- Крестильный обряд «Бабья каша» статья по мхк на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Сценарий праздника бабья каша
- Корзина
- Праздник Бабьи Каши – значение и суть для наших предков.
- Какой должна быть бабка-повитуха
- Внеклассное мероприятие «Бабьи каши».
- Просмотр содержимого документа «Внеклассное мероприятие «Бабьи каши».»
Крестильный обряд «Бабья каша»
статья по мхк на тему
Статья посвящена описанию крестильного обряда «бабья каша». Представленный в работе материал записан в ходе фольклорной экспедиции в селе Осиновка Викуловского района Тюменской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krestilnyy_obryad.docx | 959.33 КБ |
Предварительный просмотр:
КРЕСТИЛЬНЫЙ ОБРЯД «БАБЬЯ КАША» СЕЛА ОСИНОВКА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Работа посвящена описанию крестильного обряда «бабья каша». Представленный в работе материал записан в ходе фольклорной экспедиции в селе Осиновка Викуловского района Тюменской области от переселенцев начала ХIХ в. из Белоруссии, называемых в этой местности «самоходами».
Название обряда связанно с застольем, которое устраивается после крещения в церкви. На крестильном обеде присутствуют родители ребенка, кум, кума, повитуха, называемая здесь «бабой» или «бабкой», а также близкие родственники, дети. Остальных присутствующих на крестильном обеде называют «посторонними».
В кумовья приглашают кого-либо из родственников или хороших знакомых. Активными участниками обряда оказываются знакомые и соседи. В нашей записи вместе с кумой – бабкой две приглашенные в гости женщины разыгрывают сцену с главным атрибутом крестильного обеда – кашей.
Кашу готовит повивальная бабка. Каша очень крутая, приготовленная из риса со сливочным маслом, сахаром и молоком. Раньше кашу варили из пшенной крупы.
Стол ставят в крути. За столом сидят справа налево бабушка, кум, кума, родители, гости. Дети за столом не присутствуют. Крестильный обед начинается как обычное праздничное застолье, т.е. присутствующие, сидя за столом, пьют и едят. Обряд «бабья каша» включается непосредственно в застолье, которое как бы обрамляет обряд.
После того как гости посидят за столом, несут кашу. По свидетельствам исполнителей, раньше кашу приносили в глиняном горшке. Теперь, поскольку подобная посуда вышла из употребления, приносят кашу в фаянсовой тарелке.
Кашу приносят трижды. Накрыв тарелку шапкой, бабы начинают «чудить» — несут кашу, которую якобы приготовила бабка. Женщины восклицают, показывая, как будто рукам горячо: «Ай, ай! Горяча, руки [о]ппалили!». Кашу несут, держась за тарелку с двух сторон, прикасаясь ею к полу, а затем к лавке, говорят – «каша скачет».
Сняв шапку, женщины показывают бабке содержимое тарелки, в которой оказывается сырая картошка. Баба отказывается принять такую «кашу»: «Ой, не, не, не! Эта не моя каша». «Кашу» уносят.
Во второй раз в миске оказывается зерно, и баба отсылает такую «кашу» «курам», ссылаясь на то, что эту «кашу» не готовила. «Бабка» ругает женщин за то, что те принесли такую грязную посуду. В свою очередь женщины бранят бабку, называя ее лодырем: «Эта ж ты лодар такая! Эта ж ты не намыла! Надо ж такую бабку лодара брать?». Возникает перепалка, которая заканчивается тем же – бабка отправляет женщин с «кашей» обратно.
И, наконец, женщины несут настоящую кашу в тарелке, накрытой шапкой. Показывая бабке кашу, спрашивают, ее ли эта каша: «Бабкина каша чи не?» — «Во, во! Эта дела! Во, эта нам». Приняв кашу, баба встает, крестит ее заранее приготовленной монетой и произносит следующие слова:
«Наша каша с канапельками,
А все люди с капейками.
Ина ще с з грыбами,
И все люди з рублями».
Дальнейшие действия гостей вытекают из смысла произнесенных слов – все сидящие за столом, включая и саму бабку, одаривают кашу, втыкая в нее монеты, или же кладут сверху платки, другие подарки – отрезы ткани и т.п.
После одаривания крестный встает и, взяв тарелку через платок, крестит кашу, делая крестообразные движения тарелкой с кашей (прикасается тарелкой к столу в четырех местах, крестообразно). Перекрестив кашу, крестный разбивает тарелку ударом об стол.
