Сценарий фольклорного праздника
материал по теме
Игровой фольклор (для младших школьников).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy_folklornogo_prazdnika.docx | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 пгт. Тымовское»
694400, Россия, Сахалинская область, Тымовский район, пгт. Тымовское, ул. Криворучко 27, тел/факс 8 (42447) 2-17-19, 2-10-40
Сценарий фольклорного праздника
«МЫ ИГРАЕМ И ПОЁМ, В ГОСТИ ВСЕХ К СЕБЕ ЗОВЁМ!»
(для младших школьников).
Цели праздника : Приобщение школьников к народным традициям – игровому
фольклору. Воспитание уважительного отношения к старине.
- Дети разучивают считалки, слова к играм, усваивают условия и правила проведения игр.
- На уроках труда вместе с учителем делают маски (шапочки) к играм.
- В зале (в классе) оформляется выставка рисунков по народным играм.
Звучит народная музыка.
Ведущий : «Делу время, потехи час» гласит народная пословица. Любил народ в старину после полевых работ или иной другой трудной работе применить силушку в лихих забавах и играх.
(на фоне музыки). Ведущий : Ото всех дверей, ото всех ворот. Выходи скорей, торопись, народ!
1-ая девица : Как у наших у ворот, собрался честной народ,
Петь, плясать, да в игры играть!
Инсценировка песни «Как у наших, у ворот» (в исполнении 1 класса).
1. Как у наших, у ворот, как у наших, у ворот,
Ай, люли у ворот, ай люли у ворот.
2. Комар музыку ведёт, комар музыку ведёт,
Ай, люли вот ведёт, ай люли вот ведёт.
3. Муха песенки поёт, муха песенки поёт,
Ай, люли вот поёт, ай люли вот поёт.
4. Стрекоза плясать пошла, муравья с собой звала.
Ай, люли позвала, ай люли позвала.
5. Муравейка милый мой, попляши-ка ты со мной,
Ай, люли ты со мной, ай люли ты со мной.
6. Уж я рад бы поплясать, да устал я мне не встать,
Ай, люли мне не встать, ай люли мне не встать. Вот!
2-я девица: На Руси уж так ведётся, что талантливый народ
Сам себе и швец и жнец, и на дудочке игрец!
Русская народная песня «А я по лугу гуляла».(в исполнении 2 класса).
1. А я по лугу, а я по лугу, я по лугу гуляла, я по лугу гуляла.
2. Я с комариком, я с комариком, с комариком плясала, с комариком плясала.
3. Мне комар ножку, мне комар ножку, комар ножку отдавил, комар ножку отдавил.
4. Все суставчики, все суставчики, суставчики раздробил, суставчики раздробил.
5. А я матери, а я матери .я матери кричала, я матери кричала.
6. Ты подай мне мать, ты подай мне мать, подай мать мне косаря, подай мать мне косаря
7. Вот казнить рубить, вот казнить рубить, казнить будем косоря, казнить будем косаря.
8. Покатилася, покатилася, покатилась голова, покатилась голова.
9. Вдоль широкого, вдоль широкого, вдоль широкого двора, вдоль широкого двора.
1—молодец : А вы гости, что сидите? Все на пляску выходите!
«Русский перепляс» (исполняют мальчики 4 класса).
2—молодец : Заиграли музыканты: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Посмотрите, полюбуйтесь, как водят хороводы на Руси!
Хоровод-игра «Ой, вставала я ранёшенько» (в исполнении 2 класса).
В центр круга входит «медведь». Дети, выполняют движения по тексту песни.
- Ой, вставала я ранёшенько умывалась я белёшенько,
Калинка, калинка моя, в саду ягода малинка моя.
- Надевала черевички на босу и гнала свою корову на росу,
Калинка, калинка моя, в саду ягода малинка моя.
- Я гнала свою корову на росу, повстречался мне медведь во лесу,
Калинка, калинка моя, в саду ягода малинка моя.
- Я медведя испугалася, во часты кусты бросалася,
Калинка, калинка моя, в саду ягода малинка моя.
- Ты медведь, ты мой батюшка, ты не тронь мою коровушку,
Я коровушку доить буду, малых деточек поить буду.
Калинка, калинка моя, в саду ягода малинка моя.
Медведь : Не нужна мне ваша коровушка, а нужна мне только девица.
Дети : А какую тебе девицу?
Медведь : Вот такую. (подходит к девицы и тянет её в центр круга, девица упирается).
