Сценарий познавательно- игровой фольклорной программы «Русские лапти»
Подойдёт и взрослым и детям
Выбранный для просмотра документ Документ Microsoft Office Word (4).docx
познавательно- игровой фольклорной программы
для детей младшего школьного возраста
Цели и задачи : Познакомить детей с историей русского народного ремесла плетения лаптей, их назначением. Воспитывать любовь и уважение к народному творчеству. мастерам.
Участники программы : Ведущий- Вед., Скоморохи: Скоморох 1-С 1, Скоморох 2-С 2.
Учащиеся начальной школы.
Реквизит: лапти для проведения конкурсов- 2 пары, лапти сувенирные -2 пары- для оформления и демонстрации, канат, листы бумаги с надписями пословиц и поговорок. обручи 4 шт., кегли 4 шт.. мел, картошка 10 шт.
Звучат русские балалаечные наигрыш / выход скоморохов.
С1 Всем привет! Чего сидите?
То ли делать неча вам?
Шли б, ребята, по домам
Да хозяйством занялись.
А они, глянь, собрались!
Можно думать, что вам тут
Лапти даром раздают.
Можно думать, за бесплатно
По мороженке дадут!
Даже чаю не нальют!
Так что все домой! Адью!
С2 Эй, ты, что это творишь?!
Ты про что тут говоришь?
Вы не слушайте, ребята,
Он обманывает вас!
Развеселый праздник лаптя
Проведем мы сей же час.
С1 Люди добрые полу женского и мужского,
Не желаете ли лаптя барского?
Лапти русские, не широкие и не узкие,
А в самый раз для всех вас!
Вот лапти рисованные,
Никем еще не надеванные!
А вот плетеные из лыка ядреного!
С2 А вот лапти сувенирные
Для интерьера квартирного!
Гляньте сюда, здесь лапти- игрушки
Для вашей подружки!
С1 У нас лапти всякого размера
Для гнома и Гулливера!
И от всяких мастеров,
Покупай- и будь здоров!
Но мы не даром торгуем сим товаром.
продаем лапти за веселье, а не за безделье!
Вед. За знание, умение и старание!
Будут конкурсы, будут игры!
Всяк получит заряд бодрости!
А для начала, деточки, девочки- мальчики, скажите, что такое лапти?
(Плетеная обувь, которая крепится к ноге с помощью веревок- косичек, называющихся «Оборотами»).
С1 Носим мы сейчас туфли, босоножки, кроссовки, да сапожки. А раньше на Руси…
С2 «Липовые корытца» носили многие лица!
С1 Да не лица! А ноженьки топали по дороженьке в лыковых лапоточках по ухабам да по кочкам. Для долгой дороги лаптей надо много. Недаром говорили в те времена: «В дорогу идти пять пар лаптей плести».
С2 Лапти плести- не околесицу нести. Тут сноровка нужна!
Вед. Да, лапти плели из лыка. А что такое лыко?
( Лыко – это тонкий слой мягкой корыпод толстой основной корой дерева. Лыко драли вначале лета или в конце весны. В эту пору оно легко снимается с деревьев. Для одной пары лаптей надо было ободрать три молодые липки.)
В ту пору легко плели подошву, обувник ( бока) и оборы ( Демонстрирует на лапте). Запятник- трудное дело, давался он самым умелым. Порою лапти плели всей семьею. Плели и пели песню, ух и интересную!
Выступление ансамбля «Завлекаши».
Вед. Любили лапти в народе! Даже названия давали им разные, например, шептуны, курпы, крутцы. На Черниговщине лапти называли дубочарами, так как плели их из коры молодых дубов. Там где лыка не было, лапти плели из веревок, даже из тонких корней. Такие лапти называли коренниками. А из конского волоса плели волосяники в горячей воде. подогревая, лапти розовели и становились твердыми. На гуляния и в праздники деревенские девушки надевали писанки- «писаные» лапти избелого и розового вязового лыка. А сколько русский народ сложил пословиц и поговорок о лаптях.
Конкурс «Собери пословицы и поговорки».
Играют 2 команды по 4 человека.
Вед. Об удачливом, но хвастливом человеке говорили:
« В один лапоть…( две ноги обувает)».
На никчемного, шатающегося без дела кивали:
Про тех, у кого спеси, хоть отбовляй, народ верно подметил:
«Сидит, надувается. да три дня…(в лапти обувается)».
О завистливом и угодливом человеке судачили:
«Чужие шаги считал, а свои…(лапти изодрал)».
