План- конспект классного часа «Праздник первой борозды»
Классный час «Праздник первой борозды».
Цель: изучение традиций праздника первой борозды в нашей республике, развивать интерес к народным праздникам, помочь через национальные праздники понять особенности культуры людей, осознать необходимость сохранения культурных ценностей каждого народа и национальности.
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход классного часа.
Обычаи, обряды, досуг
В горах дагестанских джигиты, бывало,
Чтоб дружбу мужскую упрочить сильней,
дарили друг другу клинки и кинжалы,
И лучшие бурки, и лучших коней.
Расул Гамзатов (Слайд)
— Да много разных обычаев и традиций у нас в Дагестане. В каждый сезон года дагестанцы выполняли различные хозяйственные работы. Многие из них сопровождались обрядами и обычаями, некоторые – праздниками. Одним из них является и праздник первой борозды. Дагестан пережил и приход ислама, и социализм, поэтому праздник первой борозды сохранился лишь высоко в горах. (Слайд)
Аварцы особо относились к срединному периоду зимы, с которого начинались весенние обряды, назначение которых было содействовать плодородию, изобилию нового года. Так, у тиндинцев в средний месяц зимы проводили праздничный обряд, называемый Кьедаба (Кьаба), имитировавший свадьбу. В первую пятницу этого месяца в двух домах селения собирались отдельно юноши и девушки. Из продуктов, принесенных участниками предвесеннего обряда, каждая группа готовила свой праздничный ужин. Из числа молодежи выбирали невесту и жениха.
К участию в праздничном обряде Кьедаба в роли главных действующих персонажей, как правило, привлекались те лица, которые в силу своего возраста или профессиональной направленности (чабаны-животноводы) имели непосредственное отношение к воспроизводству в настоящем или в будущем (юноши и девушки, дети).
Праздник Кьедаба за последнее время претерпел изменения. Он стал более развлекательным. Так, в селах Тинди, Бежта на роль шутовской невесты и жениха наряжают самую старую в селе супружескую пару, их заставляют танцевать, и при этом участники праздника произносят традиционную словесную формулу обряда.(Слайд)
Нижер бах1аралда балагье, ле, нуж!
Росульго ц1ар арай ц1акьай бах1арай,
Ц1ияб сон хисияльул рохалил бах1арай.
Дунял хинльияльул бугеб рохелги,
Ц1ияб хер бижияльул рохел буго,нижее.
Хасел кьват1иб бит1ун рии бач1ина,
Ч1ег1ераб ракьалде ц1ияб хер щвела.
Кьваридаб хаселги кьват1ибе рехун,
Г1уц1изин нильеца ц1ияб маг1ишат.
— Как и все народы Дагестана, аварцы широко отмечали праздник наступление весны (ихх ч1ей). Отмечали этот праздник весеннего равноденствия (зачастую 21- 22 марта). В этот день в селениях разжигались костры, вокруг которых собирались молодежь, дети. Песни, исполняемые на празднике наступления весны, образно передают картину возрождения природы, буйства зелени, игры солнечного света. Вот как приветствуется в аварских песнях ихх ч1ей (наступление весны) (Слайд)
Их ч1ун зобил нако гьарс- вай,
Муг1рузда харил нако гьарс- вай,
Херда шобил нако гьарс- вай,
Кьурда г1ачизул нако гьарс- вай,
Г1урухъ бачазул нако гьарс- вай.
В каждом селении проводили оцбай в зависимости от погоды. Об этом по решению старейшин объявлял мангуш (глашатай). До проведения праздника пахать было запрещено.
В этот день на улицах толпился народ, джигиты гарцевали на скакунах, которых готовили целый год для скачек, дети носились в радостном возбуждении. Старики и женщины поднимались на крыши смотреть на игры.
Мулла надевал шубу навыворот, мехом наружу (чтобы урожая было столько, сколько ворсинок на шубе), и запрягал быков в плуг («пуруц»). (Слайд)
На рога быков нанизывали круглые хлеба гор, похожие на большие бублики. Мулла рассыпал на землю семена разного сорта и проводил плугом борозду. Жители брали горсти земли и бросали в муллу, говоря: «Дай, Бог, пшеницу, как сыплется земля».
