Сценарий праздника русского дома

Фольклорное развлечение «Посиделки в русской избе»

Татьяна Корягина
Фольклорное развлечение «Посиделки в русской избе»

Фольклорное развлечение «Посиделки в русской избе»

Итоговое мероприятие к проекту «Я живу в России»

Цель: Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе изучения русской культуры.

Задачи:— расширение кругозора и изучение русских обычаев;

— приобщение детей к культурно-историческому наследию своего народа;

— привлечение к коллективному творчеству родителей детей;

— воспитание любви к своей Родине, к русскому устному народному творчеству.

Ход мероприятия

Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: прялка, стол, скамьи, вышитые полотенца, плетёные кружева, деревянные, расписные и гончарные изделия, русские народные игрушки, люлька и т. д.

/ Под русскую народную мелодию «Коробейники» выходит Хозяйка и встречает гостей /

Хозяйка: Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места, где кому нравится. Будьте как дома.

На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Пожилых и молодых

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Времена теперь другие, Полина

Как и мысли и дела-

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ Влад

Далеко глядит вперед.

Но приданья старины

Забывать мы не должны.

Как часто в сутолоке дней, Кира

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

Наш досуг порою мелок, Данил

И чего там говорить.

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

Издавна русский народ называли «Гостеприимным». Хозяева всегда на Руси дорогих гостей встречали на пороге своего дома с уважением, любовью и заботой, с поклоном, хлебом –солью и говорили : «Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами,но рады мы гостям, как добрым вестям!

/Дети вместе с ведущей кланяются гостям/

Ой вы, красны девицы Камила

Ой вы, добры молодцы!

Слушайте и глядите, да не говорите,

Что слыхом не слыхали и видом не видали.

Приглашаем вас на посиделки.

Хозяйка. Желанными гостями на посиделках были скороговорки. Вот тут и начиналось настоящее состязание. Важно было произнести скороговорку не только быстро, но чисто и красиво. Итак, кто первый?

1-й ребенок: Говорит попугай попугаю, я тебя попугаю.

2-й ребенок: Носит Сеня в сени сено, спать на сене хочет Сеня.

3-й ребенок: У елки иголки колки.

4-й ребенок: На болоте на лугу стоит чашка творогу. Прилетели две тетери, поклевали, улетели.

5-й ребенок: Шапка да шубка – вот и весь мишутка.

Хозяйка. А теперь давайте вспомним русские пословицы. Я начинаю пословицу, а вы ее закончите.

— Ученье – свет, а… / тьма/

— Не красна изба углами, а /красна пирогами/

— Один в поле не… /воин/

— Любишь кататься, люби и … /саночки возить/

— Когда я ем, то… /глух и нем/

-Скучен день до вечера, коли… /делать нечего/

— Дом вести …– /не лапти плести/

В русской песне — народная жизнь,

Песня звонкая сердцем поется.

Пусть веселый иль грустный мотив,

Благодарно в душе отзовется!

Хоровод «Пошла млада за водой»

По обычаям старинным Рома

Все ходили в платьях длинных.

И гостей встречать умели.

Своих нарядов не жалели.

Бейте в бубны, бейте в ложки.

В гости к нам пришли матрешки!

Танец матрешек.

Хозяйка. Ну, хватит танцевать, пора и за работу браться.

Есть у меня для вас, красны девицы и добры молодцы, одно задание: все нитки мои кот Васька размотал (игрался, помогите мне их в клубочки смотать. Мальчики будут нитки держать, а девочки – сматывать. Как музыка зазвучит, надо ниточку в клубочек наматывать, а как прекратится – хватит и ниточку мотать. Понятно ли задание? Начинаем соревнование.

Соревнование «Смотай нитку в клубок» Хозяйка: Ну-ка, как вы потрудились? Чей же клубочек больше, да тяжелее? (Хвалит детей)

Ребята, как Вы думаете, почему в моей избе так тепло и уютно? (ответы детей) Правильно! Весь день печка пыхтит – старается. Хлеб печёт, щи, да кашу варит. Печь избу согревает, да освещает.

Голос: (из-за печки, ворчливо) Сама-то печка добрая, всем найдёт кусок пирога, да куриную ножку. А вот люди норовят сами всё съесть, мне ничего не оставить.

