Сценарий обрядового праздника кудесы

СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА «КУДЕСЫ»
материал (подготовительная группа) на тему

Летнее развлечение для детей дошкольного возраста

Скачать:

Вложение Размер
stsenariy.docx 26.55 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА
«КУДЕСЫ»

Действующие лица: Хозяйка, Домовёнок Кузя, Баба-яга.

Оборудование: Костюм Хозяйки, Кузи, Бабы-яги, горшочек с кашей, ватрушки, платочки, канат, крупа (гречка и фасоль), четыре блюда, картинки с продуктами, пластилин, стеки, доски, столы.

Звучит мр 3 № 1 Светит месяц

СЛАЙД № 1. Кудесы.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие, красны девицы, добры молодцы! Гости долгожданные, желанные! Добро пожаловать в мою горницу, на праздник «Кудесы», милости просим!

СЛАЙД № 2 . Русская изба

Хозяйка: А кто из гостей, мне ответит, что же это за праздник такой – «Кудесы»? (Ответы детей)

Хозяйка: Кудесы — день угощения домового. А кто такой домовой? (Ответы детей)

СЛАЙД № 3. Домовой

Хозяйка: Домовой в доме живет за печкой, поэтому в народе говорят: «Домовой — запечник, прибаутник, сверчковый заступник». Название праздника — кудесы (бубны) — указывает на то, что наши предки общались с домовым или же просто веселились.

СЛАЙД № 4. Хороводы

Хозяйка: Летние праздники на Руси были всегда самыми веселыми и разгульными. И готовились к ним по-особому: юноши и девушки плели себе венки, разводили в лесу костры, водили хороводы. Вы, я тоже вижу, все подготовились к нашему празднику, все нарядились. Давайте устроим дефиле в наших головных уборах: чье дефиле будет самым веселым, самым лучшим, и понравится нашему домовенку?

СЛАЙД № 5 «Дефиле венков»

Звучит мр 3 папка ДЕФИЛЕ

Хозяйка: Молодцы! Давайте все вместе поаплодируем друг другу, я думаю, что все дефиле были достойными. Что ж, к празднику все готово, не хватает только виновника торжества.

Давайте все вместе позовем нашего домового:

Дедушка-суседушка! Кушай кашу, да избу храни нашу! (Все вместе зовут – 3 раза)

Домовой: В центре вашем я живу с самого открытия,

Без меня здесь не прошло не одно событие.

Как живете, как поете, что на завтрак, на обед.

Все я знаю, все я слышу, ведь живу здесь 20 лет.

Знаю все ваши секреты, могу много рассказать.

Даже дать могу советы, как вам лучше поступать.

С вами праздники справляю, веселюсь от всей души.

С днем рожденья поздравляют меня ваши малыши!

Хозяйка: Кузя. а мы знаем, что на день рожденья без подарков не ходят, и мы приготовили тебе угощение – горшочек каши! (Подает горшочек каши)

Звучит мр 3 № 2 Вынос каши

Домовой: Ой, как кашу я люблю! Это моя самая любимая еда! Ребята, а вы любите кашу? (Ответы детей)

А еще я люблю танцевать.

Хозяйка: Ребята, давайте поддержим нашего домовёнка и станцуем вместе с ним. Для этого мы разделимся на три команды.

1-ая команда по моему сигналу будет вставать с места и махать платочками.

2-ая команда топать ногами.

3-я команда будет кружиться вокруг себя.

Звучит мр 3 № 3 Барыня (проходит конкурс)

Баба-яга: У-у-у! Лечу! Разойдитесь! (Влетает в зал на метле)

Всем привет, это я Баба-яга! Не опоздала ли я на праздник?

(Баба-яга обнимает Кузю)

Кузенька, яхонтовый ты мой, поздравляю тебя с Днем рождения. Подарочки тебе приготовила, твои любимые ватрушечки.

Домовой: Опять ватрушки! Да блины я люблю со сметаной! Только ты меня больше не выкрадешь! Вон здесь сколько ребят – сила!

Баба-яга: Да какая это сила, яхонтовый мой! Я как дуну, да как плюну, всех отсюда сметет!

Хозяйка: Да, Баба-яга, ты все нечестно делаешь, а вот по-настоящему, силой с ребятами помериться можешь?

Баба-яга: А, что ж не помериться силой, давайте. Только как?

Хозяйка: А вот как – кто канат перетянет, тот и сильнее.

СЛАЙД № 6 «Баба-яга»

Проходит игра «Перетягивание каната с Бабой-ягой».

