Сценарий мероприятия Русские обрядовые куклы
материал на тему
Сценарий мероприятия Русские обрядовые куклы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_meropriyatiya_russkie_obryadovye_kukly.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема театрализованного занятия: « Русские обрядовые куклы»
Цель: Знакомство детей с культурными традициями предков, через познание художественного образа куклы и её роли в жизни русского человека.
- Способствовать развитию личностной культуры детей как основы любви к Родине;
- Воспитывать уважение к традиционному укладу жизни русского человека, праздникам и обрядам.
- Развивать интерес к прикладному творчеству, фольклорному искусству, основанному на народных традициях.
4. Расширить словарный запас учащихся.
Зрительный ряд — Иллюстрации с изображением русских традиционных кукол, схемы изготовления игрушек, таблица новых слов, выставка кукол и игрушек, интерьер крестьянской избы;
Музыкальный ряд — Плясовая, хороводная, частушечная музыка;
Литературный ряд: Стихи о русских игрушках, «Соломенная куколка» Т. Лисенковой;
ТСО: Компьютер, интерактивная доска, проектор.
Материалы и инструменты: Лоскуты ткани, ножницы, иголки, фурнитура, нитки и т.д.
Старшая дочь Скука зеленая
Младшая дочь Пугало огородное
Младенец в колыбели Домовенок Кузя
(Действие происходит в русской избе. Печь. Лавка. Колыбелька с ребенком. Звучит грустная музыка. Бабушка прядет кудель, засыпает. На лавке сидят сестры, скучают, считают мух, зевают. Вдруг, откуда–то выползает зеленое существо и, потирая ладони, скрипучим голосом говорит):
Скука Зеленая: Скучаете, деточки? Скучаете! (Дети в испуге смотрят на существо). Поскучайте еще немного, миленькие, а еще лучше – поплачьте!
Дети ( начинают плакать) : Что это за чудовище? Нам страшно!
Скука : Правильно, деточки, бойтесь меня! Я – госпожа Скука, зовут меня Тоска Зеленая! А вы кого ожидали? Целый час сидите, ничего не делаете! Скучаете! Если кто-то долго мается от скуки и безделья, прихожу я, посмотреть на таких замечательных детей и насылаю на них печаль-тоску!
(Дети еще больше пугаются. В это время появляется мать семейства с коробом в руках. В коробе лежат самодельные игрушки)
Мать: Кто к нам пожаловал? Да, никак сама Скука Зеленая! А ну пошла вон из нашего дома, пошла прочь!
(Скука исчезает. Просыпается Бабушка и начинает прясть кудель).
Мать ( обращаясь к своим детям): Детки мои дорогие, не плачьте и не печальтесь. Посмотрите, что я вам принесла, чем хочу вас порадовать да потешить .
(Мать показывает детям игрушки. Дети оживились. Разбирают куклы, разглядывают их, играют).
Мать: Детки мои, куклы которыми вы играете, не простые куклы, а обрядовые. (Спрашивает зал). Ребята, а как вы думаете, почему они так называются? (Дети из зала говорят свои версии). Эти куклы называются обрядовыми потому, что они участвовали в различных древних праздниках — обрядах. Хотите, я расскажу вам историю об обрядовых куклах? Слушайте.
Давным-давно, древний человек не понимал и боялся природы: молнии, грозы, засухи – он старался задобрить богов жертвоприношениями. Сначала в жертву богам приносили живых девушек, а потом заменили их куклами. Брали березовое полено, наряжали его в сарафан, повязывали платочек и кукла готова! Так появилась первая славянская кукла. У нее даже название было – Коллодия от слова «колода». Эта кукла называется «обрядовой». И с тех пор обряд жертвоприношения превратился в настоящий праздник. Кукол наряжали, водили вокруг них хороводы, затевали игры, пели песни. В песнях просили хорошего урожая, благоприятной погоды, а девушки – счастливой любви . (Мать садится на лавку).
Старшая дочь (достает безликую куклу-закрутку): А почему у этой куколки нет личика?
Бабушка: Внученька, эта кукла называется «закруткой». Ее сворачивали из куска ткани. У славянских кукол не было лица потому, что кукла слишком уж походила на человека. У человека есть душа, а у куклы внутри пусто. В эту пустоту может вселиться злой Дух и навредить ребенку. Поэтому лицо и не рисовали. Такие куклы назывались «безликими». Они оберегали от злых Духов и болезней. (В это время кто-то стучит в дверь). Кто это там стучит? (Входит Девушка — Радость, звучит весёлая музыка).
