Досуг фольклорного праздника для старшей группы: «Народные промыслы на веселой ярмарке».
материал (старшая группа) на тему
« Народные промыслы на веселой ярмарке.»
Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, гжельском, городетском, жостовском, хохломском.
Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театральные действия.
Закреплять понимание взаимосвязи русского декоративного прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора.
Продолжать воспитывать уважение к труду народных мастеров.
Воспитывать чувство гордости за Россию, за русский народ, богатый старинными обычаями, трудолюбием умением радоваться, и веселится от души.
Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству.
Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, к народной музыке, к устному народному творчеству.
Совершенствовать навыки росписи, на занятиях по изобразительному искусству, используя характерные для каждого промысла элемент и цветовую гамму
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dosuk_folklornogo_prazdnika.docx | 22.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №20 комбинированного вида
Досуг фольклорного праздника для старшей группы:
« Народные промыслы на веселой ярмарке».
Досуг для старшей группы:
« Народные промыслы на веселой ярмарке.»
Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, гжельском, городетском, жостовском, хохломском.
Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театральные действия.
Закреплять понимание взаимосвязи русского декоративного прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора.
Продолжать воспитывать уважение к труду народных мастеров.
Воспитывать чувство гордости за Россию, за русский народ, богатый старинными обычаями, трудолюбием умением радоваться, и веселится от души.
Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству.
Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, к народной музыке, к устному народному творчеству.
Совершенствовать навыки росписи, на занятиях по изобразительному искусству, используя характерные для каждого промысла элемент и цветовую гамму.
Игровой элемент « Горница в русской избе». На стенах городецкие панно, вышивка хохломской посуды, хохломская посуда, вышитые полотенца. Расписные доски, дымковская игрушка, народные музыкальные инструменты ( балалайка, дудки, народные игрушки для забавы). Здесь же торговый ряд- стол с расписной скатертью, а на нем самовар, связка баранок, миски с медом и пряники.
1 стол – дымковские мастера.
2 стол — хохломские мастера.
3 стол – городецкие мастера.
4 стол – гжельские мастера.
Сидит хозяйка, одетая в русский народный костюм, и поет русскую народную песню: «Светит месяц». Дети входят в зал и встают около хозяйки, здороваются и отдают низкий поклон.
Ведущая: Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дета, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Здравствуй хозяюшка встречай гостей!
Здравствуйте дорогие гости, пожалуйте на веселую ярмарку. С давних пор у русского народа был обычай устраивать веселые ярмарки, на которые съезжались из далеких деревень. А на ярмарке чего только нет. Подходите, да смотрите, какие здесь игрушки да посуда собраны.
Хозяюшка: Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!
Появляется первый скоморох : Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ.
Второй скоморох : Мы ребята озорные, мы ребята, удалые всех на ярмарку зовем!
Вместе: Ой народ! ой народ! Становитесь в хоровод!
Пора праздник начинать будем петь и танцевать!
Дети встают в круг, исполняется хоровод под мелодию русской народной песни «Возле речки возле моста». После этого дети сдаться на стульчики.
Первый скоморох: Эй, честные господа к нам пожалуйте сюда! Как у нас ли тары-бары много всякого товара!
Хозяюшка: А вот какие мастера, вы сами догадайтесь. Отгадайте-ка загадку:
Игрушки эти не простые, а волшебно-расписные:
Белоснежны как березки, кружочки, клеточки, полоски.
Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.
Дети: Это дымковские игрушки.
Второй скоморох: Вот гости знатные из села Дымково!
Звучит аудиозапись мелодии «Русский сувенир»
Выходит группа детей в руках у них дымковские игрушки, и читают стихи.
( А. Дьяков Веселая дымка).
Первый ребенок: Много сказочных мест у Росси.
Городов у России не счесть. Может где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
Второй ребенок: Возле Вятки самой Дымково-поселок.
Окаймлен лесами уголок веселый. В Демкове, Вяткою-рекою, драгоценный продолжая труд, на ища покоя , мастерицы славные живут.
Третий ребенок: Кто, то сделал индюка, распущенные бока.
