Сценарий праздника русской избы

Сценарий открытия «Русской избы»
методическая разработка на тему

Сценарий открытия

«Русская изба»

Скачать:

Вложение Размер
Русская изба 52.6 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

  • /Звучит русская народная музыка/

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые!

Хозяин: Пожалуйте, гости дорогие!

Низкий вам поклон!

  • /Хозяин с хозяйкой кланяются/.

Хозяйка: Веселья вам да радости!

Девчонки да мальчишки.

Спасибо, что мимо не прошли,

К нам в гости зашли.

Проходите, не стесняйтесь,

По удобнее располагайтесь!

Хозяин: Собрались мы здесь, чтобы совершить

дело доброе, доброе да нужное.

Мы ребятки долго собирали вещи старинные,

да приборы столовые, да половики домотканые,

которыми еще наши прабабушки

и прадедушки пользовались.

И собрали мы все эти вещи в одном месте,

а место мы назвали: музей русского быта «Русская изба»

и сегодня мы с вами открываем этот музей.

Хозяйка: Раньше в старину жилища строили из бревен,

и такие дома назывались – избами.

В избе жили хозяин, хозяйка с малыми детушками.

Русские люди много трудились,

делали все своими руками.

Строили избы, делали мебель,

изготавливали посуду, шили одежду.

Хозяйка: Вам нравится наша изба?

Дети: «Ваша изба, ровно тепла».

«Домом жить – обо всем тужить».

«Из гнилого леса, ненадолго изба».

«Не красна изба иглами, а красна пирогами».

Хозяйка: Вы, смотрю ребята много знаете.

А вы знаете, что было главным в избе?

Хозяйка: Да, печка.

Хозяйка: Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги,

сушили одежду, лечились от разных болезней.

Ребенок: Русской печки нет добрее

Всех накормит, обогреет

Варежки сушить поможет

Детей спать она уложит

Хозяин: А чем же топили печь?

Хозяин: А у нас в печурочке, золотые чурочки!

Ой, ребята мало дров осталось, давайте с вами в лес сходим за дровами.

Хозяин: За дровами в лес пойдем

И пилу с собой возьмем

Вместе пилим мы бревно

Очень толстое оно

Чтоб дрова пролезли в печку

Их разрубим на дощечки

Вот молодцы, сколько дров нарубили!

Хозяйка: А вот для вас загадка:

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый не чистюля

Где там, в печке уголек

Кашу сварит. ( чугунок )

Посмотрите, ребята, какие чугунки.

они не бьются, выдерживают высокую температуру,

сделаны из металла.

В старину в чугунках варили кашу, суп.

Хозяин: Рядом с печкой стоит сват-

Злой да рогатый ухват!

Все из печки он хватает,

Да на стол скорее ставит…( Ухват )

Черный конь, скачет в огонь… ( Кочерга )

Она всегда мешает угли в печи.

Хозяйка: А еще в избе, было много предметов – помощников,

которые хозяюшки использовали почти каждый день.

Отгадайте мои загадки.

Воду дед носил с утра

Каждый раз по два ведра

На плечах дугой повисла

Держит ведра… ( Коромысло )

Хозяйка: А вот стоит толстушка, деревянное брюшко, а зовут ее ступка.

Возле печки стоит деревянное корыто, от муки да капусты вымыто.

Хозяин: То назад, то вперед, ходит – бродит пароход

Остановишь – горе! Продырявит море…( утюг )

Хозяйка: — Давайте посмотрим, какими утюгами раньше гладили белье!

Первый русский утюг и на утюг-то не похож. Посмотрите! ( показать рубель )

Мокрую ткань наматывали на валик и водили по нему рифленой доской – рубелем. Затем появились утюги с углями. Угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. (показать утюг) Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам и размахивали утюгом, чтобы он не остывал.

Хозяин: Он по горнице гуляет,

Пыль и мусор собирает… ( веник )

Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети по полати

У печи оставят… ( лапти )

Хозяйка: А на полочке у нас стоит посуда: крынки, горшки всякой величины.

Одним словом, «Бабий кут».

Посуду в старину изготавливали из глины и дерева.

С помощью топора, вот такие деревянные ложки,

а мастера умельцы их расписывали.

Хозяин: А вот ложка расписная, была у царя такая из нее ничего ни прольется, щи из нее вкуснее, да каша добрее, никогда не обожжёшься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. А еще деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом.

Давайте на них поиграем.

  • Русская народная песня «Во кузнеце».

/Дети играют на ложках/.

Хозяин: Стоит толстячек, блестит бочек,

Шипит, кипит, всем чай пить велит…( самовар )

Вот из такого самовара любили русские люди собираться всей семьей

за большим столом и пить чай с бубликами и баранками.

