Сценарий праздника армянской культуры

Путешествие по Армении — сценарий для проведения этнокультурной игры. 9–11-е классы

1. Этнографический портрет. Национальные особенности армян (сайт в интернетресурс). Ключевые слова: шалвар, архалух, чуха, хоровац, толма, тонир, лаваш, кюфта, бораки, мацун, дошаб.

2. Арташес Арцруни. Армянское нагорье и цивилизация, М., «Мнеджер», 1999 год. Ключевые слова: Халиб, калибр, халява, олух, мангал, гиксосы, сталь — астероиды, железо — метеориты, обсидан, карасы, брут, нанэ (нани, нан), хоз, «Айо!», кашель, матид, гирк, кит, Матенадаран, дег, дехтер – дохтур, хаким.

3. С.Х. Мнацаканян. Звартноц. Памятник армянского зодчества VII век. М., «Искусство», 1971 год. Ключевые слова: Звартноц, тетраконх, хачкар, мартирион.

Выходит ведущий — в национальном костюме

Добрый день, уважаемые команды, руководители и гости программы “Путешествие по Армении”! Сегодня ваши руководители на игре будут моими помощниками – экспертами.

При этом руководители берут приготовленные для них листы экспертов с ходом игры и садятся в команды.

Армянский народ — один из древнейших современных народов. Он пришёл в мир из такой глубины веков, когда не только не существовали современные нам европейские народы, но и едва зарождались народы античной древности — римляне и эллины.

Перед нами на экране карточка (можно использовать на игре и бумажный вариант).

Карточка. Согласно Священному Писанию, Бог разгневался на людей за грехи и послал на Землю Всемирный потоп, чтобы истребить всё живое. Чтобы возродить жизнь после страшного наводнения, Бог назначил его (ваш выбор цифры), как единственного праведника. Ваш выбор, найти букву соответственной ответу. А ответ, где на берегах Армении нашли спасение все, которые были в ковчеге?

Ответ: 1. Ной, цифра “8”; 2. Буква “в” — Ной построил ковчег, взял своих сыновей и их жён и “каждой твари по паре”; 3. Нашли спасение после долгого плавания у горы Арарат.

Блок первый.
Армения загадочная и древняя в словах, сказаниях и мифах

1. Своеобразное древнейшее орудие наскального письма?

Ответ: палец для письма – матид.

2. Армения является древнейшим центром возделывания этого дерева 6000 лет и произрастает на Армянском нагорье. “Арману” известен ряду древнейших народов, полководец Лукулл вывез его в Грецию, а затем в Рим, где дерево получило название “армянская слива”. Отсюда распространилось по всей Европе. Под каким названием известны его плоды, употребляемыми нами, как сок, варенье, курага, джем, урюк, повидло?

3. В 782 году, как крепость Эребуни был основан Эривань – город, который в 1829 году присоединен к Российской империи, однако известен он стал своим построенным на восточный лад, каравансараем и мечетью из кирпича, покрытой синей глазурью. Объяснение названия идёт со времени до праотца Ноя. Когда воды потопа стали понижаться, и появились земли, то праотец рода человеческого, впервые увидевший Канакирские высоты, воскликнул: “еревумэ”, что могло означать “Видно, показывается!!” Как сегодня мы называем этот город?

3. “Чудо-Юдо – рыба-кит”. Кит оказалось не имя. Кит это по-армянски – “фонтан” или “нос”. А почему?

Ответ: дышит не жабрами, а как все звери носом.

4. В армянском языке “нан” обозначает “мать, бабушка, хозяйка дома, хранительница очага. Так, в русском языке известно устаревшее понятие и обозначает того, кто ухаживает за больными или присматривает за детьми. Как звучит это слово?

Ответ: няня — очень распространена профессия в царской России. Как правило, это была крепостная, которой был доверен уход за детьми помещика (барина). Сегодня есть специальность в детском саду – нянечка, которой доверена забота над маленькими детьми

5. Основной вид мемориальных памятников средневековой Армении. По преданию, Прародитель Айк перед смертью дал завет своим потомкам художественно украшать камни. И народ стал шлифовать и сооружать чудесные храмы, дворцы, но в Армении на протяжении многих лет орды завоевателей уничтожали эти строения. Их вновь восстанавливали и в доказательство вечности своего народа начали сооружать мемориальные памятники, оставляя их под открытым небом. О каком символе христианской веры идёт речь?

Читайте также:  Три короля история праздника

Ответ: крест- камень или хачкар, как архитектура малой формы.

6. До изобретения книгопечатания писали все писания от руки, что назывались рукописью. Эти манускрипты, хранятся с 1920 года в специальном хранилище “даране” для книг “матян”. Как называют этот уникальный древнеармянский музей, одновременно являющийся хранилищем и научно исследовательским институтом древних рукописей имени Месропа Маштоца?