У кого, то глина стала вдруг павлином. Кто то вылепил синицу, сразу стало веселей.
Мастера и мастерицы живут в Дымкове селе.
Четвертый ребенок: Вятка вздрогнула от света, Всяк свисток к губам прижал, Вятский праздник свистопляска посмотри на наш товар, подивись и стар и мал!
По мере чтения стихотворений дети показывают свои рисунки, фотоиллюстрации дымковских игрушек, или игрушки, вылепленные из глины.
Первый скоморох: Ай да молодцы дымковские мастера, порадовали своими яркими, праздничными игрушками, да только что же за ярмарка без задорных веселых частушек.
Частушки скоморохов и детей .
Вы послушайте ребята, мы частушки будем петь.
На дубу свинья пасется, в бане парится медведь, на болоте да на мху, укусил комар блоху,
Сидит заяц на березе умирает со смеху.
Второй скоморох: А ну ребята не зевай, кто частушки знает подпевай!
Детские частушки выходят дети .
Заиграли музыканты, и пустились ноги в пляс! Мы веселые частушки пропоем
сейчас для вас сейчас!
Чаек пила, самоварничала, Всю посуду перебила, накухарничала!
Маша ела хохоча, гречневую кашу, отмывали целый день гречневую Машу.
Всю неделю не пилось, не пилось, не елось, В этом зале поплясать очень захотелось.
Второй скоморох: Ай да молодцы у нас ребята, как звонко частушки поют. Эй брат Ерема, это чьи ж товары? Да мы с тобой словно в синюю сказку попали!
Звучит песня М. В. Темнова на ст. О. Левицкого «Сказочная Гжель». Выходят дети с изделиями гжельского промысла в руках, славят свои товары.
1-й ребенок: Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых.
Кувшины и кружки — быль или небыль?
Изделия рук золотых!
2-й ребенок: Синяя сказка — глазам загляденье,
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье —
Русская звонкая Гжель!
3-й ребенок: Эй, честные господа, к нам пожалуйте сюда!
На товары поглядите и чего-нибудь купите!
1-й скоморох: Ай да купцы-молодцы! Хорошие товары вы для ярмарки приготовили! Ну, а какая же ярмарка без игр?
2-й скоморох: На игрищах наших игр разных — тьма! В играх рот не разевай, ловкость, смелость проявляй!
Проводится русская народная игра «Плетень»
(русская народная мелодия в обработке С. Бодренкова)
Такты 1-2. Играющие стоят шеренгами у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест-накрест.
Такты 3-6. Дети одной шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются.
Такты 7-10. Отходят (спиной) на свое место.
Такты 11-18. Движения повторяют дети второй шеренги.
Такты 19-26. Движения повторяют дети третьей шеренги.
Такты 27-34. Движения повторяют дети четвертой шеренги.
II часть. Дети расходятся и пляшут в разных местах зала, используя знакомые плясовые движения.. С окончанием музыки все бегут на свои места и делают «плетень» в шеренге. Выигрывает шеренга, которая построилась раньше. Игра повторяется..
Первый скоморох: Пойдем-ка дальше по базару Посмотреть кой-какого товару!
Выбегает группа детей с хохломскими изделиями в руках.
1-й ребенок: Как волшебница жар-птица не выходит из ума,
Чародейка-мастерица, золотая Хохлома!
2-й ребенок: И богата, и красива, гостю рада от души.
Кубки, чаши и ковши. И чего в них только нету:
Гроздья алые рябин, маки солнечного света
И ромашки луговин.
3-й ребенок: Так красива, так вольна — всем на загляденье, из такой посуды есть !
2-й ребенок: На мой товар полюбуйтесь, только не торгуйтесь! Ложки золоченые, узоры крученые! Хоть щи ими хлебай, а хочешь — музыку играй!
3-й ребенок: Ложки, ложки, расписные ложки!
Кто хочет поиграть немножко?
Выбегают ложкари, забирают ложки.
Первый скоморох: Эй, народ, не зевай, вместе с нами поиграй! Кто в веселый наш оркестр? Выходи, не хватит мест!
