- Конкурсная программа «Мы – друзья природы»
- Ход занятия
- I. Конкурс «Живая и неживая природа».
- II. Конкурс «Животные».
- III. Конкурс «Эрудит».
- IV. Конкурс «Загадки».
- V. Конкурс «Экологический».
- VI. Конкурс «Ассоциации».
- VII. Конкурс «Отгадай животное».
- VIII. Конкурс аукцион по теме «Птицы и животные».
- Итог занятия.
- Сценарий развлечения «Путешествие в природу»
- Ход мероприятия.
Конкурсная программа «Мы – друзья природы»
- Активизировать познавательную деятельность детей.
- Показать значимость бережного отношения к окружающему миру.
- Расширять кругозор, развивать творческие способности детей.
- Способствовать сплочению коллектива класс.
- Подготовка рисунков, оформление выставки.
- Подготовка раздаточного материала для конкурсов
- Дети придумывают названия и девиз команд, выбирают капитанов.
- Подбор музыкального сопровождения.
Материалы и оборудование:
- магнитофон, карточки с вопросами;
- плакаты с изображением животных;
- музыкальный молоточек для аукциона;
- предметы и картинки с живой и неживой природой.
1. Логика природы есть самая доступная и
самая полезная логика для детей. (К.Д. Ушинский)
2. Каждый по-своему чем-то хорош:
Поганка и ежик, лягушка и еж!
Нет ни цветка, ни зверька, ни куста,
Где бы ни встретилась нам красота. (Т.А. Пушкарев)
Ход занятия
Под крышей голубой огромной
Солнышко рыжее живет,
А ночью среди звездных тучек
Танцует звездный хоровод.
И лес живет, под синим небом,
И дождь, и грозы, и цветы,
И яблоньки в саду зеленом,
Твоя семья живет и ты.
Большой, огромный этот дом,
Вон сколько птиц, цветов в нем и народа,
Мы знаем все (хором) – ПРИРОДА!
Ведущий 1. Здравствуйте, ребята!
Ведущий 2. Здравствуйте! Сегодня перед вами стоит задача показать, кто из вас достоин звания жителя планеты Земля.
Ведущий 1. На самом деле сегодня нам бы хотелось убедиться, что будущее нашей планеты в безопасности.
Ведущий 2. Что вымирающие виды животных никогда не превратятся в исчезнувшие виды.
Ведущий 1. Что ныне существующие никогда не превратятся в вымирающих.
Ведущий 1. Вот какая однажды случилась история. На лес, вблизи которого находился детский лагерь, напали полчища гусениц. Дети уже не в первый год приезжали в эти места, и никогда прежде ничего подобного не было. Лес погибал на глазах. Никто не знал, как ему помочь. А главное – никто не знал, почему это случилось.
Дети были очень огорчены. Но если бы им сказали, что это они виноваты в гибели леса, они, наверное, удивились бы, а может быть, и возмутились.
А произошло вот что. Каждый год ребята рвали цветы. И вокруг леса, и на лесных полянах. Рвали и распустившие цветы, и те, на которых были еще бутоны. Словом, все подряд. А на цветах жили, питались нектаром цветочные мухи – тахины. Когда приходило время, тахины откладывали яйца. Из яиц появлялись личинки, и именно эти личинки уничтожали гусениц, наносящих вред лесу.
Но вот исчезли цветы, и не стало вблизи леса тахин. И некому стало уничтожать гусениц. Гусеницы набросились на лес, и он начал погибать. И все потому, что дети, сами того не зная, нарушили равновесие в этом уголке природы, нарушили экологические законы.
Ведущий 2. Экология – это наука о том, как животные и растения, вообще все живые организмы уживаются друг с другом, как они приспособились друг к другу и окружающей природе.
Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живем на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить, где- то жить, растить детишек. За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Как на весах, когда на обеих чашах одинаковые гирьки. Равновесие это сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы. Например, такой: всегда растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить одно какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти экологическая катастрофа.
Ведущий 1. Люди долго не подозревали об этом. И безрассудно вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они совершенно не думали, что при этом грубо нарушали законы природы. Недавно мы это поняли. И для того, чтобы все- таки сохранить природу, а заодно и самим уцелеть (ведь человек сам часть природы), люди стали очень серьезно изучать законы живой природы. Так возникла экология. Кстати, это слово составлено из двух греческих слов: ойкос – дом и логос – наука. Значит, можно сказать, что экология – это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.
