
• Продолжать знакомить детей с историей, культурой и бытом русского народа.
• Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие семейных традиций, традиций русского народа.
• Формировать и развивать творческие возможности детейв процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной и музыкальной.
• Воспитывать любовь и уважение к представителям старшего поколения.
«Бабушкин сундук»
На высоком чердаке,
В пыльном, темном уголке
Верно стережет паук
Старый бабушкин сундук.
Попрошу я паука:
— Погуляй пойди пока!
Деревянный сундучок прячет:
Одно бархатное платье,
Ворох желтых фотографий.
Ключик на веревочке …
А еще смычок от скрипки
И замок от той калитки,
У которой утром ранним
Бабушка ждала свиданья.
Воспитатель: — Сундук — это Вещь с большой буквы, хранилище памяти и семейных традиций. Сохраненные в сундуках предметы и секреты так и завораживают. Погрузимся же в тайны, настоянные временем.
Готовы познакомиться с секретами бабушкиного сундука?
Дети: — Да, готовы.
Воспитатель: Предлагаю вам отправиться в гости к бабушке Арине. Она очень бережная хозяйка, наверняка у нее есть старинный сундук, в котором хранятся интересные вещи. Дети вместе с воспитателем идут по залу и подходят к углу, оформленному элементами русской избы (русская печь, скамья, стол, накрытый самоваром, повсюду предметы текстиля, русский сундук). Сидит бабушка за прялкой поёт песню «Ой, да не вечер, да не вечер».
Воспитатель: Бабушка Арина, можно к вам в гости?
Воспитатель и дети здороваются.
Бабушка:
Милости прошу! Хлебом, солью привечаем, самовар на стол несем!
Мы за чаем не скучаем! Говорим о том, о сем!
Дети рассаживаются на стульчики.
Бабушка:Моя изба встречает вас красивыми деревянными углами и народными пословицами:
«Домом жить – не лукошко шить»
«Что есть в печи – на стол мечи»
«Не красна изба углами, а красна пирогами»
«Много гостей – Много новостей»
Воспитатель: Бабушка, какой у вас чудесный сундук! Сколько же загадок таит он в себе? Мы ведь знаем, какой рукодельницей Вы слывёте в нашем посёлке.
Бабушка: Ну, что ж, так и быть. (Открывает сундук.) Посмотрим, что тут у меня сохранилось…
(достает веретено, спицы, пяльцы).
Что это за инструменты и для чего они нужны?
Ответы детей.
Бабушка: Молодцы, что знаете. Раньше, чтобы выйти за муж, девицы должны были у меть многое, в том числе и вышивать, шить, вязать. Вот и меня с раннего детства мама учила этим ремеслам.
Бабушка достает из сундука вязаные крючком, спицами вещи, кратко о них рассказывает. Затем достает клубок шерстяных ниток.
Бабушка: А вот теперь предлагаю поиграть вам в игру «Бабушкины нити».
Дети с бабушкой Ариной играю в игру «Бабушкины нити».
Дети присаживаются на места.
Бабушка (достает из сундука вышитые предметы одежды):В роду у меня всякие национальности намешаны. Есть и русские, и татары, и украинцы. Вот такие фартуки надевали во время праздников. Его я вышила своими руками, да и дочь свою научила. (Бабушкапоказывает вышитые фартуки: башкирский, татарский, русский).А вот рушники домотканые: башкирские, татарские, русские. Это ещё от моих бабушек осталось. Рушники каждого народа красивы и своеобразны орнаментом (бабушка показывает и рассказывает об особенностях вышивки у разных национальностей).
Бабушка: И вновь мы обращаемся к нашему сундуку. Что еще он нам покажет?
Достает из сундука куклу (тряпичную или из соломы)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это?
Бабушка: Сейчас у вас, дети, есть много разных игрушек. А раньше таких игрушек и кукол не было, их мастерили своими руками. В старину девочки начинали учиться изготавливать куклы уже в трехлетнем возрасте.
«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает», — гласит народная поговорка. Кукла была не просто игрушкой, она была знаком продолжения рода, символом семейного счастья и благополучия.Разные куклы были:
• «Неразлучники», еще ее иногда называли «Парочка». Ее дарили молодым на свадьбе, подвешивали впереди повозки молодоженов. Общая рука, как и само название куклы, говорили о том, что супруги неразлучно должны идти по жизни «рука об руку», быть вместе и в радости, и в беде.
• на их общее плечо усаживались «детки» — куклы «Мартенички», сделанные из ниток. Их было столько, сколько рождалось детей в семье.
• Еще одна кукла — «Кувадка» (колыбельная) — одна из самых простых обережных куколок. Кувадки защищали новорожденных и служили первыми игрушками младенцев.
• А вот куклу «Красота» (девица с косой) делали на свадьбу и ставили в свадебный пирог. Она была оберегом красоты невесты.