Дети : Медведюшка, не тащи, медведюшка, отпусти,
Медведь : Так и быть не потащу, так и быть отпущу, Только пусть она мне спляшет. (все хлопают , медведь и девица танцуют).
Ведущая : Играя в игры, водя хороводы, играющие показывали в движениях, как трудились в поле, ухаживали за домашними животными, показывали повадки зверей и птиц. В хороводах и играх отражались и времена года — зима, весна, лето, осень. Например: «Гуси и волк», «У медведя во бору», «Волк и овцы»,
«Птицы», «В садовника», «Родничок» «В дятла».
Ведущий : Рада вашему веселью,
Кто здесь ловкий и умелый, посмотреть хочу на вас!
: По считалке мы сейчас узнаем, кто из гостей первым покажет свою игру.
2 молодец : Конь ретивый, долгогривый,
Скачет полем, скачет нивой,
Кто коня того поймает, игру первым начинает!
Игра «Зоря — зоряница» (показывают ученики 1 класса ).
Зоря — зоряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обранила,
Ключи не простые, ключи золотые,
Раз, два — не воронь, а беги как огонь!
(Условия игры: играющие стоят взявшись за руки по кругу, водящий за кругом в руке у него лента. На каждое слово водящий лентой касается рук играющих, на последнем слове «огонь» двое детей бегут в разные стороны по кругу, кто первым прибежит на своё место тот и становится водящим). Игру «За стеклянными дверями» покажут ребята 2 класса.
(дети взявшись за руки идут по кругу, в центре стоит «мишка – медведь»).
Дети — За стеклянными дверями, стоит мишка с пирогами,
Здравствуй, Мишенька — дружок, сколько стоит пирожок?
Медведь —Пирожок то стоит три,
Дети —А ловить то будешь ты! («медведь» ловит ребят, пойманный становится водящим).
Ведущий : А ребята 2 класса знают много русских народных игр вот ещё одна, называется «Баба Яга».
3 молодец ( по считалке выбирает Бабу ягу)
Сидел петух на лавочке, считал свои булавочки:
—Раз, два, три, в этот счёт выходишь ты!
(Баба Яга становится в круг нарисованный на полу, на земле. Ребята бегают вокруг круга и дразнят Бабу Ягу, а Баба Яга старается помелом достать до детей, кого коснётся тот останавливается и замирает на месте, последний из детей становится Бабой Ягой).
Дразнилка —Баба Яга, Побежала в огород,
Костяная нога, Испугала весь народ.
С печки упала, Побежала в баньку
Ногу сломала. Испугала зайку!
Ведущий : А вот ещё одна старинная игра «Горелки» покажут её ребята 4 класса.
(Играющие выстраиваются парами дрг за другом—в колонну. Впереди, спиной к ним, становится горельщик. Ему поют:
Гори, гори, ясно, чтобы не угасло!
Делай дело, глянь на небо,
Облака плывут, журавли зовут:
—Курлы – си, курлы – си,
Побежим – ка по Руси!
После этих слов игроки, стоящие в последней паре бегут с двух сторон вдоль колонны, горельщик старается поймать одного из них. Если бегущим игрокам удаётся взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает горельщик, то они встают впереди колонны, горельщик опять водит, и игра повторяется. А если горельщик поймает одного из бегущих, то он встаёт с ними впереди колонны, а водит игрок, оставшийся без пары.
4 молодец : Есть ещё игра для вас, мы покажем вам сейчас. Игра в «Ворона».
(По считалке выбираются ворон и заяц, остальные дети – зайчата. Они цепляются за зайца, растягиваясь в длинную цепочку. Ворон садится на землю и ковыряет её палочкой. Заяц подходит к нему и спрашивает:
— Ворон, ворон, что ты делаешь?
—Ямку копаю,— отвечает ворон.
—На что тебе ямка?
—На что тебе денежки?
—Зачем тебе ситчик?
— Зачем тебе мешочек?
— На что тебе камешки?
— В твоих деток кидать,
— Что тебе мои детки сделали?
В огород мой прибегали, А репку да мяточку —
Лучик да мачик потаскали! Потоптали пяточками!
-Кар – кар – р! – кричит ворон и бросается на зайчат, а заяц их защищает. «Битва» продолжается до тех пор, пока ворон не вытянет из цепочки кого-нибудь из детей. Он и становится новым вороном.
Ведущая : Молодцы, гости. Кто старину почитает, тот бедным не бывает. Ибо богатство души ничем не измеришь и не заменишь. Веками создавалось народное искусство, и до наших дней дошло его наследие. Сегодня ребята, вы ещё больше узнали, о народных играх и традициях, и в каждом классе каждый из вас может организовать ребят на игру. До новых встреч!
