Сценарий фольклорного праздника кузьминки

Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки»

Ольга Васильева
Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки»

Сценарий обрядового праздника

Цель: познакомить детей с календарно-обрядовым праздником «Кузьминки»

Задачи: развивать творческие способности и навыки связной речи детей, способствовать приобщению дошкольников к национальной культуре и народному творчеству.

Предварительная работа: разучивание русских народных песен, разучивание народных игр, изготовление декораций.

• русская народная песня «Во горнице»

• русская народная песня «Во кузнице»

• русская народная песня «Прялица»

• русская народная мелодия «Светит месяц»

• русская народная мелодия «Из-под дуба»

• Игра «Золотые ворота»

• пословицы и поговорки

Оборудование: деревянные ложки, столы, скамейки, прялка, сундук, курочка, петушок.

Детей встречает Хозяйка.

Хозяйка: Та-ра-ра, та-ра-ра, идут девки со двора

Петь и плясать, всех в округе забавлять.

Под музыку заходят дети.

Дети: Здравствуй хозяюшка!

Хозяюшка: Здравствуйте, коль не шутите, зачем пожаловали.

Дети: На огонёк зашли. Можно?

Хозяюшка: Заходите, заходите, места не жалко.

Дети: Спасибо хозяюшка.

Дев: Как у тебя красиво в горнице.

Песня «Во горнице»

Хозяюшка: Проходите, проходите, мои ненаглядные. Самовар готов, пироги сейчас поспеют. (дети садятся)

А напекла специально к сегодняшнему дню. Какой нынче месяц на дворе, знаете?

Хозяюшка: А как его звали в народе? Как величали?

Дети: Листогной, студёный.

Хозяюшка: А вы моё сердечко повеселите, да пословицы о ноябре скажите.

Ноябрь — ворота зимы.

В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.

В ноябре зима с осенью борется.

В ноябре мужик с телегою прощается, в сани забирается.

Кто в ноябре не зябнет, тот и в декабре не замерзнет.

Хозяюшка: Ноябрь – последний месяц осени. А скажите мне, девицы-красавицы, да красны молодцы, какой нынче праздник.

Хозяюшка: а что это за праздник?

Ребёнок: Кузьминки – об осени одни поминки.

Ребёнок: Кузьминки – встреча зимы.

Ребёнок: Кузьма и Демьян – праздник кузнецов.

Хозяюшка: Правильно молвишь. В народе рассказывают, что святые эти были кузнецами и за работу денег не брали ни с кого, поэтому и зовут их бессеребренниками.

Ребёнок: Кузьма с Демьяном – большие работники, они кузнецы и плотники.

Ребёнок: Парням помогают хлеб молотить, а девушкам – пряжу вить.

Ребёнок: Они наш дом охраняют от всякой беды, от всякого лиха.

ХОЗЯЙКА: Для умелых рук нужен постоянно труд.

Ну, а где же удальцы? Умелые кузнецы?

Мастер класс по изготовлению табуретки

Ребёнок. Как куется, так и песня льется.

Сегодня праздник кузнецов.

Воспоем хвалу кузнечному ремеслу, добрым словом Кузьму и Демьяна помянем, которые за работу охотно брались, но денег не брали, только ели досыта.

Песня «Во кузнице»

Девочка. Что ты, хозяюшка, нам прясть дашь?

Хозяйка. Старым старушкам – шерсти клок,

А красным молодушкам – белый ленок.

Девочки. Тут и прялица стоит,

Напрясть пряжи нам велит.

Девочки поют песню «Уж ты, прялица»

Девочка Весело поется, весело прядется.

Про нашу пряжу худо не скажут.

Что выпрялось, то и выткалось.

Невелико веретено, а всех одевает оно.

Инсценировка «Как рубашка в поле выросла»

Мальчик. Девочки, девочки!

Рукам работа, а душе праздник!

