Сценарий фольклорного праздника для 1 класса

Фольклорный праздник в начальной школе. Сценарий

Все дети одеты в русские народные костюмы. Зал убран в деревенском стиле: на заднем плане по центру – ворота, слева изгородь-плетень, справа – русская печка (метла, кочерга). На переднем плане слева — стол с вышитой скатертью, деревянная и керамическая посуда, самовар с сушками, вышитые полотенца.
Звучит «Ярмарочный звон». Входят в зал все участники праздника. Инсценируют ярмарочную суету под музыку «Ярмарка»

Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Хозяин: Веселья вам да радости!

Хозяйка: Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем.

Хозяин: У нас для каждого найдется теплое местечко и приветливое словечко.

Хозяйка: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому — сказку, кому — правду, кому — песенку.

Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Гость (из зала): Места-то хватило, а вот вам, хозяйка с хозяином, не тесновато ли?

Хозяин: В тесноте, да не в обиде! (Усаживаются возле печки)

Хозяйка: Небылицы в лицах сидят в теремах,
Щёлкают орешки да говорят потешки.

Хозяин: Эй, собирайся, народ,
Становись в хоровод,
Без толчеи, без спешки,
Вас сегодня ожидают русские потешки.

Выходят два ученика танцевальными шагами под музыку «Потешки» (с разных сторон сцены) и разыгрывают диалог, сопровождая его игровыми движениями.

— Чи-чи-чи, сорока,
Где была?
— Далеко.
— Что делала?
— Кашку варила, хвостик опалила.
Приехали гости, поглодали кости.
— А кто же им рад? Еще что ж дать?
— Этому — пряник, этому — калачик,
Этому — сальца, этому — яйца.
— А где же их посадить? А куда их проводить?
— Тут — пень, тут — колода,
Тут — болото, тут — холодная вода.

Уходят танцевальными шагами под музыку «Потешки» (в разные стороны).

Выходит еще один ученик танцевальными шагами под музыку «Потешки», инсценирует потешку.

— А ту-ту, ту-ту,
Я на елочке расту.
Ветер елочку укачал,
Я с елочки упал,
Я упал на пенек,
Стал пригожий паренек.

Уходит танцевальными шагами под музыку «Потешки».

Выходят танцевальными шагами под музыку «Потешки» (с разных сторон) девочка с половником в руке и мальчик с деревянной миской, инсценируют потешку.

— Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Что пили-ели?
— Кашку варили.
Кашка сладенька, бабушка добренька,
Дедушка недобр.
Поварешкой в лоб.(При этих словах делает легкий шуточный удар половником в лоб)

Уходят танцевальными шагами под музыку «Потешки» (в разные стороны).

Выходят два скомороха, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи» (с разных сторон).

Скоморох 1: Дальше бой скороговорок разрешите нам начать.
Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.

Скоморох 2: Ну что ж, говори свою скороговорку.
Нам ее повторить, что комара словить!

Вместе (скоморохи 1 и 2): Слушайте, запоминайте да складно, быстро повторяйте.
(Произносят скороговорки, а зрители в зале повторяют за ними)

У осы не усы, не усищи, а усики.
Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.
Щетина у чушки, чешуя у щучки.

Уходят, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи» (в разные стороны).

Хозяин – хозяйка (вместе): Языки мы наломали, да немного приустали.
Русь богата пирогами — поиграйте вместе с нами.

Игра «пирог» (проводит учитель)

Учитель: А сейчас мы поиграем в игру «Пирог». Выходите по 2 человека от каждого класса (всего в зале 6 классов). Выстраиваемся в две колонны по 6 человек. Считалкой выберем водящего – он будет пирогом.

(Скоморох выбирает водящего считалкой)

Скоморох 3: Конь ретивый, долгогривый,
Скачет полем, скачет нивой,
Кто коня того поймает,
Игру первым начинает!

Учитель: Пирог садится между шеренгами. Мы говорим такие слова:
Да какой он высоконький,
Да какой он широконький,
Да какой он мяконький,
Режь его, да ешь!

(Во время пения, при словах «высоконький» — поднимают руки вверх, «широконький»- разводят в стороны, «мяконький» — гладят по животу).

Учитель: Сразу после слов «Режь его, да ешь» к пирогу бегут по одному участнику от каждой шеренги по порядку. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду (встают последними), а проигравший остается изображать «пирог». Выигрывает команда, забравшая больше «пирогов».

Выходит скоморох, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи».