педагог дополнительного образования
МБОУ СОШ №3 пгт. Тымовское Сахалинской области
Мамаева Людмила Владимировна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сегодня перед школой стоит трудная задача – воспитание школьника с активной гражданской позицией. Привить любовь к Родине невозможно без любви к малой Родине, к ее истории, к устному.
Сценарий праздника предполагает интегрированное использование предметов, таких как технология, народная культура, история, МХК.
Знакомство детей с народными традициями. Масленица самый разгульный праздник. Недаром в народе говорят «Широкая Масленица». Гуляют праздник 7 дней, и каждый день имеет своё название и назначение.
Данный фольклорный праздник рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Целью мероприятия является расширение знаний о традициях , русской народной культуре и прелести ее обычаев.
Сценарий праздника «Капустные вечёрки»стал традиционным осенним праздником в нашей школе. Сценарий разработан для детей 8-10 лет, может использоваться педагогами доп.образования, а также классны.
Сценарий фольклорного праздника по программе «Русские традиции и обряды» в начальной школе.Тема: Весенние обряды и обычаи твоего края. Цель: приобщить к старинным календарным традици.
Сенарий фолклорного праздника из цикла «Русскикие народные праздники, обряды и традиции».
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/library/2013/04/27/stsenariy-folklornogo-prazdnika
Фольклорный праздник в начальной школе. Сценарий
Все дети одеты в русские народные костюмы. Зал убран в деревенском стиле: на заднем плане по центру – ворота, слева изгородь-плетень, справа – русская печка (метла, кочерга). На переднем плане слева — стол с вышитой скатертью, деревянная и керамическая посуда, самовар с сушками, вышитые полотенца.
Звучит «Ярмарочный звон». Входят в зал все участники праздника. Инсценируют ярмарочную суету под музыку «Ярмарка»
Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Хозяин: Веселья вам да радости!
Хозяйка: Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем.
Хозяин: У нас для каждого найдется теплое местечко и приветливое словечко.
Хозяйка: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому — сказку, кому — правду, кому — песенку.
Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Гость (из зала): Места-то хватило, а вот вам, хозяйка с хозяином, не тесновато ли?
Хозяин: В тесноте, да не в обиде! (Усаживаются возле печки)
Хозяйка: Небылицы в лицах сидят в теремах,
Щёлкают орешки да говорят потешки.
Хозяин: Эй, собирайся, народ,
Становись в хоровод,
Без толчеи, без спешки,
Вас сегодня ожидают русские потешки.
Выходят два ученика танцевальными шагами под музыку «Потешки» (с разных сторон сцены) и разыгрывают диалог, сопровождая его игровыми движениями.
— Чи-чи-чи, сорока,
Где была?
— Далеко.
— Что делала?
— Кашку варила, хвостик опалила.
Приехали гости, поглодали кости.
— А кто же им рад? Еще что ж дать?
— Этому — пряник, этому — калачик,
Этому — сальца, этому — яйца.
— А где же их посадить? А куда их проводить?
— Тут — пень, тут — колода,
Тут — болото, тут — холодная вода.
Уходят танцевальными шагами под музыку «Потешки» (в разные стороны).
Выходит еще один ученик танцевальными шагами под музыку «Потешки», инсценирует потешку.
— А ту-ту, ту-ту,
Я на елочке расту.
Ветер елочку укачал,
Я с елочки упал,
Я упал на пенек,
Стал пригожий паренек.
Уходит танцевальными шагами под музыку «Потешки».
Выходят танцевальными шагами под музыку «Потешки» (с разных сторон) девочка с половником в руке и мальчик с деревянной миской, инсценируют потешку.
— Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Что пили-ели?
— Кашку варили.
Кашка сладенька, бабушка добренька,
Дедушка недобр.
Поварешкой в лоб.(При этих словах делает легкий шуточный удар половником в лоб)
Уходят танцевальными шагами под музыку «Потешки» (в разные стороны).
Выходят два скомороха, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи» (с разных сторон).
Скоморох 1: Дальше бой скороговорок разрешите нам начать.
Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.
Скоморох 2: Ну что ж, говори свою скороговорку.
Нам ее повторить, что комара словить!
Вместе (скоморохи 1 и 2): Слушайте, запоминайте да складно, быстро повторяйте.
(Произносят скороговорки, а зрители в зале повторяют за ними)
У осы не усы, не усищи, а усики.
Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.
Щетина у чушки, чешуя у щучки.
Уходят, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи» (в разные стороны).
Хозяин – хозяйка (вместе): Языки мы наломали, да немного приустали.
Русь богата пирогами — поиграйте вместе с нами.
Игра «пирог» (проводит учитель)
Учитель: А сейчас мы поиграем в игру «Пирог». Выходите по 2 человека от каждого класса (всего в зале 6 классов). Выстраиваемся в две колонны по 6 человек. Считалкой выберем водящего – он будет пирогом.
(Скоморох выбирает водящего считалкой)
Скоморох 3: Конь ретивый, долгогривый,
Скачет полем, скачет нивой,
Кто коня того поймает,
Игру первым начинает!
Учитель: Пирог садится между шеренгами. Мы говорим такие слова:
Да какой он высоконький,
Да какой он широконький,
Да какой он мяконький,
Режь его, да ешь!
(Во время пения, при словах «высоконький» — поднимают руки вверх, «широконький»- разводят в стороны, «мяконький» — гладят по животу).
Учитель: Сразу после слов «Режь его, да ешь» к пирогу бегут по одному участнику от каждой шеренги по порядку. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду (встают последними), а проигравший остается изображать «пирог». Выигрывает команда, забравшая больше «пирогов».
Выходит скоморох, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи».
Скоморох 4: А сейчас мы предлагаем вам игру –
Мерить силу, как бывало в старину.
Самых сильных приглашаем мы ребят,
Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд!
Уходит, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи».
Игра «петушиный бой»
Учитель: Предлагаем поиграть в «Петушиный бой». Выходите по 2 человека от каждого класса (всего в зале 6 классов). Выстраиваемся в две шеренги. По очереди из каждой шеренги выходят по 1 человеку в круг. Руки ставим за спину, поднимаем одну ногу. Побеждает тот, кто вытолкнет соперника из круга или вынудит его встать на две ноги. Начинаем по моей команде.
Хозяйка: На Руси всегда ведётся,
И обычай есть такой,
Хозяин: Что без песни без казачьей,
Не проходит праздник никакой.
Исполнение казачьей песни.
Выходят два скомороха, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи» (с разных сторон).
Скоморох 5: Ото всех дверей, ото всех ворот.
Выходи скорей, торопись народ!
Скоморох 6: Как у наших у ворот, собрался честной народ,
Петь, плясать, да в игры играть!
Уходят, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи» (в разные стороны).
Инсценировка песни «Как у наших, у ворот»
1.Как у наших, у ворот, как у наших, у ворот,
Ай, люли у ворот, ай люли у ворот.
2. Комар музыку ведёт, комар музыку ведёт,
Ай, люли вот ведёт, ай люли вот ведёт.
3. Муха песенки поёт, муха песенки поёт,
Ай, люли вот поёт, ай люли вот поёт.
4. Стрекоза плясать пошла, муравья с собой звала.
Ай, люли позвала, ай люли позвала.
5. Муравейка милый мой, попляши-ка ты со мной,
Ай, люли ты со мной, ай люли ты со мной.
6. Уж я рад бы поплясать, да устал я мне не встать,
Ай, люли мне не встать, ай люли мне не встать. Вот!
Выходит скоморох, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи»
Скоморох 5: На Руси уж так ведётся, что талантливый народ
Сам себе и швец и жнец, и на дудочке игрец!
Уходит, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи».\
Исполнение музыкального произведения на дудочке.
Выходит скоморох, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи».
Скоморох 6: Это кто в углу сидит невесел?
Кто угрюмо нос повесил?
Встаньте с нами танцевать,
Будем «Вареньку» плясать!
Уходит, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи».
Исполнение танца «Варенька».
Выходят два скомороха, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи» (с разных сторон).
Скоморох 3: Эх, частушка — веселушка!
Сколько в ней задора и юмора,
Но есть и правда.
Скоморох 4: Эй, девчонки – хохотушки!
Запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
Уходят, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи» (в разные стороны). А в это время на сцену выходят участники для исполнения частушек.
Частушки
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка — три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялась.
А гармошка заиграла
Я не удержалась.
Если б не было воды,
Не было б и кружки.
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки.
Я чай пила,
Самоварничала,
Всю посуду перебила —
Накухарничала!
Я сидела на печи,
Сторожила калачи.
А за печкой мышки
Сторожили пышки.
Песни петь боюсь немножко,
Хоть и громко я пою.