Радость: Здравствуйте, хозяева!
Бабушка, мать, дети кланяются: Здравствуй, гостья дорогая!
Бабушка: Что это за девица-красавица к нам пожаловала?
Радость: Ушла из вашего дома Скука Зеленая, а пришла к вам я – Радость Земная! Слышала я, что вы о куклах речь ведете. А вы знаете, что кукла всегда была с нашими предками с самого их рождения. Еще до появления ребенка на свет, мать делала куколку без ножниц и иголки. Куколку нельзя было ни уколоть, ни порезать – в ней сохранялась материнская любовь и забота! А делали кукол просто: сворачивали из цветных тряпочек, укладывали в пустую колыбельку, чтобы куколка «обогрела» ее для малыша. Когда ребенок рождался, куколка не расставалась с ним, ложилась с младенцем спать и мать над ним приговаривала: «Сонница — бессонница, не играй с моим дитяткой, а играй с этой куколкой!»
Старшая дочь: (берёт в руки соломенную куклу) А я знаю, что эта куколка называется «Берегиней»! Мне бабушка рассказывала, что ее делают из соломы, мочала или бересты, украшают лентами, бусами, бисером. Эту хранительницу семейного очага, куклу-оберег сажают над входной дверью и три раза повторяют: «Повернись ко мне добром, отвернись со злом!» Эту куклу раньше дарили молодым влюбленным парам.
Младшая дочь (читает стихотворение Т. Лисенковой «Соломенная куколка»):
Без сомненья, всем знакома,
Словно сказочные феи,
Поколдуем мы над нею:
Соберем ее в пучочек
И повяжем поясочек,
Вот из всех стараний наших
Получилась кукла Маша!
Бабушка (обращается в зал) : Ребята, кто поможет нарядить наших кукол? Кто смелый? Выходите. (Дети выходят из зала на сцену, достают из короба цветные лоскутики ткани, бусы, ленты, кукольные юбки, сарафаны, тесьму, платки – наряжают кукол)
Мать (в это время беседует с залом) : Ребята, и до наших дней дошли многие древние обряды. И вы их, наверное, знаете? Называйте! (Дети отвечают)
Правильно! А какие куклы участвуют в этих обрядах? (за правильные ответы вручаются куклы — сувениры)
Бабушка: Свадьба – это старинный обряд! На свадебной машине восседает красивая кукла – отголосок древнего свадебного обряда. Эту куклу называют – «Богиня Плодородия». Она, нарядно одетая, с алой лентой в косе украшала в старину свадебный стол. А сейчас она украшает свадебный кортеж. «Богиня плодородия» дарилась молодым с пожеланиями благополучия, богатства и иметь большое количество детей.
А какие праздники вы знаете, в которых участвуют куклы?
Дети из зала: Проводы зимы!
Мать: Правильно! А какая кукла сопровождает этот обряд?
Бабушка: Правильно! До сих пор мы провожаем зиму большой соломенной куклой, которую сжигаем на костре. Мы уничтожаем чучело зимы ради воскрешения весны.
Тырь, Тырь, монастырь!
Ты лежи, лежи, старуха,
На осиновых дровах,
Три полена в головах.
(В это время Девушка — Радость вместе с детьми одели и нарядили березовое полено, соломенных кукол, закрутку, показывают залу и спрашивают)
Радость: Как называют кукол? Во что они одеты? Из чего изготовлены? В каких обрядах они участвовали? Молодцы, правильно!
(Вдруг зазвучала веселая плясовая. Через весь зал на сцену идут Пугало Огородное и Домовенок. Домовенок подталкивает неуклюжее Пугало, которое никак не хочет идти на сцену, а старается сесть на свободное местечко в зале).
Мать: Кто это к нам пожаловал? Узнаете этих друзей? (Ответы детей из зала) Правильно – это Пугало Огородное и Домовенок!
Пугало: А мы тоже «обрядовые куклы»! Я отпугиваю ворон от посевов и мелких воришек! Я – огородный страж!
