- Развлечение в старшей группе: «Пословица недаром молвится». методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Сценарий конкурсной программы по пословицам и поговоркам
- «Пословица недаром молвится» материал (подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение в старшей группе: «Пословица недаром молвится».
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
Легкий непринужденный праздник с конкурсами играми и подарками ,очень понравился детям. В программе досуга знакомство со значением пословиц и поговорок, шуточная викторина , нацеленная на знание детьми пословиц, показ и отгадывание детьми поговорок, сюрпризные моменты . музыкальные игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zravstvuyte.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Развлечение для старшей группы:
«Пословица недаром молвится».
Цель: Развивать речевую активность детей через малые фольклорные формы. вызывать у детей эмоционально положительное отношение к досугу, желание активно участвовать в нем.
- Познакомить детей с одним из разделов русского фольклора: «пословицы, поговорки».
- Учить детей понимать смысл пословиц и поговорок.
- Заучить пословицы.
- Развивать речь и мышление детей.
- Закреплять умение работать в команде.
Материалы: корзинка с сюрпризом , мешок с книгой «Пословицы и поговорки», коромысло с ведерками, разноцветные камушки, видеоматериал и МР3 запись.
Ход занятия: Дети сидят на стульчиках в музыкальном зале, под фольклорную музыку входит ведущая в русском сарафане с корзинкой. проходит по залу, приветствует гостей…
-Зравствуйте, добро-молодцы, здравствуйте красно-девицы, здравствуйте, гости дорогие! Я, Рассказушка и пришла сегодня к вам не с пустыми руками. Ребята вы любите игры и подарки?. А слушать умеете? Есть у меня в корзинке- мешочек волшебный ,а что в нем лежит вы узнаете, если мою загадку отгадаете…
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.
Дети: — Книга
Рассказушка: — Правильно – это книга. Дети, а как мы узнаем о чём эта книга? (Ответы детей. Воспитатель читает что написано в книге)
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
- Любишь кататься — люби и саночки возить.
- Тише едешь — дальше будешь.
- Старый друг лучше новых двух
Рассказушка: — Ребята, вы догадались, что я прочитала? Правильно, эта книга пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки каждому знакомы с детства. Они возникли в давние времена, еще до того как появилась на Руси письменность. Их называют золотыми зернами русского языка, маленькими жемчужинами, сокровищами народной мудрости. Благодаря пословицам и поговоркам, наш язык становится образнее, красочнее, ярче. А сами мы немножечко мудрее.
В жизни на каждый случай есть меткое выражение – пословица.
О значении некоторых пословиц мы узнаем. когда посмотрим пластилиновый мультфильм о пословицах (демонстрация мультфильма)
Рассказушка продолжает беседу с детьми: Например, о людях, которые всегда торопятся и дела делают некачественно – народ сложил такую пословицу «Поспешишь – людей насмешишь»
— А есть люди очень медлительные, нерасторопные, они всегда отстают от других, про них говорят так: «Семеро одного не ждут».
— И вот людям ленивым, не очень умным от пословиц не укрыться. Но пословицы не только подмечают недостатки, но ещё учат смелости, верности, дружбе, трудолюбию.
— Кто знает такие пословицы, расскажите нам.
Выслушивает ответы детей.
— Вот я знаю несколько о дружбе :
- Друга ищи, а найдешь — береги.
- Друг познается в беде.
- Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
- Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
— О пословицах и поговорках народная мудрость тоже сложила поговорки и пословицы. Например, вот такие:
- Пословица недаром молвится.
- Пословица всем делам помощница.
- Пословица ввек не сломится.
- Стара пословица, да про новое молвится.
- У каждого Егорки свои поговорки.
— А теперь, давайте немного разомнёмся.
Дети делятся на две команды: «Бабочки» и «Цветочки» в соответствии с картинками на ведерках с коромыслом.