Друг мой пляшет под гармошку –
Я как вкопанный стою.
На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.
Кабы, кабы да кабы,
На носу росли б грибы,
Сами бы варились,
Да и в рот катились.
Ох, довольно мы напелись,
Дайте смену новую!
Ой, спасибо гармонисту
За игру веселую.
Мы пропели вам частушки,
До чего же хороши!
Вы похлопайте в ладошки
В благодарность от души!
Выходит скоморох, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи».
Скоморох 1: Рады вашему веселью,
Делу – время, играм – час.
Кто здесь ловкий и умелый?
Посмотреть хочу на вас!
Уходит, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи».
«Перетягивание каната»
Учитель: А сейчас игра «Перетягивание каната». Ну-ка, померьтесь своей силушкой! Приглашаем по 2 человека от класса. Делимся на 2 команды по 6 человек. Построимся в шеренгу. Побеждает команда, перетянувшая канат на свою сторону.
Хозяин: Ах ты, русская душа,
До чего ж ты хороша!
Хозяйка: В хороводе закружимся,
И весельем зарядимся.
Учитель: Приглашаем в хоровод по 2 человека от каждого класса!
Водят хоровод под музыку «Во поле берёза стояла» повторяя движения за специально подготовленными детьми (5 человек).
Хозяйка: Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать да сказочку послушать?
Инсценировка сказки «Золотое яичко» из серии «Старая сказка на новый лад».
Скоморох 6: Жили-были дед да баба,
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко,
Не простое — золотое.
Баба: Эй, старик, проснись скорей!
Дед: Волки что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?
Баба: Да смотри, что я нашла:
Наша курочка Пеструха
Под кустом яйцо снесла.
Дед: Ну, снесла, какое дело!
Что ты, баба, обалдела!
Баба: Да яйцо-то не простое,
А, гляди-ка, золотое.
Дед: Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели.
Баба: Погляди, горит, как жар!
Дед: Не случился бы пожар.
Баба: Ой, горит, слепит глаза.
Дед: Чудеса!
Баба: Чудеса!
Дед: Ты в сундук запри его.
(Раздается стук в дверь)
Баба: Нету дома никого!
Ишь, соседей, как назло,
Ненароком принесло.
Дед: Ты поди, запри засов.
Да спустить бы надо псов.
Баба: (возвращаясь): В среду в город я поеду.
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там.
Им яичко я продам.
Накидают мне рублей.
На пальто себе добуду
Я сибирских соболей.
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук.
Шаль в цветочках голубую.
До краев набью сундук.
Дед: Что ты мелешь небылицы?
Ишь, сыскалась молодица
Наряжаться в разный хлам.
Нет уж, если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трехэтажные палаты
И беседки по углам.
Баба: Наказанье с глупым мужем!
Что ты, старый, не блажи!
Мы живем других не хуже,
Ни к чему нам этажи.
А за эти за беседки
Засмеют тебя соседки.
Дед: Пусть смеются, мне не жалко.
Баба: Да уймись ты, не кричи.
Вот упала на пол скалка,
Чугуны гремят в печи.
Ой, не мил мне белый свет!
Дед: Я хозяин или нет?
Баба: Ой, яичко покатилось,
Покатилось и разбилось,
И скорлупки не осталось.
Все куда-то подевалось.
Дед: Ну, что мы затужили?
От чудес одна беда.
Будем жить, как прежде жили,
И работать, как всегда.
Баба: И Шубенку справить можно,
И подправить можно дом.
Дед: Только то, видать, надежно,
Что дается нам трудом.
Открывай, старуха, дверь.
Что нам прятаться теперь?
Эй, соседки!
Баба: Эй, сосед!
Забывать друзей не след.
Заходите на часок,
У меня хорош квасок,
И соленья, и варенья.
Вместе: Заходите без стесненья!
Выходят два скомороха, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи» (с разных сторон).
Скоморох 1: Эй, друзья, скорее в круг,
Смело, без опаски.
Скоморох 2: Нам сегодня лучший друг,
Тот, кто любит пляски.
Уходят, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи» (в разные стороны).
Исполнение танца «Порушка-Параня».
Хозяйка: Вот и повеселились мы от души, а теперь, как говорится, делу время — потехе час, пора расходиться по домам. Заглядывайте к нам еще на завалинку — гостям мы всегда рады! До свидания!
Источник статьи: http://kladraz.ru/blogs/blog22925/folklornyi-prazdnik-v-nachalnoi-shkole-yeh-guljai-narod-jarmarka-idyot.html