Сценарий праздника николы вешнего

Сценарий фольклорного развлечения Никола — зимний
методическая разработка (старшая группа)

фольклорное развлечение для детей старшей группы

Скачать:

Вложение Размер
nikola_-_zimniy.doc 88.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Хабаровска «Детский сад №23»

Посиделки: «Никола – зимний»

Автор-составитель — Музыкальный руководитель Гущина А.Л.

Цель: Приобщить детей к традициям и обычаям русского народа.

1). Формировать у детей интерес к русскому фольклору на примере народных игр, песен, танцев, игре на музыкальных инструментах и хохломских ложках.

2). Формировать основы музыкальной культуры через знакомство с элементами музыкальной грамоты: определения музыкальной фразы, считывание ритмической схемы.

3). Формировать исполнительские навыки и умения игры в оркестре и приёмы игры на хохломских ложках.

4). Воспитывать познавательную активность: познакомить с предметами домашнего быта.

Дети в русских народных костюмах проходят и садятся на заранее приготовленные для них места.

Приглашённые гости – родители и дети старшей группы под звучание русской народной музыки входят в зал.

Музыкальный руководитель. Проходите, гости добрые, садитесь поудобнее. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Чем дальше в будущее смотрим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало,

Когда б ты говорить могла,

То многое бы рассказала.

Какие замечательные слова! А хотите ли вы узнать, как жили люди в старину, чем занимались? Тогда слушайте.

День становится всё короче и короче, и вот, наконец, «сама идёт волшебница – зима». Первые самые сильные морозы бывают на зимнего Николу – 19 декабря. Недаром говорили в старину: «Никола на реках мосты мостит, деревья в лесах и парках трещать заставляет». Дети очень рады снегу.

Почему вы, ребята, радуетесь снегу? (Дети отвечают)

А какую работу выполняли зимой мужчины в деревне? (Дети отвечают)

Какую работу выполняли женщины? (Дети отвечают)

Музыкальный руководитель: Да, зимой торопиться некуда, погода не подгоняет. Мужчины возили с поля сено, возили дрова из леса, кололи их, носили воду, кормили животных, расчищали дорожки от снега, плели лапти, подшивали валенки, столярничали.

Женщины трепали лён, пряли, вязали, вышивали, занимались рукоделием, хозяйничали у печи.

Вечерами в избах парни и девчата собирались на посиделки. Вот как мы с вами.

Если приходил запоздалый путник, его встречали поклоном: «Милости просим!», усаживали к столу, угощали всем, что было в доме. И мы с вами гостеприимную песню знаем. Давайте так её споём, чтобы всех наших гостей порадовать.

Песня «Самовар», муз. А. Боярского

А ещё, детушки, был добрый обычай, когда люди помогали друг другу. Если, кто-то строил избу – помогали все. Не забывали стариков, детей-сирот – приносили им пищу, вместе убирали урожай.

А сейчас, давайте вспомним пословицы о труде.

1. С миру по нитке – голому рубашка.

2. Без – труда … не вынешь рыбку из пруда

3. Делу время…потехе час

4. Труд человека кормит…., а лень портит

5. Терпенье и труд…всё перетрут.

6.Друга ищи, а найдёшь … береги.

7.Кто много говорит…, тот мало делает.

8. Других не суди…на себя погляди.

9. Конец…- делу венец.

Запомните, ребята, эти мудрые пословицы.

А сейчас все в круг вставайте и частушки запевайте!

Но прежде чем исполнить частушки, давайте вспомним, что это за песни — частушки, как их поют?

Дети: Частушки – это весёлые, шуточные песни. Исполнять их нужно задорно, радостно.

Выходят двое детей рассказывают прибаутку

А мы не только частушки знаем, но и шутки-прибаутки.

-Котик-коток, где ты был?

-Котик-коток, что ты там делал?

-Котик-коток, что из муки пёк?

-Котик-коток, с кем прянички ел?

— Не ешь один, не ешь один.

Музыкальный руководитель: Потешку можно не только рассказать, но и спеть и даже сыграть. Вот трещётка, бубенцы – целый оркестр.

А играть мы будем эту потешку по музыкальным фразам. А что такое музыкальная фраза?

Дети: Это музыкальное предложение.

Музыкальный руководитель: А сколько музыкальных фраз в потешке?

Музыкальный руководитель: Каждый из вас будет играть свою музыкальную фразу.

Ребята, после каждого куплета есть проигрыш, играть мы его будем на ритмических ударных инструментах вот по такой схеме, пожалуйста прочитайте её (Дети читают ритмическую схему – ТА-ТА – ТИ-ТИ –ТА и отхлопывают ритмический рисунок).