1.А сейчас шуточное задание по пословицам .(нужно выбрать правильный ответ)За каждый правильный ответ ,команда получает волшебный камушек,который Рассказушка кладет в ведерко…
Любишь кататься, люби и…
-друг, товарищ, брат
-все к мамкам бегут
-кулаками не машут
-никому уже не страшно.
-сам себе режиссер.
Не буди лихо, пока…
Бесплатный сыр бывает только…
-улитку не догонишь
Без труда не вытащишь и…
-жвачку из волос
-друга из Интернета.
Будет дождик – будут и…
Чем дальше в лес, тем…
Слово – не воробей…
-вылетит — не поймаешь
-сверху не капнет
-не разгонит голубей.
Не зная броду, не суйся…
Семь раз отмерь…
-коли делать нечего
-один раз выкинь
(музыкальная пауза-игра с ускорениемМР3)
Рассказушка — Поговорки – меткие выражения, делают нашу речь богатой, образной и интересной. А вот веселое задание. Изобразите поговорку и объясните смысл.
- Работать спустя рукава.
- Клевать носом.
- Тянуть за уши.
- Воды в рот набрать.
- Кусать локти.
- Зарубить на носу.
Рассказушка приглашает 6-ых детей, которые по очереди изображают поговорки, остальные дети отгадывают.
- -Скучен день до вечера…(коли делать нечего).
- -Семь раз отмерь…(один раз отрежь).
- -Любишь кататься…(люби и саночки возить).
- -Не красна изба углами, …(а красна пирогами).
- -Не рой яму другому…(сам в нее попадешь).
- -Не зная броду,…(не суйся в воду).
- -Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается).
- — Первый блин…(комом).
- -Не было бы счастья…(да несчастье помогло).
- -Куй железо…(пока горячо).
- -Готовь сани летом,… (а телегу зимой).
- -Не сиди сложа руки…(не будет скуки).
- -Хороша веревка длинная,…(а речь короткая).
- -Чай пить –… не дрова рубить.
- -Терпенье и труд все …перетрут.
- -Правда ни в огне не горит, ни в воде… не тонет.
- -Друзья познаются… в беде.
- -Не спеши языком, торопись… делом.
- -Золото из земли добывают, а знания –… из книги.
- -За добрые дела всегда ждет… похвала.
- -Доброе слово лучше всякого… пирога.
- -Кто друга в беде покидает, тот сам в беду… попадает.
Рассказушка: -Молодцы ребята, как много вы пословиц знаете.
-Наши конкурсы закончились. Я приглашаю двух помощников для подведения итогов .( взрослые считают камушки в ведерках)
-Счет равный .Победила ДРУЖБА.
Пословицы недаром молвятся…
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья!
А в качестве поощрительных призов , я приготовила для вас гостинцы –это баранки! (Рассказушка угощает детей , прощается и уходит).
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/06/24/razvlechenie-v-starshey-gruppe-poslovitsa-nedarom-molvitsya
Сценарий конкурсной программы по пословицам и поговоркам
«Доброе слово сказать – посошок в руки дать»
Конкурсная программа русских народных пословиц и поговорок среди 5,6,7,8,9 классов.
Цели : 1.Формировать осознанное патриотическое чувство, основанное на понимании тех духовных ценностей, которые заложены в традиционной народно культуре.
2.Прививать желание знать и использовать русский фольклор.
3.Воспитывать у детей любовь и уважение к народному творчеству, народным традициям.
Ведущий 1: Все мы знаем и любим пословицы, поговорки и загадки. Они относятся к малым жанрам фольклора. Очень трудно переоценить из значимость в культурной жизни народа. Известный фольклорист, исследователь устного народного творчества Ф.И.Буслаев писал: «В старину предание заменяло и школу, и науку.». И пословицы, и поговорки, и загадки выполнили роль обучения и познания жизни.
Ведущий 2: Мы увидим, что они охватывают почти все сферы человеческой жизни. В них отразились представления народа о поведении и правилах жизни, о логике, этике, эстетики народного быта. Малые фольклорный жанры вобрали в себя общее мировоззрение народа.
