Сценарий каз омэсе праздник гусиного пера

Сценарий проведения праздника гуся «Каз омясе»
материал (старшая группа) на тему

Формировать интерес к башкирским народным праздникам, воспитывать гражданственность, чувство взаимопомощи и дружбы между народами, любовь и уважение к традициям других народов.

Скачать:

Вложение Размер
gus.docx 26.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Радищевский детский сад №1»

Сценарий проведения праздника гуся

Цель. Формировать интерес к башкирским народным праздникам, воспитывать гражданственность, чувство взаимопомощи и дружбы между народами, любовь и уважение к традициям других народов.

Образовательные. Закреплять знания о домашних птицах, познакомить с трудом взрослых по разведению домашних птиц, приучать принимать посильное участие в труде.

Развивающие. Развивать интерес к национальным традициям.

Воспитательные. Воспитывать гражданственность, уважение к башкирским народным традициям и толерантного отношения к культуре и традициям других национальностей.

Дети под музыку парами заходят в зал. Садятся.

Хозяюшка . Вот и первые морозы пришли. Пора гусей резать. Славно поработали мы летом. Правильно говорят «Кто не работает – тот не ест». Гуси нынче жирные, крупные, пушистые. Что это я сижу, скоро помощники придут, пойду воду нагрею.

Этот праздник – «День гусиный»

К нам пришел из далека.

Мы придем лишь попросите-

Выходят два мальчика – созывалы.

Гей! Веселей собирайся, народ,

Гусиный праздник в гости идет.

Спешите, спешите, спешите,

Друзей с собой захватите.

На праздник всех зовем,

Потрудимся, потанцуем, попоём.

Настала такая пора

Приходите, на людей посмотреть,

И себя показать.

Исянмесез, куршелэр! Здравствуйте, соседи!

Хозяйка . Проходите соседи дорогие!

Садитесь на скамьи дубовые, поближе к теплу, свету.

Гости . Мы пришли работать, много слов только для книг хороши.

Приходят русские гости.

И гостей принимай!

Как зашли мы, зашли

Да в хорошую избу.

Щедрый день, добрый день!

Здравствуйте, слыхали у вас праздник гусей сегодня. Мы пришли помочь.

Хозяйка . Проходите, проходите. В такой день — никто лишним не будет.

День осенний, день гусиный

Он в году бывает раз.

Нет родной земли красивей,

Не нарадуется глаз.

День гусиный- праздник буден,

Праздник блага и добра,

Пусть майдан просторней будет

Веселиться до утра.

Этот осенний календарный праздник уходит корнями в глубокую древность. С древнейших времен поздней осенью, обычно с первым ледоставом жителями села проводилась коллективная обработка гусиного мяса, пера и пуха. По традиции в этот день заготавливают впрок гусиное мясо и щиплют пух – на подушки, которые пойдут на приданное невестам. Парни и девушки собираются на посиделки, поют песни. Гусь – один из древнейших домашних птиц, предки знали в ней толк. Из гусиного пуха делают подушки, одеяла. Когда пекут что-нибудь из теста, используют кисточку из гусиного крылышка. А гусиный жир обладает лечебным свойством.

Каждая семья готовится к празднику, печет национальные блюда. Сегодня мы хотим предложить подготовку белеша и татарской лапши. Просим подойти к столам. Мы вам покажем секреты приготовления белеша, которого потом испечем сразу и мы пробуем катать тесто и резать лапшу, (участникам предлагаем фартуки, доски, ножи).

Благодарим всех участников, надеемся что-то вы получили с наших затей, удачи всем.

Хозяйка дома : Бяйрямне дявам итябез, Балаларны котябез!

Катя : мама-папа! Что за праздник у нас ?

Хозяка дома : Утырагыз балалар! Тынлагыз!

Воспитатель : Садитесь дети рядом и слушайте.

Хозяйка дома : Гусь в татарских семьях — это большой кормилец, у каждого двора всегда много-много гусей, а начинается это все вот с чего :

После зимы гусыня носит яйца через день. Их набирается много. (Воспитатель выносит яйца в маленькой корзинке, проходит, показывает по кругу. Берет гусыню в руки). Раньше не было инкубаторов, поэтому гусыня высиживала сама. В сараях было холодно, поэтому корзину прятали под кровать.

Идем Хозяйка дома, спрячем гусыню.

Хозяйка : Под кроватью темно и тепло, я буду гусыню кормить один раз в сутки. Будем ждать наших гусят .