Хозяйка: Кто это из-за печи со мной разговаривает?

Голос: Это я, запечный житель.

Хозяйка: Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь, да с нами поговоришь?

Голос: Зовут меня – известно как, зовусь я Домовой. Слыхали, небось, такое имя?

Хозяйка: Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами, да охами. И не только людей, но и животных домашних? Правда это? А?

Голос: (обиженно) Вот уж напраслина, Хозяюшка. Так и совсем обидеться могу.

Хозяйка: Обижаться не надо – уж очень мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Ребята, хочется Вам увидеть настоящего Домового?

Читайте также:  Праздники сегодня армейский праздник

Хозяйка: Тогда давайте дружно позовём его все вместе: «Домовой, Домовой, приходи к нам домой». А ну, повторяйте все вместе со мной, да подружнее.

Хозяйка вместе с ребятами повторяет призыв несколько раз. Наконец, появляется Домовой.

Кузя: (неуверенно) Здра-а-асте, это вы меня звали?

Хозяйка: Мы, мы, Домовой. Как мы тебе рады, правда, ребята? Проходи к нам.

Кузя: Спасибо. Добрая ты, видать, Хозяюшка. И меня в гости пригласила, и всех ребят. Научила, как это сделать. И сама какая красавица. Да какая мудрая ты, Хозяюшка чудная!

Хозяйка: Спасибо, спасибо. Захвалил ты меня, а про себя то нам расскажешь?

Кузя: Ну…так и быть – слушайте!

Я хозяйственный такой –

Добрый Кузя Домовой.

Сказки сказывать могу,

Всем испечь по пирогу.

Чтобы в доме был покой,

Рад стараться Домовой,

Чтобы мир был и лады –

Охраняю от беды.

Хозяйка: Так тебя Кузей зовут? Давайте поиграем с Кузей, порадуем его. Становитесь в круг.

Русская народная игра «Гори, гори ясно»

(Дети становятся в круг, водящий стоит с платочком в кругу и под музыку бежит по кругу. Когда музыка перестает играть, водящий останавливается между двумя детьми и считает:

Чтобы не погасло.

Раз, два, три – беги!»

Пара после этих слов бежит по краям вперёд, кто быстрее возьмется за платок – встаёт с водящим. Оставшийся без платка становится следующим ведущим).

Хозяйка. Играть-то вы – мастера, а плясать-то умеете?

Веселил нас много раз хороводный перепляс,

Сколько удали, задора, сколько радости во взоре!

Исполняется хороводный перепляс «Барыня»

Ведущий. Русские люди очень верят в суеверия. Послушайте, ребята, что говорил народ о суевериях. Хочешь – верь, хочешь – проверь, как говорится.

Родители по очереди говорят о суевериях.

1. Муравьи в доме – к счастью; кони ржут – к добру.

2. Кто нечаянно завидит свет в своём доме – жди счастья.

3. Сова около дома кричит – к новорождённому.

4. Заяц по селу бежит – к пожару.

5. Коли наступишь на чужой след, то будут болеть ноги.

6. Чёрный глаз опасен.

7. Мыло за пазухой спасает от порчи.

8. Не играй ножом – ссора будет.

9. Ключи на столе – к ссоре.

10. Звенит в одном ухе – к исполнению желаний.

Ставьте ушки на макушки Аня

Пропоют для нас частушки

1. Начинаем петь частушки бабушка Дианы

Просим не смеяться.

Тут народу очень много,

2. Выйду, выйду я плясать бабушка Вари

В новеньких ботинках.

Все ребята говорят,

Что я как картинка.

3. Говорит лентяйке мать: мама Полины

Убери свою кровать.

А лентяйка: «Маменька,

Я же еще маленька!»

4. У неряхи-растеряхи бабушка Оли

Все не эдак и не так.

И рубашка нараспашку

И без пуговиц пиджак.

5. Кипятила молоко, мама Ани

Подхожу к нему опять

Молока уж не видать.

6. Ходит Митя как кощей, мама Полины

Ни супов не ест, ни щей.

Падает от слабости.

А любит только сладости.

7. Коля ссорится с друзьями, бабушка Оли

В ход пускает кулаки.