Дети показывают небольшую сценку (Оцбай)
Затем один из уважаемых людей, взяв в руки бублик, отходил с ним на несколько сот метров. Мулла и кади становились рядом и по команде «Раз! Два! Три!» бежали наперегонки, чтобы завладеть хлебцом. Веселое зрелище – бег стариков!
Младший нарочно отставал, чтобы приз достался старшему. Победитель разламывал гор и раздавал ребятишкам.
Потом бежали наперегонки мальчики, чтобы получить другой бублик. А после них и взрослые. Всем было весело! (Слайд)
Наконец, начинались скачки. На лошадей для легкости сажали мальчиков.
На шею лошади, одержавшей победу, мулла надевал последний бублик. Мужчины снимали с себя кинжалы и вешали на юного всадника, а женщины повязывали на шею лошади платки. Правда, все это доставалось хозяину коня. Но он дарил мальчику серебряный кинжал и одежду и обсыпал мальчика конфетами и орехами. А другие детишки их ловили.
Главными в этот день были состязания в метании камней, поднятии тяжестей, борьба. На них выяснялось, кто из богатырей самый быстрый, сильный и меткий. Все эти качества были необходимы в прежние суровые времена. (Слайд)
На следующий день после праздника пахоты приступали к севу. Сеятель, бросая в борозду семена, произносил заклинание. Сопровождающие повторяли вслед за ним:
Я Аллагь, квер бит1араб батаги,
Кинабго росдае буччун ц1олеб батаги!
Ич1анкь гьабун т1ерщаги,
Т1орода мугь х1аллъаги!
Хурисан гьелчелаго бач1аги!
Цоргьонисан гьунарого чвахаги!
Гьава- бакъ рекъаги,
Рокъоса мискинлъи лъуг1аги!
Пусть не будет засухи и ростки пшеницы не узнают, что такое жажда!
Нужно признать, что не все старинные обычаи сегодня однозначно воспринимаются в обществе.
Одно можно точно можно сказать: народам Дагестана удалось сохранить обычаи и традиции своих предков. И вы, пожалуйста, не забывайте традиции и обычаи нашего народа. (Слайд).
Источник статьи: http://infourok.ru/plan-konspekt-klassnogo-chasa-prazdnik-pervoy-borozdi-3795467.html
Сценарий развлечения «Праздник первой борозды в Дагестане»
Руманият Амирханова
Сценарий развлечения «Праздник первой борозды в Дагестане»
ПРАЗДНИК ПЕРВОЙ БОРОЗДЫ
Ведущий: Дорогие дети, уважаемые гости. Сегодня у нас весенний праздник первой борозды. С наступлением Весны оживает природа, журчат ручьи, слышится щебетание птиц, звучат мелодии песен гор и ритмы танцев. В нашем Дагестане много наций и народностей. У каждой нации свои обычаи и обряды. Одни из этих обрядов мы вам покажем.
(Дети входят с хлопками и поют, останавливаются на своих местах)
Ведущий: А ну-ка, ребята,отгадайте загадку:
Само глядит, не наглядится
А на себя смотреть не дает. (Солнце)
1р. Пусть взойдет солнце — 2р
Солнце с лицом круглым
Солнце с лицом круглым
Сына дождя забери
Дочь солнца приведи
Входит солнце – звучит музыка
Солнце: Здравствуйте, ребята
Я в гости к вам пришла
Лесам, полям и людям
Про меня поете песни
И читаете стихи
Как меня зовут, скажите
Мое имя назовите
2р. Солнце, солнышко взойди
Протяни свои лучи
Обогрей нас поскорей
Праздник будет веселей
«Солнце золотой зарей»
Ведущий: Вот и обогрела солнышко нашу землю. Пора перейти к посеву пшеницы. Для этого мы предоставляем слово нашему уважаемому человеку, аксакалу Али-адзи.
Аксакал: Большое спасибо, вам за оказанное доверие провести мне первую борозду. Я сегодня всех поздравляю с весенним праздником. Мир и баракат пусть будет в ваших домах. Пусть в этом году уродится богатый урожай пшеницы.
(Выводят быков, начинают пах)
Ведущий: А помощником нашему аксакалу выберем Мухтара
Гъари к1ел дек1ла мурхьси биаб!
Дак I алли дак1 аб арцанти К 1 ел к 1 оякьли кани лугкъути
Гьар луги биц1ибси биаб! Гьей!
