Сценарий праздник русского народного костюма

Конспект развлечения «Праздник русского народного костюма»
план-конспект занятия (средняя группа)

Приобщение детей к русской народной культуре.

Продолжать знакомить детей с традициями и бытом русского народа через стихи, песни, хороводы, одежду.

Развивать познавательный интерес, уважительное отношение к русским традициям, русскому народу, русскому костюму.

Развивать артистические способности.

Скачать:

Вложение Размер
prazdnik_russkogo_kostyuma_-_kopiya.docx 139.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад «Аистёнок»

«Праздник русского народного костюма»

Подготовили и провели воспитатели: Крупская Юлия Михайловна

Шейкина Нелли Алексеевна

Легчилина Ирина Викторовна

«Праздник русского народного костюма

Цель и задачи: Приобщение детей к русской народной культуре.

Продолжать знакомить детей с традициями и бытом русского народа через стихи, песни, хороводы, одежду.

Развивать познавательный интерес, уважительное отношение к русским традициям, русскому народу, русскому костюму.

Развивать артистические способности.

Материал: Русские народные костюмы, украшение для зала (предметы быта: печь, чугунки, ухваты, крынки, лавочки, половики, вышитые полотенца, подзоры и пр.), фонограммы р.н. мелодий, подарки для гостей. Угощение.

Здравствуйте, гости дорогие!

Гости желанные, званные и жданные!

Мы рады гостям, как добрым вестям.

Всех привечаем и на праздник приглашаем!

Как у наших у ворот собирается народ.

Где веселый народ, тут и наш хоровод.

Дети под хороводную музыку в русских костюмах входят в зал.

Хоровод «Заря, зоренька».

Очень рады, что пришли, для нас времечко нашли. Наша встреча посвящена русскому народному костюму. Русский народный костюм – это источник творчества и вдохновения. Изучив его историю, можно узнать о традициях и обычаях своего народа.

Как у нас на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,

Сам народ для себя шутки, песни слагал.

Наши бабушки, дедушки нам говорили,

Как в старину хороводы водили,

Как смеялись, шутили, да песни звонкие пели.

Саша: На праздники Россия наряжалась,

Вся одежда вмиг преображалась.

Хороводы, хохот, песни, пляски,

Яркие насыщенные краски.

Хоровод ручеёк под русскую народную музыку.

Про наряд народный мы расскажем

Да песни, танцы русские покажем.

А вы смотрите, не зевайте,

Да в ладоши громче ударяйте!

Ну-ка, красные девицы, позабавьте добрых молодцев!

Танец с платочками рус. нар. мел. «А я чайничала»

Ведущий.1. А вы, добры молодцы, чем позабавите наших девчонок»

«Веселые ложкари» (мальчики игра на ложках)

На Руси женщины носили белую льняную рубаху. Поверх рубахи они надевали сарафан. Сарафаны были праздничные и повседневные. Украшали их вышивкой или лентами.

Основные элементы мужского народного костюма -это рубаха, в отличие от женской она была короче и имела узоры на груди. Считалось, что они защищают сердце от злых сил. Пояс-кушак. В старину рубаха обязательно должна была быть подпоясана. К поясу привязывали нож, ложку. В старину брюки назывались-порты их заправляли в сапоги. На голову надевали шапку-колпак или картуз с козырьком и цветком.

Русские люди про свою одежду сочиняли веселые частушки.

Чтоб порадовать гостей.

Мы веселые ребята, интересно все живем,

Про народную одежду вам частушки пропоем.

Шила милому рубаху – вышла рукавица.

Посмотри, мой дорогой, какая мастерица!

-Очень любят сарафаны девочки-припевочки.

Сарафаны новые сами чернобровые.

— Шила, шила сарафан. Исколола пальчики.

А надела сарафан – за мной гурьбою мальчики!

— Сидит заяц на осине. Плетет лапти вечерком.

Чтобы наши дорогие не ходили босиком.

— Мы не все частушки спели, знаем много их еще,

Приходите в гости снова. Мы другие пропоем!

Поет, хохочет весь честной народ.

А детям игры хороводные так нравятся.

Выходите, дети, музыка зовет.

Игра – пляска «Заинька»

Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют :

Зайка, зайка! Что с тобой? Ты сидишь совсем больной. Ты вставай, вставай, скачи! Вот морковку получи! (2 раза) Получи и попляши!

Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.

Пусть с поры той пролетают годы,

Русь – законодательница моды.

Лучше древнерусского наряда

Не найдешь нигде, да и не надо!

Мамы наших воспитанников побывали в роле модельеров, они сшили русские народные костюмы для своих деток. Приглашаем всех на показ русских народных костюмов.

Дефиле русских народных костюмов.

Посмотрите, гости наши дорогие, как красивы наряды наших детишек: девчонок и мальчишек. Детки ваши нарядились, сразу все преобразились.

(проходка детей с демонстрацией одежды и комментариями родителей)

Дети встают полукругом.

Какой необычайно красивой, согретой любовью и добром была русская народная одежда. А не вернуть ли ее в нашу жизнь? Наверное, не получится… Как же женщины в длинных красивых сарафанах с кокошником на голове будут садиться в машину, в автобус, в поезд? В современных магазинах очень много удобной одежды. Поэтому, ходите в том, что вам по душе, но не забывайте, какую одежду носили наши предки.

Ребята, ваши мамы и бабушки тоже приготовили вам подарки, ведь они – мастерицы на все руки. Мамы и бабушки не только сшили вам костюмы, а и приготовили вам угощение своими руками. Приглашайте их в гости. Проходите в нашу горницу, да попробуйте кушанья знатные.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети и воспитатель в русских народных костюмах. Рассматриавем русский народный костюм. Называем составляющие костюма: руба.

Пословицы о труде, игра » Золотые ворота».

Организованная образовательная деятельность. Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка.

Дошкольное отделение МБОУ «СШ №40 Конспект занятияпо образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»(Раздел: «Рисование») по теме: «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ(занятие для де.

ОО «Художественно-эстетическое развитие».

Проект основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2019/11/30/konspekt-razvlecheniya-prazdnik-russkogo-narodnogo

Праздник русского костюма. Тема: знакомство с русским костюмом.

Виктория Алейникова
Праздник русского костюма. Тема: знакомство с русским костюмом.

Праздник русского костюма.

Тема: знакомство с русским костюмом.

Цель: через песни, игры, пословицы знакомить детей с жизнью русской деревни, с историей костюма. Пробуждать интерес к народной культуре. Воспитывать трудолюбие и уважение к человеку труда.

— обучающая – учить передавать в пении и движениях образ и характер музыкальных произведений, активно включаться в действия, познакомить с особенностями казачьего костюма.

— воспитательная – способствовать повышению культурного уровня воспитанников, воспитывать чувство дружбы, взаимопонимания, отзывчивости;

— развивающая – развивать произвольное внимание, воображение и фантазию, память и речь.

Оформление: на стене панно с изображением березки, солнышка, цветы.Декорация: домик с плетнем, лавка, береза. С потолка свисают птички.

Оборудование: русские народные костюмы, картинки с изображением костюмов разных губерний, прялка, рушники, интерактивная доска.

(под музыку открывается занавес. Перед домиком на лавке сидит Арина и прядет).

Здравствуйте, люди добрые! Приятно видеть вас в добром здравии. Зовут меня тетушка Арина. Вот не успели оглянуться, как лето пролетело. Вот и осень на дворе. Видите, сижу не просто так, а делом занимаюсь – пряду. Совсем как моя бабушка бывало. Только по одной редко сидели. Обычно шли к соседке или собирались целой компанией. На людях-то и веселее, да и не задремлешь. Да и стыдно было перед своими подругами свою работу делать плохо, кое-как. (Стук в дверь). Ой, стучат. Я же говорю – не сидели по одной. Ну, входите!

(Под песню «Прялица» входят взрослая Мария и девочки).

Ах вы, мои умницы! Все с работой пришли?Ведь говорят в народе: «От скуки бери дело в руки».

А еще говорят: «Без труда нет добра».

1 девочка: «Умелые руки не знают скуки».

2 девочка: «Маленькое дело лучше большого безделья».

3 девочка: «Дело мастера боится».

4 девочка: «Была бы охота, будет ладиться и работа».

5 девочка: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

6 девочка: «Какова пряха, такова на ней рубаха».

Правильно говорите. Никогда не сидела русская женщина праздно, без работы.

Ведь надо было и ниточку спрясть, и ткань соткать, и одежду себе сшить.

