ПРАЗДНИК РУССКИХ НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ
методическая разработка (3 класс) на тему
ПРАЗДНИК РУССКИХ НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ в рамках окружного семинара .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_russkih_narodnyh_remesel.docx | 26.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАЗДНИК РУССКИХ НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ
Сцена оформлена в виде горницы, в которой собрались на посиделки. На сцену выходят ведущие.
1. — Добрый день, дорогие ребята и гости нашего праздника.
2. — Добро пожаловать на наш праздник!
1. — А праздник наш необычный: он посвящён народным умельцам. Тем, кто своими руками творит чудеса.
2. — К таким чудесам относятся: вязание, вышивка, плетение, ткацкое мастерство и многое другое.
1. — С некоторыми из них мы познакомим вас сегодня. Расскажем о том, что мы узнали о народном творчестве в ходе подготовки праздника.
2. — Прежде чем начать праздник, предлагаем вам два конкурсных задания. Приглашаем всех гостей принять участие в этих конкурсе.
- Первый. Первое задание — на листе бумаги написать названия всех народных ремесел, которые вы знаете.
2. — А теперь приглашаем всех в горницу. (Звучит песня «В низенькой светёлке»).
1. — В старину всё делали своими руками. Ремёсла кормили, одевали и обували.
2. — Недаром русская пословица гласит: «Ремесло не коромысло — плеч не тянет, а само прокормит».
Денег в старину не было, в магазин не ходили, сами себя одевали и обували.
2.-Ручное прядение известно давно. Оно было распространено среди всех на-родов земного шара, за исключением крайнего севера, где носили меховые одежды. (слайд)
-Первыми орудиями прядильного производства были ручные гребни для расчёсывания волокон и ручные веретена для их скручивания. Волокна, приготовленные для прядения, привязывались к прялке с подставкой или прялись непосредственно с гребня. (слайд)
-В 15 веке была изобретена самопрялка с рогулькой, что позволяло одно-временно скручивать и наматывать пряжу. (слайд)
-С 18 века развивается машинное прядение. Сегодня широко известны электрические прялки. (слайд)
1. — Но на посиделках не только работали, но и пели. Ребята поют песню и «Дуня-тонкопряха «.
2. — Молодцы! Попели на славу. Нитки у нас теперь есть.
1. — А что делают из ниток?
2.- Вяжут и ткут.
1. -А о каком именно ремесле сейчас пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку:
Две весёлые сестрицы —
На все руки мастерицы:
Сделают из ниточки
Носки и рукавичечки. (вязание)
— Конечно, речь пойдёт о вязании. Когда появилось искусство вязания — точно неизвестно. Овцы были одомашнены еще за 9000 лет до н.э. У нас в России эти животные, а вместе с ними и искусство вязания появились в конце XVIII века.
2. — Посиделки на Руси, которые начинались с Покрова, немыслимы были без этого ремесла. Вязали те, кто помоложе , а старшие ткали или пряли, обеспечивая всю семью носками, рукавицами и шарфами. А главное орудие труда мастериц — хорошо известные вам спицы. А их количество зависит от изготавливаемого изделия. Чтобы связать даже самые маленькие варежки — их нужно пять.
- — Вязаные изделия пользовались популярностью всегда. Не вышли они из моды и сегодня. Одежда, связанная своими руками, неповторима.
2. — Чтобы вы убедились в этом, предлагаем вам посмотреть коллекцию моделей ручной работы наших мастериц и послушать стихи. (Демонстрация моделей.)
(Усик, Кривошеина, Масюк, Дергачёва, Кавкайкин, Данилюк, Махмудов)
( Загорский, Ялова, Зенченко, Шевченко, Регер, Кравцов)
2. — А теперь настала очередь нового ремесла. Если загадку отгадаете, то его узнаете:
Ногой толкну, животом нажму,
Рукой шмыгну, два раза кольну
И опять начну. (ткачество)
1. -И ткачеством интересуются наши ребята.
1)Ткацкий станок — одно из наиболее древних орудий труда человека, а ткачество — одно из самых древних ремесел.