«Начало поэтического творчества теряется в тёмной, доисторической глубине, когда созидался сам язык », — писал Ф.И.Буслаев. Народ тысячелетиями по крупицам собирал, накапливал свои жизненные наблюдения и закреплял их в пословицах, поговорках и загадках. Это поистине сокровищница народного опыта и мудрости.
Первый тур – «Загадка, загаданная пословицей»
На чужой стороне ооа милей вдвойне. Ооа краше солнца, дороже золота. Любовь к ней сильнее смерти.( Родина)
Кто в ней не бывал, красоты не видал. Ооа – что гранит, никто её не победит. Она слезам не верит. (Москва)
Рад он, что пирог велик, а не знает он, чем пирог набит. От него добра не жди. Из него и плачь смехом прёт. (Дурак)
Она и мудрого смиряет. Она плачет, богатство скачет. Она не грех, а до греха доводит. (Бедность)
Его сгубишь – новое не купишь. Оно дороже богатства. Чистота – залог его. (Здоровье)
Сердце её лучше солнца греет. Роднее её нет. Птица рада весне, а дитя ей. (Мать)
Без него и колокол нем. Он болтает, а голова отвечает. Он до Киева доведёт. (Язык)
Хлеб – соль ешь, а её режь. Она в воде не горит, и в воде не тонет. Она хорошо, а счастье лучше. ( Правда)
Человек без них, что дерево без корней. Они познаются в беде. Не имей сто рубле, а имей сто их. (Друзья)
Без него нет добра. Без него нет плода. Без него и отдых не сладок.(Труд)
Где он, тут и хозяин. Его вести – не лапти плести. Он не велик, да лежать не велит (Дом)
Без него все приестся. Без него сыт не будешь. Блюди его на обед, а слово – на ответ. (Хлеб)
Второй тур – «Подбери пословицу».
Ведущий показывает пословицы и поговорки той или иной страны. Задача игроков – подобрать русскую пословицу или поговорку, аналогичную по смыслу.
В закрытый рот муха не залетит. Итальянская пословица.(Слово – не воробей: вылетит не поймаешь)
Две собаки вряд ли поделят одну кость. Английская пословица. (Два медведя в одной берлоге не уживутся)
Похвала – не пудинг. Английская пословица. («Спасибом» сыт не будешь)
Где нет фруктовых деревьев, свекла сойдёт за апельсин. Иранская пословица. (Набезрыбье и рак – рыба)
Тот не заблудится, кто спрашивал. Финская пословица. (Язык до Киева доведёт)
Молчаливый рот – золотой рот. Немецкая пословица. (Слово – серебро, молчание – золото)
Разговорами риса не сваришь. Китайская пословица. (Гостя баснями не кормят)
И на белом нефрите есть пятна. Китайская пословица. (И на солнце есть пятна)
Ранняя птичка съедает червячка. Английская пословица. (Кто рано встаёт, тому Бог подает)
Пика не кладётся в мешок. Польская пословица. (Шила в мешке не утаишь)
Бежал от дождя, попал под ливень. Арабская пословица. ( Из огня да в полымя)
Не учи рыбу плавать. Английская пословица. (Не учи ученого)
Третий тур – «Одним словом»
Задание – одни словом передать смысл фразеологизма.
У черта на куличиках. (Далеко)
Семи пядей во лбу. (Умный)
От горшка два вершка. (Маленький)
Когда рак на горе свиснет. (Никогда)
Одной ногой в могиле. (Старый, больной)
Ни кола, ни двора. (Бедный)
В голове ветер гуляет. (Глупый, бестолковый)
Хоть пруд пруди. (Много)
Рыло в пуху. (Виноватый)
После дождичка в четверг. (Неизвестно когда)
Яблоку негде упасть. (Тесно)
С гулькин нос. (Мало)
Тугая ложка. (Богатый)
На ходу подметки рвёт.(Ловкий, хтрый)
Палец в рот не клади. (Отчаянный)
Четвертый тур – «Вспомни пословицу»
Участники отвечают на вопросы ведущего, вспоминая пословицы .