Гости стараются как можно быстрее раздать кашу всем сидящим за столом и особенно детям: «Давайте, давайте, быстрей дитям, все берите, чтоб быстрей рос. Дети берите, чтобы быстрей крестник ходил, быстрей говорил, умный был».
Продолжение крестильного обеда представляет собой праздничное застолье – гости поздравляют родителей, угощаются, звучат песни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГК СОУ СКОШИ VIII вида г.Ковроваправиловедение (здоровый образ жизни) 4 класс Русская каша-сила наша. Цель: Расширение представлений детей о крупяных культурах, .
Дидактический материал к урокам технологии.
Конспект открытого занятия по социально-бытовой ориентировке для 5 класса для слабовидящих детей с легкой степенью умственной отсталости.
В разработке применяются задания на контроль усвоения лексики, задания напрвленные на развитие навыков поискового чтения.
Первыми вестниками Весны являются грачи. С давних времён наш народ с уважением относился к этим птицам. И в честь их прилёта люди устраивали праздник «Карга боткасы» — «Каша для грачей». Главными учас.
конспект урока по СБО в 6 классе.
Театрализованное представление по мотивам р.н. сказки «Каша из топора» можно включать как самостоятельный номер в различные детские тематические праздники и досуги .Наши ребята подготовили этот номер .
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/library/2014/09/29/krestilnyy-obryad-babya-kasha
Сценарий праздника бабья каша
Корзина
Как известно наши предки, древние славяне, на протяжении многих столетий были язычниками и поклонялись различным богам. После принятия христианства большая часть знаний наших предков была безвозвратно утрачена, но от этого интерес к прошлому своего народа на сегодняшний день только возрастает. Людей всегда интересует все неизведанное и тайное, особенно если это касается непосредственно их прошлого.
Славянский календарь полон различных праздников и примет, но информацию о настоящей сути празднования найти довольно сложно. Не стоит забывать, что это игра в «испорченный телефон» длиною в тысячи лет, но на нашем сайте Вы сможете найти всю необходимую правдивую и интересующую информацию о каждом празднике.
В современном мире славянские праздники и обряды почти утратили свою силу и влияние, но все же родовая память играет огромную роль. Многие наши соотечественники начинают изучение славянских языческих праздников.
Праздник Бабьи Каши – значение и суть для наших предков.
Одним из наиважнейших праздников по славянскому календарю было 8 января (26 декабря по старому стилю) – праздник Бабьих Каш. Этот праздник уходит своими корнями в далекую древность и главной его целью является почитание богинь-матерей. Но со временем в этот день стали почитать и бабок–повитух, так как древние славяне верили, что они являются слугами богинь-матерей, которые и даруют новую жизнь.
Существовал целый ритуал по празднованию — уже рожавшие женщины приходили к повитухам вместе с детьми и приносили различные дары и угощения – пироги, блины, пиво и даже наливку. После принятия угощений повитуха обязательно благословляла детей на счастье и здоровье на весь год. Также в этот день бабок-повитух посещали все женщины деревни, которые уже были беременными или же хотели в скором времени выйти замуж.
После этого в доме повитухи начинался настоящий ритуал, все пришедшие в дом должны были сесть за одним большим столом, где будут стоять все угощения и начать свою трапезу. Во время этого должно быть весело и непринужденно, также женщины разговаривали о своих мужьях и семьях. Для женщин, которые не обрели счастья материнства или же хотят еще деток, повитуха проводила специальные обряды. На ритуальном огне она готовила смесь каш из проса и гречки, после чего каждая из участниц обряда должна была съесть хотя бы ложку этой каши. Также в ночь празднования впервые стригли детей и почитали умерших особой трапезой. Все это действие проходит до самого рассвета, и никто не уходил без веской причины и разрешения повитухи.
Наши предки считали, что повитуха это родственница всем семьям, ведь ни одни роды не проходили без ее помощи и присутствия. Ее помощь была необходима женщинам, ведь обезболивающих в то время не было, а бабка чудесно зналась на травах и методах как ускорить роды, чтобы нанести меньший вред ребенку и роженице.
Какой должна быть бабка-повитуха
Конечно, столь ответственная обязанность как принятие родов доверялась далеко не каждой. У древних славян был даже перечень требований к бабе–повитухе:
- Женщина должна быть уже в возрасте, когда детей она рожать не может, не зря ее называли бабка-повитуха;
- Она должна была сама пройти этап рождения на свет собственного ребенка, чтобы понимать все, что происходит, и сочувствовать роженице;
- Знающая лекарственные травы, ловкая, умеющая принимать быстрые решения, как бы сказали в наши дни – стрессоустойчивая.