Про непростое дело народ сложил такую пословицу:
«Это вам не лаптем…(щи хлебать)».
А о ловком, пронырливом человеке народ говорил:
« И из лаптей …(выскочит)».
Дети садятся на свои места.
Лапоть передается из рук в руки под музыку.
На ком музыка остановится, тот выходит и садится на скамейку.
Приглашаются 5 человек.
С1 Ловкачи наши пусть сейчас попляшут. Кто в лаптях, кто без лаптей- выходи плясать скорей!
С2 У кого душа не узкая,
Все, кто любит пляску русскую,
Выходи без лишних слов,
Будет конкурс плясунов!
Вед. Вот сейчас мы и увидим.
Кто умеет отдыхать.
На скамье обычной сидя,
Нужно что- нибудь сплясать.
Проводится конкурс плясунов.
Вед. Нам веселые девченки
Пропоют частушки звонко,
Ведь в народе каждый знает:
Жить частушки помогают.
Ах, Алеша ты, Алеша,
У тебя гармонь хороша.
Лапти новые скрипят,
Танцевать ему велят.
Не жалей лаптей:
Тятька лыка надерет-
Лапти новые сплетет.
Ветер дует, ветер дует,
Ветерочка не унять.
лапти новые надену-
Милого стану завлекать.
Ах, Егорка, ты, Егор,
Ты бы съездил за бугор.
Мне привез желанные
Попляшите, мои лапти,
Ведь недолго вам плясать.
Выйду замуж- буду плакать,
Вам- под лавкою лежать.
Мы частушки вам пропели,
А теперь торопят нас.
До свиданья. В лапоточках
Мы потопаем сейчас.
Продолжаем мы программу
Для гостей, друзей, для всех.
Вед. И девчонок, и ребят
Вызываем на канат.
Десять – слева, десять – справа.
Только мускулы трещат!
Игра «Перетягивание каната».
2 команды по 8 человек. посреди каната привязывается лапоть, чертится линия, за которую нужно перетянуть канат и удержать 10 сек.
Вед. Вот царевна Несмеяна,
То ли Дуня, толь Татьяна,
Толи даже Марианна.
Очень грустная она.
То ли Дуню, толь Татьяну,
То ли даже Марианну.
Засмеется-тому аплодисменты сполна!
Конкурс «Рассмеши Несмеяну»
Вызываются желающие. Шуткой, танцем, пантомимой рассмешить девочку.
Вед. К нам на праздник пожаловали гости.
Вед. Ой. вы, гой еси, люди добрые,
В деле славные и хоробные!
Продолжаем игрища народные!
Не для дела. не для славы
Конкурс новый. интересный,
Вам пока что неизвестный.
Приглашаются 2 команды по 5-6 человек. Параллельно друг другу на пол кладутся две веревки/ скакалки одинаковой длины на расстоянии 2-3 метра. Каждой команде выдается одна пара лаптей. Первые участники надевают их на руки и по сигналу ведущего, наклонившись, «идут руками» по веревке, поочередно переставляя руки так, чтобы один лапоть прикасался к другому- сплошным шагом. («Ход руками» в лаптях).
Вед. Подходи со всех сторон!
Вот еще аттракцион!
Надо лаптем взять картошку,
Опустить ее в лукошко.
Лапоть другу передать,
Чтоб он мог картошку взять.
Опустить ее в лукошко.
Словом, лаптем взять картошку.
Это вам не щи хлебать,
А картошку доставать.
Проводится конкурс «Перетащи картошку лаптем».
2 команды по 10 человек.
Каждая получает лапоть. Первые игроки Бегут к корзинам, в которых находится мелкая картошка, и стараются лаптем с единственной попытки подхватить ее и положить в стоящее рядом лукошко. Потом возвращаются и передают лапти следующим игрокам. побеждает команда, первой закончившая перекладывать картошку из своей корзины.
Вед. Сейчас состязание с лаптем для тех,
В ком сила играет для разных потех.
Кто взглядом прицельным пространство окинет
И лапоть подальше, подальше закинет.
Бросать можно слева,
Бросать можно справа.
Кому по плечу богатырская слава?
Проводится конкурс «Закинь лапоть подальше».
Участвуют все желающие. Лапоть бросают не прямо, а через плечо или через голову.
Вед. Лапти- лапоточки,
Вы остались в прошлом.
Но зато народная
Что ж, закончим праздник
Мы стихом красивым:
Лапоть! Русский лапоть!