Хозяйка. Красны девицы, да добры молодцы!

На гулянье отправляйтесь.

Мальчик. Расступись, народ честной,

Не пыли, дорожка!

На деревню мы пойдем,

Русская пляска

Хозяйка. Кто сказал: – частушки вроде,

В наши дни уже не в моде.

Да и дело разве в моде,

Если любят их в народе!

Частушки

Хозяюшка: А кто знает, какие блюда подавали в этот день?

Дети: Курицу или петуха.

Хозяюшка: Поэтому Кузьминки называли куриным днём. Так и говорили: «Кузьминки – курьи именины». На Кузьму и Демьяна – курицу на стол. Про кур в эти дни и родились пословицы и поговорки. Какие вы знаете?

Читайте также:  Медицинский праздник 21 июня

Курица по зернышку клюёт, да досыта живёт.

Учись у курочки: разгребай, да подбирай.

Пусти курицу в грядку, глядь – исклюёт весь огород.

Добрая наседка одним глазом зерно видит, другим – коршуна

Голодной курице всё просо снится.

Курица в серёжках, а петух – в сапожках.

Игра «Горошина».

Ребёнок: Эй, спешите все сюда

Будем мы шутить, кривляться

Бегать, прыгать, забавляться.

Выступление Скоморохов

Хозяюшка: Что, ребята, вы сидите?

Иль гулять вы не хотите?

Кузьминки славить нам пора.

Игра «Золотые ворота»

Хозяюшка: А сейчас, честной народ, расступись немножко,

Коробейники идут, поразвлечь немножко!

Под русскую мелодию выходят коробейники.

Коробейник 1. Тары -бары, растабары, есть хорошие товары!

Не товар, а сущий клад – разбирайте нарасхват!

Коробейник 2. Подходи, дружок Вавила, заворачивай, Гаврила,

Заворачивай, Матрёна, набирай карман Ерёма!

Стою на краю, чуть не даром отдаю!

Хозяюшка — А в коробе то, ой, ой, ой – товары разные, да расписные!

Коробейник — У нашего Якова, товару всякого:

Погремушки, болтушки, финтифлюшки,

У нас без обману, товар без изъяну!

Набирайте про запас, угощаем всех сейчас

Коробейники обходят детей и угощают леденцами.

Фотоотчет фольклорного праздника «Кузьминки» Формирование личности ребёнка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение.

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Кузьминки — об осени поминки» Обучающие задачи: познакомить детей с народными приметами, традициями и обычаями, связанными с праздником Кузьмы и Демьяна. Развивающие.

Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки» КУЗЬМИНКИФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК ПРОЕКТ «МЫ – СЛАВЯНЕ»ЦЕЛЬ: • Знакомство детей с житием святых Кузьмы и Демьяна • Формирование представлений.

Сценарий праздника «Кузьминки — по лету поминки» Ведущая: Издавна на Руси 14 ноября считался праздничным днем, его именовали Кузьма-Демьян. А в народе этот день попросту называли Кузьминки.

«Кузьминки». Сценарий фольклорного праздника для детей подготовительной к школе группы Фролова Татьяна Александровна, музыкальный руководитель 2 категории частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 106.

Организация и проведение фольклорного праздника «Кузьминки» в детском саду 1. Особенность подготовки фольклорного праздника в детском саду Фольклорный праздник в детском саду – это особенный праздник, который требует.

Сценарий фольклорного праздника «Масленица» Сценарий фольклорного праздника «Масленица» составила: Карташова О. А. Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие, И маленькие, и большие. Всю.

Сценарий фольклорного праздника «Масленица» Ведущая. Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Собирайтесь, снаряжайтесь веселый праздник справлять, широкую Масленицу встречать.

Сценарий фольклорного праздника «В гостях у Матрешки» (вторая младшая группа) Сценарий фольклорного праздника: «В гостях у Матрешки», 2 младшая группа Программное содержание: приобщать детей к русскому народномутворчеству.