Блок второй. Перевод с армянского

1. Специалисты считают его дерзновенным экспериментом, самой смелой центрической композицией в армянском зодчестве. Композиция чем-то напоминала вавилонские зиккураты — это был трехярусный круглый храм, состоящий из трех поставленных друг на друга уменьшающихся цилиндрических объемов, увенчанных сферическим конусом. Во всем облике храма присутствовало мощное устремление ввысь. Стены храма украшали виноградная лоза, ветви граната, тончайшей работы геометрический орнамент. Назовите этот храм по-армянски, если, посмотрев на него и представить ракету, устремлённой в небо?

Ответ: Храм Бдящих Сил получил свое прозвание Звартноц не случайно. Слово «зварт» по-армянски означает «украшенный».

2. Оказывается, мы ещё с детства владеем армянским языком, когда начинаем поднимать телефонную трубку. Каким образом?

Ответ: говорим “алло”, происходящее из армянского — “айо”

3. Это мыло можно купить в аптеке, как лекарственное, что написано на его упаковке?

Ответ: мыло дегтярное, по-армянски — “дег” это лекарство.

4. От армянского глагола происходит такой перевод “оттягивание” или “извлечение” из внутренних дыхательных путей сгустков мокрот? Как звучит этот армянский глагол в русском существительном?

Ответ: “кашел” – “кашель”.

5. О недееспособном человеке у нас говорят “Олух Царя Небесного”. Разговорное выражение, означающее “простофиля”, “простак”, “разиня”. В древности на Руси было в ходу имя Олух, которое постепенно исчезло, так как слово “олух” стало нарицательным Происхождение слова “олух” точно не известно. Существует несколько объяснений этимологии этого слова. А кто такой олух?

Ответ: в тюркском это “сын”, а вот по-армянски это “козлёнок”.

6. Бесплатное подношение, угощение, которое звучит как “дар богов”?

7. Иохаким, Ефим, Яким, Хаким не просто имя, а призвание. О какой “мудрой” профессии идёт речь?

Блок третий.
“В здоровом теле – здоровый дух”

Кавказ – обитель мудрости. Остаётся узнать, как и почему люди становятся долгожителями. Как оказалось тайны в этом нет, если спросить у горца. Из его ответа следует, что надо любить землю, на которой ты живёшь, приравнивая её к своим близким родственникам, это считается, во-первых. Есть второе — здоровье должно стоять впереди пищи, как лошадь впереди телеги.

1. “Аш” — на тюркском “пища”, а в целом произносится, как “добрая”, “хорошая еда”, которая обычно заготовляется осенью, высушивается и может храниться 3-4 месяца?

2. Сироп вишнёвого цвета, уваренный виноградный сок, именно на этой на основе варится дошаб?

О каком напитке идёт речь, в русских сказках он достаточно твёрд?

3. Пифосы в Греции, чаны у тюркоязычных народов, у армян — карасы – огромная посуда для вина, масла, зерна. Как же её переставляли?

Ответ: Не переставлялась, так как её вкапывали в землю, когда она была пустой.

4. Печь, для жарки хороваца, что звучит как “гулять” или “прогуливаться”?

5. Круглый глиняный очаг для выпекания национальных видов хлеба и пирожков, представляет большую керамическую посуду, с круглым проёмом в стенке или дне и ставится во дворе на глиняную платформу дном кверху?

6. О каком блюде идёт речь, если бораки нужно сварить, а потом выложить на сито и поджарить до румяной корочки, а сибирское блюдо будет только сваренным и уже модно есть. Как привычно по-сибирски мы назовём “бораки”?

7. Какой известный нам продукт похож на армянский мацун из кипячёного коровьего, буйволиного, овечьего, верблюжьего или козьего молока?

8. Овощная толма из виноградных листьев с мясом и крупой?

Блок четыре.
Железо, глина, камень – творческий ряд веков

1. Самое образцовое изделие Халиба, определяющее его мощь?

Ответ: калибр. Причём между последними буквами, можно поставить гласный “а” и получится слово “бар”, то есть — “плод”.

Читайте также:  Смета для праздника нового года

2. Глина являлась основным строительным материалом. Глинобитный пол, стены-мазанки, кирпич, детские игрушки, свистульки, дудочки, домашние тарелки – всё с использованием этого природного сырья. Какую надо было освоить профессию, чтобы заниматься этим?

Ответ: гончар, глинщик или брут. Кстати, именно от этого названия происходит название большого глиняного ковша – братина.

3. Что собирала и использовала армия для изготовления мечей, саблей, палиц и ядер?

Ответ: железные метеориты.