Первый ткацкий станок был вертикальным. Это простая рама, на которую натянуты нити основы. Ткач держал в руках большой челнок с нитью и переплетал основу. Работать на таком ткацком станке было трудно, т.к. нити надо было последовательно перебирать руками, нити часто рвались, ткань можно было сделать только толстую.
2). В 11 веке изобрели горизонтальный ткацкий станок, который с небольшими изменениями дошел до наших дней и сохранился ещё в некоторых домах. Нити основы натянуты горизонтально (отсюда и название станка).
Его основная часть — большая деревянная рама, на которой укреплены де-тали станка: три валика, две ножные педали, вертикальные рамки «гребёнки» бердо, челнок с нормальной нитью.
3). Потом люди изобрели механический ткацкий станок. Сейчас современные ткацкие станки работают на электричестве, стали более сложными и разнообразными. Но ручное ткачество ещё живо и является традиционным видом народного ремесла.
4). Среди бытовых изделий ткачества можно выделить льняные узорные скатерти столешницы, полотенца, нарядные подзоры, коврики, дорожки, покрывала, элементы женского костюма (демонстрируются вещи из бабушкиного сундука).
5.) Вещи, вытканные ручным способом, отличаются от машинных неповторимым и богатым орнаментом, разнообразием переплетений.
6.) В прошлом ткачество использовало широко: лен, коноплю, шерсть, а позже гарус, хлопчатобумажные нити. Псковский лен славился во всей Европе. В старину его называли «русским шелком». Ткать его умели только в России.
7). В какое же время года женщины брались за ткачество? По-настоящему за ткачество брались с Евдокии (14 марта) и занимались им до посевных работ.
И ещё бабы верили, что на Евдокию «все подземные ключи» закипают, поэтому начинали белить холсты. Евдокия считалась в народе большим праздником, отмечали его весело и торжественно, и пели веснянки.
Первый. А потому, как садились за станок весной и пели веснянки, то одну из них мы дарим ткачихам.
1. -А наш подарок — сказка «Клубок».
Ведущий. Неведомо в какой стране, в каком году жили-были старик со старухой. Жили они хорошо, весело. И всё бы добро, да выдалась в тот год зима холодная.
Дед. Слышь, старая, холодно в избе-то. Хоть бы носки связала, что ли.
Баба. Да с чего ж свяжу, старый, пряжи нету.
Дед. А ты в хлев сходи, да поищи. Может, на какой овце шерсти то и осталось.
Ведущий. Пошла баба в хлев, настригла немного шерсти, намыла, счесала, спряла, да ссучила, клубок положила на окно, а сама пошла за спицами. Клубок лежал-лежал на окне, скучно ему стало, отодвинул он задвижку, да и скатился на улицу. Катится и поёт:
Клубок.
Я клубок, клубок
С овцы стрижен,
На ческе чесан,
На прялке пряден,
Потом ссучен,
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел.
Ведущий А навстречу ему заяц. Лапки потирает, уши от мороза прячет.
Заяц Клубок, клубок, я из тебя носки свяжу!
Клубок Не трогай меня, заяц, я тебе песенку спою!
(Поет.)
А от тебя, косой, подавно уйду.
Ведущий. Не успел заяц ухом повести, а клубок дальше катится. Навстречу ему волк. Даже хвост от мороза поджал.
Волк. Клубок, клубок, я из тебя носки свяжу, иди сюда.
Клубок. Не трогай меня, волк, я тебе песенку спою.
(Поет.)
А от тебя, серый, подавно уйду.
Ведущий. И покатился клубок дальше. Волк только успел, что завыть. Катит-ся клубок, а навстречу ему медведь. Холодно косолапому в берлоге, вот он и вылез ноги размять.
Медведь. Клубок, клубок, постой, я из тебя носки свяжу!
Клубок. Не трогай меня, медведь, я тебе песенку спою.
(Поет.)
А от тебя, косолапый, подавно уйду!
Ведущий. Покатился клубок дальше, а медведь с досады поковылял к себе в берлогу. Катится клубок, а навстречу ему лиса. Вся закоченела, только глаза хитро светятся.
Лиса. Клубочек, миленький, хорошенький, пушистенький. Подожди, голубчик, я из тебя носки свяжу.
Клубок. Не трогай меня, лиса, я тебе песенку спою.
(Поет.)
