- Сценарий воспитательного мероприятия» Цветы в легендах и преданиях» методическая разработка по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Сценарий развлечения «Легенды народов Севера» (для детей старшего дошкольного возраста) учебно-методический материал по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Сценарий воспитательного мероприятия» Цветы в легендах и преданиях»
методическая разработка по теме
Методическая разработка воспитательного мероприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvety_v_legendakh_i_predaniyakh_19.12.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Центр дополнительного образования детей «Созвездие»
Сценарий воспитательного мероприятия
«Цветы в легендах и преданиях»
Педагог дополнительного образования
Расширение и актуализация знаний учащихся о цветочно-декоративных растениях, ознакомление с историей происхождения их названий, легендами, стихотворениями, активизация познавательного интереса детей, развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде, экологическое и эстетическое воспитание учащихся.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, магнитная доска, буквы-магниты, карта мира, дидактические карточки, музыкальный проигрыватель и фонограмма «Вальс цветов»
- Вступительное слово педагога, постановка целей и задач
- Стихотворения, легенды и сказания п растениях (художественная часть)
- Викторина
- Подведение итогов мероприятия
1.Вступительное слово педагога
Звучит « Вальс цветов».
Педагог: Ребята! Сегодня мы собрались все вместе, чтобы побольше узнать об одних из самых прекрасных творениях на Земле – цветах. А, точнее, послушать легенды и сказания о цветковых растениях, сложенные разными народами. Мы будем говорить о садовых цветах и соберем «Букет легенд».
2. Стихотворения, легенды и сказания о растениях (художественная часть).
1-й ведущий: Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен говорил: «Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок». Цветы сопровождают человека на всем его жизненном пути. С самого рождения и до последнего часа. Торжественные праздники, радостные события мы встречаем с цветами. Цветы украшают улицы и жилища людей. Благоухающие, ярко окрашенные, причудливой формы цветы всегда привлекали внимание творческих людей. Художники писали с них свои картины, композиторы во все времена посвящали им свои произведения (песни, вальсы и т.д.), архитекторы использовали в своих творениях изящество и красоту цветов.
2-й ведущий: С древних времен люди сочиняли легенды, сказания, предания и сказки. Люди глубоко верили, что, человек после своей смерти превращается в траву, цветы или животных.
По легенде богиня Флора управляла людьми с помощью добра и мудрости. Но люди больше заботились о еде, о доме, об одежде и мало уделяли внимания красоте и пользе растений. Тогда Флора отправила своих помощников – эльфов и прекрасных фей к людям, и те засеяли всю землю цветами. А богиня стала носить на голове венок из живых цветов, и в венке этом нашлось место любому цветку.
Царицей цветов признана роза.
За тонкий запах легких лепестков
Зовут меня царицею цветков.
Шипами всех колоть готова,
Ведь нет на свете розы без шипов.
По легенде древних греков роза посвящалась богине красоты и любви Афродите. А поскольку Афродита родилась из белоснежной морской пены, то и все розы были белыми. Но случилось так, что возлюбленный Афродиты Адонис был ранен и она, узнав о беде, бросилась бежать к нему. Шипы розы ранили ее ноги, но Афродита не обращала на это внимания. Несколько капель крови попали на розы и они из белых превратились в ярко-красные.
1-й ведущий: В Риме тоже все поклонялись розе. Девушки привораживали любимых запахом роз, женщины купались в розовой воде, чтобы сохранить молодость. Гладиаторы натирались розовым маслом, чтобы стать непобедимыми.
Национальное достояние Китая – Пион.
2-й ведущий. А вот национальным достоянием Китая является пион. Его там считают императором цветов. Во время цветения пионов в городах Китая царит праздничное оживление.
Взгляните на раскрывшийся пион
С пунцовыми литыми лепестками,
И он наполнит вам волшебный сон,
Волшебный сон из сказки с чудесами.
Легенда: Богиня Флора, собираясь в путешествие, решила на время своего отсутствия выбрать заместителя. На совет все цветы пришли вовремя, и только роза опоздала. Но, когда она появилась в зале, все были поражены ее великолепием и решили, что она будет заместительницей богини. Только пион возражал. Он пыжился, надувался, хотел перещеголять розу хотя бы величиной. Флора рассердилась и сказала:
— Гордый глупый цветок! Оставайся за самодовольство и пустоту всегда таким толстым и неуклюжим. Пусть ни одна бабочка не коснется тебя поцелуем, ни одна пчела не возьмет из твоего венчика меду, ни одна девушка не прижмет тебя к своей груди. Видели ли вы, ребята, бабочек на цветке пиона?