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

8. Дружба это не услуга. Бабушка Вари

Если дружба на века-

Не придет ненастье!.

9. А я дружбу уважаю Бабушка Дианы

И друзей не обижаю.

Никогда я им не лгу.

Ведь той дружбой дорожу.

Хозяйка. На посиделки приходили и молодые замужние женщины, у которых уже были маленькие дети. Младенец ещё и «мама» сказать не умеет, а его уже укладывают спать под уютную колыбельную песню.

Взрослые и дети по желанию поют колыбельные, качая люльку с младенцем.

Баю, баю, баю, бай!

Спи, малютка, засыпай.

А то серенький волчок тебя схватит за бочок.

Баю, бай, баю, бай,

Хозяйка: А мы сейчас убаюкаем нашу ляльку.

Шумовой оркестр «Во кузнице».

Хозяйка: Мы показали вам только часть того доброго и прекрасного, что знали и любили далёкие наши предки.

Хочется пожелать вам, чтобы души ваши были добрыми, чтобы любили

землю, на которой живёте, берегите любовь свою к матери, отцу, брату, сестре. Если будет среди вас лад, будет вам всем и клад.

Дом, земля наша, любовью богата и трудом.

А песнями, играми счастье копится и полнится.

Старое уходит, но его нужно знать и беречь.

Все дети: Приходите снова к нам, будем рады мы гостям!

Масленица. Посиделки в русской избе (подготовительная группа) Цель: познакомить с русским праздником, прививать любовь и уважение к народным традициям. Планируемые результаты: иметь представления о.

Фольклорное развлечение «Осенины» Осенины. Цель: Формирование познавательного интереса к истории своей страны, формировать у детей патриотические чувства. Воспитывать у детей.

Фольклорное развлечение «В гости к Матрене» Сценарий фольклорного развлечения «В гости к Матрене» (вторая младшая группа, музей «Русская изба») Цель: Формировать художественно-эстетическое.

Фольклорное развлечение в старшей группе «Деревенские посиделки» Цель: Воспитание патриотических чувств, глубокого уважения к прошлому, традициям и обычаям русского народа. Воспитатель: — Прошлое – особая.

Фотоотчет «Дети в гостях в русской избе» Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств детей дошкольного возраста осуществляется через познание.

Конспект НОД с детьми старшей группы «Посиделки в русской избе» Конспект НОД с детьми старшей группы «Посиделки в русской избе». Интеграция образовательных областей. Познание. Социализация. Коммуникация.

НОД «Посиделки в русской избе» Непрерывная образовательная деятельность с детьми в старшей группе «Посиделки в русской избе» Цель: Создание условий для формирования интереса.

Читайте также:  Что такое темпоритм праздника

Фотоотчет «Фольклорное развлечение «Осенняя ярмарка» 2–3 года. от 11.10.2018 г. Ярмарка в детском саду — это не только веселый праздник, в котором принимают участие все дети, но это и неотъемлемая.

Открытое занятие по средней группе «Путешествие по русской избе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №53 Открытое занятие по средней группе.

Рассказ воспитателя с использованием иллюстраций и реальных предметов «Путешествие по русской избе» Цель: Формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро. Обогатить словарный запас.

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/folklornoe-razvlechenie-posidelki-v-ruskoi-izbe.html

Сценарий праздника «Посиделки в русской избе»
методическая разработка (2 класс) на тему

С песнями, играми, прибаутками и просто общением проводили долгие осенние и зимние вечера наши бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки.

Скачать:

Вложение Размер
eto_f.doc 46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника «Посиделки в русской избе»

Перед входом в музей дети играют в русскую игру «Дядюшка Трифон». (Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий, а играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

«А у дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!»

При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится новым ведущим, а старый ведущий превращается в обычного игрока.)

Звучит веселая мелодия, дети исполняют танец «Кадриль».

Выходит хозяйка и приглашает всех в избу на посиделки.

Хозяйка: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места, где кому нравится. Будьте как дома.

Мальчик: Не беспокойся, Хозяйка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.

/ Хозяйка рассаживает детей /

Хозяйка: У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

Мальчик: Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяйка: Редкий гость никогда не в тягость.