Мадак1аб гьалакти хьибхье!
Зр. Тучка Дождика не прячь
Тучка дождиком поплачь
Дождь пройди по полям
Я чурек тебе дан.
4р. Тучка дождик принеси
Бурдюк толстый развяжи
Да полей полоски ржи
Чтобы стебель был высок
5р. Лейся дождик по лику
Подарю тебе овцу
Если хочешь как река
Подарю тебя быка
Кто весной не сеет,
Соберешь зерна гору.
Тот труда не боится
Кто умеет трудиться.
Где труд – там и счастье
Цветам нужно солнце, а людям мир
Даргинская песня «Дерхъаб» (садятся)
Звучит музыка, приходит Харчи, брызгает водой, ходит по канату
Харчи: Ассаламу Алейкум, дорогие дети, уважаемые гости. Сегодня я хочу веселиться и веселить всех. А теперь я приглашаю желающих на состязания
2. Перетяни меня
Ведущий: Спасибо тебе Харчи Муса, что развеселил нас.Я приглашаю всех на концертную программу:
1. Даргинская песня «Дерхъаб»
2. Танец джигитов
4. Дагестанская народная игра «Эй, смельчак»
5. Шуточный танец у родника
6. Приезжайте в Дагестан
Ведущий: Вот и подошел к концу наш праздник.
Аксакал: А теперь я приглашаю всех гостей к себе домой. Быка зарезали, хинкал готов.
Ведущий: Спасибо большое нашему аксакалу. Желаем здоровья, живи сто лет
Звучит музыка, все уходят
Сценарий осеннего развлечения «Колосок» в первой младшей группе В зал входят дети вместе с Бабушкой Натальей. «У бабушки Натальи» — песня-игра. Вед: Здравствуйте, ребятки! Здравствуй, бабушка Наталья.
«Папин праздник — главный праздник всех мальчишек и мужчин». Сценарий развлечения во второй младшей группе Сценарий развлечения во второй младшей группе «Папин праздник — главный праздник всех мальчишек и мужчин. » Составлен воспитателем МБДОУ.
Сценарий развлечения «Прощание с елочкой» в первой младшей группе В первой младшей группе №13, прошло развлечение «Про Прощание с ёлкой» Цель: Продолжать приобщать детей к праздничной культуре. Воспитывать.
Сценарий развлечения «Прощание с елочкой» в первой младшей группе В первой младшей группе №13, прошло развлечение «Прощание с ёлкой» Цель: Продолжать приобщать детей к праздничной культуре. Воспитывать.
Сценарий новогоднего утренника в средней группе «Новый год в Дагестане» Под весёлую новогоднюю музыку дети заходят в красочна — оформленный зал. Вед. 1:спешите к нам в гости все звери и птицы, на наш новогодний.
Сценарий развлечения к 8 Марта для первой младшей группы Дети входят в зал под весёлую музыку. Ведущий. Посмотрите, дети, как нарядно у нас в зале, какие вы все красивые, гости наши тоже нарядились,.
Сценарий развлечения «Рождественские колядки» в первой младшей группе Развлечение в младшей группе «Рождественские колядки» Цель. Организация культурного досуга детей. Приобщение детей к народным праздникам,.
Сценарий развлечения «В гости к бабушке» в первой младшей группе Сценарий развлечение в 1 младшей группе «В ГОСТИ К БАБУШКЕ» Цель. Продолжать воспитывать интерес к музыке, пению и выполнению простейших.
Сценарий развлечения в первой младшей «День рождения группы» Звучит песня «Пусть бегут неуклюжи, пешеходы по луже». Ведущий: Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. Вы сегодня такие нарядные,.