Для того чтобы облегчить муки роженицы при первых схватках, повитуха растапливала баню, окуривала ее сбором трав и читала молитвы и заговоры «на быстрые и легкие роды». Непосредственно в момент родов повитуха поддерживала роженицу и старалась приободрить ее ласковыми словами. В момент принятия родов никогда не принималась помощь от черноглазых бабок деревни.
Стоит отметить, что еще одним немаловажным фактором выбора в повитухи была репутация женщины, если она прожила тихую и верную
супружескую жизнь только в этом случае на нее возлагали столь ответственную миссию. Наши предки верили, что если допустить к рождению ребенка недостойную женщину, то она может навредить как здоровью, так и судьбе малыша.
Как видим, календарь славянских праздников способен удивить и научить нас, современных людей, выбирать человека, которому доверяется жизнь новорожденного.
Источник статьи: http://slavyanskieoberegi.ru/slavyanskie-prazdniki/babi-kashi/
Внеклассное мероприятие «Бабьи каши».
Фольклорный праздник «Бабьи каши». Цель: познакомить учащихся со старинными народными праздниками их символическим значением и местом в жизни наших предков. Его лучше проводить для детей 3-4 классов.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «Бабьи каши».»
Фольклорный праздник «Бабьи каши» для детей 4-х классов
Цель: познакомить учащихся со старинными народными праздниками, их символическим значением и местом в жизни наших предков.
Знакомясь с фольклорным праздником « Бабьи каши» дать учащимся представление, о его происхождении, о традициях древнего славянского праздника.
Познакомить с устройством внутреннего пространства крестьянского дома.
Воспитывать уважительное отношение к древним традициям своего народа.
Оборудование: Оформление сцены под убранство русской избы утварь, изделия народных промыслов, народные костюмы и украшения для артистов.
Согласно народным обычаям 8 января отмечаю праздник «Бабьи каши»- это праздник повивальных бабок и молодых матерей. В этот день им приносили подарки, угощения, блины, водку, одаривали повитуху деньгами, готовили бабкину кутью (или кашу), а повитуха выставляла на стол горшок каши. Весёлая трапеза могла продолжаться «с вечера до дела света». Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам молодым девушкам и будущим матерям.
Позднее православная церковь стала отмечать в этот день праздник иконы пресвятой Богородицы. Праздник повивального дела «Бабьи каши» справляется на второй день Рождества Христова. Он связывается с образом Богоматери-роженицы воплощения чистоты, целомудренного материнства. В этот день Православная церковь почитает Собор Пресвятой Богородицы, в храмах совершаются службы иконе Божьей Матери «В родах помощницы».
А ещё, не в столь далёкие времена, матушка собирала ребятишек ввечеру и учила их славить, на Рождество, осыпать зерном — на долгий век, на счастье, на благополучие. Проще простого было в праздничный час выдать по ломтю пирога, побаловать детей клюквой на меду. Но матушка знала: «Не во всяком дому каравай выпечен, да ещё, чтобы всему семейству вдосталь». И вот ребятишки должны были заслужить угощение, всем миром ребячьим отведать поровну и сыти, и сладости, « Подайте коровку, маслину головку на поду печи, коровку золочёну! » И в ребячий короб от всякого дома выносили и болыиухи, и девицы- невесты обрядовое печенье, которое по своему обличью сродни скотинке. А ребятишки поздравляли: «Ты, хозяюшка, подай! Ты, отрадушка подай! Подавай — не ломай! Отломишь немножко — будет Ермошка. Отломишь горбушку — будет Андрюшка. А подашь середину — Быть свадьбе!». И так, ребячий короб тяжёл. И гурьбой славильщики бежали к чьёй-то протопленной баньке, делили между собой угощение. Это было радостное время игр, забав. Дети узнавали друг друга и по- детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время.
Наблюдали за приметами. Если день ясный, то будет хороший урожай проса. Каша в печи подрумянится — к снегу.
Действующие лица: Настя, Маша, Бабушка, Евдоха, Дети, Крёстная, Молодая мама.
Проходите все без стеснения!
Билетов не надо—предъявите хорошее настроение!
Спешите скорей! Спешите скорей! Нет праздника нашего веселей!
1 .Приходите, разомните кости, Сегодня Бабушка Ульяна приглашает в гости
2. Гостей мы давно ждём- поджидаем, Праздника без вас не начинаем!
Сцена оформлена как русская изба — печь, стол, скамейки, занавески; на печке — горшки с кашей. На сцену выбегают две девчонки, они ссорятся из-за веника.