С чем сравнивают чужую душу пословица? (С потёмками)
Что в воде не тонет и в огне не горит? (Правда)
Что будет, если поспешишь? (Людей насмешишь)
Что в мешке не утаишь? (Шила)
Что не сделаешь без труда? ( Не вытащишь и рыбку из пруда)
Чем красна изба, если не углами? (Пирогами)
Пятый тур – «Продолжить пословицу»
Ведущий читает начало пословицы, а участники должны её закончить)
Кто много читает…(Тот всё знает)
Не спеши языком… (А спеши делом)
Дерево смотрят в плодах…(А человека в делах)
Без дела жить…(Небо коптить)
Старый друг…(Лучше новых двух)
Пустая мельница…(И без ветра мелет)
Мягко стелет…(Да жёстко спать)
Дарёному коню…(В зубы не смотрят)
Как аукнется…(Так и откликнется)
За двумя зайцами погонишься…(Ни одного не поймаешь)
Шестой тур – «Вспомни пословицу и поговорку»
Так говорят, когда начинают какое-то дело без того, кто опоздал, или с упрёками тому, кто заставляет многих ждать себя. (Семеро одного не ждут)
Так говорится, когда у другого нет того, что он умеет делать, что он должен иметь по роду занятий. (Сапожник без сапог)
Так говорится про человека, который сам недостаточно или с чужих слов знает то, о чем говорит. (Услышал звон, да не знает, где он)
Если делаешь без суеты, то скорей достигнешь желаемых результатов. (Тише едешь – дальше будешь)
В состоянии страха опасность преувеличивают или видят её там, где её нет. Говорится, когда на самом деле опасность так велика. (У страха глаза велики)
Говорится по отношению к тому, кто оказался очень внимательным и помог в беде или, наоборот, проявил чёрствость к попавшему в беду. (Друг познаётся в беде)
Источник статьи: http://infourok.ru/scenariy-konkursnoy-programmi-po-poslovicam-i-pogovorkam-502562.html
«Пословица недаром молвится»
материал (подготовительная группа) на тему
в подготовительной к школе группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnaya_rech.docx | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
в подготовительной к школе группе
«Пословица недаром молвится»
— обобщить у детей знание о пословицах;
— развивать интерес к пословицам, потребность в их употреблении;
— воспитывать любовь к родной речи, обратить внимание на ее красоту, выразительность и точность;
— вовлекать детей в совместную игровую, творческую деятельность.
Подготовительная работа: заучивание пословиц с детьми, подготовка инсценировок и костюмов к ним, совместное рисование с родителями иллюстраций к пословицам.
Оформление: в музыкальном зале оформить выставку детских рисунков, на центральной стене зала изображены солнце, плетень, подсолнухи.
Декорации: деревенская изба, лавочка, деревянная посуда.
Музыкальный центр, записи с русскими народными мелодиями, призы – шоколадные монетки, леденцы-петушки.
Звучит русская народная музыка, дети рассаживаются в зрительном зале.
Ведущая : Добрый день! Мы приветствуем наших дорогих детей и гостей. Собрались мы на развлечение, всем на удивление, на других посмотреть, себя показать! Велик и могуч русский язык, много можно рассказать о нем, но наша сегодняшняя встреча посвящена пословицам. Давайте разделимся на две команды и посоревнуемся в знании пословиц (дети делятся на две команды). В этом сундучке необычные монетки (достает и показывает шоколадные монетки). Команды будут получать их за смекалку и знание пословиц. Ну что, команды готовы?
Дети отвечают на вопросы ведущей и получают монетки.