Любимец гаремов и цветок биржевой игры – тюльпан.
Еще в 13 веке персидский поэт воспел тюльпан и с этого времени этот цветок стал символом счастья. Когда тюльпаны были завезены в Голландию, то увлечение ими стало столь велико, что превратилось в манию.
Богачи платили за луковицу нового сорта огромные деньги. Какой-то чудак отдал за редкую луковицу целую пивную, а другой – 24 четверти пшеницы, сорок восемь четвертей ржи, четырех быков, шесть свиней, двенадцать овец, две бочки масла, четыре пуда сыра, связку платьев и серебряный кубок. В увлечении тюльпанами было много необычного, но эти странности еще больше увеличивали интерес к голландским тюльпанам.
Легенда о тюльпане.
Легенда повествует нам, что в золотом бутоне желтого тюльпана скрывалось великое счастье. Но никто не добирался до него, так как не было силы, которая могла бы открыть бутон.
Однажды на лугу, где рос великолепный тюльпан, шли женщина с мальчиком. Мальчуган стал бегать по лугу и приблизился к тюльпану. Случилось чудо: бутон сам раскрылся и счастье разлилось по Земле.
2-й ведущий: Лучистый, нежно-белый цветок нарцисса всегда немного склонен набок, и, когда он растет у водоемов, то кажется, что нарцисс любуется своим отражением.
Золотинкой в серебре,
Песнь нарцисса в хрустале,
Над цветком наклонишься –
Легенда о нарциссе печальна. Жил на свете юноша по имени Нарцисс. Его полюбила нимфа Эхо. Но юный Нарцисс отверг ее любовь, и от безответной любви прекрасное тело нимфы иссохло, так, что никто не мог ее видеть, а только слышал. Тогда нимфа попросила богиню любви Афродиту наказать юношу. В жаркий полдень молодой Нарцисс наклонился попить из ручья и увидел свое отражение. Никогда не встречал нарцисс подобной красоты и потому потерял покой. Каждое утро он подходил к ручью, чтобы обнять того, кого он видел в воде, но все было напрасно. От любви к самому себе он стал чахнуть и превратился в чуть склоненный нежный цветок нарцисс.
Проснулся лес, весной разбуженный.
Деревья в мареве парят.
Веселых ландышей жемчужины
Под каждым кустиком горят.
В рассветный час, сырой и сумрачный,
Когда роса во тьме блестит,
Горят фарфоровые люстрочки,
Да так, что глаз не отвести.
По древнерусской легенде морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символы чистоты, любви и грусти.
2-й ведущий: Раскрыли лепестки анютины глазки, а в венчиках – белый цвет – цвет надежды, желтый – удивление, фиолетовый – цвет печали
Апрель золотистыми лучами обласкан,
С лужайки плывет аромат.
Из были и сказки
На мир удивленно глядят.
По легенде жила в деревне добрая, доверчивая девочка Анюта. Она верила каждому слову. Но на беду свою повстречала она коварного обольстителя. Всем сердцем Анюта потянулась к юноше, а тот испугался и заспешил в дорогу по неотложным делам, обещая вернуться.
Долго смотрела Анюта на дорогу, ожидая любимого. И тихо угасала от тоски. Вскоре она погибла от печали, а на могиле выросли цветы с трехцветными лепестками, в которых отразились надежда, удивление и печаль.
1-й ведущий: Астры – последняя улыбка осени – вызывают различные ассоциации. Одни, увидев их, — радуются, другие – грустят, третьи – думают о вечности красоты, а четвертые – разводят руками: зима на дворе, а они расцветают.
Когда пыл осени вихрастой
Хлеба окрасит в желтый цвет,
Звезда лугов – земная астра –
Небесный звездам шлет привет.
Если вы когда-нибудь долго смотрели на звезду, то заметили, что она излучает то голубой, то белый, то розовый свет и мигает, словно зовет кого-то, посылает сигналы. А иногда звезды срываются с неба и падают вниз. Древние люди стали искать на земле звездного собеседника и увидели растения, которые назвали «астра», что значит «звезда».