Музыкальный руководитель: А сейчас, пожалуйста, подойдите к своим инструментам.

Игра на музыкальных инструментах «Долговязый журавель», р.н.п.

Музыкальный руководитель: Посмотрите, ребята, какой у меня замечательный сундук от бабушки достался. В нём разные старинные вещи хранятся.

Хочу показать вам старинную вещь – это Рушник. Рушник – это полотенце с вышивкой на концах. Вот, посмотрите (демонстрирует).

Такие рушники ещё моя бабушка вышивала на одном конце солнышко вышито, а на другом — месяц. Утром вся семья пойдёт умываться, а бабушка, чтобы вытереться, рушник подаёт, да не просто так, а тем концом, где солнышко. Вечером, когда все с работы придут, умоются, бабушка рушник другим концом подаёт, тем, где месяц. А мы рушник рассмотрим и весёлую песню споём.

Песня «Жили – были», р.н.п.

Музыкальный руководитель: А ещё в сундуке есть деревянные раскрашенные ложки (показываю). А что же это за роспись – листочки, ягодки нарисованы, как называется?

Дети: Хохлома, а ложки хохломские.

1 ребёнок. Наши ложки всем знакомы, не лежат без дела дома.

2 ребёнок . Ложки по свету гуляют, и народ наш прославляют.

Музыкальный руководитель: А ну – ка, ребята, покажите, какие вы приёмы игры на ложках знаете?

Игра на ложках «Весёлые ложкари»

А вы, ребята, (обращается к гостям) хотите на ложках поиграть?

А ну давайте, разбирайте ложки, поиграйте с нашими ложкарями.

Дети – гости играют на ложках под рус. нар. песню «Во саду ли, огороде»

С Покрова Пресвятой Богородицы начинались ярмарки. А что такое ярмарка?

Дети. Это место, где все что-нибудь покупают или продают, базар, рынок.

Музыкальный руководитель: Правильно, ещё на ярмарке можно было посмотреть кукольный спектакль Петрушки, покататься на каруселях, попеть весёлые, шуточные песни, что мы с вами сейчас и сделаем. А какую мы песню будем петь?

Дети: «Купим мы, бабушка».

Музыкальный руководитель: Но мы не только споём, но и сыграем.

«Купим мы бабушка», р.н.п.

А сейчас дети, я хочу показать вам тряпичную куклу. Можете её рассмотреть. Раньше куклы не делали на фабриках, их шили своими руками, не ломали их, бережно с ними обращались (показывает куклу). Пока вы куклу рассматриваете, я вам колыбельную песенку спою, в старину их ещё называли баюкашными песенками. Баюкашник собирал свою песенку, словно бусинки на нитку, ведь петь нужно было до тех пор, пока малыш не уснёт.

«Колыбельная песенка», р.н.п.

Котя, серенький хвосток.

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать:

«Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай».

Музыкальный руководитель: Ребята, а вы знаете колыбельные песенки?

Дети исполняют колыбельные песенки

Музыкальный руководитель: Ребята, прежде чем спеть с вами песню, давайте расскажем, как мы будем её исполнять?

-Как будем вести звук?

Дети. (показывают рукой) Протяжно, плавно.

Музыкальный руководитель. Правильно, исполнять будем вполголоса, напевно и мягко брать дыхание.

Исполнение колыбельной песни с детьми

А кто же сочинял колыбельные песенки?

Ребёнок. Один человек сочинил, передал другому – мама напела своей дочке, дочка запомнила, добавила что-то своё и передала другому. Так и сохранились колыбельные песенки до наших дней.

Ведущая. А чтобы ребёночка не сглазили, матушка клала в колыбельку кувадку — оберег. Кувадка – это безликая куколка, у неё нет личика. Я каждому приготовила вот такую кувадку — оберег (показывает). Чтобы хорошие сны вам снились, добрые люди на пути встречались, а плохие стороной вас обходили.

Музыкальный руководитель: Заглянем в наш сундук, что же ещё в нём есть? Это русский народный костюм, мужская рубаха, а называется она косоворотка. Раньше молодые ребята ходили, как и вы сейчас в косоворотках. А какие песни пели, давайте послушаем.

Песня «Спляшем, Ваня», муз. А. Варламова

А ещё мы знаем старинную русскую игру «Ремешок». После гуляний молодые парни и девушки приходили домой поздно и крепко засыпали и частенько просыпали утреннюю зорьку, за что и ругали их батюшка с матушкой.

Р. н. игра «Ремешок»

А теперь мы поиграем в игру «Золотые ворота» и пригласим гостей поиграть с нами.