Настя: Ах ты! Отдай, Манька! Это меня мамка к Бабушке послала!
Маша: Нет! Это мне мамка велела Бабке Ульяне помогать! Я буду мести! Настя: Да тише ты! Я старше, я и буду мести! А ты иди за водой.
Маша (стонет). Ага! Ведро большое! А в колодец упаду-у! А мне не донести-и! Настя: Да ну тебя! Ладно, мети. Только смотри, чтоб чисто было!
Берёт ведро и уходит.
Маша: (метёт и поёт) Мы избу белую
Чисто подметём И тоску зелёную Мы не пустим в дом! Ой, сколько гостей вчера Бабушка Ульяна назвала! Где все уместятся-то?
Выходит Бабушка Ульяна.
Бабушка: Найдём место, внученька, найдём. В тесноте да не в обиде. Какая ты у меня молодец! Сама додумалась , аль надоумил кто?
Маша: Мамка послала, говорит, праздник сегодня. А какой праздник-то, Бабушка?
Бабушка: Да, праздник. Бабьи каши—день крёстных матерей и повивальных бабок, к ним в гости сегодня идут, поздравляют. Маша: А чем угощать-то будем?!
Бабушка: Да у меня уж, внученька, всё готово, с петухами встаю. Сейчас вот самовар поставим да на стол накроем.
Входит Настя с ведром.
Настя: Бабушка, я воды принесла.
Бабушка: Наливай, Настенька, в самовар. Выноси на крыльцо да раздуй хорошенько.
Настя с самоваром уходят. А ты, Мария, неси чашки, да плошки, да деревянные ложки, на стол накрывать будем.
Достаёт скатерть, расстилает. Маша несёт посуду.
Маша: Чашки — чай пить с пирогами, а ложки зачем?
Бабушка. Как зачем? Ведь сегодня кашу надо есть. Она целебная, в ней сила есть, того никакая порча или болезнь не возьмут. Кашу надо есть от скорби, на благо, на божью милость.
Маша: А правда эта каша человека оживить может?
Бабушка: Конечно. Она снимает вялость и сонливость, лень прогоняет—так и оживляет.
Маша: А ты бабушка, колдунья что ли?
Бабушка: Да нет. Просто каша моя с добрым уговором сварена. Над горшком сама Богородица стояла, молоко мешала, каше подгореть не давала.
На сцену выходят гости: Евдоха с Детьми, Крёстная, Молодая мама с дочкой на руках.
Дети (поют) Уж и ходим мы, и бродим мы По проулочкам, закоулочкам. Уж и ищем мы, и ищем мы, Где Сергевнин двор светлёхонький.
Бабушка: Здесь Сергевнин двор, здесь светлёхонький.
Дети: Бабушка Ульяна! Принимай гостей со всех волостей! Пришли к тебе на хлеб на соль , кашу есть!
Бабушка: Проходите, гости дорогие!
Мальчик: А угощение готово?
Бабушка: Готово: на первое—суп Санте На холодной воде, Крупинка за крупинкой Гоняются с дубинкой. На второе—пирог из лягушачьих ног, С луком, с перцем, с собачьим сердцем. На третье, значит, сладкое, Да, сказать по правде, такое гадкое!
Настя (идёт с самоваром).Я иду, иду, иду, самовар несу. Самовар в руках несу, прибауточки пою
Маша: Эх, чай, чай, чай, уж ты , кумушка, встречай,
Пирогом всех угощай!
Бабушка: Как для вас, мои друзья, наварила, напекла: 92 блина, 2 корыта киселя, 50 пирогов — не найти едоков! Хозяйку потешьте , пирогов поешьте!
Бабушка всех рассаживает за стол, несёт им горшки с кашей. Гости мои разлюбезные! Гости мои дорогие! К вам Бабушка Ульяна идёт, вам кашу несёт. В этой каше молитва к господу шши.(Подходят к самому маленькому.^Бабушка подходит, кашку подносит на корысть, на радость, на божью милость. Кашу на ложке — Машу на ножки. Каша скорее поставит ребёнка на ноги, даст ему выносливость, силу и ходкость.
Крёстная: (кребёнку). Бог тебя нам дал, Христос даровал. Пресвятая похвала в окошечко подала. В окошечко подала, Машенькой назвала. Нате-ка да примите-ка, кашкой святой накормите-ка.
Бабушка: Вот так деток кормили кашкой да приговаривали. Про кашку-то много пословиц да поговорок придумано. Давайте-ка пословицы вспоминайте про хлеб, про кашу и другую пищу нашу. Кто назовёт, моей волшебной кашки хлебнёт.