Викторина (задания выполняются учащимися в тетрадках).
Учащиеся распределяются по командам.
На магнитной доске вывешиваются сочетания букв. Необходимо поменять местами буквы так, чтобы получились названия цветов.
- САТРА (астра)
- КАТАБ (табак)
- ТОГОНИК (ноготки)
- ОНИП (пион)
«Что означают названия растений? »
Учащимся предлагается набор русских названий растений. Задание – написать, от каких латинских или греческих слов произошли эти названия.
- Гладиолус («меч»)
- Ландыш («лилия долин, цветущая в мае»)
- Незабудка («мышиные ушки»)
- Астра («звезда»)
- Ирис («радуга»)
- Тюльпан («турецкая чалма»)
- Гиацинт («цветок дождей»)
- Нарцисс («одурманивать», «поэтический»)
Участникам выдаются карточки с изображением цветов. Необходимо записать их название и прикрепить изображения на карте мира в месте, где находится их родина.
Команда 1: астра (Китай), ирис (Африка), тюльпан (Турция), петуния(Центральная и Южная Америка), пион (Китай), георгин однолетний (Америка), роза ( Индия и Средняя Азия), гладиолус (Южная Африка).
Конкурс 4. «Головоломка» (прилагается)
Конкурс для болельщиков:
Весь день гостей встречают,
Медом угощают. (цветы)
Чашечка красная из лепестков
Желтое донышко – вот я каков (тюльпан)
На зеленом шнурочке —
Белые звоночки (ландыш)
Прекрасная красавица боится лишь мороза.
В букете всем нам нравится.
Какой цветочек? (роза)
Знакома с детства каждому
Их белая рубашка
С середкой ярко-желтою
Что за цветок? (ромашка)
Все знакомы с нами,
Яркими как пламя.
С мелкими гвоздями.
Пирог съем, цветка не забуду.
На клумбе, на грядке – он всюду.
И видел цветы эти всякий –
То белые, то красные -…(маки)
Он в хлебе родится,
А в еду не годится (василек)
Царицей цветов называют за то,
Что всех я прекраснее прочих цветов (роза)
Листок пушистый, цветок душистый.
С длинной трубочкой
И с белой юбочкой.
Ему отрада (табак душистый)
- Знаете ли вы, какие травянистые растения используются в медицине для приготовления лекарственных средств? (ландыш, ноготки, пион, ромашка)
- Назовите растения, цветки которых в течение дня распускаются и закрываются. (табак душистый, календула, портулак…)
- Цветкы какого растения раскрываются только тогда, когда на него садится шмель? (львиный зев)
- Назовите луковичные растения растущие в наших цветниках. (тюльпан, нарцисс)
5. Почему цветы, распускающиеся ночью имеют белую окраску? (белые цветы заметнее для насекомых-опылителей)
6. Назовите растения, цветы которых имеют сильный приятный запах (душистый горошек, табак, роза, маттиола, левкой).
7. Назовите луковичные растения наших цветников (тюльпан, нарцисс, лилии).
8. Поздним вечером белыми звездами распускаются на клумбах цветки душистого табака. Почему это растение цветет в ночное время? (он опыляется ночными бабочками).
9. В народе его называют «звонок», «бубенец», «балаболка».А как это растение называют ботаники (колокольчик).
10. Цветки каких растений пахнут медом? (алиссум)
11. Цветы какого растения имеют разную окраску венчика (лепестков)?
Подводятся итоги викторины, команда-победитель и самые активные знатоки из числа зрителей награждаются призами.
Заключение по мероприятию.
Вот и закончилась наша встреча. Сегодня мы познакомились с отражением цветковых травянистых растений в культуре различных народов и провели соревнование на определение лучших знатоков цветов. Спасибо за участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель занятия:Дать представление о разнообразии и красотецветов нашей Родины.Рассказать о цветах в народном творчестве.Научить проявлять фантазию при создании цветка. Закрепить навыки работы с бумагой.
Классный час к 8 марта.
Презентация «Цветы в легендах и преданиях».