Скоморох 4: А сейчас мы предлагаем вам игру –
Мерить силу, как бывало в старину.
Самых сильных приглашаем мы ребят,
Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд!

Уходит, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи».

Игра «петушиный бой»

Учитель: Предлагаем поиграть в «Петушиный бой». Выходите по 2 человека от каждого класса (всего в зале 6 классов). Выстраиваемся в две шеренги. По очереди из каждой шеренги выходят по 1 человеку в круг. Руки ставим за спину, поднимаем одну ногу. Побеждает тот, кто вытолкнет соперника из круга или вынудит его встать на две ноги. Начинаем по моей команде.

Хозяйка: На Руси всегда ведётся,
И обычай есть такой,

Хозяин: Что без песни без казачьей,
Не проходит праздник никакой.

Исполнение казачьей песни.

Выходят два скомороха, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи» (с разных сторон).

Читайте также:  Как проводится праздник день учителя

Скоморох 5: Ото всех дверей, ото всех ворот.
Выходи скорей, торопись народ!

Скоморох 6: Как у наших у ворот, собрался честной народ,
Петь, плясать, да в игры играть!

Уходят, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи» (в разные стороны).

Инсценировка песни «Как у наших, у ворот»
1.Как у наших, у ворот, как у наших, у ворот,
Ай, люли у ворот, ай люли у ворот.
2. Комар музыку ведёт, комар музыку ведёт,
Ай, люли вот ведёт, ай люли вот ведёт.
3. Муха песенки поёт, муха песенки поёт,
Ай, люли вот поёт, ай люли вот поёт.
4. Стрекоза плясать пошла, муравья с собой звала.
Ай, люли позвала, ай люли позвала.
5. Муравейка милый мой, попляши-ка ты со мной,
Ай, люли ты со мной, ай люли ты со мной.
6. Уж я рад бы поплясать, да устал я мне не встать,
Ай, люли мне не встать, ай люли мне не встать. Вот!

Выходит скоморох, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи»

Скоморох 5: На Руси уж так ведётся, что талантливый народ
Сам себе и швец и жнец, и на дудочке игрец!

Уходит, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи».\

Исполнение музыкального произведения на дудочке.

Выходит скоморох, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи».

Скоморох 6: Это кто в углу сидит невесел?
Кто угрюмо нос повесил?
Встаньте с нами танцевать,
Будем «Вареньку» плясать!
Уходит, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи».

Исполнение танца «Варенька».

Выходят два скомороха, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи» (с разных сторон).

Скоморох 3: Эх, частушка — веселушка!
Сколько в ней задора и юмора,
Но есть и правда.

Скоморох 4: Эй, девчонки – хохотушки!
Запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.

Уходят, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи» (в разные стороны). А в это время на сцену выходят участники для исполнения частушек.

Частушки

Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка — три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.

Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялась.
А гармошка заиграла
Я не удержалась.

Если б не было воды,
Не было б и кружки.
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки.

Я чай пила,
Самоварничала,
Всю посуду перебила —
Накухарничала!

Я сидела на печи,
Сторожила калачи.
А за печкой мышки
Сторожили пышки.

Песни петь боюсь немножко,
Хоть и громко я пою.
Друг мой пляшет под гармошку –
Я как вкопанный стою.

На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.

Кабы, кабы да кабы,
На носу росли б грибы,
Сами бы варились,
Да и в рот катились.

Ох, довольно мы напелись,
Дайте смену новую!
Ой, спасибо гармонисту
За игру веселую.

Мы пропели вам частушки,
До чего же хороши!
Вы похлопайте в ладошки
В благодарность от души!

Выходит скоморох, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи».

Скоморох 1: Рады вашему веселью,
Делу – время, играм – час.
Кто здесь ловкий и умелый?
Посмотреть хочу на вас!

Уходит, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи».

«Перетягивание каната»

Учитель: А сейчас игра «Перетягивание каната». Ну-ка, померьтесь своей силушкой! Приглашаем по 2 человека от класса. Делимся на 2 команды по 6 человек. Построимся в шеренгу. Побеждает команда, перетянувшая канат на свою сторону.

Хозяин: Ах ты, русская душа,
До чего ж ты хороша!

Хозяйка: В хороводе закружимся,
И весельем зарядимся.

Учитель: Приглашаем в хоровод по 2 человека от каждого класса!
Водят хоровод под музыку «Во поле берёза стояла» повторяя движения за специально подготовленными детьми (5 человек).