А затем расшить ее красиво и нарядно, чтобы получился такой костюм, как на мне или на нашей хозяюшке.

А в наше время разве не дорого ценится ручная работа? Разве не уважаем мы такую мастерицу, которая и платье себе сама сошьет и дом свой украсит изделиями своих золотых рук? Еще как уважаем и почитаем мы таких женщин. А про русский костюм говорили, что он как намоленная икона, потому что во время работы женщина молилась и пела.

Всю весну и лето трудились русские люди – землю пахали, хлеб сеяли, жали, овощи, фрукты выращивали, рыбу ловили – готовились к зиме. Посмотрите в какой одежде они это делали.

Опять стучат. Дверь открыта, заходите, люди добрые!

(Под песню «Солдатушки, бравы ребятушки» заходят мальчики, с ними дед Трифон).

Здравия желаю, хозяйка! Принимай молодцев!

Гость на дворе – хозяину радость.

Ну-ка, молодцы, подравняйсь! А ну, бойцы, расскажите, как в народе говорят про воинскую доблесть!

1 мальчик: «Трудно в учении, легко в бою».

2 мальчик: «Сам погибай, товарища выручай».

3 мальчик: «Богатырь на пирах не сидит, живот не растит».

4 мальчик: «Кто храбр – тот жив, кто смел – тот цел».

5 мальчик: «Друг за дружку держаться – ничего не бояться».

Ай-да бойцы, молодцы! После таких слов не плохо и сплясать удалую казацкую пляску.

Эх, хорошо потанцевали! Чуешь, хозяйка, какой боевой дух у наших ребят? А какая на них одежда!

Казачий костюм стал результатом соседства с народами Северного Кавказа. Старинная казачья одежда очень древняя. Костюм казаков складывался веками, задолго до того, как степняки стали именоваться казаками.

У казаков широкие шаровары – в узких штанах невозможно сесть на коня, да и ноги они будут стирать, и движения всадника сковывать. Рубахи были двух видов – русская и бешмет. Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск. Шили их из холста или шёлка.

Сапог было великое множество – без сапог верховая езда невозможна, да и по сухой степи не пройдешь босиком. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков – ичиги и «чирики» – туфли галоши, которые надевались поверх ичиг, в которые заправлялись шаровары. Носили и «башмаки» – кожаную обувь с ремнями, названную так потому, что изготовлялась она из телячьей кожи (тюрк. башмак – телёнок).

По верованиям древних, одежда – вторая кожа, поэтому коренные казаки никогда не носили чужую одежду, не совершив над ней очистительных обрядов, и уже тем более одежду с убитых. Надеть «чуждые покровы» означало войти «вволю» дарителя и потерять свою волю. Поэтому казак ни за что не надевал бы «шубу с царского плеча».

Шапка – продолжение головы. У казаков папаха или фуражка играла огромную роль в обычаях и символике. Папаха с цветным верхом или казачья фуражка с околышем символизировала полноправную принадлежность к станичному обществу.

Серьги (у мужчин) означали роль и место казака в роду. Так, единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду ребёнок, где нет, кроме него, наследников по мужской линии, носил серьгу в правом ухе. Две серьги – единственный ребёнок у родителей. Казаки традиционно следили за собственной внешностью. Исходило это, прежде всего, из уставных требований об опрятности.

Особенностью казачьего женского костюма были головные накидки. Женщинам не положено ходить в храм с непокрытой головой. В России замужние женщины носили «повойник» – показаться «простоволосой» было знаком невежества, дикости. Казачки носили кружевные платки, а в XIX веке – «колпаки», «файшонки» (от нем. слова «файн» – прекрасный). Носили они в полном соответствии с семейным положением – замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки. Девушка же покрывала голову и обязательно заплетала одну косу с лентой. Все носили кружевные платочки. Без него появление женщины на людях было так же немыслимо, как появление строевого казака без фуражки или папахи.

Традиционный женский костюм сформировался во второй половине девятнадцатого века. Он состоял из юбки и кофты, так называемая «парочка», являвшаяся как нательной, так и верхней одеждой. Шился костюм из фабричных тканей – шёлка, шерсти, бархата, ситца. Кофты, или «кофточки»,были разнообразных фасонов: приталенные по бёдрам, с оборочкой – «басочкой», рукав длинный, у плеча гладкий или сильно присборенный с «пухлями», на высоких или узких манжетах, воротник «стойка» или вырезан по объёму шеи. Нарядные блузки украшали тесьмой, кружевом, строчками, бисером. Юбки любили шить пышными, внизу украшались кружевом, оборками, шнуром, мелкими складками.