Данное факультативное занятие расширяет знания учащихся об истории Забайкалья, о природе родного края, его населении. Способствует формированию представлений о духовной культуре старожилов Забайкалья.
Данная презентация расширяет знания учащихся об истории Забайкалья, его населении, о фольклоре нашего края как о важнейшей части этнокультуры, дает представление о взаимосвязи с соответств.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/01/02/stsenariy-vospitatelnogo-meropriyatiya-tsvety-v
Сценарий развлечения «Легенды народов Севера» (для детей старшего дошкольного возраста)
учебно-методический материал по теме
Цель: Воспитание уважения к самобытной культуре коренных народов севера
Задачи:
· Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни, танцы.
· Приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры.
· Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой.
· Формировать у детей любовь и уважение к родителям.
· Привлекать родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада, приобщать семью к здоровому образу жизни;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий развлечения «Легенды народов Севера» (для детей старшего дошкольного возраста) | 27.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Легенды народов Севера»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: Воспитание уважения к самобытной культуре коренных
- Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни, танцы.
- Приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры.
- Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой.
- Ф ормировать у детей любовь и уважение к родителям.
- п ривлекать родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада, приобщать семью к здоровому образу жизни;
Предварительная работа:
• Слушание хантыйской музыки , песен.
• Разучивание национальных игр
• Разучивание стихов о Югре.
Атрибуты:
1. Нарты (санки)
2. Маска Солнца
3. Ленты
4. Бубен
5.Шапочки оленя
6. Чум
7. Хантыйский костюм
8. Канаты
9. Раскраски
ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители! Среди просторов нашей страны есть край, где мы с вами живем, где наш город, наш дом родной. А называется он — Ханты-Мансийский Автономный Округ.
На территории округа проживает много национальностей. Но название округ получил благодаря коренным народам. Каким? Ханты и манси.
ВЕДУЩАЯ: Правильно ребята! Ханты и манси занимаются рыболовством, оленеводством, собирают ягоды, грибы, охотятся. Ханты и манси – мудрый народ. Мудрости они учатся у природы. Их так и называют – «Дети природы». Они никогда не берут лишнего у природы: ловят столько рыбы — сколько смогут съесть, собирают столько ягоды — сколько смогут унести, не губят даже и травинку попросту.
ВЕДУЩАЯ: У них есть свои сказки и легенды. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по Легендам народов севера. Но сначала вы должны показать какие вы смелые и ловкие.
Родители и дети прыгают друг за другом через нарты (санки) .
А в дорогу мы отправимсяа на оленьих упряжках . Надо в стаде поймать самых сильных оленей.
Запрягаем оленьи упряжки и в путь.
3 . Игра: «Оленьи упряжки»
Родители и несколько детей одевают шапочки оленя, а остальные дети садятся в нарты. Едут один круг, до чума
У чума всех встречает Хозяйка Тайги.
ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:
Здравствуйте ребята!
Я – Хозяйка Тайги ( Унт)
Охраняю лес волшебный,
От рассвета до зари.
И хочу узнать
Сможете ли вы мои загадки отгадать?
— Положишь в воду – не тонет, в огонь положишь – не горит. (Лед)
— Сто человек в одежде, другие сто раздетые . (Деревья зимой)
— Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
— Посреди болота женщина в красном платке сидит . (Морошка)
— Ляжет – калач, встанет – стол. (Собака)
— Травы копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко . (Лось)
— Быстрее сотни ног, быстрее сотни крыльев . (Мысль)
— Остренькие зубки, рыженькая шубка.
Хитрый, маленький зверек по деревьям прыг да скок. (Белка)
— Двое рядом соревнуются, никто не может победить . (Лыжи)
— Под водой сто глаз. (Сети)
— Водяные мастера строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины – называется плотина . (Бобер)
ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:
Молодцы, отгадали все загадки. Много легенд я знаю. Сейчас я вам поведаю одну из них…
Давным-давно жила красивая девушка Анне. Она была добрая, честная и внимательная. Любили её все в округе. Проезжал, как-то по небу великий и грозный бог Торум . Увидал он её и забрал с собой. Три года плакала красавица Анне, а с неба на землю капали её слезы и наполняли водой реки и озера. Вот так по легенде образовались на Югорской земле все водоемы.
Много водится в тех реках рыбы разной.