Хозяйка: Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать да сказочку послушать?

Инсценировка сказки «Золотое яичко» из серии «Старая сказка на новый лад».

Скоморох 6: Жили-были дед да баба,
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко,
Не простое — золотое.
Баба: Эй, старик, проснись скорей!
Дед: Волки что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?
Баба: Да смотри, что я нашла:
Наша курочка Пеструха
Под кустом яйцо снесла.
Дед: Ну, снесла, какое дело!
Что ты, баба, обалдела!
Баба: Да яйцо-то не простое,
А, гляди-ка, золотое.
Дед: Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели.
Баба: Погляди, горит, как жар!
Дед: Не случился бы пожар.
Баба: Ой, горит, слепит глаза.
Дед: Чудеса!
Баба: Чудеса!
Дед: Ты в сундук запри его.
(Раздается стук в дверь)
Баба: Нету дома никого!
Ишь, соседей, как назло,
Ненароком принесло.
Дед: Ты поди, запри засов.
Да спустить бы надо псов.
Баба: (возвращаясь): В среду в город я поеду.
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там.
Им яичко я продам.
Накидают мне рублей.
На пальто себе добуду
Я сибирских соболей.
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук.
Шаль в цветочках голубую.
До краев набью сундук.
Дед: Что ты мелешь небылицы?
Ишь, сыскалась молодица
Наряжаться в разный хлам.
Нет уж, если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трехэтажные палаты
И беседки по углам.
Баба: Наказанье с глупым мужем!
Что ты, старый, не блажи!
Мы живем других не хуже,
Ни к чему нам этажи.
А за эти за беседки
Засмеют тебя соседки.
Дед: Пусть смеются, мне не жалко.
Баба: Да уймись ты, не кричи.
Вот упала на пол скалка,
Чугуны гремят в печи.
Ой, не мил мне белый свет!
Дед: Я хозяин или нет?
Баба: Ой, яичко покатилось,
Покатилось и разбилось,
И скорлупки не осталось.
Все куда-то подевалось.
Дед: Ну, что мы затужили?
От чудес одна беда.
Будем жить, как прежде жили,
И работать, как всегда.
Баба: И Шубенку справить можно,
И подправить можно дом.
Дед: Только то, видать, надежно,
Что дается нам трудом.
Открывай, старуха, дверь.
Что нам прятаться теперь?
Эй, соседки!
Баба: Эй, сосед!
Забывать друзей не след.
Заходите на часок,
У меня хорош квасок,
И соленья, и варенья.
Вместе: Заходите без стесненья!

Читайте также:  Сценарий праздник цветных карандашей

Выходят два скомороха, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи» (с разных сторон).

Скоморох 1: Эй, друзья, скорее в круг,
Смело, без опаски.

Скоморох 2: Нам сегодня лучший друг,
Тот, кто любит пляски.

Уходят, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи» (в разные стороны).

Исполнение танца «Порушка-Параня».

Хозяйка: Вот и повеселились мы от души, а теперь, как говорится, делу время — потехе час, пора расходиться по домам. Заглядывайте к нам еще на завалинку — гостям мы всегда рады! До свидания!

Источник статьи: http://kladraz.ru/blogs/blog22925/folklornyi-prazdnik-v-nachalnoi-shkole-yeh-guljai-narod-jarmarka-idyot.html

Сценарий фольклорного праздника «Жаворонки»
материал (1 класс)

Здесь представлен сценарий фольклорного праздника «Жаворонки», предназначенный для внеклассных мероприятий, фольклорных праздников в начальной школе.Сейчас возрождается интерес к обрядам и традициям русского народа, поэтому детям будет интересно не только познакомиться с традициями этого древнего фольклорного праздника на Руси, но и самим стать участниками этого яркого,красочного и интересного события.В сценарии много стихов, песен, закличек,игр и шуток.В завершении праздника дети угощают всех гостей жаворонками, испеченными своими руками вместе с родителями.)))

Скачать:

Вложение Размер
zhavoronki_1.docx 24.49 КБ
vesnyanka_pesnya.docx 24.76 КБ

Предварительный просмотр:

Цель – пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.

Зал разделен на две части: справа макет избы с завалинкой, слева – плетень и лавочка, посередине – импровизированная поляна.
На сцене лист календаря с названием праздника, поговорки:

  • На Сороки день с ночью меряются.
  • Зима кончается – весна начинается.
  • Сорок сороков птиц на Сороки прилетает.
  • Увидел скворца – весна у крыльца.
  • Сколько проталинков – столько и жаворонков.