4. Богатейший и могущественный фараон Египта: Тутанхамон просит оружие из армянского железа, но получает в дар 1 кинжал. Какую технологию пытаются сохранить и быть единственной мощной армией в древности?

Ответ: Армения в древности являлась хранителем уникальной технологии плавки железа.

5. Армения, как и другие горные местности, использовала необычное стекло для изготовления украшений и таких древнейших орудий труда эпохи палеолита, как рубило, остроконечник, нуклеусы. Что служило основой для получения обсидиана?

Ответ: магматические горные породы или вулканы.

6. Вышедшие с армянского нагорья азиатского происхождения племена, которые впервые использовали в военном искусстве повозки с колёсами, окованные железом стрелы со стальными наконечниками, т.е. первыми применили железо. Как чужеземных завоевателей назвали египтяне?

Ответ: гиксосы; первые ввели в Египте коневодство и колёсный транспорт. Они упростили египетскую письменность, создав чисто алфавитное письмо.

7. На немецком это слово — “штерн”, на латинском — “стела”, на английском — “стар”, на русском — “сталь”, а на армянском — “астел”. В основе всех перечисленных слов по этимологии лежит одно и главное. Назовите его?

Ответ: звезда, упавшая с неба — астероид.

Блок пятый.
Модный фасон по-кавказки

Ответ: На персидском — “шаравара”, на турецком — “шалвар” или “шаровары”, как мы это привыкли произносить на русском языке.

2. Кавказский плотно прилегающий к телу атласный кафтан с высоким стоячим воротником, дополнялся кушаком. Назовите бешмет по-тюркски?

3. Как называется верхняя мужская плечевая одежда, в талии обычно отрезана, со складками или сборкой и в переводе с тюркского обозначает “сукно”? Ответ: чуха.

Блок шестой. “Знаем – смотрели…”

1. Какой вид оружия прославляет в балете, родившийся в Грузии известный русский композитор и дирижёр, армянин по национальности?

Ответ: сабля, “Танец с саблями” из балета “Гаянэ” Арама Хачатуряна.

2. Из разрушенной столицы, его предки переселились в Крым, в XIV-XV веках. В детстве он рисовал углём на заборах, затем спустя годы был принят в Петербургскую Академию художеств и в 1837 окончил её с золотой медалью. Со временем он стал известным миру маринистом. Шедевры кого, по словам знаменитого художника Мартироса Сарьяна, рассматривали как “большую эпическую картину в море”?

Ответ: Айвазовский Ованес (Иван Константинович).

3. В Гюмри, где Мгер выступал на сцене драматического театра, его знали все, а его киногерои стали известны всем зрителям, жадный погонщик – Мустафа из фильма “Али Баба и сорок разбойников” и дядя Джабраил из фильма “Кавказская пленница”. Под каким именем нам известен этот артист, если известно, что имя ему дали родители в честь известного полководца Гражданской войны?

Ответ: Фрунзик Мкртчян, назван в честь Михаила Фрунзе.

4. Снявшись более чем в 160 картинах, он стал первым из российских актёров, который вошёл в книгу рекордов Гиннеса по количеству сыгранных ролей. Его штабс-капитан Овечкин в трилогии о неуловимых мстителях, главарь банды “Чёрная кошка” в фильме “Место встречи изменить нельзя”. О ком идёт речь?

Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/586307

Сценарий коллективного выступления обучающихся «Визитная карточка Армении». 7 класс.

Сценарий представления страны Армения ко дню фестивалей «Нации»

3 человека выходят (2-читают рассказ, 1-держит символы Армении).

1 ведущий : Сегодня наш класс расскажет вам о прекрасной стране Армении. Армения – древняя страна. По – армянски название страны звучит как «Айк». В средние века к этому названию прибавился суффикс места «стан», таким образом страна стала называться Айастан.

2 ведущий : Многие века армянский народ страдал от иноземных захватчиков, которых привлекала благодатная земля. Захватчики истребляли армян, сжигали их поселения, увозили детей в рабство, убивали стариков. Но многострадальный армянский народ выстоял, сохранил свои традиции, культуру и веру.

1 ведущий: Россия всегда шагала рядом с Арменией, оказывала помощь в трудные времена. Армения входила в состав Союза Советских Социалистических республик. Не так давно Армения стала независимой страной. Она сохранила дружеские отношения с Россией.

Читайте также:  Сценарии праздника ко дню работника перерабатывающей промышленности

2 ведущий : Мы представляем вам символы государства:

1 ребенок: Флаг Армении имеет три полосы- красную, синюю и оранжевую.

=Красный цвет символизирует постоянную борьбу армянского народа за существование, христианскую веру, свободу и независимость.

=Синий цвет символизирует стремление армянского народа жить под мирным небом.