Домовенок: А я охраняю домашний очаг, стены дома, домашнее добро. Иногда я хулиганю, когда меня не слушаются, ворую ложки, брякаю посудой, стучу в стены. Живу не только в старых домах, но могу поселиться и в новом, если меня приглашают. Когда хозяева переезжают в новый дом, зовут домового с собой: открывают сумку, кладут туда сладости и приговаривают: «Домовой, домовой, пойдем со мной». Ребята, а что еще делают на новоселье, прежде чем зайти в новый дом? Правильно: пускают кошку, заносят старый веник, хлеб-соль, березовое полено.
Пугало (Домовенку) : Какое сегодня число по календарю? Не пора ли мне на работу в свой огород выходить, птиц отгонять?
Домовенок: Рано, сегодня март на дворе, мы еще на печке погреемся, тараканов посчитаем.
Пугало: А может сегодня именины справим?
Домовенок: Да чьи именины-то?
Пугало: Сегодня именины у Антонины, Василисы, Галины, Евдокии, Марины, Федоры, Кристины, Степана, Александра. Ребята, с такими именами, выходите к нам в круг! Что нам нужно испечь на именины?
Пугало : Вот мы сейчас именинникам и испечем каравай!
Домовенок: Игра в каравай для именинника пришла к нам с древних времен, наши предки пели этот каравай, замыкая магический круг возле именинника.
(Домовенок и Пугало играют с детьми в «Каравай», затем дарят именинникам кукол-Берегинь, приговаривая: «Пусть эта куколка бережет тебя, а ты ее береги!»).
Домовенок: Хозяюшка, у тебя печка-то топлена? На дворе еще не очень тепло. Пойдем, друг Пугало, подремлем за печкой! (В обнимку уходят)
Бабушка: Топлена, Кузенька, топлена! Для тебя и местечко припасено.
(Провожает Домовенка и Пугало за печь, затем обращается к залу): «Ну что, ребята, понравилась вам наша история об «обрядовых куклах»? Так как же эти куклы называются?
Дети ( из зала говорят) :
— Кукла — закрутка (из лоскутков ткани);
— Кукла — Берегиня (из соломы);
— Кукла для младенца (из ткани);
— Пугало Огородное (из старой одежды);
— Дуня — Масленица (из соломы, пакли, ткани);
— Свадебная кукла — Богиня Плодородия.
Мать: А посмотрите-ка, какие еще современные чудесные куклы-обереги сейчас есть! Они оберегают наши дома от злых духов и несчастья, несут радость и красоту! Сделаны из соломы, мешковины, рогожки, пакли (показывает современную куклу «Сувенир – оберег»)
Радость: Уважаемые педагоги и ребята! В нашей деревне «Рукоделино» нет места для скуки, мы живем весело и дружно! Обратите внимание на нашу выставку, которая называется «Современные сувениры», приходите к нам в объединения ДПИ, мы научим вас делать такие же подарки своими руками! (на сцене появляется Скука – Зелёная)
Скука Зеленая: Очень мне у вас понравилось! Я хочу остаться у вас жить, может и мне станет весело и радостно от общения с вами? Возьмите меня к себе! Я очень хочу подружиться с мальчиками и девочками, которые занимаются в объединениях ДПИ.
Мать: Ребята, возьмём к себе на перевоспитание Скуку – Зелёную?
Мать: Из неё мы сделаем великолепного мастера- кукольника! Оставайся с нами, дорогая! А мы с вами прощаемся до следующей встречи в деревне «Рукоделино»! До свидания!
Обряд – совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие-то религиозные представления, бытовые традиции (т.е. народные праздники);
Обереги – предметы, по мнению людей, обладающие защитной волшебной силой от злых духов, болезней, дурного глаза (талисманы, амулеты, обереги);
Обрядовые куклы – куклы, участвующие в различных древних обрядах (жертвоприношениях).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
С.Г.Писахов. Заочная экскурсия в музей. Мастер — класс: изготовление кукол-оберегов.
Презентация является иллюстрированным материалом для занятий в «Школе изящных искусств». Для практической работы предлагаются мастер-классы по изготовлению кукол-закруток. Возможно использование матер.
Представляю вашему вниманию мастер-класс занятия по ознакомлению с русской народной обрядовой куклой. Это целый цикл занятий. Занятия разрабатываются с учетом возрастных особенностей детей и принци.
Сценарий мероприятия Русская воинская доблесть.