Ведущий 2. Группа делится на две команды. И так первое задание! За каждое задание начисляется 5 баллов. Баллы могут сниматься за неточность, не до конца доделанное задание и т.д. и прибавляться за активность.
I. Конкурс «Живая и неживая природа».
Каждая команда получает набор одинаковых предметов и картинок, которые разложены на двух столах. Ребятам необходимо разделить предметы живой и неживой природы. Оценивается правильность ответа и быстрота.
Предметы и картинки: песок, цветок, вода, камень, грибы, заяц, глина, птица, дерево, солнце и т.д.
- Живая природа: цветок, грибы, заяц, птица, дерево.
- Неживая природа: песок, вода, камень, глина, солнце.
II. Конкурс «Животные».
От каждой команды прошу по три человека на сцену. Для вас приготовлены карточки. Выбирайте! На карточке написано название одного животного. Это животное необходимо изобразить. А команды должны разгадать название этого животного.
Карточки: бобер, осел, жираф, тигр, лошадь, свинья…
III. Конкурс «Эрудит».
Команды показали свои знания повадок животных. А сейчас мы проверим вашу эрудицию. Я буду вам задавать вопросы, а ваша задача заключается в том, чтобы дать правильные ответы. Если команда затрудняется в ответе, то ей помогает команда-соперник, которая получает за это дополнительные баллы.
- Назовите 10 домашних животных.
- Назовите 10 животных на букву А.
- Назовите 10 птиц.
- Назовите 10 рыб.
- Назовите 10 кошачьих кличек, не совпадающих с именами людей.
- Назовите 10 диких животных обитающих в России.
IV. Конкурс «Загадки».
В этом конкурсе принимают участие по 2 человека от каждой команды. По мере озвучивания загадок: 1-й участник (от каждой команды) находит карточку – отгадку и располагает ее на стенде; 2-й участник пишет отгадки на доске.
1. Я увидел: на опушке
Гриб растет, на нем веснушки.
Все, как на подбор.
Значит, это – . (Мухомор.)
2. Ах, зеленая коса…
Не девица, а краса.
Только прячется в темнице
Эта красная девица. (Морковь.)
3. Длинный хвост и белобока
И трещит, значит – . (Сорока.)
4. Он питается лишь травкой,
Дружит с каждой он козявкой,
Зелен весь, как огуречик.
А зовут его – . (Кузнечик.)
5. Он зубастый, серый, злой.
На пути его не стой!
За зайцем гоняется.
Кем он называется? (Волк.)
6. Все с цветка да на цветок,
Запасет она медок.
Ее день рабочий долгий.
Кто та труженица? (Пчелка.)
7. Кто спешит к нам в хоровод
Прямо в ночь под Новый год?
Кто пушистая, в иголках?
Ну, конечно, это – . (Елка.)
8. Кто природе помогает,
Кто лучами не ласкает,
Загляни в оконце?
Это наше . (Солнце.)
9. Кто румян и краснощек?
У кого мясист бочок?
Кто скажите тот сеньор?
Ну, конечно, . (Помидор.)
10. Все под ним зазеленеет,
Травку напоить умеет.
Если зонтик не возьмешь,
И тебя намочит . (Дождь.)
11. Очень любят солнышко
Розовые глазки.
На полянке в рассыпную –
Словно бусы в сказке.
Под листочком, посмотри-ка,-
Поспевает . (Земляника.)
12. У воды сидит певица,
Очень уж старается.
Из всех ее стараний
Ква-ква получается. (Лягушка.)
13. Словно кружевом расшита
Зеленая рубашка.
Так по лугу разбрелась
Белая . (Ромашка.)
V. Конкурс «Экологический».
Каждой команде раздаются карточки с вопросами.
- Что можно сделать, чтобы остановить загрязнение воздуха?
- Если бы я был президентом, то какие бы законы я принял, чтобы остановить браконьерство?
- Представьте некоторые правила, которые люди должны соблюдать, чтобы избежать загрязнение окружающей среды.
- Что вы делаете для того, чтобы помочь вымирающим животным или, что вы хотели сделать, чтобы помочь им?
VI. Конкурс «Ассоциации».
— Молодцы вы прекрасно справляетесь с заданиями. Сейчас я произнесу слова, а вы назовете животное, с которым ассоциируется это слово. И что интересного вы можете сказать об этом животном?
- Гриб. (Лисичка.)
- Бездельник. (Ленивец.)
- Маршрутка. (Газель.)
- Денежная единица Болгарии. (Лев.)
- Военный корабль. (Броненосец.)