Хозяйка : Балалар, и кунаклар! эйдягез уйнап алабыз!

Воспитатель : Дети и гости наши! Предлагаем вам поиграть в игру

«Тюбетейка» — слова на татарском языке

Хозяйка : Пока вы играли, гусыня тоже постаралась. Как вы думаете, чьи голоса?

Хозяйка : Правильно, пищат гусята .

Танец «Гусиный двор»

Хозяйка : Бябкэлярне кулгя тошерям, Оста карап устерям.

Воспитатель : Гусят к озеру веду , Чутко за ними слежу.

Хозяйка ведет всех гусей к озеру.

Хозяйка : Гусят домой загоню , До осени их храню.

Матур утырасыз сез кызлар,

Эйдгез, эшне башлыйбыз!

Хозяйка : переводит: Красиво сидите девушки, пора работу начинать.

Хозяйка : Гусей держим вот так. Сначала выщипываем перышки из-под крыльев, их надо будет сжечь. А теперь принимаемся за остальное.

Выходят дети на стихи.

Саша : Гуси ваши — просто чудо,

Перья, словно пух мягки,

И, как вата, белые.

Василиса : В том заслуга нашей бабушки.

За гусятами она ходила ,

Чтобы коршун и ворона их поймать бы не смогли,

Так внимательно она следила.

Артём : А когда немного подросли,

То на речку их она водила.

Научились плавать там они

И друзей в соседях заимели.

Серёжа : Вы знаете, как гуси любят речку,

Они там плавают, резвятся и играют.

Прогулки и водичка помогают им расти,

Поэтому они так быстро вырастают.

Хозяйка : Вот и справились мы дружно!

А сейчас надо сходить на речку

И ополоснуть их.

(помогает вешать на коромысла).

(Девочкис коромыслами уносят гусей за дверь)

Воспитатель : В дом, где сегодня праздник ,

К девушкам приходили парни,

Играли, шутили, на речку с ними

Ходили, а также исполняли татарский танец .

Воспитатель : А сейчас мы испытаем в ловкости наших парней. Они могут взять себе подмогу (своих мам) .

Хозяйка : Мы вам покажем, а вы продолжите!

Игра «Канат сыеру»

Воспитатель : Вот так набирали пух на подушки : всей душой, чтобы была мягкая и приносила счастье в семьи.

Воспитатель : Вот с такими крылышками хозяюшки подметают пол.

Полина . Перышко, перышко,

Лети далеко, лети высоко,

Подари хлеба обильные,

Счастье и радость

В наш любимый край.

А наши девочки исполнят танец «Каз канаты» .

Хозяйка : Канат сатабыз, канат

Яхшысын сайлап, карап

Егет булса — канат ал,

Бер алтын чыгырып сал.

Воспитатель : Продаются крылышки

Не скупись, не жадничай,

Катя : Канат сату кызык уен,

Каз омясендя була.

Барчасын иске йола!

(продают крылышки по 10 рублей, в тюбетейки кидают деньги).

Гусь наш варится в печи,

А вам детвора, всем на улицу пора:

В игры играть да веселье продолжать!

Мне не надо, мне не надо

Ни подарка, ни награды

Мне бы только стать джигитом

Выходите, джигиты, кто хочет померится силой.

Игра «Кто сильнее?» Правила игры: два мальчика сидят друг перед другом опираясь ступнями, держат палку. По счету кто – то должен перетянуть палку к себе.

Катя и Стас. Потешки. (русский)

— Федул, что губы надул?

— Да, кафтан прожег

— Можно ли зашить?

А велика ли дыра?

— Остались ворот да рукава.

Настя. Тимербай (башкиркий)

Пять сынов у Тимербая,

Нет им равных в нашем крае,

На реке они купались,

А помывшись — обнимались

А обнявшись –одевались,

А потом дрова рубили,

Хлеб отборный молотили,

И не ели и не пили,

Потому что – тьма забот.

«Хороши у Тимербая,

Сыновья, не надо рая» —

Так от края и до края

Эшлядегез, уйнадыгыз, кёлдегез!

Хазер остялгя тякьдим итегез!

Воспитатель : Молодцы, справились!

Работали, играли, веселились!

За стол Хозяйка нас приглашает.

У нее готовы и лапша, и белеш, и блины, намазанные гусиным жиром.

Ксюша : Пусть каждый день вам солнце светит ярче,

Цветы под ноги падают ковром.