Сценарий мероприятия «Русской осени очарование..».
Класс: 5-«З»Дата проведения: 21.11.2017Классный руководитель: Бердникова Т.А.Цели:Ø пробудить интерес обучающихся к русской народной культуре;Ø прививать уважение к тради.
В наши дни, куклы обереги, обрядовые куклы вновь обретают популярность, и интерес к ним постоянно растёт, так как связаны с культурой и традициями нашего народа. Для наших предков это была неотъ.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2016/02/24/stsenariy-meropriyatiya-russkie-obryadovye-kukly
Сценарий фольклорного праздника. Заключительное мероприятие «Знакомство с народной куклой»
Елена Волокитина
Сценарий фольклорного праздника. Заключительное мероприятие «Знакомство с народной куклой»
Начиная с января этого года в нашем детском саду начался долгосрочный творческий проект «Знакомство с народной игрушкой». Детей подготовительной группы очень заинтересовали тряпичные куклы. А началось все со святок, когда дети познакомились с куклой колядой. Детям настолько было интересно, что нам пришлось начать наш проект.
В него входили мастер классы по изготовлению куколок, поездки в краеведческий музей.
Большую помощь оказывали родители. Они тоже с большим удовольствием принимали участие в мастер -классах. А по окончании проекта мы приняли участие в городском конкурсе»Россия многонациональная» и показали там свою «Кукольную свадьбу»
-Формирование у детей дошкольного возраста
(6-7лет) интереса к истории и культуре русского
народа, через образ народной тряпичной куклы.
1. Воспитывать любовь и бережное отношение к русской национальной культуре- ее праздникам, обычаям, традициям, обрядам,песням, танцам, народным играм посредством разыгрывания с помощью тряпичных кукол различных ситуации, соответствующих традиционным обрядам, а именно «Кукольной свадьбы».
2. Воспитывать интерес к народной игровой
3. Познакомить с историей возникновения кукол, с техникой изготовления игровой народной тряпичной куклы, вызвать интерес к ее созданию ;
4. Обогащать знания о куклах, их разновидностях, способах и материалах используемых для их изготовления.
Дети входят и поют песню «Как за нашим за двором»
Как за нашим за двором(2р)
За двором, за двором(2) (идут выстраиваются полукругом)
2. Растет травка шелкова(2)
Шелкова, шолкова (2) (руки поднимают вверх медленно помахивают)
3. Зеленая мурова (2)
Мурова, мурова(2) (медленно опускают)
4. По той травке Ваня шел(2)
Ваня шел(2) (выходит Ваня идет по кругу, становится на свое место).
Все собираются в кружок шепчутся, становятся полукругом.
Выходит девочка хозяюшка.
Хоз: Здравствуйте! А что ж это вы сюда в куколки пришли играть?
Девочки (хором):Да вот свадебку сыграть хотим.
Хоз: Ну, хорошо, свадьба веселое дело, а жених то есть? Девочки: Есть, Есть! Ваня, выходи! (Ваня выходит в круг танцует под барыню присядку)заводят песню «Лебедин»
1. Да кто ж у нас Лебедин,
Да кто ж у нас Соколин (Ваня идет по кругу, кланяется своей куклой на три стороны)
Припев: Лебедин мой Лебедин, лебедушка белая. (машут платочками)
2. Иван сударь Лебедин, Алексеич – Соколин. (идет по кругу)
Припев: Лебедин мой Лебедин, лебедушка белая.
(машут платочками (идут по кругу, выстраиваются полукругом)
Хоз: Хорош жених, ничего не скажешь.
Дев: Да уж хорош!
Хоз: А невеста то у вас есть?
(девочки со своими куклами бегут к хозяюшке кричат)
Хоз: Тихо, тихо. Раз так смотрины, устроим. !Как твою зовут?
1 девочка: Арина
Хоз: Покажись- ка, Аринушка!
Аринушка выходит поет.
Песня «Аринушка Молода»
1. Аринушка – Молода калачи напекла
Калачи горячи на окошко мечи!
Прилетели дергачи, похватали калачи
2. Уж ты тетушка Арина, ты куда, куда ходила?
Аринушка: на базар ходила, себе меду купила.
Аринушка Рубль дала (горделиво)
Все : Коромысла полтора (перепляс по кругу)
Хоз. Ой, нет, не подходит, уж больно фасониста, подружкой будешь!