Всем знаком в России.
Дед лапти плел и с лыком лыко
Сплетал, а кот у ног мурлыкал.
А в доме лампа с керосином.
Трещат поленья в печке знойной
Не из какой-нибудь осины,
А из березы белоствольной.
Мороз за окнами трескучий,
Как и огонь, такой же жгучий.
Дед лапти сплел, остатки лыка
Забрал и я, чтоб сплесть оборы,
И что- то плел,а кот мурлыкал
Под наши с дедом разговоры.
Вот и подошла к концу наша сегодняшняя встреча.
Источник статьи: http://infourok.ru/scenariy-poznavatelno-igrovoy-folklornoy-programmi-russkie-lapti-920434.html
Игра по станциям для городского лагеря «Праздник лаптя»
Игра по станциям для городского лагеря «Праздник лаптя», посвященная традициям русского народа, его образу жизни.
Содержимое разработки
участника городского конкурса методических материалов
в сфере организации отдыха, оздоровления и занятости детей
в каникулярный период
Авторы: Суфиярова Ольга Сергеевна, Наумова Евгения Александровна
МАОУ СОШ №34, учителя
Номинация Конкурса: Методические разработки, сценарии мероприятий с детьми в каникулярный период.
Название конкурсного материала: Игра-путешествие «Праздник лаптя»
Актуальность данной работы обусловлена возросшим интересом общественности к историческим традициям русского народа, его образу жизни, обычаям и традициям.
Новизна методической разработки заключается в комплексном подходе к разным сторонам жизни русского народа (домашняя утварь, рецепты русских блюд, одежда, обувь). Все эти явления рассматриваются во взаимосвязи между собой.
Цели: познакомить участников мероприятия с образом жизни русского народа.
Дать представление об образе жизни русских крестьян.
Познакомить с предметами старинного русского быта, устройством и убранством жилища русского крестьянина.
Дать представление о питании русского крестьянина.
Определить основные виды деятельности людей в разные времена года.
Развивать у учащихся творческое начало, чувство патриотизма и интерес к этнографии.
Данная методическая разработка призвана помочь в решении проблемы утраты связи со своими историческими корнями, отсутствии знаний у детей об образе жизни наших предков, незнание русских обычаев, блюд и других сторон быта русских крестьян.
Сценарий адресован организаторам летнего отдыха детей, может быть использован в работе классных руководителей для проведения мероприятий на тему патриотического, исторического воспитания младших школьников.
Игра-путешествие «Праздник лаптя»
Разработчики: Суфиярова Ольга Сергеевна, Наумова Евгения Александровна
Место проведения: территория школы
Время проведения: 60 минут.
Участвует весь отряд.
Оборудование:
Маршрутные листы, музыку гуслей, частушки про лапоть, ведро, мячик, песня «Лапти мои», две пары лыж, загадки, картинки старинных предметов, две ракетки и два теннисных мяча, старинные пословицы.
За два дня до мероприятия выдать отрядам задание:
1.Сделать поделку лаптя или нарисовать лапоть.
2.Нарисовать листовку о возникновении лаптя.
3.Выучить песню «Лапти мои».
Ход мероприятия: (рассчитано на 8 отрядов).
Под динамичную музыку гуслей выходят ведущие (краснобаи) в народных костюмах.
Услышь нас, сердцу милая русская земля, распахни ты свои красные ворота, да прими наш праздник светлый, торжество души православной, мастерства людей придонья искусного да ладного, традиций древних и великих!
Долгого, доброго здравия вам, россияне!
Светлого дня, нашей шумной и звонкой поляне!
На престольный праздник древней Перехвали
Добрые сельчане люд честной созвали!
В день Ильи Пророка, влагой жить святою,
Что б сердца наполнить любовью с добротою!
Со всех концов России, мы собрать смогли,
Мастеров ремесел, знатной нашей земли!
Что ж, дорогие сельчане и гости, пора сказать о главном герое праздника – русском лапте. Много невероятных рассказов о лапте по великой истории Руси: лапти – труженики, лапти — праздничные, да и ещё о служивой правде немудрёных плетёнок. Эта древняя русская мода уходит своими корнями на тысячелетия в прошлое русского народа.
Ты не смотри на лапти свысока,
Прервав с досадой умную беседу.
Такие лапти многие века
Носили наши бабушки и деды.
Когда твой прадед юношею был,
Прабабушку он нежно полюбил.