Дети называют пословицы, получают по миске.
Настя: Бабушка, расскажи ещё что.
Бабушка: А я загадку вам загадаю: Наша барыня-сударыня толста и бела. Щей да каши наварила, пирогов нам испекла. Кто это?
Дети встают в круг, в центр становится самая большая девочка, Дети вокруг неё водят хоровод и поют.
Ой, ты, печка-сударыня,
Помоги нам, боярыня!
Ты свари, испеки, обогрей, освети,
Полечи и спаси, в дом богатство неси!
Дети начинаю играть, устраивать кучу-малу.
Евдоха: Ишь, черти, расшумелись! Ишь разыгрались! А ну, брысь по лавкам! (Разгоняй детей.)
Бабушка: Эх, Евдоха, Евдоха! Детей бранить без толку — плохо! А такими словами — и вовсе негоже! Будет у них жизнь как дырявая рогожа. Ругала? (Евдоха кивает) Винись!
Евдоха: (Подходит к Крестной). Виновата я, кумушка, Бога гневила, на Ваньку кричала да бранилась.
Крёстная: Что ж, становись перед иконой Божьей Матери да читай про себя молитву Иисусову. Да усердно читай, ни слова не пропусти! Беги сюда! Ванюшка! (К ней подбегает мальчик, она кладет ему на голову руку.) На море, на океане, на острове Буяне стоит Божья церковь с ангелами-хранителями, со святителями. И не дают они подступится к ангельской душе нечаянной брани. Ангельская душа и ныне, и до веку светла и чиста! (Крёстная и Евдоха подходят к столу.)
Евдоха: Что же, пора и честь знать, в гостях, ребята, хорошо, а дома лучше. А бабушке Ульяне отдыхать пора. Спасибо, Бабушка Ульяна, за хлеб-соль вашу, за добрую кашу. (Подаёт ей пуховый платок.) Спасибо за деток наших, что приняла и нам помогла! Дай тебе бог здоровья! (Крестной.) А это тебе, кумушка. (Подаёт полушалок.) Спасибо за доброту твою, будь счастлива! (Детям) Ребятки, а вы скажите спасибо избе.
Дети: (по очереди). Живи, изба, здорово, живи богато! Без зла, и без вихря, без всякого лиха. Чтоб было тепло, чтоб было светло. Чтоб своё водилась, да и нам хватило. Все: Спасибо!
Маша: Бабушка, а почему тебе тётка Евдоха спасибо говорила да шаль подарила?
Настя: Машка, не приставай к Бабушке! Такие вещи сама уже должна знать, чай, не первый год на каши ходишь! Глаза тебе да ушки зачем даны?
Маша: А ты то знаешь?
Настя: Ладно, иди сюда, поведаю. Наша Бабушка Ульяна — одна на всё село повивальная бабка.
Маша: А что это такое?
Настя: Она помогает роды принимать. Она и тебя, и меня принимала. За это её сегодня и поздравляют да спасибо говорят.
Пока девочки беседуют, Крёстная с Бабушкой прибираются на столы, потом
Крёстная походит к маленькой Машеньке и играет с ней в ладушки.
Крёстная: Ладушки, ладушки!
Где были? У бабушки.
Что пили? Бражку.
Кашка масленка, бражка сладенька,
Молодая мама: Ой, нам уже тоже домой лететь пора, приходите к нам завтра вечеровать.
Крёстная: Погоди маленько. Настя! Маша! Несите-ка блюдо с водицей да семь ложек прихватите. Надо маленькую умыть, а то народу много было, как бы не изурочили.
Семь раз ложки в воду окунает, затем ребёнку на темечко брызгает, умывает личико ребёнка. Всё, кроме крёстной, прощаются и уходят.
Как ложки мои никто не урочит. Вот теперь пойдите с богом! ( Оглядывает избу.) Вот убрались маленько, теперь можно и домой. Что ж, спасибо тебе, Ульяна, за хлеб-соль, за кашу, за добро. (Дарит ей рубашку.) сама для тебя шила-вышивала. Доброго тебе здоровья! (Кланяется, уходят.)
Бабушка: Ещё один праздник отошел. Такими бабьими сходками начинается каждое новолетие, потому как главные они в нашей жизни. Они родных всех собирают вместе. И не гаснет в людях надежда на житье-бытье бессиротское. Недаром говорится: «Кумиться да любиться — в час горький помощью заручится». С праздником вас, люди добрые!
Источник статьи: http://multiurok.ru/files/vnieklassnoie-mieropriiatiie-bab-i-kashi.html