Эти тряпичные куклы — простые, милые и отчего-то очень-очень родные. Если они и вам понравились, я научу вас их делать позже.
Воспитатель: Наши девочки тоже любят играть в куклы и сейчас они покажут танец с куклами.
Девочки подготовительной группы исполняют танец с куклами «Дочки-матери»
Бабушка: Вот посмотрите, что у меня есть (достает из сундука глиняную игрушку). Это игрушка моего детства.Раньше игрушки делали своими руками: из ткани, соломы, глины.
Берет со стола кусок пластилина.
Это простой кусок самой обыкновенной глины. Ну, что в нем особенного? Глина, да и все. А теперь, смотрите! Вот мы ее разомнем, головку привернем, ножки вытянем, хвостик выставим. Чуточку пригладим… И в печку посадим! А в печке, в жару, станет глина твердой-твердой, прочной-прочной. Потом покрасим от ножек до макушки. Вот и готова новая игрушка! Были это и лошадки, и петухи, барашки, красавицы, и птицы, которые могут издавать вот такие звуки.
В записи слышится игра на свистульках.
Воспитатель: Что это?
Бабушка достает из сундука свистульку.
Бабушка: А свистулька это не просто игрушка – это еще и музыкальный инструмент. А какие еще музыкальные инструменты вы знаете?
Дети: ложки, трещотки, треугольник, бубенцы, гусли, балалайки.
Мы ребята дошколята, очень весело живем.
Детский сад наш «Солнышко» для всех нас любимый дом.
Мы приехали к вам в гости, инструменты привезли
И на них сейчас сыграем, посвистим и пошумим
Ребята подготовительной группы исполняют «Русский перепляс» на детских музыкальных инструментах.
Бабушка: А самой знаменитой игрушкой в России называют игрушку, какую узнаете, когда загадку отгадаете.
Алый шёлковый платочек, яркий сарафан в цветочек
Упирается рука в деревянные бока
А в нутрии секреты есть: Может три, а может шесть
Разрумянилась немножко наша русская …. (матрешка)
Воспитатель: Эту игрушку наши ребята очень хорошо знают и даже могут станцевать про нее танец. Вот глянь, бабушка Арина.
Девочки старшей и подготовительной групп исполняют танец матрешек «Русский сувенир»
Бабушка: А вот колечко из моего сундука. Раньше, в молодости, мы с подружками играли в игру «Колечко». А хотите и с вами сейчас поиграем? (Да)
Проводится игра «Колечко»
Играющие образуют большой круг и складывают руки лодочкой. Бабушка прячет колечко в ладонях, сложенных тоже лодочкой. Поочереди обходит каждого игрока,проговаривая: «Я ношу, ношу колечко и кому-то подарю», вкладывая свои ладони в их ладони. Задача водящего вложить незаметно колечко в ладони одного из игроков. После того, как водящий всех обошел, он встает в центр круга,произносит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». После этих слов тот, у кого колечко в руках, должен выбежать из круга и подбежать к водящему. Остальные должны его задержать. Если не смогли, то игрок с колечком становится водящим
Игра проводится 2-3 раза.
Бабушка: Вот и повеселили вы меня, ребята. Да и молодость я свами свою вспомнила. Спасибо вам. А хотите я научу вас мастерить что-нибудь своими руками?
Далее возможны мастер-классы по изготовлению кукл-оберегов, лепка из пластилина «дымковских игрушек» и т. д,
Сценарий спортивного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Веселая веревочка» Подготовил: Инструктор по физической культуре Орел М. В. Цель: развивать спортивные качества через использование скакалки, создавать эмоциональный.
Сценарий физкультурного досуга «Путешествие в страну «Здоровье» для детей старшего дошкольного возраста Досуг для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Здоровье» Цель: — способствовать усвоению понятий о здоровом образе.
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста «День защитника Отечества» Звучит торжественная музыка, дети входят в зал, выстраиваются в две команды. Ведущая: Сегодня праздник всех отцов, всех сыновей, всех,.
Сценарий досуга на прогулке по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Я живу в России» Сценарий досуга на прогулке по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Я живу в России» Цель: Закрепить и.
Сценарий досуга по ПДД для детей старшего дошкольного возраста Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Материалы и инструменты: 1. Ноутбук; 2. Проектор; 3. Запись мультфильма «Смешарики»:.
Сценарий физкультурного досуга «Олимпийские игры» для детей старшего дошкольного возраста Сценарий физкультурного досуга «Олимпийские игры» для детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Познакомить детей с историей Олимпийского.
Сценарий квест-игры «В поисках сундука здоровья» для детей дошкольного возраста Сценарий квест – игры «В поисках сундука здоровья» для детей дошкольного возраста. Цель: приобщение детей к занятиям физкультурой и спортом,.