Звучит мр 3 №4 Во кузнице (проходит конкурс «Перетягивание каната»)

Баба-яга: Ух, устала я! Давайте теперь в мою игру поиграем,

Хозяйка: Игра называется «Баба-яга». Давайте все вместе встанем в кружок и подразним Бабу-ягу такими словами:

Бабка Ёжка, костяная ножка.

С печки упала, ножку сломала.

А потом и говорит: «У меня живот болит».

Пошла на улицу – раздавила курицу.

Пошла на базар – раздавила самовар.

Пошла на лужайку – испугала зайку.

Как только зазвучит музыка – мы вытягиваем ручки вперед. Баба-яга будет бегать по кругу и стараться дотронуться своим помелом до ваших рук. Надо постараться быстро убрать их. Кто не успеет — выбывает из игры.

Звучит мр 3 № 5 Плясовая (Проходит игра «Баба-яга»)

Баба-яга: Ишь, вы какие сильные, да хитрые. Наверное, каши много едите!

Хозяйка: И кашу с маслом едим, и какао с молоком пьем!

Баба-яга: Буду нынче безобразничать

Буду нынче я проказничать

Перемешаю я муку и горох, и крупу (добавляет фасоль в тарелки с крупами)

Хозяйка: Ребята, Баба-яга проказничает, всю крупу перемешала, как же мы будем кашу варить, надо перебрать крупу. Помогите мне, пожалуйста.

СЛАЙД № 7 «Перебери крупу»

Звучит мр 3 № 6 Ах, мамочка (проходит конкурс «Перебрать крупу»)

Хозяйка: Ай, да молодцы! Отлично справились с такой нелегкой задачей.

А теперь, конкурс для капитанов. У меня на столе разложены картинки с разными продуктами. Вам необходимо выбрать картинки с теми продуктами, которые потребуются для каши.

СЛАЙД № 8 «Что для каши нужно»

Звучит мр 3 № 7 Балалайка (проходит конкурс «Что для каши нужно?»)

На двух столах разложены картинки с продуктами, дети должны выбрать только те, что нужны для приготовления каши.

(крупа, вода, масло, молоко, соль, сахар, морковь, картофель, и др.)

СЛАЙД № 9 «Кашу нам горшок вари»

Игра «Кашу нам горшок вари»

Домовой: Молодцы ребята, ох и вкусная каша будет. А теперь вставайте все в кружок. Наш кружок — это горшок. Молоком будет — ….

солью – …, сахаром – . крупой — …..

Как только услышите называние своего продукта — выходите в центр круга. Да смотрите не зевайте, а то каша у нас невкусная получится, если чего-то не добавим в нее.

Дети ходят по кругу взявшись за руки, Домовой с детьми говорит слова:

Раз, два, три, раз, два, три, (Дети, держась за руки, идут по кругу.)

Кашу нам, горшок, вари.

Мы внимательными будем,

Ничего не позабудем.

Наливаем молоко. (Выходит молоко в центр круга.)

Варить кашу нелегко.

Мы внимательными будем, (Держась за руки, идут по кругу.)

Ничего не позабудем.

Сыпем соль, раз, два, три, (Выходит соль.)

Кашу нам, горшок, вари.

Мы внимательными будем, (Держась за руки, идут по кругу.)

Ничего не позабудем.

Сыпем сахар, раз, два, три, (Выходит сахар.)

Кашу нам, горшок, вари.

Мы внимательными будем, (Держась за руки, идут по кругу.)

Ничего не позабудем.

Насыпаем мы крупу. (Выходит крупа.)

Сколько нужно, не пойму.

Мы внимательными будем, (Держась за руки, идут по кругу.)

Ничего не позабудем.

Каша варится пых-пых (Руки к верху, приседаем.)

Для друзей и для родных.

СЛАЙД № 10 Древняя посуда

Домовой рассказывает о посуде, которая нужна для приготовления каши

Слайды с посудой

Домовой: В древней Руси слова «посуда» еще не было. То, из чего пили, называли сосуд, то, из чего ели – судно. В древней Руси посуда всегда была деревянной.

Но деревянная посуда не годилась для приготовления горячей пищи. Если мы поставим деревянную миску в печь, она может сгореть. И поэтому люди стали искать материал, который не сгорел бы в огне. И это – глина.

СЛАЙД № 11 Раскатывание глины

Глиняную посуду в древней Руси лепили женщины каждый для своей семьи. Они раскатывали в тонкие жгуты глину и укладывали её по спирали. Получался горшок. Потом готовый горшок разглаживали, рисовали палочкой орнамент, и обжигали в огне. Так появилась глиняная посуда.