Саша : Желаем всем здоровья, мира, счастья,

Всего, что называется добром.

Воспитатель : Пусть наша жизнь будет прекрасна!

Пусть торжествует дружба всегда!

Хозяйка : Наш долг — традиции хранить!

Культуру предков возродить! Достойным человеком быть!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этот творческий проект для старшей и подготовительной групп.ЦЕЛЬ:Воспитание чувства патриотизма; формирование чувства сопричастности к истории нашей страны.

Сценарий праздничного концерта, в гости к детям приходит Карлсон. В сценарий включены песни, танцы, игры, стихи, шуточные инсценировки с участием мам.

Данный сценарий способствует формированию национальной культуры детей, появлению спортивных увлечений и просто создания хорошего настроения. Рекомендуется для детей средних — подготовительных национал.

Праздник для детей дошкольного возраста посвящен 1 сентября. Веселые Смешарики загадывают загадки, играют в игры с детьми, а в качестве сюрпризного момента — кукольный театр.

Сценарий создан для проведения праздника «Пасхи Христовой» в детском саду в рамках духовно-нравственного воспитания детей. В сценарии есть материалы для участия детей разного возраста: подготовительно.

Необычный новогодний праздник, в котором учавствуют дети и их родители. У каждой семьи свой дом, где горит очаг. Он согревает своим теплом и дарит уют семьям. Но снеговик-недотёпа уносит огоньки.Чтобы.

Сценарий проведения праздника 8 марта для средней группы «Сундучок с праздником&quot.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2017/09/16/stsenariy-provedeniya-prazdnika-gusya-kaz-omyase

Каз омәсе
материал (старшая группа) на тему

сценарий фольклорного праздника для детей старшего возраста

Скачать:

Вложение Размер
kaz_omese_1.doc 44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий фольклорного вечера «Каз Омэсе»

для детей старшего возраста

— обучающая: познакомить детей с историей и содержанием одного из татарских народных праздников — праздника гуся;

— развивающая: через музыкально-театрализованное мероприятие способствовать формированию у детей умений и навыков свободного общения на татарском языке;

— воспитательная: способствовать проявлению детьми их творческой активности, формированию у них чувства патриотизма и любви к своей Родине, стремления сохранять и приумножать культурное наследие татарского народа;

— формирование духовности, культуры, толерантности, других ценностных ориентаций и убеждений на основе их личностного отношения к этнонациональному и вместе с ним ко всему цивилизационному опыту.

Оснащение места проведения праздника:

— рисунки детей с изображением гусей (или лебедей);

— тушки гусей (бутафория);

— имитация деревенской избы: стол, лавки, тазы, печь, кумган .

— национальная одежда и обувь;

— гусиные крылья для танца;

Предварительная работа: Беседа с детьми, показ иллюстраций разучивание песен, танцев:

Беседа с родителями, организация выставки о национальных татарских блюдах.

В зал входит воспитатели с ребятами, все одеты в татарские национальные костюмы, встают полукругом.

1 Алып баручы: Балалар, без килдек бүген бу залга — “Каз өмәсе” бәйрәменә. Сез беләсезме, ниндий ул бәйрәм?

Борынгы эби-бабаларыбыз казны бик яратканнар. мамыгынан түшәк , ястык, мендәр ясаганнар. ә итен, маен төрледән-төрле аш-су әзерләү өчен файдаланганнар.

Җәй көнендә, мәсәлән, каклаган каз итеннән дә кадерлерәк күчтәнәч бармы икән? Ә кышкы суыкларада, колак очлары ошесә, каз мае сөрткәннәр. Җиткән кызы булган әни һәр елны, саклык өчен, берничә каз каклап куйган,чөнки пар каз – туйның кадеолә күчтәнәче.

2 Ведущая : Этот праздник в деревнях был очень важным и большим событием. Когда выпадал первый снег и земля замерзала, начиналась заготовка гусей.

Заколотых гусей собравшиеся в доме хужябике (хозяйки) девушки ощипывали, в одну сторону откладывая перья, а в другую – пух. Ощипанных гусей затем выносили на улицу и клали на мёрзлую землю. Дело в том, что гусиное сало очень нежно и для того, чтобы его отделить, тушку необходимо было заморозить.