Сценарий спортивного развлечения в первой младшей группе «Мы — солдаты» Муниципальное Автономное Дошкольное Учреждение детский сад «Снежинка». СЦЕНАРИЙ СПОРТИВНОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ К 23 ФЕВРАЛЯ.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/prazdnik-pervoi-borozdy-v-dagestane.html
Урок «Праздник первой борозды»
Урок культура и традиции народов Дагестана(КТНД) в 4 классе Шахбанова Эльмира Зейнутдиновна Праздники. О т прошлого к настоящему. изучение традиций праздника первой борозды в нашей республике . развивать интерес к народным праздникам. помочь через национальные праздники понять особенности культуры людей. осознать необходимость сохранения культурных ценностей каждого народа и национальности. изучить и проанализировать научно-историческую литературу и архивы по данной теме узнать как праздновали праздник первой борозды народов нашей республики осмыслить ценности, которые несут праздники проанализировать мнение сверстников об этом празднике . воспитывать эмоционально-положительное отношение к прошлому нашей республики. Эпиграф к уроку: Неизвестно, каков будет человек через 1000 лет,но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов — тогда он все забудет и всему разучится,и должен будет все начинать сначала. У жителей нашей республики в прошлом были разнообразные традиционные национальные праздники, которые в основном связаны с живым миром природы. В наше время чаще всех проводятся праздники современные и позабыты многие праздники которые праздновали наши предки. Традиционная культура наших народов складывалась на протяжении веков. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания, она была подчинена определенным законам, передающимся от поколения в поколение. Самыми существенными являются отношения, которые складываются между человеком и природой. Эти отношения и связи, зародившиеся в незапамятные времена, оберегаются традицией. Закрепляются в обычаях, обрядовых действиях, религиозных верованиях и традиционных праздниках. Дагестанцы с древности почитали стихии природы: солнце, луну, огонь, воду, ветер. Я попросила вас , ребята изучить материалы о национальных праздниках и сделать свои выводы. Итак к каким выводам вы пришли? Ученица — что каждый праздник имеет определенное значение и связан с определенным обрядом. национальный праздник связан с совершением каких – либо обрядов; праздник имеет определенное символическое значение; праздник способствует сплочению народа; праздник показывает гармонию между живым миром природы и коренным народом; дагестанцы в прошлом – суеверные люди. Сегодня мы изучим праздник первой борозды. Традиционные национальные праздники народа – это часть культуры с определенным символическим значением и глубинным смыслом , информационная осведомлённость о народных праздниках Республики Дагестан невелика. С раннего детства мы очень люблю праздники. А на уроке КТНД мы изучали обрядовые праздники , во время которых люди обращались к своим богам и силам природы. Просили у них защиты и удачи в делах. Обрядами сопровождались так же свадьбы, рождения ребёнка, встречи весны и другие. Каждый год мы празднуем много различных праздников. Какие праздники любимы вами? Особенно любимыми являются Новый год 8 марта, 9 мая и мусульманские праздники. Амина провела анкетирование учеников нашей школы, а так же провела анкетирование среди соседей и родственников. Давайте ознакомимся с результатами. Я была очень неприятно огорчена полученными результатами. Большинство моих одноклассников относятся к праздникам просто как к выходным дням, когда можно не учиться и ничего не делать, не знают историю этих праздников, их традиции, смысл и ценности. С целью выяснения уровня знаний о национальных праздниках был проведен социологический опрос. Я опросила 79 учащихся МКОУ «Чинарская СОШ№1» и жителей села Чинар от 10 до 98 лет. Им были заданы следующие вопросы: Много ли праздников в современном мире? Какие народные праздники Вы знаете? Какие народные праздники Вы отмечаете в Вашей семье? О каком празднике Вы узнали у своих предков? Может ли народ обойтись без праздников? Как праздники влияют на родной язык и культуру? Может ли современный человек обойтись без знания культуры и праздников своей страны? Примите ли Вы участие в организации и проведении народного праздника? Считаете ли Вы необходимым приобщать Ваших детей к народной культуре и традициям? (вопрос родителям) На первый вопрос только 14% детей ответили ,что много86% сказали что мало. Напротив взрослые 78%ответили что праздников слишком много. На второй вопрос все опрашиваемые дети называли гос. и религиозные праздники Ураза