Р. н. игра «Золотые ворота»

Дети садятся на стульчики

Как хорошо мы пели, плясали и играли, а теперь вы мне расскажите, что вам больше всего сегодня понравилось делать? (Дети отвечают).

Ребята, все песни, которые сегодня звучали, игры в которые вы играли — это чьё творчество, какого народа?

Правильно, ребята, это русское народное творчество. Если мы с вами будем петь русские народные песни, играть в русские народные игры, то мы больше будем знать о своей Родине, и будем любить и беречь её.

А теперь домой пора. Но прежде, я вам хочу подарить, как и обещала обереги. Как они называются, подскажите мне?

Ведущая раздаёт всем детям (гостям и артистам) кувадки

Дети благодарят хозяйку, прощаются и уходят.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2020/01/16/stsenariy-folklornogo-razvlecheniya-nikola-zimniy

Сценарий праздника святителя Николая

Сценарий праздника «Никола Зимний»

На фоне музыки
1чтец:
Средь бурь житейских и в пучине моря,Когда ты вдруг увидишь жизни край,
Склонись в мольбе — к тебе на помощь вскоре
Придет Угодник Божий Николай.
2 чтец:
Его дела по всей земле известны,
Его повсюду славят и поют,И дан ему от Бога дар чудесный:Спасать людей у бездны на краю.
3 чтец:
По воле Божьей всё ему подвластно,Помощник скорый он в невзгодах нам,
И, наделённым силою прекрасной,
Преграды нет нигде его стопам.
4 чтец:
То в бурном море он корабль спасает,
То меч от жертвы тихо отведёт,
То на одре, больного исцеляя,
Чудесным гостем в дом его войдёт.
5 чтец:
Идёшь, иль едешь в путь далекий, близкий,
Плывёшь ли в шторм, летишь ли при грозе,
Знай: Чудотворец дивный Мирликийский
Повсюду с нами, на любой стезе!

Исполняется песня «Радуйся, Николае», сл. Е.Грузковой

Чудотворец дивный, на земле бескрайней
Каждый тебя знает и помнит.
Нас твоя молитва от беды спасает,Наш святитель дивный Никола.

Припев:
Радуйся, Николае, Чудотворец дивный!
Радуйся, радуйся, великий святой!
Нам помощник скорый, всеми ты любимый
Хорошо шагать нам по жизни с тобой!

Укрощаешь бури, защитишь в дороге,
С нами ты на суше и в море,
Если вдруг несчастье встретит на пороге,
Ты в любом утешишь горе.

Сохранишь от брани, от напрасной смерти,От огня, потопа и глада.
Под твоей защитой путь найти нам легче
К Господу, к Небесному граду.
Припев:

Ведущие: На фоне «Размышления» из оперы «Таис» Ж. Массне.

• Святитель Николай — один из самых любимых на Руси святых.
• В народе его ласково называли Николушкой, Николаем Чудотворцем, Николаем Угодником, Николой Милостивым за его скорую помощь всем обращающимся к нему.
• Святителя Николая ещё называют Николаем Мирликийским.
• Связано это с тем, что он долгое время жил и служил Господу в Мирах Ликийских.
• После его смерти (4 век) нетленные мощи святителя долгое время находились в храме в Мирах Ликийских.
• С 1087 года, они хранятся в Италии, в городе Бари в церкви святого Стефана.
• Их перевезли сюда из Мир Ликийских, чтобы сберечь от набегов турок, которые постоянно нападали на Ликию и уничтожали христианские святыни.
• Одно из величайших чудес, которыми прославил Господь своего избранника, это целебное благоуханное миро, которое источают его нетленные мощи вот уже более 1600 лет.
• Также чудесным образом он был избран епископом.
Исполняется Величание
Избранник Божий
Епископы стояли и молились.Они с мольбою к Богу обратились:
«Как нам найти достойнейшего мужа?
Архиепископ нашей церкви нужен».
И вот явился ангел одному
И волю Божью передал ему:
Кто первым в храм к заутрене войдет,Того и примет с радостью народ.Свет христианский принесет в ваш край – И будет его имя Николай».
Наутро первым в храм вошел святой.
«Ответь нам, кто ты? Тайну приоткрой,Свое предназначенье не скрывай!»
Угодник тихо молвил: «Николай».
Тропарь св. Николаю.
Ведущие:
• «Вся жизнь св. Николая Чудотворца была примером и правилом любви к Богу и ближнему.
• «Правило веры и образ кротости» — так поется в тропаре святителю Николаю.
• Он и при жизни творил чудеса милосердия, и после смерти продолжает их творить.
• Святитель Николай считается покровителем моряков – он умел усмирять бури на море и направлять корабль по нужному курсу.
• Моряки во время бурь на водах выносили чудотворный образ святого Николая на палубу и молили его о своем спасении.
• А на Руси говорили: “Никола на море спасет, Никола мужику воз подымает”.