Хозяйка: Для того, чтобы сшить или связать себе какую-нибудь одежду,

русский народ прял пряжу. Для этого использовали веретёна.

Прялка помогала сучить нить, а на гребнях чесали пряжу.

Долгими зимними вечерами девушки и женщины пряли пряжу, из которой

потом вязали носки, варежки, кофты.

А еще вышивали, шили русские сарафаны. Вот посмотрите какие были костюмы. Они были праздничные и будничные. К любому, женскому или к мужскому костюму обязательно соответствовал головной убор. Старинные суконные, шерстяные шали, расписные платки. Одежда, выполнена умельцами, передавалась по наследству- все делалось своими руками (шитье, вышивка). Каждая хозяйка стремилась украсить свой быт; свое жилище. Украшением горенки были вышитые гладью или крестиком картины да рушники.

А вот ткацкий станок. Девочки с детства должны были уметь на нем ткать. Ткали половики, покрывало и другие предметы быта.

Хозяин: В домах часто были сундуки, обитые железом. Там хранились наряды девушки-невесты. Вы, наверное, уже слышали такое выражение: «Сундук с приданым»? Посмотрите!

Хозяин: Ребята назовите мне еще один предмет в нашем музее!

Он необычен тем, что подвешен под потолком и качается. Молодцы! А кто знает, как он называется? ( люлька, от песни «Ой, люли ») в таких люльках, какие тоже были сделаны своими руками, спали младенцы. Давайте подойдем посмотрим на нашего младенца. Когда малыша укладывали спать, ему пели колыбельную песенку.

Люли, люли, люли, прилетели гули.

Сели гули на кровать, стали гули ворковать

Стали гули ворковать, мою дочку усыплять:

«Спи малютка, засыпай, глаз своих не открывай.»

Хозяйка: Раньше на Руси, у детей таких игрушек как у вас сейчас не было, и они играли в самодельные игрушки и одной из таких игрушек, была матрешка.

Это сейчас в наше время матрешка, считается русским сувениром, а тогда с матрешками дети играли, матрешки сделаны из дерева. Еще много разных кукол изготавливали в старину: куклы из соломы, куклы из мочало, куклы-пеленашки из ткани и другие…

Хозяин: В старину темными зимними вечерами люди собирались в большой избе, пели русские народные песни, водили хороводы, рассказывали сказки. Такие вечера назывались посиделками. Вот и сейчас я вас ребята приглашаю в русскую народную игру.

  • Русская народная игра с лентой.

Хозяйка: Вышел Никита погулять

Стал подружку выбирать

Стал подружку выбирать

Кому ленточку отдать

Да за ленточку держись.

Мальчик наклоняется выбранной девочке и говорит:

«Дарю тебе ленточку потому что ты самая добрая»

Хозяйка: Гармонист Тимошка, сыграет нам на гармошке,

А наши девчонки, петь умеют звонко-звонко.

Хозяин: Так вот и жили-не тужили. Пироги пекли, да кашу варили, топором дрова рубили. Белье в речке стирали, на лугу сено сгребали. В будни работали-спины не разгибали, а по праздникам плясали, песни распевали, да так громко и звучно, что никому не было скучно.

Хозяйка: Русские люди всегда славились своим гостеприимством, любили угощать пирогами, пряниками, караваем.

А я для вас тоже испекла каравай, пышный да румяный, угощайтесь.

Дети: Сей музей мы покидаем,

Русская изба так хороша,

В каждом стареньком предмете

Живет русская душа!

Хозяин: Наше мероприятие мы заканчиваем,

Ждем вас на экскурсию и занятия в наш музей!

Русские традиции храня,

Мы память чтим, и свято бережем,

Все, что досталось от далеких предков

Мы в маленьком музее соберем!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД)на Тему: «Православная культура»Сценарий театрализованного мини-спектакля в «русской избе».

Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД)на Тему: «Православная культура»Сценарий театрализованного мини-спектакля в «русской избе».

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Православная культура».

Экскурсия по этнографическому музею «Русская горница» МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Сказка» п.Троицкий.

Данное мероприятие способствует закреплению знаний детей о русских традициях, русских народных играх. Воспитывает любовь к русской народной культуре и быту.

Цель развлечения:расширить представления детей о народных традициях, обычаях, обрядах.На празднике дети исполнили народные танцы, песни,водили хороводы, играли в народные игры.Познак.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/05/05/stsenariy-otkrytiya-russkoy-izby

Сценарий праздника «Посиделки в русской избе»
методическая разработка (2 класс) на тему

С песнями, играми, прибаутками и просто общением проводили долгие осенние и зимние вечера наши бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки.