байрам, Курбан байрам, Новый год 8 марта , 9мая, 23 февраль, 1 сентября. Но не смогли назвать ни одного народного праздника. Взрослые смогли назвать национ. праздники , но только лишь два : Навруз и Праздник первой борозды. В третьем вопросе все были единодушны. Отмечают Ураза байрам, Курбан байрам, Новый год. дни рождения. четвёртый вопрос поставил всех в тупик. На него не смогли дать ответ почти все, кроме бабушки Патимат, которой 98 лет. она назвала несколько праздников. В том числе и парздник первой борозды. На пятый вопрос все дали единодушный ответ –нет ,не может. На вопрос « Как праздники влияют на родной язык и культуру?» и дети и взрослые отвечали , что только лишь положительно, и давали лестные отзывы о влиянии праздников на язык и культуру. Все опрашиваемые изъявили желание оказать помощь в организации и проведении праздников. Взрослым был задан вопрос о необходимости приобщении детей к народной культуре, на который я получила утвердительный ответ. Итак ознакомимся с праздником первой борозды в Дагестане. 25 марта – Праздник первой борозды в Дагестане. Праздник первой борозды имеет различные названия у наших народов: оцригьин (авар.- бычья свадьба ), усабухири ( авар. – показ быков ), хъубях I руми ( дарг.- узрение лика пашни ), хъулла мехъ ( дарг.- свадьба пашни ), сук севед йигь ( рутул.- день разбрасывания зерна ), къугъвер сувар ( лезг. – праздник пахоты ).( слайд 4) Праздник первой борозды состоял из двух частей : 1) обрядовой запашки 2) состязаний, игр и увеселений. Весенний посев семян в Дагестане начинается 25 марта, а осенний – 20 сентября. Хозяйственный год у дагестанцев начинался со дня зимнего солнцестояния – 22 декабря плюс 24 дня, то есть с – 16 января. Когда солнце начало свой путь к зиме – 22 июня, исчисление периодов шло в обратном направлении, начиная за 24-25 дней до 22 декабря. ( слайд 5) Как известно, озимые культуры сеют спустя несколько дней после уборки урожая. У аварцев обряд посева семян называют « Оцбай » («запрячь быка»), у даргинцев – Праздник первой борозды . Праздник первой борозды проводится в середине или конце марта , в зависимости от погоды. Обычно участниками его является мужское население. ( слайд 6) До совершения обрядовой запашки никто не имел права начинать полевые работы. За месяц до ритуала назначался сельскими властями или избирался сельчанами пахарь (« кузал »). ( слайд 7) Пахаря одевают в овчинную шубу мехом в наруж у, горскую папаху, а через плечо вешают сумку с зерном. . Он должен был быть опытным земледельцем, добрым человеком, удачливым в делах, обладать крепким здоровьем, быть самостоятельным хозяином и обязательно – с густыми волосами. Качества пахаря должны были передаться пашне, от которой ожидали густых всходов и обильного урожая. В соответствии с этими принципами в случае неурожая или засухи вина возлагалась на него. ( слайд 8) Поэтому случалось, что удачливый пахарь проводил эту процедуру несколько раз подряд. К пашне-кормилице крестьянин питал благоговение. Считалось, что на пахоту нужно выходить морально и физически чистым. В больших селениях Праздник первой борозды проводился ежегодно каждым кварталом в порядке очереди. После объявления праздничного дня начиналась к нему деятельная подготовка. В день посева пахаря провожала в поле женщина-мать – старшая и самая трудолюбивая во всем тухуме . ( слайд 9) Она шла впереди и раздавала по пути куски хлеба, чтобы посев был удачным, а урожай обильным. ( слайд 10) На пути к полям пахаря поливают через решето водой, символизирующей дождь, и осыпают конфетами и мелочью, призывая достаток. ( слайд 11) В этот день на место сбора из всех домов женщины несли хлеб, мясо, кувшины с бузой (хмельным напитком горцев, основой для которого служит прокисшее тесто), кашу из семи злаков. Каждая пришедшая с подносом женщина, проделав круг, ставила поднос на общую скатерть. ( слайд 12) Кто был в состоянии это сделать, мог принести сюда мешок зерна или баранью тушу. Специально готовили и инвентарь, быков: рога, копыта смазывали жиром , рога обвязывали красной ленточкой ( красный цвет символизировал амулет против злых духов, сглаза), а также вешали на рога ритуальный хлеб барта ( слайды 13,14) В назначенный день на сельской площади собирались все жители селения. После коллективной трапезы все присутствующие во главе с главным пахарем шли на место проведения ритуальной борозды. Пахарь проводил две-три борозды или вспахивал весь участок, если он был небольшим, часто засевал его. ( слайд 15) С началом хозяйственного года земледельцы связывали свои чаяния, которые сопровождали разнообразными действиями магического характера ( слайд 16, 17) В некоторых селениях