Сценарий осеннего досуга для детей старшего дошкольного возраста «Ярмарка» Цель: приобщение детей к народному творчеству и русскому народному фольклору. Задачи: — расширять знания детей о русских народных традициях;.
Сценарий познавательного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по Африке» Цель, задачи: — Уточнять и закреплять знания детей об особенностях климата, растительного и животного мира, полезных ископаемых, населении.
Сценарий спортивно-развлекательного досуга «Черная жемчужина» для детей старшего дошкольного возраста Цель: — создание положительного эмоционального настроения у детей; — привлечь детей к здоровому образу жизни через спортивные развлечения.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-dosuga-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-sekrety-babushkinogo-sunduka.html
Сценарий «Чудеса в бабушкином сундучке» ПМК «Алиса»
Содержимое публикации
Сценарий » Чудеса в бабушкином сундучке» ПМК «Алиса«
Хазова Лидия Петровна
Педагог дополнительного образования (Театральное мастерство)
музыкальное оформление «Золотое кольцо», детские песни
оформление: территория ограждена флажками, на сцене шары, на заднем плане нарисована изба, стоит сундук, дорожка до сцены размечена. Под веселую музыку на сцену поднимаются ведущие.
ведущий №1: Привет всем — меня зовут. Привет девчонки, мальчишки?! я очень люблю играть, а вы? Все взрослые утверждают, что игра — пустое занятие. Я с ними не согласен. Кто не согласен, поднимите вверх ручки, громко хлопните, свистните и ногами топните.
Ведущий №2: Замечательно сколько играющих! Небольшая разминка — кричалка:
Сбирайтесь детвора /ра-ра! , начинается игра/ ра-ра!
Бей в ладоши веселей /Лей-лей, ты ладоши не жалей/ лей- лей!
Сколько времени сейчас?/ час- час/!, Сколько будет через час/ час- час!
И неправда, будет два/два-два/ , думай ,думай голова /ва- ва/!
Вы хорошие всегда/ да-да/, или только иногда/ да- да/!
Не устали отвечать? Разрешаем помолчать! Приглашаю поиграть!
Ведущий 1: Добрый вечер, друзья! Да, да, именно так мы начинаем наш праздник «чудеса в Бабушкином сундуке «сегодня мы приоткроем его, чтоб хоть на время оказаться в прошлом, Глубже познать быт и жизнь наших бабушек и дедушек. Познакомиться с их песнями, играми. Ой, сколько там всего! И сейчас к нам на сцену поднимается фольклорная группа. Песня хоровод «золотые ворота «.
Ведущий 2: Спасибо! Здорово у нас получается! Я думаю, пока бабушки Готовит для нас чудеса из сундучка, Мы вспомним пословицы и старины. Проводится музыкальная игра.
Ведущий 1: За печкою невидимым сверчок. И мне уже свечка привычно пение, А рядом с печкой Бабушкин сундук, в том сундуке и хранится всё её имение.
Ведущий 2: Хранится в нём цветастый сарафан И для косы нехитрые уборы. Для них давно удел особый дан — напомнить девическую пору.
Ведущий 1: Сундучок в прошлом – это частичка жилья, на нём спали малые дети. Но самая главная тайна была внутри. В нём хранились вещи, которые были дороги хозяева, Девичье приданое, одежда к празднику.
Ведущий 2:И снова память воскрешают былую Русь с одеждой той.Рубаха, сарафаны поступают в Картинах древности седой. /Звучит русская народная песня/ показ одежды и рассказ бабушек.
Ведущий 2: Спасибо! Худ. Выступление.
Ведущий1: Представляю наших девочек в холщовых юбках, на ногах буцы. Не то что работать, плясать не смогли бы. Ну и мы не лыком шиты, лаптем щи не хлебаем. Играем всем на зависть/ муз.игра!
Ведущий 2: Раз Мы уже Заговорили о лаптях, вспомним что носили на ногах. Боже мой, какие были лапти, какие лапти были у меня. Их плёл отец и прятал на полати За хомуты до праздничного дня.
/Игра «лапоть» Рассказывают бабушки.
Ведущий 1: Бабушка вытаскивает прялку, веретено. Эти вещи Неразлучны с человеком. В долгие зимние вечера садились за прялки и пряли лён, шерсть, пели задушевные песни! В Исполнении фольклорной группы звучит песня!
Ведущий 2: Наступила пора гуляний, свадьб игрищ. Игры: «Колпачок «,»столбик «.
Ведущий 1: Заканчивается наш рассказ, хочу лишь добавить: у многих ваших бабушек до сих пор сохранились сундучки, и бабушки по-прежнему бережно хранят в них вещи, которые им дороги. Может, эти сундучки поведают нам другую историю или тайну.
Источник статьи: http://www.art-talant.org/publikacii/1881-scenariy—chudesa-v-babushkinom-sunduchke-pmk-alisa