Сценарий праздника лен мой лен

Фольклорный праздник «Лен-леночек»
методическая разработка (5 класс) на тему

Фольклорные праздники — это часть духовного наследия народа (обрядов, ритуалов, традиций).

Издавна на Руси они играли очень большую роль в жизни русского народа:

— сближали людей, поддерживали в них чувство коллективизма;

— способствовали укреплению родственных связей, так как обычно собирали всю ближнюю и дальнюю родню;

— радостная атмосфера праздника снимала чувство неловкости и стеснения во взаимоотношениях;

— общение с гостями позволяло узнавать новости о событиях в стране, получать знания о далеких странах и народах, удивляться заморским чудесами странным обычаям.

Фольклорные праздники способствуют эстетическому развитию — формированию эстетического отношения к миру, в том числе к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; художественному развитию — приобщение к искусству и художественной деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
folklornyy_prazdnik.docx 30.56 КБ

Предварительный просмотр:

Ф ольклорный праздник «Лен — леночек».

Фольклорные праздники — это часть духовного наследия народа (обрядов, ритуалов, традиций).

Издавна на Руси они играли очень большую роль в жизни русского народа:

— сближали людей, поддерживали в них чувство коллективизма;

— способствовали укреплению родственных связей, так как обычно собирали всю ближнюю и дальнюю родню;

— радостная атмосфера праздника снимала чувство неловкости и стеснения во взаимоотношениях;

— общение с гостями позволяло узнавать новости о событиях в стране, получать знания о далеких странах и народах, удивляться заморским чудесами странным обычаям.

Фольклорные праздники способствуют эстетическому развитию — формированию эстетического отношения к миру, в том числе к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; художественному развитию — приобщение к искусству и художественной деятельности.

Фольклорный праздник предназначен для учащихся 5-6 классов

  • приобщение детей к русской народной культуре,
  • знакомство обучающихся с растением «лён», связанными с ним приметами, поговорками, песнями, и его использовании.
  • развивать познавательную активность, любознательность при ознакомлении с бытом и жизнью русского народа, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры;
  • расширить знания учащихся об истории выращивания льна на Руси и его применении;
  • способствовать воспитанию этического отношения к русской культуре.

Регулятивные УУД:
— эмоционально-положительный настрой на проведение фольклорного праздника, создание ситуации успеха, доверия;
— выделение и осознание того, что усвоено во время праздника, осознание качества и уровня усвоенного.
Познавательные УУД:

— расширение знаний о русской культуре и народных традициях;
— извлечение необходимой информации из театрализованного представления об употреблении и пользе льна в питании.
Личностные УУД:
— воспитание уважения к укладу жизни, быту, обычаям предков, чувства общности со своими истоками и гордости за них;

— смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имела для него фольклорный праздник?
— нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный социальный выбор.
Коммуникативные УУД.
— сотрудничество, высказывание своего мнения, обсуждение.

Методы и приёмы, использованные во время проведения фольклорного праздника:

  • использование русских народных костюмов;
  • вовлечение в прошлое;
  • театрализация;
  • рассказ о народных обычаях и традициях;
  • применение изделий народных промыслов;
  • использование загадок, пословиц, поговорок;
  • использование русских народных песен;
  • опросно-ответная беседа;
  • ролевая игра;
  • использование музейных предметов.
  1. Этапы организации, место проведения праздника

I этап — предварительное планирование. Определение места и срока проведения.

II этап — работа над сценарием. На данном этапе подготовки создается сценарий праздника, включающий речевой, музыкальный и игровой материал.

Ребята предварительно разучивают русские народные песни «Посеяли девки лён», «У нас нынче субботея», « Пошла Дуня из ворот…», частушки.

III этап — предварительное знакомство детей со сценарием праздника, определение целей и задач. Осознание обучающими своей роли в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, песен, постановки танцев, подготовки зала они видели и понимали, для чего они это делают

IV этап — репетиции. На этом этапе идет работа над сценарием, в который вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы.

V этап — проведение праздника. Выступление перед учащимися 5 класса и родителями .