СЛАЙД № 12 Глиняная посуда

Хозяйка: А сейчас, я предлагаю детям вместе с воспитателями разделиться по группам, пусть каждая группа слепит свой горшочек для каши, а Кузя оценит ваше творчество.

СЛАЙД № 13 Слепи горшок

Конкурс «Слепи горшок»

Звучит мр 3 № 8 Ах, Самара городок (Конкурс «Слепи горшок»)

Домовой: А теперь хочу играть!

Приглашаю в круг всех встать!

(Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу. Домовой стоит в центр круга и выполняет соответствующие движения.)

СЛАЙД № 14 игра «Золотые ворота»

Хозяйка: Давайте все вместе повторим слова:

Мы хотим играть с тобой.

Ты на месте повернись,

Вправо, влево наклонись,

Приседай и вставай,

Да и нам заданье дай.

Ты на печке не лежи,

Что нам делать — покажи!

Далее проводится игра «Золотые ворота»

В золотые ворота проходите господа
Первой мать пройдет, всех детей проведет

Первый раз прощается, второй раз запрещается,

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2016/09/02/stsenariy-folklornogo-prazdnika-kudesy

Кудесы-день угощения домового.
план-конспект на тему

Цель и задачи этнографического праздника:
возрождение этнической культуры и народных промыслов;
— приобщение детей к историко-культурному наследию родного края;
— развитие творческих способностей и мотивации духовного
роста подрастающего поколения через изучение и пропаганду
этнической культуры родного края.

Скачать:

Вложение Размер
stsenariy_kudesy.docx 19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий «Кудесы — день угощения домового»

Цель и задачи этнографического праздника:
— возрождение этнической культуры и народных промыслов;
— приобщение детей к историко-культурному наследию родного края;
— развитие творческих способностей и мотивации духовного
роста подрастающего поколения через изучение и пропаганду
этнической культуры родного края.

Скоморох 1:
Добрый день, люди званные и желанные!
Люди старые и молодые!

Слушайте загадку:
Тихо стало, ночь приходит
И уснули все давно,
Но по дому кто-то бродит,
Хотя дома и темно.
Шевелит в углу поленьем
Половицами скрипит
Что-же это за явленье
Кто-же ночью там не спит
И куда исчезли ножик, ложки,
кочерга с метлой,
Это всё конечно сделал
Хитрый добрый… (домовой) .

Скоморох 2.
Посмотри на это диво!
Представление красиво!
Кудёсы будем справлять,
Домового угощать! (держит в руках куклу Домового)

Сцена оформлена в виде крестьянской избы. В углу – макет русской печки, лавка, возле нее деревянная лопата и ухват. Рядом стоит деревянный стол. На нем самовар, деревянные и глиняные кружки.
Хозяйка суетиться по хозяйству, а в это время.

Скоморох 1 рассказывает:
— Кудесы — день угощения домового. Домовой – дух добрый. Обычно он – рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Он пугает тех, кто не заботится о домашнем хозяйстве и скоте.

Вдруг за печкой раздаётся шум, падает кочерга.

Хозяйка хватается за голову и причитает:
Ой, батюшки! Забыла. Сегодня же Кудёсы, угощенье нужно готовить Дедушке-суседушке. (убегает).
Музыкальная заставка. Из-за печки выскакивает домовой, с домовятами.

ДОМОВОЙ:
Эй, привет, ребята.
Чай, узнали вы меня.
Этак лет уже с десяток
С этой печкой дружен я.
Кто я? Кузя-домовенок
и со мной моя семья!
Исполняется танец, а скоморохи поют песню про домовёнка Кузю.

Домовой прячется за печку. Входят мать с дочкой.

МАТЬ:
Дочка, поясок найди,
Распустехой не ходи.
Вон, в лукошке пояски.
Дуня берет лукошко с поясами, начинает их разбирать.

ДУНЯ:
Ой, на каждом узелки!
МАТЬ:
Кто запутал их, Дуняха?
ДОМОВОЙ (ребятам):
Это я, назло неряхе!
ДУНЯ:
Не распутать, хоть ори!
Глянь, уж вздулись волдыри.
МАТЬ:
Ладно, Дунюшка, бросай,
Больше ручки не ломай,
Это горе – не беда.
Настька, где ты? Марш сюда!
Входит падчерица Настя.
НАСТЯ:
Здесь я, матушка.
МАЧЕХА:
Вот в лукошке пояски.
Развяжи все узелки!
Пойдем , Дуняша.
Мачеха и Дуня уходят.
ДОМОВОЙ:
Ой, наделал я делов.
Наломал Кузяха дров!
Глянь, свалили все на Настю,
Всю работу. Вот несчастье!