- Автомобиль. (Ягуар.)
- Шахматы. (Конь, слон.)
- Компьютерный манипулятор. (Мышь.)
- Безбилетный пассажир. (Заяц.)
- Пешеходный переход. (Зебра.)
- Река. (Тигр.)
- Торговая марка. (Пума.)
- Оборонительное заграждение. (Еж.)
- Шипы для лазанья по столбам. (Кошки.)
- Жилище животного. (Норка.)
- Символ России. (Медведь.)
VII. Конкурс «Отгадай животное».
- Животное, являющееся одним из самых крупных быков мира. Его рост достигает 2 метра, вес доходит до 1тонны. Могучее телосложение не мешает быть ему быстрым и ловким в движениях. Держатся эти звери группами по 6-8 голов. (Зубр.)
- Эти маленькие обитатели лесов, степей и пустынь могут фыркать, чихать, ворчать, храпеть и клацать зубами как люди. Кто они? (Ежи.)
- Эта птица бывает 18 видов, в том числе: Домовый, Черногрудый, Саксаульный, Полевой, Пустынный и даже Рыжий. О ней писали Горький и Есенин, Пришвин и Бианки. Кто же этот пернатый житель городов и сел? (Воробей.)
- Она – тезка некоторых из девочек. Ее часто путают с другой птицей семейства, к которому она принадлежит. Нельзя сказать, что у нее прекрасная внешность, но поэтому поводу она совсем не комплексует. Ее можно встретить и в городе, и в лесу, и на огородах. И везде она ведет себя очень уверенно. О какой птице идет речь? (Галка.).
VIII. Конкурс аукцион по теме «Птицы и животные».
Ведущий называет первое слово, например, «волк». Далее указывает на участника из команды, и тот произносит слово, которое начинается с последней буквы предыдущего – «Коза». Следующий говорит «антилопа», затем «альбатрос», «сова»,и т д.
После каждого слова ведущий ударяет музыкальным молоточком и произносит: «Раз, два, три». Если после слова «три» никто из участников не может предложить новое слово, значит, выигрывает та команда, которая была последней.
— Ребята, мы сегодня многое узнали о природе. Она дает нам воду и воздух, свет и тепло, а также пищу. Так могут ли люди жить без природы, уничтожая ее? Конечно, нет. Ведь и сам человек – это частица природы. Значит всем нам, чтобы жить, надо заботиться о природе и ее обитателях и оберегать их.
Давайте послушаем стихотворение Н. Заболоцкого «Журавли».
Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли.
Вытянув серебряные крылья
Через весь широкий небосвод,
Вел вожак в долину изобилья
Свой немногочисленный народ.
Но когда под крыльями блеснуло
Озеро, прозрачное насквозь,
Черное сияющее дуло
Из кустов навстречу поднялось.
Луч огня ударил в сердце птичье,
Быстрый пламень вспыхнул и погас,
И частица дивного величия
С высоты обрушилась на нас.
Два крыла как два огромных горя,
Обняли холодную волну,
И, рыданью горестному вторя,
Журавли рванулись в вышину.
Только там, где движутся светила,
В искупленье собственного зла
Им природа снова возвратила
То, что смерть с собою унесла:
Гордый дух, высокое стремленье,
Волю непреклонную к борьбе-
Все, что от былого поколенья
Переходит, молодость, к тебе.
А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно,
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.
Мы порой со смущеньем отводим глаза,
Увидав беспризорного грустного пса,
Убеждаем себя, что не мы виноваты,
Если в нашем подвале плачут котята.
Только знайте: мечтают животные все
О хозяине добром, о своем уголке,
Мечтают вас вечером ждать у дверей,
Тереться о ноги хозяйки своей.
На улице ждут их холод и вьюга,
А в доме всегда есть местечко для друга.
Если вам тесно в квартирах огромных,
Вы покормите животных бездомных.
Итог занятия.
— В конце занятия ребята делятся впечатлениями. Ведущий помогает им вопросами:
- Как вы думаете, кто у нас сегодня самый большой знаток?
- Что вы узнали нового с нашего занятия?
- Почему надо много знать о природе?
- Чье выступление вам больше всего понравилось?
- Внеклассные мероприятия: 4 класс. /Авт.-сост. О.Е. Жиренко, Л.Н. Яровая. — М.: ВАКО, 2007. 272с. (Мозаика детского отдыха.)
- Внеклассные мероприятия: 6 класс. /Авт.-сост. О.Г. Черных. — М.: ВАКО, 2008. 256с. (Мозаика детского отдыха.)