- Кто придумал пословицы? (народ)
- Когда появились пословицы и поговорки? (очень давно)
- Кто собирал пословицы и поговорки, как они сохранились до наших дней? (ученые, поэты, писатели, простые люди, любившие и знавшие и изучавшие русский язык)
- О чем говорят пословицы? (о добре и зле, об уме и глупости, о правде и лжи, о труде и лени, о дружбе, о любви)
- Почему вам нравятся пословицы? (они умные, складные, красивые, интересные, смешные)
Ведущая: Пословицы — это краткие изречения, выражающие житейскую мудрость народа. Поговорка, как и пословица, — остроумное, меткое народное суждение, краткое по форме. Пословицы отличаются от поговорок своей законченностью. Пословица — законченная мысль, поговорка — только часть суждения. Например: Под лежачий камень вода не течет (пословица) — Бить баклуши (поговорка). Каждый день мы используем в своей речи пословицы и поговорки. Практически к каждому случаю нашей жизни можно подобрать пословицу, их тематика очень разнообразна: работа, семья, любовь, дружба и т.д.
Конкурс № 1 «Доскажи словечко»
Ведущая: Давайте проверим, хорошо ли вы знаете русские пословицы. Я прочитаю пословицу, а вы закончите ее одним словом (пословицы читаются по очереди каждой команде за правильные ответы раздаются монетки).
- Не спеши языком, торопись…(делом).
- Сначала подумай, потом …(говори).
- Сумел взять – умей и … (отдать).
- Пилу точат, чтобы стала острее, а человека учат, чтобы стал … (умнее).
- О дереве судят по плодам, а о человеке по … (делам).
- Терпение и труд, все …(перетрут).
Конкурс № 2 «Узнай пословицу по двум словам»
Ведущая: Молодцы! Отлично справились с заданием. А сейчас послушайте пару слов и скажите, в каких пословицах они встречаются.
Семь – один. (Семеро одного не ждут. Один с сошкой – семеро с ложкой. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Семь бед – один ответ.)
Конкурс № 3 «Путаница»
Ведущая: Дети, к нам в приехал заграничный гость (звучит музыка, появляется старик Хоттабыч в восточном наряде).
Ведущая: Проходите, гость дорогой! Мы рады видеть вас в нашем детском саду.
Хоттабыч (говорит с акцентом): Здравствуйте! Вы речь ведете о пословицах? Мне тоже нравятся русские народные пословицы. Я их быстро выучил. Вот, например: Что с возу упало, того не вырубишь топором.
Ведущая: Ой-ой-ой! Ребята, вы поняли, что произошло? Наш гость перепутал все пословицы! Помогите ему, пожалуйста, назовите пословицы правильно (команды по очереди поправляют «иностранку»).
Хоттабыч : А вот еще, какую пословицу знаю: Не рой другому яму – пригодится воды напиться (дети называют правильные пословицы).
Хоттабыч : Ну а это правильно? Хочешь есть калачи – люби и саночки возить (дети называют правильные пословицы).
Хоттабыч : И вот еще, какую знаю: Слово не воробей – разобьешь, не сложишь (дети называют правильные пословицы). Спасибо вам, друзья! Теперь я постараюсь говорить пословицы правильно (гость прощается и уходит).
Конкурс № 4 «Аукцион»
Ведущая: А сейчас мы проведем аукцион! Его правила очень простые: кто пословиц больше знает, тот награду получает. Назовите пословицы о дружбе.
Старый друг – лучше новых двух.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Скажи, кто твой друг и я скажу, кто ты.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
Конкурс № 5 «В селе Веселово-Говорково»
Ведущая: Есть на свете маленькое село. Называется оно Веселово-Говорково. (звучит музыка «Во саду ли, в огороде», дети-артисты занимают места в избе, садятся на лавочку около дома)
Ведущая: В этом селе живет славный народ. Здесь без пословицы речь не молвится, как без углов дом не строится. Не любят они лентяев, смеются над ними, говорят: «Люди – хлеб убирать, а они на солнышке лежать».
Действующие лица: матушка, Акулина и Марфушка (ее дочки), хор – все в русских народных костюмах.
Из избы выходят две девочки. Марфушка садится на завалинку, зевает, начинает дремать.
Акулина: Проснулась Марфушка не поздно, не рано. До обеда проспала, да обедать встала. Наелась, поклонилась да опять повалилась.