Девочка: Дома сидеть – ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.

Хозяйка: Давно я Вас жду – поджидаю, праздник без Вас не начинаю. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Мальчик: Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба.

Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном Дедко Морозко, да бабка Вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно.

/ Дети по очереди говорят пословицы /

1) Домом жить – не лукошко шить!

2) Домом жить – не развеся уши ходить!

3) Домом жить – обо всём не тужить!

4) Дом вести – не лапти плести.

5) Наша изба ровно тепла – на дворе метель, а у нас тепло!

/ Исполняется песня «Русская изба», Музыка Евгения Птичкина

Слова Михаила Пляцковского/

Хозяйка: Вот спасибо мои милые, песня и впрямь про мою избу.

Мы собрались вместе, чтобы пообщаться, повеселиться, поиграть. Именно так проводили долгие осенние и зимние вечера наши бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки. Пора посиделок приходилась на самое вольное и сытное время года. Начинается оно сразу после летопровода 1 сентября и заканчивается, когда люди приступают к важным сезонным работам. Посиделки называют и иначе, кому как нравится: вечёрками, вечерницами, беседками и т.д. Итак, посиделки — это сборище молодёжи по осенним, зимним вечерам. Под видом рукоделья, пряжи, а более для забав, россказней и песен.

1-й чтец. На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких

Пожилых и молодых.

2-й чтец. При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С медом, явно без конфет.

Как и нынче мы, общались –

Без общенья жизни нет.

3-й чтец. А играли как? В горелки!

Их горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

4-й чтец. Отдых – это не безделки –

Время игр и новостей,

Для друзей и для гостей!

Песня “У нас нонче субботея”(русская народная песня)

Хозяйка: Посмотрите как много предметов в избе, необходимых для хозяйства. Ожидая вас, я в горшочке приготовила загадки, связанные с бытом русской старины. Только, куда он подевался? Сейчас поищу.

/Ходит по музею и ищет./

Ой! Горшочек кто-то держит.

Кузя (сидит в уголочке, накрыт платком — спрятан): Не отдам!

Хозяйка: Ой! Кто это? Выходи сюда! Чего прячешься?

Кузя: Кузьма — из домовых мы. Что ж ты, хозяюшка, меня не признала?

Хозяйка: Кузенька, прости меня, замешкалась я. Ребята! Это наш домовой.

Кузя: Да. Мы домовые, служим хозяевам. Дом охраняем и хозяйство сберегаем. Не даем его разбазаривать.

Хозяйка: Ну что ты, Кузенька, я не разбазариваю. Это ребята к нам в гости пришли и хотят узнать побольше о нашем быте. Отдай горшочек!

Кузя: Не отдам. А вдруг ребята его затеряют, тогда ищи – свищи!

Хозяйка: Кузенька, отдай горшочек! Ребята ничего не возьмут. Правда?

Кузя: А какую выгоду я в хозяйстве получу?

Хозяйка: А мы за каждую загадку тебе из горшочка будем копеечку давать.

Кузя: Вот это совсем другое дело! Прибыль будет.

Хозяйка: Кузенька, садись вместе с нами. Будешь мне помогать.

Кузя: Это мы с радостью!

– Мы будем с Кузенькой загадывать загадки, а вы отгадывайте и ищите этот предмет в нашей избе?

1. Стоит толстячок,

Всем чай пить велит. (Самовар)

2. Посуда не старая,

а вся в дырках… .(Сито, решето)

3. Черноват, худоват,

Без копыт, а рогат? (Ухват)

4. Черныш – загорыш!

В печь на ухвате, кашу варить. (Чугунок)

5. Стоит у печки нога,

А зовётся (Кочерга)

6. Не ботинки и не тапки,

А из лыка плетёные… .(Лапти)

7.На ней сидят, когда едят, А ночью на ней спят (Лавка)

8.Три братца пошли купаться

Два купаются, 3-й на берегу валяется.

Искупались, вышли, на 3-ем повисли. (Коромысло)

9.Там сохраняют квас, и молоко, и сливки

И долго там не портятся напитки. (Глиняный кувшин)

10.Он служит для сбора ягод

И хранения круп. (Туесок)

Хозяйка: Вот сколько нужных вещей в моей избе. Спасибо тебе, Кузенька, за то что все это бережешь и охраняешь.