- Внеклассные мероприятия: 7 класс. /Авт.-сост. Л.Л. Загуменова. — М.: ВАКО, 2008. 176с. (Мозаика детского отдыха.)
- Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 4-5 классы. — М.: ВАКО, 2007. 208с. (Педагогика. Психология. Управление.)
- Школьный клуб: Сценарии мероприятий и праздников: 5-6 классы. — М.: ВАКО, 2008. 288с. (Мозаика детского отдыха.)
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/616945
Сценарий развлечения «Путешествие в природу»
Елена Романько
Сценарий развлечения «Путешествие в природу»
— Пополнить знания о природе родного края;
— Способствовать приобщению учащихся к здоровому образу жизни;
Развивать память, любознательность, коммуникативные способности, ловкость и силу, сообразительность, умение анализировать, обобщать и сравнивать.
— Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, любовь к родной природе и интерес к жизни животных.
Листья деревьев двух видов (березы и рябины); лепестки цветика-семицветика, обручи, шишки, волшебная палочка, 2 корзинки, карточки разрезанных цветов, большие и маленькие грибки, яблоки в корзинке.
Ход мероприятия.
— Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, в гости к Природе. Природа может рассказать вам много интересного о деревьях и травах, кустарниках и мхах, грибах и насекомых, птицах и зверях. Наше путешествие будет интересным и очень весёлым!
— А сейчас посмотрите у меня в руках палочка, но не простая, а волшебная. Закройте глаза, а я произнесу волшебное заклинание.
В руки палочку возьму,
Круг волшебный проведу
Стукну тихо раз, два, три,
Волшебство ты оживи!
Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажитесь в лесу…
В Королевство Природы попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг
Теперь в ладоши хлопнем так:
Один хлопок, ещё хлопок-
И вот уж виден сена стог,
И вот уж поле колосится
Над ней синеют небеса,
Откройте поскорей глаза.
Воспитатель: Вот мы и попали в царство Природы.
Здравствуй лес, красивый лес!
Полный сказок и чудес
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою?
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится
Что за зверь, какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же знаешь мы свои!
Ребята! Вот вы и попали в лес. Здесь вас ждет много интересного.
Лесовичок: Здравствуйте, друзья!
Дети и ведущий: Здравствуй, гость невиданный! Кто ты такой и откуда к нам пожаловал?
Это я седой старик,
Этот лес я сторожу.
За порядком здесь слежу.
Лесовик: — Зачем пожаловали?
Дети. Мы, дедушка, в лес пришли погулять, поиграть, отдохнуть, полюбоваться природой.
Лесовик -Знаю я, как вы гуляете, муравейники разоряете, цветы топчите, насекомых, зверей обижаете.
Дети.Мы знаем как нужно вести себя в лесу: нельзя рвать цветы, листья, ветки ломать, громко кричать, оставлять мусор в лесу.
Лесовичок: был здесь сегодня один хулиган, сорвал волшебный цветок и разбросал все лепестки, а я никак не могу их собрать, ветер мне мешает.
Ведущий: Ребята! Поможем Лесовичку?
Ведущий: давайте поищем волшебный лепесток.
Находят — Ой, смотрите — волшебный лепесток (красный лепесток) Цветика-Семицветика. Он же исполняет любое желание. Ребята, а на лепестке что-то есть. Читает. Да это же задание.
Лесовичок: Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок».
Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорите «да», если плохо, то все вместе кричите «нет»!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Лесовичок: можете отправляться дальше и путешествовать в природе.
Ведущий: Лес – это большой дом, в нём много жильцов (деревья, травы, цветы, птицы и звери). В лесу надо ходить осторожно. Внимательно вслушиваться и всматриваться, чтобы обнаружить красивое и интересное.
Посмотрите, сколько здесь растёт разных деревьев. Кто может назвать, какие деревья здесь растут? (дети называют: береза, тополь, рябина)
Ведущий: Как узнали берёзу?
Дети. Ствол белый, листики небольшие, остренькие, с зубчиками, тонкие веточки.
Послушайте стихотворение «Берёза»
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках.
Ведущий: Берёза – единственное в мире дерево с белой корой. Кора защищает от солнца, мороза, ветра. Нагревается ли ствол берёзы в жаркую погоду? (дети прикладывают ладошки и пробуют ствол березы)
Ведущий: Если в жаркий день дотронешься до ствола берёзы,то заметишь: даже на солнце ствол берёзы остаётся прохладным. Белый цвет отражает солнечные лучи. Вот и остаётся ствол берёзы прохладным.