За печку
— Домовята, помогите исправить мою оплошность, давайте поможем Настеньке узелки распутать. Один поясок одному, второй – второму. Кто быстрее развяжет узелки, тот и выиграет. Идет соревнование «Кто быстрее развяжет».

по окончании конкурса Кузя вручает домовятам леденцы на палочке.
Входят мать и Дуняша.
МАТЬ:
Ишь, как быстро ты справилась!
Никак, Домовой тебе помог.
Заплетайся, Дуняша!
И не будь неряхой. (Дуню заплетают).
СКОМОРОХИ:
•Кузя незлопамятен и страшно любит подарки. Долго ломали голову наши далекие предки – чем задобрить домового? И придумали домовушку.
Домовушка – это предмет для украшения быта и дома, предназначенный в подарок домовому. Ее лучше сделать самим, чем покупать в сувенирной лавке или на рынке: это же ваш домовой, и лучший подарок ему – своими руками сделанный.

Матушка:
В этот день домового кормят кашей, оставляя ее на загнетке. Кормят и приговаривают:
ДОЧКИ:
— А ты, Хозяин-батюшка, прими нашу кашу!
Ешь пироги — да наш дом береги!

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/library/2016/09/06/kudesy-den-ugoshcheniya-domovogo

Сценарий праздника фольклорное развлечение «Кудесы» — старшая группа
материал (старшая группа)

Зал оформлен в виде русской избы: печка, лавки, стол, накрытый, домашняя утварь, сундук. Бабушка сидит на сундуке.

Скачать:

Вложение Размер
kudesy.docx 19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника фольклорное развлечение «Кудесы» — старшая группа

Зал оформлен в виде русской избы: печка, лавки, стол, накрытый, домашняя утварь, сундук. Бабушка сидит на сундуке. Входят мальчики и садятся на стул, девочки входят взявшись за руки

(платочки в руке) исполняет танец: «Круговая пляска»

Бабушка: Ой, кто же ко мне в гости пришёл! Здравствуйте, ребятушки, милые внучатушки!

Дети: Здравствуй, бабушка!

(Сразу выходят трое детей)

1. Бабушка родная,

Больше всех на свете

2. По твоим морщинкам

В целом свете нету

3. Никогда не буду

Только будь здоровой,

Исполняется песня: «Песня о бабушке» слова Е. Шаламовой. Обр. С. Недозрелова

1. В первый день весенний праздничный

Подпевай со мной!

2. Мы с бабулей самые

Никогда с бабуленькой

И весной и осенью,

Будь всегда со мной!

Вот и славно, а сейчас

Можно праздник начинать —

Песни петь, стихи читать.

Бабушка звонит в колокольчик, и выходят дети из ансамбля колокольчик и поют песню :

1. Вот опять небес темнеет высь,

В зале мамы наши собрались.

Мы поем для вас любя,

Я и дыханье затая,

В глаза родные выглядывающий Я!

2. Не старейте, мамы, никогда!

Будьте, мама, счастливый всегда!

И живите вы без бед,

Пусть вам светит много лет

Любви и счастье негасимый свет! – 2 раза

Бабушка: Я хочу рассказать вам маленькую сказку.

Только слушайте меня внимательно. Итак.

В каждом доме, в старину, жил-был домовой. Он часто глумился на дворах и в домах. Поэтому люди задабривать домового — хозяина избы. Оставляли на столе горшок каши и приговаривали: «Хозяин батюшка, Побереги скотину». По поверью, ровно в полночь домовой выходит из-за печки и ужинает. С той поры он целый год бывает услужливый и смирен.

Вечерами все собирались в горнице и рассказывали сказки про домового, забавлялись потешками, да прибаутками.

(Раздается шум, стук, вой из-за печки)

Бабушка: Ой, что это никак барабашка стучится. Наверное сердится Хозяин дома домовой.

Домовой я и домовой

Громко топну ногой,

Всё вокруг расколочу.

Что ты, что ты Домовой!

Мы помиримся с тобой!

Я мириться не желаю,

И свой танец начинаю (пауза)

И на танец я девчонок

Всех, конечно, приглашаю.

Исполняется танец девочек:

«Танец с ленточками».

В этот день Домовой

Завсегда бывает злой.

Домовой: Делаю что захочу

Посуду всю расколочу!