Скачать:

Вложение Размер
eto_f.doc 46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника «Посиделки в русской избе»

Перед входом в музей дети играют в русскую игру «Дядюшка Трифон». (Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий, а играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

«А у дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!»

При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится новым ведущим, а старый ведущий превращается в обычного игрока.)

Звучит веселая мелодия, дети исполняют танец «Кадриль».

Выходит хозяйка и приглашает всех в избу на посиделки.

Хозяйка: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места, где кому нравится. Будьте как дома.

Мальчик: Не беспокойся, Хозяйка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.

/ Хозяйка рассаживает детей /

Хозяйка: У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

Мальчик: Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяйка: Редкий гость никогда не в тягость.

Девочка: Дома сидеть – ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.

Хозяйка: Давно я Вас жду – поджидаю, праздник без Вас не начинаю. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Мальчик: Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба.

Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном Дедко Морозко, да бабка Вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно.

/ Дети по очереди говорят пословицы /

1) Домом жить – не лукошко шить!

2) Домом жить – не развеся уши ходить!

3) Домом жить – обо всём не тужить!

4) Дом вести – не лапти плести.

5) Наша изба ровно тепла – на дворе метель, а у нас тепло!

/ Исполняется песня «Русская изба», Музыка Евгения Птичкина

Слова Михаила Пляцковского/

Хозяйка: Вот спасибо мои милые, песня и впрямь про мою избу.

Мы собрались вместе, чтобы пообщаться, повеселиться, поиграть. Именно так проводили долгие осенние и зимние вечера наши бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки. Пора посиделок приходилась на самое вольное и сытное время года. Начинается оно сразу после летопровода 1 сентября и заканчивается, когда люди приступают к важным сезонным работам. Посиделки называют и иначе, кому как нравится: вечёрками, вечерницами, беседками и т.д. Итак, посиделки — это сборище молодёжи по осенним, зимним вечерам. Под видом рукоделья, пряжи, а более для забав, россказней и песен.

1-й чтец. На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких

Пожилых и молодых.

2-й чтец. При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С медом, явно без конфет.

Как и нынче мы, общались –

Без общенья жизни нет.

3-й чтец. А играли как? В горелки!

Их горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

4-й чтец. Отдых – это не безделки –

Время игр и новостей,

Для друзей и для гостей!

Песня “У нас нонче субботея”(русская народная песня)

Хозяйка: Посмотрите как много предметов в избе, необходимых для хозяйства. Ожидая вас, я в горшочке приготовила загадки, связанные с бытом русской старины. Только, куда он подевался? Сейчас поищу.

/Ходит по музею и ищет./

Ой! Горшочек кто-то держит.

Кузя (сидит в уголочке, накрыт платком — спрятан): Не отдам!

Хозяйка: Ой! Кто это? Выходи сюда! Чего прячешься?

Кузя: Кузьма — из домовых мы. Что ж ты, хозяюшка, меня не признала?

Хозяйка: Кузенька, прости меня, замешкалась я. Ребята! Это наш домовой.

Кузя: Да. Мы домовые, служим хозяевам. Дом охраняем и хозяйство сберегаем. Не даем его разбазаривать.

Хозяйка: Ну что ты, Кузенька, я не разбазариваю. Это ребята к нам в гости пришли и хотят узнать побольше о нашем быте. Отдай горшочек!

Кузя: Не отдам. А вдруг ребята его затеряют, тогда ищи – свищи!

Хозяйка: Кузенька, отдай горшочек! Ребята ничего не возьмут. Правда?

Кузя: А какую выгоду я в хозяйстве получу?

Хозяйка: А мы за каждую загадку тебе из горшочка будем копеечку давать.

Кузя: Вот это совсем другое дело! Прибыль будет.

Хозяйка: Кузенька, садись вместе с нами. Будешь мне помогать.

Кузя: Это мы с радостью!

– Мы будем с Кузенькой загадывать загадки, а вы отгадывайте и ищите этот предмет в нашей избе?

1. Стоит толстячок,

Всем чай пить велит. (Самовар)

2. Посуда не старая,

а вся в дырках… .(Сито, решето)

3. Черноват, худоват,

Без копыт, а рогат? (Ухват)

4. Черныш – загорыш!

В печь на ухвате, кашу варить. (Чугунок)

5. Стоит у печки нога,

А зовётся (Кочерга)

6. Не ботинки и не тапки,

А из лыка плетёные… .(Лапти)

7.На ней сидят, когда едят, А ночью на ней спят (Лавка)

8.Три братца пошли купаться

Два купаются, 3-й на берегу валяется.