Проводится игра «Оркестр» (русская народная мелодия).
Музыкальные инструменты раздаются детям ложки, трещотки, бубен.
Первый скоморох: А ну, пойдем дальше по ярмарке гулять!
Второй скоморох: А здесь у нас что продают? А ну-ка отгадайте!
Алый шелковый платочек, русский сарафан в цветочек. Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: может, три, а может, шесть. Разрумянилась немножко наша русская. (матрешка)!
Девочки в костюмах матрешек исполняют танец под русскую народную мелодию «Как у наших у ворот» в обработке В. Витлина.
Первый скоморох : А теперь приглашаем всех кататься на качелях-каруселях!
Второй скоморох: Идут кататься нянюшки,
И Ванюшки, и Танюшки,
Хотят повеселиться и братцы, и сестрицы.
Тятеньки и маменьки, вы куда шагаете?
Шли бы вы на карусель — место прозеваете.
Первый скоморох: Закрутили, завертели колесо у карусели.
Весело, весело, всем нам ехать весело!
Проводится игра «Карусель» (русские народные мелодии в обработке Е. Тиличеевой). Дети встают в кружок вокруг «карусели», держатся за ленточки, начинают медленное движение по кругу по музыку, произнося слова:
Е ле-еле, еле-еле завертелись карусели. А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не бегите, карусель остановите. Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.
Первый скоморох : На нашей ярмарке состязания проводятся не только по мастерству и ловкости, но и по уму. Вот и поглядим сейчас, кто из вас самый смекалистый.
Второй скоморох : А для проверки смекалки отгадайте-ка загадки.
Сдобный, пышный, круглощекий, у него румяный бок.
Убегает по дорожке и зовется . Колобок.
Унесла его лиса аж за темные леса.
Слышен тонкий голосок. Кто же это. Петушок.
Хитрая плутовка, рыжая воровка.
В лесу первая краса. Догадались кто? . Лиса.
Он герой всем нам известный.
И с волшебным словом вместе
Может целую неделю на печи лежать . Емеля.
Скрипит зубами, водит носом и русский дух не переносит.
Старуха с костяной ногой зовется . Бабою-Ягой.
Он гремит костями страшно. Злобный, жадный и ужасный.
Ходит в черном он плаще и зовется царь . Кощей.
Кощеем заколдована, Иваном очарована,
Зеленая подружка, Царевна-. Лягушка.
Первый скоморох : Ай да молодцы, ох и смекалисты.
Хозяюшка Тары-бары, растабары,
Выпьем чай из самовара с сухарями, с кренделями, с бубликами вкусными
С сушками, ватрушками пирогами русскими.
Звучит русская народная песня «Светит месяц»
Скоморохи, Хозяюшка приглашают детей на угощенье.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2015/01/04/dosug-folklornogo-prazdnika-dlya-starshey-gruppy-narodnye
Сценарий познавательного мероприятия «Народные промыслы»
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования
Дом творчества «Октябрьский»
педагогом доп. образования
Место проведения: Дом творчества «Октябрьский» ( здание по
Время проведения: 16.05.2016г. 10.00.
Оформление: Плакаты: «Даже в будни, может труд, Сделать праздничными днями»
«Где мысль сильна – там дело полно силы»
Оборудование: Компьютер для показа презентации (видео сюжет «Народные промыслы») экран, карта, флаг России, самовар, выставка изделий народных промыслов, русские народные песни («Хохлома», «Ярмарки краски», «Матрешки»)
Цель: воспитание гражданина своей страны, любви к Родине и родному краю
— ознакомление учащихся с географией народных промыслов России, историей их создания и художественной ценностью,
— расширение знаний об обычаях русского народа, о культуре своей Родины и родного края,
— развитие образного мышления,
— воспитание эстетического вкуса
(Звучат песни д/о « Истоки » )
Вед: Здравствуйте дорогие друзья! Приглашаем вас на фестиваль » Народных ремёсел» .
Посмотрите! Эти вещи
Нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России,
Мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо – люди — мастера.