Кузя: Работа у меня такая. / трясет горшком/ Вот и прибыль в дом!

Хозяйка: На посиделках женщины пряли, ткали, вышивали. Вот такое красивое полотенце соткали в старину из льняных нитей и вышили. А мужчины били баклуши, т.е. вырезали заготовки для деревянных ложек, делали глиняные свистульки, вырезали из дерева игрушки, расписывали доски, да прялки. И все это называется народные ремесла и промыслы

Девочка: Велика РОССИЯ наша

И талантлив наш народ,

На весь мир молва идёт!

Ложкари играть начнут

Ноги сами в пляс пойдут!

От зари и до зари

/ Ансамбль ложкарей исполняет русскую народную песню/

Хозяйка: Дальше бой скороговорок,

Разрешите нам начать.

Кто-то пусть скороговорит,

Остальных прошу молчать

(Раздаем написанный текст скороговорок, дети читают).

1. Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испек спозаранку.

2. Зимним утром от мороза

На заре звенят березы.

3.От топота копыт

Пыль по полю летит.

Дала сыворотку из под простокваши.

5. Коси коса, пока роса.

Роса долой, и мы домой.

6. Вкусная халва — мастеру хвала.

7. У четырех черепашек четыре черепашонка.

Хозяйка: А какие же посиделки без частушек? В нашей Тверской области частушка славилась своей остротой, смелостью и особой любовью народа.

1. Эй, девчонки – хохотушки,

Запевайте – ка частушки.

Чтоб порадовать гостей!

2. Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать-

Нас идёт четыре!

3. Мой милёночек не плох-

Посадил он мне горох.

Ну, а я для Сенечки.

Сею в поле семечки!

Где вы набелилися?

Мы вчера коров доили

5. Не хотелось выходить,

Стояла и стеснялася.

А гармошка заиграла-

Я не удержалася!

6. Если б не было воды-

Не было бы кружки.

Если б не было девчат-

Кто бы пел частушки!

7.По деревне я шла

И Ванюшу видела,

Под кустом сидел и плакал,

8.Расцвели девчонки наши,

Как ромашки на лугу.

А частушки распевают,

Словно пташечки в саду.

9.Слышал я от пацанов

Про какую-то любовь.

На девчонок я гляжу,

Ничего не нахожу.

10. Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Что бы нам похлопали.

Хозяйка: Позабавилась душа,

Эх, частушка хороша!

В избе молодёжь не ограничивалась песнями и плясками. Непременно играли в игры.

Игра «Золотые ворота» (Двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившееся цепочка должна пройти под воротами.

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».)

Заглянули в старину мы,

Будто дождь омыл сердца,

Только не допели струны

Нашу песню до конца.

Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всех не сказать.

Край весёлый наш чудесный,

Как и вся Россия-мать.

Всем спасибо за вниманье,

За задор, веселье, смех,

Говорим мы: «До свиданья!»

До счастливых новых встреч!

Хозяйка: Спасибо, ребята и гости дороги, что выслушали нас. Не забывайте и помните русские обряды и творчество русского народа.

Приглашаем всех к нашему самовару, угоститесь чайком и сладостями полакомитесь!

Приходите к нам в гости на посиделки в русскую избу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника проводов русской зимы — «Золовкины посиделки».

классный час по изучению народного фольклора.

Праздник является продуктом проектной деятельности учащихся в рамках изучения темы «Устное народное творчество». Подготовка к празднику проходит как на уроках литературного чтения, русского языка, окр.

«Семейные посиделки» праздник для детей и родителей. Как сохраняются семейные традиции. Вспомнить семейные песни, блюда кухни семьи. Познавательный интерес детей, узнать степень родства среди ро.

Цель: познакомить с историей чаепития, с целебными свойствами чая, расширять кругозор учащихся. Способствовать приобщению к традициям русской народной культуры, возрождать традиции внутрисемейной этик.

Сценарий праздника по мотивам русского фольклора «Проводы Зимы. Встреча Весны».

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2017/10/18/stsenariy-prazdnika-posidelki-v-russkoy-izbe

Оцените статью
Adblock
detector