В бурю (На фоне музыки)
Драгоценным сияя опалом,Безмятежное море лежало.
Паруса надувал легкий бриз,Стайки волн беззаботно неслись…
Вдруг откуда-то, брови нахмуря,
Черным демоном вырвалась буря.
Потемнели косматые тучи,Взвился вихрь над волнами могучий.
Поднимая из бездны валы,
Он бросал их на выступ скалы.
И корабль, просмолённый и крепкий,Шторм бросал, словно лёгкую щепку.
Ветер выл, и стонал, и свистел,Смертный ужас людьми овладел!
И упали матросы см мольбой: «Помоги нам, угодник святой!»
Николай погрузился в молитву…
Стихла бури жестокая битва.
Стала ясной и тихой опять
Голубая безкрайняя гладь.
Ведущие:
• На Руси первый храм в честь Николая Чудотворца был построен в Киеве в IX веке — на могиле убитого князя Аскольда.
• Во всех христианских храмах обязательно есть икона Николая Чудотворца.
• Много было на нашей земле храмов и монастырей, построенных в честь Николая Чудотворца.
• В одной только Москве их было около 30.
• «От Холмогор до Колы 33 Николы», — так говорили наши предки о Никольских храмах.
• В Сергиевском районе (раньше Бугурусланском уезде) храмы с престолом в честь Николая Чудотворца были в Красном городке, Елшанке, Кандабулаке (1 придел).
• Святой Николай считался одни из самых милосердных святых – он проявлял милосердие даже к такому человеку, который совершил страшный грех.
• Но это было только в том случае, если этот человек глубоко и искренне покаялся.
• По примеру милосердия святителя Николая к людям на Руси был трогательный обычай: осенью во время уборки урожая оставлять на поле несжатой полоску колосков для нищих, голодных, обездоленных странников, и называли эту полоску » Николина бородка».
• А в деревнях устраивали на Николу Зимнего совместные трапезы — «никольщины», на которые собирались не только свои сельские, но и друзья, родственники и знакомые с других деревень, и приглашались все, даже самые — самые бедные односельчане.
• Об этом говорят и пословицы.

Дети: (читают пословицы).
1) На никольщину зови друга и недруга.
2) На никольщину зови друга, зови ворога — оба будут друзья.
3) Горевал мужик по никольщине, зачем она не целый год живет.
4) Никольщина не ходит с поклоном на барский двор.
5) Красна никольщина столами с пирогами.
6) В Николин день во всяком доме гости.
Ведущий:
• Во всех житейских нуждах просят помощи у Николая Чудотворца, особого защитника земли русской, скорого помощника всем страждущим.

Песня Никола Зимний Ю.Скачкова на сл. Е.Грузковой

• Много народных примет связано с этим праздником, много пословиц и поговорок посвящено святителю Николаю.
7) Хвали зиму после Николина дня.
8) Первые серьезные морозы-Никольские.
9) Перед Николой иней — овсы хорошие будут.
10) Иней на Николу — к урожаю.
11) Подошел бы Николин день, будет и зима.
12) Никола Зимний лошадь на двор загонит, Никола Вешний лошадь откормит.
13) Никола загвоздит, что Егорий намостит.
14) Цены на хлеб строит Никольский торг.
15) Коли зима на Николин день заметает, то дороге не стоять.
16) Два Николы: один с травой, другой с морозом.
17) В осень Егорий с мостом, а Никола с гвоздем.
18) Весной Егорий с мостом, Никола с кормом.
19) Коли на Михайлов день закует, то на Николу раскует.
20) Благому чудотворцу Николаю два праздника в году, а Касьяну немилостивому раз в 4 года.
21) Никольский обоз для казны дороже золота.

Ведущие:
• День Николы считался на Руси мужским праздником.
• На Николу Вешнего в деревнях выгоняли лошадей в ночное, с ними отправлялись и молодые парни.
• Заказывались молитвы по сохранению табунов, чтобы святой уберег коней от волков и медведей и даровал табунам здоровье.
• В народе говорили: “Никола весенний лошадь откормит, а осенний — на двор загонит”.
• А на Николу Зимнего девушки «на выданье» заказывали молебен святителю, чтобы помог он им найти хорошего жениха.
• Первые, самые сильные морозы бывают на зимнего Николу.
• Недаром говорили в старину: «Никола на реках мосты мостит, деревья в лесах и парках трещать заставляет».
• Зимой начинались зимние работы. Мужчины возили с поля сено, возили дрова из леса, кололи их, носили воду, кормили жив отных, расчищали дорожки от снега, плели лапти, подшивали валенки, столярничали.
• Женщины трепали лен, пряли, вязали, вышивали, занимались рукоделием, хозяйничали у печи.
• Зима в народном календаре — самое «богатое» праздниками время года.
• Зимой собирались на посиделки, играли свадьбы, праздновали «никольщину», Рождество, Новый год.