Вдоль стены – листы народного календаря с названием за март месяц, которые оформляли дети.

Дети и педагог в народных костюмах входят в празднично оформленный зал, в руках у них “жаворонки”. Хором исполняют заклички.

Жаворонушки на соломушке,
Прилятите к нам; принясите нам
Лето теплое, весну красную.
Нам зима-то надоела,
Надоела, уморила.
Ручки, ножки занозила.

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,

забываем мы о ней.

2 Ведуший: В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников посвященных народному календарю. Первый месяц весны богат праздниками. День сорока мучеников Севастийских на языке народа носит название “Сороки”, а иногда “Кулики”.
1 Ведущий: В этот день, по мнению крестьян, прилетают из теплых стран сорок птиц, и первые из них – жаворонки. Считалось, что пернатые гости приносили на своих крыльях весну. Настоящая весна начиналась всегда с прилета жаворонков — этих добрых посланников солнца.
2 Ведущий: Сороки, с полным основанием, можно назвать детским праздником: еще на кануне женщины месят тесто, пекут сорок шариков и “жаворонки”.

1 Вед.: Шарики по одному выбрасывают каждый день в окошко. Крестьяне верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдет до следующего года.
2 Вед:“ Жаворонки” раздавали детям, те бежали на улицу в народных ярких костюмах на возвышенное место и начинали, что есть мочи кричать, закликать жаворонков, а с ними и весну.
“Птичек” обычно съедали. А “головки” отдавали матери, с пожеланиями богатого урожая.
Иногда в “жаворонки” запекали кольцо или монетку. Найдешь кольцо – быть свадьбе. Монетку – на весь год богатым и счастливым будешь. Так же выбирали первого засевальщика.
Деревня в этот день была полна детских песен, крика, смеха.

Весна-красна,
Нам добра принесла
На сопушке, на соломушке.

Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну-красну,
Красну солнышку,
Тёплу гнёздышку!

Все: Отворяй весну, замыкай зиму. (Игровая попевка)

Ай, кулик – клик!
Жаворонок – клик!
Ай, сел на воду,
Отморозил бороду!

Ау! Ау! Аукиваем!
Весну приаукиваем!

Мальчик: Март, март, солнцу рад!

Девочка: Апрель, апрель, отворяй дверь!

Май, май, песню запевай!
Говорят, говорят. Ой, весна!

Народная игра “Солнышко”

Мальчик: Давайте поиграем в “Солнышко” (приглашают гостей для игры, выбирают водящего)

Солнышко, выгляни.
Красное высвети.
Сядь на пенек
Опряди куделек.

Дети ходят по кругу парами, держась за разноцветные ленты, в центре на шесте – солнышко.

Солнышко, выгляни,
Красное высвети.
К нам на нивку иди
Ладить косы и серпы.
Солнышко ведрышко,
Выгляни в оконышко.
Там твои детки,
Кушают конфетки,
А тебе-то не дают,
Всем ребятам раздают.

Мы потешки услыхали
И к вам в гости прибежали.
Где потешки поют,
Там весело живут.
Здравствуйте, ребята!
Пришли мы к вам позабавиться,
Да потешиться!
Пошутить!
Поиграть!
Посмеяться!

Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Веселья вам да радости.
У нас для каждого найдется
И словечко и местечко.

Бабушки садятся на скамеечки около домика.

Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно? Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Для гостей дорогих споем песню русскую.

Дети исполняют русскую народную песню “Где был Иванушка».

Вы и пели, и плясали,
И, наверное, устали.
Всем вам отдохнуть пора!
А вот к отдыху игра (подходит к мальчику)

– Что ты, молодец, не весел, буйну голову повесил? Есть еще возможность сноровку да ловкость свою показать (вручает колокольчик девочке). – Вот тебе, милая колокольчик, ты ходи, ходи вокруг молодца, похаживай да потихонечку в колокольчик позванивай! А тебе, добрый молодец, уж не обессудь, мы завяжем глаза ясные. Должен ты поймать девицу за руки. Как поймаешь – жди подарочка, не поймаешь – пеняй на себя. Быть подарочку у красной девице. Расступись, честной народ, не скопляйся! А ты, красна девица, начинай игру, не стесняйся!

Тара-ра, тара-ра.
Идут девки со двора!
Песни петь да плясать.
Всех вокруг забавлять!

Дети исполняют песню “ На горе-то калина” с движениями.