-А что это за деревья? Высокие, раскидистые.
Ведущий: Какой ствол?
Какой сильный ствол, пышные ветки. Такое дерево даёт много кислорода, воздух рядом с ним чище, свежее. В лесу деревья очищают воздух, следовательно, необходимо, чтобы их становилось больше.
Дети находят волшебный лепесток (оранжевый,Лесовик читает задание:
Игра «Кто скорее соберёт свои листья»
(Дети собирают в корзинку листья– березы, тополя и т. д.)
Дети идут дальше и находят ежика с волшебным (желтым лепестком,
Лесник читает загадки о животных, дети отгадывают их.
Загадки о животных.
1. Хожу в пушистой шубе
Живу в густом лесу
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу (белка).
2. Летом ходит без берлоги
Возле сосен и берез
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос (медведь).
3. Кто зимой холодной,
Бродит в лесу злой, голодный? (волк).
4. Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной
Иголок очень много
А нитки не одной (ежик).
Игра «Кто соберет больше припасов на зиму для белочки»
Команды за две минуты собирают шишки в обруч. Выигрывает команда, собравшая большее количество шишек.
Дети идут дальше и останавливаются у клумбы с цветами.
Ведущий: Я хочу узнать, знаете ли вы названия цветов. Для этого мы сейчас поиграем в
игру «Хлопни в ладоши, если услышишь название цветка».
Игра «Что лишнее на цветочной клумбе?» (Комнатный цветок)
Лесовичок находит зеленый лепесток и читает задание:
эстафетная игра «Собери цветок»
Дети собирают цветы из частей, располагая их внутри обручей.
Лесовичок ведет детей к высоким елям и загадывает загадку:
Ее всегда в лесу найдешь —
Пойдем гулять и встретим:
Стоит, колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем (ёлочка)
Дети находят голубой лепесток и выполняют задание.
Лесовик раздаёт детям большие и маленькие грибки. Дети бегают по поляне с грибками в руках. Лесовик даёт команду» Раз, два, три — пару найди. Каждый должен стать рядом с тем, у кого есть большой или маленький грибок (большой с большим, маленький с маленьким).
Лесовик хвалит детей и предлагает пройти на грибную полянку, но тут преграда-обручи, проводится игра «С кочки на кочку»
Ребенок стоит в одном обруче, другой обруч он кладет перед собой, перепрыгивает в него, забирает предыдущий обруч и перекладывает его вперед и так пока не доберется до условного места.
Лесовик приводит детей к грибной полянке,дети находят синий лепесток и читают задание:
Назовите, какие вы знаете съедобные грибы? — рыжик, сыроежка, опенок, лисичка.
Несъедобные — бледная поганка, мухомор.
Лесовичок ведет детей к яблоньке,там они находят фиолетовый лепесток и выполняют задание:
Игра «Назови одним словом»
1. Волк, лиса, медведь, заяц – это (звери)
2. Малина, земляника, голубика — это (ягоды)
3. Ель, сосна, береза, дуб, осина — это (деревья)
4. Дрозд, соловей, дятел, кукушка — это (птицы)
5. Комар, муха, стрекоза, бабочка – это (насекомые).
Лесовичок: — Ребята, вы настоящие друзья и знатоки природы. Я с радостью принимаю вас в «Царство природы» и угощаю вас лесными яблочками.
Ведущий: А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Возьмёмся за руки, друзья, и по тропе лесной отправимся к себе домой.
1. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Под редакцией Л. Г. Горьковой, А. В. Кочергиной, Л. А. Обуховой. М. 2005г.
2. Золотая птица. (Поэзия разных стран и народов) И. Токмакова, Э. Иванова М. 1996г.
3. Хрестоматия для маленьких. Сост. Л. Елисеева, М. 1987г.
4. Веселые чижи. Хрестоматия для детей М. 2006г.
5. Дыбина О. Ребенок и окружающий мир. М. 2010г.
6. Соломенникова О. Экологическое воспитание в детском саду.
Перспективный план по формированию у детей основ логического мышления посредством игр математического содержания Перспективный план работы по формированию у детей основ логического мышления посредством игр математического содержания (средний дошкольный.
Викторина для дошкольников «Олимпийские резервы» Цель проведения Викторины – повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни детей и взрослых,к событиям, проходящим в.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-razvlechenija-puteshestvie-v-prirodu.html