Искупались, вышли, на 3-ем повисли. (Коромысло)

9.Там сохраняют квас, и молоко, и сливки

И долго там не портятся напитки. (Глиняный кувшин)

10.Он служит для сбора ягод

И хранения круп. (Туесок)

Хозяйка: Вот сколько нужных вещей в моей избе. Спасибо тебе, Кузенька, за то что все это бережешь и охраняешь.

Кузя: Работа у меня такая. / трясет горшком/ Вот и прибыль в дом!

Хозяйка: На посиделках женщины пряли, ткали, вышивали. Вот такое красивое полотенце соткали в старину из льняных нитей и вышили. А мужчины били баклуши, т.е. вырезали заготовки для деревянных ложек, делали глиняные свистульки, вырезали из дерева игрушки, расписывали доски, да прялки. И все это называется народные ремесла и промыслы

Девочка: Велика РОССИЯ наша

И талантлив наш народ,

На весь мир молва идёт!

Ложкари играть начнут

Ноги сами в пляс пойдут!

От зари и до зари

/ Ансамбль ложкарей исполняет русскую народную песню/

Хозяйка: Дальше бой скороговорок,

Разрешите нам начать.

Кто-то пусть скороговорит,

Остальных прошу молчать

(Раздаем написанный текст скороговорок, дети читают).

1. Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испек спозаранку.

2. Зимним утром от мороза

На заре звенят березы.

3.От топота копыт

Пыль по полю летит.

Дала сыворотку из под простокваши.

5. Коси коса, пока роса.

Роса долой, и мы домой.

6. Вкусная халва — мастеру хвала.

7. У четырех черепашек четыре черепашонка.

Хозяйка: А какие же посиделки без частушек? В нашей Тверской области частушка славилась своей остротой, смелостью и особой любовью народа.

1. Эй, девчонки – хохотушки,

Запевайте – ка частушки.

Чтоб порадовать гостей!

2. Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать-

Нас идёт четыре!

3. Мой милёночек не плох-

Посадил он мне горох.

Ну, а я для Сенечки.

Сею в поле семечки!

Где вы набелилися?

Мы вчера коров доили

5. Не хотелось выходить,

Стояла и стеснялася.

А гармошка заиграла-

Я не удержалася!

6. Если б не было воды-

Не было бы кружки.

Если б не было девчат-

Кто бы пел частушки!

7.По деревне я шла

И Ванюшу видела,

Под кустом сидел и плакал,

8.Расцвели девчонки наши,

Как ромашки на лугу.

А частушки распевают,

Словно пташечки в саду.

9.Слышал я от пацанов

Про какую-то любовь.

На девчонок я гляжу,

Ничего не нахожу.

10. Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Что бы нам похлопали.

Хозяйка: Позабавилась душа,

Эх, частушка хороша!

В избе молодёжь не ограничивалась песнями и плясками. Непременно играли в игры.

Игра «Золотые ворота» (Двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившееся цепочка должна пройти под воротами.

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».)

Заглянули в старину мы,

Будто дождь омыл сердца,

Только не допели струны

Нашу песню до конца.

Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всех не сказать.

Край весёлый наш чудесный,

Как и вся Россия-мать.

Всем спасибо за вниманье,

За задор, веселье, смех,

Говорим мы: «До свиданья!»

До счастливых новых встреч!

Хозяйка: Спасибо, ребята и гости дороги, что выслушали нас. Не забывайте и помните русские обряды и творчество русского народа.

Приглашаем всех к нашему самовару, угоститесь чайком и сладостями полакомитесь!

Приходите к нам в гости на посиделки в русскую избу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника проводов русской зимы — «Золовкины посиделки».

классный час по изучению народного фольклора.

Праздник является продуктом проектной деятельности учащихся в рамках изучения темы «Устное народное творчество». Подготовка к празднику проходит как на уроках литературного чтения, русского языка, окр.

«Семейные посиделки» праздник для детей и родителей. Как сохраняются семейные традиции. Вспомнить семейные песни, блюда кухни семьи. Познавательный интерес детей, узнать степень родства среди ро.

Цель: познакомить с историей чаепития, с целебными свойствами чая, расширять кругозор учащихся. Способствовать приобщению к традициям русской народной культуры, возрождать традиции внутрисемейной этик.

Сценарий праздника по мотивам русского фольклора «Проводы Зимы. Встреча Весны».

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2017/10/18/stsenariy-prazdnika-posidelki-v-russkoy-izbe

Читайте также:  Атрибуты праздника ивана купала
Оцените статью
Adblock
detector