в первую борозду клали баранью тушу, яйца, сладости: землю угощали, приобщали её к своей трапезе, веря что этим можно умилостивить её – увеличить её плодородие. После проведения ритуала первой борозды все мужчины и дети шли на праздничную трапезу « свадьбу пашни». ( слайды 18-23) Затем начиналась спортивно-развлекательная часть. В программу соревнований обязательно входили скачки на лошадях, бег, метание камней, бои быков, баранов, собак. В состязаниях могли участвовать гости из других селений. Во время танцев юноши наряжались в маски, изготовленные из шкуры мехом внутрь. Они развлекали публику. Одним из обязательных является состязание в беге между молодыми людьми. Соревнуются как юноши постарше, так и совсем маленькие школьники. ( слайд 24-29) Однако самый главный забег — между ребятами, которые собираются жениться в этом году. Главный приз — выпеченная из теста кукла, которую победитель по обычаю дарит своей невесте. Следует отметит, что первоначально игры и состязания устраивались не ради развлечения, а являлись ритуальными праздниками силы и ловкости и были призваны содействовать плодородию почвы. По представлениям древнего земледельца, все эти состязания в силе, ловкости, выносливости должны были придать зеле силу, вызвать урожайность. В играх, споре, состязаниях молодёжи, возможно, противопоставляются зима и весна. Шум , который при этом производила молодёжь, должен был, по поверью, отпугнуть всё злое. После «вывоза» плуга каждая семья получала право пахать и засевать своё поле. Старались также, чтобы праздник совпал с полнолунием. Несмотря на некоторые различия в проведении этого ритуала у разных народов республики, Праздник первой борозды был и остается главным весенним праздником в Дагестане. Праздники у каждого народа отражают национальную и культурную значимость, их самобытность. В соблюдении и праздновании праздников запечатлен богатый исторический опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Изучение традиций составляет необходимое звено в усвоении языка, в повышении культуры речи. Соблюдение и сохранение праздников придает каждой национальности неповторимое своеобразие, особую выразительность, красоту, образность. Праздники — неизменные спутники народной жизни. Как бы далеко ни углублялись мы в историю народов нам не удастся найти такое время, такой период, в котором не было бы праздников. С течением столетий из просто ритуальных элементов они превращались в обряды, сохранившие глубокие корни и несущие извечную мудрость народного отношения к природе, обществу, близким. Пройдя сложный многовековой путь развития, они донесли до наших дней и светлую духовность, и бережность в познании мира, которые сегодня являются неотъемлемой частью нашей культуры. Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя он может стать другим и даже справляться по совсем иному поводу, остаются и праздничная радость, и особое волнение, и чувство необычайности этого дня. В процессе работы я сделала для себя немало интересных открытий, связанных с историей праздников. Таким образом, традиционные национальные праздники народа занимают очень важное место в их повседневной реальности. Ведь только через традиции мы можем встретиться с прошлым и сохранить свою культуру. В настоящее время традиционные праздники воспринимаются народами как одно из средств возрождения своей культуры. Давайте сформулируем выводы по сегодняшнему уроку. В ходе дискуссии дети сделали следующие выводы: традиционные праздники народа – часть их культуры и они воспринимаются ими как одно из средств возрождения своей культуры; у каждого праздника свое символическое значение; почти все праздники были связаны с живым миром природы; богатейшие и разнообразные традиции народов представляют собой великое культурное достояние и широкое поле для дальнейшего изучения. Что вам особенно понравилось на уроке? Что было для вас интересным, необычным? Домашнее задание . Написать проектную работу на тему «Праздники старины» Миловский А. Кубачинские смотрины // Вокруг света. – 1983. — № 5 (2512). Булатова А.Г., 1974. Селскохозяйственный календарь и календарные праздники. Махачкала Бутаев А.Г. 1912. Из жизни нагорного Дагестана. Дагестанские областные ведомости Темир Хан-Шура Гаджиева С. Ш. и др. материальная культура даргинцев. Махачкала Пржецлавский П.Г., 1867 Дагестан, его нравы и обычаи. Вестник Европы СПб.№9 .Гаджиев Г. А. Духовная культура народов Южного Дагестана (XVIII – начало ХХ в.). 1995 г. // Рукописный фонд Института ИАЭ ДНЦ РАН. Ф.3. Оп.3. Д.819. Источник статьи: http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/prazdnik_pervoj_borozdi_115410.html Adblockdetector |