А от тебя, рыжая, подавно уйду.
Лиса. Глуховата я стала, миленький, видно, от мороза уши заложило. Сядь ко мне на лапку и спой свою песенку еще раз. Уж больно песня твоя хороша и голос, как у Пугачевой.
Ведущий. Клубок сел на лапку, а лиса его — цап и в нору унесла. А что дальше было — никто не знает. Может, носки связала, а может и не смогла. Дело-то мудреное. Науки требует. С первого раза может и не получиться.
1. -Посмотрели сказку «Клубок». А теперь посмотрим: легко ли его сделать. Проведем конкурс «Кто быстрее».
Проводится конкурс — кто быстрее перемотает мотушку на клубок.
2. — Словно в раздумье, извечном ожидании весны неторопливо перебирают тонкие, натруженные пальцы вышивальщицы, нанизывая на иглу тончайшие штрихи будущих образов: ниточка к ниточке, шов к шву — и выплывают из белоснежной ткани дивные травы, великолепные цветы.
1. — Искусство вышивания насчитывает века. Находки археологов подтверждают, что уже в IX-XII веках в Древней Руси украшали золотым шитьем одежду знатных людей и предметы быта. Вышивку выполняют при помощи иглы на различных тканях нитями льна, конопли, шелка, шерсти, серебра, золота, драгоценных камней.
2. — Русская вышивка имела свои особенности. В ней часто использовали геометрический орнамент, изображение женщин, деревьев, птиц, растительности.
Русскую вышивку делят на два вида: северную и среднерусскую.
1. — Для Севера характерна вышивка крестом, вырезом, гладью. Основная особенность среднерусской вышивки — цветная перевить (мережка).
2. — Подходят к концу посиделки в нашей горнице. Дорогие гости, мы совсем не хотим, чтобы вы думали, что настоящие мастера у нас только женщины. Немало их и среди мужчин. Но о мужском ремесле — другой разговор.
1. — А мы продолжаем наш праздник частушками.
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2016/08/18/prazdnik-russkih-narodnyh-remesel
Сценарий праздника «Город мастеров. Ярмарка народных ремесел»
Цель: Создать условия для приобщения детей к культурному наследию русского народа.
- дать учащимся целостное представление о народных игрушках, промыслах как одной из форм народного декоративного искусства;
- познакомить с художественными традициями в изготовлении игрушек, с техникой декоративной росписи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorod_masterov.docx | 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий праздника «Город мастеров. Ярмарка народных ремёсел».
Цель: создать условия для приобщения детей к культурному наследию русского народа.
- дать учащимся целостное представление о народных игрушках, промыслах как одной их форм народного декоративного искусства;
- познакомить с художественными традициями в изготовлении игрушек, с техникой декоративной росписи;
- развивать интерес к народному творчеству, к русским традициям;
- способствовать созданию у детей представлений о массовых народных гуляниях;
- формировать умение обращаться с деньгами;
- воспитывать эстетический вкус.
- Карта России с обозначением мест народных промыслов.
- Оформление центральной сцены – ярмарочная карусель с игрушками.
- Детские работы: рисунки, образцы для росписи.
- Пословицы и поговорки.
- Лотки для детских работ.
- Столы для работы (6 штук) с наименованием вида декоративно-прикладного искусства.
- Инструменты и материалы: подставки под кисти, художественные кисти, краски, гуашь, баночки с водой, клеёнки, салфетки, фартуки.
- Мультимедийная презентация.
- Музыкальное сопровождение.
Часть I. Город мастеров.
В зале расставлены столы (6 штук). На каждом флажки с названием «города-мастера». Под музыку входят ведущие в народных костюмах.
Ведущий 1 : — Здравствуйте, дети, дорогие гости!
— Широка наша Родина, огромна, таит многие таланты. Сегодня мы предлагаем вам отправиться в путешествие по нашей Родине – России, да познакомиться с её народными мастерами – умельцами, которые издавна на Руси славились своими неповторимыми ремёслами, промыслами, своими руками изготавливали игрушки, да поделки малым ребятам на забаву, а взрослым на радость, да в хозяйство.
— Первая наша остановка — село Дымково, что под Москвой. Встречаем мастеров – умельцев.