Сценарий фольклорного праздника в старшей группе Часть зала оформлена в виде русской избы: посередине стол, на нем самовар, чугунки, плошки. По бокам деревянные лавки. В углу скамья, на.

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-folklornogo-prazdnika-kuzminki.html

Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки» для детей старшей группы.

Актуальность: 14 ноября по-народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: «Кузьминки – об осени поминки». Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц. Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, которые оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека.

Читайте также:  Праздник мировых судей когда

Цель: Приобщение детей к миру народной культуры.

Задачи:

  • Развивать активную речь детей, умение выразительно рассказывать стихи.
  • Развивать зрительную и слуховую память.
  • Образовывать имена существительные множественного числа.
  • Развивать мелкую моторику и координацию движений.
  • Различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.
  • Знакомить детей с поэтическим, музыкальным, игровым фольклором.
  • Воспитывать интерес к культуре русского народа.
  • Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых и детей дошкольного возраста.

Действующие лица: ведущая, дети старшего — подготовительного возраста.

Предварительная работа: беседа с детьми о традициях русского народа отмечать праздник Кузьминки. Знакомить с русскими народными пословицами и поговорками. Выразительно читать стихи. Разучивать песни и хороводы.

Материалы и оборудование: муляжи овощей, деревянные ложки, картинки капусты, мнемотаблицы для составления поговорок о Кузьме и Демьяне, магнитная доска. Русские народные костюмы для воспитателя и детей.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.

Вводная часть.

Ведущая: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть?

Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться? Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называются. Кузьминки – по осени поминки. Кузьминки – встреча зимы. Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц.

Основная часть.

Ведущая: В народе говорили:

— Закует Кузьма – Демьян, до красной зимы не расковать!

— Не заковать реку без Демьяна!

А теперь с помощью мнемотаблиц вы сами составите поговорки.

(Дети вместе с ведущей составляют поговорки).

— Кузьма – Демьян – кузнец, кует лед на земле и на воде!

— Кузьмы и Демьяна путь – проводы осени, встреча зимы, первые морозы!

Ведущая: Обычно в эту пору умеренные морозы:

— Демьянов путь – не путь, а только перепутье!

То есть, проводы осени и встреча зимы, первые морозы, поэтому и говорили,

что «Кузьминки – по осени поминки».

На Руси, в честь этого праздника устраивались народные гуляния с песнями и плясками.

1 ребенок: Осень! Осень золотая!

Голубая неба высь!

Листья желтые слетая,

На дорожку улеглись.

2 ребенок: Теплый луч ласкает щечки,

Приглашает нас в лесок

Там под елкою, в тенечке

Вырос маленький грибок!

3 ребенок: Сад раскрасился цветами

Астр, пионов, георгин

А вверху огнем пылают

Грозди красные рябин!

4 ребенок: Что грустить теперь о лете!

Осень в гости к нам пришла

В позолоченной карете

Всем подарки привезла!

Хоровод «Осенние подарки» Анисимовой

Ведущая: К ноябрю заканчиваются полевые работы, крестьяне собирают урожай.

С ранней весны до осени хлеборобы растили хлеб, трудились, не покладая рук, чтобы на каждый стол хлеб пришел. Об этом народ слагал пословицы и поговорки:

Дети поочередно: Что посеешь, то и пожнёшь,

Что пожнёшь, то и смолотишь,

Что смолотишь, то и смелешь,

Что смелешь, то и съешь!

Игра «Мельница»(муз. Е. Алексеевой)

Дети встают в круг: каждый участник, не сходя с места, кружится вокруг себя. При этом все поют:

Мели, мели, мельница!

Мели, мели, засыпай

И в мешочки набивай.

На последнем слове необходимо остановиться и стоять не шевелясь. Тот, кто не сумеет остановиться вовремя, выбывает из игры. Игра повторяется.