Бабушка: Как же буду без посуды?

Без неё мне будет худо.

Домовой: К загадки коль ответ найдешь,

Тогда посуду и спасешь.

Помогите мне, ребятки,

Отгадать эти загадки!

1. Из горячего колодца

Через нос водица льется! (Чайник)

2. В земле я родился

В огне- закалился. (Горшок)

3. Это что за паренёк

В золотой рубашке

Приглашает на чаёк? (Самовар)

4. В похлебке искупалась-

Голодною осталась. (Ложка)

(Бабушка всегда показывает кухонную утварь)

Буду нынче безобразничать,

Буду нынче я проказничать.

Перемешаю я муку,

И горох, и всю крупу.

Это, друг мой, пустяки!

Ты хоть всё переверни

Мы порядок наведем

И крупу переберем?

(Домовой высыпает в обруч разноцветные шарики, 4 человека (сначала мамы, складывают шарики одного цвета в туеса, стоящие в разных углах зала)

Проводится игра: «Собери шарики»

(Домовой недоволен, что дети справились)

Бабушка: Милый мой, Домовой!

Не серчай, постой!

Для тебя споем мы песню.

Домовой: Что за песня, интересно?

Бабушка: Домовой, послушай

Да и вы дорогие гости слушать и тоже.

Исполняется песня: «Хорошо рядом с мамой»

Ну и песни! Хороша!

А теперь хочу играть!

Приглашаю в круг всех встать! Да и мамочки кто хочет. Игра «Домовой»

Мы хотим играть с тобой

Ты на месте повернись, (пауза)

Вправо — влево наклонись, (пауза)

Приседай и вставай, (пауза)

Дай нам задание дай.

Ты на печке не лежи! Ч

то нам делать покажи!

(Домовой в центре выполняет движения, дети повторяют)

Бабушка: Домовой с нами играл,

Но наверное устал.

Домовой ты посиди

На ребят погляди.

А мы тебя любим,

Бабушка: А сейчас, дорогие мамочки и бабушки, а также их детишек. Предлагаем вам послушать О чём мечтали ваши мамы, когда были маленькими, как вы сейчас.

Сценка «Три подружки»

Три подружки в день весенний

Были в славном настроении

На скамейке ворковали

И о будущем мечтали.

1 девочка: Кем бы я хотела стать?

Буду в небе я летать.

Стюардессой быть хочу

В самолете полечу.

Мужа выберу, как папа,

Чтоб меня встречал у трапа.

Буду их водить в кино,

Покупать им эскимо.

Я хочу артисткой стать,

И на цены выступать

Чтоб в кино меня снимали

Роли главные давали.

В школе буду я учиться,

Постараюсь не лениться,

Чтобы президентом стать

Из закон такой принять:

Мам своих не волновать,

Не давать им уставать,

От забот и от волнений

И всегда оберегать!

Спасибо, девочки, что рассказали о свои мечтах, но а сбылись мечты или нет, решите сами.

Внучата! Может вы знаете стихи про маму?

Мы тебя повеселили

Пели песни, танцевали.

В игры разные играли.

Домовой: Ой, спасибо, ублажили,

Настроение мне как подняли.

Буду в доме вашем жить,

Буду дома ваш сторожить,

Буду дома оберегать,

Счастья буду привечать!

Бабушка: А на прощанье мы споем песню: «Улыбка»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорное развлечение знакомит детей с русской избой, бытом русских людей, их праздниками, занятиями. Воспитывает нравственно-патриотические чувства детей дошкольного возраста.

Праздник Весны-Красны.(Старшая группа)Цель: Закрепить знания о приметах весны и весенних праздниках. Развивать творческие способности и инициативу у детей.Звучит музыка, дети входят в зал с подснежник.

Сценарий предназначен для детей старшего возраста.

Сценарий предназначен для проведения праздника 8 марта в старшей или средней группах детского сада.Предполагается активное участие родителей в играз с детьми.

Сценарий развлечения, разработанный для детей старшей группы и их родителей, направлен на реализацию национально-регионального компонента в ДОУ. Развлечение способствует приобщению детей к культ.

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА «ФОЛЬКЛОРНЫЙ СУНДУЧОК» для старшей группы .

Расширять представление о родной стране, о народных праздниках. Знакомить детей с народными традициями и обычаями. Рассказать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края. Формиров.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2019/03/19/stsenariy-prazdnika-folklornoe-razvlechenie-kudesy

Читайте также:  Праздник день победы стал выходным днем
Оцените статью
Adblock
detector