=Оранжевый цвет символизирует созидательный талант и трудолюбие армянского народа.

2 ребенок: Герб Армении имеет форму щита. В центре –гора Арарат- символ армянской нации. Лев и орел означают мудрость, терпение и благородство армянского народа. Чуть ниже- разорванные цепи- символ освобождения армян от иноземного ига.

Древняя культура Армении привлекает нас своей самобытностью и жизнелюбием. И мы с удовольствием прикоснемся сегодня к ней.

3 ребенок (в костюме пастушка):

Есть магия в тенистом слове «джан».
Наполненное жизнью и любовью,
Оно — сама душа, как Божий Храм,
Где силу обретаешь над собою.

В нем красота, энергия ветров,
Оно сродни харизме Арарата.
Среди его бесчисленных даров
Радушный кров друзей — душе отрада.

Ведь там я не подвластен хмурым дням,
Ведь там узнал я, что в судьбе случится:
Фамилии любимые на «ян»,
Друзей очаровательные лица.

И каждой клеточкой впитав простор,
Мне сердце говорит открыто, прямо:
Хочу вдыхать свободный ветер гор
И тосковать с дудуком Гаспаряна.

4 ребенок: (рассказывает под музыкальное сопровождение дудука Гаспаряна )

Послушай, друг мой, как поет дудук

Не знаю, что за инструмент сей музыкальный,

У гуслей явно голос повокальней,

По крайней мере это русский звук.

Наверно, все ж послушаю дудук,

Ведь это музыкальный инструмент армян,

Откуда родом сам Джигарханян.

А он нам самый лучший друг.

Послушай, друг мой, как поет дудук

Как сердце светлой грустью наполняет,

Как наши души он объединяет,

Его пропитанный судьбою горький звук

Послушай, друг мой, как поет дудук

Как много в этой музыке печали.

В ней плач сердец, которые страдали

От боли расставаний и разлук.

Послушай, друг мой, как поет дудук

Как много в этой музыке надежды,

Она нам души греет, как и прежде

Согрела нашим прадедам, мой друг.

Послушай, друг мой, как поет дудук

В нем дух армянский – чудных гор творенье.

В нем весь народ,

В нем вся наша Армения,

В нем будут наши правнуки, мой друг.

Под дудук выходят все, кто поют песню

Весь класс исполняет песню «Армения моя».

Мама не грусти,
Береги отца
Бог вас сохранит,
Мама не грусти, не грусти..
Родина моя,
Как ты без меня,
На вершинах снег
Где мои друзья
Сберегла ль ты всех?!

А где -то горы,горы,
А за ними ,ними
АРМЕНИЯ МОЯ,
Знаю мама,мама
Армения ты ждешь меня.
А где -то горы,горы,
А за ними ,ними
АРМЕНИЯ МОЯ,
Знаю мама
Армения ты ждешь меня.

Mayrig che tkhres
Yete che gam yes,
Girkt indz charnes,
Achkt artsungov che ltsnes.
Hayastan im tun,
Moratseles du?
Te hishumes u norits indz yet kanchum?

Ko lanjerine Ararat
Ashkhare Armenian
Sevanadzov dzhurn arat
Ergire Nairian.
Ko lanjerine Ararat
Ashkhare Armenian
Srtis meches anentat Hayastan

А где -то горы,горы,
А за ними ,ними
АРМЕНИЯ МОЯ,
Знаю мама,мама
Армения ты ждешь меня.
А где -то горы,горы,
А за ними ,ними
АРМЕНИЯ МОЯ,
Знаю мама
Армения ты ждешь меня.

3 ребенок (в костюме пастушка):

Кочари мой кочари-
Народный танец армянский,
Его все пляшут исстари,
Поднимая дух наш братский.

Танцуют вкруг, плечом к плечу,
Выкрикивая гей, гей,
Зажгу, за них, свою свечу
Я вижу в них богатырей.

Его плясали пред Рейхстагом
И у храма в селе Шуше,
Танцевали перед врагом,
Чтобы знал, что в их душе.

Под дробь большого барабана
И звуки народной зурны,
Кочари идёт от Вана,
До тех, кто родине верны!

Исполняется национальный армянский танец «Кочари».

3 ребенок (в костюме пастушка):

Горжусь, Армения, тобой, культурой древней и седой.

Ты первой христианство приняла и вера сильная тебя спасла.

Весь класс хором:

Россия и Армения вместе навсегда.

Ведущий 1: Попробуйте наше национальное блюдо печенье гата.

Источник статьи: http://znanio.ru/media/stsenarij-kollektivnogo-vystupleniya-obuchayuschihsya-vizitnaya-kartochka-armenii-7-klass-2505457

Оцените статью
Adblock
detector