Вед: Максим Горький писал, что человек по своей натуре художник, он повсюду, так или иначе стремится вносить в свою жизнь красоту.
Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу.
Вед: Ремесло и промысел, в чём их отличие, что обозначают эти слова.
Ремеслом владеет один человек, это система навыков, которая позволяет ему создать предмет декоративно – прикладного искусства, промысел – когда люди семьями, селениями овладевают ремеслом с целью продажи своих изделий.
Виды народных промыслов в России (хохлома, гжель, дымковская игрушка, вологодское кружево, елецкое кружево, тульские самовары и т.д).
Видео ролик «Народные промыслы России».
Вед: Издавна весь быт русского человека был пронизан любовью к красоте. И хотя время меняет наши представления о красоте, мы с гордостью сегодня восхищаемся искусством народных мастеров, умеющих выявить природные свойства материала, его красоту «Народное декоративно – прикладное творчество» — сложное и многогранное явление. Оно включает себя самые различные направления, виды, формы. Издревле народные мастера в своём творчестве использовали то, что давала им сама природа – дерево, глину, кость, лён, шерсть. Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Полюбить ремёсла можно лишь тогда, когда увидишь всё прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю народа.
Вед: Современная цивилизация приглаживает, причесывает и устраняет образ жизни и облик городов и горожан, следует единой мировой моде. И в Европе, и в Австралии люди пользуются одинаковыми вещами, изготовленными по похожим технологиям – сошедшими с конвейера. Предметы быта, сделанные от начала до конца вручную одним мастером согласно традициям предков, перешли в разряд сувениров. Но потеряв свою утилитарную ценность, народное прикладное искусство, как правило, не умирает, ведь художественные ремёсла – одно из самих ярких материальных отличий одного народа от другого.
Вед: Почти всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, ткали, вышивали, плели лапти, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи, сундуки – всё делалось с любовью. Мастерство передавалось от поколения к поколению. Поэтому неудивительно, что обычные бытовые предметы становились всё совершеннее. Появились народные умельцы, зарождались промыслы.
Вед: Какие народные промыслы и ремёсла в Липецкой области? Ребята, о каких вы слышали, знаете? (хохломская роспись, елецкое кружево, глиняная игрушка, вышивка, резьба по дереву).
Вед: Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Каждый народ имеет сою богатую историю, веками сложившиеся традиции, культуру и быт. На территории и нашей области живут и ныне мастера.. Наша область, как лоскутное одеяло, создана из 7 губерний или из 18 районов. На территории Липецкого края издавна существовали такие промыслы: как кружевоплетение, гончарное ремесло, хохломская роспись, валяние из шерсти, лоскутное шитьё, вышивка, лозоплетение, резьба по дереву.
Вед: В городе Липецке есть музей декоративно – прикладного искусства, где находится очень много различных экспонатов. У нас сегодня на фестивале присутствует сотрудник музея Сергачева Е.С.
(Выступление сотрудника музея )
Вед: Музей декоративно – прикладного искусства есть и в доме детского творчества «Октябрьский». Там находится тоже очень много различных экспонатов, которые ребята собирают совместно с педагогами в летних исследовательских экспедициях. В этом году предстоит семнадцатая экспедиция и ждёт ребят Добринский район.
Вед: Богата Липецкая область народными ремеслами и промыслами и славится мастерами своими. Давайте познакомимся с историей зарождения этих промыслов и их особенностями. В доме детского творчества работают мастера, которые учат детей и передают своё мастерство.
Вед: Детское объединение «Хохломская роспись».
Учащиеся д/о «Хохломская роспись».
Старики рассказывают, будто давным- давно поселился за Волгой весёлый мужичок, умелец. Избу поставил, стол, ложки сладил, посуду деревянную вырезал. Прилетела к его порогу жар-птица. Он и её угостил. И вдруг жар-птица прикоснулась своим крылом к чаше. Чаша стала золотой. Это, конечно, легенда, сказка-ложь,…
Источник статьи: http://infourok.ru/scenariy-poznavatelnogo-meropriyatiya-narodnie-promisli-1516593.html