Матушка (выглядывает из окна): Марфушка, сходи за водицей на речку!
Марфушка: Да лень мне, дремота одолела!
Акулина: Вот лодырь! Кто ленив, тот и сонлив!
Матушка (из избы) : Марфушка, иди кисель хлебать!
Марфушка (поднимаясь): Раз матушка велит – надо идти. Где моя большая ложка? Без меня не начинайте ! (уходит в избу)
Хор на завалинке запевает:
Хорошо лентяю жить, совсем не о чем тужить.
Он избы не прибирает, как испечь калач не знает.
С зарей рано не встает, с косой в поле не идет.
А уж как за стол идти, ложку знает, где найти.
Марфушка (высовывается из окна): Ой-ой! Не надо про меня петь!
Хор: Хочешь есть калачи – не сиди на печи!
Ведущая: Дети, какие пословицы вы услышали? А какие еще можете сказать о труде? (ответы детей: Терпение и труд все перетрут. Труд кормит, а лень портит. Без труда не вынешь рыбку из пруда. Не бывает скуки, коли заняты руки.) Много трудились в Веселово-Говорково, но и веселиться не забывали. Недаром в пословице говорится «Делу – время, потехе – час». Когда кончалась работа, собирались у околицы и стар и млад, смешили друг друга потешками да небылицами.
Сценка «Веселый Емеля»
Выбегает Емеля с балалайкой в костюме скомороха
Емеля: Здрасьте! А вот и я – Емеля, весела неделя. Голоса услыхал – к вам прибежал. Эх, мы паря удалые да озорные – голосом спляшем, ногами споем. В общем и целом прекрасно живем! Вот присяду у ворот да потешу народ. Я спою, а вы подпевайте ! (имитируя игру на балалайке, исполняет небылицы, дети ему отвечают)
Емеля: На дубу коза пасется, в бане парится медведь. Рано утром вечерком, поздно на рассвете баба ехала верхом в ситцевой карете.
Все: Здорово, здорово у ворот Егорова, а у наших у ворот все идет наоборот.
Емеля: На заборе чепуха жарила варенье. Куры съели петуха в одно воскресенье. Сидит ежик на заборе, новая рубашка, на макушке сапожок, на ноге фуражка.
Все: Здорово, здорово у ворот Егорова, а у наших у ворот все идет наоборот.
Емеля: А наш дедушка Иван посадил кота в карман. Котик плачеи и рыдает, громко дедушку ругает. По реке плывет корова, обгоняет пароход. На рогах сидит ворона и соломинкой гребет.
Все: Здорово, здорово у ворот Егорова, а у наших у ворот все идет наоборот.
Емеля: Эх, весело тут у вас! Смотрю, нарисовали много рисунков к пословицам, а давайте выберем те, которые больше всего всем понравились! (выбирает с детьми на выставке рисунки-иллюстрации к пословицам, дарит победителям призы – леденецы-петушки)
Ведущая: Вот так весело и дружно живет народ в селе Веселово-Говорково. Вам понравилось? (ответы детей) Давайте посмотрим, как команды справились с заданиями (подсчитывается количество монеток у команд, определяются победители). Молодцы, ребята! Все вы хорошо знаете пословицы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель: Создать условия для обогащения образной речи детей посредством использования малых фольклорных форм (пословиц). Задачи: * воспитывать интерес к народной культуре через разучивание пословиц, .
Викторина может проводиться с детьми старшего и подготовительного к школе возраста.
Занятие позволяет в увлекательной форме познакомить детей с некоторыми пословицами.
Сценарий развлечения в подготовительной к школе группе«Пословица недаром молвится»Задачи:- обобщить у детей знание о пословицах;- развивать интерес к пословицам, потребность в их употреблен.
Непосредственно образовательная деятельность по теме «Пословица недаром молвица. » направлена на обогащение детьми знаний о русском фольклоре.
Дети получают представление о жанровых особенностях и значении пословиц как народной мудрости.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2016/12/12/poslovitsa-nedarom-molvitsya