Нижняя юбка – «спидница» – обязательная принадлежность женского костюма. Шилась из тонкой белой светлой ткани с кружевами, часто орнаментировалась вышивкой. Девушки в косы вплетают дорогие шёлковые ленты. Все женщины заплетают волосы на голове вкруг».

Ты что-то дед, развоевался сегодня. Ребята, наверное, сюда пришли не воевать, а с девочками поиграть.

Игра «Нынче праздничек»:

Нынче праздничек Михайлов (Иванов, Сергеев, Артема, Никитин….) день! (Дети стоят в кругу. Мальчик, чье имя назвали выходит в круг и ходит, выбирая себе девочку).

А мой миленький гулять пойдет. Меня младу за собой поведет! (Ходят по кругу парой).

Поклонится и назад отведет. (Кланяется и встает с девочкой в круг).

Игра проводится, пока все мальчики не найдут себе пару.

В эту игру играли на посиделках, чтобы на пары разбиться. И потом уже весь вечер мальчик ухаживал за выбранной девочкой, охраняя и заботясь о ней.

Соберутся красны девицы, да добры молодцы не деревенский пятачок и начинается веселье.

Собирались вечером, кто попеть, кто поплясать, а кто и доброе слово молвить. А давайте, и мы спляшем нашу русскую!

Русский перепляс.

Нет лучше и милей России,

И лучше наших песен нет!

Тебе поем, что всех красивей,

Тебе несем мы свой привет!

Тебе, Россия, мы танцуем,

Ведем свой вечный хоровод,

Тебя от всей души мы любим

И прославляем мы народ!

Ну, вот, и месяц показался, пора по домам! Завтра дел много. Нужно грядки полоть, да дрова колоть!

А мне сено косить, да по ягоды ходить.

Парни, не забудьте девочек до калитки проводить, а то темнеет!

(Дети парами обходят круг).

До свиданья – 3 раза

А еще раз до свиданья

Ваши милые глаза!

Фотоотчёт «Знакомство с русским народным творчеством в средней группе» В рамках проекта «Знакомство с русским народным творчеством» в средней группе знакомила детей с р. н. сказками, потешками, играми, традициями.

Интегрированная НОД для детей старшей группы «Знакомство с элементами женского народного костюма Белгородской области» Интегрированная НОД для детей старшей группы «Знакомство с элементами женского народного костюма Белгородской области и его роспись» Задачи:.

Конспект НОД «Мы–модельеры русского костюма» для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Мы – модельеры русского костюма» из цикла «В гостях.

Конспект занятия для детей старшей группы «Знакомство с русским народным костюмом» Конспект занятия для детей старшей группы на тему «Знакомство с русским народным костюмом» Цель: создание условий для формирования у детей.

НОД по ознакомлению с окружающим и аппликации для детей старшей группы «Знакомство с русским народным костюмом» Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и аппликации для детей старшей группы. Тема: «Знакомство с русским народным костюмом».

Развитие речи детей через знакомство с русским народным творчеством. Этапы работы. 1 этап (ознакомительный) слушание сказки Цель: 1. Формировать у детей правильное понимание русских народных сказок, иносказательного.

Снегурочка. Знакомство с русским сказочным персонажем Снегурочка — это всеми нами любимый сказочный персонаж, знакомый нам с самого детства. Вспомните, как у вас происходило знакомство с этой.

Конспект занятия с использованием ИКТ «Узоры русского народного костюма» (Занятие №3) Тип проекта: информационно-познавательный, долгосрочный Название проекта: «Русский народный костюм» Возраст детей: 5-6 лет.

Знакомство детей с русским народным творчеством Очень важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды художественной творческой деятельности.

Конспект открытого занятия «Знакомство с русским платком» МБДОУ детский сад «Солнышко» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «ЗНАКОМСТВО С РУССКИМ ПЛАТКОМ» Тема: Знакомство с русским платком. Программное.

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/prazdnik-ruskogo-kostyuma-tema-znakomstvo-s-ruskim-kostyumom.html

Читайте также:  Смета для проведения праздника образец
Оцените статью
Adblock
detector