Вычищенные тушки подвешивали к коромыслам и шли на родник. Девушки и сами шли гуськом, друг за другом. На роднике они промывали гусей сточной водой. Но самое радостное было в том, что у родника их уже поджидали деревенские парни с гармошками и песнями. Здесь звучали весёлые перепевки и переклички. Закончив промывку тушек, девушки возвращались в дом хужябике, где на столах дымились горкой стоявшие блины на гусином сале, пироги и треугольники.

Парни тоже могли зайти на это чаепитие, но подобное право надо было выкупить пряниками, конфетами, мелочью. Этим выкупалось гусиное крыло («каз канаты»), причём надо было проявить остроумие и смелость, чтобы достойно ответить на девичьи колкости. Получивший крыло входил в дом.

На этом празднике девушки показывали свою ловкость, умение. работа шла с шутками, прибаутками, танцами и песнями.

Поэтому и мы сегодня пришли в этот зал празднично красиво одетыми. Нас в гости позвали эби и бабай, мы им поможем в работе, заодно и повеселимся.

Алып баручы : Ак әби, ач ишегеңе, без килдек, каршы ал.

Әби: Исәнмесез, исәнмесез, килдегезме? Әйдәгез, үтегез. Ай нинди матурлар бетенсе.

Ведущий : Эби, мы пришли к тебе, чтобы помочь, слышали гусей много у тебя в этом году.

Әби: И-и! Аллага шекер! Бик яхшы килүгез, миңа бик тә ярдәм кирәк. Әйдәгез, үтегез, килегез менә монда.хәзер казларны кертәм.

Девочки садятся и ощипывает гусей.

Әби: Егетләр кызлар эшләгәндә бераз күңелле булыр өчен яле үзегезнең осталыгыгызны күрсәтеп китегез әле.

Ведущий Эби, наши мальчики, все могут и спеть и станцевать и стихи рассказать.

1 . Җыр”Русларда да бар казлар ”

Шаулап, үтә, гөрләп үтә

Каз өмәсе авылда

Казлар белән аерлышу

Шатлыклы да авыр да

«Кумәк хезмәт, уен-келке

Була каз омәсендә.

Зур шатлык hәммәсенә!»

Бэйрэмсез бик кунелсез бит,

Бэйрэмнэр кирэк безгэ.

Бэйрэмнэр кирэк сезгэ дэ,

Кирэк hэммэбезгэ дэ!»

Эх, сагындыра да сон

Дәү әнинен ишек алды шулы

Әби : Булдырдыгыз! Вәт ичмасам егетләр дип әйтергә да була.

Алып баручы : Әби, кызларыбыз да әшне бетерделәр, үз осталыкларын алар да күрсәтсеннәр. Әнә, күпме канат калаган биеп күрсәтсеннәр әле.

Кызлар биюе “Каз канаты”

после танца входит бабай.

Бабай : И, әби , бездә кунаклар бар икән. Оныкларым килгән!

Әби : Әйе , булышырга, һәм күңел ачырга килгәннәр.

Бабай: Алай булгач әйдә өстәл әзеолә. Коймак пешерказ маенда.

Бабай: Яле, балакайларым бер җырлап та җибәрегез.

Җырлы-биюле уен “Бүләк туфлигә күңеле”

Бабай: Оста, оста! Балалар, бер баскач әйдәгез уен да уйнап алыйк әле.

Бабай: Балалар, сез беләсезме нинди бүген бәйрәм? Әйе каз омәсе!

Әле сезнен анын турында ишеткәнегез дә юктыр? Шәһәрдә каз үстермиләр бит.

Ведущий: растить , не растим, но мы в книгах читали много.

Бабай: Алайса хәзер тикшереп китәм әле.

дети рассказывают стихи, пословицы и поговорки, посвященные празднику.

Бабай: Булдырдыгыз, балалар! Әбинен коймагы пешкәләгәнче әйдәгез тагын бер уйнап алыйк әле. Әти-әниләребезне дә чакырыйк.

2.”Яулык алышы” уены.

Ведущий : Бабай, наши, ребятки не только в игры, но и на инструментах музыкальных игратъ могут.

Бабай : Ә җырлый беләсезме?

Алып баручы : менә хәзер күрсәтәбез.

Бабай: Коймак исләре тоям.

Әби: Балалар, коймагым өлгерде, әйдәгез каз коймагы белән чәй эчеп алыгыз әле, бүгенге кунакларыгызны да чакырыгыз.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2018/09/24/kaz-omese

Читайте также:  Сценарий праздника образования области
Оцените статью
Adblock
detector