Ведущая: А сейчас, милые детушки, не зевайте, русские пословицы рассказать помогайте.

Я начинаю, вы продолжайте, громко, хором отвечайте:

  1. Какие труды… (такие и плоды);
  2. Семь раз отмерь… (один отрежь);
  3. Землю красит солнце… (а человека труд);
  4. Красна птица перьем… (а человек уменьем);
  5. Под лежачий камень… (вода не потечёт);
  6. На печи заседать… (хлеба не видать);
  7. Труд человека кормит… (а лень портит);
  8. Скучен день до вечера… (коли делать не чего).

Ведущая: А знаете ли вы какая работа начиналась у крестьян после того, как они собрали урожай с полей и

Читайте также:  Мордовский праздник калядань чи

Ответы детей: заготовка овощей.

Песня «Вот какие кочаны»

Ведущая: А вы знаете что такое кочаны?

Ответы детей: капуста.

Ведущая: Мы сейчас с вами поиграем в игру «Один – много»

(Ведущая на магнитную доску ставит картинки капусты, а дети отвечают.)

Одна капуста — много капусты

Один кочан – много кочанов.

Ведущая: Дети, а что останется от кочана, если его весь покрошить?

Ответы детей: кочерыжка.

Одна кочерыжка – много кочерыжек.

Ведущая: Одна из самых важных работ была – рубка капусты. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов. Рубили капусту в корытах. Отдельно – которая позеленей, отдельно белую, что послаще на вкус. Во время рубки капусты в избе стоял своеобразный звук.

Говорили: «Жвакает, будто по снегу рубят!»

— А давайте в игру поиграем? Называется – «Мы капусту рубим, рубим».

Пальчиковая игра:

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я – капуста!

— Мы капусту рубим, рубим.

— Мы морковку трем, трем.

— Мы капусту солим, солим.

— Мы капусту жмем, жмем.

— В бочку плотно набиваем

— И в подвалы составляем.

Ведь капуста, как известно.

Во всех видах нам полезна.

Ведущая: Так всегда на Руси было. После трудового дня девушки собирались в самой большой горнице,

вышивали, пряли пряжу, вязали и обязательно пели, чтобы и работа спорилась, и веселее было. Есть песня об одной девушке-мастерице.

Русская народная песня «Дуня-тонкопряха».

Ведущая: На Руси уж так идёт,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец,

И на ложках он игрец..

Исполнение песни с ложками «Ложки деревенские» муз. З. Роот.

Наши ложки знает целый мир

Наши ложки русский сувенир

Ведущая: ребятушки вставайте в круг, сейчас мы с вами поиграем в игру «Заинька серенький» У ведущей в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Ведущая обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук – тук — тук. Ребенок спрашивает: «кто там?»

Ведущая отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?»

Ребенок отвечает: «Вася…»

Ведущая продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!»

Ведущая играет ребенку на ложках любой ритм: / //; // /; // //; / // /.

Заключительная часть.

Ведущая: Вот и подошла наша встреча к концу.

Кузьминки были хороши.

Повеселились мы, ребята, от души!

Ведущая: Ребятушки скажите мне пожалуйста, что вы сегодня узнали нового, чему научились?

Ответы детей: о Кузьминках?

Ведущая: Какого числа отмечался этот праздник?

Ответы детей: 14 ноября.

Ведущая: Как звали святых братьев, покровителей кузнецов и женщин рукодельниц?

Ответы детей: Кузьма и Демьян.

Ведущая: молодцы детушки, все запомнили.

Ведущая: Осень каждый год приходит не с пустыми руками, а с богатым урожаем: хлебами, овощами, да фруктами! Осень очень щедра и приготовила нам угощенье. А теперь давайте угостим наших гостей дарами осени и скажем им до свидание.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2018/09/13/stsenariy-folklornogo-prazdnika-kuzminki

Оцените статью
Adblock
detector