VI этап — подведение итогов. Проведение беседы, в которой дети вспоминают, что им понравилось, выделяют наиболее важные и главные моменты праздника. Отражение итогов в школьной газете.

Место проведения: школьный краеведческий музей.

В краеведческом музее созданы все условия для знакомства с народными традициями, бытом русских крестьян, их питанием. Все это способствует развитию интереса к русской национальной культуре, формирует художественный вкус, эмоционально-оценочные суждения по поводу увиденного, вызвать желание отражать полученные эстетические представления в собственной художественно-творческой деятельности, т.е. формировать визуальную культуру и опыт в условиях музейной коммуникации, содействует воспитанию бережного отношения к народным традициям и их сохранению.

Комната оформлена в русском стиле: на полу домотканые половики; стол, накрытый льняной скатертью, самовар, выпечка с добавлением льна, масло льняное; вещи льняные (полотенце, рубашка, наволочка, простыня, платье) ; на скамейках веретена и прялки; на полу стоит коробка, стилизованная под старинный сундук; на отдельном столе — стилизованные орудия труда для обработки льна: железный гребень, мялка, ткацкий станок.

  • дедушка Федор;
  • бабушка Агафья;
  • внучки Аня и Юля;
  • девочки и мальчики

III. План праздника

1. Вступление. Дедушка с бабушкой в русских народных костюмах под музыку встречают гостей.

2. Угощение гостей выпечкой с добавлением льна.

3. Исполнение русской народной песни «У нас нынче субботея».

4. Театрализованное представление об истории выращивания и обработке льна на Руси, народных поверьях и приметах.

5. Хоровод «Я посеяла ленку»

6. Разгадывание загадок и демонстрация льняных предметов «из сундука».

7. Исполнение русской народной песни « Пошла Дуня из ворот…»

8. Рассказ об использовании льна в питании.

9. Угощение гостей кондитерскими изделиями с добавлением льна.

10. Хоровод «Посеяли девки лён».

11. Исполнение группой ребят частушек.

12. Завершение фольклорного праздника чаепитием.

13. Рефлексия. Подведение итогов. Написание отзывов учащихся и родителей в школьную газету.

IV. Сценарий фольклорного праздника «Лен — леночек»

Дедушка, бабушка, их внучки одеты в русские костюмы. Звучит русская народная музыка. Входят ребята Их встречают дедушка и бабушка.

Дедушка. Добро пожаловать, гостюшки дорогие парнишки удалые, девчонки заводные! С чем пожаловали?

Девочка. Чайку попить, хозяев повеселить.

Мальчик. Рассказы послушать, пироги покушать

Девочка. Попеть, поплясать, себя показать.

Хлебосольством и радушием

Славен наш край.

Здесь для вас и песни русские,

И медовый каравай!

Входят внучки (Аня и Юля) с подносами угощают ребят булочками с льняной присыпкой

Юля. Мир вам, гости дорогие, Вы явились в добрый час.

Песней русской да народной Мы встречаем нынче вас.

Исполнение русской народной песни «У нас нынче субботея».

Дедушка. Расцвели девчата наши,

Как ромашки на лугу,

Ну а песни распевают,

Словно пташечки в саду.

Бабушка. Ребятки, не распотешиться ли нам загадкой? А загадка простая, любой отгадает:

Сквозь землю прошел,

Синю шапочку нашел. (Лён.)

А отгадаете по шифрограмме: по последующей букве алфавита отгадать слово.

Бабушка: Сегодня, ребятки, мы будем говорить о льне, о его обработке и назначении.

— Что такое лён? (растение)

— Видел ли кто из вас это растение?

— Сможете ли узнать лён среди всех растений?

Предлагаются иллюстрации с цветами: василёк, лён, колокольчик. Ребята отгадывают.

— Вот он, лён-леночек, голубой цветочек. (Показывает растение). При ветре до земли сгибается и снова выпрямляется.