Звучит музыка. Входят ряженые ( руководитель творческого объединения «Домовёнок» со своими воспитанниками ) со своими поделками, рисунками. Останавливаются в центре зала.
— Здравствуйте! Мы из деревни Дымково.
— Наши игрушки – это барыни, петухи, барашки…
— Они сделаны из глины, разрисованы узорами.
— Узоры на игрушках: цветы, полоски, кружки, квадраты, точки.
Ведущий 2 : – Вот игрушки не простые, а волшебно-расписные.
Белоснежны, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски,
Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.
— Спасибо! Проходите в свою творческую мастерскую. Сегодня мы имеем уникальную возможность увидеть, как создаются такие замечательные работы.
— Встречаем других мастеров из города Загорска Московской области.
Звучит музыка. Входят ряженые( руководитель творческого объединения «Искусство росписи» со своими воспитанниками) со своими поделками, рисунками. Встают в центре зала, здороваются.
— Здравствуйте. Наши игрушки – это деревянные матрёшки.
— Матрёшки бывают разные: Семёновские, Загорские, Богородские.
— Они сделаны из дерева и разрисованы красками.
— У матрёшки есть лицо, платок, руки, фартук, платье. Одежда разукрашена цветами.
Ведущий 1 : – Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть,
Может три, а может – шесть.
Наша русская матрёшка.
— Спасибо. Проходите в свою мастерскую и удивите нас сегодня своим творчеством.
— А эти мастера приехали из города г.Гжель Московской области.
Звучит музыка. Входят ряженые( руководитель творческого объединения «Подсолнух» со своими воспитанниками) своими поделками, рисунками. Встают в центре зала, здороваются.
Ведущий 1: – Сине-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда?
— Здравствуйте. Мы из города Гжель.
— Гжельской росписью покрывают тарелки, чашки, блюда и другую посуду.
— Узоры на нашей посуде можно рисовать только белой, голубой и синей краской.
— Посуда сделана из глины, фарфора.
— Узоры на посуде – цветы, рыбки, завитки и полоски.
Ведущий 2: – Синяя сказка – глазам загляденье.
Словно весною капель.
Это русская звонкая Гжель!
— Спасибо. Проходите и занимайте места в своей мастерской.
— А эти умельцы приехали из с. Хохлома, что под г.Горьким.
Звучит музыка. Входят ряженые ( руководитель творческого объединения «Сибирячок» со своими воспитанниками) со своими поделками, рисунками. Встают в центре зала, здороваются.
— Здравствуйте. Мы из села Хохлома. Там делают такую посуду: ложки, ковши, миски, чашки, банки.
— Потом её раскрашивают узорами.
— Посуда сделана из дерева, покрыта лаком.
— Она чёрно-золотистого цвета, есть красные ягодки, зелёные листочки, яркие цветы, жёлтые завитки.
Ведущий 1: – Посуда для щей и каши.
Не бьётся, не ломается,
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
— Прошу вас занять свои места.
— А сейчас предлагаем нашим мастерам показать своё мастерство, да народ удивить, а потом отвезти свой товар на ярмарку, да хорошую выручку с него взять.
Ведущий 2: – Кто желает поучиться, прошу подходить, не лениться!
МАСТЕР-КЛАСС ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ
Звучит музыка. Все творческие объединения работают (разрисовывают поделки). На столах подставки под кисти, художественные кисти, баночки с водой, краски, гуашь, салфетки, клеёнки для работы. Во время работы ведущие подходят к столам, помогают справиться с заданием.
Ведущие обходят рабочие столы мастеров умельцев, показывают работы детей, оценивают их с помощью пословиц и поговорок.
Ведущие 1 и 2 (по очереди) — Как у вас красиво получается. В чём ваш секрет?
Учащиеся т.о «Домовенок» : – Хороший товар сам себя хвалит.
Учащиеся т.о «Искусство росписи » : – Хорошая работа два века живёт.
Учащиеся т.о «Сибирячок» : — Красна птица опереньем, а человек умением.
Учащиеся т.о «Лоскуток»: — Поспешишь – людей насмешишь.
Учащиеся т.о «Фантазия»: – Дело мастера боится.
Учащиеся т.о «Послушные узелки»: — Сделал дело – гуляй смело.