Звучит интермеццо из оперы » Сельская честь » П. Масканьи.

Занавес открывается, на сцене – изба. Ведущие входят в избу.

Ведущие:
Зимний вечер наступает,
А в печи дрова пылают.

За окошком вьюга пляшет —
Вот идут подружки наши!

Пригласим–ка мы парней,
С ними будет веселей.
С нами вместе посидят!
Попоют, поговорят.
Гости с подарками стучатся в избу.
Гости: Мир вашему дому!
Все вы нам знакомы!
Мы не просто так пришли –
Вам подарки принесли!
Булки, пышки, калачи
С пылу, с жару – из печи!
К вам пришли на огонёк –
Скоротаем вечерок.

Хозяйка:
А гостей мы уважаем.
С миром в дом наш принимаем,
Мы вам рады, проходите,
С нами праздник разделите.Сядем с вами мы рядком,Говорить будем ладком.
А скучать нам неохота,
Мы рукам дадим работу:
Дети занимаются рукоделием. Звучит фонограмма – вьюга за окном. Дети беседуют:
1 ребенок: Мне дедушка говорил, что был в старину такой добрый обычай, когда люди помогали друг другу в больших делах. Например, если кто-то избу строил. Это называли «пОмочь». Если в дом приходила беда, люди друг другу помогали, не дожидаясь, когда их попросят о помощи —уж тут обязательно помогали все. А стариков, да детей-сирот вообще грех было забывать — им и поесть приносили, и урожай убирать помогали.
2 ребенок: А мне моя бабушка рассказывала, что раньше очень любили, когда гости приходили. А особенно на Николу, когда был такой старинный обычай гостеприимства – Никольщина. А уж если какой путник запоздалый придёт, как его принимали! Сразу усаживали за стол, от души угощали всем, что было в доме.

Раздаётся стук в дверь. На пороге – озябший запоздалый путник. Молится, кланяется.
Гость Мир вашему дому, люди добрые! Хлеб да соль!
Хозяйка: (с поклоном):
Милости просим, с миром принимаем! Добро пожаловать, хлеба-соли откушать.
Дети: (приглашают, наперебой предлагают угощение)
Гостю щей не жалей, погуще налей!
Что ни есть в печи, всё на стол мечи!
Гость доволен — и хозяин рад.
Хозяин весел — и гости радостны.
Для дорогого гостя и ворота настежь.
Много гостей — много и новостей.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Доброе дело два века живёт.
С миру по нитке — голому рубашка.
Добра желаешь, добро и делай.
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
Как аукнется, так и откликнется.
Когда сделаешь доброе дело, не хвались, не труби о нём всюду.
Обыграть угощение и пригласить гостя на посиделки.
Спектакль о чудесной помощи святителя Николая Чудотворца
Звучит народная музыка.

СПЕКТАКЛЬ:
Ведущий:
Об одном из случаев чудесной помощи святителя Николая мы вам расскажем.
Давным-давно это было. Жил в одном городе человек по имени Николай. У него была крепкая семья. В доме всегда был достаток. Но вот пролетели годы. Состарился Николай, в дом постучалась нужда. Приближался праздник – день памяти святителя чудотворца Николая.
Сцена 1.

Детский альбом Чайковского, «Утренние размышления», в записи. Дети читают стихи С.Есенина

1 чтец:
В шапке облачного скола,
В лапоточках, словно тень,
Ходит милостник Микола
Мимо сел и деревень.
2 чтец:
Он идет стопой неспешной
По селеньям, пустырям:
» Я жилец страны нездешной,
Прохожу к монастырям».
1 чтец:
Ходит странник по дорогам,
Где зовут его в беде,
И с земли гуторит с Богом
В белой туче — бороде.
2 чтец:
На престоле светит зорче
В алых ризах кроткий Спас
Николае — Чудотворче,
Помолись ему за нас!

Дети исполняют величание.
Слово батюшке. Совместная трапеза.

Источник статьи: http://stihi.ru/2017/12/09/3472

Читайте также:  Сценарий праздника счастья для детей
Оцените статью
Adblock
detector