Где песня льется,
Там легче живется.
Ну, гости, теперь ваш черед

Бубны, румбы, трещотки, ложки!

Кто хочет поиграть немножко?

Становись в ряд! Выбирай подряд!

Красиво – приятно, а для всех занятно!

Мальчики исполняют р.н.п. «Светит месяц» мальчики на народных инструментах

Вдоль по шелковой травушке,
По зеленой по муравушке,
Ведет сокол лебедушку,
Ведет белую головушку.
Да по чистому по полюшку
Прямо к синему морюшку.
Ой-ли, ой-люли, ой-люли,
Прямо к синему морюшку.

Небылицы в лицах
Сидят в светлицах,
Щелкают орешки
Да творят насмешки.

Дети читают небылицы:

Заяц на небо взглянул:
Там землетрясенье,
И из тучки на него
Капало варенье.

Рано утром, вечерком.
Поздно, на рассвете,
Ехал дяденька верхом
В ситцевой карете.
А за ним во всю прыть,
Прыгая шагами,
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.

Из-за тучи, из-за гор
Едет дядюшка Егор.
Он на пегой на телеге,
На скрипучей лошади,
Топорищем подпоясан,
На распашку сапоги,
На босу ногу кафтан,
На голове карман.

Сидит ежик на сосне –
Новая рубашка,
На головке сапожок.
На ноге фуражка.

Инсценировка “Здравствуй Филя!”.

(Исполняют девочка и мальчик).

– Здравствуй, Уля!
– Здравствуй, Филя!
– Чего мать прислала?
– Мать прислала лепешек-оладушек.
– А ты что с ними сделал?
– Я их под лавку положил.
– Ну, ты, Филя, чудак!
– А ты бы, Уля, как?
– А я бы их в печь положила.
– Ладно, Уля, в следующий раз так и сделаю.

– Здравствуй, Уля!
– Здравствуй, Филя!
– Чего мать прислала?
– Мать прислала сарафан.
– А ты что с ним сделал?
– А я его в печку положил.
– Ну, ты, Филя, чудак!
– А ты бы, Уля, как?
– А я бы его в шкаф повесила.
– Ладно, Уля, в следующий раз так и сделаю.

– Здравствуй, Уля!
– Здравствуй, Филя!
– Чего мать прислала?
– Мать принесла барана.
– А ты что с ним сделал?
– А я его в шкаф повесил.
– Ну, ты, Филя, чудак!
– А ты бы, Уля, как?
– А я бы его в хлев завела, водой напоила, сеном угостила.
– Ладно, Уля, в следующий раз так и сделаю.

– Здравствуй, Уля!
– Здравствуй, Филя!
– Чего мать прислала?
– Мать прислала Настасьюшку.
– А ты что с ней сделал?
– А я её в хлев завел, водой напоил, сеном угостил.
– Ну, ты, Филя, чудак!
– А ты бы, Уля, как?
– А я бы её за стол посадила, чаем угостила.
– Ладно, Уля, в следующий раз так и сделаю.

– Здравствуй, Уля!
– Здравствуй, Филя!
– Чего мать прислала?
– Мать прислала свинью.
– А ты что с ней сделал?
– А я её, за стол посадила, чаем угостила.
– Ну, ты, Филя, чудак!

Словно радуга живая,
В ярких красках расцвела
Огневая, вихревая
Песня русская слышна!

Поджидай меня,
Мой миленький,
Только выйду из ворот.
А сейчас веселый праздничный
Заводи-ка хоровод!

Хоровод “Ходила младешенька по борочку..”

Ведущий: Ходи, народ солнышко встречать, мороз прогонять!

Берет в руки 40 испеченных шариков.

Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
И соломку подбрала,
И мякинку подняла.
Уж вы, кулички — жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.

Зимушку с почетом провожаем
Добрых дел её не забываем,
Встретиться с зимою, мы желаем,
После осени к себе вновь приглашаем.

Как жаворонки высоко в небе летают, чтобы и хлеб в вашем доме был высоким, пышным и вкусным. Угощайтесь, пожалуйста, дорогие гостьюшки!

Угощают всех присутствующих на празднике гостей выпечкой – “жаворонками”. Звучит весенняя закличка.

По обычаям российским
От души поклон вам низкий (кланяются в пояс) .

Звучит русская народная песня на выбор педагога

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2019/04/08/stsenariy-folklornogo-prazdnika-zhavoronki

Оцените статью
Adblock
detector