Дедушка. Лён — древнее растение, его возделывают более двух тысяч лет. В старину на Руси лён начинали сеять 27 мая, в день Сидора-огуречника . Помнишь, Агафья, как тогда говорили: «Сидор-огуречник не сидит на печке, огурцы сажает, лён засевает»?

Бабушка. А в день Федота-овсяника , 31 мая , лён сеяли уже везде. Другое название этого дня — «семь дев». В народе такие приметы были: кукушка закуковала — пора сеять лён,

рябина зацветает — начинай сеять лён.

Сеяли его до третьего июня.

Дедушка. А помнишь, Агафья, как вы с подружками лён обманывали? (Смеется.)

Бабушка. Ну, тебя, старый, нашел, о чем вспоминать!

Юля. Расскажи, Бабушка! Ну, пожалуйста!

Бабушка. Ну, если смеяться не будете, то расскажу. Это ведь не я придумала, обычай такой был. Перед тем как сеять лён, мы раздевались донага прямо в поле. А лён, глядя на нашу наготу, жалел нас, думал: «Это девки бедные — у них даже рубашек на теле нет, надо будет получше уродиться». Вот так мы лён и обманывали.

Аня. Посей-ка, батюшка, ленку

В середнем поле, в уголку,

На мою долиночку,

На шелкову шапиночку.

Так пели девушки в стародавние времена.

Бабушка. В наших краях был обычай при посеве льна задабривать мужиков — класть в мешок с семенами вареные яйца.

Дедушка. Поэтому мы и любили сеять лён. Бывало, отец высыпает в лукошко (показывает) семена, а с ними яйцо за яйцом вылетает. «Ребята, берите!» Прямо взять да и съесть яйцо нельзя, нужно его сначала подбросить да сказать: «Вырасти, лён, выше лесу стоячего!»

Бабушка. Стебель у льна высотой до ста шестидесяти сантиметров. Голубые цветочки придают особое очарование цветущему льняному полю. Встречаются белые и розовые цветки, но редко. Когда лён отцветает, образуется плод — коробочка, в которой прячутся блестящие семена.

Аня. Как интересно! А где лён растет лучше?

Дедушка. Сеют его на хорошо удобренной земельке. Вы же тоже в огороде работаете, на хорошо обработанной земле и урожай хорошим вырастает.

Бабушка. Лён — водохлеб, очень любит влагу. Где сеяли лён, просили: «Матушка — водица, надо с неба пролиться на нашу льняницу». Посеяв лён, у поля девушки водили хоровод. Давайте и мы вспомним старину.

Хоровод «Я посеяла ленку»

Дедушка. На Луппу — брусничника, 5 сентября , лён убирали, выдергивали из земли с корнем, теребили, освобождали от коробочек, а оставшуюся солому вязали в снопы. Потом их мочили, опускали в пруд, чтобы волокно легко отделить от древесины.

А с Симеона Столпника (14 сентября) , стебли льна МЯЛИ.

Бабушка. Да, помню, как мама мне говорила: «Мни лён доле, волокна будут боле». Затем его теребили на гребнях (показывает гребень), получая длинное волокно и кудель. А потом уж пряли нитки, а из ниток ткали полотно (показывает полотно). В народе всегда говорили: «Кого лён вымотает, того и озолотит».

Бабушка: К акие старинные инструменты запомнили для обработки льна? (щётка. Чесало, трепетало).

— Как вы думаете, ручная обработка льна была сложной работой? ( И руки ранили, и недосыпали) Не зря в народе говорят «Труд всё побеждает». Объясните значение этой пословицы. А в чём заключается ваш труд?

Дедушка: А кто скажет, как по приметам урожай льна угадать? (распределить детям)

-Длинные сосульки — долгий лён.

-Лён надо сеять, когда на кустах цветут последние цветы.

-Если бельё зимой не сохнет — льны хорошие будут.

-Лён две недели цветет, четыре недели спеет, на седьмую семя летит.

Бабушка. Не пора ли, Федор, гостей за стол приглашать, а то мы их только рассказами угощаем.