Ведущий 1: — Какие вы молодцы! Как хорошо вы справились с работой, своё мастерство показали и малышей научили!
Ведущий 2: — Славно поработали и наши гости. Мы им за работу денежку дадим.
Ведущий 2: – Посмотрите! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Ведущий 1 – Эти вещи, словно диво
Нынче в гости к нам пришли,
Чтоб ввести нас в мир России,
Мир преданий и добра,
Чтоб сказать, что есть в России
— Дети, а вы знаете, кто сделал первую игрушку? Я вам сейчас расскажу. Давно живёт легенда о том, кто сделал первую игрушку. В Сергиевом Посаде (так раньше назывался г.Загорск) жил глухонемой Татыга. Вырезал он из липы для забавы большую куклу и похвастался купцу. Тот её удачно продал и Татыга получил новый заказ. Так родился игрушечный промысел.
Ведущий 2 : – Сколько сказочных мест у России!
Городов у России не счесть.
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь!
Ведущий 1 – Мы сегодня увидели с вами
То, что дедам не снилось вчера.
Золотые российские руки,
В нашем доме живут мастера.
Ведущий 1 – Вот и готовые для продажи игрушки. Всем спасибо за хорошую работу. Настало время нам отдохнуть.
Часть II. Ярмарка.
Ведущий 2 – Расступись честной народ, красна ярмарка идёт!
Под музыку выходят группами мастера, встают в круг и водят хоровод. Из хоровода выходят учащиеся 3 класса: Белецкий Д. и Горохова Л. Проигрывают сценку «Коза и медведь».
Сценка «Коза и медведь»
Коза: Выходи плясать, Медведь!
Я частушку буду петь!
Медведь: Ты, когда поёшь, коза,
Не закатывай глаза,
Петь ты не умеешь,
Не поёшь, а блеешь – «Бе…..»
Коза: Ах ты, Мишка-Медведь,
Сам ты не умеешь петь.
Медведь: Ах, коза, ты козочка,
Хватит нам браниться,
Давай с тобой мириться!
Коза: Ах, мой Миша, дорогой
Не ругались мы с тобой
Мы с тобой шутили,
Ведущий 1 : – Ну-ка, к Мишке прикоснитесь, да удачи наберитесь!
Медведь рычит, все разбегаются.
Ведущий 2 – Проходи сюда народ, тот, кто пляшет, тот вперёд.
Дети поют частушки и танцуют вприсядку.
Феськова Женя: Не смотрите на меня, глазки поломаете,
Я не с вашего села, вы меня не знаете!
Приволихина Кристина: Разрешите поплясать, разрешите топнуть,
Неужели в этом зале половицы лопнут?
Старицин Владимир: На окошке два цветочка: голубой да аленький,
Я парнишка боевой, хоть и ростом маленький!
Ведущий 1 : — Ой, какие вы молодцы! Девчонки, идём со мной.
Ведущий 2 : — Мальчишки, идём со мной!
Звучит музыка. Дети двигаются по кругу и делятся на две группы: мальчики и девочки. Проводится русская народная игра «Бояре, а мы к вам пришли!»
Русская народная игра «Бояре, а мы к вам пришли».
Ведущий 1 : — Вы сегодня людей удивили. Работы красивые сотворили. Будем работы свои продавать и дальше людей удивлять!
Ведущий 2 : – Ребятушки – голубчики, доставайте рубчики!
Ведущий 1 : – Пройдитесь по базару, прикупите товару.
Ведущий 2 : — Пряники, да конфетки – покушайте детки!
Ведущий : – Купите ложки деревянные, да пироги румяные!
Двое детей из толпы (Безгачева Е. и Старицин Владимир ) ведут диалог, зазывают людей на ярмарку.
— Что хочешь купить?
— Хочу купить кое-какого товара.
Ведущий : — Идём по ярмарке гулять и товары покупать!
Руководители творческих объединений выступают в роли купцов товара, дети всех классов имеют с собой кошельки и 20 рублей денег, ходят, выбирают и покупают товар.
Источник статьи: http://nsportal.ru/kultura/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-i-narodnye-promysly/library/2015/06/24/stsenariy-prazdnika