Хоз: А как твою зовут?
2 дев: Ульянушка.
Хоз: А ну, покажись Ульянушка!
2 дев: Ульянушка поет
Песня:»У Егорки дом на горке».
1. Захотела меня мать
За Егорушку отдать.
У Егорки дом на горке –
Тяжело воду таскать.
У Егорки дом на горке –
Тяжело воду таскать.
2. Захотела меня мать
За Иванушку отдать,
А Иван то чванится,
Надо в ножки кланяться.
А Иван то чванится,
Надо в ножки кланяться.
3. Захотела меня мать
За Григория отдать,
Не люблю Григория — вот и вся история.
Не люблю Григория — вот и вся история
Хоз: Ой, нет. больно боевая, да голосистая, такая всех женихов распугает
2дев Ульянушка : Ой,да ну и что! Я себе другого жениха найду!
Хоз: а как тебя зовут?
Хоз: А ну,покажись!
Машенька идет проходочкой, выполняет танцевальные движения.
Хоз: Вот эта в самый раз!
Все: Хороша, красавица да умница!
звучит музыка двое девочек выносят хлеб и соль кланяются
Девочки: У вас товар, у нас купец, ну, что по рукам.
Кукол Ванечку и Машеньку ставят на середину.
Все: Совет, да любовь
(идут по кругу за куклами под русскую нар мелодию, выстраиваются полукругом)
1дев. :Доргие хозяйки, ждали ли вы гостей? Наварили пол литра щей?
2дев:. Вы на нас не глядели, а мы как ясные соколы долетели!
3 дев: Эй, ребятки косые заплатки, чего стоите в круг плясать выходите!
Дети заводят хоровод.
Песня_ хоровод:»Яровая солома»
1Яровая солома сухо высушена,
У крестьянина дочь всему выучена.
У крестьянина дочь всему выучена,
Она – жать, молотить, ещё по полу ходить.
2. Она жать, молотить, ещё по полу ходить,
Она ходит по полу, расчесыва голову. (так и поется)
Она ходит по полу, расчесыва голову,
Русу косу плетёт, приговаривает.
Русу косу плетёт, приговаривает:
«Ты расти, расти коса (замедляя) до шелкова пояса».(поклон)
Прикреплённые файлы:
kukolnaja-svadbaprezentacija-microsoft-office-powerpoint-2007-2_db32v.pptx | 6103,38 Кб |
«Прилёт птиц». Сценарий фольклорного праздника Цель: Установление теплых, доброжелательных отношений в совместной творческой деятельности взрослых и детей. Задачи: Познакомить детей с.
Беседа «Знакомство с народной куклой» (2 часть) Воспитатель: Куклу никогда не делали одну. Оберегов изготавливали целую вереницу, но обязательно – нечётное количество. Иначе кукла не просто.
Практикум для родителей «Ознакомление с тряпичной куклой, как средство приобщения дошкольников к народной культуре» Практикум для родителей: «Ознакомление с тряпичной куклой, как средством приобщения дошкольников к народной культуре» Изучение национальной.
Сценарий фольклорного праздника «Троица» Фольклорный праздник для детей средне-старшей группы. «Троица» Автор: Маклакова Е. М. музыкальный руководитель МДОУ Новоспасский детский.
Сценарий фольклорного праздника «Осенняя ярмарка» Под музыку забегают 2 скомороха с дудками, танцуют 1-й Скоморох (Фома): Здравствуйте, почтенные господа! Мы приехали на ярмарку сюда..
Сценарий фольклорного праздника «Жаворонки» Фольклорный праздник «Жаворонки» Вед: Весна на пост свой заступила, Тепло земле всей подарила И солнечным ярким лучом С улыбкой вошла в.
Сценарий праздника «Мамин праздник с куклой Машей» Сценарий праздника 8 марта во второй группе раннего возраста «Мамин праздник с куклой Машей» Цель: создать теплую атмосферу праздника Задачи:.
Заключительное мероприятие по проекту «В мире животных» (старшая разновозрастная группа) Цель: продолжать знакомить детей с миром диких и домашних животных, закрепить полученные ранее знания, учить детей заботливому отношению.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-folklornogo-prazdnika-zaklyuchitelnoe-meroprijatie-znakomstvo-s-narodnoi-kukloi.html