Дедушка. Еще чуток поговорим, потом и чаем угостим. А ты заметила, Агафья, какие гости-то нарядные, рубахи из нейлона, куртки из синтепона, платья еще из какого-нибудь «пона»? Умные-то люди сроду такую одежду не наденут: одно нездоровье для организма. То ли дело одежда изо льна: натуральная, практичная и, как принято сейчас говорить, экологически чистая, приличная.

Бабушка. И то правда, Федор. Лён-долгунец, который и сейчас выращивают в нашей стране, дает натуральное волокно.

Дедушка (внучкам). Покажите — ка нам, внученьки, бабушкин сундук. Откройте его, пусть гости полюбуются на красоту льняную.

Аня. А давайте поиграем. Мы с Юлей будем ребятам загадывать загадки о вещах изо льна, которые есть в нашем сундуке, а они — отгадывать, тогда и отгадки покажем.

Девочки загадывают загадки и после отгадки достают из «сундука» тот или иной предмет.

  1. На стене висит, болтается,

За него всяк хватается. (Полотенце.)

А за стол с царем посадили. (Скатерть.)

И четырех ух. (Наволочка.)

Перину накрыла. (Простынь.)

В праздник баской

За плечи цепляется,

До земли болтается. (Сарафан.)

6.По дороге я шёл,
Две дороги нашёл,
По обеим пошёл.
(Штаны)

Юля. А с одной девушкой вот что приключилось: (исполнение песни «Пошла Дуня из ворот…»)

Дедушка. Ай да таракан! А Дуня-то сшила новый сарафан?

Юля. Да, Дедушка, сшила. И не только сарафан, но и рубашку. И на полотенце полотна хватило.

Дедушка. Вот видите, ребята, лён и дом украшал, и людей одевал. Из выращенного на одном гектаре земли, засеянном льном можно изготовить 1220 м ткани, 120 мешков, 110 кг верёвки, 9 кг особо тонкой сигаретной бумаги. А еще из него ткут прочные пожарные рукава, крутят верёвки. Делают паклю .

— А ну-ка, решите задачку: Сегодня из 1кг пряжи получают 40 километров нити. А из 5 кг. пряжи сколько километров нити получается? (200 км.)

Бабушка. Из льна изготавливают и грубые ткани технического назначения – мешковину, брезент, и тончайший батист (объяснить значение), и удивительные, почти невесомые кружева – блонды. С различных примесей и добавлений шьют постельное бельё, скатерти, портьеры, практичные и модные костюмы для молодёжи.

Лён ещё кормит: Выжимают душистое масло из семени. Семя используют даже в медицине и парфюмерии. Добавляют семя в самые дорогие конфеты, халву и печенье. Испробуйте наше угощение, гости дорогие! (Угощают гостей).

Юля: Лен в древности высоко ценился, стоимость рубашки из льняного полотна определялась по весу: на одну чашу весов клали изделие, а на другую золото.

Аня. До нынешних дней сохранились старинные народные приметы: если льняное семя положить в обувь, то она будет дольше носиться, а если несколько семян льна зашить в одежду, то можно защитить человека от порчи и сглаза.

Хоровод «Посеяли девки лён».

1.Уж чья это прекрасна

В косе ленточка атласна?

Сарафан-то чей льняной?

Вы пожалуйте со мной.

Чем я девочка плоха?

3.Ветер дует, ветер дует,

Ветер дует без конца,

А казанские ребята

Ростом ниже долгунца.

4.Рос, рос, перерос,

Я таким родился,

Кабы до тебя дорос,

Дайте десять веретен,

Буду я попрядывать,

На ребят поглядывать.

То давай доказывай,

А свое льняное платье

Для здоровья недурен.

Лишь одна беда — забыли,

Как его все встарь любили.

Дедушка: Спасибо, ребятки за веселье.

Бабушка: Вам понравился наш праздник? Чем? Что интересного узнали о льне?

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2018/12/10/folklornyy-prazdnik-len-lenochek

Читайте также:  Открытки для праздника наурыз
Оцените статью
Adblock
detector