Тогда ходил он на свиданье к ней,
Не чуя под собой лаптей.
Хоть лапоть и хорош, сам по себе он стоит грош.
Вот почему недаром лаптей бывает пара.
При этом каждый не забудь:
Два лаптя, но единый путь.
Сегодня мы все будто родные, дружные братья,
На празднике творчества – великого русского лаптя!
Итак, мы с радостью вам объявляем
Что праздник лаптя начинаем!
Все отряды поют песню «Лапти мои», а девочки танцуют русский народный танец.
Далее командирам отрядов выдаются маршрутные листы (приложение 5) и отряды расходятся по станциям. Отряд начинает с номера станции, соответствующей номеру отряда.
К баллам по маршрутным листам добавить баллы за поделки и листовку.
Спеть частушки про лапти, которые выдали на станции.
Если придумают свои, то плюс два балла.
Максимум 5 баллов
(+2 б. за свои частушки)
Закинуть в «лапоть» мячик.
(в роли лаптя обклеенное ведро)
Баллы по количеству попаданий
Под песню «Лапти мои» всем отрядом станцевать танец.
Максимум 5 баллов
(+1 балл, если танцует воспитатель)
10 человек от отряда бегут на время в лаптях (лыжах).
Пока один бежит, другой одевает лыжи.
ПРОВОДИТЬ НА ТРАВЕ.
За наименьшее время 10 баллов, далее 9 и т.д.
5.Лучший знаток лаптяных историй
Отгадать загадки за три минуты.
Загадки по возрастам.
Баллы по количеству правильных ответов.
Угадать старинные предметы и сопоставить название старинного блюда с современным.
Баллы по количеству правильных ответов
От отряда 10 человек на ракетке переносят мячик.
Баллы по количеству не уронивших мячик.
Баллы по количеству правильных ответов
Отряды наградить грамотами (приложение 6).
Станция «Поющие лапотники»:
(выбрать любые пять).
Я на выставке на этой
Не зря появилась,
Насмотрелася на лапти,
Вот и вдохновилась.
Сплетены из лыка,
В них хожу я по нужде,
И чуть-чуть для шика.
В лапоточках я хожу
Все подруженьки купить
На высоких каблуках
В пляске ей в своих лаптях
В них могу я станцевать,
Как прима балерина.
Много баек о лаптях,
Есть и прибаутки,
Вот такие вот они,
По селу хожу в лаптях,
Еле-еле на продукты
Тут уж не до шика.
Я в лаптях буду ходить
Сплетённых из лыка.
Парень лапти преподнёс,
Любит, нет, ребром поставлю
На свидании вопрос.
Милый, в лес пойдём за лыком,
Сплетёшь лапти для меня,
За умение и сказку,
Стану я любить тебя.
Сапоги мои того,
Новых мне не “народить”,
В лапотках начну ходить.
Станция «Лучший знаток лаптяных историй»:
По горам, по долам ходит шуба да кафтан Ответ: Баран и овца
Не прядёт и не ткёт, а людей одевает. Ответ: Овца
В нем ни окон, ни дверей, полна горница людей. Ответ: Плод с семенами
Весь свет одевает, сама одежды не знает. Ответ: Игла
Еду, еду – нету следу. Ответ: Лодка
Без рук, без топоренка, построена избенка. Ответ: Гнездо
Поле – не меряно. Овцы – не считаны. Пастух – рогат. Ответ: Небо, звезды и месяц
Без рук, без ног, а ходить умеют. Ответ: Часы
Сидит дед, во сто шуб одет. Тот кто его раздевает, слезы проливает. Ответ: Лук
Стоит копна среди двора, спереди – вила, сзади – метла. Ответ: Корова
Один бежит, другой – лежит, третий – кланяется. Ответ: Река, берег, трава
Два братца в воду глядятся, никогда не сойдутся. Ответ: Два берега одной реки
Два брата через дорогу живут, друг друга не видят. Ответ: Глаза
Маленькое, кругленькое, А за хвост его не поднять. Ответ: Клубок
Меня все ждут и не дождутся. А как увидят – тотчас разбегутся. Ответ: Дождь
Кто в год по четыре раза переодевается? Ответ: Земля в разные времена года
Тридцать два молотят, Один поворачивает. Ответ: Зубы и язык
Есть голова, да нет волос. Есть глаза, да нет бровей. Есть крылья, да не летает. Ответ: Рыба
Вокруг алой проруби сидят беленькие голуби. Ответ: Рот и зубы