ВЕДУЩАЯ: Ребята, а какие вы знаете реки и озера нашего края? (р.Иртыш, р.Обь, р.Лена, о.Самотлор, о. Светлое. – родители помогают )
В наших реках и озерах водится много рыбы. Я приглашаю вас поиграть.
2. Игра «Рыбаки и рыбки».
Дети и родители становятся в 2 круга. В центр встает родитель – рыбак, все остальные рыбки. Рыбак называет рыбу, которую будет ловить и раскидывает невод (крутит веревку). Участники перепрыгивают ее. Кто наступил на невод, считается пойманным и выходит из игры. Игра повторяется 3-4 раза.
ХОЗЯЙКА ТАЙГИ: А вот послушайте л егенду:
В очень далекие времена, жили-были брат и сестра. Брата звали Хейро , что означает Солнце, а сестру — Иде, что означает Луна. Попросил как-то Хейро, свою сестру за огнем в чуме присмотреть, чтоб он не погас, а сам отправился на охоту. Осталась Иде одна дома и уснула, а когда проснулась, увидела, что огонь погас. Испугалась бедная Иде, и побежала просить огонь у великого бога огня Сингэ . Но очень не любил он ленивых людей, и решил наказать Иде. Никогда Иде больше не увидит своего брата Хейро, а брат будет всегда искать свою сестру Иде. С тех давних пор, только Хейро(Солнце) взойдет на небо, так Иде(Луна) спускается на землю, чтобы брата искать, а как только Иде(Луна) восходит на небосклон, так Хейро(Солнце) спускается на землю, чтоб искать сестру. Так и не могут они встретиться.
ВЕДУЩАЯ:
Ребята, давайте поиграем с Хейро (Солнцем), чтобы стало веселее.
2. Игра «Хейро».
Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. «Солнце» — родитель сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).
Правила игры . Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три — в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.
ХОЗЯЙКА ТАЙГИ: Легенда:
Эта история произошла давным-давно. Жил был один очень жадный человек, звали его Пим. Был он очень жадный. Рыбы в сетях – ему мало, грибов и ягод – мало, чум ему хотелось самый большой. Как-то раз, пошел Пим на охоту, и поймал небывалой красоты лисицу, а она ему человеческим голосом и говорит: «Отпусти меня, добрый человек, я тебя, чем хочешь, одарю!» Обрадовался жадный Пим и пожелал чтобы рыба в озерах и все что растет в лесу, принадлежа лишь ему, а на охоте, чтоб только ему зверь попадался. И чтобы вся Тайга лишь ему одному принадлежала. И как только он это сказал, обернулась Лисица в Хозяйку Леса — Унт , что означает Тайга. И сказала ему: « Не бывать этому никогда! Ведь Тайга принадлежит всем, и маленькому паучку, и птице и зверю. А человек здесь только гость», н о желание исполнила. Унт превратила жадного Пима в медведя. С тех пор ходит Медведь, как человек на двух ногах и как зверь на четырех лапах.
ВЕДУЩАЯ:
Вот так, ребята. Нельзя быть жадным. Во всем надо знать меру. А сейчас мы с вами поиграем в игру.
3. Игра «Капканы»
Родители – «капканы», дети – «лисички». Родители образуют парами «капканы» и встают по кругу, подняв руки вверх. Пока играет музыка (бубен,) дети пробегают под «капканами», как только музыка завершается, родители закрывают «капканы» и ловят «лисичек».
ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:
Вот и подошли к концу мои Легенды Народов Севера. А вам, я хочу пожелать, чтобы вы сегодня забрали с собой частичку мудрости и доброты, от моих рассказов. И по старинному обычаю хочу подарить вам подарки — раскраски, на которых изображены узоры Югорской земли.
Олтул олнэ, это означает – «Живите в гармонии, живите с миром! »
До свиданья!
Хозяйка Тайги вручает детям подарки — раскраски.
ВЕДУЩАЯ:
Югорский край, как ты велик, гостеприимен, щедр, красив.
Кругом леса, болота и снега, и это все моя Югра!
Вот и закончилось, наше путешествие, ребята. Желаем всем добра, тепла и любви близких. Спасибо, что были сегодня с нами. До следующих встреч.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2015/12/01/stsenariy-razvlecheniya-legendy-narodov-severa-dlya