Чёрная корова всех людей поборола, А пришел белый вол всех поднял. Ответ: Ночь и день
Никого она не обижает, А её все толкают. Ответ: Дверь
Нас семь братьев. Летами – равные. А именами разные. Ответ: Дни недели
В году у дедушки четыре имени. Ответ: Дедушка – год, имена: Весна, Лето, Осень, Зима
Растёт, да не цветок. Висит, да не фрукт. Похож на нитку, но живой. Один выпадает, другой тут же вырастает. Ответ: Волос
Бежала – шумела, Заснула – заблестела. Ответ: Река
Две сестрицы ,как две орлицы Над гнёздами сидят, да сердито глядят. Пёрышки взъерошены. Не пройдет гость непрошенный. Ответ: Брови
Огромные вилы Пшеницу пленили. Прошлись по пшенице– Пшеница в косицах. Ответ: Волосы и гребень
Два брата всегда в разлуке Скучают друг о друге. А как сойдутся вместе – Сердятся да хмурятся. Ответ: Брови
Солёная водица Из огня родится. Ответ: Слеза
Острый, как бритва. Сладок, как мёд. И друга отыщет, И врага обретёт. Ответ: Язык
На лице она цветёт – И от радости растёт. Ответ: Улыбка
Что на всех языках мира звучит одинаково? Ответ: Смех и плач
Самый лучший на свете слушатель. Ответ: Ухо
За что нельзя себя укусить? Ответ: Локоть
Когда одна другой касается – Хлопок получается. Ответ: Ладони
У матери – детей пятеро. Все к матери привязаны. Все ростом – разные, Годами – равные. Ответ: Рука, пальцы
Белая полянка, Ни травинки на ней, ни былинки, А посередке – ямка. Ответ: Живот
Две сестрёнки, две -подружки Так похожи друг на дружку. Рядышком всегда бегут, Одна – там, другая – тут. Ответ: Ноги
Стоит дом высок, Дыряв потолок, Две комнаты в доме, Стены плетённые, Кто в дом войдёт, Тот в нём и уйдёт. Ответ: Колготки
Толстая Алёнка Прыгнула в воронку. Сомкнулась воронка – Завязла Алёнку. Ответ: Пуговица в петле
Удав-ползун отточил зуб. Кольцом он скрутился И в хвост вцепился. А из этого круга Выбраться трудно. Нужно круг разбить – Хвост от зуба отцепить. Ответ: Ремень
Лохматый пёс Тепло нам принёс, Хозяина он обнимает, И от стужи охраняет. Ответ: Шуба
На дерево змея вползла, Собою дерево спасла. Когда стужа налетела, Она дерево согрела. Ответ: Шарф
Сидит старушка В избушке. Полчаса посидит – Из дома выбежит, Покричит, Да назад убежит Ответ: Часы с кукушкой
С потолка свисает груша, И не думай ее скушать. Ярко светится, как солнце, А уронишь – разобьётся. Ответ: Лампочка
Светло поле – сторона. Гуляет по полю борона. Пшеницу она разгребает, Порядок во всем соблюдает. Ответ: Расчёска
Стоит железный дом, Покаты стенки в доме том, А крыши нет – зато дно есть, А на дне – окно. Ответ: Ванна
Двенадцать братьев мчат вперёд. Всегда вперёд, из года в год. Но им друг друга не догнать. Скажи, как этих братьев звать? Ответ: Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь ….
К полу прибито Белое корыто Ответ: Ванна
Приходит она с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой махнет – В лесу подснежник расцветет Ответ: Весна
Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья. Ответ: Осень
Отворилась тихо дверь, И вошел усатый зверь. Сел у печки, хмурясь сладко, И умылся серой лапкой. (кот).
Запорошила все дорожки, Разукрасила окошки. Радость детям подарила И на санках прокатила. Ответ: Зима
Угадайте, что за птица, Света яркого боится, Клюв крючком, глаза пятачком, Ушастая голова. Подскажите, кто она… (сова).
Возле леса, на опушке, Украшая темный бор, Вырос пестрый, как Петрушка, Ядовитый… (мухомор.)
Два раза родился но ни разу не крестился, всем людям пророчит. Ответ: Петух
Прыгает и кланяется, а придет домой – растянется. Ответ: Топор
Источник статьи: http://videouroki.net/razrabotki/ighra-po-stantsiiam-dlia-ghorodskogho-laghieria-prazdnik-laptia.html